|
Впервые идея отправиться в путешествие возникла давно, еще в 2003 году, за тихой беседой на кухне. Когда муж высказал ее, у меня энтузиазма не появилось. Даже подумать о таком расстоянии, о пресловутых бандитах, о разных ситуациях с гаишниками было страшно. Время шло, разговоры на эту тему заводились все чаще и чаще. Я постепенно стала свыкаться с мыслью, что такая поездка возможна. Познакомилась с сайтом Drom.ru, почитала отчеты не только перегонов, но и семей с детьми, ездивших неоднократно на своих автомобилях из Хабаровска и Владивостока в Украину, Крым, Анапу, на море. Отчеты путешественников послужили мощным толчком к превращению идеи в мечту. Мы начали готовиться. Поменяли Toyota Corona на Isuzu Bighorn. Читали Drom.ru, штудировали атлас автомобильных дорог, просчитывали маршрут. И вот, наконец все стало складываться.
Уже зимой мы знали, что в этом августе обязательно отправимся в большое путешествие. Конечно, съездить на море было бы очень здорово, но некоторые печальные семейные обстоятельства изменили наши планы. Было решено ехать к родителям, а так как мои родители, вернее, уже только мой отец живет под Питером, а родители мужа в Воронежской области, наш маршрут был такой: Якутск — Кириши (Ленинградская область) — Новохоперск (Воронежская область) — Якутск. Отпуск с 3 августа 2009 г., три дня на сборы, и 6 августа мы выехали из Якутска.
Состав семейного экипажа: водитель — Максим, штурман — Ольга, пассажир — Дима, 6 лет. Машина Isuzu Bighorn 95 г.в. дизель 3.1.
Подготовка машины
Машину к отъезду супруг готовил сам. Колеса поменял еще весной, поставил Maxis Bighorn MT, новые амортизаторы, правда, только спереди, задние были целы. Перед отъездом сменил топливный и масляный фильтры, перебрал подвеску, тормоза, поменял задние колодки, масло в коробке. Мною же было сшито специальное саше на спинку заднего сиденья для всяких мелочей, что потом в дороге очень пригодилось.
Сборы
Учитывая опыт тех, кто выкладывал отчеты на Drom.ru, с собой взяли два запасных колеса (нам не пригодились), набор инструментов (очень пригодился), масло, газовую горелку с баллонами, набор продуктов на три дня, запас воды питьевой и технической, посуду, котелок, одеяла, подушки, теплую одежду, ноутбук с GPS-навигатором, атлас автомобильных дорог, фотоаппарат, флешки с музыкой, личные вещи, предметы гигиены, преобразователь напряжения, фонарик, спрей от комаров.
Для ночевки в машине муж изготовил спальник. Вниз положили инструмент, колесо, воду, всякую мелочь, сверху сумки с вещами, матрац (купили поролон, сшили наматрасник и чехол). При складывании задних сидений машины получалось продолжение спального места.
Два дня до отъезда были очень насыщенными. Закупили продукты, сувениры. Деньги — основную часть на карточку, часть наличными с собой. И вот, наконец, день отъезда.
Первый день пути, 6 августа
Выезд в 9:00. Заправка в Якутске 80 л + канистра. Солярка по 29 рублей. Едем на паром через Лену. Переправа в Мохсоголлохе. Приехали в 10:30. Паромов несколько, на одном из них только одна машина. Встаем на паром, отъезд по наполнению. Ребенок смотрит мультик и вдруг жалуется, что пропал звук. Начинаем искать причину и понимаем, что у нас сел аккумулятор. Забыли выключить фары. Помог мужчина на УАЗе, «прикурились», завели. Уф, слава богу, но начало напрягло. Через два с половиной часа наконец-то отчаливаем.
Минут сорок, и мы на другом берегу. Поехали. Жара, дорога ужасная. Впереди идущие машины пылят так, что в трех метрах от носа автомобиля ничего не видно. Постепенно салон машины покрылся пылью. Дорога местами строится, работает строительная техника, но до асфальта там еще очень далеко. Заехали в лес, остановились перекусить и тронулись дальше. В 17 часов проехали Улуу.
От сильной тряски, колдобин чуть не потеряли передний номер — ослабли болты. Видели перевернувшийся «КамАЗ» с полуприцепом. Многотонная машина остановилась на краю дороги, обочина не выдержала и «КамАЗ» перевернулся. По-видимому, такое бывает часто, особенно на трассе «Лена».
К половине седьмого приехали в Верхнюю Амгу. По всему видимому участку берега стояли несколько машин дальнобоев. Мы подумали, что они уже остановились на ночлег, поэтому тоже тормознули. Речка очень красивая, а так как мы в отпуске да и первый день был тяжелым, решили остановиться на ночлег здесь. Приготовили ужин, помыли салон машины, разложили спальник. Пошли фотографировать речку и покидать спиннинг. После нескольких зацепов оторвали в конце концов блесну, но, не очень огорчившись, пошли спать.
Второй день пути, 7 августа
Проснулись в половине восьмого. Очень влажно и прохладно. Машина запотела. Умылись, согрели чай, Димке заварили пюре. Ни одного дальнобоя на берегу не было. То ли ночью уехали, то ли ранним утром, пока мы спали. Появились предательские мысли об авантюрности нашего мероприятия. Тронулись дальше.
Отличные виды природы, энергичная музыка постепенно вернули бодрое настроение. Через 51 км тряски вдруг резко выезжаем на асфальт! Но пока радовались, асфальт кончился, всего 6 км. В 10 часов были в Томмоте. Заправка современная, обслуживание. Солярка по 23 руб. 60 коп. Заливаем 60 литров. Обедаем в Б. Нимныре, обед на троих 300 руб. Вообще, проехав по России, на обед тратили не больше 300 руб.
