|
В этот раз рассказ пойдет о Якутии. Про Якутию знают все, и услышав о том, куда мы собирались, начинали энергично крутить пальцем у виска со словами: «Вы больные, ведь там же холодно!», вот поэтому мы туда и едем! Да, Якутия далеко, да, там холодно, но зато Якутия одно из самых малонаселенных и красивейших мест в мире, где до соседнего поселка можно шпарить пару дней по зимнику, ведь площадь Якутии в 17 раз больше площади Новосибирской области и при этом в Якутии населенных пунктов в 2,5 раза меньше. Якутия, несомненно, сказочно красива, но красота эта сурова, здесь нет буйства красок, все как в чёрно-белом кино, но это красиво!
Итак, преодолев сборы, а в этот раз поездка была под угрозой, вплоть до дня выезда, 20 февраля в 21:00, наконец-то вырываемся из Новосибирска. Выезд не стали откладывать на утро, потому что утром опять нашлись бы неотложные дела и выехали бы к обеду. Поэтому забили на все, что не успели, и выехали в ночь.
Недалеко от Кемерово встретились с нашим вторым экипажем, маленько отметили начало экспедиции и провалились в сон, это был, пожалуй, самый тяжелый день экспедиции, уж больно крепко держат незаконченные дела!
Все-таки как же замечательно иметь в колонне буханку! Я думаю, что если бы она была без двигателя, ее все равно надо было брать в экспедицию!
Утром переложили шмурдяк, который накануне просто засыпали в машину живым весом, лишь бы взять с собой, раскладывать и укладывать было некогда.
Сегодня нам предстояло максимально пройти федеральную трассу «Сибирь», та что раньше называлась «Байкал». Не вижу смысла описывать унылый доездинг, дубасишь себе по трассе и все, по пути заезжали в магазины, что-то докупали, что или не успели, или забыли. С каждым километром цивилизация была все реже, воздух свежее, а мысли чище. Организм адаптировался к экспедиционному существованию, и с каждым километром сопротивлялся судьбе все меньше, пока не смирился со своей долей на ближайшие 2 недели. За Канском нашли расчищенный карман, где и заночевали.
На следующий день проезжали места, которые особо дороги для нашей семьи, это родина моего отца, здесь находятся могилы моих прадедов.
Дальше наш путь лежит в город Тайшет Иркутской области. Здесь мы планируем уйти с федеральной трассы «Сибирь» в сторону Братска. От Тайшета до Братска отличного качества отсыпка, позволяющая сэкономить 200 км, если бы мы поехали через Тулун по асфальту. Дорога лежит вдоль БАМа, который начинается в Тайшете. Итак, мы выехали на отсыпку и двинулись в сторону Братска. Ехать стало интересней.
На дороге, практически нет трафика, только снуют лесовозы, которые, такое ощущение, являются основным грузовым транспортом в Иркутской области, такого масштаба лесозаготовок я не встречал больше нигде, ну разве что в районе Лесосибирска. Километров через 200 подкатили к Братску. Братск — легендарный город, овеян романтикой комсомольских строек, освоения Сибири, Ангара, Братская ГЭС… Братск по праву считается воротами к освоению Севера и Дальнего Востока, мощной промышленной базой и транспортным узлом. В глаза бросилось, что город разбросан на большой площади, едешь по промзоне, потом лес, потом жилая зона, потом опять лес, потом опять промзона и т.д.
Миновали Братскую ГЭС.
Заправились газом, наученные горьким опытом, созвонились с последней на нашем маршруте газовой заправкой в Усть-Куте, где нам сказали, что завтра праздничный день — заправка не работает. Так что переключаемся на бензин, братский газ — в НЗ (в дальнейшем он нам очень пригодился). Пока выехали из города, стемнело. Как-то сам собой у нас установился порядок: выезжаем в 8-8:30, останавливаемся на ночевку в 22:00. Так и сегодня, прохватив до времени «Х», находим подходящий карман и встаем на ночевку на подъезде к Усть-Куту.
