|
Гомель—Бобруйск—Несвиж—Мир—Барановичи—Брест—Гродно—Лида—Минск
Хочу сказать сразу: слово «крэпасць» использовано в самом прямейшем смысле и не несет никаких околополитических аллегорий — просто маршрут этой поездки разрабатывался таким образом, чтобы за пять майских праздничных дней (с 1 по 5 мая 2013 года ) осмотреть несколько крепостей и укрепрайонов разных эпох, разбросанных от Бобруйска до Гродно.
День первый
Едем вдвоем с женой, старт из Воронежа в 3 ночи, в том же самом направлении, как мы ездили по Украине в Новый Год — в сторону Курска. Была иллюзия, что раз тогда прокатились по Воронежской и Курской областям до границы с Украиной без проблем, то и до Беларуси так же беспроблемно доберемся. Как бы не так ! )) В Брянской области, сразу после границы с Курской, началось чудовищное бездорожье. Битый асфальт продолжался больше 100 км : (.
Что скрашивало маршрут — так это природа. Реки, озера, леса….
Ранним утром в Брянской области увидели первых аистов, потом в Беларуси мы их встречали всегда и везде.
Удивил разлив р.Десна — несколько километров лесов и лугов вдоль реки были под водой. Несмотря на проливной дождь, выскочил из машины, чтобы заснять непривычное для нас зрелище — река, залившая леса и луга почти до горизонта.
После въезда на территорию Беларуси окружающая местность преобразилась как будто по мановению волшебной палочки. Окрестные леса неожиданно стали чище и даже как будто зеленее :), а с дорог исчезли ямы, причем совершенно независимо от важности городков и сел, к которым вели эти дороги.
Бензин подешевел сразу на 3 рубля, одновременно прибавив в качестве — расход топлива Пиканто с привычных 6,5 литров на 100 км (по трассе) упал до 5,5.-5,8. Ну и как приятный бонус мы получили необычайно чистый воздух — даже в городах, казалось, вовсе лишенных пыли.
Кроме того произошла еще одна удивительна вещь — вдоль дорог появились чистые (!) площадки отдыха с туалетами, в которых не воняло )) При этом туалеты были простейшие, как говорили в классическом фильме, типа «сортир», но почему-то без привычной нашей вони.
Ну и еще удивили распаханные поля, луга с пасущимися стадами и непривычное количество тракторов на дорогах белорусской глубинки. В России такое увидишь теперь не часто, даже огурцы в наших магазинах в основном китайские :(.
В середине дня мы ненадолго заехали в Гомель. Там мы осмотрели дворец Румянцевых-Паскевичей, расположенный в самом центре города. Вспомнился рассказ товарища, перегонявшего лет 12 назад джип из Чехии, и случайно заночевавшего тогда в центре Гомеля. В те времена его поразила чудовищная разруха этих мест. Но сейчас все изменилось
Вокруг дворца — красивый парк, в котором живут лебеди.
Разлив реки Сож удивил — затоплены центральные городские набережные. Когда стоишь на гранитных ступенях, уходящих под воду, испытываешь очень необычные ощущения — как будто участвуешь в фильме «Титаник». :)
Впечатление усиливали речные суденышки, плавающие среди лесных деревьев.
Ну а пение соловьев возле АЗС на окраине Гомеля оказалось приятным бонусом :).
Из Гомеля мы переехали в Бобруйск. Там нас интересовала крепость, построенная в 1810 году, как раз накануне войны с Наполеоном.
Крепость участвовала в этой войне, но затем к концу 19 века свое военное значение утратила. С 1870-1880-х крепостные сооружения использовалась под склады и тюрьму. После революции и в период фашистской оккупации там тоже были тюрьмы-концлагеря, причем до сих пор один из казематов крепости — это тюрьма.
Территория крепости огромна, несколько километров в поперечнике, ездили там на машине.
