Поездом, пароходом, автомобилем

Поездом, пароходом, автомобилем

22.04.2020 | 6657 просмотров

Братск — Москва — Углич — Ярославль — Горицы — Кижи — Петербург — Саратов — Новосибирск — Братск

Да-да! Именно в такой последовательности и случился у нас наш небольшой и, в принципе, спонтанный летне-осенний отпуск 2019. Так уж повелось: начиная с 2011 года мы вдвоём с супругой залипли на дальние автомобильные путешествия, и с тех пор каждые два года навещали своих родственников в Саратове, друзей в Анапе, нашу дочь в Петербурге, побывали в 15-м и 17-м годах в Крыму (ещё на пароме), а с 13-го года стали ещё и навещать наших друзей, переехавших на ПМЖ в Новосибирск. Три раза я писал на Дроме отчёты о наших путешествиях, наблюдал, как меняются к лучшему наши дороги, изучил особенности траффика в различных регионах, пообщался с различными инспекторами ДПС (успешно и не очень), посетил множество придорожных гостиниц и точек питания, освоил бронирование мест отдыха через интернет. В общем — можно сказать про нас, что мы уже вполне состоявшиеся автопутешественники.

Но в июле месяце 2019 года нам захотелось отдохнуть от автомобиля и просто прокатиться по стране на поезде: сначала в Петербург к дочери, затем в Саратов и на обратном пути заскочить в Новосибирск. Поездка планировалась на конец августа, чтобы захватить с собой к родне наше чадо, у которой как раз в сентябре намечалось десять дней отпуска по нашей просьбе.

Сказано-сделано, начинаю заниматься подбором маршрута. И тут по одному из центральных каналов в очередной программе новостей увидел сюжет о речном круизе из Москвы в Санкт-Петербург, по каналам и шлюзам, и подумал: «А почему бы и нет?» Круизы меня всегда очень интересовали, но смущала цена вопроса и лёгкие опасения жены насчёт укачивания. Но в этот раз — прочь сомнения, едем! Тем более что маршрут выглядел весьма заманчиво: Москва, Углич, Ярославль, Горицы, Кижи, Мандроги, Петербург — пять дней, шесть ночей. Питание в ресторане и экскурсии входят в стоимость путёвки.

Покопался в интернете, нашел неплохой по отзывам и предложениям круизный магазин, списался и созвонился, оплатил стоимость (32000 руб. на человека), получил по электронке все необходимые документы и, исходя из даты круиза, распланировал всю поездку, включая приобретение билетов на поезд. Был правда один нюанс: представитель круизного магазина сообщила мне, что состав круиза в основном иностранный и, если не наберётся достаточно человек в русскоязычную группу, то экскурсии мы будем слушать на языке преобладающей тургруппы. Интрига состояла в том, что не было известно, какой язык будет преобладающим! Нас это не остановило — и правильно, таких, как мы, набралось 17 человек, ещё тринадцать составили британцы, а остальные 110 (!) человек оказались итальянцами, причём часть из самой Италии, а часть из Швейцарии.

Итак, план поездки вырисовывался такой: 25 августа — отбытие из Братска в Москву; 28-го — отплытие теплохода «Илья Репин» с нашим круизом с московского северного речного вокзала; 3 сентября — прибытие в Питер; 9-го — отъезд поездом в Саратов; 17-го — из Саратова в Новосибирск. Единственное, не стал брать билеты Новосибирск—Братск, так как вмешался неожиданный фактор — я продал машину, причём за полторы недели до даты отъезда из дома. Не буду вдаваться в подробности, возможно, опишу их позже в отзыве про новый автомобиль, но скажу одно — изначально это не планировалось! Поэтому в эту поездку, помимо чисто познавательных целей, было включено ещё и соображение «присмотреть себе новый автомобиль».

 Ну вот вроде и всё, что хотелось сказать вначале, вместо предисловия. Так что — ПОЕХАЛИ!

 ЧАСТЬ 1: КРУИЗ.

Первый отрезок нашего путешествия от Братска до Москвы прошёл довольно буднично: ехали мы в купе, вагон хоть был и не новый, но переоборудованный, то есть был биотуалет и у каждой полки была сделана розетка для зарядки гаджетов. Попутчики были разные, но не скандальные. Из запомнившихся событий вспоминается, как на стоянке в Перми над станцией заходили на посадку истребители, видимо, где-то недалеко расположен аэродром. В дороге почти не фотографировал, больше снимал видео на камеру, может, попозже сделаю об этой поездке фильм. Но пару фотографий всё же отмечу: Красноярский и Новосибирский вокзалы.

По прошествии трёх дней мы наконец-то прибыли в столицу нашей Родины. Эх! А я ведь тут был последний раз в 2007 году, когда мы летели в Болгарию. И снова я тут, и снова проездом. Надеюсь когда-нибудь специально подзадержаться здесь, чтобы погулять подольше, хотя в 1988 году я тут «гулял» целых два месяца. Ну как гулял, работал: проходил студенческую практику на автозаводе ЗиЛ — стоял на конвейере по сборке моторов. В тот же год, кстати, и женился. В позапрошлом году уже отметили жемчужную свадьбу.

Наш поезд пришёл в шесть утра по местному времени, а отплытие круиза — в 17 часов. Есть немного времени для прогулки. Сначала отвезли вещи в камеру хранения Белорусского вокзала, оттуда как раз уходит метро до станции «Речной вокзал», и отправились, естественно, в центр, на Красную площадь, которая до 10:00 была, оказывается, закрыта для посещения, в связи с проведением международного фестиваля духовых оркестров. Ну закрыта и закрыта, пойдём смотреть на храм Христа Спасителя и статую Петра I работы Церетели, благо оба этих объекта расположены недалеко от Кремля. Прогулялись, впечатлились. Даже зашли внутрь храма погреться, так как день 28 августа выдался в Москве нежарким.

Нагуляв таким образом аппетит, заглянули в одно из кафе Манежа и подались на Красную площадь, которую к тому времени уже открыли для посетителей. Праздник был в разгаре, но увидеть удалось мало, так как большую часть площади занимали трибуны, на которые вход не был бесплатным. Но нам было достаточно просто побродить среди различных сувенирных лавочек, заглянуть в палатку к производителю музыкальных инструментов Yamaha, где каждый желающий мог почувствовать себя пианистом, гитаристом или хотя бы барабанщиком. Что я с удовольствием и сделал!

