На Кайроне в Беларусь. Минск — Гродно

На Кайроне в Беларусь. Минск — Гродно

10.04.2024 | 4616 просмотров

По делам нам потребовалось в январе, после праздников, посетить Беларусь, конкретно — Минск. Дела планировали занять три дня, и мы решили, что к ним можно пристыковать еще три дня познавательной поездки в соседний город Гродно. Получилось приятное мини-путешествие, о котором я и хочу рассказать.

Ездили вдвоем на автомобиле Ssang Yong Kyron. Кайрон дизельный на МКПП, в этом году ему исполняется 14 лет, его пробег превысил отметку в 210 тысяч километров. И вновь он свозил нас в соседнюю страну без каких-либо проблем и сложностей.

Стартовали мы в поездку в 7 утра в воскресенье с запада Подмосковья. В Минск прибыли в 18 часов вечера. Я ехала за рулем неспешно, поскольку случилась зима и автомобильные дороги радовали снежной красотой — они располагали к любованию и принципу «тише едешь — дальше будешь».

В воскресенье дороги были очень пустыми. По Минскому шоссе долетели до Смоленска, на его объездной остановились на Лукойле, пообедали, покормили Кайрона, сделали страховку для Беларуси. Дальше — быстрая граница между двумя государствами. У нас проверили паспорта, и мы помчались по белорусским дорогам.

Январская четырехполосная дорога по Смоленской области.

Январская четырехполосная дорога по Беларуси от границы до Минска.

По пути встретили пару аварий — по кюветам лежали улетевшие автомобили, им уже оказывали помощь. Наглядное напоминание, что скорость лучше снизить.

Стелу «Минская область», возле которой я фотографировала Кайрона в мае, зимой я едва узнала. С обочинами были снежные проблемы, поэтому зимнего варианта фотофиксации автомобиля на фоне стелы я делать не стала.

Зимняя трасса до Минска мне понравилась, такая уютная снежная колея в снегу. А самое главное, вся она чистая. Никакой гадости не летит на лобовое стекло. Спецтехника по трассе катается, чистит снег, а льет или нет что-то на дороги — не знаю, но факт в том, что незамерзайка практически не расходуется.

Вообще, в части зимних приключений в этой поездке нас преследовали классные температурные качели. Кто-то из товарищей сказал мне накануне, что якобы в Беларуси — мифическая «европейская зима», и, видимо, в течение недели мы наблюдали именно ее: морозные минус пятнадцать сменялись нулем, который сменялся легкими минус пятью с пронзительным и холоднющим ветром, который сменялся снегопадом, который сменялся морозом в минус пятнадцать, который сменялся снежной метелью. Я ожидала и минус тридцати, но они не случились. Нам такой вариант погоды пришелся по душе — было совсем не скучно. А я поначалу переживала, как же поеду в «европейскую зиму» на шипах. Для белорусской «европейской зимы» шипы оказались лучшим решением.

Утром в Подмосковье пытались заморозить солярку очередные минус двадцать семь градусов (у меня аж датчик сцепления залип), в процессе нашего движения по Смоленской области постепенно теплело, на въезде в Беларусь было всего минус десять, а к Минску потеплело до нуля.

Гостиницу мы забронировали в западной части Минска, добрались до нее по МКАДу. В темное время суток ехать по Минску было тяжеловато. Это было вождение в стиле «угадай разметку по дорожной ситуации и поведению остальных водителей». В дальнейшем я убедилась, что это фишка зимнего Минска. Его заваливает снегом, потом снег тает до состояния морей-океанов, потом опять выпадает снег, куда-то туда же примешивается реагент, которого нет на трассе, — пытаться разглядеть разметку под всей этой снежно-водно-реагентной массой бесполезно. А разметка в Минске хитрая: в любой момент две полосы могут превратиться в четыре, а четыре — в три, из небытия выпрыгнет полоса для поворота налево, средняя полоса после перекрестка превратится в правую полосу, а, может, в левую, а потом все эти полосы начнут вилять по дорожному полотну вправо и влево. Но поскольку белорусские водители довольно спокойные, редко совершают какие-то опасные или резкие маневры, сложности с разметкой не усугубляются, и можно без нервов доехать по Минску в нужную часть города.

По темноте добрались до гостиницы Вояж на ул.Якубовского. Четыре ночи обошлись в 392 BYN. Расплачивались мы везде российской картой МИР, один белорусский рубль равнялся примерно 28 российским рублям. Номер оказался небольшим, но хорошим, даже с балконом. Поужинать сходили в кафе Гармония, расположившееся недалеко от гостиницы, где оказалось вкусно и бюджетно.

Следующие три дня мы провели в Минске, занимаясь своими делами.

Кайрон на парковке гостиницы. Обычно он там стоял совсем один. Та часть января, которая после праздников, — не самое популярное время для путешествий.

Гостиница Вояж. Прикольная — круглая.

Каждый день ездили по МКАД в восточную часть города, и никак не могли найти минские пробки. Мы искали их в центре, на МКАДе, искали утром, в час пик перед рабочим днем и вечером. А их не было. Это было очень необычно после Москвы. 35 километров из одной части Минска в другую мы неспешно пролетали за полчаса — в Москве это расстояние мы ехали бы пару часов.

С автомобилем в Минске была проблема только в центре в части парковок. Их там еще надо было найти. Мы думали оставить автомобиль на платной, но процесс оплаты был каким-то сложным, поэтому пришлось искать бесплатные. К нужному зданию на машине в центре подъехать сложно — как правило, парковались подальше и шли пешком 10-15 минут.

Обедать ходили в известные и полюбившиеся Васильки. Нашли еще одно классное кафе — Панский Драник, которое оказалось не хуже Васильков. Штурман надо мной посмеивался, что к моменту выезда из Беларуси я буду состоять наполовину из драников, а умные весы по возвращении домой, помимо процента жира, мышц и воды, будут так же показывать процент драников в организме.