В 16 часов были в Нерюнгри. Специально завернули с трассы. Город понравился. Чистый, современный, дороги широкие, хороший асфальт. Заехали в аптеку, магазин. Потратили в городе час. Дальше держим курс на Тынду. Заправка в Нагорном по 26 руб. 50 коп. В 21 час были в Тынде. Прошли 779 км за день. Остановились в гостинице «Юность». Стоимость номера 1 500 руб. Душ в коридоре, горячая вода подается нагревателем. Помылись, дежурная дала термос с кипятком, заварили «Доширак» и завалились спать. Но нормально поспать не получилось.
Центр города оказался злачным местом. Внизу тусовалась компания подвыпивших молодых людей, которые, включив в машине музыку на полную катушку, развлекались. Кроме того, всю ночь ревели машины, гоняющие по центру города, соревнуясь в скорости. «Bighorn» стоял у крыльца, охраняемой стоянки у гостиницы нет. И хотя номер, в который нас заселили, находился на пятом этаже, спать было невозможно. Только после пяти утра тусовка угомонилась. Одно хорошо, что сыну все это было неважно, он спал детским сном и прекрасно отдохнул.
Третий день пути, 8 августа
Завтракали в гостинице. Заправились в Тынде по 23 руб. 30 коп. Проехали Соловьевск. В 12 часов выезжаем на трассу «Амур».
После М-56 дорога просто сказка! Широкая, ровный асфальт, машина не шелохнется. Летели на максимальной для нашей машинки скорости 120 км/ч. В 15 часов были в Ерофее Павловиче. Закусочная «Багульник» на трассе не вызвала симпатии. Поэтому решили заехать в поселок.
По указателю выехали на кафе. Но горячей еды не было. Развернулись и поехали обратно на трассу. Все-таки пришлось обедать в «Багульнике», так как уже хотелось кушать. 10 минут ожидания, горячие пельмени, чай. Не подвела интуиция, кафешка действительно так себе, грязно, мухи. Но посуда одноразовая, пельмени тоже полуфабрикат, так что не отравились. В Амазаре заправились по 18 руб. Солярка дешевеет, это радует. Заливаем 52 литра. В районе Могочи ремонт дороги, объезд. Поднимаемся на довольно крутую горку, стоит «КамАЗ», не вытянул, прицеп сложился. Водитель останавливает, просит подвезти до тракториста. Садится в машину, жалуется, что до сих пор трясет, чуть не опрокинулся. Да, объезд довольно крут и узок.
От Сбеги дорога очень плохая, как оказалось, потеряли на этом отрезке решетку от противотуманки. Искали место ночлега, но ничего не попадалось. Не доезжая до Жирекена, остановились «в кармане» на трассе. За день прошли 739 км. Ужин на газовой горелке — тушенка с макаронами, чай. Расправили лежанку и спать. Ночью была гроза, но выспались лучше, чем в гостинице, тепло, класс!
Четвертый день пути, 9 августа
Горячий чай, в 9 часов выезжаем. Обедаем недалеко от Читы. Кафешка хорошая, все чисто, вкусно, но подъезд к ней не асфальтирован, грязь по колено. Подъезжаем к Чите, фотографируем полигон с танками, Димка увидел. По Чите прошли быстро, по навигатору. Очень помог. Заехали в супермаркет. Положили деньги на телефон, прикупили продуктов. В Чите солярка по 24,20 руб. Курс на Улан-Удэ. К вечеру нужно думать о ночлеге. Едем от одного поселка до другого, ни одной гостиницы, стоянки дальнобоев не видно. Время к 21 часу, начинает темнеть. Наконец видим кафешку, стоят машины, подъезжаем. Из кафе выходят четверо не вполне трезвых. Один отделяется, подходит к машине и спрашивает:
— Звали?
— Нет.
— Смотрю, кто это тут такой крутой подъехал, я думал, что я тут самый крутой!
Заглянул в машину, увидел нас с ребенком, говорит:
— Ладно, меня зовут Володя, — и пошел.
Мы в некотором недоумении — все-таки оставаться или ехать дальше?
Подходит другой, выясняется, что это компания местных, одноклассники, выпивают. Предлагал заехать во двор, остановиться там, причем очень навязчиво. Мы решили, что не будем рисковать, береженого бог бережет. Так заедешь во двор, а потом ищите мама с папой. Нет. Мы вежливо отказались и поехали дальше. Стемнело, доехали до Мухоршибири. В темноте искать гостиницу в поселке трудно, на трассе нет ни стоянки, ни поста ГИБДД. Ребенок давно спит. Подъезжаем к кафе, недалеко заправка. На крыльце стоит женщина, курит. Спрашиваем, можно ли остановиться у кафешки на ночлег. Кивает головой, пожалуйста. Заезжаем за кафе. Быстро раскладываемся, спать, время уже полдвенадцатого ночи. Прошли 883 км. Ночью слышим звук мотора. Подъехала машина, потом стук, свет фонаря. Максим замечает милицейский УАЗик, автомат. Открываем машину. Сержант представился. Муж объяснил ситуацию. Документы проверять не стали. Уехали. До утра больше никто не тревожил. За этот день потеряли дефлектор с задней пассажирской двери.
Пятый день пути, 10 августа
Утром проснулись, умылись, на заправку и в дорогу. На сегодняшний день планы большие — доехать до родственников, которые живут в Хомутово, недалеко от Иркутска.
В Читинской области и в Бурятии нас сопровождали грозы и дожди. Причем дождь такой силы, что казалось, пробьет лобовое стекло. Так и ехали — то высохнем, то промокнем.