Нагулявшись, мы забрали свои вещи из камеры хранения Белорусского вокзала и отправились к месту отхода нашего круиза. От метро «Речной вокзал» до канала им. Москвы наше пешее путешествие с чемоданами и сумками заняло минут пятнадцать, во время которого мы поблагодарили того, кто придумал приделать к чемоданам колёсики. Однако на этом прогулка с вещами не закончилась, потому как выяснилось (путём опроса матросов с других теплоходов), что наш «Илья Репин» стоит у нулевого причала, к которому просто так вдоль берега не пройти, а для этого надо снова подняться наверх и прогуляться ещё немного… В общем, надо отметить полное отсутствие информации на Северном Речном вокзале Москвы, ввиду закрытия самого здания на бессрочный ремонт.

Долго ли, коротко ли, но мы наконец-то прибыли на борт нашего теплохода, где нас встретили очень радушно и даже донесли наш багаж до самой каюты. Тут надо сказать, что из себя вообще представляют круизные теплоходы — это, как ни странно, просто плавучий отель, со своим ресепшеном, ресторанами, барами, магазинами, кинотеатрами, соляриями, бассейнами и прочими атрибутами красивой жизни. Бассейна и кинотеатра у нас, конечно, не было, но и то, что было, выглядело вполне достойно. «Илья Репин» — второй четырёхпалубный речной пассажирский теплоход проекта Q-040A, построенный в 1975 году на верфи в Австрии. Длина 110 м, ширина 14,5 м, осадка 2,2 м, скорость 22 км/ч, максимальная пассажировместимость 186 человек. Данный проект включал только два судна: брат-близнец — теплоход «Василий Суриков». Судно неоднократно проходило модернизацию в рамках повышения комфортности. Надо отметить, что это не самое большое речное пассажирское судно, есть и побольше.

Наша каюта была расположена на средней палубе, ближе к корме, и представляла из себя слегка увеличенную копию железнодорожного купе СВ, но с отдельным шкафчиком-столиком и крошечным санузлом вместившим, однако, в себя и душ.

На следующем фото дана схема палуб теплохода «Илья Репин», наша каюта — номер 223, расположена по правому борту лайнера:

Разобравшись с вещами и каютой, я отправился исследовать местный бар, расположенный на носу на нашей же палубе. Там немного побеседовал с девушкой-барменом, которая рассказала, что главное в круизе — хорошая погода, а то бывали случаи, когда их не выпускали в Онежское озеро из-за шторма. И надо отметить, что с погодой нам повезло: пасмурно и прохладно было только один день — в Ярославле, даже дождик накрапывал! Поблагодарив разговорчивого и симпатичного бармена, я, прогулявшись по теплоходу, вернулся в каюту, где за разговорами мы не заметили, как тихо и незаметно «Илья Репин» отошёл от причала. Обнаружив сие недоразумение, мы быстро помчались наверх, на солнечную палубу, откуда открывался замечательный вид практически на все четыре стороны.

 

Это Подмосковье показывало нам своё современное содержание!

Налюбовавшись замечательными картинками, мы спустились в свою каюту и приготовились к ужину и последовавшему за ним капитанскому коктейлю, во время которого нас познакомили с капитаном корабля и руководством круиза. За знакомство было предложено выпить по бокалу шампанского, что мы с удовольствием и сделали.

Позднее, уже когда стемнело, наш теплоход приблизился к первому шлюзу канала им. Москвы. Вместе с нами шлюзовалось ещё два круизных теплохода, шедших за нами.

 

Сам процесс занимает не так уж много времени, дольше ждали других участников. Вдоволь насмотревшись, мы отправились спать, так как разница во времени в пять часов с домом уже вовсю давала о себе знать.

День 1-й. На следующее утро проснулись по местным меркам ни свет ни заря и, выглянув в окно, тут же побежали с фото- и видеокамерами на пустую в такую рань палубу, потому что пропустить такую красоту было бы преступлением: канал, наш теплоход, рассвет, полный штиль и утренний туман!

 

В это утро, до завтрака, на солнечной палубе руководитель русской группы Юля проводила для всех желающих гимнастику Цигун. Это оказалось довольно интересным: делать различные упражнения, когда мимо тебя за бортом проплывают такие замечательные виды! Пока упражнялись, прошли город Дубна — наукоград на севере Московской области, крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики. Но наша программа не предусматривает его посещения: наша сегодняшняя цель — Углич, поэтому мы покидаем канал им. Москвы и входим в р. Волга. Углич — мы идём!

Тут надо заметить, что программа круиза не исчерпывалась только гимнастикой на свежем воздухе и экскурсиями, помимо этого проводились ещё различные мероприятия — совместные и не очень. Так итальянцы разучивали песни «Антошка, Антошка» и «Катюша» на русском языке, чтобы исполнить их на заключительном вечере, как и танец «Кадриль» и сказку «Репка». Забавно было наблюдать, как на одном из занятий переводчик сначала пел куплет на русском языке, а потом на итальянском объяснял смысл только что спетого им. Нас же, ввиду малочисленности группы, развлекали различными настольными играми, а также — совместной с иностранцами игрой в лото, с непроизвольным изучением итальянских числительных, и раскрашиванием матрёшек, нанесённых на альбомный лист. Моя жена, кстати, заняла в этой международной битве самодеятельных художников первое место, получив небольшой сувенир за это. Позже она подарила свой призовой рисунок итальянке, рисовавшей с ней за одним столом и получила в ответ бутылку вина из корабельных запасов. В общем, скучать особо было некогда, даже читать не успевали взятые с собой книги! На следующем фото как раз запечатлён момент битвы в лото: напротив моей Алёны сидит единственный ребёнок на всём теплоходе — 10-летний Виталик из Москвы, находящийся на домашнем обучении и потому путешествующий во время учебного года вместе со своими родителями (в кадре их нет, в отличие от сына они не принимали участие в наших мероприятиях).

А на следующем фото — занятие для ног, называемое «1000 шагов», которые надо пройти с инструктором по средней палубе, так как по ней можно ходить кругами по периметру теплохода.

Но вернёмся к нашему, так сказать, Угличу. Прибываем мы в него уже после обеда, а пока нам предстоит пройти очередной шлюз и полюбоваться затопленной колокольней Никольского собора, что находится возле города Калязин. Интересно что в 2017 году мы уже видели сию достопримечательность, но с берега, когда возвращались из Питера. Для этого специально заезжали на машине в сам Калязин.

