«Крэпасць Беларусь» исследуем на Киа Пиканто из Воронежа

29.05.2013 | 17315 просмотров

Гомель—Бобруйск—Несвиж—Мир—Барановичи—Брест—Гродно—Лида—Минск

Хочу сказать сразу: слово «крэпасць» использовано в самом прямейшем смысле и не несет никаких околополитических аллегорий — просто маршрут этой поездки разрабатывался таким образом, чтобы за пять майских праздничных дней (с 1 по 5 мая 2013 года ) осмотреть несколько крепостей и укрепрайонов разных эпох, разбросанных от Бобруйска до Гродно.

День первый

Едем вдвоем с женой, старт из Воронежа в 3 ночи, в том же самом направлении, как мы ездили по Украине в Новый Год — в сторону Курска. Была иллюзия, что раз тогда прокатились по Воронежской и Курской областям до границы с Украиной без проблем, то и до Беларуси так же беспроблемно доберемся. Как бы не так ! )) В Брянской области, сразу после границы с Курской, началось чудовищное бездорожье. Битый асфальт продолжался больше 100 км : (.

Что скрашивало маршрут — так это природа. Реки, озера, леса….

Ранним утром в Брянской области увидели первых аистов, потом в Беларуси мы их встречали всегда и везде.

Удивил разлив р.Десна — несколько километров лесов и лугов вдоль реки были под водой. Несмотря на проливной дождь, выскочил из машины, чтобы заснять непривычное для нас зрелище — река, залившая леса и луга почти до горизонта.

После въезда на территорию Беларуси окружающая местность преобразилась как будто по мановению волшебной палочки. Окрестные леса неожиданно стали чище и даже как будто зеленее :), а с дорог исчезли ямы, причем совершенно независимо от важности городков и сел, к которым вели эти дороги.

Бензин подешевел сразу на 3 рубля, одновременно прибавив в качестве — расход топлива Пиканто с привычных 6,5 литров на 100 км (по трассе) упал до 5,5.-5,8. Ну и как приятный бонус мы получили необычайно чистый воздух — даже в городах, казалось, вовсе лишенных пыли.

Кроме того произошла еще одна удивительна вещь — вдоль дорог появились чистые (!) площадки отдыха с туалетами, в которых не воняло )) При этом туалеты были простейшие, как говорили в классическом фильме, типа «сортир», но почему-то без привычной нашей вони.

Ну и еще удивили распаханные поля, луга с пасущимися стадами и непривычное количество тракторов на дорогах белорусской глубинки. В России такое увидишь теперь не часто, даже огурцы в наших магазинах в основном китайские :(.

В середине дня мы ненадолго заехали в Гомель. Там мы осмотрели дворец Румянцевых-Паскевичей, расположенный в самом центре города. Вспомнился рассказ товарища, перегонявшего лет 12 назад джип из Чехии, и случайно заночевавшего тогда в центре Гомеля. В те времена его поразила чудовищная разруха этих мест. Но сейчас все изменилось

Вокруг дворца — красивый парк, в котором живут лебеди.

Разлив реки Сож удивил — затоплены центральные городские набережные. Когда стоишь на гранитных ступенях, уходящих под воду, испытываешь очень необычные ощущения — как будто участвуешь в фильме «Титаник». :)

Впечатление усиливали речные суденышки, плавающие среди лесных деревьев.

Ну а пение соловьев возле АЗС на окраине Гомеля оказалось приятным бонусом :).

Из Гомеля мы переехали в Бобруйск. Там нас интересовала крепость, построенная в 1810 году, как раз накануне войны с Наполеоном.

Крепость участвовала в этой войне, но затем к концу 19 века свое военное значение утратила. С 1870-1880-х крепостные сооружения использовалась под склады и тюрьму. После революции и в период фашистской оккупации там тоже были тюрьмы-концлагеря, причем до сих пор один из казематов крепости — это тюрьма.

Территория крепости огромна, несколько километров в поперечнике, ездили там на машине.

Расположенный тут же, в крепости, большой спорткомплекс как-то затерялся в этом размахе.

Боевые казематы давно заброшены, но в целом чисто и интересно. В общем, впечатляет!

Таблички предупреждают о возможных опасностях.

Поражает качество кирпичной кладки 200-летней давности!

На фото внизу — двухэтажный редюит с капониром в горже равелина. Если кто-то из уважаемых автоколлег-читателей понял эту фразу — значит, мы с Вами по духу родственники :).

Старые казармы на территории крепости заброшены и потихоньку разваливаются.

А перед крепостью живописно изгибается один из затонов реки Березина.

На ночь остановились в маленьком городке Старые Дороги. Городок смахивает на небольшую Венецию — кругом каналы с мостиками, очень необычно.

Хороший двухкомнатный номер стоил всего лишь около 700 рублей :). Проехали в этот день всего чуть меньше 1 000 км.

День второй

С утра пораньше двинулись в район городков Несвиж и Мир. Проехать мимо главных туристических достопримечательностей Беларуси мы никак не могли. Сельские дороги здесь узкие, но неизменно отличного качества.

А вдоль дорог вместо привычных реклам очередных гламуров — совсем другая реклама :).

По пути тормознулись у нескольких ДОТов так называемой «Линии Сталина» — укреплений середины 1930-х годов вдоль старой границы СССР. В этом районе ДОТы мирно располагались на территории местной фермы.

Несвиж удивил великолепной, тщательной, исторически достоверной и очень дорогой реставрацией.

Внутри замок не менее впечатляющ!

Возле замка разбит отличный парк, рядом — пруд и пляж.

Аналоги этого комплекса — лучшие дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей. Правда, некстати вспомнились загаженные дворцовые гатчинские парки, куда мы прокатились позапрошлой осенью… Ну и нечто подобное видели когда-то в Италии. В общем, впечатляет, особенно с учетом специфических местных особенностей.

Осмотрев Несвижский замок и немного прогулявшись в парке, мы переехали в Мир. Сам Мир — старомодный одноэтажный городок. Вот так он выглядит со стен Мирского замка.

Удивило невероятное количество туристов отовсюду, в основном — из Москвы. Мы посмотрели замок, поднялись в пару башен, прошлись по стенам.