Завтракать остановились после Тарбагатая. Виды изумительные. Много фотографировали. На газовой горелке вскипятили воду, горячий чай с бутербродом и эстетическое наслаждение. Супер.
Все, впереди Улан-Удэ. Справа река Селенга. Слева горы. Такую красоту только на картинке видели. В данном случае я, конечно, была довольна, что сама не за рулем. Дорога сложная, а так хочется смотреть по сторонам! Погода солнечная, жарко. На обед остановились в кафе, ели вкусные позы. Как и в Якутии, здесь есть священные места. Привязали лоскуток на удачу и дальше, в путь.
Въехали в Улан-Удэ. Сходили в магазин, купили Димке новую игрушку — автомат, которым он трещал, пока не выехали из города и диск с новой компьютерной игрой. Улан-Удэ, столица республики Бурятия. Как и Якутск, город со своим колоритом. Держим курс на Иркутск.
Ехали по равнине, а потом начались подъемы и спуски, дорога пошла вдоль Байкала. Проехали Бабушкин. Бывшая станция Мысовая. Переименована в 1941 году в честь большевика И.В.Бабушкина.
В интернете видели фотографии Байкала, но, когда видишь его реально, можешь опустить руки в прозрачную воду, потрогать прибрежные камни, это нечто особенное. Погода солнечная, цвет воды синий, даже бирюзовый. Говорят, чаще Байкал видят грозным, хмурым. И вода может быть свинцового цвета, что мы и наблюдали на обратном пути. Остановились в Слюдянке, помочили ноги в Байкале, вода очень холодная, никто не купается, только загорают. Вода чистейшая. Пофоткались, взяли на память несколько камушков. После Слюдянки Култук, на горе развернулась торговля кедровыми шишками и байкальским омулем. Соленый, горячего, холодного копчения, сушеный, вяленый. Любой, какой пожелаешь. Мы купили рыбку еще в городе, поэтому не останавливались, а поехали дальше. Попробовали омуль у родственников, вкусно, но, может это и субъективное мнение, наш, якутский омуль намного вкуснее и крупнее.
К вечеру были в Иркутске. Двоюродная сестра мужа с семьей живут в 20 км от Иркутска. По навигатору прошли через город очень быстро, насколько позволяли пробки и, созвонившись по телефону, без особых трудностей нашли их дом. Это была первая «контрольная» точка в нашем путешествии. Встретили нас очень хорошо, спасибо Полине и Николаю за прием, а Анне и Сергею за баньку и постирушки. Ребенок был в полном восторге от бани и от быка, которого увидел в загоне у Сергея. В общем, впечатлений хватало.
Шестой день пути, 11 августа
Утром, по предложению хозяев, Димуля облазил огород на предмет малины. Позавтракали, помыли машину. Выехали в половине двенадцатого дня. В Иркутске проехали через мост, но повернули раньше времени. Карты брали на Google.ru и Яндексе. Там, где есть подробные карты городов, гугловские карты точнее, а по трассам и на подходах к городам лучше пользоваться картами Яндекса. В общем, переключались с одной карты на другую постоянно. Когда делаешь крупный масштаб на карте и идешь по городу, где нет подробной карты, не всегда ясно — доехали ли мы до нужного поворота или нужно поворачивать на следующем. Вот так и в Иркутске, свернули не туда, потом плутали около часа, пока не выехали на нужную дорогу.
В Ангарске заправились по 19 рублей. Жарко, + 27 градусов. За все время гаишников не видели вообще. Первый раз нам моргнула встречка в районе Тулуна. И точно, сотрудники ГИБДД. Смотрели сплошную. На выезде из Тулуна пообедали в кафе «У Марьи». Внешне кафешка так себе, невзрачная деревяшка, но кормили вкусно. Рекомендуем.
По отчету на Drom.ru знали, что, не доезжая до Красноярска, в Алзамае есть мотель «У Петра». Поэтому, не смотря на то, что уже был поздний вечер, решили обязательно до него доехать. Часов в одиннадцать вечера увидели вывеску мотеля. Поселились в гостинице. Двухместного номера не было, только четырехместный. Но нас поселили в гостевой комнате. 1 час — 100 руб. Заплатили 1 000. На диване мы прекрасно поместились. Димуля уже спал. В комнате много цветов, все чистенько. Прекрасный душ, горячая вода.
Так как выехали поздно, в этот день проехали 643 км.
Седьмой день пути, 12 августа
В Алзамае заправились по 21,50 руб. Выезжаем в 9 часов, курс на Красноярск. Ночью была гроза, идет дождь, + 16 градусов. Видели на обочине разбитый КАМаз. Прицеп пустой, может уже разобрали, а может, пустой шел. Все ободрано, кабина без стекол. Водитель там и ночевал, слава богу, что живой. В районе Тайшета встретили машинку с 14 региона. На посту ГАИ остановили обоих, проверяли документы и машины по компьютеру. Земляки с Нерюнгри, ехали до Волгограда. Привет вам!
В районе Нижнего Ингаша остановились на обед в придорожном кафе. Отстой. Когда в кафешке грязно, сразу портится аппетит и удовольствия от еды никакого. Много времени потеряли в Канске. В город мы заезжали, чтобы снять деньги в банкомате. Поехали по объездной, положились на указатели, а надо было доверять навигатору. В общем, проехали вокруг Канска. А вот Красноярск прошли правильно, по объездной.
На ночлег остались в гостинице на выезде из Ачинска. 800 руб. Номер с двуспальной кроватью. В душ очередь. Но это ерунда. К 11 часам были заняты все номера. Слышимость за стенкой отличная, соседи немного пошумели пока заезжали, мылись, укладывались. А потом тишина, все такие же, как мы, за день намотались. Так что выспались прекрасно. За день проехали 654 км.
