|
Так уж получилось, что родившись в Белорусской ССР, волею судьбы оказался в Поволжье. Более четверти века живу в России, но постоянно тянет на Родину. В Беларусь в последнее время езжу на автомобиле, а свой рассказ посвящу поездке, состоявшейся в июле 2012 года.
Эта поездка была запланирована еще в 2011 году, когда от Волковысского райисполкома Гродненской области наша организация получила приглашение посетить Беларусь и принять участие в 68-годовщине освобождения Волковыска от немецко-фашистских захватчиков и Дню города. Наша организация, — это Местная общественная организация «Белорусская национально-культурная автономия «Нёман» городского округа Тольятти, в ней я являюсь заместителем председателя правления по работе с молодёжью и связям со СМИ (хобби у меня такое).
Ностальгия по Родине наложила свой отпечаток, и в 2005 году белорусы Тольятти создали своё национальное общество. С Волковысским районам нашу Автономию связывает подписанное в день 15-летия единения народов России и Беларуси соглашение о сотрудничестве. В нашей организации действуют два ансамбля белорусской песни, взрослый ансамбль «Купалiнка» и детский ансамбль «Зорачкi», также имеется действующее соглашение со школой искусств им. Балакирева, девочки из ансамбля «Серпантин» выступают с белорусскими танцами.
Маршрут нашей поездки предполагал не только посещение Волковыска, но и другие города. В общей сложности дорога в обе стороны составила 4 600 км. и пролегла по городам: Тольятти—Москва—Бобруйск—Несвиж—Мир—Брест—Волковыск—Минск—Москва—Тольятти. Сам я, и моя матушка родом из старинного белорусского города — Бобруйска. Бобруйск в Беларуси, как и Тольятти в России, является самым большим городом, по численности населения, не являющимся областным центром.
Поездка состоялась на автомобиле «LADA-Kalina», отзыв мой по данному авто есть на форуме. Я в качестве водителя, матушка в качестве переднего пассажира и сын, в распоряжении которого оказался весь задний диван.
Воскресенье 08.07.2012
Упаковав все вещи в небольшой с виду багажник «Калины», стартовали ранним утром, двинулись в сторону Москвы. В первый день поездки предполагалось доехать до друзей и переночевать у них на даче в Подмосковье. Первые пару сотен километров пути по трассе М-5 давались нелегко, по чисто российской причине — плохой дороги. По мере продвижения на запад, федеральная трасса «Урал» начинала понемногу быть похожа действительно на федеральную. Тысяча сто километров пути, как и день в дороге прошли относительно не заметно, если бы не жара. Пенза, Мордовия и Рязань остались позади.
Вырвавшись из почти часовой пробки в огуречной столице России — Луховицах, продолжил движение в сторону Москвы. Доехав до Бронниц, было решено, по совету москвичей, поворачивать направо, чтобы не попасть на МКАД и, соответственно, не стоять в пробках. На московском сленге дорога, ведущая от Рязанского до Дмитровского шоссе, и практически параллельная МКАД, называется «бетонка». Повернул и… потом пожалел, что сделал именно так. На одной из развилок равнозначных дорог, взял левее и через некоторое время оказался в Люберцах. Здравствуй М-5 и МКАД. На удивление МКАД прошел быстро и в 20-00 уже отдыхал на свежем подмосковном воздухе дачного поселка Аксаково.
Понедельник 09.07.2012
Переночевав, было решено продолжить движение на Бобруйск. Собирались тронуться в путь в обед, но, подремав на свежем воздухе после обеда, выехали в 16:00. Немного потолкались в пробках на Дмитровском шоссе, МКАД и на выезде из него та трассу М-1 «Запад». Километров через 30 от МКАД машин стало значительно меньше, трасса шире. Местами производится ремонт дорожного полотна, поэтому скорость приходилось снижать до 30-40 км/час.
Первую остановку на чай и разминку конечностей, было решено сделать не доезжая Смоленска. Припасенный по этому случаю горячий кофе в термосе пригодился как нельзя кстати. Около 21:00 прибыли на границу двух государств. Границей это назвать сложно, т.к. ни паспортного контроля, ни досмотра автомобиля и багажа, не производится. Союзное государство, как-никак. Памятуя о том, что в Беларуси необходима «Зеленая карта», остановился у одной из точек продаж, коих с приближением к границе становилось все больше. Отдав 480 рублей девушке из будки с надписью «Росгосстрах», получил взамен полис ОСАГО, мы двинулись дальше. В прошлую поездку, которая состоялась в 2010 году, «Грин-кард» приобреталась на белорусской стороне, и обошлась дороже примерно рублей на 200.