Чтобы туристы могли по достоинству оценить усилия реставраторов, некоторые участки стен оставлены в дореставрационном виде, а старые фотографии дают понять, как выглядел замок ранее. В руинированном состоянии он пребывал еще в конце 1990-х.

Во время осмотра замков Мира и Несвижа нам с грустью вспомнились когда-то не менее великолепные замки Западной Украины. Но многие украинские замки, такие, как красивейшие Подгорецкий или Свиржский замки, , пребывают ныне в запустении и безлюдье.

Из района Мира и Несвижа мы двинулись на запад в сторону Бреста, по пути надолго задержавшись в районе городка Барановичи. Во время Первой Мировой войны в 1915-1916 годах здесь проходила линия фронта, и о ней напоминают германские укрепрайоны (УРы) тех лет.

Сначала мы остановились у немецких ДОТов, расположенных прямо у международной трассы Москва—Брест.

Ругнулись насчет какого-то проезжающего туриста, решившего, что 100-летний ДОТ — отличное место для импровизированного туалета (вход в один из расположенных там германских ДОТов был так конкретно загажен, что осмотреть ДОТ не получилось :(. Наверное, есть какой-то еще не до конца изученный закон природы, по которому старые фортификационные сооружения вызывают у некоторых людей непреодолимое желание там нагадить :(. Особенно это огорчает на фоне того, что белорусские власти в этом месте организовывают мемориал кровавым событиям тех лет — установлен обелиск, высажена памятная аллея.

Потом мы, уйдя от трассы Минск—Брест немного в сторону, по местным сельским дорожкам выбрались к внушительным бетонным казематам — укрытиям для германской артиллерийской батареи времен Первой Мировой.

Там я взял себе на сувениры несколько осколков русских снарядов (ну а кто еще мог обстреливать немецкие позиции?). Реально кожей ощущаешь историю своей страны!

От этих укрытий для пушек мы поехали по очень непростой грунтовке…

…в район немецкого укрепрайона 1915-1916 годов, известном в кругу любителей военной истории как «Болотный холм». Со склонов этого холма, изрытого окопами, грозно выглядывают германские ДОТы.

Когда в 1920-х в результате событий, последовавших за позорным «Брестским Миром», эта территория отошла к Польше, немецкий УР был модернизирован польскими инженерами. Результат их работы мы и хотели осмотреть.

Но сначала заболоченная грунтовка привела нас к затерявшемуся в здешней глуши величественному безымянному памятнику. В бетоне остались следы демонтированных накладных пластин, на которых, видимо, и рассказывалось, что именно хотели увековечить его создатели.

По самой распространенной версии, памятник установлен поляками в 1920-1930-х годах в честь польских легионов, а три бетонных креста символизируют в польской истории «Три великих похода на восток». Скорее всего, так оно и есть — сражавшимся здесь немцам в 1915 или 1916 было не до памятников. Сейчас вокруг — только безлюдные леса и луга.

Рядом с памятником расположено большое полуподземное польское укрепление — два старых германских ДОТа поляки расширили и соединили закрытым бетонным тоннелем-потерной, который проложили на месте старой немецкой траншеи. Отрадно, что неравнодушные краеведы расчистили это сооружение от наступающего леса и борются с осыпающимися земляными склонами.

Обойдя крепость поверху и снаружи…

… мы, конечно, полезли внутрь :).

Выбитый в бетоне лозунг «Нам крепостью станет каждый порог» — строка из старой военной польской песни 1901 года, которая активно использовалась поляками в антисоветской пропаганде 1930-х годов.

Но эти укрепления, как и многие другие польские ДОТы вдоль границы Польши и СССР, никак не помогли полякам в сентябре 1939-го. Когда сюда пришли части РККА, ДОТы некому было защищать — вся польская армия была уже фактически разбита немцами на западных направлениях.

Из района Барановичей мы переехали в Ружаны, где расположены величественные руины дворца Сапег.

В центре руин два местных гопника, разговаривая исключительно матом, пили пиво. При этом вокруг — чистота, как и везде в Беларуси. Даже стало интересно понаблюдать: неужели гопота потом бутылки с собой аккуратно уносит? :)

Из Ружан мы переехали в городок Коссово, чтобы осмотреть восстанавливающийся дворец Пусловских (19 век). Дворец был сожжен партизанами во время Великой отечественной и начал восстанавливаться только сейчас. Интересна его конструкция: дворец спроектирован так, чтобы в каждую из его 120 комнат по очереди на 2-3 дня попадало солнце. Его 12 башен символизируют 12 месяцев. Когда-то его построил польский воевода, ну а его внук проиграл дворец в карты.

Напротив дворца расположена восстановленная усадьба национального героя Польши и США (да-да!) Тадеуша Костюшко. Во время войны США с Англией за независимость он руководил обороной нескольких городов, в том числе организовал строительство укреплений Филадельфии, и стал бригадным генералом армии США. В США в самых разных городах названы его именем улицы, мосты и даже станция метро.

Катаясь по сельским дорожкам, мы останавливались у старых костелов….

…и любовались дикими лебедями, обосновавшимися в придорожном прудике.

Ну и от Коссово мы проехали в городок Кобрин, где у нас был заказан номер в центре в гостинице «Беларусь». Цель вообще-то была — Брест, но там мест в гостиницах не было вообще уже пару недель назад. На нашем маршруте это была самая дорогая гостиница (но все равно дешевая по российским меркам) — за хороший небольшой номер заплатили около 1 600 руб.

День третий

С утра пораньше думали рвануть в Брест, но неожиданно задержались в Кобрине. Поскольку жили в самом центре, вышли утром прогуляться, и обнаружили, что весь центр Кобрина — пешеходный, очень красивый и невероятно чистый (впрочем, как и везде в Беларуси).

Рядом с нашей гостиницей оказался дом полководца А.В.Суворова, который прослужил в Кобрине несколько лет, и парк, названный его именем.

Ну а затем, нагулявшись в Кобрине, мы двинулись в Брест. Главная цель была, конечно, Брестская крепость, но по пути задержались в Музее паровозов.

Даже не думал, что управлять паровозом так сложно :).