Восьмой день пути, 13 августа
Завтрак в гостинице. Выезд в 8 утра. В 9 часов были в Мариинске. Спасибо семье из Электростали, что путешествовали до Байкала. Читали отчет в Интернете. По их совету заехали в этот городок и не пожалели.
Купили в подарок бальзам «Старый Мариинск», погуляли на детской площадке и были в парке, где стоит военная техника, что моим мужчинам очень понравилось. Дома в городке очень красивые, резные ставни.
Очень аккуратненький городок и жителей с утра уже все работают. Красят спортивные площадки, убирают мусор, косят траву. Даже на площади между плитками, дети старшего возраста выдергивают траву.
Было впечатление, что объявлен общегородской субботник. На въезде и выезде из города стоят деревянные резные, очень красивые указатели с названием города «Мариинск».
В час были в Кемерово. Хотели посетить музей шахтерской славы «Красная горка». Прочитали про этот музей так же в отчете электростальцев. Но при въезде в город не увидели указатель, а может, мы не той дорогой ехали. В общем, не нашли. Жаль. Посетили торговый центр «Лапландия». Впечатляет. Купили Димуле новые мультики. Обедали в пиццерии. Очень вкусно. Выехали из города в половине четвертого дня.
Сегодня мы должны доехать до второй «контрольной» точки нашего путешествия. Недалеко от Новосибирска живет двоюродный брат Максима, Роман. Деревня Крохалево. Новосибирск прошли по объездной. Рома ждал нас на трассе, но по телефону мы не так поняли, как ехать и поехали в Колывань, а нужно было ехать по трассе на Омск. Пришлось возвращаться, в общем, намотали лишних 48 км. Но, как говорится, бешеной собаке 48 км не крюк. Познакомилась с новыми родственниками. Банька, очень вкусный ужин с по-чуть-чуть и спать. За день прошли 699 км.
Честно скажу, к этому времени ехать подустали. К вечеру уже стали появляться мысли о том, чтобы оставить машину у родственников и поехать на поезде. Но это только мысли уставшего человека. Утром мы были как «огурчики», готовые к новым приключениям.
Девятый день пути, 14 августа
Встали рано, выезжаем. На дороге много ворон. По омской трассе сбили одну. Пришла мысль — не к добру. Что-то стал барахлить ноутбук. Перестали работать порты. Несколько раз буквально перед носом со встречной полосы выезжали машины. Один раз сами пошли на обгон и чуть не столкнулись с машиной, которая, видя, что мы выехали на встречную, тоже пошла на обгон! Вовремя ушли. Схватили адреналинчику.
Остановились у какого-то кафе проверить, комп совсем накрылся или просто капризничает. Оказывается барахлит «винда». «Поколдовав» над ноутбуком, Максим все исправил. Заработало. Это радует. Так, на радостях и выехали с невключенными фарами, за что в Татарске были остановлены на посту ГАИ. Протокол на 100 рублей.
Обедать остановились в кафе «У часовни». Грязно, гречка с гуляшем. Порция огромная, даже не осилили. Чай из старых кружек. В кафе кроме нас обедали, как мы поняли, муж с женой и двое мужчин в рабочей одежде. Разговор шел о гаишниках и дорогах. Оказались с 14 региона. Они путешествуют не первый раз, едут уже обратно.
Купили воды и в путь. К 9 часам озаботились ночлегом. Доехали до Аббатского и по указателю доехали до гостиницы. Номер 800 руб. Душ и туалет в конце коридора. Но все чистенько. Мебель в номере старая, но нам все равно. В номере есть раковина с водой и электрический чайник. Вскипятили воды, попили чаю и спать. За день прошли 878 км. Кстати, гостиница была пустая, поселили нас в 13 номере.
Десятый день пути, 15 августа
Выезд в 7:30. Едем до Екатеринбурга через Тюмень. В Тюменской области дороги так себе, на троечку. Вроде асфальт, но весь в выбоинах, ямах, правда, ремонта много. По дороге встречаются неплохие кемпинги. В Заводоуковске остановились в кафе перекусить и решили помыть машину. Большой ангар, мойка не специализированная. Сразу вопрос о цене не возник, ну что тут, не мегаполис, наверное, не дороже чем у нас. А у нас 350 руб. Машину загнали, помыли. Цена вопроса — 500 руб. На вопрос почему, ответ — машина импортная, большая. В прейскуранте разницы нет, у нас в Якутске тоже не подразделяется. Какая разница УАЗик мыть или «Бигхорн», воды столько же потратишь. Отдали, но думаем, что содрали с нас лишку, как с северян. Заправились по 13,50. Рекордно низкая цена на дизтопливо! Ну, хоть здесь сэкономили.
Водители в Тюменской области дисциплинированные. Правила соблюдают. Через населенный пункт — строго 60 км\ч. Гаишников много.
Читали на Drom.ru о мошенниках в Тюменской области, которые голосуют на дороге, говорят, что якобы кончился бензин, что рубли кончились, осталась только импортная валюта. Два раза видели людей, похожих на цыган, вышедших из машины и размахивающих руками, но в обоих случаях не на нашей полосе, на встречке. И, конечно же, мы не останавливались.
Пересекли границу Свердловской области. Дороги хорошие. Гаишники всюду. Много сплошных и ограничения скорости 50 и 30 км\ч.
Екатеринбург проехали по навигатору и указателям очень хорошо, не задерживаясь. Вышли на Пермь. Погода стала портиться, температура падает, пошел дождь. Ужинать остановились в кемпинге «Мельник». Очень понравилось, меню богатое, практически все есть. Красивый интерьер. Все чисто и аккуратно. Жаль, что еще рано, а так бы остановились на ночлег.