В течение этих дней погода варьировалась от нуля до минус пятнадцати. Когда случился мороз, вышло солнце — окружающие пейзажи стали намного красивее.

В один из дней прогулялись по центру Минска. Мы сюда приезжали весной, но опять прогуляться по этому городу было очень здорово.

К четвергу мы освободились и поехали в Гродно. Утром того дня выпало невероятное количество снега и поднялась легкая метель. Вот тогда мы наконец-то и нашли минские пробки!

На выезд из города с заездом на АЗС у нас ушел почти час. Кайрона заваливало снегом, все окружающие машины тоже заваливало снегом, и снегом заваливало дороги. Пробки были не московскими, но стояли. Один из светофоров не работал и постоянно горел красным, водители на всех полосах какое-то время ожидали, а потом порциями проезжали перекресток, не взирая на красный сигнал. Полосы водители прокладывали по своему усмотрению или по памяти.

Когда мы выбрались из Минска и выехали на трассу, стало легче. Ехать приятнее, чем стоять.

Трасса совершенно не вызывала желания надавить посильнее на педаль газа, а, скорее, предлагала отложить автомобильные поездки до лета.

Просто съездить из Минска посмотреть Гродно и вернуться обратно было бы не в нашем стиле, поэтому познавательные три дня я в процессе планирования маршрута распределила следующим образом: первый день — доехать из Минска до Гродно через Лиду, а заодно покататься по местным деревням в поисках красивых костелов; второй день посвятить непосредственно Гродно; третий день — доехать из Гродно до Минска через Барановичи, посетив по пути старые дворцы и, опять же, красивые костелы.

Поэтому наш маршрут из Минска в Гродно выглядел так: Минск — Дуды — Лида — Белогруда — Мурованка — Ищелно — Желудок — Лопаты — Рожанка — Скидель — Гродно.

Маршрут занял весь световой день: из гостиницы в Минске мы выехали в 8 утра, а в Гродно приехали около 18 часов вечера.

Переехали из Минской области в Гродненскую.

Свернули с трассы к первой точке маршрута, к деревянному костелу 1772 года в деревне Дуды.

Костелы Беларуси — замечательные архитектурные сооружения. Их много, и они очень разнообразны. Каждый костел уникален и показывает что-то свое, особенное. Когда я планировала маршрут и искала интересные точки для посещения, приходилось выбирать одни и отбрасывать другие, чтобы можно было уложиться в световой день, так что из большой архитектурной россыпи я выбрала те, которые больше всего впечатлили меня по фотографиям и которые захотелось посмотреть в реальности.

Деревянный костел в деревне Дуды не сильно впечатлил нас снаружи, однако он был открыт и нам удалось попасть внутрь. Внутри он оказался намного красивее. Тот философский случай, когда не важна внешность, а важно содержание.

В костеле был свой небольшой орган.

От деревни Дуды вернулись на трассу и доехали до Лиды. Мы не могли проехать мимо и не посетить известный Лидский замок.

Про Лидский замок я начиталась много негативных отзывов, а потому не ожидала от него ничего особенного. Но, на удивление, он мне понравился. Внешне, особенно издалека, он смотрится супер — мощное оборонительное сооружение, имеющее строгую форму и исключительную функциональность. Замок, который создавался не для красоты, а для выполнения конкретных целей. В городском пейзаже он смотрится колоритно.

Да, к его реставрации есть большие вопросы, и они возникают у многих, кто его посещает, судя по тому что я начиталась и что мне рассказывали. Мы и сами в процессе прогулки обратили внимание на некоторые вещи. Например, отверстия-желоба для слива на головы атакующих всяких жидких штук реставраторы воспроизвели в горизонтальном виде, а не наклонном. Каждое «окошко» на стене замка собирали по принципу «кто во что горазд» — это было похоже, как если бы студенты-архитекторы сдавали тут строгому преподавателю зачет и их задачей было сделать наиболее приближенный к оригиналу свод. Были и отличники, но некоторые бойницы собирали двоечники-должники.

Наверное, из-за того, что я была готова к полному разочарованию, Лидский замок меня не разочаровал. Несмотря на неудачную реставрацию, в нем мне понравился небольшой музей. Он последовательный, ненавязчивый, и в нем есть очень интересные вещи. А сотрудницы музея оказались доброжелательными, гостеприимными и очень приятными женщинами, некоторые из них рассказали нам любопытные факты из истории замка и обратили наше внимание на особенности некоторых экспонатов!

Экспозиция музея занимает несколько небольших этажей башни, включает стену и несколько этажей в следующей башне. Лестницы между этажами. Ну, да, об исторической идентичности тут вряд ли можно говорить, но зато ступени и двери сделаны в одном стиле.

Один из этажей башни.

В музее Лидского замка наибольший интерес у нас вызвала коллекция старых кирпичей — ей был посвящен целый этаж.

Кирпичи были самыми разными, с разными клеймами, разного возраста. На некоторых из них остались отпечатки птичьих лапок, по некоторым прошлись животные. Нигде еще не встречала подобной коллекции. Казалось бы — кирпичи, но насколько же они интересные.

На одном из этажей обнаружились фотографии археологических раскопок замка — тоже интересная история.

Позже из башни мы вышли на крепостную стену.

Вид во внутренний двор замка.

Пока шли по стене, смотрели то на кирпичи, утонувшие в растворе, то на раствор, исполняющий роль творческих пятен. Местами, предположительно, встречались редкие кусочки оригинальной стены. Новый кирпич, естественно, отличить было просто.

Вот один из примеров неудачной сборки бойницы. Наверное, мифический преподаватель отправил этого студента на пересдачу, хотя бы за понапиханные, как попало, кирпичи в полость, образовавшуюся в процессе кладки.

Вторая башня более «визуализированная», в ней меньше любопытных исторических коллекций, но больше попыток воссоздать возможный внутренний вид помещений. На одном из этажей стоит куча рыцарей, вернее, их доспехов и обмундирования.