Расположенный тут же, в крепости, большой спорткомплекс как-то затерялся в этом размахе.
Боевые казематы давно заброшены, но в целом чисто и интересно. В общем, впечатляет!
Таблички предупреждают о возможных опасностях.
Поражает качество кирпичной кладки 200-летней давности!
На фото внизу — двухэтажный редюит с капониром в горже равелина. Если кто-то из уважаемых автоколлег-читателей понял эту фразу — значит, мы с Вами по духу родственники :).
Старые казармы на территории крепости заброшены и потихоньку разваливаются.
А перед крепостью живописно изгибается один из затонов реки Березина.
На ночь остановились в маленьком городке Старые Дороги. Городок смахивает на небольшую Венецию — кругом каналы с мостиками, очень необычно.
Хороший двухкомнатный номер стоил всего лишь около 700 рублей :). Проехали в этот день всего чуть меньше 1 000 км.
День второй
С утра пораньше двинулись в район городков Несвиж и Мир. Проехать мимо главных туристических достопримечательностей Беларуси мы никак не могли. Сельские дороги здесь узкие, но неизменно отличного качества.
А вдоль дорог вместо привычных реклам очередных гламуров — совсем другая реклама :).
По пути тормознулись у нескольких ДОТов так называемой «Линии Сталина» — укреплений середины 1930-х годов вдоль старой границы СССР. В этом районе ДОТы мирно располагались на территории местной фермы.
Несвиж удивил великолепной, тщательной, исторически достоверной и очень дорогой реставрацией.
Внутри замок не менее впечатляющ!
Возле замка разбит отличный парк, рядом — пруд и пляж.
Аналоги этого комплекса — лучшие дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей. Правда, некстати вспомнились загаженные дворцовые гатчинские парки, куда мы прокатились позапрошлой осенью… Ну и нечто подобное видели когда-то в Италии. В общем, впечатляет, особенно с учетом специфических местных особенностей.
Осмотрев Несвижский замок и немного прогулявшись в парке, мы переехали в Мир. Сам Мир — старомодный одноэтажный городок. Вот так он выглядит со стен Мирского замка.
Удивило невероятное количество туристов отовсюду, в основном — из Москвы. Мы посмотрели замок, поднялись в пару башен, прошлись по стенам.
Чтобы туристы могли по достоинству оценить усилия реставраторов, некоторые участки стен оставлены в дореставрационном виде, а старые фотографии дают понять, как выглядел замок ранее. В руинированном состоянии он пребывал еще в конце 1990-х.
Во время осмотра замков Мира и Несвижа нам с грустью вспомнились когда-то не менее великолепные замки Западной Украины. Но многие украинские замки, такие, как красивейшие Подгорецкий или Свиржский замки, , пребывают ныне в запустении и безлюдье.
Из района Мира и Несвижа мы двинулись на запад в сторону Бреста, по пути надолго задержавшись в районе городка Барановичи. Во время Первой Мировой войны в 1915-1916 годах здесь проходила линия фронта, и о ней напоминают германские укрепрайоны (УРы) тех лет.
Сначала мы остановились у немецких ДОТов, расположенных прямо у международной трассы Москва—Брест.
Ругнулись насчет какого-то проезжающего туриста, решившего, что 100-летний ДОТ — отличное место для импровизированного туалета (вход в один из расположенных там германских ДОТов был так конкретно загажен, что осмотреть ДОТ не получилось :(. Наверное, есть какой-то еще не до конца изученный закон природы, по которому старые фортификационные сооружения вызывают у некоторых людей непреодолимое желание там нагадить :(. Особенно это огорчает на фоне того, что белорусские власти в этом месте организовывают мемориал кровавым событиям тех лет — установлен обелиск, высажена памятная аллея.
Потом мы, уйдя от трассы Минск—Брест немного в сторону, по местным сельским дорожкам выбрались к внушительным бетонным казематам — укрытиям для германской артиллерийской батареи времен Первой Мировой.