Пересекли границу Пермского края. Дорога местами плохая. Ближе к 21 часу стали присматривать гостиницы. Ничего нет. Дождь, темнеет. Ни одного кемпинга или отеля. Доехали до Перми. На въезде, несмотря на поздний час, попали в пробку. Оказалось авария. Причем достаточно серьезная. У Субару разбит «передок», вторая машина, не поняли то ли «девятка», то ли «Москвич» перевернувшись и, похоже, обгорев изнутри. Страшно.
По объездной проехали Пермь. Выезжаем на Кострому. В половине двенадцатого увидели кемпинг «Канары». Взяли 600 руб. и паспорт за ключ от комнаты в двухкомнатном домике. Когда зашли в комнату, настроение совсем испортилось. Комната вся прокуренная, кресло в таком виде, что туда не то, что сесть, сумку поставить страшно. Двуспальная кровать, заправлена старым, но, в принципе, чистым бельем, одеяло в руках разъезжается. Была мысль лечь спать в машине, но нужно было расправлять лежанку, перетаскивать вещи, а так как Димуля уже спал, сильная усталость и желание отдохнуть пересилило. Принесли из машины свое одеяло, не раздеваясь, легли спать. За день прошли 1097 км.
Одиннадцатый день пути, 16 августа.
Подъем в 6:30. Быстрее из этого кошмара. Едем через Краснокамск — Сиву — Афанасьево — Омутнинск. Обед в Белой Холунице. На остановках прикольные надписи: «…Кировские курвы» или «ЖКХ- ворье!». Не думала, что тех, кто балуется баллончиками с краской, а это обычно подростки, волнуют проблемы ЖКХ.
В нашем атласе автомобильных дорог трассы Пермь — Киров, как таковой, нет. В Интернете вычитали, что дорога есть. И дорога отличная. Есть, конечно, участки, где строится, а где идет ремонт, но в основном дорога хорошая и полупустая. За время проезда по Кировской области видели гаишника один раз, за г. Орловым, когда лесовоз вытаскивал «жульку» из кювета. В основном все «скворечники» заколочены.
Часам к восьми вечера доехали до Мантурово. Увидели рекламу гостиницы «Водолей». Решили, что после «Канар» нам просто необходимо остановиться в хорошей гостинице с приличными условиями. Проехали по указателю четыре километра. Среди пейзажа, напоминающего техногенную катастрофу, стоит двухэтажный дворец с колоннами. Новая гостиница с недостроенным кемпингом, охраняемой стоянкой. За ночь 2 000 рублей, нормально.
Номер отличный, главное душ и туалет в номере. Кажется, во всей гостинице мы были одни. Правда, ужином нас не накормили, поэтому поехали по совету администратора в «Пивной погребок». Цены ресторанские, но мы решили, уж гулять так гулять. Покушали на 525 руб., но, честно говоря, бывает, в простых кафешках готовят вкуснее. Ладно, едем обратно в номер, мыться и спать. За день проехали 824 км.
Двенадцатый день пути, 17 августа
Проснулись рано. Все-таки едем мы быстрее, чем адаптируемся по времени. Ужин был так себе, а вот завтраком нас накормили отменным, кстати, входил в стоимость номера. Сегодня у нас планы наполеоновские — должны доехать до Кириши. Выезд в 7:30. Все-таки гостиница — супер! Ребенок в полном восторге, очаровал администратора своей вежливостью, получил визитную карточку и приглашение еще раз посетить гостиницу. Эх, было бы море рядом, можно было бы остаться жить! Еще раз не пожалели о том, что остановились в «Водолее», когда встретили следующую гостиницу в 196 км от Мантурово.
Впереди Кострома. Обязательно там остановимся, ведь она входит в золотое кольцо России. Хотелось бы еще посмотреть Ярославль, он в 79 км от Костромы и нам все равно через него ехать.
В Костроме доехали по навигатору до центра. Что интересно, все дороги ведут к нему. Машину оставили у какого-то магазина, на стоянке. Пошли гулять, фотографироваться. Зашли в ювелирный. Кострома славиться своими ювелирными мастерами. Выбор богатый, что золота, что серебра. Очень хороший дизайн. Посмотрели старинные торговые ряды, памятник Ивану Сусанину. Архитектура впечатляет. Красиво. Кострома — родина Снегурочки. Двух часов в городе, конечно же, мало, но у нас нет времени. Родные ждут, и мы уже двенадцатый день в пути. Поэтому выезжаем из Костромы и держим курс на Ярославль. Проехали мост, полное ощущение, что уже выехали из города. Обгоняем машину, на прерывистой. Впереди пост ГАИ. Останавливают. При обгоне скорость 96 км\ч в черте города. Знак «Конец населенного пункта» — за постом ГИБДД. Показали красивую фотографию с видеофиксации. Протокольчик на 300 рублей. Ну что ж, хорошо что на 300, еще бы + 4 км\ч и было бы уже 1 500. Это, конечно, несколько омрачило хорошее настроение после обзорной экскурсии по городу. По-видимому, мы несколько расслабились после Пермской и Кировской области, где гаишники вообще отсутствуют, а посты ГИБДД стоят заколоченные или в них никого нет.
В Костромской области появились фанерные гаишные машины. Издалека и не поймешь, настоящая или фанерная. Напрягает.
Дорога до Ярославля загружена, очень много машин. Все понятно, два больших города, расстояние маленькое. Дорога местами ремонтируется, много объездов, ограничений скорости, сплошные.