Утром мы увидели насколько изменилась природа вокруг нас, на улице было тепло, падал легкий снег, едем в Усть-Кут!
Усть-Кут для меня явился стартом экспедиции, поскольку после Усть-Кута открывается портал в иной мир, мы покидаем большую землю, привычные атрибуты цивилизации остаются за спиной, а перед нами открывается знаменитый «веселый» зимник Усть-Кут — Мирный. Далее будет, конечно, еще портал, который открывает путь практически в космос — в первозданный мир, который тысячи лет остается нетронутым, но мы до него не доехали… Про этот зимник написано столько, что, казалось бы, и добавить нечего, даже книжки изданы. Но, как говорят, лучше один раз увидеть… Итак, по сложившейся традиции 23 февраля мы находимся на старте, и отмечаем праздник, уже находясь на воле, в какой-нибудь заднице мира, в лучшем смысле этого слова! В этот раз традиции изменять не стали, и вот мы от берегов Оби, миновав Енисей, стоим на берегах Лены.
Заправились по полной бензином, дальше будут совсем другие цены на бензин, да и заправки можно будет по пальцам пересчитать, и в путь!
Вокруг бесчисленные лесовозы и бесконечные штабеля леса.
Прошли километров 150 по отсыпке
и встали на зимник. Сначала зимник был очень сносного качества, местами можно было разгоняться до 90 км/ч. Зимник идет через Марковское месторождение, на дороге много технологического транспорта, но через какое-то время торная дорога уходит вправо в сторону Ленска, по этой дороге тоже можно попасть в Мирный, но это ведомственный зимник с пропускным режимом, поэтому мы едем прямо.
Качество дороги резко упало, вместе с ним упала и скорость движения, но мы не на гонках, едем в свое удовольствие. Перестраиваемся на другую манеру езды. На дороге чаще всего одна колея и рядом есть место для разъезда со встречными, колея идет то по твоей стороне, то по встречной, на участках с прямой видимостью заранее высматриваешь место для разъезда со встречными, либо карман, чтобы пропустить, большегрузам маневрировать гораздо тяжелее, поэтому уворачиваешься сам, в слепых поворотах заранее уходишь из колеи и максимально прижимаешься к своему краю. Один раз влетел в поворот на расслабоне и чуть не встретился там с груженым МАНом, пока выскребался из колеи. На обгон идешь, когда точно убедишься, что тебя видят и пропускают, если тебя не видят — просишь по рации, чтобы пропустили.
Атмосфера на зимнике очень дружелюбная. Уникальной особенностью этого зимника являются пикеты. Пикеты — это островки цивилизации на зимнике, где можно вкусно покушать, сходить в баню, какая-никакая связь имеется. Пикеты — это явление сезонное, на них жизнь начинается вместе с зимником и заканчивается с концом зимника.
Постоянные обитатели пикетов:
У нас интерес к пикетам ограничивался любопытством и поиском книги Альбины Сысоевой, которую мы, в конце концов, нашли на одном из пикетов.
Так как наша экспедиция была полностью автономна, то от пикетов нам больше ничего и не требовалось.
Обратили внимание, что основная масса пикетов сосредоточена на территории Иркутской области, после пересечения границы с Якутией пикеты стали редкостью, но до Якутии мы еще не доехали. Катились себе по зимнику, наслаждались природой и воздухом, уже потемну нами были встречены сотрудники полиции, которые кого-то вылавливали на зимнике, так что, если кто-то считает, что обслуживаемые зимники никак не контролируются полицией — это не так. Кстати, на ессейском зимнике нам тоже встречался экипаж, имейте в виду!
В положенное время, согласно графику, мы встали на ночевку в каком-то кармане. Сегодня праздник, и мы будем праздновать с вкусными напитками и шикарным пловом. В каждой экспедиции бывает самый лучший день, или незабываемый вечер, вот и сегодня… А что — имеем право, ведь на дворе 23 февраля!