 

Теперь же нам предстоит увидеть данную достопримечательность, так сказать, с другой стороны — с водной. Заодно в кадр попал второй достойный внимания объект г. Калязин, который с берега увидеть невозможно, — это так называемое «Калязинское ухо» или Радиотелескоп РТ-64, работающий в рамках Калязинской радиоастрономической обсерватории. Известен тем, что является одним из уникальных цельноповоротных радиотелескопов в мире. В России и СНГ подобных всего семь.

Слева у берега виден очередной круизный лайнер, у которого, видимо, были свои планы на это место, но мы прошли его без остановки:

Что ж, продолжаем наше движение в сторону Углича, а пока несколько фото дневного прохода очередного шлюза, меня на носу нашего теплохода и Алёны во время учебной тревоги:

Как говорится, долго ли коротко ли, но наконец после обеда мы приплыли (или, как говорят моряки, «пришли») в первый пункт нашего круиза — г. Углич. Углич — город на реке Волга с древней историей и населением чуть более тридцати тысяч человек. В черте города находится Угличская ГЭС, а самым известным предприятием является Угличский часовой завод, по крайне мере в СССР часы под маркой «Чайка» знали все. Сам город, собственно его историческая часть, где мы были, выглядит довольно патриархально и уютно — нам понравилось. По словам нашего экскурсовода, домов выше пятиэтажек здесь нет, а она сама проживает на окраине у леса и чуть ли не в тапочках ходит туда за грибами и ягодами для пирогов.

Исторически город «прославился тем», что в 1584 году после смерти Ивана Грозного его младший сын Дмитрий был сослан сюда вместе с матерью, а 15 мая 1591 года восьмилетний царевич был найден мёртвым с перерезанным горлом во дворе дворца. В его смерти подозревали Бориса Годунова, метившего тогда на царство. Угличане убили государственных дьяков Битяговского и Качалова, посчитав их виновными в происшедшем, и сожгли приказную избу. За это в Угличе казнили 200 человек и колокол, созвавший горожан на восстание, — ему отрезали язык и ухо и сослали в Сибирь (висел в Тобольском кремле, в настоящее время находится в Угличе). А мать царевича насильно постригли в монахини. Кстати, историки до сих пор спорят: было ли всё-таки убийство или Дмитрий сам неосторожно порезался. Вот такие страсти кипели здесь более четырёх столетий тому назад. Ну, а мы же просто пока прогуляемся от пристани до местного кремля, где всё и произошло. Правда, от стен уже давно ничего не осталось, только сохранились церковь Дмитрия на крови, Спасо-Преображенский собор с колокольней и палаты царевича Дмитрия. Кстати, Углич оказался единственным пунктом нашего круиза, где при сходе с теплохода нас встречали хлебом-солью! Правда, мы на это фото не попали, поэтому далее будет кадр с итальянцами.

Ну и напоследок пару фото типа «вид сверху»: на них видны Угличская ГЭС со шлюзом и собственно кремль.

Прогулявшись по историческим местам, мы заглянули в местные магазины сувениров. Оставив в одном из них свою супругу, я прогулялся до местных алкомаркетов, чтобы пополнить свои запасы (на теплоходе, естественно, эта штука в разы дороже), где встретил активно затаривающийся обслуживающий персонал круиза. Видать, не одному мне не понравились ценники на теплоходе! ))) Далее прогулялись до пристани по недавно проложенной вдоль залива набережной, больше похожей на прогулочную дорожку, погрузились на судно и отправились в дальнейший путь — нас ждал Ярославль.

Но это будет завтра. А сегодня вечером у нас международное караоке! Правда, ввиду многочисленности итальянской составляющей и странного подбора песен, победитель был вполне предсказуем! Причём российские участники подпевали итальянским, так как то были почти родные «Мама-Мария», «Солли» и прочая итальянская попса 80-х.

День 2-й. Утро было холодным и хмурым, а к моменту нашего прибытия в Ярославль и вовсе стал накрапывать дождь, который всё-таки образумился и не перерос в ливень или затяжную нудятину. Здесь нас ждёт обзорная экскурсия по историческому центру, посещение Спасо-Преображенского монастыря, смотровой площадки парка Стрелка и Успенского собора.

Поездка началась с трагикомической ситуации, когда две Тамары, подружки-старушки из нашей группы, сели не в тот экскурсионный автобус (у причала стояло несколько кораблей), но вовремя опомнились и выскочили из уже отходившего автобуса, иначе они могли бы и не успеть к отплытию нашего круиза, так как у другой группы туристов была запланирована экскурсия на полдня.

На первых двух фото изображён Ярославль и его речной вокзал с воды, а на третьей — круизные теплоходы у причала, наш — третий от берега. Кстати, хорошо видно, как меняется погода: первые фото сделаны перед причаливанием, а третье — перед отходом.

Итак — Ярославль, один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в семнадцатом веке, был заложен князем Ярославом Мудрым, в 2010 году город отметил своё тысячелетие. Расположен у слияния рек Волга и Которосль, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также крупным промышленным и транспортным центром. Как и в случае с Калязиным, нам уже доводилось несколько раз проезжать через него и ночевать в различных гостиницах: если в первый раз в 2013 году это была типичная советская «Которосль», то во второй — «Ярославское подворье», из новых.

Разобравшись со всякими отставшими, мы, наконец-то, выдвинулись на автобусе в собственно сам город. И тут надо отметить, что именно в Ярославле нам достался лучший экскурсовод за время нашего круиза. К сожалению, не помню имени той женщины, но это был влюблённый в своё дело и в свой город человек. И это чувствовалось!

Покружив с полчаса по историческому центру и прослушав краткий обзор событий давно минувших лет, нас повезли в Спасо-Преображенский монастырь, ныне не действующий и являющийся музеем. Данное сооружение сыграло в своё время важную роль в истории города, будучи долгое время его духовным , экономическим и культурным центром. Здесь любил бывать Иван Грозный, пожаловавший ему многочисленные грамоты за излечение одной из его жён. Именно из этих крепостных стен выступили в решающий поход на Москву войска Народного ополчения Минина и Пожарского. И в этом же монастыре останавливался проезжающий из Ипатьевского монастыря в Москву на престол Михаил Романов, который впоследствии также жаловал обители льготные грамоты. В тяжёлые времена борьбы с польско-литовскими захватчиками каменные стены Спасского монастыря и деревянные кремлёвские стены почти месяц держали осаду и вылазки польских интервентов. Согласно легенде, здесь в конце 18 века обнаруживают «Слово о полку Игореве» — уникальнейший образец древнерусского эпоса 12 столетия.