В подвальном помещении башни нашлась еще одна интереснейшая коллекция — здесь и народу было больше всего. Здесь были собраны орудия пыток с текстовыми описаниями, как какое орудие работает. Брррр, приходишь в ужас, но всё равно ходишь, изучаешь и читаешь это всё. Тоже пока нигде такой коллекции не встречала, да еще и с такими подробными описаниями.

В общем, как ни странно, но мы ничуть не пожалели, что заехали в Лидский замок, и не только осмотрели его снаружи, но и сходили в музей внутри.

Там же, в Лиде, заехали в местную столовую Лиданефтепродукт — как оказалось, популярное место, поскольку на парковке нашлось только одно свободное место, а внутри люди постоянно приходили, быстро ели и уходили, но тут же приходили новые. Классическая столовая, бюджетная и без изысков. Перекусили.

Когда мы вернулись на трассу, оказалось, что ее немного почистили и ехать стало попроще. Появился широкий асфальт, а не просто колея в снегу. Скорость немного возросла, но ощущение суровой зимы немного потерялось.

Отъехав от Лиды в сторону Гродно на небольшое расстояние, свернули с основной трассы в деревню Белогруда. Тамошний костел впечатлил своей архитектурной красотой.

Фотография этого костела висела в Лидском замке. Немудрено, он действительно очень впечатляющий. Жаль, не удалось попасть внутрь. Но я еще в майской поездке убедилась, что открытый костел — это большое везение.

Костел относится к началу 20-го века.

Фотофиксация Кайрона на фоне костела.

В костеле прекрасно всё, и его цельный вид, и отдельные элементы.

Из Белогруды к следующим точкам мы поехали по местным деревенским дорогам, а не по основной трассе в Гродно. Чем мне очень нравятся белорусские автомобильные дорожки между деревнями, так это тем, что они сквозные. Можно ехать из деревни в деревню, не упираясь в тупики и практически никогда не возвращаясь обратно тем же путем. На этом нашем маршруте мы всегда проезжали дальше вперед, параллельно нужному направлению на Гродно. В центральной России у меня так не получается — деревни, в которые мы приезжаем за интересными архитектурными сооружениями или природой, часто тупиковые, и чтобы попасть в следующую деревню, находящуюся совсем близко по карте, нужно или делать крюк через асфальтированные трассы, или рубиться по бездорожью с неизвестным результатом. В Беларуси не так: может быть, рельеф другой, может, более вдумчиво строили дорожную сеть. Здесь — очень хорошая разветвленная сеть второстепенных автомобильных дорожек.

Приехали в Мурованку. Примерный вид местных дорожек.

Здесь осмотрели костел, не похожий на два предыдущих, — оборонный.

Там же мы встретили котика. Грозный пушистый котище гордо восседал на воротах и придирчиво осматривал проходящих мимо людей. Он сказал нам грозное, но приветливое «мяу» и продолжил величаво созерцать свои владения. Тут, по ходу, вся деревня принадлежит этому коту.

У меня закономерно образовалась на фотоаппарате куча фотографий кота, превышающая по количеству фотографии всех трех осмотренных сегодня костелов.

Но костел в Мурованке мы всё-таки сумели осмотреть со всех сторон. Кот разрешил.

Пока шли к Кайрону, встретили еще одну кошечку.

От Мурованки съездили в соседнее Ищелно, нашли еще один костел.

После предыдущих он не очень впечатлил. Но он тоже по-своему оригинален, опять что-то новое: строгий, белый, минимум деталей, максимум простоты, редкие выделяющиеся элементы на белом фоне становятся роскошью и бросаются в глаза, рассказывая о существовании иного варианта красоты.

Зимние узоры на окнах как отдельный вид природного искусства.

Наш путь лежит в следующую деревню — Желудок.

В Желудке мы хотели осмотреть заброшенный дворцовый комплекс Святополк-Четвертинских, но нам не повезло. Я привыкла, что заброшки обычно находятся в легком доступе, а тут оказалось, что усадьба обнесена забором и проход на ее территорию осуществляется строго под контролем ответственного лица. Возле ворот и небольшого административного здания находился еще и вольер с овчаркой, которая смотрела на нас умилительными и добрейшими глазами, но мы-то знали, что за этим взглядом скрывается.

Усадьбу разглядеть из-за забора за деревьями не представлялось возможным. Теоретически, можно было позвонить смотрителю и попросить нас пустить внутрь — собственно, здесь так и нужно делать, — но у нас не было белорусской сим-карты, поэтому позвонить мы не могли. Так что уехали ни с чем.

Из Желудка местной дорожкой поехали в следующую деревню — Рожанку. По пути остановились в районе деревни Лопаты. Здесь находится любопытный объект, внешне он совершенно не примечателен, но зато имеет потрясающую научную историю.

Здесь располагался один из триангуляционных пунктов геодезической Дуги Струве.

В 19 веке было сооружено двести с лишним триангуляционных пунктов на расстоянии почти в три тысячи километров (от Норвегии до побережья Черного моря, пункты шли в том числе через Беларусь), чтобы измерить форму и размер планеты. Вычисления оказались настолько точными, что в современное время измерение с помощью спутников выявило отклонения лишь в какие-то сантиметры. Дуга Струве создавалась около 40 лет. Вышки-пункты были деревянными — никто не рассчитывал, что они должны стоять столетиями, ученым надо было померить и всё. Так что в районе Лопат теперь стоят обелиск и информационные плакаты. И это здорово — не будь их, я, например, и не узнала бы о такой поистине великой научной реализации.

Вскоре приехали в Рожанку. В ней — еще один костел, несколько вычурный с лицевой стороны.

Мы его обошли, и как-то он нас не зацепил. Зашли внутрь, там на нас так зыркнула одна пожилая женщина, как будто мы совершаем что-то предосудительное своим наличием не то что в этом костеле, а на этой планете. Внутри костел тоже не особо впечатлил, а уж в сочетании с этой женщиной желания там оставаться на подольше не возникло. Так что ретировались (из костела, не с планеты).