Утром мы, разумеется, выехали позже обычного, ну что теперь поделать! Константин в кармане нашел кусок медведя, наверное, вчера боролся с ним и оторвал ему коготь, он может…
В буханке нашли два шматка превосходного сала, сало не наше, значит, вчера были гости. У Лехи новый комбинезон,
а у Вовы нового комбинезона не стало, значит, у Вовы был душевный порыв!
В общем, вчера был настоящий праздник! Ну а сегодня мы движемся в сторону Якутии… Практически весь день ехали через горельник, масштабы, конечно, впечатляют, это вам не сожжённые кусты за огородом!
И, наконец, к вечеру мы пересекли границу с Якутией. Ну вот мы и попали в еще один северный регион, который казался нам чем-то далеким и недоступным, а, оказывается, всего 4 дня и вуаля…
Вышли фотографироваться и прямо шкурой ощутили холод, но это с непривычки, в дальнейшем температуры в -35 были довольно комфортными. Как и положено, Якутия встречала нас морозцем! На следующий день уже ощущалось, что мы все-таки в самом холодном регионе планеты, и температуры и природа изменилась.
Обратите внимание, как выглядит двойное остекление в -40.
Так бы мы и ехали дальше в лирическом настроении, если бы в рации не прозвучало, что в батоне накрылась печка, ну да, самое подходящее время, и место!
Разлетелась крыльчатка вентилятора передней печки. Наверное, Леха включил печку на такие адские обороты, что центробежная сила уничтожила довольно массивную пластмасску! Но парни не стушевались, вспороли батону намордник на уровне воздухозаборника, открыли этот самый воздухозаборник, и Володя произнес фразу:
— Мы теперь, как стриж, живем в полете, чем быстрее летим, тем теплее! — Замысел был греться за счет набегающего потока воздуха. Иногда стриж летел не туда…
Зимник кончился так же внезапно, как и начался, сворачиваем на классную отсыпку. До Мирного остается около 170 км. Чтобы успеть в Мирный до закрытия магазинов, все-таки хоть он теперь и Стриж, а вентилятор ему нужен, мы, как наиболее быстроходные, вырываемся вперед, теперь можно шпарить за сотню.
В Мирный мы успели, крыльчатку нашли, посетили главную достопримечательность — знаменитый карьер «Мир». Это циклопическая дырка в земле диаметром 1,2 км и глубиной 532 м, отлично различимая из космоса.
Кимберлитовая трубка «Мир», открытая в 1955 году, вдохнула новую жизнь в эти, забытые богом, места, положила начало великому освоению севера. Если представить весь масштаб того освоения, то шерсть на холке встает дыбом. 10 лет как закончилась война, страна с выбитым населением пытается подняться из руин, после визита просвещённой Европы, а тем временем ведется беспрецедентная геологоразведка, все ключевые месторождения полезных ископаемых, которые кормят нас до сих пор, были разведаны именно в те нелегкие времена! Всего через два года после открытия трубки «Мир» в 1957 году начинается добыча алмазов открытым способом! Откройте карту и посмотрите, где находится город Мирный, там до сих пор нет круглогодичного устойчивого наземного сообщения, а тогда не было абсолютно ничего, каждый гвоздь, каждый сухарь доставлялся по воздуху! А вы знаете, что такое добыча, сколько она требует многотонного оборудования? А ведь руду надо не только извлечь, но и обогатить, а люди, которые этим занимаются, должны где-то жить и что-то есть… И все это там, где нет ничего, практически в космосе! Уже в 1959 году появился город Мирный, а еще через год была проложена трасса до Ленска! Вы только представьте себе темпы и масштабы! Позже появилась Вилюйская ГЭС, наросла инфраструктура, но и сегодня, приезжая в эти края с большой земли, кажется, что островки цивилизации сюда занесло случайным ветром! А кто-то еще ноет, что он устает в офисе, расскажите это тем первопроходцам, у которых еще и война была за плечами! Прошло уже более 60 лет с момента открытия трубки Мир, а это месторождение до сих пор является крупнейшим в мире! Но есть еще карьер, по размерам больше, чем карьер «Мир» — кимберлитовая трубка «Удачная», находится в городе Удачный, в сторону которого мы и выезжаем.