В советский период монастырь два раза реставрировали: в первый раз после разрушительного подавления антибольшевистского восстания, и второй — в конце 50-х годов, в связи с решением провести в Ярославле выставку аналогичную ВДНХ, местом проведения этого мероприятия была выбрана монастырская территория. Выставка достижений 1958 года прошла широко и торжественно, а после её закрытия монастырский комплекс был передан в ведомство городского музея.

Монастырь — вид сверху:

А так он выглядит изнутри:

Этот кот тоже находится на территории монастыря и у него почётная миссия — он собирает пожертвования медведице Машке, проживающей здесь же. Интересно, что в моём родном городе есть музей под открытым небом «Ангарская деревня», где уже давно живёт медведь Миша, о чём я не преминул сообщить смотрительнице.

Прослушав очередную порцию информации от нашего экскурсовода, мы немного погуляли по территории монастыря и дружно направились к нашему автобусу, дабы продолжить знакомство с городом. После непродолжительной поездки мы оказались на берегу реки Волга, с видом на Стрелку или парк 1000-летия Ярославля.

А рядом с этим местом находится Успенский собор, отстроенный заново на месте разрушенного в 1937 году и скульптурная композиция «Святая троица», правда, не всем ярославцам она по душе.

Вдоволь нагулявшись и насмотревшись на такую красоту, мы снова погрузились в автобус и были доставлены к речному вокзалу, где ещё немного побродили, так как наш теплоход находился на заправке и прибыл чуть позже нас. Пока прогуливались, Алёна увидела в одной из витрин цветы и решила зайти посмотреть на них, оказалось, что это так украшенное внутри кафе. Пока она проводила свою миниэкскурсию, я удобно посидел во внутреннем дворике в интересных подвесных креслах. Затем мы спустились вниз к причалу, где встретили вот такого замечательного кота.

 

Вскоре наш теплоход прибыл за нами, и мы, с чувством глубокого удовлетворения от увиденного и услышанного, поднялись на борт. Конечно, три часа мало на такой замечательный город, но я надеюсь, что мы сюда ещё вернёмся. А пока до свидания, Ярославль!

Больше сегодня прогулок по берегу не предусмотрено, но нас ещё ждёт очередной шлюз перед входом в Рыбинское водохранилище, а на выходе из него — монумент Мать-Волга. Кстати, это будет единственный подъём за весь наш круиз, в остальных шлюзах мы только опускались. На первом снимке видны ещё не до конца закрытые створки шлюза, а на втором — на воде виден след от опустившихся под воду ворот, мы сейчас двинемся дальше. Интересно, что на выходе мы встретили сухогруз с названием нашего города — мелочь, а приятно. Далее собственно сама Мать-Волга, во всей своей красе, ведь её в 2014 году заново отреставрировали.

Выйдя в Рыбинское водохранилище, мы почувствовали себя немного в море, а не на реке, так как берег не стало видно, несмотря на разгулявшуюся к вечеру отличную погоду.

Ну что ж, пора и к ужину — сегодня обещали вечеринку в русском стиле, в основном для иностранцев, конечно, но и мы не лыком шиты — поучаствуем!

Всё началось с ресторана, где на входе нас встречали официанты и руководство круиза в русских костюмах. К ужину полагалась рюмка водки, которую мне пришлось пить за двоих, так как Алёна не употребляет крепких напитков. Несмотря на то, что за нашим столом о шести седоках из мужчин был только один я, больше никто от водки не отказался — пришлось доставать свои запасы.)))

После ужина все переместились на Солнечную палубу, в конференц-зал, где праздничные мероприятия продолжились. Так я поучаствовал в конкурсе «Отгадай, кто выпил воду, а кто водку» — пятерым участникам (четверо итальянцев, один я) предложили выпить грамм по пятьдесят белой жидкости, а зал должен был угадывать по мимике пьющих, что ими было выпито. Когда же велено было встать тем, у кого была водка, то встали все, включая меня, хотя лицо удержать удалось всем!

Далее начались игрища со стульями, это когда стульев на один меньше, чем желающих выиграть конкурс; с шапкой — когда одну шапку передают по кругу с надеванием на голову, выбывает тот, у кого она останется там, когда выключат музыку; потом были цыгане из числа наших туристов; театрализованная итальянцами версия сказки про репку и, наконец, танец маленьких лебедей, опять же в исполнении итальянцев. Закончилось всё международным хороводом.

Вволю навеселившись, мы отправились в свою каюту, хотя в расписании вечера значилась ещё и дискотека, но нам уже хватило на сегодня впечатлений.

День третий, Горицы — это уже Вологодская область и река Шексна. Здесь мы должны посетить Кирилло-Белозёрский музей-заповедник, расположенный на территории одноимённого мужского монастыря. Собственно, сам монастырь расположен в семи километрах от Горицы, в городе Кириллов, так как там пристани нет, хотя есть озеро Сиверское, где, по преданиям, омолаживающая вода. Сходим на берег и в ожидании автобусов бродим по небольшому рыночку. Невдалеке припарковался ещё один круизный теплоход, так что народу много. Удалось посмотреть на женщину редкой профессии — кружевницу, которая вязала легендарные вологодские кружева прямо на глазах у любопытствующей публики. Здесь же увидели очень красивые фигурки из дерева.

Наконец автобусы были поданы, и нас везут навстречу ещё одному знанию. Обитель возникла на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков последователями Сергия Радонежского на волне основания новых монастырей. В 1397 году монах Кирилл Белозёрский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой и началась история будущей обители. В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю. До петровских времён монастырь вёл обширную торговлю рыбой и солью. Обитель была также одним из важнейших книжных центров России. К концу пятнадцатого века здесь хранились 210 рукописей, а в 1601 году монастырская библиотека насчитывала уже 1065 рукописных и печатных книг, начиная с сочинений по естествознанию, лично переписанных ещё преподобным Кириллом.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году он с княгиней Еленой Глинской приехал в монастырь молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством самого Кирилла Белозёрского. Соответственно, Иван Васильевич всегда питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением.