Про белорусские дороги писали многие, поэтому, останавливаться на подробном описании я не стану. Скажу кратко, то, что в России называют дорогами, ничего общего с этим понятием не имеют. Дорог в России нет, есть направления, в Беларуси есть именно дороги. Ровные, везде знаки (даже дублируются светоотражающей краской на асфальте в особо опасных местах), разметка (в том числе шумовая по краям трассы и перед приближением к пешеходным переходам). Н-да… Кратко не получилось про дороги.
Так вот, с трассы М-1 на развилке ушел в сторону Могилева. Двигаясь на Бобруйск, местами попали в дождь, где-то попадался туман. Кстати, о возможности появления тумана в Беларуси предупреждают специальные знаки.
В родной город прибыли в 01:00 по местному времени (в Беларуси время на один час отстает от московского). Таким образом, при неспешной езде с остановками на чай, заправку автомобиля, толкучкой в московских пробках и оформлением страховки, 700 километров было пройдено за 10 часов.
Действительно, за все время пребывания, «Грин-кард» никто не спрашивал, точнее вообще меня никто не останавливал. Правда, при поездке в 2003 году в Беларусь, чуть было не лишились прав, т.к. не знали, что необходимо оформлять страховку. Никто не предупредил, да и на границе никто не останавливал. Инспектор ДАI остановил для проверки документов прямо при въезде в родной город. Проблему удалось решить почти мирным путем.
В настоящее время в Республике Беларусь нет стационарных постов ДАI, их ликвидировали как класс, часть зданий было продано коммерческим фирмам, например под кафе. За скоростным режимом и соблюдением ПДД следят неподкупные стражи в виде камер видеонаблюдения.
Парковку около 9-этажного дома матушкиной одноклассницы, пришлось искать долго. Аборигены кидают своих железных коней у подъездов, причем между машинами расстояние как раз на 50% еще оной машины. Эх… в Москву бы их на перевоспитание и на курсы парковки. Научились бы тогда ценить парковочные места. Кинув якорь за домом, и распаковав вещи, отправились на ночлег. С хозяйкой общались долго, как принято у нас за накрытым столом. Напомню — на дворе ночь. К рассвету все-таки разошлись по комнатам.
Вторник 10.07.2012
Итак, Бобруйск.
Этот город прославился несколько раз в своей истории. В канун войны с Наполеоном, была сдана в эксплуатацию Бобруйская крепость (в настоящее время ведется реставрация), которую как ни старались французские войска, взять не смогли.
В Бобруйской крепости до недавнего времени дислоцировались военные части сначала СССР, затем были расквартированы части ПВО республики Беларусь. Следующий значимый момент в истории города — освобождение Белоруссии от фашистов в 1944 году — операция «Багратион» и «Бобруйский котёл», за всю историю войн, одно из самых масштабных сражений
Еще Бобруйск славен тем, что в нем родился я, и, наконец, Бобруйск известен в интернет среде, в юмористическом жанре.
Два дня в родном и любимом городе пролетели в один миг. Встретились с родственниками, со знакомыми, товарищами и одноклассниками. Походили по улицам детства. Одним словом, наслаждались пребыванием на Родине. С каждым годом город становится все более уютным и красивым. Чистота и порядок присутствует во всем.
«Бобруйск-Арена» — домашняя арена ХК «Шинник», иногда здесь выступает ХК «Динамо-Минск».
Как всегда на высоте продукция местного пищевого производства, это и шоколадная фабрика «Красный пищевик» — разнообразие в выборе сладостей очень большое: конфеты, мармелад, зефир. Это и продукция мясокомбината, различные сорта колбас от банальной вареной до сырокопченой и сыровяленой (скажу по секрету — колбаса сделана из мяса). Молочная продукция, к которой я неравнодушен с детства очень вкусная и качественная. Такое впечатление, что советские ГОСТы там никто не отменял, а наоборот усовершенствовал в лучшую сторону.