И тут у меня рвется ремень генератора, надо было вовремя менять… Ерунда, есть запасной, процедура не сложная, если бы у меня был подрезан диффузор (владельцы Патриотов понимают, о чем речь). Снимать защиту картера в -37 не очень приятно, но не смертельно, проковырялись около часа и поехали дальше. И тут до меня доходит, как нам несказанно повезло, что ремень оборвался сейчас, а не ночью. У нас ремень вращает все навесное и при обрыве останавливается в том числе помпа, а это 30 секунд и заклиненный мотор… Мы имели все шансы получить недалеко от полярного круга 2,5 тонны замороженного металла — это было бы фиаско! Теперь я взял за правило перед сном осматривать состояние ремня, так как запасной у меня был не новый, уровень жидкостей и т.д., в общем, получил серьезное предупреждение, что раздолбайство на севере не проходит!
На следующий день мы вышли на берега еще одной великой сибирской реки — Вилюй. То, что мы приближаемся к Вилюйской ГЭС, мы поняли по густому туману, поднимающемуся от открытой воды, которая не замерзает после водосброса километров десять, несмотря на сорокаградусный мороз.
Вилюйская ГЭС — это еще один памятник самоотверженности советского народа! Доставить сотни единиц тяжелой техники, сотни тысяч тонн строительных материалов за сотни километров туда, где нет ничего кроме летнего гнуса и зимнего мороза… Все-таки нам есть чем гордиться! Открытые в 1955 году месторождения алмазов требовали огромное количество электроэнергии для их разработки, а где ее взять? Так вот же могучая река Вилюй, перегородим, поставим турбины, и будет у нас электричество — ведь элементарно же! Это примерно, как «А чего такого сложного в космос полететь? Керосин залил, первая ступень, вторая ступень — и полетели!» На самом деле с ГЭС все гораздо сложнее, чем с алмазами! Сразу после открытия кимберлитовых трубок «Мир» и «Удачная» началась кропотливая работа по выбору подходящего места для строительства ГЭС. Изыскания длились вплоть до 1958 года, было проработано несколько вариантов размещения ГЭС, и, наконец, в 1959 году было принято решение о строительстве, и в том же году, параллельно с проектированием начались подготовительные работы. Необходимо было простроить сложнейшую логистику с чистого листа. Грузы шли по Лене до Ленска, дальше доставлялись до Мирного, до которого уже какая-никакая дорога была, от Мирного пробивались зимники, по которым перегонялась тяжелая техника, завозилось топливо, и все это в нечеловеческих условиях! В 1962 году началась отсыпка плотины, и, наконец, в 1967 году был запущен первый агрегат! Итого за десять лет после начала первых изысканий было запущено сложнейшее гидротехническое сооружение там, где нет ничего за сотни километров, в условиях вечной мерзлоты, на допотопной технике и при том уровне технологий!
Мы сегодня поражаемся темпам строительства Китая, а ведь у нас есть собственный бесценный опыт, еще совсем недавно мы удивляли весь мир! Очередное лирическое отступление… Ну а мы едем дальше на север!
Биже к вечеру нам открылись пейзажи потрясающей красоты, мимо которых мы проехать не могли, такое можно увидеть только на севере!
На фоне ослепительной белизны грязный УАЗик смотрится, как таракан среди стерильной операционной.
А морозец-то не отпускает!
А через несколько минут к белизне добавились и красные оттенки.
В дальнейшем заснеженные елочки помогали нам с выбором места ночевки. Такая красота наблюдается на возвышенностях, где температура может быть на 10 гр. теплее, чем в низинах, где деревья, обычно, стоят без инея. Наконец, мы достигли города Удачный.