В Смутное время монастырь выдержал в 1612-1613 годах осаду и отбил несколько нападений польско-литовского войска (до1616). После этих событий в 1654-1680 годах были построены новые каменные стены, так как была осознана значимость обители как фортификационного сооружения, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России. В 1722 году монастырь посещал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов. Однако с появлением у России балтийских портов и общим упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать. Постепенный закат обители продолжался и при последующих правителях, в 1924 году на базе разорённого экспроприацией монастыря был открыт Кирилло-Белозёрский музей-заповедник.

В этот раз к нам приставили самого возрастного экскурсовода — довольно бодрая на вид старушка возрастом за 80, которая начала с того, что повела нас в местную церковную лавку, что не всем понравилось, хотя рассказывала она тоже довольно интересно.

На территории монастыря расположены несколько различных выставок: от расшитых бисером костюмов и сумочек, до предметов старинного монашеского быта, а напоследок нас порадовал своим пением квартет монахов.

Обогатившись новыми знаниями, мы все вышли на берег озера Сиверское, что расположено прямо у стен монастыря, и полюбовались непугаными дикими утками, которые вполне себе освоились с людским соседством.

Насмотревшись на уток и окунув руки в воды озера, чтобы омолодиться, мы побрели потихоньку к выходу из монастыря, продолжая любоваться окрестностями.

Ну что ж, очередная экскурсия подошла к своему финалу, и нам пора возвращаться на уже ставший почти родным теплоход. На борту нас ждёт обед, игра в лото и ознакомительный фильм о реставрационных работах в музее-заповеднике Кижи, расположенном в северо-восточной части Онежского озера и являющимся визитной карточкой Карелии. Там мы будем завтра.

Ну а пока решаем устроить небольшую фотосессию на борту, а то в пути уже третий день, а на палубах почти не фотографировались — непорядок!

Начнём, пожалуй, с носа корабля, а потом постепенно переберёмся на корму.

А на следующей фотографии за стеклом виден наш ресторан — к ужину всё готово!

День четвёртый, Кижи. Ночью было пройдено несколько шлюзов Волго-Балтийского водного пути и утром за завтраком мы смогли наблюдать прохождение города Вытегра и выход в Онежское озеро через Волго-Балтийский канал и реку Вытегра. Побережье у устья реки — мечта пляжного туриста — песок и мало растительности, но погода особо не располагает, да и у нас не пляжный круиз. В Кижи мы прибываем после обеда, так что идём снова играть в тихие игры и смотреть вторую часть фильма про реставрацию знаменитой двадцатидвухглавой деревянной церкви.

Так незаметно прошло полдня, и вот мы начинаем приближаться к апогею сегодняшнего дня — музею-заповеднику Кижи, являющемся одним из крупнейших в России музеев под открытым небом. Его основа — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Музей расположен на одноимённом острове — одном из 1369 островов Онежского озера, в его северо-восточной части. На следующих двух фото ещё не музей, а подступы к нему.

Но вот, наконец, мы увидели цель нашей сегодняшней экскурсии — собственно сам Кижский погост, который объединяет в себе две церкви — двадцатидвухглавую Преображенскую (летнюю), и десятиглавую Покровскую (зимнюю). Тут надо заметить, что нам одновременно и повезло и не повезло: не повезло, потому что реставрация Преображенской церкви ещё не закончена и вход внутрь запрещён; а повезло нам увидеть купола этой церкви золотыми, так как чешуйки, которыми они покрыты сделаны из осины, которая еще пока не потемнела от времени и потому сияет на солнце, но пройдёт пара-тройка лет, дерево потемнеет, и вся церковь будет одного цвета — ведь тем она и уникальна, что сделана целиком из дерева и практически без гвоздей! А уж реставрация такого сооружения, с заменой венцов, вообще превратилась в уникальную операцию, для которой на другом конце острова даже были возведены специальные цеха.

 

Ну что ж, причальные концы отданы — сойдём же на берег! Наш экскурсовод, Наталья, очень нам обрадовалась, так как с её знанием французского языка русскоязычные туристы ей попадались нечасто, и она успела по нам соскучиться.

От причала к музею надо немного пройти: сначала по деревянной, а затем по гаревой дорожке. У причала, как и в Горицах, небольшая ярмарка различных сувениров, Алёна приобрела там домовёнка, которого мы назвали Филимошей — он теперь встречает гостей у нас дома в прихожей.

Место, конечно, очень ухоженное, красивое — даже зайцы бегают запросто, а сами храмы смотрятся как из сказки, особенно вблизи! Как я уже писал выше — вход в Преображенскую церковь пока ещё был закрыт, но в рядом стоящую Покровскую мы зашли, чтобы полюбоваться иконостасом.

На фото слева хорошо видны новые венцы, они отличаются по цвету.

Отмечу что двадцатидвухглавый храм Преображения Господня был построен в 1714 году, а его высота соответствует современному 11-этажному дому (37 метров).

Далее мы прошли в рядомстоящий дом крестьянина Ошевнева, который перевезли сюда в 1951 году из одноимённой деревни, находящейся на соседнем Большом Климецком озере. Здесь можно познакомиться с бытом большой семьи Севера, когда под одной крышей проживало несколько поколений, причём вместе с домашними животными. Обустройство дома таково, что долгими зимними днями, когда всё вокруг замерзало и заметало снегом, все свои дела можно было выполнять не выходя из дома.

Сейчас же в доме находятся несколько мастериц, которые занимаются вышивкой, прядением и прочими народными ремёслами, дабы все желающие могли с ними ознакомиться.

Недалеко от дома располагаются различные мастеровые люди, например, плотник — который тут же вырезает топором те самые чешуйки для куполов. Причём плотник настоящий, матёрый — без двух пальцев!

 

А рядом, на бережке находится банька, с которой связана занимательная история. Как-то группа туристов то ли из Франции, то ли из Чехии, а может ещё откуда-то, зашла в предбанник — посмотреть на внутреннее обустройство сего заведения — дальше там пройти нельзя, только смотреть можно. Так вот: набились они туда со своими рюкзачками за спинами, а дверь в баню от порыва ветра возьми, да и захлопнись. И всё! Ни вперёд, ни назад, уж больно народу много там оказалось. Пришлось их потом по одному за рюкзаки вытягивать. Отсюда пошла шутка про банника, по аналогии с домовым, и теперь всем туристам предлагают пройти познакомиться с банником.

Далее мы прогулялись до местной колокольни, где прослушали специально для нас небольшое соло на колоколах в исполнении мастера колокольного звона, и затем не спеша догуляли до своего теплохода, терпеливо ожидавшего нас у пристани.