Из Рожанки со второстепенных деревенских дорожек мы вернулись на основную трассу в Гродно, некоторое время ехали по ней, а затем свернули в Скидель, чтобы посмотреть следующий костел.

Поскольку мы ездили по навигации maps.me, некоторые подъезды к точкам нас то ли пугали, то ли впечатляли, а иногда приносили радостное ожидание безудержных приключений. Так и здесь, навигация вывела нас в какую-то колею. Казалось бы, мы поехали на Кайроне в полностью асфальтовое путешествие, но именно в этой поездке я регулярно, в каждой деревне и в каждом дворе, крутила джойстик 4wd. На всякий случай. Снег выпал, растаял, замерз, опять выпал — снежный асфальт регулярно сулил приключения, но они не случались, чему мы были, скорее, рады.

Колею до костела преодолели. Костел осмотрели.

Строгий и более суровый по сравнению с теми, которые мы сегодня видели.

Суровый — и одновременно спокойный. Может быть, сыграло роль то, что он находился в уединенном месте, вдалеке от суеты и центральных улиц деревни.

Скидель стал завершающей точкой сегодняшнего маршрута. Дальше мы вернулись на трассу и доехали до Гродно, как раз с наступлением темноты.

В Гродно заселились в гостиницу. Мы забронировали номер в апарт-отеле Славия — у них есть гостиница, а есть отдельный коттедж с несколькими апартаментами. За ключами и для регистрации заехали в их основное здание, а сам номер (вернее, квартира) находился на улице Малая Троицкая. Проживание (две ночи) на двоих обошлось в 300 BYN. На фоне Минска жилье в Гродно показалось мне дороговатым. Мне жилье в Минске-то кажется дороговатым, а в Гродно оно еще дороже.

Апартаменты очень порадовали, они оказались большими, чистыми, с дизайном и кухней со всей посудой, на полочках нашлись книги-путеводители по Гродно с историческими справками.

Единственная претензия к отелю осталась у нас по части матраса, в такой шикарной квартире — и такой ужасный матрас, от которого остались одни пружины.

Вечером сбегали в кафе Поляна City, где штурман остался в восторге от бургера, а я — от медовика. А вечерний Гродно уютно сиял подсветкой.

Пятницу мы полностью посвятили Гродно. Вчера весь день за рулем, завтра тоже ожидался полностью автомобильный день — поэтому нужно было сделать этакую «дневку». Так что мы никуда не ездили, Кайрон простоял на парковке рядом с коттеджем, где находились апартаменты, мы с утра выспались, приготовили себе завтрак и отправились на пешую прогулку.

Гродно оказался милым и симпатичным городком. Причем наибольшие уют и симпатичность ему придавала вечерняя подсветка. Зимним бессолнечным днем он потерял часть своего очарования, однако с наступлением вечера возвращалось и волшебство. Вечером здесь подсвечены отдельные дома, а над пешеходными улицами висят светящиеся гирлянды, на многих улицах сделаны стилизованные фонари. В сочетании со снегом и малоэтажной застройкой это создает ощущение волшебного сказочного городка.

Мы прогулялись по центру города. Яркая надпись с макетами основных достопримечательностей города. Гродно в миниатюре.

Рядом обнаружился парк, в котором каждая здешняя организация установила свой вариант новогодней елки. Вот, например, Гродноводоканал.

А это новогодняя поделка от политехнического колледжа.

От парка дошли до лютеранской кирхи. Впечатляющее строение, с высоченной колокольней, выдержанное в таком стиле, что создается ощущение, что оно всё тянется вверх, каждым своим элементом.

Внутри оказалось простенько, но симпатично, стоял огромный орган и висели информационные таблички с исторической справкой.

От кирхи через малоэтажные пешеходные улочки направились к следующей достопримечательности.

Гродно зимним днем. Здесь много красивых зданий и симпатичных улиц.

Дошли до собора Франциска Ксаверия — пожалуй, жемчужины Гродно. Масштабное, потрясающее здание. Впечатляет как наружной архитектурой, так и внутренним убранством. Собор стал главным впечатлением сегодняшней прогулки.

Прогулялись ближе к набережной, нашли там еще один костел, но после собора Ксаверия он закономерно не вызвал восторга. Красоту надо рассматривать по нарастающей.

Через дорогу от костела обнаружилось любопытное круглое здание, но что в нем находится, я не в курсе.

На одной из улиц нашли симпатичную башню.

Затем дошли до исторического комплекса сооружений, зданий Старого и Нового замков. Прочитала, что этот комплекс — единственный именно королевский замок на территории Беларуси. В обоих зданиях расположились музеи. Сначала посетили Старый замок.

Честно говоря, замок как-то не впечатлил. Есть некоторое количество экспонатов, есть некоторые интерьеры, но в общем и целом особых эмоций сооружение не вызвало.

Запомнился интерьер бани. Вот он действительно потрясающий: высоченные потолки, стиль оформления в виде деревянных панелей, просторные три комнаты. Удивительно, что это всё — баня, а не, например, кабинет или библиотека. Сюда так и просятся высокие шкафы с научной литературой, массивный стол с сукном, стулья и кресла.

С одного из верхних этажей замка можно подняться на смотровую площадку, чтобы полюбоваться на панораму Гродно. Уверена, что летом этот вид в разы более живописный и лирический. Снег и серое небо скрывают краски и прячут красоту. Или, может быть, всё-таки собор Ксаверия надо было оставлять на окончание прогулки, он затмевает собой просто всё.

Перед тем, как идти в музей Нового замка, прогулялись через мост в соседний парк. По пути встретили очень странную скульптуру, посвященную спасателям. То ли мужик-русалка, то ли мужик-шланг. Или это воплощение идеи «прикинуться шлангом»?

В парке осмотрели уникальный исторический памятник — Коложскую церковь 12 (!) века.