Заехали на заправку — и на зимник! Сегодня нам предстояло пересечь Полярный круг! Эта невидимая линия является границей Арктики, пересекая которую мы становимся полярниками. Это уже 4 пересечение Полярного круга в нашей копилке, и в этот раз было сделано уникальное фото.
Уникальное оно потому, что мы были последними, кто сфотографировался на фоне этой стелы, на следующий день она была демонтирована. Если у кого-нибудь есть фото, сделанное позже 21:00 26.02.2021 г. — делитесь, ваше фото будет более уникальным!
Итак, проснулись мы уже в Арктике, -40, обалденные белые елочки, и вообще, стерильная белизна кругом и во всем.
Второй день мы шли по трассе «Анабар», которая в данный момент является зимником, но в дальнейшем планируется сделать ее круглогодичной, одному богу известно, когда это случится… Зимник хорошего качества, к слову сказать, я за всю поездку ни разу не включил полный привод. Машины на зимнике встречаются очень редко, гораздо чаще на дороге можно встретить куропаток. В сущности, арктический этап, в этот раз оказался у нас короткий, и к обеду мы прибыли в административный центр Оленекского улуса — поселок Оленек.
Вышли на берег реки Оленек и ахнули! Перед нами ровным строем стояли Оленекские столбы! Такое ощущение, что чья-то рука старательно вырубила в скалах абсолютно одинаковые по форме столбы!
Следы влюбленного тракториста.
Сам поселок тоже очень интересный, стоит на скалистом берегу, выглядит ухоженно.
В Оленьке кипит культурная жизнь.
Оленек — один из самых холодных населенных пунктов планеты, абсолютный зафиксированный минимум температуры составляет -62,9 гр., холоднее только в Оймяконе, Верхоянске и на Мысе Челюскин, при этом абсолютный максимум зафиксирован в +35,7 гр. Хорошая амплитуда для гипертоников! В Оленьке хорошо, но все самое интересное находилось дальше на север, но, увы, отпуск короток, и у нас времени осталось только на обратную дорогу. К сожалению, с моим отпуском приходится откладывать неделю пути и циркулем проводить окружность вокруг Новосибирска, это и есть тот ареал, который я могу себе позволить! Экипаж буханки располагал бОльшим свободным временем, поэтому на общем совете было решено разделиться — мы едем домой, а парни дальше, к солнечным пляжам моря Лаптевых. Как ни печально, но включаем режим «домой». Перетряхнули шмурдяк, отдали парням один бак, так как у нас оказался избыточный запас топлива, превратили буханку в бензовоз, ведь у парней дальше заправок не предвиделось. На том и распрощались!
Дальше у обоих экипажей началось одиночное плавание!
Печально, что не доехали до моря, но у нас еще впереди добрая половина маршрута. Когда глянул на карту, где мы находимся, чувство, что маршрут завершен, мгновенно улетучилось, до дома целая неделя походной жизни, а это значит, что приключения еще не закончились.
В рации непривычная тишина, все анекдоты уже рассказаны на 2 круга, В Оленьке прикупили вкусной рыбки, и теперь у нас каждый ужин начинался вот так.
На следующий день мы наслаждались арктическим рассветом, ехали и наслаждались красотой, которую вчера проскочили в темноте. По этим фотографиям можно наблюдать, как меняется освещение буквально в течение 15 минут, это мое самое любимое время!
На обочинах периодически видны брошенные машины, как напоминание, что север ошибок не прощает.
Пересекаем границу Оленекского улуса.
До полярного круга остается каких-то километров десять, вдруг, чувствую, что падает тяга, машина начинает тупить и, наконец глохнет. Приехали! На улице легкий сорокаградусный морозец и зловещая тишина… Врешь — не возьмешь! У нас машина многотопливная! Кое-как мотор запустился, троит, чихает, переключился на газ — работает ровно. Газа у меня было 120 л, а до ближайшей газовой заправки больше 2000 км, надо что-то решать, благо — цивилизация рядом! Не хочет нас Арктика просто так отпускать, всего 2 дня за Полярным кругом — это же так мало! А вот и Полярный круг! Но что-то не так… Здесь стоит уже новая стела, а от старой остался только столб. И вот еще одно уникальное фото — мы первые путешественники, которые сфотографировались на ее фоне!