Брестская крепость прежде всего поразила масштабом. Только здесь осознал, что все основные события, связанные с ее обороной, происходили на территории внутренней крепости-цитадели (относительно небольшого внутреннего участка укреплений, примерно 1,5х1,5 км), а вся крепость занимает несколько квадратных километров. К примеру, в Шлиссельбурге (крепость Орешек) цитадель по размеру сравнима с иной квартирой, а вся крепость меньше одной брестской цитадели. Вокруг крепости в радиусе 5-10 км расположены номерные форты и ДОТы Брестского УРа, к которым нам тоже предстояло съездить.

В отчетах автопутешественников приведено много фото Брестской крепости, поэтому ограничимся самыми символичными.

Сооружения крепости сильно разрушены. Причем не только во время боевых действий, но и после войны — крепость разбирали на кирпич при восстановлении Бреста.

Вот так, к примеру, выглядит то место, где когда-то была застава Кижеватова. Теперь здесь площадь с остатками фундаментов, залитых сверху бетоном.

В осматриваемой туристами части крепости почти все внутренние помещения закрыты.

А вокруг крепости — разливы рек, пение птиц и аромат цветущих деревьев.

Из крепости мы поехали в форт № 5. Он находится в белорусской погранзоне, но туристов там особо не гоняют. Впечатляющее сооружение!

Форт был построен в конце 19 века и соответствовал лучшим стандартам своего времени. Прекрасно сохранившиеся боевые казематы соединены между собой бетонными коридорами-потернами.

Обследовав форт снаружи…

…мы продолжили осмотр и внутри :).

Заглянули даже в солдатский туалет с необычной бронекрышей.: )

За все свою историю форт принял участие в боях только раз — в 1939 там сражались с гитлеровцами польские части. Не некоторых амбразурах видны следы сильных обстрелов.

Сохранился аутентичный бронеколпак, один из двух, второй таки срезали :(. Бронезаслонки, прикрывавшие смотровые щели, до сих пор подвижны. Делали на совесть!

От форта 5 мы проехали к небольшой части Брестского УРа так называемой «Линии Молотова», как часто в обиходе называют укрепления вдоль новой границы Советского Союза, образовавшейся после присоединения в 1939 году новых территорий. На осмотренном нами участке к длинному старому пороховому погребу 19 века по краям пристроили два двухуровневых ДОТа, соединив все это сооружение ходами-потернами в один оборонный комплекс.

Как всегда в подобных местах, надо быть осторожным и внимательным. Вот так, к примеру, неожиданно появляется в свете фонаря открытый лаз на нижний уровень (вид сверху).

Сооружение бесхозное и потому загаженное, по белорусским меркам, конечно. Если в России и Украине в таких сооружениях местные жители с удовольствием устраивают могучие свалки, то в Беларуси такого, конечно, нет. Но вот граффити и пустые бутылки в этом комплексе, увы, присутствовали. Кто-то не поленился, и, счистив старую побелку, открыл написанные на стенах лозунги социалистических времен, но другие, тоже не поленившись, щедро все покрыли дебильными граффити :(.

Из Бреста мы отправились на север, в обход Беловежской Пущи, по пути любуясь местной природой.

В окрестных деревнях сильно ощущается бывшее польское присутствие.

Много памятников, посвященных Великой Отечественной. Например, этот величественный монумент был поставлен в честь освобождения одного из сел.

Проехав Гродно, продолжили движение в сторону польской границы. Уже вечером, около 19-20 часов мы подъехали к Августовскому каналу, расположенному в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО. Канал, соединяющий Вислу и Неман, выстроенный еще в царской Российской империи, в настоящее время поделен между Польшей и Беларусью.

Туризм в этих краях развивается уже почти 100 лет. Белорусская часть канала долгие годы была в запустении, однако восстановительно-реконструкционные работы в 2000-е годы превратили его в подобие национального парка западного образца — туристам предлагаются водные маршруты, проложены тематические тропы для пеших прогулок, созданы зоны отдыха и развлечений, и при этом сохранена экологически чистой природа этих мест. Подтверждением тому служат безмятежные лебеди и косули, которых мы встретили тем вечером.

Мы осмотрели часть канала со шлюзом и ближайшими ДОТами той же самой Линии Молотова.

Уже в темноте, около 20-21 часа подъехали к форту № 2 крепости Гродно. Вокруг Гродно еще перед Первой Мировой войной фортификаторы Российской империи выстроили около десятка типовых номерных фортов. По конструкции они одинаковы и представляют собой длинную, метров 250, бетонную стену с ячейками для стрелков, а под ней — подземные бетонные укрытия и потерны. Гарнизоны этих фортов сражались с немцами во время Первой Мировой. Гродно тогда немцам сдали, и отступавшие русские войска все форты, кроме одного, взорвали. Но они все равно интересны для осмотра.

На этом форте во время Второй Мировой войны гитлеровцы устроили массовые казни местного польского населения, сейчас здесь создан польский мемориал.

В темноте и полном безлюдье внутрь потерны мы лезть побоялись, несмотря на имеющиеся фонари :).

Заночевали в Гродно, в неплохой гостинице на территории огромного спорткомплекса. Гостиницы центральной части города держали вполне европейские цены, но здесь, чуть поодаль от замков-костелов, хороший номер обошелся в 750 рублей. Интересно, что в Гродно огромный спорткомплекс используется по назначению — везде допоздна работают секции, борцы-боксеры и прочие атлеты усиленно тренируются.

А вот в нашем Воронеже территория и инфраструктура крупнейшего в области стадиона давным-давно превращена в рынок.

День четвертый

С утра погуляли в центре Гродно, начав осмотр города со Старого Замка:

Затем, прогулявшись вдоль набережной…

…снова вышли в исторический центр. Чистый ухоженный город с европейскими корнями, архитектурой напомнил Львов в миниатюре.

Кажется, мы разобрались, почему вокруг была такая чистота — утром 9 из 10 встреченных нами местных жителей были дворниками. Причем, что характерно для Беларуси, все они были славянской внешности :).

Интересно, что в историческом центре расположена старая, 200-летняя тюрьма №1, в которой держат особо опасных преступников.