Там я взял себе на сувениры несколько осколков русских снарядов (ну а кто еще мог обстреливать немецкие позиции?). Реально кожей ощущаешь историю своей страны!
От этих укрытий для пушек мы поехали по очень непростой грунтовке…
…в район немецкого укрепрайона 1915-1916 годов, известном в кругу любителей военной истории как «Болотный холм». Со склонов этого холма, изрытого окопами, грозно выглядывают германские ДОТы.
Когда в 1920-х в результате событий, последовавших за позорным «Брестским Миром», эта территория отошла к Польше, немецкий УР был модернизирован польскими инженерами. Результат их работы мы и хотели осмотреть.
Но сначала заболоченная грунтовка привела нас к затерявшемуся в здешней глуши величественному безымянному памятнику. В бетоне остались следы демонтированных накладных пластин, на которых, видимо, и рассказывалось, что именно хотели увековечить его создатели.
По самой распространенной версии, памятник установлен поляками в 1920-1930-х годах в честь польских легионов, а три бетонных креста символизируют в польской истории «Три великих похода на восток». Скорее всего, так оно и есть — сражавшимся здесь немцам в 1915 или 1916 было не до памятников. Сейчас вокруг — только безлюдные леса и луга.
Рядом с памятником расположено большое полуподземное польское укрепление — два старых германских ДОТа поляки расширили и соединили закрытым бетонным тоннелем-потерной, который проложили на месте старой немецкой траншеи. Отрадно, что неравнодушные краеведы расчистили это сооружение от наступающего леса и борются с осыпающимися земляными склонами.
Обойдя крепость поверху и снаружи…
… мы, конечно, полезли внутрь :).
Выбитый в бетоне лозунг «Нам крепостью станет каждый порог» — строка из старой военной польской песни 1901 года, которая активно использовалась поляками в антисоветской пропаганде 1930-х годов.
Но эти укрепления, как и многие другие польские ДОТы вдоль границы Польши и СССР, никак не помогли полякам в сентябре 1939-го. Когда сюда пришли части РККА, ДОТы некому было защищать — вся польская армия была уже фактически разбита немцами на западных направлениях.
Из района Барановичей мы переехали в Ружаны, где расположены величественные руины дворца Сапег.
В центре руин два местных гопника, разговаривая исключительно матом, пили пиво. При этом вокруг — чистота, как и везде в Беларуси. Даже стало интересно понаблюдать: неужели гопота потом бутылки с собой аккуратно уносит? :)
Из Ружан мы переехали в городок Коссово, чтобы осмотреть восстанавливающийся дворец Пусловских (19 век). Дворец был сожжен партизанами во время Великой отечественной и начал восстанавливаться только сейчас. Интересна его конструкция: дворец спроектирован так, чтобы в каждую из его 120 комнат по очереди на 2-3 дня попадало солнце. Его 12 башен символизируют 12 месяцев. Когда-то его построил польский воевода, ну а его внук проиграл дворец в карты.
Напротив дворца расположена восстановленная усадьба национального героя Польши и США (да-да!) Тадеуша Костюшко. Во время войны США с Англией за независимость он руководил обороной нескольких городов, в том числе организовал строительство укреплений Филадельфии, и стал бригадным генералом армии США. В США в самых разных городах названы его именем улицы, мосты и даже станция метро.
Катаясь по сельским дорожкам, мы останавливались у старых костелов….
…и любовались дикими лебедями, обосновавшимися в придорожном прудике.
Ну и от Коссово мы проехали в городок Кобрин, где у нас был заказан номер в центре в гостинице «Беларусь». Цель вообще-то была — Брест, но там мест в гостиницах не было вообще уже пару недель назад. На нашем маршруте это была самая дорогая гостиница (но все равно дешевая по российским меркам) — за хороший небольшой номер заплатили около 1 600 руб.