Воздали требы местным духам, попросили, чтобы они нас выпустили, и машина поехала на бензине, но наша радость была недолгая, минут через пятнадцать все повторилось. Но вот на горизонте появились терриконы Удачнинского карьера, теперь нам необходимо в Удачном решить нашу проблему.
Несмотря на выходной день нам удалось найти работающее СТО, где нас радушно приняли. Замер давления в рампе показал, что с подачей топлива проблем нет, предположили, что из-за говенного бензина оплыл катализатор. Катализатор у меня прошел почти 100 тыс. км, так-то ему уже пора, более того, я планировал его кастрировать перед поездкой, но не успел, поэтому кастрируем его в Удачном.
Процедура дала положительный эффект, больше машина не глохла. Заодно пользуясь тем, что машина оказалась в тепле, подключили люстру, которую я забрал с транспортной за 15 минут до выезда из Новосибирска, все-таки с ней на зимнике гораздо веселее!
Теперь хочу немного поподробнее рассказать про сам Удачный. Он возник в 1967году как поселок первопроходцев, осваивавших кимберлитовую трубку Удачная. История освоения Удачного не менее героическая, чем история освоения Мирного, но город Удачный прославился не этим, а тем, что пережил не совсем удачный подземный ядерный взрыв в 2 км от городской черты. Информация об этом взрыве крайне скудна, но кое-что в открытых источниках наковырять удалось.
Итак, ядерный подземный взрыв «Кристалл» мощностью 1,7 килотонны. Один из двух ядерных взрывов, официально признанный аварийным. Его произвели 2 октября 1974 года в районе посёлка Удачный, неподалеку от горнодобывающего комбината, специализирующегося на добыче алмазов. Предполагалось провести целую серию из 8 взрывов с целью вскрытия глубинных слоёв горных пород и упрощения добычи полезных ископаемых. Однако недостаточная подготовленность, многочисленные ошибки в расчётах, а также слабая изученность геологических особенностей местности вызвали катастрофические последствия.
Взрыв приподнял толстый слой горных пород в виде купола, а затем обрушил их вниз, нарушив целостность слоёв, в том числе водоносных. В результате в недрах начали активно образовываться рассолы, насыщенные радиацией, и просачиваться по тысячам трещин в разных направлениях. В нескольких километрах от эпицентра взрыва расположена алмазная шахта, куда заражённые рассолы хлынули с небывалой силой. Глубинные насосы справлялись с грязевыми потоками, откачивая их в спецхранилища, расположенные как под землёй, так и на поверхности. Но это лишь увеличивало объёмы поступающей воды. Более того, сама работа шахты и её выработка способствовали расширению ареала радиационного загрязнения. Таким образом, с одной стороны, люди долгие годы работали в условиях зашкаливающей радиации (не подозревая об этом), а сам факт расширения шахты и защитные инженерные сооружения эффективно привлекали рассолы, заражённые тритием, стронцием и плутонием.
В 1990 году, когда были предприняты первые попытки исследования радиационной ситуации, обнаружилось, что на месте взрыва (в результате провала почвы) образовалось озеро глубиной 6 метров и шириной 60.
Лишь спустя 18 лет после взрыва в 1992 году над воронкой был сооружен защитный грунтовый саркофаг с теплоизоляционными слоями, предотвращающими оттаивание грунта. Сегодня место взрыва, именуемое объект «Кристалл» — охраняемая территория, на которой, хочется верить, что это правда, ведется постоянный мониторинг радиационной обстановки.
Так что история освоения севера — это не только героические свершения, но и вот такие страшные ошибки. Сегодня нам, имея за плечами опыт Чернобыля и Фукусимы, легко рассуждать, что это была полнейшая дурь, но, к сожалению, такой опыт дается дорогой ценой. Всего на территории Якутии было произведено 12 подземных ядерных взрывов, как с целью сейсморазведки, так и с целью увеличения нефтеотдачи пластов, большинство этих взрывов было произведено в районе г. Мирный, два из них, в том числе и взрыв «Кристалл» были официально признаны аварийными. Сегодня же часть города, непосредственно прилегавшая к месту взрыва расселена, новый город очень уютный, а жители, как и везде на севере, очень душевные и отзывчивые!
Ну, а мы пополнили запасы топлива и едем дальше! Теперь у нас есть люстра, и по вечерам мы включаем телевизор,
готовим правильную Талку
и за созерцанием прекрасного и задушевными беседами вкусно ужинаем!
Утро было морознее обычного, но к холоду мы уже привыкли. Накануне начали отклеиваться боковые двойные стекла. Несмотря на то, что печка жарила на все деньги и в машине стояла ужасная жара, боковые стекла были наглухо затянуты льдом, и тут мой взгляд падает на наш бортовой компьютер, сразу все стало ясно, стрелку на термометре мы положили.
Подъезжаем к Вилюйской ГЭС, а там от открытой воды такой туманище стоит, что вообще ничего не видно.
Так потихоньку добрались до Мирного. В этот раз уделили осмотру города побольше времени. Город произвел на нас приятное впечатление, небольшой, уютный северный город, с нормальной инфраструктурой,
Якутская фишка — автоодеяло Наташа.
есть свои достопримечательности,
Но цены для жителей большой земли кажутся космическими, не знаю, насколько доходы северян соразмерены… Я в свое время уехал с севера, потому что понял, что на «большухе» могу зарабатывать те же деньги с меньшим ущербом для здоровья. Но, как бы то ни было, север живет своей жизнью, люди трудятся, предприятия работают, ну а нас ждет «веселый зимник». Докупили чего-то по мелочи в Мирном, заправились и в путь. Проскочили 170 км по отсыпке, сворачиваем на зимник.
Чем дальше, тем сильнее начинает проявляться какой-то стук под днищем, наступает момент, когда я понимаю, что пора посмотреть, кто к нам стучится, а стучался к нам писец!
Все по классике жанра — коренной лист рессоры! Мороз к железу беспощаден, особенно когда это железо в виде уазовской трехлистовой рессоры. Как говорится, два раза это уже закономерность, в прошлой поездке пятидесятиградусный мороз разделался с обеими рессорами нашего предводителя. Помня тот ремонт на просторах Эвенкии, энтузиазма у меня поубавилось. Обращаюсь ко всем владельцам Патриотов на трехлистовых рессорах — статистика такова, что вы все находитесь в группе риска, четырехлистовые пикаповские рессоры — тоже гавно, реально надежно работают только барсы! У меня в запасе была пара новеньких трехлистовых рессор, но я, во-первых, не горел желанием совершать подвиг, меняя их на морозе, а во-вторых, понимал, что если установлю их, то я опять куплю гавно (весь ЗИП мы брали напрокат) и опять попаду в группу риска. Меня спасли дополнительные оковские пружины, если бы не они, все было бы совсем печально, машина просто легла бы на колесо, поэтому пытаемся спасти поломанную рессору и ехать дальше. У меня в запасе не оказалось скотча, который на самом деле творит чудеса, поэтому пробуем связать пакет проволокой, понимаем, что это унылая затея, и в конце концов бинтуем рессору грузовой стяжкой. На будущее, в таких случаях надо второй стяжкой подтягивать серьгу к стремянке, чтобы обломок рессоры не вытягивался из пакета.
Перекрестились и потихонечку поехали. Еду и жду — когда же начнут крошиться остальные листы, мысленно продумываю план ремонта. Нужен будет второй домкрат — он у меня есть, нужна будет доска, смотрим — лежит на дороге доска. Остановились подобрали. Нужно будет как-нибудь вывесить раму, смотрим — на дороге лежит сосновая чурка — подбираем… В общем, перед нами как будто специально раскладывают все необходимое для ремонта. Не подберешь — сразу понадобится, остановились по нужде — лежит пара новых перчаток, видать, выпали у кого-то, в нашей ситуации ни от чего отказываться нельзя… Едем медленно, стараюсь идти с креном на здоровую сторону, чтобы хоть как-то разгрузить подбитую, колея позволяет так делать. Ну и благополучно встаем на ночевку. Настроение улучшилось, понимаем, что есть шансы проскочить зимник без ремонта!
А тем временем на зимнике движение гораздо плотнее, чем было в праздничные дни, рация очень сильно помогает в такой кутерьме. Как-то раз на участке, где колея была на нашей полосе, нам в лоб, не сбавляя скорости прет груженый Ман, я сбавляю скорость, пытаюсь понять, будет ли он уходить на свою полосу, понимаю, что он тупо идет в лобовую не снижая скорости, на крики в эфир «Ты чё, @ука творишь?» ответа нет. Я неоднократно разъезжался по встречной полосе, потому что мне легче выйти из колеи, чем груженой фуре, но здесь я реально не мог понять его действий. Понимаю, что не успеваю перед ним выбраться из колеи, включаю заднюю скорость и по газам, кое-как задним ходом выскочил. Ман останавливается рядом с нами, и из кабины высовывается пьяный в хлам водила, сказали мы все, что о нем думаем, и поехали дальше. За нами шел большегруз и, судя по эфиру в рации, шоу продолжилось, надеюсь, что никто не пострадал. Так потихоньку, километр за километром мы приближались к дому, на каждой остановке осматривали рессору, подтягивали стяжку и ехали дальше.
И вот, наконец, мы доковыляли до Усть-Кута. Была мысль найти СТО и поменять рессору, но я твердо решил, что ставить буду только барсы. Купили скотч, перебинтовали рессору. При осмотре выявили последствия того, что не подвязали серьгу.
А также мороз принял в жертву стойку стабилизатора.
Но ехать можно, хотя на скорости машина гуляла по дороге, мост, который практически держался на скотче, жил своей жизнью. Вот мы проскочили Канск и встаем на ночевку.
Впереди последний рывок в 1000 км, и мы дома. К вечеру добрались до Кемерова, каких-то 250 км осталось до дома, но это оказались самые тяжелые километры. Поднялась самая что ни на есть настоящая пурга, последний раз такую я видел на Ямале. Усталость после 750 км на вихляющей машине давала о себе знать, но решили не сдаваться и ехать до дома. Бомбили переметы, хоть и медленно, но продвигались вперед. Пару раз останавливался подремать минут на пятнадцать, чтобы глаза отдохнули от мельтешащего снега в свете фар. Уже глубокой ночью приехали домой. Как добрался до кровати не помню, утром открыл глаза и долго пытался сообразить — где я нахожусь, и что вокруг меня происходит. Одичал!
Так завершилось наше путешествие по Якутии. В этот раз все обошлось без особого экстрима, не было снежной целины, наледей и других прелестей зимнего бездорожья, за всю поездку ни разу не включил полный привод. Но мы опять смогли окунуться в параллельный мир, который существует не так далеко от нас, в котором живут прекрасные люди, живут там, где другие даже выживать не рискнули бы, где действуют простые человеческие законы, где всегда можно найти помощь и простое, человеческое тепло. Меня многие спрашивают — какой смысл ехать черт знает куда, чтобы сопли поморозить, лучше бы на море съездил! Но на море мне скучно, отдыхать среди толпы, лежа почесывая брюшко — это не мое. Меня каждый год тянет на север, как перелетных птиц, какая-то незримая сила, наверное, я действительно «укушен севером», мне нужна та теплая атмосфера, заиндевевшие елочки, трескучий мороз, ослепительно белый снег, бескрайний простор, отсутствие глупой суеты, в которой мы вынуждены проводить большую половину своей жизни, пока настоящая жизнь проходит мимо! Ну и в очередной раз поразился, какая все-таки у нас огромная, красивая и богатая страна!