Потом мы проехали к еще одному форту крепости Гродно — форту №3, одному из наименее разрушенных. По пути увидели информационный щит, предупреждающий о начале погранзоны, но, поскольку брустверы форта были уже перед нами, нас это предупреждение не остановило :). Неприметная грунтовка позволила заехать непосредственно на сам форт, сверху. Дело в том, что все форты вокруг Гродно строились таким образом, что с фронта они были практически не заметны и почти полностью сливались с местным рельефом. Грунтовка заканчивалась как раз на вершине бруствера перед бетонными стрелковыми ячейками.

На этом форте уцелел уникальный бронеколпак царских времен, почему его в чермет не сдали — не понятно, ведь для многих это так прибыльно :)).

На тыльной стороне колпака — след газового резака, но все-таки сделанная 100 лет назад сталь устояла. Толщина брони поражает — ладонью накрывается с трудом!

Внутри бетонные казематы покрыты сталактитами и сталагмитами, как в естественных пещерах. Впрочем, это происходит в большинстве подобных сооружений.

От форта №3 мы направились в Лиду. Дорога в Лиду — ну что про нее сказать… Как обычно в Беларуси :).

Перед самой Лидой мы остановились в деревеньке Мурованка и осмотрели церковь 16 века так называемого «оборонного типа». В этих краях частенько так строили в те лихие времена. Перед церковью нас, как принято в Беларуси, встретили аисты. :))

Из Мурованки мы проехали в Лиду к замку князя Гедимина. Замок был почти полностью разрушен давным-давно, его сейчас восстанавливают, но в отличие от Мира и Несвижа, новодел очень сильно бросается в глаза.

Со стен замка открываются замечательные виды на ухоженный городок.

Из Лиды уже под вечер мы добрались до большого музейного комплекса «Линия Сталина» на шоссе Минск—Молодечно. В 1930-е Минск был окружен кольцом из нескольких сотен ДОТов, которые располагались через каждые 500-800 метров. Правда, в 1941-м это не помогло — немцы захватили Минск уже через неделю после начала войны, причем Совинформбюро даже не сообщило о сдаче города. Большинство сооружений Минского УРа были просто брошены войсками, сражались гарнизоны лишь нескольких ДОТов . Музейный комплекс вызвал неоднозначные впечатления... С одной стороны, два ДОТа из четырех, оказавшихся на его территории, расчищены, а их оборудование восстановлено до такого прекрасного состояния, какого в 1941-м там, скорее всего и не было. Это, несомненно, большая заслуга организаторов музея. В России нечто подобное сделано только в Сестрорецке, где энтузиасты поискового движения своими силами восстановили артиллерийский полукапонир «Слон» Карельского укрепрайона, заодно организовав вокруг него музей образцов фортификации, использовавшейся в разное время на Карельском перешейке. Отрадно, что в Беларуси этим занимается государство, а не только любители военной истории.

Можно даже ощутить самому, как оно было, в те далекие времена….

Но два других ДОТа просто покрашены и стоят запертые.

Основную же часть экспозиции комплекса «Линия Сталина» составляет советская военная техника 1960-1970-х годов, никакого отношения к Линии Сталина не имеющая.

При этом самые интересные экспонаты собраны в загончик с грозной надписью «Не входить». Странно и непонятно…

Ну а наиболее удручающее впечатление произвело железо, призванное изображать разбитую в боях технику. Раскуроченные «Победы», мотоцикл «Днепр», перекрашенный в хаки или кабина послевоенного грузовика с полустертой надписью «Пассажиров не брать!» для этой цели явно не годятся.

При этом рядом с этим хламом соседствуют реальные артефакты того сурового времени — редкие бронетранспортеры, пробитые вражескими снарядами башни наших танков.

А вот полуразбитая башня редкого сейчас довоенного Т-26 брошена в кузов грузовика.

Ну и венчает весь комплекс «Линия Сталина» соответствующая скульптура :):

В общем, для патриотического воспитания такой комплекс — это, конечно, лучше, чем ничего, но ожидалось больше историчности. Даже выставки военной техники на Поклонной Горе куда информативнее и достоверней.

Чтобы увидеть реальную, а не музейную «Линию Сталина», мы проехали по окрестным лесам и деревням. Природа в этих местах сказочная!

До темноты мы осмотрели несколько ДОТов Минского УРа, расположенных поблизости.

Посмотрели уникальное сооружение — противотанковую огневую точку (ПТОТ), представляющую собой башню Т-26, самого массового танка 1930-х годов, на крыше бетонного бункера. По всей Линии Сталина, что в Украине, что в России, такие башни давно сданы в чермет (или в музеи, что реже), а тут уцелела вместе с «родным» казематом.

В комплексе «Линия Сталина» имеется подобная ПТОТ. Вот так это должно было выглядеть в июне 1941-го…

Характерный момент — на всех увиденных нами ДОТах отсутствуют боевые повреждения (пробоины, следы попаданий снарядов и пуль). Немцы просто прошли мимо большинства брошенных бетонных коробок… К сожалению, дождливая погода и раскисшая пашня не позволили осмотреть один из немногих героически воевавших ДОТов — 4-х орудийный капонир в лесу у деревни Мацки. Ну что ж, будет повод вернуться!

Заночевали мы под Минском, двухкомнатный номер за 750 рублей, да еще в кафе при гостинице заказали ужин на двоих за 200 рублей, который забрали с собой в номер. Единственный, но серьезный минус — как оказалось, кафе работало до утра, и в итоге под окнами периодически орали местные алкаши :(.

День пятый

Обратный путь выбрали традиционный для южнороссов — через Смоленск—Брянск—Орел—Елец и далее по М-4. По дороге домой осмотрели мемориал расстрелянным польским военнопленным в лесу у деревни Катынь под Смоленском.

Ну и потом — домой. Проехали в этот день около 1 100 км.

Немного итогов и советов

Общий пробег за всю поездку составил около 3200 км. Бюджет нашей пятидневной экскурсии в «крэпасць Беларусь» — 15 000 руб плюс разные покупки. Полиция в этой поездке нас не тревожила, как почти всегда и бывает в наших путешествиях. Машинка, как обычно, исправно делала свою работу и радовала расходом белорусского бензина — в среднем 5-6 литров, на российском почти всегда больше.

Были поражены жутким качеством дорог в Брянской и Орловской областях — только двухполосные, в основном убитые и при этом загруженные по полной программе.