От церкви вернулись к Новому замку и посетили тамошний музей. Он оказался более интересным, чем музей в Старом замке, но был, скорее, краеведческим. Про здание Нового замка там было мало, а вот краеведение нашлось в больших количествах. В Новом замке много залов и много разных тематик.

Есть живопись, причем много картин посвящены непосредственно Гродно — пейзажи замечательные, заставляют еще немного очароваться и полюбить Гродно еще чуточку больше. Есть историческое оружие, в том числе огнестрельное. Зависли над интересным образцом арбалета, нашли классную коллекцию револьверов, но особо долго рассматривали крайне интересные образцы целевых огнестрельных винтовок второй половины 19 века, которые были обозначены как охотничьи, но, кажется, они всё-таки были спортивными — некоторые современные решения по спортивным винтовкам уходят корнями в 19 век, идеи родились еще тогда.

Отдельная экспозиция посвящена периоду ВОВ и геноциду белорусского народа. Есть залы фауны с чучелами зверей и большой красивой коллекцией бабочек. Отдельного упоминания требует наглядное, отлично визуализированное воплощение эволюционной периодизации Земли.

Музей Нового замка произвел очень приятное впечатление. После него отправились снова в центр города, на пешеходные улочки, чтобы насладиться местной кухней, но в этот раз нам не повезло. Чтобы пообедать, выбрали ресторан Беласток с рейтингом 4,8 из 5 звезд на Яндексе (как они вообще сумели такой рейтинг набрать?). Категорически не советую. Цены выше, чем в действительно классных кафешках Минска, а драники ужасны — это не драники, а непонятная слоистая масса, в которой перемешано что-то от лука, картошки, соуса и лисичек, причем в виде гамбургера. Штурман сказал, что борщ тоже ужасен. Лучше бы дошли или доехали до другой части города и сходили в любимые Васильки. После Беластока уровень драников в крови не поднялся, а, наоборот, упал. А ведь уровень драников в крови — очень важный показатель счастья.

На следующий день, в субботу, мы поехали обратно из Гродно в Минск, но еще более кривым и длинным маршрутом, через Волковыск, Коссово и Барановичи. Маршрут выглядел так: Гродно — Шиловичи — Мстибово — Гнезно — Ружаны — Коссово — Ястрембель — Минск.

Утром выехали в 8 часов. На одной из улиц нас внезапно остановил гаишник — или как правильно? В общем, дорожный офицер и хранитель автомобильного правопорядка. Полностью проверил документы на машину: белорусскую страховку, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации. Накануне поездки я как раз думала, не поменять ли срочно права, потому что их срок действия истек осенью, но они попадали под российский закон о том, что продлеваются на три года автоматически. Действуют ли такие автоматически в Беларуси? Конкретно про Беларусь интернет не знал, но про права говорилось, что автоматическое продление действует только на территории РФ, а раз я планирую ехать в другую страну, документ надо поменять. Так что за пару дней обновила права на следующие 10 лет. И, видимо, не зря.

После проверки документов покинули Гродно, выбрались на трассу в сторону Волковыска. Недалеко от него мы хотели осмотреть три костела в трех деревнях: Шиловичах, Мстибово и Гнезно. За час с небольшим проехали до нужных точек около 70 километров.

Костел в Шиловичах оказался великолепным.

Красив со всех сторон, много красивейших элементов. Бывает, что костел впечатляет с лицевой стороны, а по остальным сторонам представляет собой стандартный прямоугольник. В Шиловичах — не этот случай. Здесь костел по-своему оригинален с каждой стороны.

Белые декоративные вставки на стенах здания шикарно сочетаются с окружающим зимним пейзажем. Лежащий на кирпичах снег становится дополнительным декоративным элементом.

Штурман сказал, что видел подобный костел в Барселоне. Если костел в Шиловичах вызывает подобные ассоциации, значит, действительно круто сделан.

Три деревни находились практически рядом, по сквозным дорогам легко проехали от одного костела к следующему. В Мстибово костел не впечатлил совершенно. Какой-то он обычный и ничем не выделяющийся. Особенно на фоне других виденных за эти три дня зданий.

В Гнезно костел оказался очень любопытным строением. По всей видимости, он оборонный, но нам напомнил армянские церкви, что-то в нем есть от армянского стиля.

Костел относится к 16 веку.

Возле основных ворот есть много информации, в том числе указаны номера телефона человека, который, видимо, может показать костел и внутри.

Из Гнезно выехали в Волковыск, оттуда направились в Ружаны, где находится дворец Сапег. С костелами мы на сегодня закончили, теперь перешли к осмотру дворцов и усадеб.

С неба продолжал сыпать снег, мы припарковали Кайрона на парковке перед дворцом, прошли на территорию. В одном из зданий здесь есть так же музей, но мы туда не пошли, осмотрели только наружную часть.

Дворец занимает очень большую территорию и находится в процессе реставрации. Входная часть зданий обновлена, покрашена, приведена в приличный вид, выглядит современно и нарядно. Ощущение, что она как будто не отсюда, а ее привезли новенькую и воткнули сюда для создания чувства большей величавости и горделивости.

Впечатляет, как ни странно, заброшенная часть дворца. Заходишь через новые, красивые, модные ворота на территорию, а впереди взмывает ввысь огромный разрушающийся остов, от которого вправо и влево тянутся арочные галереи, окружающие здоровенный кусок площади. Это остов, которому не нужны дополнительные наряды, чтобы вызвать в смотрящем чувства величия и восторга. Этот остов восхищает своей сутью, своим настоящим видом и своей силой. Ветра, метели, столетия — а он всё стоит, гордо возвышаясь над землей, сопротивляясь непогоде, обманывая время.

Обновленное входное здание с воротами выглядит игрушечным на фоне разрушающегося остова.

Арочные галереи постепенно обновляются. Интересно, когда заброшку приведут в приличный вид — останутся эти чувства? Или чувства будут другими?