Нам очень здесь понравилось, жаль, снова время было ограничено — хотелось бы побывать и на другом конце острова.

Ну а нас на теплоходе ждёт ужин в стиле пиратской вечеринки, и мне всё было интересно — если на русский вечер нам давали по рюмке водки, то что будут давать на пиратский ужин — ром? Оказалось, что фигушки — всего лишь бокал красного вина, который мы с удовольствием и употребили. А пиратов из себя изображали переодетые официанты, переводчики и просто работники круиза — пытаясь ограбить и лишить жизни (понарошку) всяк входящего в ресторан.

 

День пятый, Мандроги. Деревня Мандроги — это комплекс из жилых домов, трактира, дворянской усадьбы, домов мастеров — место, где можно окунуться в быт наших предков, иначе — это просто туристическая деревня. Практически все дома были найдены в глухих деревнях, разобраны на брёвна и пронумерованы, перевезены и точно собраны на новом месте. Участники проекта каждый год ищут забытые культурные и исторические ценности. Подлинные крестьянские дома тщательно реставрируются и любовно наполняются предметами быта. По сути — это ещё один музей под открытым небом, но с большим уклоном в коммерциализацию: здесь есть гостиницы, рестораны, площадки для пикников, различные мастеровые — вплоть до кузнеца, музеи и просто красивая природа. Сюда мы добрались, пересёкши Онежское озеро и войдя, опять же с помощью шлюзов, в реку Свирь. До Петербурга нам осталось пройти по Ладожскому озеру, но это будет ночью, а пока — на берег!

Здесь у нас будет так называемая «зелёная стоянка», то есть обеда в привычном понимании не будет, а будет пикник — с шашлыками и пивом. Пиво я не стал пить — разболелось горло, а вот шашлычок с удовольствием употребил. Затем все разбрелись по территории, чтобы воочию увидеть всё и вся. Супруга пошла лицезреть мастеров и их поделки, а я же отправился в Музей водки, чтобы сравнить его с Петербургским музеем русской водки, где нам довелось побывать в 2013 году. Здесь же впечатлила стена из водочных бутылок, ну а больше там особо и смотреть не на что — экспозиция практически ничего не рассказывает об истории, в отличие от питерского музея. Правда в придачу к билету на просмотр экспозиции прилагался на выбор стограммовый шкалик с водкой.

Собственно, сама деревня Мандроги прекратила своё существование в 1944 году, так как находилась в финской оккупации и была полностью разрушена и сожжена. После войны она уже не восстанавливалась. Жители перебрались в соседние деревни. В пятидесятые годы прошлого века здесь существовал рабочий посёлок строителей Подпорожской ГЭС. И неизвестно, как бы сложилась судьба заброшенной территории, если бы предприниматель Сергей Гутцайт не пообщался бы со своим другом-французом, который передал сетования туроператоров, возивших туристов на судах по реке Свирь между Онегой и Ладогой. Переходы длительные, остановиться негде, занять туристов нечем. Сергей, инженер морского флота по образованию, идею уловил. Сначала у заброшенной деревни был выстроен причал, а спустя пять лет здесь уже принимала гостей Русская деревня. Таким образом деревня Мандроги вновь стала самостоятельной географической и административной единицей.

Ну что ж, пойдём бродить по деревне дальше и мы.

Здесь же, в Мандрогах, установлен валенок-рекордсмен России. Его размеры составляют 3,20 м в высоту, а вес — 400 кг! Время, потраченное на изготовление, — полгода. А этот мишка стоит перед входом в музей водки.

 

Ну и напоследок — снова фото нашего кораблика у причала, в обнимку с другом.

Ну что ж, время, как всегда, прошло весело и незаметно — нам пора отчаливать. Сегодня у нас прощальный ужин, а затем шоу талантов, где мы тоже примем участие.

Тут надо отметить следующий момент. За день до Мандрог нам вместе с программой дня под дверь подсунули письмецо, содержание дословно которого не помню, но суть сводилась к следующему: подайте, кто сколько может, команде — ведь мы же старались! И прилагался конвертик, для «благодарности». Нам это откровенное вымогательство не понравилось. Вечером за ужином это было обсуждено с соседями по столу (нас там было шестеро), и остальные тоже были не в восторге от такой постановки вопроса. В общем, решили не давать. Не из жадности, а из принципа. Тем более что в приватном разговоре с женщиной, работавшей на кухне разнорабочим, выяснилось, что у неё вполне достойная зарплата в 40 тыс. руб.

Но не будем о грустном. И пока ужин сервируется, полюбуемся окрестностями.

 

Наступил вечер, а с ним и прощальное шоу талантов, приготовленное при непосредственном участии пассажиров. Сначала, как водится, нас с этим событием поздравил капитан судна, подняв с нами бокал с шампанским, а затем все стали показывать свои старые или новоприобретённые таланты. Так, итальянцы спели наконец хором песню про Антошку, что получилось у них совсем неплохо, а британцы — песню Битлз, не на слуху. Потом все вместе они спели Калинку-малинку, а остальная часть станцевала кадриль. Потом настал наш черёд, и мы спели песню про любовь, правда аппаратура оставляла желать лучшего — хуже мне ещё не встречалась… Были ещё ансамбль итальянских ложкарей, сольные выступления итальянских певцов и шуточный номер под фокусника Копперфильда.

Как было принято писать раньше — вечер прошёл в тёплой и дружественной обстановке!

День шестой (заключительный для круиза) — Петербург. Утро было серым, буквально. Питер встретил нас своей фирменной погодой — хорошо хоть дождя не было. До десяти часов мы должны покинуть борт теплохода, поэтому завтракаем, собираемся и в путь! Иностранцы же остаются — у них здесь ещё запланированы на три дня экскурсии и корабль их дом родной на эти дни. Мы же спускаемся на берег, делаем прощальные фото на память с женщинами-москвичками с которыми сдружились за это время, сидя за одним столом в ресторане, и разъезжаемся: мы к дочери, они — на Московский вокзал, их ждёт Сапсан.

На фото видно, как паркуются круизные теплоходы — наш был последним, аж пятым! Поэтому на берег сходили мучительно долго! )))

Дочь нас встретить не смогла, работала. Но дома нас ждала её двоюродная сестра — она недавно тоже перебралась сюда на ПМЖ, поэтому, вызвав такси, мы спокойно добрались до Красногвардейского района, бросили вещи и отправились в ближайший магазин, чтобы подготовиться к встрече с дочерью: сегодня решили никуда больше не идти — отдыхаем!