Немного про бронирование гостиниц в Беларуси. Это оказалось неожиданно сложно! Очень многие гостиницы там не имеют выхода в интернет и никак в нем не засвечены. Некоторые гостиницы нам удалось найти через белорусский Яндекс. Но даже если отель и имеет свой сайт, зачастую вы не найдете там цен — чтобы узнать эту великую тайну, вам придется позвонить администрации. Стоит отметить, что стоимость звонка в Беларусь оказалась от 4 до 20 раз (в зависимости от типа оплаты) дороже, чем, к примеру стоимость звонка в США! Надо быть готовым к тому, что отели в популярных туристических местах или в центральной части городов будут оперировать вполне европейскими ценниками. А уж если отель зарегистрировался в системе booking.com и допускает автоматическое бронирование по интернету, то ценник может оказаться совсем нелепым. Платить за проживание, скажем, в Гродно или Бресте дороже, чем мы платили за отличные номера в Лас-Вегасе, Эйлате или Флоренции– на наш взгляд, полная несуразица. Поэтому поиск устраивавших нас вариантов качественного ночлега по разумной цене был не прост.

Еще один нюанс бронирования номеров в белорусских гостиницах связан с некоторой, я бы сказал, неуклюжестью их администраторов. Типичная ситуация: звоним в мотель под Минском за три недели до нужной нам даты. Нам говорят: «Да что ж вы так рано звоните, перезвоните попозже, через пару недель. Места у нас всегда есть… Сейчас бронировать не будем!» Звоним через десять дней и ожидаемо слышим, что мест нет. Причем ситуация повторялась с завидным постоянством в разных гостиницах! :)

За исключением муторного поиска и бронирования гостиниц в нужных точках маршрута на нужные даты, в остальном поездка по Беларуси оказалось очень позитивной. Этому способствовали в том числе отличные дороги, качественный недорогой бензин, за который часто можно расплатиться разными валютами, приятное качество белорусских товаров, повсеместное внедрение безналичных расчетов, но самое главное — богатая история этих краев.

Клёво. Скорее бы уже самому рвануть куда-нибудь!
www.ldpravo.ru

Санкт Петербург
Прекрасная поездка! По Вашим отзывам не только маршруты составлять можно, но и историю восполнять. Спасибо.
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

Очень здорово и познавательно))

А я вот в этом году дорогами Беларуси разочарован. Точнее одной из них.Есть такая дорога Гомель-Брест. В прошлом году два раза по ней ездили. Обычная двухполосная дорога, в нормальном состоянии. Но в этом году ехали мы по ней в ночь на 7 мая, и не доезжая около 200 км до Кобрина ( может не 200, а 150 не столь важно, ночью просто ехал) начался тихий ужас. То ли верхний слой сняли так, то ли разбили за зиму, я так и не понял, но там приходилось ехать местами 20 км/ч, ( и очень долго)в результате потеряли на этой дороге лишних часа 3. Я вообще удивлен как с колесами остался. Назад ( с Европы) пришлось ехать через Львов.

Бибирево
ну что сказать! ведь молодцы Беларусы, наладили жизнь!!! в отличие от нас.
Honda Fit Shuttle Hybrid
Дедушка Танабэ
Мой отзыв: Mazda Familia 2002

Очень интересно все написано. Молодцы.

Почему не заехали в Хатынь?

Эрик48:
ну что сказать! ведь молодцы Беларусы, наладили жизнь!!! в отличие от нас.
Сейчас налетят некоторые жители Беларуси и заклюют ))

Элиста
Есть же все-таки где-то власть для народа, а не наоборот. Разруха начинается с клозетов... А у них они чистые! Что же у нас-то все через одно место?!

Московская область
Очень, очень интересно! Описания Ваших автопутешествий самые лучшие тут. Информативно, наглядно и ритмично. С огромным удовольствием их читаю и перечитываю, если еду туда же. Продолжайте в том же духе. Спасибо!
Были ВАЗ 21102, Honda Fit 1.3А
Сейчас Mitsubishi L200, Honda Jazz

Один из лучших (если вообще не самый лучший) отзыв по Беларуси.
Я и сам очень "неровно дышу" по этой прекрасной стране.
Планирую 9-го июня поехать на Украину через Беларусь, заранее предчувствую удовольствие от этого.
Определенная "совковость" там, конечно, есть. Пробовал забронировать отдых на знаменитых Браславских озерах, но - сломался..., какие-то там чуднЫе правила. Но это все по идее должно устаканиться.

5+ за отчет, спасибо большое

Павел, спасибо!
Интереснейшее описание, замечательные фото. Твои тематические отчеты читаю всегда "от корки до корки" и этот не исключение. Мое уважение за то, что и в прошедшие праздничные дни остался верен себе. Так держать, "старая гвардия".

Классный отчет, молодцы! Очень приятно, и главное - содержательно, прокатились по Беларуси! Чувствуется хорошая предварительная проработка маршрута! Сами 9-12 мая были в РБ, но программа была в основном ориентирована на дочку 8 лет, Минск-Дудутки-Несвиж-Мир. Не был на родине предков по отцовской линии 30 лет. От поездки тоже остались самые приятные впечатления. Одни дороги чего стоят) Опять же – чисто, опрятно, никто не гадит себе же под нос. Конечно, стерильность еще не немецкая и даже не прибалтийская (наша неряшливость кое-где присутствует), но все же по сравнению с РФ – небо и земля. В этом отношении хочется сказать белорусам только: «Браво!» Да, площадки для отдыха замечательные. Чистота в общественных туалетах лучше всего говорит об уровне общей культуры нации.
И люди тоже очень порадовали. Более спокойные, душевные, приветливые. Нет «долларов в глазах») Да, некоторая «ненавязчивость» и неспешность сервиса иногда, конечно, напрягали…) Но уж лучше так)
Вопрос к автору: а можно поподробнее про качество трассы Смоленск-Рославль-Брянск-Орел- Елец? На обратном пути видел такой бодрый указатель направо на Брянск… И, вроде даже, многие по ней ездят… Но у меня при словах Брянск и Орел как-то сразу какие-то очень плохие ассоциации возникли…) Никогда не забуду, как я однажды решил на Орел с Москвы не как все нормальные люди через Тулу поехать (уже сто раз ездил, не интересно), а через Калугу –Болхов-Белев)) Ну и М-3 по Брянской области тоже запоминается) Хотя, конечно, все относительно)

класс!!!