Ярославль решили посмотреть, поэтому не поехали по объездной, а направились в центр. Но сразу попали в пробку. Центр то ли реконструируют, то ли ремонтируют дороги, в общем, он закрыт. Бросать машину не стали, потеряли бы много времени, поэтому ушли по указателям на Рыбинск. Ладно, может быть в другой раз…
Рыбинск встретил деревянными постройками, плавно переходящими в каменные здания. Видно, что город старый. Рядом с мостом красивая церковь. Дальше путь наш лежал вдоль Рыбинского водохранилища. Очень хотелось посмотреть, но, когда на карту смотришь — дорога идет по самому берегу, а на местности там от дороги до водохранилища может километр, а может, и больше. Видели несколько раз, в принципе, ничего особенного, с Байкалом не сравнить.
Вечером были в Череповце. Впечатление от города превзошли ожидания. Я его представляла старым мрачным промышленным городом, а это современный город с красивыми зданиями, ухоженными газонами.
Много рекламы, транспорта. Не знаю, как там с экологией, все-таки металлургическое производство, дымящие трубы. Кажется, там был целлюлозно-бумажный комбинат.
Видели в Череповце сгоревший автобус.
В 18 часов выехали из Череповца. Позвонили родным, что должны сегодня доехать, чтобы ждали. Хотя нас и так каждый день ждали. Мы слали sms-ки, где находимся, а родные на карте следили за нашим продвижением.
В 23 часа были в Тихвине, половине первого мы были в Киришах. На этом первая часть большого семейного путешествия была закончена.
Следующие десять дней мы ходили по гостям, ездили в Великий Новгород и Питер. В Великом Новгороде посетили Кремль, были в историческом музее, Софийском звоннице, Софийском соборе.
На территории ведутся ремонтные работы, многие церкви и соборы можно посмотреть только снаружи. Позже, поняли, почему так спешно шел ремонт на территории Новгородского Кремля. В программе «Время» показывали выступление Д. Медведева и его посещение Великого Новгорода.
Провели в Великом Новгороде целый день. Накупили сувениров, посмотрели город. И вечерком отправились в Кириши.
Следующая наша экскурсия в Санкт-Петербург. Решили на машине не ездить, а отправились на автобусе. Так как в Питере мы уже были неоднократно, посещали Эрмитаж, ездили в Петергоф, то оставшуюся часть дня решили посвятить ребенку и отправились в парк на Крестовский остров. Приехали в час дня. Детские аттракционы открываются в два, семейные в три, а экстремальные в четыре часа дня. Погуляли, сходили в кафешку, «убили» час. Парк замечательный. Ухоженный, дизайн отличный. «Оторвались» мы там по полной программе. Три раза нас мочил дождь, приходилось пережидать под укрытием, тем не менее, удовольствие от аттракционов получил не только ребенок, но и мы сами.
Десять дней пролетели быстро. И вот, нам уже пора двигаться до следующей точки нашего путешествия — Новохоперска, где живут родители моего мужа. 29 августа мы выехали после проводов родни в 11 часов. Курс на Москву. Дорога до Новгорода на троечку, вся в заплатах, хотя разметка удобная. По-моему, это называется реверсное движение, когда полоса плавно переходит в две для обгона медленно идущих фур, а потом также плавно соединяется в одну. Таким образом, на встречку выезжать не нужно. Не доезжая до Валдая перекусили в придорожном кафе. После Валдая видели страшную аварию. Фура стояла поперек дороги, легковая машина в кювете, на обочине лежал мужчина под простыней. Вокруг были люди, сотрудники ГАИ. Видимо, дожидались скорой.
В районе Солнечногорска попали в пробку. Время приближалось к девяти вечера. Нужно было думать о ночлеге, но нигде вдоль трассы не встречались гостиницы или кемпинги. А может, мы не увидели указателей. От Химки до Каширского шоссе гнали по МКАДу. Дорога пятиполосная в одну сторону. Средняя скорость 90 — 100 км\ч. Темнеет, Москва вся светиться огнями, очень красиво. Непривычно видеть такие масштабы. Все: дома, дороги, торговые центры громадные. Множество машин на парковках возле торговых центров. Пролетели МКАД, готовились к повороту на Каширское шоссе и тут, вдруг, отключился навигатор. Впоследствии выяснили, что шнур от навигатора очень слабый, в районе порта он перегибался и контакт отходил. Пока подключались, проскочили нужный поворот и свернули позже на развязке. А там пробка. Машины с пяти полос пытались втиснуться в две. Через час, наверное, мы выехали на Каширское шоссе. После МКАДа дорога уже освещена не везде. В сторону Москвы тянулась пробка по Каширке, наверное, км 10-15. Уже хотелось спать, заехали на заправку. Рядом большая стоянка. Там уже стояли несколько фур и пара легковых машин. Встали, решили переночевать в машине. Начали раскладываться, подошел охранник, оказалось, стоянка охраняемая, есть видеокамеры. Заплатили 100 руб. за ночь, он записал наш номер машины.
В половине восьмого тронулись в сторону Тамбова. Вдоль дороги тянутся обработанные поля многие километры. В районе Тулы вдоль дороги продают тульские пряники разных размеров и разнообразные керамические изделия — вазы, кружки, фигурки для дачи, множество глиняных горшочков. Выбор огромный, все очень красивое и по цене вполне приемлемо. Прикупили гостинцев родным и себе взяли вазу на память.
Дорога вполне приличная, но загруженная. Много идет фур, да и вообще машин. По-видимому, мы немного расслабились. Гаишники встречались, но на постах ГАИ. Нас нигде не останавливали. Не доехали мы км 50 до Борисоглебска. Останавливают на посту. Кроме нас еще машины три- четыре. Так как мы едем очень аккуратно, с ребенком, я подумала, наверное, документы проверить, все-таки другой регион. Оказалось, все намного серьезнее. Предъявляют нам красивую фотографию с нашей машиной на сплошной. А дело было так. Впереди медленно шла фура. Дорога немного в горку. На прерывистой мы идем на обгон, а она вдруг заканчивается, и мы не успеваем завершить маневр. Таким образом, оказываемся на сплошной. И в этом месте видеофиксация. Ну очень упитанный представитель ГАИ сразу перешел к делу:
— Ну что, будем прощать?