ЧАСТЬ 2: Петербург, Саратов, Новосибирск.

Собственно, в Петербурге мы уже не в первый раз — дочь сюда переехала ещё в 2012 году, так что более-менее с городом мы уже знакомы — успели побывать в знаковых местах: Петергоф, Исаакиевский и Казанский соборы; Петропавловская крепость, Меньшиковский дворец в Ораниенбауме, Дворцовая площадь (в Зимний дворец, правда, тогда не попали); Морской собор в Кронштадте, Военно-Морской музей и музей Гранд-Макет; музеи Кошек и Русской водки. Так что есть нам ещё куда сходить и чего посмотреть, ведь Петербург много чего знает и хранит! Правда времени на «разграбление города» у нас не так много: прибыли мы сюда 3 сентября, а поезд на Саратов уходит 9-го вечером. Тем более, постараемся с пользой провести предстоящую неделю, чтобы не было впустую потраченных дней.

Так как первый день здесь у нас был посвящён отдыху от отдыха на воде, то приступаю к рассказу сразу со второго дня нашего пребывания у берегов Невы — его мы решили посвятить музею железных дорог России. В прошлый наш приезд сюда, в 2017 году, мы не смогли в него попасть — по независящим от нас причинам, хотя очень старались. И даже под дождём пытались его найти, но нашли на указанном месте только очередной торговый центр. Позже выяснили, что в тот момент происходил переезд музея на новую площадку, только почему-то это нигде не было отражено. Правда, как теперь выяснилось, есть ещё и музей железнодорожного транспорта, но нам от этого в 17-ом году легче не было.

Ну что ж — двинулись! Музей находится рядом с Балтийским вокзалом и расположен в двух соединённых корпусах — здании бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги, построенном в 1850-х гг. по проекту архитектора А. Кракау, и повторяющем его по форме, но превосходящем его по размерам, новом здании. Часть экспонатов демонстрируется на открытой площадке, часть в закрытой — с настоящим поворотным кругом для подвижного состава и локомотивов — настоящий рай для людей, интересующихся техникой, да и не только для них!

После переезда музей стал в духе времени интерактивным и очень интересным: можно, например, узнать о работе проводницы или паровозной бригады, непосредственно от них самих, посредством экранов, или сфотографироваться с виртуальной дамой из начала 20-го века, на фоне вагона тех же времён.

Или увидеть рентген устройства электровоза с пояснениями на экране, передвигающимся вдоль него:

А можно просто посидеть в кабине настоящего паровоза или даже посмотреть на него в реальном разрезе, попутно спустившись в смотровую яму, чтобы глянуть, как там всё устроено снизу:

Или просто поглазеть на большое разнообразие подвижного состава:

Ну и на сладкое — уличная экспозиция, где расположены целые составы скоростных поездов из СССР, предтеч «Сапсана», и военной техники на рельсовом ходу, включая «натовский кошмар» — Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец».

В общем: проведя здесь почти полдня, мы ушли усталые и довольные!

В оставшиеся до отъезда из Петербурга дни мы сходили так же в музей Гранд Макет, в котором уже были в тринадцатом году. Гранд Макет — это Россия в миниатюре: от Калининграда до Владивостока, причём со сменой дня и ночи, движущимися поездами, автомобилями и различными сценками из обычной жизни. Макет постоянно достраивается и оптимизируется. Здесь также можно бродить часами, чтобы всё внимательно разглядеть!

В общем: рекомендую всем — и детям и взрослым! Внутри есть неплохое кафе, так что можно смело идти туда на весь день.

Далее мы наконец-то осуществили свою мечту — сходили в Эрмитаж, а то ранее всё что-то мешало: то сам музей не работал, то находились другие мероприятия. Порадовало, что вход для пенсионеров туда бесплатный. Я пока ещё не достиг этого счастья, а вот моя супруга уже полноправный член этого сообщества, так как почти четверть века отстояла на страже закона нашего отечества.

На Дворцовой площади как всегда обилие народа и различных прокатных экипажей:

Сам же Зимний Дворец, сиречь Эрмитаж, впечатлил — шикарно жили наши цари! Сейчас здесь проводятся различные выставки и галереи, но есть и реальные комнаты с царской обстановкой, как, например, библиотека Николая II, бережно восстановленная. Кстати, тут же висит фотография разгрома, учинённого большевиками в октябре 1917-го — искали сокровища.

Из одного зала удалось сделать фотографии Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости, такими они видятся из Зимнего дворца:

В Эрмитаже мы пробыли до обеда, но на этом наш культмассовый день ещё не заканчивался, так как на днях я, проезжая мимо театра Буфф на Невском проспекте, вдруг вспомнил о другом театре — театре клоунады «Лицедеи», гремевшем на всю страну в 80-х годах. Это с их подачи в наш лексикон вошли словечки «низзя!», «Асисяй», а клипы с их участием пользовались бешеной популярностью на советском телевидении. Например, песня «По утрам, надев трусы, не забудьте про часы», снятая совместно с бит-квартетом «Секрет». Сейчас их слава несколько померкла, да и его основатель Вячеслав Полунин давно уже выступает со своим шоу отдельно от Лицедеев.

Заглянув в интернет, я обнаружил что сей театр жив-здоров, и в ближайшие дни открывает свой сезон спектаклем «Ая-яй ревю», в котором собраны все самые известные миниатюры, включая визитную карточку — пантомиму «Blue Canary». Так как наша дочь в тот момент хандрила, то вместе с нами пошла её двоюродная сестра Лиза.

Позже, ещё раз заглянув на сайт театра, я с удивлением узнал несколько актёров, чьи лица без грима видел в различных сериалах — в том числе «Убойная сила» и «Литейный 34». Ну, а собственно сам спектакль оставил неизгладимое впечатление своим безудержным оптимизмом и весёлым безумием, творившимся на сцене.

На этом наша культурная программа была исчерпана, и с чувством глубокого удовлетворения 9-го сентября мы вместе с дочерью сели в поезд, следующий до Саратова. Отъезжали мы с Московского вокзала под вечер, поэтому пришлось впервые узнать, что такое «техническая остановка», обозначенная в расписании. Оказывается, сделано это для того, чтобы пропускать «Сапсаны», идущие из Москвы, причём с интервалом где-то минут в пять.