витебск
Sanych Minsky:
Сейчас налетят некоторые жители Беларуси и заклюют ))
Ну до "налаживания" жизни пока далековато.Думаю лет пятьдесят... будет что-то похожее на Европу.А путешествие получилось хорошее.Я коренной житель Беларуси,любитель попутешествовать к сожалению многих таких интересных мест не видел,хотя об их существовании и знал.Молодцы!

Смоленск до границы с Брянской областью дорога нормальная, а на Брянщине партизаны все время дорогу портят поэтому ужаснаяю

Всем огромное спасибо за позитивные комменты! Возникает ощущение встречи со старыми друзьями :))
Павел, спасибо!
......А я "пристегнул" две недели отпуска к шести праздничным дням и слегка изучил страны Скандинавии. Мне понравилось, отчет готовлю.
Алексей, привет! Жду твою скандинавскую сагу, контрастно, наверное, после Ирана :) Мы вот тоже на север собираемся, если все свяжется, в сентябре ледники с водопадами посмотрим :)
aash:
......
Проехать можно :) , смахивает на трассу "Каспий". По одной полосе в каждом направлении на всем протяжении, подлатано, трафик не очень напряжный но имеется. На мой вкус во всех этих областях дороги, соединяющие областные центры, примерно одинаковы. По своему опыту понял, что в Брянской области опасно сворачивать на дороги между селам-деревнями-райцентрами, вот там кошмар. Мы с женой долго обдумывали различные версии, как такое могло получиться с дорогами. Сначала решили, что как партизаны повзрывали, так и осталось. Потом списали на проклятых фашистов - танками погаными размолотили. Но затем пришли к выводу, что так местные власти снижают аварийность - все сделали, чтоб не гоняли :))))))))
Sanych Minsky:
.....
Почему не заехали в Хатынь?
boleslav:
А я вот в этом году дорогами Беларуси разочарован. Точнее одной из них......

Martyn36:
...........Что ж, как говорят американцы, "**** happens" :)) )...........
Опа, не ожидал, что инглиш тоже модерируется :))) Тогда наш аналог - "И на старуху бывает проруха"

С утра проехали Минск вдоль и поперек. Город по-своему интересен, но останавливаться там нам не захотелось. Может, потому что слишком современный, без налета исторической патины?.................... Минск,был уничтожен до основания во время войны, поэтому он строился с нуля.Один из немногих городов с широкими улицами.....

Dmitry 28:
Да я в курсе, просто объяснил, почему там не задерживались. В этой поездке нас интересовало как раз то, что смогло пережить все войны.

Был в Беларуси на празднике "дожинки",вроде так звучит....... поразило то,что выбирается город где будет проводиться этот праздник и в течении года этот город чистят,ремонтируют,красят и т.д. и т.п., а праздник проводиться в разных городах.Так на этом празднике,народу со всей Беларуси,но везде чистота,порядок,а если кто то и пытается бухать, то бутылочку прячут в пакетик.А в магазине,когда мне было что то непонятно и переспрашивал,продавцы вежливо спрашивали- вы из России??? и заново все объясняли.................... Нам бы так (((((((

Минск
Молодцы, спасибо, сам не везде еще был!)
Мой отзыв: Ford Focus 2002

Отличный отчет. Спасибо!

Спасибо огромное за столь увлекательный экскурс в историю!!!
Очень хочется посетить многие места, о которых раньше и не догадывался :-)
Автору удачи в дальнейших путешествиях!

Спасибо за толковый отчёт!

В очередной раз порадовался за наших братьев-славян, у которых видимо не воруют чи-новники. Есть большое желание проехать летом краешком этой республики. Отчет отличный, фотки тоже.

Вид как и везде

Брянск
За интересное повествование автору благодарность. Живу в Брянске становится очень и очень стыдно перед гостями родного города и области. Дороги отвратные, практически везде, этот факт лишь подтверждает воровство и бездарность в плане хозяйства наших дорожайших властей. Иногда до смешного доходит, например от деревушки до Беларуси 8 км, проехать можно только верхом. Со стороны Белоруси, отличная дорога. У нас в городе и области тоже есть на что посмотреть и природа красивая, но состояние дорог и общее состояние культурных памятников отпугивают потенциальных туристов, которые частенько бывают проездом в Украину и Белорусь.

Martyn36:
Очень плотный график тематической поездки не позволил. Маршрут по всем точкам осмотра прокладывался и исполнялся с точностью +- 30 минут, на каждый день была очень плотная программа. Мы много чего оставили "за бортом" до следующего раза.Что ж, как говорят американцы, "**** happens" :)) В Кобрин мы "прилетели" по Минской трассе. На нашем маршруте самые плохие дороги в Белоруссии оказались в Бобруйске, местами напомнило родные края :))
От Минска до Хатыни рукой подать, минут 30 неспешной езды.

За Бобруйск обидно, Родина, как-никак (

Dmitry 28:
Праздник называется "Дажынкi". В остальном полностью подтверждаю.
В прошлом году был на дне города в Волковыске. Ни одного пьяного не видел, бутылок и прочего мусора, как это бывает у нас на общегородских праздниках, также замечено небыло. Хотя молодежи было оооочень много.

Street Storm:
Вид как и везде
т.е. вот такой как в России?

Veselchak_U:
К сожалению да. Очередной раз проехав до Бреста и возвращаясь обратно, слишком быстро привык к чистоте за 10 дней в Беларуси. При въезде в Смоленскую область резало глаза то, что везде мусор, нескошеная трава у обочен выше человеческого роста и т.д. Обидно.

ВИТЕБСК МОСКВА
молодцы. только не нужно так поступать))) http://auto.onliner.by/2013/05/30/konflikt-29

Большинство мест отмеченных в отчете, тоже посещали, в белоруссии есть что посмотреть.

Надым
Спасибо за рассказ о моей Родине. В этом году поеду в гости в Могилёв (жаль, что не на машине). 20 лет не была((((( Тоже очень жаль, что не заезжали в Хатынь, надеюсь, что я сама смогу съездить!!! Спасибо за отличный рассказ!!!