До введения в действие таможенного союза с Россией, в Беларуси действовали минимальные ставки на ввоз автомобилей из-за рубежа. В городах сплошь одни иномарки от древних разваливающихся рыдванов, до новеньких внедорожников типа «Lexus». Российский автопром встречается редко и представлен в основном старыми «Москвичами» и «Жигулями». За неделю пребывания в Беларуси, мне удалось встретить только две «Приоры», одна из которых была в ДАI-шном камуфляже (видимо, госзаказ), другую приобрел местный фанат марки «LADA». К сожалению уже более года действуют единые таможенные ставки на ввоз иномарок, как в Беларусь, так и в Россию. Но мой дядька, проживающий на исторической Родине, успел-таки, пригнать себе хороший аппарат из США. Теперь такой халявы нет.
«Saturn VUE» — автомобиль моего дядьки, родом из недружественной Америки.
Четверг 12.07.2012
Упаковав свои вещи обратно в скромный багажник «Калины», в седьмом часу утра двинулись в путь. В этот день конечной точкой нашего маршрута значился город Волковыск. Поскольку там нужно было быть к вечеру, решено было заехать в Брест, посмотреть мемориальный комплекс «Брестская крепость», а по пути сделать остановки в живописных и дышащих историей местах Беларуси — Несвиже и Мире.
Выехав из Бобруйска по минской трассе до Осиповичей, свернули налево и взяли курс на Несвиж. Не́свиж (белор. Нясві́ж) — город в Минской области на реке Уша. В городе находится знаменитый Несвижский замок, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Фарный костёл, ратуша XVI века, а также ряд других архитектурных памятников. Кому интересно, подробнее о Несвиже можно погуглить в интернете.
Ниже фотографии Несвижского замка, немного темные, т.к. погодка была пасмурной и нет-нет, поморосит мелкий дождик. Честно говоря, увиденное в замке произвело впечатление. Сразу перед глазами ассоциация 16-17 века, кареты, дамы в платьях той эпохи с веерами и в кружевных шляпках. Эх… Жаль нет машины времени, хоть глазком бы посмотреть на ту эпоху.
После непродолжительной экскурсии, покупки местных сувениров и поглощения пары бутербродов, поехали в Мир. Мир от Несвижа находится в паре десятков километров. Там тоже есть свой замок, немного меньше по размерам Несвижского, но также интересен. В настоящее время, как я понял, идет реконструкция замка.
Ми́рский за́мок (белор. Мірскі замак) — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Гродненской области. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). По мнению исследователей, ранее на его месте была расположена феодальная усадьба. Замок окружает равнинная местность, невдалеке от замка протекает речка Миранка.
Ниже пару фотографий Мирского замка.
Парковка транспортных средств через дорогу от Мирского замка :).
После осмотра средневековых замков направились в сторону Бреста. Выехали на трассу Минск—Брест. Дорога просто шикарная, ограничение для легковых автомобилей — 120 км/час, для грузовиков 100 км/час.
В Брест приехали в районе 16:00. Город нас встретил проливным дождём. Честно говоря, было обидно, что, проехав 500 километров от Бобруйска, не удастся посмотреть Брестскую крепость. Однако, как только мы подъехали ко входу в мемориал, тучи разошлись и дождь прекратился.
Крепость произвела очень сильное впечатление. Спасибо белорусскому народу, что за прошедшие 70 лет не забросили столь важное для человеческой памяти сооружение. Походили по крепости, дотронулись до истории, посетили музей Брестской крепости.
Православный храм на центральной улице Бреста.
Осмотр крепости окончили в районе 17:00. Как только сели в машину, вновь начал моросить дождь. Как будто сама природа дала нам возможность осмотреть крепость, не промокнув. Проложив на навигаторе маршрут до Волковыска, тронулись в путь.
Живописные места Беловежской пущи, ухоженные и засеянные поля, деревни и поселки как на картинке, дремучие непроходимые партизанские леса. Все это встретилось за 200 километров пути от Бреста до Волковыска.
Национальным символом кроме беловежского зубра, в Беларуси считается аист. Столько аистов, как здесь, я нигде не встречал. Мало того, что они бесстрашно гуляют по обочинам дорог, они преспокойно вьют гнезда и живут в черте населенных пунктов.