Муж пытался объяснить, что не успел завершить маневр, на обгон-то пошел на прерывистой, машина не гоночная, а разделительная оказалась короткой. Но это мало подействовало.
— Десять тысяч.
— Сколько?! Да Вы что! У меня нет таких денег…
— Семь. Могу выписать времянку, зачем тебе в Якутии права?
Конечно, можно было и согласиться, но мы еще в середине нашего пути, потом через всю страну ехать обратно, потом ждать суда и решения, мороки всякой…
— Давай пять…
— Нет, семь. Тебе и так три скостили.
И таких, как мы, еще три или четыре машины. Водители ходят за гаишниками, что-то объясняют, ругаются. Было ощущение несправедливости, что это все специально подстроено, что в этом удобном для гаишников месте устроена ловушка. И каждой машине своя цена. Идти за три километра назад, чтобы измерить длину прерывистой нереально. И получается, неважно, завершаешь ты маневр или специально выехал на встречку. В общем, заплатили мы семь тысяч. Отдали все, что было в кошельке. Остальные деньги на карте. С горьким сердцем поехали дальше. В пять дня уже были у родных, но на душе был такой поганый осадок от встречи с гаишниками, словами не передать.
Так закончился второй этап нашего путешествия. Десять дней отдыха, и 13 сентября мы выезжаем домой в Якутск. Наш маршрут Новохоперск — Пенза — Уфа — Челябинск — Курган. После Кургана поворачиваем на Бердюжье и Ишим, чтобы не пересекать границу Казахстана. Дальше мы уже ехали по знакомому маршруту: Аббатское — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск—Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Невер — Тында — Якутск.
13 сентября
На выезде из Новохоперска остановил гаишник. Проверил права, поинтересовался здоровьем. День был воскресный, видимо, искали тех, кто после вчерашнего. Проверил права, очень удивился, что мы из Якутска. Пожелал хорошей дороги. В Балашове тоже остановили с проверкой. В воскресенье гаишники очень много работают, да еще число тринадцатое. В Саратовской области дороги плохие, все в колдобинах и ямах. Часов в семь вечера опять остановил гаишник. Причем выбежал откуда-то из леса, мы его еле заметили. Машет палкой. Останавливаемся, сдаем назад. Предъявил нам обгон в запрещенном месте и превышение скорости. Сослался на временные знаки и фотофиксацию. Последний опыт общения с гаишниками надолго остался в памяти. Ехали очень осторожно, как по минному полю, смотрели на знаки в четыре глаза. А тут предъявляют нарушение. Временных знаков мы вообще не видели. Гаишник начал «втирать» о том, что будет выписывать времянку и т.п.
— Какая времянка? Знаков не видел, на фотографии только обгон, причем по правилам. Можете предъявить только превышение скорости.
— Ладно, у тебя все равно штраф на полторы тысячи, давай штуку.
Вот тут мы, конечно, дурака сваляли. Как под гипнозом, может быть, в некотором стрессе, отдали 1 000 рублей. Мысль «зачем» пришла позже. Наверное, чтобы быстрее отделаться от вымогателя. Потом чувствовали свою вину, долго корили себя за этот поступок. Ведь ясно же, протокол нужно было выписывать. Настроение было испорчено. Ночевать остановились в Сызрани в придорожной гостинице на трассе.
Еще две встречи с сотрудниками ГИБДД произошли на выезде из Челябинска и на въезде в Омск. В обоих случаях проверили только документы. На нашего сына эти встречи оказали негативное впечатление. Когда в Челябинске остановили, ребенок сказал: «Хорошо, что денег не просили». Еще один раз остановили за превышение по дороге до Новосибирска. Протокол на 100 рублей. Все, до конечного пункта нашего путешествия больше мы с гаишниками дел не имели.
Трасса Уфа — Челябинск очень загруженная. Казалось, эта дорога не кончится никогда. Больше часа ехали за колонной машин, постепенно обгоняя фуры. Оказалось, шел «Урал» с прицепом, он и создал многокилометровую пробку. Дорога узкая, через Уральские горы, серпантин. Почти постоянно сплошная.
В Челябинске остановились, снимали деньги в банкомате, немного погуляли по центру, сходили в пиццерию. Город понравился. К Красноярску подъезжали в сумерках. Вот здесь мы нарушили свое же правило, за что впоследствии и расплачивались. Ведь договаривались заранее — останавливаться к девяти вечера либо в гостинице, либо на стоянке, заправке. Неважно где, но после девяти вечера дальше не ехать. Пропустили два мотеля, решили остановиться после Красноярска. Но ни одной гостиницы больше не попадалось. В темноте ехали в колонне машин по направлению к Канску, правым передним колесом «поймали» яму. Вроде все нормально, машина в порядке. Остановились на ночь на платной стоянке. Зная, что придется обратно возвращаться в сентябре, в Киришах купили три хороших спальных мешка, тепло, выспались отлично. Утром, позавтракав в кафе, тронулись в путь. Температура +1 по Цельсию. Дождь со снегом. Дорога ужасная, вся в ямах, ехали со скоростью 20 км/ч.