День третий
С утра пораньше думали рвануть в Брест, но неожиданно задержались в Кобрине. Поскольку жили в самом центре, вышли утром прогуляться, и обнаружили, что весь центр Кобрина — пешеходный, очень красивый и невероятно чистый (впрочем, как и везде в Беларуси).
Рядом с нашей гостиницей оказался дом полководца А.В.Суворова, который прослужил в Кобрине несколько лет, и парк, названный его именем.
Ну а затем, нагулявшись в Кобрине, мы двинулись в Брест. Главная цель была, конечно, Брестская крепость, но по пути задержались в Музее паровозов.
Даже не думал, что управлять паровозом так сложно :).
Брестская крепость прежде всего поразила масштабом. Только здесь осознал, что все основные события, связанные с ее обороной, происходили на территории внутренней крепости-цитадели (относительно небольшого внутреннего участка укреплений, примерно 1,5х1,5 км), а вся крепость занимает несколько квадратных километров. К примеру, в Шлиссельбурге (крепость Орешек) цитадель по размеру сравнима с иной квартирой, а вся крепость меньше одной брестской цитадели. Вокруг крепости в радиусе 5-10 км расположены номерные форты и ДОТы Брестского УРа, к которым нам тоже предстояло съездить.
В отчетах автопутешественников приведено много фото Брестской крепости, поэтому ограничимся самыми символичными.
Сооружения крепости сильно разрушены. Причем не только во время боевых действий, но и после войны — крепость разбирали на кирпич при восстановлении Бреста.
Вот так, к примеру, выглядит то место, где когда-то была застава Кижеватова. Теперь здесь площадь с остатками фундаментов, залитых сверху бетоном.
В осматриваемой туристами части крепости почти все внутренние помещения закрыты.
А вокруг крепости — разливы рек, пение птиц и аромат цветущих деревьев.
Из крепости мы поехали в форт № 5. Он находится в белорусской погранзоне, но туристов там особо не гоняют. Впечатляющее сооружение!
Форт был построен в конце 19 века и соответствовал лучшим стандартам своего времени. Прекрасно сохранившиеся боевые казематы соединены между собой бетонными коридорами-потернами.
Обследовав форт снаружи…
…мы продолжили осмотр и внутри :).
Заглянули даже в солдатский туалет с необычной бронекрышей.: )
За все свою историю форт принял участие в боях только раз — в 1939 там сражались с гитлеровцами польские части. Не некоторых амбразурах видны следы сильных обстрелов.
Сохранился аутентичный бронеколпак, один из двух, второй таки срезали :(. Бронезаслонки, прикрывавшие смотровые щели, до сих пор подвижны. Делали на совесть!
От форта 5 мы проехали к небольшой части Брестского УРа так называемой «Линии Молотова», как часто в обиходе называют укрепления вдоль новой границы Советского Союза, образовавшейся после присоединения в 1939 году новых территорий. На осмотренном нами участке к длинному старому пороховому погребу 19 века по краям пристроили два двухуровневых ДОТа, соединив все это сооружение ходами-потернами в один оборонный комплекс.
Как всегда в подобных местах, надо быть осторожным и внимательным. Вот так, к примеру, неожиданно появляется в свете фонаря открытый лаз на нижний уровень (вид сверху).
Сооружение бесхозное и потому загаженное, по белорусским меркам, конечно. Если в России и Украине в таких сооружениях местные жители с удовольствием устраивают могучие свалки, то в Беларуси такого, конечно, нет. Но вот граффити и пустые бутылки в этом комплексе, увы, присутствовали. Кто-то не поленился, и, счистив старую побелку, открыл написанные на стенах лозунги социалистических времен, но другие, тоже не поленившись, щедро все покрыли дебильными граффити :(.
Из Бреста мы отправились на север, в обход Беловежской Пущи, по пути любуясь местной природой.
В окрестных деревнях сильно ощущается бывшее польское присутствие.