В Волковыск прибыли в начале 9-го вечера. Год назад мы останавливались в городской гостинице «Березка», а поскольку в этом году делегация выросла более чем в два раза, нас поселили нас в общежитии педагогического колледжа. На удивление, общежитие оставило хорошее впечатление. Везде сделан ремонт, мебель новая, в номерах чисто и уютно. Поужинав решено было ложиться спать, т.к. рано утром необходимо ехать на станцию Мосты, встречать наших артистов, добиравшихся в Беларусь поездом.
Пятница 13.07.2012
В 06:30 утра мы уже были на остановке в ожидании служебного автобуса, любезно предоставленного Волковысским райисполкомом. До Мостов ехать не далеко, и в начале 8-го утра мы были на железнодорожной станции.
Поезд Москва—Гродно пришел почти по расписанию. Сразу с вокзала, всю нашу делегацию повезли в Волковыск. По пути сделали остановку в памятном для белорусов месте — бывшей деревне Шауличи. Эту деревню, вместе со всеми жителями фашисты стёрли с лица земли во время ВОВ. Уже почти 70 лет на месте деревни стоит только мемориал.
Памятник погибшим жителям бывшей деревни Шауличи.
Делегация тольяттинцев в Шауличах.
Подробно на трехдневном пребывании в Волковыске останавливаться не стану, если в двух словах, то посетили музей им. П. И. Багратиона, во время войны 1812 года в Волковыске размещался штаб русских войск, завод «КСМ» и музей при нём, агрогородок Верейки и местный храм, санаторий «Пралеска», были на приеме у мэра города и т.д.
За три дня выступили с тремя концертными программами и в самом городе, и в санатории и в агрогородке. Теперь выложу несколько фотографий с комментариями к ним.
Самое современное предприятие Волковысского района — Красносельскстройматериалы (КСМ), выпускает цемент, мел и т.д.
Экскаватор, с помощью которого идет добыча мела.
Ковш этого экскаватора, представьте его размеры на фоне автобуса.
Действующий меловой карьер, внизу самосвал МАЗ.
Отработанные карьеры, заполненные родниковой водой. Пейзаж фантастический.
Улицы белорусского города — Волковыска, вид из окна автобуса.
Вот собственно и сам экскурсионный автобус «МАЗ», на котором нас возили по экскурсиям, на стоянке в обычной белорусской деревне, или как сейчас их там называют — агрогородке Верейки. Обратите внимание на не совсем деревенский пейзаж.
Сквер памяти города Волковыска. Памятный митинг в честь освобождения Волковыска от немецко-фашистских захватчиков и Дня города.
Плац-концерт духового оркестра на центральной площади Волковыска.
Понедельник 16.07.2012
Время летит незаметно, особенно если скучать некогда. В 06:30 выдвинулись в сторону столицы Республики Беларусь города-героя Минска. С небольшими перерывами на заправку и утренний кофе, в город приехали к полудню. Предстояло еще несколько деловых встреч с заместителем министра культуры, с заместителем уполномоченного по делам религий и национальностей, а также с давними друзьями в Обществе по связям с соотечественниками за рубежом — «Радзiма», и раздача интервью белорусскому радио.
Заместитель министра культуры Стружецкий Т.И., вручил почетную грамоту Министра культуры руководителю тольяттинских белорусов Дёминой Л.И. за значительный вклад в развитие белорусской культуры за рубежом.
Зам. уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь Ламеко В.Б. вручает Дёминой Л.И. диплом победителя белорусской организации за рубежом. Кстати, третий год подряд — мы лучшие :).
После всех деловых встреч, решили потратить обмененные ранее белорусские рубли, не везти же их в Россию. Сначала поехали в ГУМ, расположившийся почти в самом центре города на проспекте Независимости. Сделав несколько кругов по прилегающим к магазину кварталам, я с горестью обнаружил, что по правилам припарковать автомобиль не удается. Везде висят запрещающие знаки, а как это зачастую бывает в Беларуси, эвакуаторы начеку. Несколько попыток запарковаться в одном из ближайших дворов, также с успехом были провалены. Во всех въездах во дворы стоит дежурный милиционер. Так и не найдя места для стоянки, поехали в ЦУМ. Как и возле ГУМа, парковок транспорта в прямой видимости не нашли, однако удалось завернуть в один из дворов. И, о чудо!!! Платная парковка с охраной и электронным устройством, считающим время парковки. Заехали на паркинг и помчались в магазин, до закрытия оставался примерно часа-полтора. С успехом потратив всю имеющуюся наличность, прикупив всем родственникам подарки и сувениры, вернулись на парковку. При выезде с меня взяли оплату в пересчете на российские деньги — 12 рублей. Однако, друзья, это по сравнению с нашей столицей — халява.