После осмотра дворца покинули Ружаны и поехали в соседнее Коссово, находящееся километрах в 20 с небольшим. В Коссово нашли следующий архитектурный комплекс — дворец Пусловских. Возле дороги обнаружилась небольшая парковка, оставили Кайрона на ней.

Дворец Пусловских не может не впечатлять.

Здесь однозначно: огромный, красивый, величественный, полностью восстановленный. Он цепляет своими внешностью, крутизной и размахом. Но чувства, вызываемые этим дворцом, больше смещены в сторону чисто визуального. В нем в разы меньше тех чувств, что вызвали руины предыдущего дворца. И там, и тут — восторг, но он совершенно разный.

Витражи на окнах — яркий элемент на строгом здании, сделанном в минимальной цветовой гамме.

Дворец очень большой, так что обходить его пришлось долго.

Внутри есть музей. Центральный вход закрыт. Чтобы попасть в музей, нужно от центральной лестницы уйти вправо и зайти в нужную дверь сбоку.

На фоне остальных посещенных в этой поездке музеев билет в дворец Пусловских оказался самым дорогим — 15 BYN на человека (в остальных мы платили около 8 BYN). Экспозиция внутри дворца небольшая, но познавательная.

Когда смотришь на дворец снаружи, в музей идти опасаешься — там же можно заблудиться, потеряться и вернуться обратно во внешний мир только через пару дней. По факту, всё не так страшно. Музей очень небольшой, особенно на контрасте с внешними размерами. Видимо, часть комнат занимают здешние ресторан и отель. Под экспозицию отдано несколько залов.

В музее очень много подробной текстовой информации о дворце. Стоят большие плакаты, где рассказывается здешняя история. В каждом зале — текст об интерьере. С точки зрения текстового просвещения, здесь всё сделано отлично.

Очень хорошо скомпонованы экспонаты по витринам. Например, оригинальные найденные изразцы и лепнина не лежат кусочками в разных комнатах, они все собраны в одном месте под одним стеклом — этакие тематические коллекции. Вот витрина с гребнями-расческами, вот — с веерами, вот уголок с сервизами, а здесь в зале представлена одежда исторического периода.

Есть очень много исторических предметов мебели, много других старых вещей, каждый экспонат подробно описан текстом. Вот туалетный столик, вот рояль, каминные часы, кресло, каждый из предметов относится к такому-то веку, произведен в такой-то стране, сделан из вот таких материалов, а вот здесь указано имя мастера.

Интерьеры разные. Все, конечно, богатые.

Интересная штука — миракль.

Дамская охотничья сумочка.

Еще несколько фотографий интерьеров и экспозиций.

Что не очень понравилось — показалось, что интерьеры сильно «зашумлены». На плакатах с текстовой информацией были фотографии «голых» комнат, без кучи экспонатов — и они смотрелись намного интереснее. В залах экспонатов — целая россыпь, висит много картин, и интерьер теряется за таким количеством вещей, его сложно понять и сполна оценить. Например, витражи на окнах явно служили деталью интерьера в том, как рассеивали свет и создавали определенную цветовую гамму, но за количеством вещей я их попросту не заметила и только потом задалась вопросом, а что там с витражами. Плюс дворец украсили внутри к новогодним праздникам, везде стояли новогодние елки, висела мишура, это тоже мешало полностью разглядеть и прочувствовать стиль и интерьер. Ну, зато от души. Во всех музеях, в которых мы были в этой поездке, сотрудники были максимально дружелюбными и приятными. Поэтому, видимо, они и украсили дворец внутри, чтобы создать новогоднее настроение.

Вернулись к автомобилю и поехали к точке, завершающей наш сегодняшний маршрут. Проехали Ивацевичи. Вышли на трассу до Минска. Не доезжая Барановичей, ушли на второстепенную дорогу. В очередной раз попали в настоящий зимний мир. Январь в самом разгаре!

Такие дороги в Беларуси нам встречались чаще всего, и мне они очень понравились. Особенно тем, что Кайрон всегда оставался чистым. Нет реагентов, нет слякоти, только белый чистый снег — классно же!

Ближе к темноте приехали в Ястрембель, где расположилась усадьба Котлубаев. Понять, как к ней подъехать, оказалось той еще задачкой, особенно с навигацией maps.me, которая всё время пыталась завести нас в какую-нибудь колею, болото или дикий лес. Впрочем, как оказалось, колея была верным направлением, и именно она привела нас к усадьбе с нужной стороны.

Непосредственно к усадьбе проезжать не стали, дошли пешком. В деревне к нам прибежала местная собака, я попросила ее не вставать на задние лапы, иначе передние она положила бы мне на плечи. Собака согласилась и просто бегала вокруг, радуясь нам и выпрашивая вкусняшки. Не получив таковых, убежала радоваться и тыкаться мокрым носом в другого человека.

Мы же дошли до усадьбы. Как и дворец Сапег в Ружанах, она огорожена, висят предупреждающие таблички. Одновременно на ограждении висит номер телефона и написано, что возможно проведение бесплатной экскурсии по усадьбе. Даже для одного человека.

Усадьба небольшая и симпатичная. Обошли ее кругом.

Время близилось к вечеру. Осмотрев усадьбу, вернулись к Кайрону, приехали в Барановичи, из них выбрались на трассу и полетели по четырехполосному шоссе в Минск. Трасса до Минска была почищена получше, чем второстепенные дорожки, но я всё равно ехала не слишком быстро, сообразно окружающему зимнему состоянию природы.

После невкусного ресторана в Гродно хотелось, чтобы завершающая эмоция от местной кухни была позитивной. Поэтому решили потерпеть с обедом до Минска, в который приехали примерно в 17-18 часов. И там мы пошли в свои любимые Васильки, где нас потчевали прекраснейшей картофельной бабкой и чудеснейшими драниками с куриным филе и беконом. Уровень драников в крови резко поднялся до максимального уровня, так что счастье тоже зашкалило.

На ночь забронировали гостиницу Спутник (улица Брилевская), в которой останавливались в прошлом мае. Сутки — 110 BYN.

Следующий день, воскресенье, был посвящен дороге домой. Из Минска мы стартовали в 7 часов утра. В Подмосковье приехали в 17 часов — на дорогу ушло около 10 часов. В Беларуси трасса была немного заметена. Стоял мороз, вокруг был снег, а когда меня обогнала по левой полосе фура, Кайрона накрыло снежной волной почти по крышу. Фото с одной из АЗС Беларуси по пути домой, я эту фотку потом покажу человеку, который мне говорил про белорусскую «европейскую зиму».

Границу перешли быстро, у нас проверили паспорта и содержимое багажника. На объездной Смоленска заехали на Лукойл, покормили Кайрона, поели сами. В России трасса стала более чистой и менее скользкой, здесь всё пролили до асфальта, и моя скорость, и скорость окружающих автомобилей возросла, но на лобовое стекло опять полетел в огромных количествах реагент. Пришлось вспомнить, для чего нужна незамерзайка.

Всего в этой поездке намотали на одометр Кайрона новые 2 400 километров.

Итоги

1. Автомобиль. Про Кайрона сказать нечего — как всегда, довез туда, привез обратно, поломок не было, проблем не было, всё супер и отлично. Шикарный автомобиль. Солярка не замерзла. Когда температура опускалась ниже минус десяти градусов, перед запуском двигателя включала предпусковой жидкостный подогреватель Бинар, но не потому, что Кайрон не завелся бы в холод, а чтобы поберечь ресурс двигателя. В Беларуси заправлялись на Лукойлах, солярка там была на минус 28. Стоимость дизеля на всех АЗС Беларуси одинакова — 2,36 BYN за литр. На некоторых заправках (не Лукойлах) мы увидели какой-то дизель по 2,5 BYN, но не знаю, чем он отличается от того, который за 2,36.

2. Денежные расходы. Мы расплачивались везде российской картой Мир, наличные деньги вообще не меняли, курс был примерно 1 BYN — 28 российских рублей. В российских рублях на топливо на 2400 км было потрачено 12 000 руб., на проживание на двоих человек (Минск и Гродно, суммарно 7 ночей) — 22 600 руб., на белорусскую страховку — 1140 руб., на музеи (замок в Лиде, замки в Гродно, дворец в Коссово) на двоих — 2300 руб. Еду не считала.

3. Местную сим-карту не покупали, обходились вай-фаем, который был во всех гостиницах и почти во всех кафе. В гостиницах, как правило, для вай-фая на рецепции дают коды доступа, чтобы не надо было делать регистрацию через SMS по номеру телефона.

4. В Гродно жили в апарт-отеле Славия, в Минске — сначала в Вояже, потом в Спутнике. Цена на гостиницы в Беларуси везде примерно одинакова, и есть ощущение, что там бесполезно искать что-то подешевле. Можно искать только подороже.

5. Много посмотрели, много познали. Беларусь — невероятно комфортная для мини-путешествий страна. Основное впечатление о ней я составила в прошлогодней майской поездке, теперь оно закрепилось.


Дром

Комментарии

     
Екатеринбург
Сообщений: 104
Спасибо! Дождался объединения статей с драйва )). Про людей в этот раз как то совсем мало, а ведь сами говорили, что это часть впечатлений от новых мест.
Мой отзыв: Volvo 940 1993
14
1
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 4991
За всю поездку- одно общение с инспектором ДПС. Невольно приходит на ум разница с восточным Казахстаном.
19
4
Ответить
9403489
Зимние путешествия на фото смотрятся мрачно и неинтересно.
3
28
Ответить
  