Новониколаевск
Как и всегда, ваши рассказы о путешествиях-- супер!!!! Читала о вашей поездке на Украину зимой, а теперь вот и Белоруссию посмотрели. Вы молодцы с женой.

Огромный респектище автору за все его путешествия!
Сам ездил в прошлом году в Киев, на эти майские в Киев-Львов, в том числе вдохновившись его отчетами. Кстати, сейчас трасса Киев-Львов просто шикарнейшая, с отличными развязками, информационными табло и прочими радостями цивилизации.
Чует мое сердце, на след.майские поеду на родину бабушки, в Белоруссию...
Правда, супруга моя не любитель военных памятников, но, думаю, мы с сыном ее победим!

Martyn36:
Спасибо за инфу! Будем знать, что можно там в случае необходимости в сторону югов "резануть".

При наличии времени, если еще соберетесь в Беларусь (мне самому вот очень хочется туда еще съездить, и неоднократно;) а по таким дорогам, как М1, грех не ездить, одно удовольствие) очень рекомендую поплотнее познакомиться с Минском, город замечательный, оставил очень светлые и приятные впечатления. Очень здорово там, например, зависнуть на пару-тройку дней непосредственно перед стартом домой, чтобы погулять-отдохнуть перед обратной дорогой.

Город очень впечатлил продуманностью своей планировки с уклоном, скажем так, в рекреацию. Чувствуется, что город после войны отстраивали с большой любовью. Ген.планом предусмотрены в огромном количестве зоны для отдыха, прогулок, очень много водоемов (в Минске насчитывается 26 парков, 159 скверов и 26 бульваров общей площадью более 2 тыс.га.)
Центр города, особенно проспект Независимости - единый, целостный ансамбль зданий в стиле сталинского ампира. Рассматривается вопрос о его включении в список памятников культуры ЮНЕСКО.
Мы влюбились в этот очень уютный, зеленый город. Огромное удовольствие неспешно побродить по его улицам, паркам, набережным. Глаз радуется, душа поет, что называется)

В общем, когда город строится с любовью (а не только из соображений "воткнуть чего-нибудь и бабла заработать") - это всегда чувствуется.

Интересный отчёт, хорошие фотографии. Спасибо.

Отличный отчет! 5 баллов. Интересные места посетили.

Славянск-на-Кубани
Присоединяюсь ко всем, кто назвал Ваш отчет отличным. Прочитал также и Ваш отчет о новогодней прогулке по Западной Украине. В двух этих отчетах чувствуется уважительное отношение к этим странам (Белоруссии и Украине), к истории и людям , которые там живут (гопники, не в счет). Сам на Западной Украине бываю ежегодно, родители и почти все родственники там. В Белоруссии был один раз очень давно, но поеду обязательно. Почему-то возник такой вопрос : где Вам было интересней в Белоруссии или Западной Украине, и где будет интересней не интересующемуся военной историей человеку ? Заранее спасибо.

Еще раз спасибо всем автоколлегам за отзывы! мысленно всем жму руки! :)
wojt:
...... вопрос : где Вам было интересней в Белоруссии или Западной Украине, ...
Мне было одинаково любопытно побывать и там, и там - раньше-то ничего этого не видел, а программа поездок во многом совпадала, поскольку точек интереса хватает и в Украине, и в Беларуси. Поэтому выделить только одну страну не смогу.
.... вопрос : ....где будет интересней не интересующемуся военной историей человеку ? ...
Тут ситуация такая: по Украине путешествовать будет интереснее, а по Беларуси - комфортнее :) В Беларуси лучше дороги, страна обустроеннее, нет муторного перехода границы. Да и бюджет поездки порадует кошелек - ведь бензин дешевле украинского чуть не в 2 раза :)
Но при этом в силу особенностей географии и истории Украина дает путешественнику гораздо больше вариантов (белорусы, не обижайтесь, но это так :))) . Кого-то манят горы - пожалуйста, есть Карпаты и Крым. Хочется моря - опять Крым, причем с вариантами побережья на любой вкус, ну или Одесса, да хоть Мариуполь :) Интересует история , которой 2000 лет - есть Херсонес, Балаклава, Судак. Интересно, что было 500 лет назад - Дубно, Хотин, Свирж, и так далее. К тому же Восточная и Западная Украина - это как два разных государства на одной территории :)) Так что Украина интереснее, но путешествовать там сложнее и гораздо дороже.

а почему на улицах так мало людей и машин?

boruh:
а почему на улицах так мало людей и машин?
Почти все фотки городов, кроме Лиды, сделаны ранним утром - проснулись, прогулялись и рванули дальше по маршруту. При этом утро рабочего дня было только в Кобрине, но и там мы гуляли до того, как народ массово пошел на работу. Да и фотки старался по возможности делать именно с интересующими меня объектами, без людей-машин в кадре.

молодцы, спасибо. теперь знаю куда съездить
Везёт тому, кто везёт.
Посади дерево на http://www.maraquia.com/ru/

Хорошо прокатились,молодцы!!!

Ваш отчет очень порадовал - прочитал не отрываясь!
Тем более, на фоне предыдущего отчета про Беларусь, опубликованного на сайте, написанного далеким от русской жизни снобом.
Все впечатления, полученные мной с семьей прошлым летом от поездки в Беларусь, совпали один в один с Вашим повествованием.
Очень интересно и познавательно! Отдельное спасибо за экскурс и обзор крепостей и фортификаций.
Удачи Вам в дальнейших путешествиях, вновь ждем Ваши отчеты.

С уважением, vlvip.

классный отзыв. 5+ сколько раз ездил в Беларусь, вот едешь, смотришь по сторонам, европа как европа, но никак не Россия, и не то, что похоже на нее. именно европейские впечатления при поездке по Беларусии. а вроде люди такие же как и мы. странно и обидно за то, что у нас твориться в стране((
Мои отзывы: Audi 100 1994, Toyota Caldina 1995

Проезжал Беларусь в 2010 году, но из-за ограниченного времени было все на бегу. Через две недели выезжаем, но уже без спешки планируем посетить все те города, которые описанны в отчете. Для меня, можно сказать, подарок от автора в виде путеводителя, БОЛЬШОЕ СПАСИБО за отчет и за фотографии!