На часах 19:00, выдвигаемся обратно. Курс на Москву. Как ни странно, за весь день пребывания в Минске, я не попал ни в одну пробку, выезд вечером из города, также проблем не доставил.
Опять за окном красивые белорусские пейзажи, деревни, поля, леса…
На трассе М-1 вдоль обочин стоят и торгуют дарами леса местные жители. Останавливались несколько раз, интересовались ценами. В итоге было куплено два ведра лисичек и ведро черники. Поскольку своей тары под это у нас не нашлось, купили вместе с ведрами.
К белорусско-российской границе подъехали в начале 10-го вечера. Граница опять осталась нами незамеченной, никто не останавливал и не интересовался что, в каких объемах и куда везем. Одновременно с пересечением границы наступило чувство тоски. Из прекрасной сказки и вотчины последнего «диктатора» Европы, вновь окунаемся в российскую действительность. Честно говоря, я был бы не против, если бы в России руководителем был вот такой «диктатор», как Лукашенко.
Не доезжая города Ярцево, Смоленской губернии остановились заправить автомобиль и заодно поужинать. За весь день с раннего утра удалось выпить только пару чашек чая. В придорожном кафе был заказан горячий обед, в основном состоящей из блюд кавказской кухни. Правда все было довольно вкусно и свежо. Но обстановка вокруг кафе, заправок, да и просто вдоль дорог, резко изменилась. Кучи мусора, неухоженные обочины, грязные, немытые годами туалеты. Вроде и народ мы почти один, в одной стране жили 70 лет вместе, менталитет тоже не слишком отличается, но какая большая разница и контраст, казалось бы, в обычных повседневных мелочах.
Общественный бесплатный туалет на трассе М-1 (Минск—Брест). Чистота полнейшая, есть мыло, сушка для рук и бумажные полотенца. Вы в России такое видели?
Место для отдыха путешествующих на автомобилях. Можно посидеть, отдохнуть, попить чайку. Такие места в Беларуси есть на каждой трассе. Мелочь, а приятно.
После плотного ужина продолжили движение на Москву, перестал ловить сигнал навигатор, видать, обиделся, что его не покормили :).
Дорога на Москву по ночной трассе М-1 была нудный и скучный.
На дачу к друзьям, где останавливались по дороге в Беларусь, прибыли в начале 4-го утра. Два дня пролетели незаметно, и опять в путь.
Четверг 19.07.2012
Дабы избежать местных пробок, старт в Тольятти произошел почти в 5 утра. Дмитровское шоссе, МКАД и выезд из Москвы по Рязанскому шоссе прошел удачно, без задержек и толкучек в пробках. Народ столицы еще спал.
Московская область осталась позади, до Рязани рукой подать. В Рязань въехали в самый час пик. Местные разъезжались по рабочим местам, и впервые в жизни я попал в Рязанские пробки. Часа через 1,5 удалось-таки вырваться из города.
Мордовия. Те, кто ездил по М-5, наверняка помнят удивительное место на трассе, — деревню Умёт. На протяжении нескольких километров по обеим сторонам трассы стоят разнокалиберные кафе. Названия у них на любой вкус и цвет. Сыну приглянулось кафе под вывеской «МордДоналдс». Хи… Мордва — тоже народ с юмором. Сделали остановку на плотный обед. До дома еще ехать и ехать.
Чем дальше от Москвы, тем дорога уже и хуже, ямы и колдобины встречаются чаще. В районе 19 часов подъехали к Жигулёвской ГЭС. Вот тут-то началось самое интересное. Обычно в будние дни, исключая пятницу, в это время ГЭС проезжаешь довольно легко. В этот раз расстояние в 4,5 километра пришлось преодолевать в течение полутора часов. Причина затора на плотине осталась, не выяснена, т.к. ни аварии, ни ремонта дорожного полотна я так и не заметил. К 21:00 часам были дома.
Как итог поездки: масса положительных впечатлений, интересных встреч и экскурсий. Автомобиль не подвел, средний расход по БК составил 7,0 литра на 100 километров. Общая протяженность путешествия — 4 600 километров.
Желаю удачи на дорогах.
Sanych Minsky.