Чуть более чем через сутки нас уже встречали на вокзале саратовские родственники — здесь живут мои двоюродные сёстры по отцу. Дочь сразу же взял в оборот её троюродный брат, и до отъезда мы её почти не видели. Зато провожали самолёт на Петербург в новом саратовском аэропорту «Гагарин», чуть более месяца как открывшемся:

 

Сам Саратов не порадовал погодой — похолодало — и перекопанным знаменитым пешеходным Кировским проспектом, аналогом московского Арбата. Зато, как всегда, порадовали гостеприимные родственники — спасибо вам: Юля, Коля, Наташа и Миша!

Но здесь у нас был ещё и свой интерес, обозначенный в начале моего повествования — купить машину. В Петербурге достойного варианта на тот момент не нашлось, поэтому мы решили прокатиться в близлежащие от Саратова Воронеж и Волгоград. В Воронеж скатались впустую, ну хоть немного познакомились с городом — понравилось. А вот поездка в Волгоград была более успешной — обратно в Саратов мы вернулись с покупкой. Как мы её покупали — достойно отдельного рассказа, и я его скорей всего напишу в отзывах об автомобилях, как сделал это с моим предыдущим авто (Отзыв об автомобиле).

Из Саратова на малую родину мы отбыли 21 сентября, и без особых происшествий 24-го прибыли к нашим друзьям в Новосибирск, которые уже давно просили, чтобы мы у них подольше задержались, а то всё приедем, переночуем, да и дальше в путь. Ну что ж, так и сделаем: отсюда мы уедем 27-го, ну а пока поход в местную Икею (для спокойствия жены), шашлык-машлык и совместная поездка в Новосибирский зоопарк.

P.S. Данный отчёт я начал писать ещё в декабре 2019 года, с прицелом на то, что кому-то он поможет составить планы на отпуск, но короновирус всё изменил. Однако я надеюсь, что всё ещё поменяется к лучшему и люди будут иметь виды на летний отдых, поэтому очень рекомендую речные круизы по родной стране. Нам очень понравилось!


Дром

Комментарии

    
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Захватывающе! И рассказ понравился, и маршрут впечатлил. Видимо, читал невнимательно, но вот цену на теплоходный круиз я бы узнал с удовольствием! ))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
15
6
Ответить
    
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
А вообще, радует, безусловно, что туризм внутри России развивается. Продумываются маршруты, поддерживается речной флот, создаются туристические объекты. Допустим, да, это всё показное, для развлечения. Но разве, например, в той же Турции туристов не радуют такими же "надуманными" объектами? Там же что ни руины, так обязательно через них проходил Александр Македонский. Или где-то рядом зимовал другой великий командующий. Или "есть гипотеза, что именно в этом городе чесал нос любимый слон Верховного Генерала первого Легиона Римской империи". И пойди, оппровергни, что это не так. Но - народу нравится, народ едет посмотреть.
12
 
Ответить
Сыгда
Самара
Я тоже на ЗИЛе практику проходил 2 месяца, в 91-м. Хороший был завод, яблоневые аллеи, музычка из матюгальников. Романтика!
11
 
Ответить
 
Сообщений: 4317
Интересный, полезный отчет Андрей, во время дефицита таковых сейчас)

И удачи с новой покупкой, новым Аутом BR9, и таких же интересных путешествий как с трудягой BP9!! Сам в прошлом году совершил аналогичный обмен после долгих лет;))

Как написано на баннерах в Братске "I Love BR" ;))
Это наша зима! ;)
8
5
Ответить
Миша-Михаил
Братск
А.В-ич
Захватывающе! И рассказ понравился, и маршрут впечатлил. Видимо, читал невнимательно, но вот цену на теплоходный круиз я бы узнал с удовольствием! ))
"Покопался в интернете, нашел неплохой по отзывам и предложениям круизный магазин, списался и созвонился, оплатил стоимость (32000 руб. на человека)..."
2
1
Ответить
   
Электроугли
Сообщений: 20
А.В-ич
Захватывающе! И рассказ понравился, и маршрут впечатлил. Видимо, читал невнимательно, но вот цену на теплоходный круиз я бы узнал с удовольствием! ))
оплатил стоимость (32000 руб. на человека)
2
 
Ответить
    
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Спасибо, господа, указали. Буду знать.
1
1
Ответить
  
Томск
Сообщений: 9638
Отдых конечно пенсионерский, но как вариант - довоотно интересный.
3
7
Ответить
 
Санкт-Петербург
Сообщений: 7414
Радиотелескоп в Калязине с земли увидеть просто - там есть дорога, подъезжаете к забору, поверх него отлично видно.
3
 
Ответить
 
Сообщений: 211
Хороший отзыв! Напишите где покупали путевки на круиз на коробле. Тоже есть мечта на корабле прокатится семьей!
5
1
Ответить
     
автор
Братск
Сообщений: 2522
ИЛЬЯ-СОЛО
Хороший отзыв! Напишите где покупали путевки на круиз на коробле. Тоже есть мечта на корабле прокатится семьей!
Пожалуйста: Круизный дом, https://www.mcruises.ru/rivers...
Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.
6
1
Ответить
     
автор
Братск
Сообщений: 2522
Nachtwandler
Отдых конечно пенсионерский, но как вариант - довоотно интересный.
В основном, конечно, да, но с нами были молодожёны из Москвы - прямо со свадьбы.
Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.
3
2
Ответить
     
автор
Братск
Сообщений: 2522
VALERY 70
Радиотелескоп в Калязине с земли увидеть просто - там есть дорога, подъезжаете к забору, поверх него отлично видно.
Ну это надо знать, а то мы в первый раз когда на автомобиле проезжали, то видели его только из далека, с трассы - ещё гадали, что это.
Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.
3
1
Ответить
     
автор
Братск
Сообщений: 2522
Михаил424
Интересный, полезный отчет Андрей, во время дефицита таковых сейчас)

И удачи с новой покупкой, новым Аутом BR9, и таких же интересных путешествий как с трудягой BP9!! Сам в прошлом году совершил аналогичный обмен после долгих лет;))

Как написано на баннерах в Братске "I Love BR" ;))
Спасибо, Михаил! Будем идти верным путём!
Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.
3
1
Ответить
16388739
Nachtwandler
Отдых конечно пенсионерский, но как вариант - довоотно интересный.
Нужна альтернатива от автора сего опуса, чтобы его не заподозрили в банальном звиздабольстве
2
1
Ответить
14993220
Спасибо, очень интересно
2
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Очень хороший отчет, интересно!
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
3
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром