По Строгановским местам. Едем туда, где жили мамонты и родился социализм

07.06.2023 | 6852 просмотра

Путешествие выходного дня по Строгановским местам

«Мой город — Пермь, а все мы — пермяки,
С загадкой слово, не совсем простое,

Хоть далеко от матушки Москвы,
Но на слуху название чудное.
За словом Пермь — леса, поля, вода,
Медведи, лоси и кабаньи тропы.
Большая Парма — сёла, города,
Есть чем дивиться жителям Европы…»

Любовь Лодочникова

Дорогие любители путешествий, здравствуйте!

Сегодня я приглашаю Вас прокатиться с нами по маршруту под названием «Горнозаводская цивилизация». Посетить отдаленные уголки Пермского края, где когда-то жили мамонты и зародился социализм, где добывали руду и пряталась в лесах Чудь, где хозяйничал Ермак и строили заводы Строгановы, где размеренно текла мирная жизнь и бушевала гражданская война…

Мы отправляемся с Вами из Перми мимо г. Чусового, через г. Лысьву в поселок Кын.

Маршрут понятен, команда из семи человек собрана, с культурной программой определились, а значит пора в дорогу! И ранним майским утром в канун великого праздника Дня Победы мы отправились в маленькое, но содержательное путешествие!

«Пора в путь-дорогу! Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем…»

От Перми до Лысьвы 155 км хорошей асфальтированной дороги, которые мы легко преодолели за два часа. И в районе 12 часов были уже на месте.

Перекусив в ближайшей кафешке своими бутербродами и местным кофе, мы отправились в Краеведческий музей по адресу: г. Лысьва, ул. Мира, д. 4.

Сайт музея.

Нашему взору были предложены три экспозиции:

• Зал истории металлургического завода,
  • Музей каски,
  • Лысьвенская эмаль.

Мы решили посетить все экскурсии оптом. К нашему удивлению, в музее было много народу. Видимо, не только мы из Перми рванули на выходные в российскую глубинку…

«Бьется в тесной печурке огонь. На поленьях смола, как слеза…»

Хочу отметить, что Лысьва — один из крупнейших индустриальных городов Пермского края. Рождение и развитие города связано с постройкой Лысьвенского чугуноплавильного и железоделательного завода в 1785 году. Как раз на первой экскурсии нам рассказали, как строился завод, а вместе с ним и новый промышленный город, как он жил и чем знаменит.

Нашим мужчинам было интересно послушать об исторических фактах и технических новшествах предприятия.

Макет прокатной клети. Начало ХХ века.

А девочкам понравилась, конечно же, «модная» обувь, да кухонная утварь.

Представьте — напекла баба печенья на всю семью вот такой штукой и никакой спортзал уже не нужен! Зато можно в пляс, если силы ещё остались. Местные умельцы даже инструмент из металла сумели смастерить! Настоящая балалайка! Браво!

Частушка народная:
«Все для фронта, для победы! —

Стал девиз страны родной.
Все от мала до велика
Стали дружною семьей!»

В годы Второй Мировой войны только в Сталинграде и Лысьве изготавливали солдатские каски для наших защитников, а в 1942 году завод остался один. Как раз об этом и рассказывала вторая экспозиция — «Музей Каски».

В музее мы увидели защитные шлемы разных войн, узнали поэтапную технологию производства каски СШ-40. А завершал экспозицию зал славы, в котором звучала запись диктора Юрия Левитана о подвиге лысьвенских металлургов. Гремел на весь зал всем знакомый голос, а на экране проплывали фотографии ветеранов, тружеников тыла и тех, кто не вернулся из боя…

«…Светилась, падая, ракета, как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет атаки яростные те
У незнакомого поселка, на безымянной высоте…»

Особенно брали за душу истории о детях войны. Когда двенадцатилетние девчонки сутками сидели за швейными машинками, строча подшлемники для касок. И чтобы их как-то приободрить, отвлечь от монотонной работы по конвейерной ленте отправляли куклу… Улыбнутся девчонки и дальше за работу.

А мальчишки стояли у станка, точнее сказать, жили у станка все военное время…

Даже детей из детского сада приводили поработать на самую простую работу. Они часок надевали гаечки на болтики, потом деток кормили похлебкой и еще вели на работу на часок! Сейчас наши дети в 3-4 года порою на горшок не ходят… Как изменилась жизнь…

Движемся дальше. Третья экспозиция «Лысьвенская эмаль» располагалась в соседнем здании, в доме Шувалова. Производство здесь появилось еще в XIX веке и до настоящего времени изготавливает эмалированную посуду.

Мы узнали много нового, например, кто такие «Красные макальщицы» или как рисуют чёрный ободок на кружечках, чайниках и другой посуде.

Что производили раньше и как изменился производственный процесс на сегодняшний день. Что и как рисуют на посуде сейчас и чьи портреты украшали интерьер в прошлом.

Кстати сказать, ланч-бокс в Лысьве тоже придуманы уже очень давно на смену военному котелку.

«…У меня есть верный котелок,
Без него я был бы одинок.

Хочешь — чаю в нем заваришь,
Хочешь — супу, каши сваришь,
Мне на фронте лучший он дружок!»

За 29 лет работы музей посетили сотни тысяч людей. К ним присоединились и мы. И Вам советуем!

Напоследок попрощались с графом Шуваловым, владельцем лысьвенских заводов, мы отправились в Кын.

От Лысьвы до Кына 76 км грунтовой дороги. В принципе, любая машина без проблем доберется до поселка. Местами гравийка, а местами бетонные плиты.

Мимо проплывали леса и перелески. Иногда пролетали в облаке пыли встречные машины. На пути попадались маленькие деревушки. Засушливой весной 23-го года многие села на Урале поглотил огонь. Видимо, и в этих местах горели избы…

«…Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат…»

На дворе двадцать первый век, а за окном авто проплывают «кадры» военных лет. В канун 9 мая это особенно актуально…

В Кыну нас уже ждали. Печь истоплена, дрова наколоты, вода наношена! Вот и домик, в котором мы будем жить!

Адрес: Пермский край, Лысьвенский городской округ, с. Кын, ул. Кооперативная, 21.
Телефон: +7 (958) 873-00-77
(при бронировании можно договориться об экскурсии по реке и в музей).

К нашему удивлению, на кухне нас ждал суп из дикой утки да на пробу хвост бобра и лосиная колбаска! Вот сервис! Вот гостеприимная душа русская!!!

По-быстрому перекусив, мы отправились на речную прогулку по одной из самых могучих рек Урала – по реке Чусовой! У берега нас уже ждала лодка. Мы потеплее оделись и покатили по водной глади, а навстречу нам шло катамаранов видимо-невидимо!

Народ с удовольствием использовал длинные майские выходные для активного отдыха, хоть и погода не баловала. На дворе всего +9 градусов.

Трехдневный маршрут от урочища Журавлик до Кына у туристов очень популярен. А мы некоторые достопримечательности увидим за часовую прогулку!

Мы шли вдоль отвесных скал, слушая звуки природы, гул мотора и возгласы восхищения! Благодать!

На полянах туристы разбивали лагерь. Кто-то уже топил баню и голышом прыгал в обжигающе-холодную воду.

А мы созерцали эту картину и чуточку завидовали, глубже зарываясь и кутаясь в теплые фуфайки…

Кто-то еще только останавливался на ночевку, выбирая вариант между комфортом и аскетизмом, между палаткой и домиком.

Мы же, добравшись до популярного, но от этого не менее красивого камня «Печка», повернули в обратную сторону!

Почти 200 лет в этих местах по Чусовой шли караваны барок с металлом уральских заводов. Бурные весенние воды реки неудержимо несли барки по большой воде, кидая их на скалы «бойцы», разбивая и топя судна вместе с рабочим людом.

Спасением для сплавщиков стали лоты — слитки чугуна с шипами. Связки лотов кидали за борт, замедляя ход барок. На берегу, где речка Кын впадает в Чусовую, «Лоту» установлен памятник. Он спас не один десяток человеческих жизней!

А вокруг дома, который нас приютил на ночь, мы увидели настоящие лоты Строгановских времен, поднятые со дна реки Чусовой.

Скажу прямо, дом, в котором мы остановились, заслуживает отдельного рассказа. Кроме того, что на территории усадьбы, можно сказать, располагался музей под открытым небом с лотами и якорями разной «масти». (Хозяин поместья оказался любителем истории и старинных предметов.)

Внутри же дома нас встречали настороженные взгляды диких животных, оружие на стенах у камина и антикварная мебель.

Легенда австрийского комода 18-го века с последней фотографии гласит, что этот трофей привезли в Россию после Великой отечественной войны! Он просто ВЕЛИКОЛЕПЕН!

Глаза разбегались от восхищения! В каждом номере тоже была своя изюминка. То шторы ручной работы с вышивкой по краю, то причудливые гобелены, то огромный балкон с шикарным видом на реку!

А вот и мы высыпали на балкон полюбоваться красотами! На кадре мой любимый муж Санечка, и наши верные друзья: Лена, Зуля и Анжела, Александр и Дмитрий. Я же спряталась за объективом фотоаппарата. Ах, нет! Я уже полетела в натопленную к нашему приезду баньку!

Баня оказалась огромной на большую компанию, но комфортной и жаркой! А после баньки нас ждал шашлык и песни военных лет под гитару до утра!

«…Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо.»

Вот застыл батальон в строю...
Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин...»

Пока мужчины, утром второго дня, примеряли к себе обмундирование и оружие былых времен, был приготовлен завтрак. Даже кабаны улыбались от ароматов кофе, походной каши и божественных бутербродов!

После приема пищи на этот день была запланирована экскурсия по Кыну, где жива история в каждом доме и каждом камне...

Проходя мимо полуразрушенного здания, обратила внимание на табличку, которая гласила, что именно здесь в ноябре 1864 г. была организована первая в России кооперативная лавка для Кынского потребительского общества. Значит, можно утверждать, что именно здесь зародился социализм!

Наша экскурсия началась у стен Свято-Троицкой церкви.

А когда-то, в 1831 году, она выглядела вот так!

От былого величия мало что осталось. Ни куполов, ни росписи, ни иконостаса на сегодняшний день не увидишь. Лишь кое-где проглядывают сквозь толщу лет и штукатурки лики святых да над головой резвятся бойкие ласточки.

Нам позволили подняться на колокольню, откуда открывался удивительный вид на поселок.

Мы полюбовались красотами, ударили в колокол, насладились благодатью и отправились дальше.

В поселке тем временем разворачивались праздничные гуляния, посвященные Дню Победы! Из клуба звучала музыка, навстречу шли люди, нарядно одетые и веселые. Все друг друга поздравляли, шутили и радовались. Красота!

«...Под этот вальс весенним днем
 Ходили мы на круг;
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет;
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет…»

А мы переместились в центр поселка, где сохранился единственный на Урале заводской комплекс Строгановых, настоящая жемчужина для всех ценителей истории «горных заводов», как их называл Василий Никитич Татищев, автор первого капитального труда по истории России, основатель Екатеринбурга и Перми.

Экскурсовод поведал нам как в дремучей тайге «с нуля» создавалось производство высококачественной продукции с использованием последних достижений науки и техники. Как появлялась инфраструктура: плотина, дороги и мосты, верфь и пристани железных караванов.

Вид на Среднюю плотину Кын-завода в 1912 году.
Автор – С.М. Прокудин-Горский.

Мы узнали, чем жил народ, как процветал завод и почему все пришло в упадок.

На сегодняшний день сохранились остатки Средней плотины; рядом с ней каменные здания Корпуса паровых машин и Провиантского магазина, Кузницы и Слесарной, остатки здания каменной Пожарной, деревянные строения Чертёжной и Караульной избы.

Сейчас в здании заводской Чертежной находится музей и клуб. Сразу видно, строили на века!

«…Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны...»

В зале собирался народ, школьники готовились к концерту, а мы отправились дальше на краеведческую часть экскурсии…

Не буду долго останавливаться на этом этапе, т.к. всего не перескажешь. А подивиться было чему. Если вы хотите узнать, откуда взялся Пермский звериный стиль или как делать мухоморовку, где на Урале находили кости мамонта или зачем выковывали голых баб, точнее обнаженных богинь, на тарелочках, то тогда Вам обязательно нужно посетить музей в Кыну.

Все! Все! Выходим из зала. Прошу Вас только взглянуть на эту безделицу! Это чернильница. Когда она полна, то на Вас будет глядеть настоящий негр! Правда, здорово?!

На всё про всё у нас ушло порядка 3,5 часов. Мы устали, проголодались, но зато духовно обогатились!

Половина нашей группы побрела в гостевой дом готовить обед, а мы всё-таки решили по-быстренькому подняться на смотровую площадку.

У подножья скалы, на берегу реки Кын, установлен памятник оберегу охотника с головой медведя, который стал самым ярким представителем Пермского звериного стиля.

Бронзовую бляху с таким изображением IV-VI вв. нашли в этих местах, в береговых осыпях реки Кын. А Вы знаете, почему у медведя на изображении всего 4 пальца? ... Потому что он дух!

Поднимаясь по крутой грунтовой дороге, мы встречали вот такие экземпляры.

Раз уж она взобралась в гору, то мы пешочком и подавно должны вскарабкаться!

Подъем занял минут 10-15.

А с высоты открывался удивительный вид. Поселок распластался перед нами как на ладони.

Даже не верится, что во время гражданской войны здесь шли ожесточенные бои. Кын переходил из рук в руки то к Красным, то к Белым 5 раз, а местные жители подвергались террору с той и с другой стороны.

На вершине скалы до сих пор осталось пулеметное гнездо. Мы убедились воочию, что из данной точки был виден весь поселок!

«Там, вдали, за рекой, засверкали огни,
В небе ясном заря догорала, —

Сотня юных бойцов из буденновских войск
На разведку в поля поскакала…»

Бойцы поскакали своей дорогой, а мы своей. Путь к гостиничному дому был намного быстрее и приятнее, ведь нас ждал вкусный обед. А некоторые местные жители уже отобедали…

Да и наши «боевые кони» застоялись в стойлах. Пора и честь знать!

Как жаль, что выходные с бешеной скоростью стремились к нулю, а значит пора возвращаться в Пермь. Наше двухдневное путешествие подходило к концу.

Пролетев 160 км, у нефтяной капельки, свернули на мгновение к святыне — к чудотворному образу Божией Матери. Эта икона находится в Верхне-Чусовской Казанской Трифоновской женской пустыни, которая живописно расположена на Митейной горе.

Приложились к образу, передохнули чуток и снова в дорогу. Преодолев последние 70 км свободной дороги, в районе 20 часов мы были уже дома!

Вот и это маленькое приключение подошло к концу. Чтобы все эмоции, впечатления и знания не стерлись со временем, решила написать это маленькое повествование и с удовольствием поделиться с Вами.

А закончить хочется словами Садко из старой доброй сказки: «Тридевять земель обошёл, на дне морском побывал, а ничего нет краше земли родной! Вот оно — наше счастье!»

На этом с Вами прощаюсь. До новых маленьких и больших путешествий!

Р.S. Скажу честно, нам так понравились эти места, что буквально через 2 недели мы почти тем же составом сгоняли на выходные на сплав по Чусовой от урочища Журавлик до Кына.

Коротко.

Трансфер — 2 машины и 1 прицеп.

Сплав средства — катамаран и лодка с мотором.

Проживание комфортное! На маршруте очень много оборудованных стоянок. Беседки и свое снаряжение сделали свое дело.

Питание отменное! Готовили на костре или плитке!

Рыбалка удачная! Наловили щук и с большим удовольствием их съели!

А Егор отличился. Поймал самую большую рыбину! Нашему восторгу не было предела!

Виды обалденные!

Водичка теплая! 26-го мая вода +20º.

Скалы высокие! Подняться сложно, но возможно!

Природа живая всем смертям назло!

Народ встречали.

Шли все время по главной. ПДД не нарушали.

Если коротко, то все. А если в красках, то это будет уже совсем другая история. До встречи на Пермской земле.

Автор сего творения я, Наталья.