Проехали Нижний Ингаш. И вот она, расплата — лопнуло крепление торсиона. Решаем, что возвращаться не будем, едем вперед, до первого населенного пункта. Хорошо, что это случилось днем. Потихоньку доехали до Тинской. Недалеко от дороги замечаем котельную. Максим ушел на поиски сварщика. В котельной сидели пятеро колоритных мужичков. Муж объяснил ситуацию, попросил помощи, естественно, за оплату. После некоторого молчания, видимо, работать не очень хочется, завгар сказал старику: «Иди, завари». «Да, сейчас опять нас…т», — возразил другой. «Не нас…т», — возразил завгар.
Загнали машину в большой гараж для ремонта сельхозтехники. Максим разобрал машину. Старик сварил крепление. Тут же завгар намекнул Максиму оплатить работу, чтобы «послать гонца». Муж рассчитался, отдал 500 рублей, начал собирать машину. Через полчаса завгар, немного приплясывая, явно уже приняв на грудь, пришел узнать, как идут дела. Водки мужикам не хватило, он начал «впаривать» домкрат. Ладно, дали еще 200 рублей. Муж собрал машину, переоделся. Начали выезжать из гаража. На выезде яма. Все-таки схалтурил старик! Крепление опять лопнуло! На том же месте!
Заезжаем обратно. Вся процедура повторяется. Завгар отчитал своего подопечного, за халтурную работу отправил за бутылкой. Варить на этот раз взялся Саша, крепкий мужичок с перебитым носом, но, видимо, более соображающий в сварке. Максим сам деталь обточил, сделал фаски. Заварили. После сборки проверил машину, сделав пару кругов. Вроде все нормально. Тронулись. Потеряли в Тинской четыре часа. Но как бы то ни было, спасибо вам мужики! Поломка машины в дороге — это стресс. Честно говоря, я, видимо, так переживала этот момент, что забыла о своих обязанностях фотографа. Поэтому, как выяснили впоследствии, не сделала ни одного снимка, хотя в памяти осталась эта Тинская очень отчетливо.
Добрались до Алзамая, ночевали в мотеле «У Петра». Еще день дороги, и мы в Хомутово, под Иркутском у родни. В Иркутске снег, метель. Все-таки веселее путешествовать летом.
Утром обследовали машину еще раз, дорога дальняя. В Иркутске вдоль трассы все поля в снегу, ветер 15 м/с. Байкал мрачный, большие волны.
И вот он показался в последний раз, мы повернули к Улан-Удэ.
В Улан-Удэ въехали вечером, поинтересовались у экипажа патрульной машины о местонахождении какой-нибудь гостиницы. Нам посоветовали автокемпинг по ул. Борсоева, 56. Кое-как нашли, въезд там незаметный. Оказалось на территории автоцентра «Изумруд». Фотка еще с дороги вперед, поэтому летний пейзаж. Даже не думали, что на обратном пути здесь остановимся. Машину поставили в гараж. Мотель очень маленький, находится возле железнодорожных путей. Внизу небольшая кафешка, сауна, на втором этаже номера. Комнатка небольшая, вместо окна, большая форточка. Кормили вкусно, и, пока мы кушали, туда приехали ужинать те ППС-ники, которые посоветовали нам эту гостиницу. Легли спать, «концерт» начался часов в 11 вечера. Всю ночь переговарились в «матюгальник» работники железнодорожных путей. Как оказалось, стенки в этой гостинице очень тонкие, ночные разговоры в соседних номерах мешают спать. В четыре утра администратор выгонял кого-то из соседнего номера, причем довольно шумно. После этого вселилась какая-то группа молодежи, причем, мы думали, что это какие-то туристы. В общем, какие мы наивные, хотя уже прожили больше тридцати лет жизни. Через час мы поняли, что попали в какой-то бордель. Решили уезжать, хотя было еще темно, на часах 5 утра. Муж ушел за машиной, я одела спящего ребенка. Когда уходили из номера, администратор глупо поинтересовался спящим ребенком: «А что, он уже спит? Так хотелось ему в лоб дать! Внизу стояли две машины такси. Мальчики с девочками развлекались. Все это к тому, что в незнакомом городе, вечером, конечно же трудно сориентироваться, найти хороший ночлег. Вот попали. Ну что ж, тоже опыт.
После приключений очень захотелось домой. Следующую ночь спали в машине, за Читой на перевале. Еще одну ночь не доезжая до Невера, на стоянке, третью в Алдане.
Трасса «Лена» производит угнетающее впечатление, особенно осенью, после дождей.
Еще день пути и вечером были дома.
Вот и все. Въехали в Якутск, как туристы, не видевшие его никогда. Так, как смотрели на города, проезжая по стране. «Какая Россия толстая», — сказал наш сын.
Итоги
Итак, на дорогу туда и обратно мы потратили 24 дня. На заправках оставили 40 270 рублей. Цены на солярку по стране дешевле, чем бензин, в отличие от Якутска. Гаишникам заплатили 8 000 рублей. Протоколов на 500 рублей. На кафе, экскурсии, гостиницы, парк, шопинг, подарки, сувениры и т.п. ушло около 60 000 рублей. В обратную сторону выезжали из Новохоперска при летней температуре, а после Красноярска, в Иркутске нас встретила зима со снегом и небольшими сугробами на обочинах дорог. Всего пройдено 18 557 км, не считая наших поездок на шашлыки и экскурсии. Пересекли, в некоторых случаях по два раза, границы 45 областей (краев, республик).
Ребенок дорогу перенес нормально. Хотя, дети конечно, разные. Просто мы знали, были уверены, что наш сможет. А вот старшая, 17-летняя дочь осталась дома, она даже не могла представить, как это столько дней можно ехать на машине.
Дорога еще долго снилась. Эх, скорее бы лето, может, еще куда-нибудь рвануть? А что, я готова! Желаем всем путешественникам удачных дорог. Как говорится, ни гвоздя вам, ни жезла!