Много памятников, посвященных Великой Отечественной. Например, этот величественный монумент был поставлен в честь освобождения одного из сел.
Проехав Гродно, продолжили движение в сторону польской границы. Уже вечером, около 19-20 часов мы подъехали к Августовскому каналу, расположенному в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО. Канал, соединяющий Вислу и Неман, выстроенный еще в царской Российской империи, в настоящее время поделен между Польшей и Беларусью.
Туризм в этих краях развивается уже почти 100 лет. Белорусская часть канала долгие годы была в запустении, однако восстановительно-реконструкционные работы в 2000-е годы превратили его в подобие национального парка западного образца — туристам предлагаются водные маршруты, проложены тематические тропы для пеших прогулок, созданы зоны отдыха и развлечений, и при этом сохранена экологически чистой природа этих мест. Подтверждением тому служат безмятежные лебеди и косули, которых мы встретили тем вечером.
Мы осмотрели часть канала со шлюзом и ближайшими ДОТами той же самой Линии Молотова.
Уже в темноте, около 20-21 часа подъехали к форту № 2 крепости Гродно. Вокруг Гродно еще перед Первой Мировой войной фортификаторы Российской империи выстроили около десятка типовых номерных фортов. По конструкции они одинаковы и представляют собой длинную, метров 250, бетонную стену с ячейками для стрелков, а под ней — подземные бетонные укрытия и потерны. Гарнизоны этих фортов сражались с немцами во время Первой Мировой. Гродно тогда немцам сдали, и отступавшие русские войска все форты, кроме одного, взорвали. Но они все равно интересны для осмотра.
На этом форте во время Второй Мировой войны гитлеровцы устроили массовые казни местного польского населения, сейчас здесь создан польский мемориал.
В темноте и полном безлюдье внутрь потерны мы лезть побоялись, несмотря на имеющиеся фонари :).
Заночевали в Гродно, в неплохой гостинице на территории огромного спорткомплекса. Гостиницы центральной части города держали вполне европейские цены, но здесь, чуть поодаль от замков-костелов, хороший номер обошелся в 750 рублей. Интересно, что в Гродно огромный спорткомплекс используется по назначению — везде допоздна работают секции, борцы-боксеры и прочие атлеты усиленно тренируются.
А вот в нашем Воронеже территория и инфраструктура крупнейшего в области стадиона давным-давно превращена в рынок.
День четвертый
С утра погуляли в центре Гродно, начав осмотр города со Старого Замка:
Затем, прогулявшись вдоль набережной…
…снова вышли в исторический центр. Чистый ухоженный город с европейскими корнями, архитектурой напомнил Львов в миниатюре.
Кажется, мы разобрались, почему вокруг была такая чистота — утром 9 из 10 встреченных нами местных жителей были дворниками. Причем, что характерно для Беларуси, все они были славянской внешности :).
Интересно, что в историческом центре расположена старая, 200-летняя тюрьма №1, в которой держат особо опасных преступников.
Потом мы проехали к еще одному форту крепости Гродно — форту №3, одному из наименее разрушенных. По пути увидели информационный щит, предупреждающий о начале погранзоны, но, поскольку брустверы форта были уже перед нами, нас это предупреждение не остановило :). Неприметная грунтовка позволила заехать непосредственно на сам форт, сверху. Дело в том, что все форты вокруг Гродно строились таким образом, что с фронта они были практически не заметны и почти полностью сливались с местным рельефом. Грунтовка заканчивалась как раз на вершине бруствера перед бетонными стрелковыми ячейками.
На этом форте уцелел уникальный бронеколпак царских времен, почему его в чермет не сдали — не понятно, ведь для многих это так прибыльно :)).
На тыльной стороне колпака — след газового резака, но все-таки сделанная 100 лет назад сталь устояла. Толщина брони поражает — ладонью накрывается с трудом!
Внутри бетонные казематы покрыты сталактитами и сталагмитами, как в естественных пещерах. Впрочем, это происходит в большинстве подобных сооружений.
От форта №3 мы направились в Лиду. Дорога в Лиду — ну что про нее сказать… Как обычно в Беларуси :).
Перед самой Лидой мы остановились в деревеньке Мурованка и осмотрели церковь 16 века так называемого «оборонного типа». В этих краях частенько так строили в те лихие времена. Перед церковью нас, как принято в Беларуси, встретили аисты. :))
Из Мурованки мы проехали в Лиду к замку князя Гедимина. Замок был почти полностью разрушен давным-давно, его сейчас восстанавливают, но в отличие от Мира и Несвижа, новодел очень сильно бросается в глаза.
Со стен замка открываются замечательные виды на ухоженный городок.
Из Лиды уже под вечер мы добрались до большого музейного комплекса «Линия Сталина» на шоссе Минск—Молодечно. В 1930-е Минск был окружен кольцом из нескольких сотен ДОТов, которые располагались через каждые 500-800 метров. Правда, в 1941-м это не помогло — немцы захватили Минск уже через неделю после начала войны, причем Совинформбюро даже не сообщило о сдаче города. Большинство сооружений Минского УРа были просто брошены войсками, сражались гарнизоны лишь нескольких ДОТов . Музейный комплекс вызвал неоднозначные впечатления... С одной стороны, два ДОТа из четырех, оказавшихся на его территории, расчищены, а их оборудование восстановлено до такого прекрасного состояния, какого в 1941-м там, скорее всего и не было. Это, несомненно, большая заслуга организаторов музея. В России нечто подобное сделано только в Сестрорецке, где энтузиасты поискового движения своими силами восстановили артиллерийский полукапонир «Слон» Карельского укрепрайона, заодно организовав вокруг него музей образцов фортификации, использовавшейся в разное время на Карельском перешейке. Отрадно, что в Беларуси этим занимается государство, а не только любители военной истории.
Можно даже ощутить самому, как оно было, в те далекие времена….
Но два других ДОТа просто покрашены и стоят запертые.
Основную же часть экспозиции комплекса «Линия Сталина» составляет советская военная техника 1960-1970-х годов, никакого отношения к Линии Сталина не имеющая.
При этом самые интересные экспонаты собраны в загончик с грозной надписью «Не входить». Странно и непонятно…
Ну а наиболее удручающее впечатление произвело железо, призванное изображать разбитую в боях технику. Раскуроченные «Победы», мотоцикл «Днепр», перекрашенный в хаки или кабина послевоенного грузовика с полустертой надписью «Пассажиров не брать!» для этой цели явно не годятся.
При этом рядом с этим хламом соседствуют реальные артефакты того сурового времени — редкие бронетранспортеры, пробитые вражескими снарядами башни наших танков.
А вот полуразбитая башня редкого сейчас довоенного Т-26 брошена в кузов грузовика.
Ну и венчает весь комплекс «Линия Сталина» соответствующая скульптура :):
В общем, для патриотического воспитания такой комплекс — это, конечно, лучше, чем ничего, но ожидалось больше историчности. Даже выставки военной техники на Поклонной Горе куда информативнее и достоверней.
Чтобы увидеть реальную, а не музейную «Линию Сталина», мы проехали по окрестным лесам и деревням. Природа в этих местах сказочная!
До темноты мы осмотрели несколько ДОТов Минского УРа, расположенных поблизости.
Посмотрели уникальное сооружение — противотанковую огневую точку (ПТОТ), представляющую собой башню Т-26, самого массового танка 1930-х годов, на крыше бетонного бункера. По всей Линии Сталина, что в Украине, что в России, такие башни давно сданы в чермет (или в музеи, что реже), а тут уцелела вместе с «родным» казематом.
В комплексе «Линия Сталина» имеется подобная ПТОТ. Вот так это должно было выглядеть в июне 1941-го…
Характерный момент — на всех увиденных нами ДОТах отсутствуют боевые повреждения (пробоины, следы попаданий снарядов и пуль). Немцы просто прошли мимо большинства брошенных бетонных коробок… К сожалению, дождливая погода и раскисшая пашня не позволили осмотреть один из немногих героически воевавших ДОТов — 4-х орудийный капонир в лесу у деревни Мацки. Ну что ж, будет повод вернуться!
Заночевали мы под Минском, двухкомнатный номер за 750 рублей, да еще в кафе при гостинице заказали ужин на двоих за 200 рублей, который забрали с собой в номер. Единственный, но серьезный минус — как оказалось, кафе работало до утра, и в итоге под окнами периодически орали местные алкаши :(.
День пятый
С утра проехали Минск вдоль и поперек. Город по-своему интересен, но останавливаться там нам не захотелось. Может, потому что слишком современный, без налета исторической патины?
Обратный путь выбрали традиционный для южнороссов — через Смоленск—Брянск—Орел—Елец и далее по М-4. По дороге домой осмотрели мемориал расстрелянным польским военнопленным в лесу у деревни Катынь под Смоленском.
Ну и потом — домой. Проехали в этот день около 1 100 км.
Немного итогов и советов
Общий пробег за всю поездку составил около 3200 км. Бюджет нашей пятидневной экскурсии в «крэпасць Беларусь» — 15 000 руб плюс разные покупки. Полиция в этой поездке нас не тревожила, как почти всегда и бывает в наших путешествиях. Машинка, как обычно, исправно делала свою работу и радовала расходом белорусского бензина — в среднем 5-6 литров, на российском почти всегда больше.
Были поражены жутким качеством дорог в Брянской и Орловской областях — только двухполосные, в основном убитые и при этом загруженные по полной программе.
Немного про бронирование гостиниц в Беларуси. Это оказалось неожиданно сложно! Очень многие гостиницы там не имеют выхода в интернет и никак в нем не засвечены. Некоторые гостиницы нам удалось найти через белорусский Яндекс. Но даже если отель и имеет свой сайт, зачастую вы не найдете там цен — чтобы узнать эту великую тайну, вам придется позвонить администрации. Стоит отметить, что стоимость звонка в Беларусь оказалась от 4 до 20 раз (в зависимости от типа оплаты) дороже, чем, к примеру стоимость звонка в США! Надо быть готовым к тому, что отели в популярных туристических местах или в центральной части городов будут оперировать вполне европейскими ценниками. А уж если отель зарегистрировался в системе booking.com и допускает автоматическое бронирование по интернету, то ценник может оказаться совсем нелепым. Платить за проживание, скажем, в Гродно или Бресте дороже, чем мы платили за отличные номера в Лас-Вегасе, Эйлате или Флоренции– на наш взгляд, полная несуразица. Поэтому поиск устраивавших нас вариантов качественного ночлега по разумной цене был не прост.
Еще один нюанс бронирования номеров в белорусских гостиницах связан с некоторой, я бы сказал, неуклюжестью их администраторов. Типичная ситуация: звоним в мотель под Минском за три недели до нужной нам даты. Нам говорят: «Да что ж вы так рано звоните, перезвоните попозже, через пару недель. Места у нас всегда есть… Сейчас бронировать не будем!» Звоним через десять дней и ожидаемо слышим, что мест нет. Причем ситуация повторялась с завидным постоянством в разных гостиницах! :)
За исключением муторного поиска и бронирования гостиниц в нужных точках маршрута на нужные даты, в остальном поездка по Беларуси оказалось очень позитивной. Этому способствовали в том числе отличные дороги, качественный недорогой бензин, за который часто можно расплатиться разными валютами, приятное качество белорусских товаров, повсеместное внедрение безналичных расчетов, но самое главное — богатая история этих краев.