Порог
Молодцы,молодцы и еще раз молодцы!!!! 5+++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!
Приятно осознать, что есть люди, которых интересует история, путешествия.
Удачи в дальнейших путешествиях и в жизни!!!
Член ПП СС.
Мой отзыв: Ford Mondeo 2008

Кузня, СПб, Брянск, Столица
Не все так радужно, как пишет автор. Сам тольк что из пробега Брянск-Гомель-Брест, так вот дорога от Гомеля до Бреста - отстой еще тот. Там видимо, была бетонка, её заасфальтировали, сейчас асфальт сошел и на протяжении километров так 70-80 едешь по ямкам, они не глубокие, но их мнооооооооого. Бум-бум, бум- бум - как на поезде.
/' просто епта...

полезно. бог даст - съезжу туда с удовольствием. к сожалению в 2011 пролетел через беларусь по-быстрому. только в бресте тормознул.

Спасибо всем за теплые слава и особенно - за пожелания удачи в дальнейших путешествиях! Катаемся много, она нам нужна :))
wojt:
..... В Белоруссии был один раз очень давно, но поеду обязательно. ....
oculus:
...Чует мое сердце, на след.майские поеду на родину бабушки, в Белоруссию...
Пассажирка не довольна:
Спасибо за рассказ о моей Родине. .... надеюсь, что я сама смогу съездить!!...
ыукпун:
.... Очень хочется посетить многие места, о которых раньше и не догадывался :-)...
yakushev:
... Есть большое желание проехать летом краешком этой республики. ....
Штурм:
... читаю и перечитываю, если еду туда же. Продолжайте в том же духе. ...
смуржик:
...Я коренной житель Беларуси,любитель попутешествовать к сожалению многих таких интересных мест не видел....
Parebric:
...спасибо. теперь знаю куда съездить
ВасильИв:
.... выезжаем ... планируем посетить все те города, которые описанны в отчете. Для меня, можно сказать, подарок от автора в виде путеводителя, БОЛЬШОЕ СПАСИБО ....
Всем увлекательных и интересных путешествий! Очень рад, что дополняю привычные туристические путеводители :))
datp:
.... дорога от Гомеля до Бреста - отстой еще тот. Там видимо, была бетонка, её заасфальтировали, сейчас асфальт сошел и на протяжении километров так 70-80 едешь по ямкам, они не глубокие, но их мнооооооооого. Бум-бум, бум- бум - как на поезде.
Видимо, Вы пишете о том же участке дороги, о котором уже писал boleslav:
oculus:
...Чует мое сердце, на след.майские поеду на родину бабушки, в Белоруссию...
00 Что ж, нет правил без исключений :)) Если нашлась хоть одна дорога такого качества, то она только подчеркнет достоинства других белорусских дорог :)) Кстати, и Гугл, и Навител маршрут Гомель-Брест прокладывают через М1, обещая при этом существенную экономию времени. Видимо, они в курсе тамошней ситуации :))
11 Знаете, я обычный путешественник, просто оказавшийся в новом месте. И описываю я не некую "радугу", а только то, что вижу. Как акын - "что вижу, то и пою" :)) Не думаю, что в моем описании, к примеру, выпивающей на руинах дворца гопоты так уж много этой самой "радужности" :)) Я описал, подтвердив фотками, именно то, что увидел. Ну а если Вы имели в виду мою похвалу белорусским дорогам, то мы ездили и по таким вот "дорогам", см. приложенное фото :)) Но это не меняет мое общее впечатление от белорусских трасс. К примеру, когда я прошлой осенью катался по Штатам на мотоцикле https://travel.drom.ru/21737/, мне неожиданно пришлось преодолеть жутковатый гравийный серпантин Моки Дагвей, который Дискавери внес в десятку самых ужасных дорог в мире. Но это не дало мне повод порассуждать о кошмарном качестве амерских дорог :)))

Veselchak_U:
У нас в городе мусор со дворов неделями не вывозят, тротуаров нет как факт, на дорогах ямы, что колеса потерять можно. Посмотрел Белорусь и понял, что именно такими должны быть малые города россии. Чистые, вылизанные, с поддерживаемыми в достойном состоянии помятниками.

Кузня, СПб, Брянск, Столица
Автор не надо идиализироать, протяженность дорог в Белоруси гараздо меньше, чем в РФ. Я гостиницу Брест-Интертурист объезжал ( со стоянки выезжаешь и попадаешь на одностороннюю) так там реально на дороги ямище от бабмебжки еще наверное остались. Основные магистрали у них вылизаны и центральные улицы. В россии благодаря мудрым лидерам нации даже этого нет, но и не надо петь диферамбы, что Беларусь, капец какая Европа.
/' просто епта...

отличный отчет, огромное спасибо, прочитал и получил массу позитива.

прям исторический справочник :)

Сообщений: 2004
Классно. Недавно были в РБ. Жили в Минске 2 недели. Брали авто напрокат. Полностью солидарен с автором. Чистота! И дышать легко на просторных улицах, не изуродованных пробками. И тоже обратил внимание на славянскую внешность дворников. Посетили только Мирский замок и Несвиж. Ну и Минск весь искатали. Обязательно поеду в Минск пожить на пару-тройку лет.
пиу пыщ)

Хороший отчёт!
Удачи в дальнейших путешествиях!

Иркутск (р-н)
andrew981:
Очень здорово и познавательно))
согласен)))
Мой отзыв: Honda Avancier 2001

Информативненько!

редюит с капониром в горже равелина - ?

ABTOMACTEP:
редюит с капониром в горже равелина - ?
Равелин - треугольное укрепление впереди основной стены. Горжа - тыльная часть. Редюит - небольшое укрепление внутри основного оборонительного периметра. Капонир - укрепление с возможностью стрельбы в противоположных направлениях, обычно - фланговых.
Таким образом, эта таинственная фраза означает: дополнительное укрепление в тылу основного, треугольного, с возможностью простреливания вдоль всей его тыльной части. Выглядит сверху как буква "Т". Перекладина обращена в тыл равелина, а ножка - это капонир, бойницы смотрят симметрично по обе стороны.

Познавательно. Возникает желание увидеть воочию.