Златоуст
Сообщений: 372
Светлана молодец! Как всегда, хорошее путешествие, как и все предыдущие (особенно понравилось про забег на Эльбрус, EWR 2016!), хорошо пишете! Удачи в дальнейших путешествиях!
18
2
Ответить
Александр
Кодинск
Прекрасная поездка, замечательное описание - традиционно! Башня в Гродно - пожарная каланча, послужившая прототипом соответствующей части арт-объекта с проистекающим со смотровой площадки мини-каланчи пожарным. Здорово!
9
1
Ответить
Палыч
Владивосток
tutoleg
За всю поездку- одно общение с инспектором ДПС. Невольно приходит на ум разница с восточным Казахстаном.
Что не так в Восточном Казахстане? Летом 2023-го проехали туда-обратно. Никаких огорчений в пути.
10
7
Ответить
Палыч
Владивосток
9403489
Зимние путешествия на фото смотрятся мрачно и неинтересно.
Смотрите летние.
14
1
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 4991
Палыч
Что не так в Восточном Казахстане? Летом 2023-го проехали туда-обратно. Никаких огорчений в пути.
Молодец, ты исключение. И эту мантру повторил уже раз 100.
10
8
Ответить
Палыч
Владивосток
tutoleg
Молодец, ты исключение. И эту мантру повторил уже раз 100.
Разве мы переходили на ты?
9
10
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 4991
Палыч
Разве мы переходили на ты?
Сайт, на котором все завсегдатаи уже десяток лет заочно знакомы, не располагает к витиеватым обращениям (ИМХО). А Вы уж как то определитесь, интеллигент Вы, или быдло. Не далее, как на 5 комментариев выше, Вы обращаетесь к человеку на ты, да ещё и чуждыми исконному интеллигенту словами "бзднул", Согласитесь, после этого, ваше требование обращаться к Вам только на Вы, не совсем корректно. Не боитесь ли Вы, с такой тонкой душевной организацией и ранимостью, получить глубокую душевную травму, общаясь на сием ресурсе?
Автор, извините пожалуйста, за отступление от темы. Путешествие у вас получилось очень хорошее. Жаль, от нас до западных границ далеко, учитывая общую нестабильность, отправляться в такие путешествия не каждый сможет. Но у нас есть в плане увлекательных путешествий свои преимущества. Вспоминаю времена СССР, когда по условиям соцсоревнования, ездил по путёвкам в Польшу и Чехословакию. Выезжали на Икарусе из СССР через Брест, а возвращались через Ужгород. Ну, а Белоруссия, Украина, прибалтийские республики, были, как родной дом.
25
10
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 16098
В начале марта тоже ездили по Беларуси. Там уже лето было по нашим меркам. +5 +10С.
Прилетели в Минск, остановились, как мне казалось, когда бронировал гостиницу на окраине центра города. А по приезду только узнал что это самая историческая часть Минска, Верхний город. Повезло.) все там пешком облазили конечно.
Затем арендовали авто и покатили в Брест - Гродно - Лиды. Музеи, замки, прогулки по улицам. В общем и целом очень понравилось. Красивые, аккуратные, чистые трассы, города, дома. Порядок и уют. Батька за этим следит.) Ну и радует как хранят историческое наследие, будь оно там польско-литовское или советское.
Кстати, Минск очень грациозен и монументален. Там на улицах практически нет нелепой наружной рекламы, всевозможных ларьков и дешевого новодела под "евро".
Путешествуйте!
17
2
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 16098
Автору большой респект за столь подробный отчёт. 👍🏼👍🏼👍🏼
Путешествуйте!
11
1
Ответить
Franz42
В круглом здании в Гродна - театр.
6
1
Ответить
Палыч
Владивосток
tutoleg
Сайт, на котором все завсегдатаи уже десяток лет заочно знакомы, не располагает к витиеватым обращениям (ИМХО). А Вы уж как то определитесь, интеллигент Вы, или быдло. Не далее, как на 5 комментариев выше,...
По части душевных тонкостей не претендую на первенство, в этом вопросе мне до Вас далеко.
7
3
Ответить
Палыч
Владивосток
tutoleg
Молодец, ты исключение. И эту мантру повторил уже раз 100.
И ещё повторю! Для некоторых горе-путешественников, которые, приезжая в чужую страну, считают, что им все должны. Законы, местные обычаи, традиции им по барабану. К таким персонажам и отношение местных соответствующее.
8
4
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 4991
Палыч
И ещё повторю! Для некоторых горе-путешественников, которые, приезжая в чужую страну, считают, что им все должны. Законы, местные обычаи, традиции им по барабану. К таким персонажам и отношение местных соответствующее.
Это уже демагогия. Кто сказал негативно про жителей Казахстана и про местные традиции? Речь про Жол Полициясы восточного Казахстана, которые считают, что им российские водители должны. Чуешь разницу, Вы?
6
8
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 16098
Палыч
И ещё повторю! Для некоторых горе-путешественников, которые, приезжая в чужую страну, считают, что им все должны. Законы, местные обычаи, традиции им по барабану. К таким персонажам и отношение местных соответствующее.
Я бывал в Казахстане на своём авто. Подтверждаю, что местные гаеры там очень корумпированы и на российские номера смотрят как на добычу. И это никак не связано с вашим или чьим либо отношением к обычаям, традициям, закону. Просто в непростой, неоднозначной дорожной ситуации тебя подкараулят, остановят и затем вытянут с кошелька по максимуму. Ничего личного, просто бизнес такой.
Путешествуйте!
5
5
Ответить
Все очень мило и душевно. Но по-сути - обычный протухший совок.
2
18
Ответить
Палыч
Владивосток
Aisen
Я бывал в Казахстане на своём авто. Подтверждаю, что местные гаеры там очень корумпированы и на российские номера смотрят как на добычу. И это никак не связано с вашим или чьим либо отношением к обычаям,...
Прошлым летом ездили в Киргизию, через весь Восточный Казахстан. Планируем ещё разок съездить, не везде успели побывать, и один перевал нам не покорился. Поедем, так сказать, "подтянем хвосты". Ну и заодно посмотрим как работает жолполиция Казахстана.
6
2
Ответить
Палыч
Владивосток
Aisen
Я бывал в Казахстане на своём авто. Подтверждаю, что местные гаеры там очень корумпированы и на российские номера смотрят как на добычу. И это никак не связано с вашим или чьим либо отношением к обычаям,...
ГАИ Кыргызстана работает вот так.
8
 
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 16098
Палыч
Прошлым летом ездили в Киргизию, через весь Восточный Казахстан. Планируем ещё разок съездить, не везде успели побывать, и один перевал нам не покорился. Поедем, так сказать, "подтянем хвосты". Ну и заодно посмотрим как работает жолполиция Казахстана.
Надеюсь получше стали работать братья казахи.) всегда надеемся на лучшее ведь. А так, я бы тоже с удовольствием поехал в Казахстан и Киргизию. Ещё в мечтах Кавказ, конечно же.
Путешествуйте!
6
 
Ответить
Рейсмус
а подскажите страховку покупали на границе?
долго оформляют? и сколько стоит?
4
 
Ответить
Палыч
Владивосток
Рейсмус
а подскажите страховку покупали на границе?
долго оформляют? и сколько стоит?
Отчёт от 20 декабря 2023. Читайте, там всё есть.
4
4
Ответить
 
автор
Сообщений: 188
Рейсмус
а подскажите страховку покупали на границе?
долго оформляют? и сколько стоит?
Страховку покупали на заправке Лукойл на объездной Смоленска, заняло пару минут, цена была 1140 руб.
6
 
Ответить
29276997
Салехард
Форсунки как вытерпели такой пробег
 
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 188
29276997
Форсунки как вытерпели такой пробег
У меня они до сих пор заводские, пробег уже 218 тыс. Но 3я и 4я стали немного подливать, выскакивает чек периодически. Думаю, скоро пора ремонтировать.
Очень внимательно всегда отношусь к АЗС, заправлялась только на Лукойле, а если Лукойлов в обозримом пространстве не было - тщательно выбирала из того, что есть. Когда ездили в Дагестан, так вообще взяли с собой шесть 20-литровых канистр, чтобы в самом Дагестане не заправляться вообще, там из местных заправок всё выглядело так себе))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром