|
Маршрут: Кемерово — Иркутск — Большая Байкальская тропа (пешка) — Улан-Удэ — Чита — Тында — Нерюнгри — Алдан — Ленские столбы — Якутск — Усть-Нера — Кадыкчан — Ягодное — Магадан — Тенькинская трасса (через Усть-Омчуг) — Нижний Бестях — Кемерово
Автомобиль: Renault Duster 2012 с прицепом.
Предисловие
В Магадан мы собирались долго и основательно. Первый раз эта дальняя точка России возникла в нашем лексиконе в мае 2022 года после возвращения из Монголии. Да, действительно, а почему бы не замахнуться на такой амбициозный, но в то же время захватывающий и непростой маршрут? Почему не дерзнуть и не сделать в жизни то, чем ты будешь гордиться всю оставшуюся жизнь? Слово за слово, так и стал рождаться наш очередной автомобильный трип. Конечно, мы понимали, что расстояние в 7000 километров только в одну сторону и 14 тысяч в обе — это много, это очень много. Что 3500 км от Якутска до Магадана и обратно будет преимущественно грунтовая дорога со средней скоростью ее преодоления 50, ну максимум 60 километров в час. Что поездка в общей сложности растянется почти на месяц. Что финансовые затраты, при удачном раскладе, перевалят за 250, а то и 300 тысяч. Что часть ночевок придется провести вне тепла, ночуя, возможно, и при отрицательных температурах. Что ежедневные пробеги по 700-800, а то и больше километров, будет наша данность. Что каждый день придется «жить» в машине по 10-12 часов. Ну, и так далее. Конечно, все это прибрасывалось, примерялось и оценивалось. Но, тем не менее, уже тогда в мае 2022 года твердое решение, ехать в Магадан, было принято бесповоротно и не подвергалось сомнению весь 2023 год. На конец августа 2023 года, были запланированы и выписаны отпуска. В общем, процесс подготовки к поездке был запущен.
«Зачем же ехать в Магадан?» — возникает логичный вопрос. Думаю, можно набрать причин 30, а может и больше. Например, у меня — это одна из больших хотелок и мечт, входящих в ТОП-10 путешествий по России. Очень красивая якутско-магаданская горная природа. Озеро Байкал с его пешеходной тропой вдоль побережья. Магические Ленские столбы. Город-призрак Кадыкчан. Пара знаменитых дацанов в Улан-Удэ. А также испытание в бою новой «игрушки» — коптера. Хотелось еще посетить 8 регионов России (4 для меня новых). Да просто преодолеть себя и доехать до одной из дальних точек страны, помочив ноги в Охотском море. Проехать 4 новых часовых пояса, не с востока на запад, как обычно, а в их обратном направлении. Также побывать на паре-тройке десятков других достопримечательностей в городах по пути следования. В общем, чем заняться в поездке вопросов не возникало, главное нужно было преодолеть себя и мощное домашнее притяжение.
Подготовка к поездке
Прицеп. В течение года за 15 тысяч был подкуплен легендарный прицеп ММЗ 81021 родом еще из Советского Союза. Долго думали, брать его с собой в дорогу или нет. Решили, что весь скарб, автопричиндалы, да и личные вещи на 4 человек, даже с учетом автобокса на крыше, в Дастера 100% не влезут. Конечно, прекрасно понимали, что прицеп снизит нашу скорость, уменьшит мобильность и проходимость, а также увеличит расход топлива. Плюс в городах придется искать охраняемые стоянки для банальной сохранности вещей в автоприцепе. Но, как ни крути, 2 запасных колеса на Дастера, одно запасное на прицеп, две канистры с бензином, пара канистр с питьевой водой — все это в салон автомобиля точно не поместится.
Автобокс. Его присутствие в поездке даже не обсуждалось. Российский автобокс TerraDrive объемом на 480 литров, служит нам верой и правдой уже больше 8 лет. А заполнен он был 4-5 не тяжелыми, но объемными сумками с личными вещами.
Туристическое снаряжение. С нами также едут: две палатки, 4 спальника, пара столов, 4 стула, две газовых горелки, плюс запасной баллон с газом на 5 литров, ну и набор посуды для приготовления пищи на природе. Пару термосов и термокружку для мобильного комфорта в салоне автомобиля также берем с собой.
Навигация. Специально для этой поездки был куплен 10-дюймовый планшет Xiaomi с GPS и симкартой от Йоты (здесь и далее не реклама). Закреплен он был на переднюю консоль автомобиля. В качестве навигации было установлено приложение навигатора с закаченными offline картами России. Оно и стало основным путеводителем, а все достопримечательности и интересные места были внесены в сам гаджет заранее. Для сверки маршрута во второй планшет Teclast были закачаны запасные и дублирующие программы Organic и 2Gis. Куда тоже были установлены карты России с регионами и городами по пути следования. Кстати, основной планшет, кроме навигации, служил нам и развлекательным центром. Предварительно помещенный в него видеоконтент мы смотрели каждый день. Ну, а музыка с планшета играла в салоне без остановки в оставшиеся часы поездки.
Продукты. Предварительно две канистры заполнены родниковой питьевой водой, закуплены пара упаковок с минералкой. Это must-have. Ну и 3-4 коробки десятков различных продуктов с долгим сроком действия. Это так называемое НЗ. Основные же закупки будем делать уже по пути следования. Питаться планируем в кафе-столовых, а в отсутствие оных уже готовить еду самостоятельно.
Мобильная связь и Интернет. Собственно, у каждого было по 2 симкарты от 2 различных операторов. Что дает нам возможность оценить работу каждого из них на более разряженных территориях. Это МТС, Йота (на вышках Мегафона), ГазПромМобайл (на вышках Теле-2), ну и само Теле-2. Хит-парад будет в конце отчета.
Жилье. К месту ночевок мы сильно не привязаны, главный акцент будем делать на скорость перемещения и километраж. А уже по ситуации выбирать место для ночлега. Изначально держим в голове 3 варианта с посуточными квартирами, гостиницами или отдыхом в палатках. В больших городах желательно останавливаться в теплых апартаментах, а дальше — уже как получится.
Деньги-карточки. Конечно, сейчас уже везти с собой «котлету» денег, не нужно. Большая часть расчетов уже давно делается по пластиковым карточках или по СБП-переводам. Но все же 25 тысяч рублей наличности берем с собой на всякий случай.
Прочие гаджеты. В этот раз наш фотоарсенал составляют по фотоаппарату и смартфону на каждого члена экипажа, различной степени крутости. Впервые взят дрон — это 249-граммовый DJI Mini-2. Все автомобильные и пешеходные треки, как обычно, пишутся на трекер-навигатор eTrex-20 от Garmin. Из него затем извлекаются километражи, высоты и время в пути. Ноутбук является резервным хранилищем всех наших фото и видеоматериалов. Планшеты служат навигаторами, записными книжками и средством ведения бухгалтерского учета. Ну а смартфоны, с десятками установленных приложений — наше всё остальное.
В этой поездке наш туристический коллектив состоит из двух мальчиков и двух девочек со средним возрастом 47 лет. А железным конем становится немало поездивший по алтайским и прочим сибирским бездорожьям автомобиль Renault Duster 2012 года выпуска с механической коробкой передач, двигателем 2 литра, полным приводом и пробегом на начало поездки под 170 тысяч.
День 1-й (27 августа 2023, воскресенье). Проблемы решены, мы в дороге
По плану мы должны были выехать в субботу 26 августа, но уже в четверг при загрузке продуктового провианта прямо во дворе Дастер не завелся. Бля…не хочет ехать, капризничает? Хорошо, что поломка вылезла здесь на «берегу», около дома, а не вдали от родных пенат. В общем, вся суббота была посвящена экстренной замене стартера и восстановлению генератора.
В воскресенье мы готовы и отправляемся в путь. С 4 до 5 утра сбор всех участников, плюс заключительный дозакуп продуктов, далее перепаковка и укладка всех вещей с двух машин в салон Дастера и прицеп.
Выезд только 6:30 утра. Дастер не тонированный, поэтому сразу на задние стекла одеваются 2 черные солнцезащитные сетки. Через 100 км в Красном Яре первый стоп на кафе-брейк с чебуреками и дальше в дорогу. Почти в 12 часов прибываем в Ачинск. Одна из наших участниц немного перезагрузилась и вот уже несколько лет путешествует по стране, собирая свою новую фотоколлекцию церквей, храмов и соборов. Здесь, в Ачинске ее архив пополняется парой новых религиозных сооружений.
Обед на объездной Красноярска в одном из «так-себе» кафе. А в 17:30 мы в кои веки останавливаемся в Канске просто развеяться, а также на короткую фото-сессию.
После 19 часов начинаем искать место под ночевку. Но после пары неудачных попыток становится понятным, что ночевка на природе с комарами сегодня не лучшая затея.
Минут 30 практически стоим на ж/д переезде в Нижнем Ингаше, продвигаясь по несколько десяток метров. Поэтому решение ночевать здесь принимается автоматически. Гостиница-мотель «Русь», койко-место по 700 руб. Есть свободные номера в 2-, 3- или в 6-местных апартаментах. Удобства на этаже, кафе и большая парковка тут же на территории. Транспорт на Транссибе стоит колом, поэтому вариантов особо-то и нет — ночуем здесь.
Первый день окончен, начальный пробег 839 км. Время перед сном проводим за жаркими дебатами на тему большого количества на дорогах страны китайских грузовиков с ценником от 7 млн.
Собор Казанской иконы Божией Матери в Ачинске
Собор Троицы Живоначальной в Канске
Триумфальная арка «Царские врата» в Канске
Гостиница «Русь» в Нижнем Ингаше
День 2-й (28 августа 2023, понедельник). Добираемся до Иркутска
Солнце встает рано, а фуры уже с 5 часов разогревают свои силовые агрегаты. Сон долго не длится и прерывается в 6 утра. Около часа нам хватает на утренние процедуры, сборы и бодрящий кофеек.
Выезд в 7 утра и до Иркутска 770 км. Сегодня мы планируем ночевать в нем, а завтра полдня погулять уже по самому 610-тысячному городу.
Завтрак на Алзамайском повороте, в легендарном кафе «У Петра» и дальше в путь. Сегодня, как и вчера, погода нам благоволит и за бортом теплые +25С градусов. Кондиционер в Дастере работает исправно и холодит достойно.
По пути заправок пока хватает. Приоритетом идет Газпром, вторым в списке значится Роснефть. Везде есть 95-й бензин, где-то до Якутска канистру с запасом топлива везти не надо. А большинство самих станций уже превратились в солидные комплексы с магазинами, кафе и туалетами.
За пару прошедших месяцев все соскучились по общению. И в первые два дня тем для обсуждения много, жаркие дебаты растягиваются не на один час.
Вчера вечером не удалось пожарить шашлык, поэтому на обеденную трапезу съезжаем в один из многочисленных березовых лесков. И час-полтора полуденного релакса проводим в нем. Пара глотков известного напитка снижает напряженность в коллективе.
Уже под вечер минут 30 телепаемся в пробке по Усолье-Сибирскому. После чего останавливаемся в Тельме на фото красивой церкви Казанской Иконы Божией Матери.
Уже от Ангарска начинаем искать жилье и обзванивать квартиры в Иркутске. Как и в прошлой Салехардской поездке, делаю я это, через сайт объявлений. Вариант двухкомнатной квартиры с 4 спальными местами обходится в 3,5 тыс. Дом новый, ремонт современный, все техника и посуда в наличии. Дастера оставляем на охраняемой стоянке в 150 метрах от квартиры, отдавая 100 рублей.
Женская часть коллектива остается отдыхать, мы же отправляемся на набережную Ангары. Здесь, в Иркутске, и далее вплоть до Магадана для городских перемещений мы используем 2 приложения для заказа такси. Это федеральные агрегаторы от «Яндекса» и «Максима». Оба раза едем на праворульных авто не первой свежести. И умиляемся ценам за электричество по чуть более 1 рубля за 1 кВт. Неудивительно, что с таким прайсом Иркутск является майнинговой столицей России.
Пару километров прогуливаемся по самой набережной и ее округе, а уже за полночь возвращаемся в квартиру. Сегодня дневной автопробег составляет 795 км.
Китайские седельные тягачи Sitrak-и. Их уже тысячи на дорогах страны
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Тельме
Памятник геодезистам-изыскателям в Иркутске
Пешеходный вантовый мост в Иркутске
День 3-й (29 августа 2023, вторник). Трекинг по Большой Байкальской тропе
Подъем в 7:30. Домашний достаточно полезный завтрак. Выезд в 8:30. До этого нам возвращается 1000 рублей залогового депозита. Управляющая квартирой живет в соседнем помещении. Очень удобно.
В рамках экскурсионной программы посещаем 6 точек по Иркутску: «130-й квартал», памятник Леониду Гайдаю, парк Победы, еще раз набережную Ангары с триумфальной аркой, а также церковь и Собор. Мы уже не первый раз в Иркутске, поэтому долго не гуляем. Сегодня наша главная задача доехать до Листвянки и выйти с рюкзаками на Большую Байкальскую тропу. А для себя все же отмечаем достаточно сильное изменения Иркутска с его преобразованием в однозначно лучшую сторону. Мощное развитие города видно и невооруженным глазом.
От Иркутска до Листвянки 70 км, это час езды. В начале второго мы в одном из туристических центров Байкала. Несмотря на последние летние деньки отдыхающих тут море. Как будто сейчас разгар туристического сезона, а не его бархатная вишенка.
Обед в узбекском кафе со средним ценником в 400 рублей с носа. После чего перегоняем авто к одной из забронированных заранее турбаз. На тропу мы выходим втроем, а одна наша самая опытная туристка остается с ночевкой здесь и отправляется снова в Иркутск на фотосессию православных красот России.
Сама Байкальская тропа начинается от улицы Гудвина, 131. А за пару сотен от турбазы до старта нас довозит такси «Максим». Время 14:45 и мы на тропе. Обычно люди с утра доплывают до Больших Котов и оттуда пешком гуляют до Листвянки. Это первый 24-километровый вариант тропы. Есть трек от Листвянки до Большого Голоустного, он уже серьезнее и с протяженностью 55 км. Мы же из-за ограниченного времени идем по первому, лайтовому варианту.
Солнечная погода с ясным небом, и ты идешь вдоль Байкала при +25С, а вокруг зеленые сосны и бирюзовая вода, которой сегодня завидует Средиземное море. Ну, не счастье ли это?
Сама тропа приведена в полный порядок и вдоль всей трассы установлены информационные щиты. Сначала трек идет резко в гору, потом направления движения меняется. Тропа периодически подходит к Байкалу, из которого мы и набираем воду. Пьем ее, даже не кипяченую, проблем с пищеварением ни у кого не возникает. С собой у нас на троих 3 рюкзака с палаткой, спальники, нехитрый походный провиант и запас еды на полтора дня.
Ближе к 19 часам останавливаемся, найдя классное и обустроенное место для ночевки на песочном пляже. За 4 часа проходим около 12 км. На завтра оставляем примерно столько же. Нормально. После установки палатки дегустируем воду Байкала, погружаясь в нее на пару десятков секунд. Предполагалось, что водица будет гораздо холоднее. И так отличное настроение моментально взлетает до небес.
Вечерние посиделки традиционно мы проводим у костра. Здесь в бухте сотовая связь не ловит, но если подняться немного в гору, то можно прорваться на контрольный звонок. Уже ближе к полуночи наблюдаем в небе необычное явление. Друг за другом в строгом порядке пролетают около 20 спутников. Очередное оборудование Starlink от Илона Маска выводится на орбиту?
В районе часа мы засыпаем. За день проезжаем немного, всего 87 км, а пешком проходим еще 12,2 км по Байкальской тропе (вместе с Иркутском выходит 17 км). Вот такой, активный отдых.
Один из реконструированных домов
Человейники постепенно вытесняют частный сектор
Специально созданная зона исторической застройки
В 2012 году заняла второе место в списке самых значимых архитектурных проектов России
Баркас B1000, родом еще из ГДР
Моргунов-Вицин-Никулин. Классика
Памятник учителю на Нижней набережной в Иркутске
Заходит на посадку прямо над набережной
Бархатный сезон в Листвянке продолжается
На гостиничной лужайке. Страх посетителей отсутствует
Вход на Большую Байкальскую тропу в Листвянке
И такие виды на протяжении почти 20 км
День 4-й (30 августа 2023, среда). Еще одна ночевка на Байкале
Теплая ночь и ласковые воды Байкала не дают нам долго спать. В 7 утра мы все уже на ногах. Завтрак готовим на газовой горелке, плюс чаек и кофеек. А вот сбор вещей мега не спешный. Мы не укладываемся и в 1,5 часа. Так не хочется отходить от красивого берега.
Сегодня наша задача дойти до Больших Кóтов, забронировать лодку, вернувшись на ней в Листвянку, и постараться доехать до «Грантового пляжа».
Рюкзак за ночь легче не становится, а вот руки-ноги с непривычки немного побаливают. Но идется, все равно легче, чем вчера. Сегодня запасы питьевой воды пополняем из пересекающих тропу мелких ручейков. Выйдя в 8:30, в 11:30 мы уже на пирсе Больших Котов. Обзваниваю лодочников по 3 объявлениям, размещенным на столбах поселка. Пока никто из них не готов транспортировать нас в Листвянку. Несмотря на восхитительную и ясную погоду, на Байкале некислая такая и уверенная волна.
Ждем 2,5 часа. Посещаем местный продмаг с ценником х1,5 от иркутского и снова окунаемся в воды Байкала. Делать нечего, загораем и ждем ослабления волны.
В 14:00 один из переправщиков изъявляет желание нас везти. Лодку постоянно подбрасывает на волнах, а почти метровые струи воды постоянно заливаются к нам в моторку. Только мастерство и виртуозное вождение Юрия становится залогом прибытия в Листвянку. Да уж, не припомню я таких экстремальных водных покатушек. Цена 40-минутной доставки — 3000 руб. При спокойной воде могли добраться за 3500, загрузившись в лодку уже впятером.
В 16 часов покидаем курортную Листвянку и двигаем вдоль Байкала в сторону Улан-Удэ.
В Иркутске ожидаемо попадаем в вечернюю пробку. Стоп на смотровой площадке в Слюдянке. Дальше пилим 1,5 часа и уже по темноте останавливаемся в деревне Мурино, немного не доехав до «Гранатового пляжа». Лагерь разбиваем в 15 метрах от воды. Конечно, желательно заканчивать свое движение в светлое время, чтобы не устанавливать палатки при свете фар. Но сегодня есть что есть, и потерянные на переправе 2,5 часа вылазят нам вот такими неудобствами.
Дальше обычный туристический распорядок: мальчики — палатки, девочки —стол, волшебные напитки и посиделки у костра. Сегодня также ясное небо и теплая ночь. Пока с погодой нам четвертый день как везет.
Ближе к полуночи расходимся по «кроваткам» и фиксируем автопробег в 240 км. Пешкой проходим еще около 12 километров.
Проверенная временем палатка Tramp Mountain
Одна из полностью обустроенных стоянок
Если справа море, то слева от тропы — вот такие сосны
Для сравнения, это Ликийская тропа, около Кемера (Средиземное море)
За пару километров до Больших Котов
Отель «Маяк» в Листвянке, как раз рядом с лодочным пирсом
День 5-й (31 августа 2023, четверг). Гуляем по Улан-Удэ
Утро на Байкале начинается с запуска дрона. Солнечная погода и величественные кедры, обильно усыпанные шишками, как никогда способствуют этому. Красота.
Горячий завтрак, сортировка вещей и продуктов занимают пару наших утренних часов. Кстати, этот кемпинг в Мурино хоть и большой, но все же менее уютный, чем небольшой «Гранатовый пляж», до которого мы не добрались всего 8 км.
Выезд только в 9:30 и до Улан-Удэ 273 км. Пополняем запасы воды в одной из деревенских колонок. Также по пути подкупаем на перекус 4 копченых омуля и огромную пелядь. Все расчеты так же, как и за аренду квартир, производятся переводами с карточки по СПБ. Наличные деньги продолжают лежать и совсем не тратятся.
В 12:30 остановка на дегустацию омуля. За пару минут извлекаем из прицепа складной столик и 4 стула. Пикникуем на берегу реки «Большая Култушная», это уже территория республики Бурятия.
В Троицком 15-минутный фото-стоп мужского монастыря. А в 14:30 мы уже в Улан-Удэ и первым делом двигаем в дацан «Ринпоче Багша». В прошлую поездку он остался незаслуженно пропущенным и не посещенным. Сейчас устраняем этот пробел. Очень классное и атмосферное место. Тихое, спокойное, душевное.
От дацана также на сайте объявлений бронирую квартиру на улице Смолина. Однешка в одной из современных новостроек обходится в 3000 руб. Еще 2 тысячи переводятся в качестве залогового депозита. А Дастер ночует за 3 сотни на подземной парковке соседней элитки.
После получасового отдыха наш коллектив снова разделятся на 2 группы. Мы втроем идем по центральной и прогулочной части города. А фотосессия церквей и соборов делается без нашего участия.
В столице Бурятии лето, с нереальными +28С, оно продолжается полным ходом. Гуляем в одних футболках. Памятник вождю с узким прищуром на его же площади Ленина сделан по правилу Парето 80/20 с выжимкой из самого главного. Бурятский академический театр с фонтаном — место вечернего притяжение молодежи. Пешеходная улица Ленина встречает нас концертом некой местной рок-группы. Проходим площадь Революции, а в Свято-Одигитриевском соборе колокольный перезвон растягивается на полчаса точно.
Конечно, в одной из местных бузных пробуем бурятские яства. Здесь наш коллектив уже объединяется. А средний ценник ужина 400 целковых. Домой возвращаемся по темноте. Кстати, после 21:00 алкоголь в Бурятии уже не продается. А на той же улице Ленина какое-то нереальное количество комаров. Откуда вылезло столько кровососущих? Канализация?
Остаток дня проводим в уютной квартире за постирушками и резервным копированием фото и видео материалов. Заряжаются также все гаджеты, сводится online бухгалтерия.
Сегодня мы увеличиваем показание одометра еще на 309 км.
Крупные кедровые шишки, да и год урожайный
Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь
Очень ухоженная территория с тысячами цветов
Самая большая статуя Будды в России
Скульптурная композиция «Тибетская момо и бурятская бууза»
Современные трамваи в городе для людей
Фонтан на Театральной площади в Улан-Удэ
Дом с Атлантами на местном Арбате
У нас таких автобусов пока нет
Свято-Одигитриевский собор в Улан-Удэ
Сейчас такое уже не «производят»
Квартира в Улан-Удэ. Сейчас можно сказать — это стандарт
День 6-й (1 сентября 2023, пятница). Иволгинский дацан и дорога до Читы
Плотный завтрак, традиционные сборы где-то на час, и в 8 утра мы покидаем эту приятную квартиру. Сегодня наша задача доехать до Читы, до которой 600 км. А сначала нужно, конечно, посетить Иволгинский дацан. До него всего 35 км, и в 9 утра мы его первые посетители. Несколько фото снаружи, после чего мы внутри достопримечательности России из ТОП-20. К нетленным мощам Итигэлова небольшая очередь. Даже полный автобус с туристами из Монголии прибыл сюда. Билет к святыням 300 рублей, а полтора часа нам вполне хватает неспешно побродить по всей территории дацана, посетив попутно несколько красивых построек. Безусловно, Иволгинский дацан тоже атмосферное и душевное место.
Мы же дальше продолжаем свое движение в сторону Читы. Сегодня 1 сентября и сотни нарядных школьников с букетами цветов спешат на встречу со знаниями.
В полдень мы у стелы Бурятия-Забайкальский край. На ней уже «красуются» десятки наклеек. Сюда же помещается и наш первый лейбл «Кемерово-Магадан». Конечно, это спорное решение «помечать» подобные места своими стикерами.
В Забайкальском крае (бывшая Читинская область) снова меняется часовой пояс. Теперь мы находимся в +2 часах к времени кемеровскому и +6 часах к московскому региону. Кстати, в этом часовом поясе мы и проведем большую часть всего нашего пути.
Солнечная погода так и способствует на полчаса предаться дневному кимару. Тяжелее всего нашему бессменному водителю Дмитрию. У него эта релакс-опция отсутствует. Чем мы занимаемся еще днем в машине? Фоном слушаем музыку или смотрим на планшете интервью либо трэвел ролики. Но обычно очень жарко спорим на различные темы. Вот сегодня предмет обсуждения и разогрева мозгов: «Какой он, идеальный день, в вашей жизни?»
Где-то в 16:30 мы около кафе «Арей». Минут 30 на обед и отдых, а обычный ценник за подобные трапезы на трассе составляет рублей 500-600 с носа.
Теоретически мы могли по темноте заехать в Читу, но после продолжительных дебатов решаем остановиться с ночевкой на природе в 50 км не доезжая до города. Около реки комаров много, а вот на поле, в окружении стогов сена кровососущие уже не досаждают. Ставим палатки здесь. В течение получаса над нами летают сверхзвуковые МИГи. Да, уже не часто такое встретишь на природе, а не на городском авиа-шоу в «День шахтера».
Девушки нас балуют на ужин солянкой. А при наступлении темноты начинается фото-батл кудесников ночных кадров. Вышедшая луна и проезжающие автомобили — главные объекты сражения. На улице сегодня холодает, и ночь мы встречаем при бодрых +10С градусах.
За день же проезжаем 638 км, а всего с начала поездки пробег подбирается к 3000 километрам.
Одна из самых известных мантр в буддизме
Новый вход в Иволгинский дацан
Граница Бурятии и Забайкальского края
День 7-й (2 сентября 2023, суббота). Чита и трасса «Амур»
Подъем в 6:30, а на завтрак вчерашняя солянка. Собраться быстрее 1,5 часов у нас не получается, а так хочется делать это быстрее. Нам, кстати, к 22 сентября надо вернуться в Кемерово. Именно в этот день прием к редкому врачебному гуру, запись и очередь к которому длится в ожидании более полугода.
После 6 дней отличнейшая погода сменяется дождем и десятью пока положительным градусами. В 9:30 мы на 994-метровой Титовской сопке. После чего посещаем основные достопримечательности города от железнодорожного вокзала и Читинского кафедрального собора до площади Ленина. Конечно, российские города в основной своей массе не сильно предназначены для туризма, «Эйфелевы башни» присутствуют не везде. Но все равно мы проходим и проезжаем основные знаковые места города. В Чите мы все впервые.
Цены на продукты в местном «Караване» уже заметно отличаются от наших и, пожалуй, идут с наценкой в плюс 30, а то и 40 процентов к нашему привычному прайсу.
Читинский дацан (Дамба Брайбунлинг) следующая туристическая остановка. Здесь же выстаиваем приличную очередь, чтобы пообедать с сытными позами. Демократичный ценник в 1200 рублей итог посещения популярной позной.
Проезжаем пару военных частей, на одной из которых наблюдаем за танковыми тренировками. А в 13:30 съезжаем с 1113-километровой магистрали «Байкал» (Р-258), начавшейся еще в Иркутске. Под нашими колесами начинается уже трасса «Амур» (Р-257), по ней мы и будем следовать до Невера с последующим поворотом на север.
Пару слов о дорогах. И трасса «Сибирь» (Р-255) (Новосибирск — Иркутск) и трасса «Байкал» достаточно хорошего качества. Считаю, что 7 из 10 баллов их справедливая оценка. Но, к сожалению, у 98% всех магистралей дорожное покрытие состоит из 2-полосной колеи. А при резком увеличении автомобильного трафика на восток, наши трассы постепенно превращаются в один сплошной дорожный поток с минимальными возможностями для обгона. Да, кое-где появляются полосы уширения или третьи, но этого крайне мало в современных транспортных реалиях. Давно уже нужна скоростная 4-полосная автомагистраль до Дальнего Востока, ну, или как минимум до Улан-Удэ уж точно.
От Читы до Невера 935 км, а до следующей нашей точки и города Тынды около 1080 км. При таком раскладе место ночевки не очевидно. Пока едем как едем, а к ближе вечеру уже будем определяться с дислокацией размещения. На Урюмском повороте одна из немногочисленных АЗС, которые встречаются все реже и реже. Заправляемся по рекордной цене 64,9 руб. за 1 литр 95-го.
В 19 часов начинаем прибрасывать жилье. Сегодня из-за дождливой и прохладной погоды ночевать в палатках не очень-то хочется, поэтому ищем гостиницу. Из реальных вариантов только 12-тысячный город Могоча. Чтобы в него попасть, приходится съехать с основной трассы, преодолев 10 километров. Могоча, как и большинство городов в этой локации, появилась в прошлом веке при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали.
Все квартиры в Могоче уже разобраны, поэтому заселяемся в гостиницу «Семерочка», отдавая за каждый двухместный номер по 2,6 тыс. Конечно, так себе вариант, но тут и выбирать особо не из чего. Удобства также на этаже, кафе или столовая при гостинице не значатся. Зато как горячая, так и холодная вода подаются бесперебойно. В номерах чисто и тепло. В общем, это классическая среднестатистическая гостиница (мотель) на всем пути следования со стандартно-минимальными удобствами. Иногда могут добавляться телевизор или небольшой холодильник. Но они скорее опция, а необязательные аксессуары. Прицеп же бесплатно размещаем в деревянном, гостиничном гараже, что в полукилометре от основного здания.
Сегодня добавляем к пробегу ровно 700 км. А завтра уже планируем добраться до Тынды.
Часовня св. Александра Невского
Здание вокзала признано объектом культурного наследия народов России
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери
Суровое кирпичное здание у вокзала — Доходный дом
Сколько таких памятников по всей стране
Читинский дацан Дамба Брайбунлинг
За Читой уже дороги свободнее и ехать приятно
Но и растительность стала заметно скуднее
День 8-й (3 сентября 2023, воскресенье). Выезжаем на трассу «Лена» и посещаем Тынду
Подъем в 6 утра, кофеек, сборы, забираем также из гаража и закрепляем, обратно к Дастеру, прицеп. В 7:30 покидаем Могочу, плеснув 10 литров на АЗС родом, видимо, еще из Советского Союза. За бортом хоть и солнечно, но морозные -2С, при которых местная растительность уже покрыта миллиметровым слоем инея.
До Тынды чуть более 500 километров, а через 2 часа пути мы около стелы и границы Забайкальского края и Амурской области. Регион 75, меняется на 28-ю область.
На АЗС «Альянс» заливаем полный бак подешевевшего до 55 рублей топлива. Электричества нет, на станции работает дизель-генератор. О, как.
В полдень мы сворачиваем с трассы «Амур» на трассу «Лена». Здесь, за Невером, ее начало, а до Хабаровска отсюда всего 1190 км. Примерно столько же остается нам и до Якутска. Трасса «Лена» встречает нас сначала отличным асфальтом, а потом 15 километрами грунтовой дороги со всеми атрибутами незаконченного строительства.
В почти 30-тысячную столицу БАМа прибываем в 15 часов. Главная достопримечательность города — вокзал, действительно, выглядит свежо и необычно, сильно отличаясь от сотен салатовых сооружений в других городах России.
За 2 часа посещаем десяток основных достопримечательной Тынды, обедаем в узбекском кафе и дальше в путь. В 18:00 мы на стеле «Якутия», и снова короткая пролетка над красивыми пейзажами тайги и полупустой дорогой. После стелы нас опять встречает ремонт дороги с 20 километрами грунтовки. Не критично и понятно, что закатать в асфальт перевал, ох, небыстрое и геморройное занятие.
После ночевки в могочинской гостинице вносим разнообразие и останавливаем на природе. Сегодня это река Иенгра в одноименном населенном пункте. Дальше стандартные вечерние процедуры. Пока кипятится на газу вода, устанавливаются палатки. Затем собираются дрова, разжигается костер и готовится ужин (естественно, на газу). Ну и час-полтора, под горяченькое, идет общение у огня. А температура резко падает с дневных +18С до -2С вечерних. Ох, и ночка нас ожидает сегодня.
Дневной пробег фиксируем на отметке 675 км. Всего мы проезжаем 4,2 тыс. километров, а еще не добрались даже до Якутска. А от него до Магадана еще 4 тыс. непростых, безасфальтовых верст. На этом и финалим наш 8-й день в поездке, хотя по ощущениям прошло как будто дня 4. Время в дороге пролетает иначе.
Тут связь почти на 100%, а вот дальше…
Электричество отключили, работает генератор
Едем по времянке. Основная трасса пройдет на 30 метров выше
А на трассе «Лена» машин еще меньше
А ремонтные работы и не заканчиваются
Дороги расширяют, волны убирают, бюджет осваивается
Сотни крестов по всей России различного дизайна
Памятник паровозу около вокзала в Тынде
Кафедральный собор Троицы Живоначальной в Тынде
Камень с первого километра БАМа
Необычные раковины в кафе «Файс»
Тоже неровная дорога. Сильно не расслабишься
Амурская область заканчивается
Начинается огромная Республика «Саха-Якутия»
И сразу на границе начинается грунтовка
Внизу Амуро-якутская железнодорожная магистраль
День 9-й (4 сентября 2023, понедельник). Падение дрона. Алдан
Утром долго спать не приходится. Столбик термометра фиксирует минус 7С. Пока это самая холодная наша ночевка. Неудивительно, что вне спальника моментально замерзают лицо и руки. Разогреваем вчерашний ужин, что очень сильно экономит наше время. Мы ведь едем по жесткому графику, от которого, кстати, уже отстаем на пару дней. Напомню, что нам надо 22 сентября вернуться в Кемерово. Поэтому все надо делать достаточно оперативно и собрано, что, увы, не всегда получается.
Обнаруживаю спущенное переднее колесо. Пока просто подкачиваем его. Несколько красивых фото на рассвете и в 7:50 выезжаем на трассу. Сегодня наша задача посетить Нерюнгри и максимально близко продвинуться к Якутску.
Во второй город Якутии и 53-тысячный Нерюнгри мы прибываем в 9 утра. Смотровая площадка с видом на город, пара-тройка остановок по самому сити для посещения и фото скромных достопримечательностей — вот наши локации. После чего перемещаем за город, где минут 40 гуляем по главной звезде региона — необычному «Технопарку». Десятки экземпляров тяжелой карьерной техники здесь собраны воедино и располагаются вдоль дороги, растянувшись на сотни метров. Хотя нам 120-тонные БелАЗы и не в диковинку, но все равно очень интересно.
В 11:30 мы снова на трассе «Лена» и продолжаем движение в сторону Алдана. До него 270 км и это следующая наша точка. Проезжаем перевал Тит — красивое место, остановимся здесь на обратном пути.
В 14:00 короткий стоп на запуск дрона на симпатичной видовке в 40 км до Алдана. Естественно, вся самая красота на перевалах. Через них же проходят и высоковольтные линии электропередач. Вот на 3-й, заключительной облетке боком в одну из ЛЭП и врезается дрон. Автоматический полет я не успеваю остановить и наблюдаю конечное видео уже из травы. Вокруг лес и высокая растительность. Сигнала дрона не слышно, мигающих поисковых огней не видно. Так как я не сильно опытный пользователь, то только спустя час соображаю и нахожу последнюю координату местоположения дрона, забивая ее в Organic. После чего несколько минут иду до разрядившегося и лежащего на «спине» коптера. Фуф, повезло, я уже мысленно почти распрощался с игрушкой. А так весь наш дружный коллектив больше часа лазил по кустам в поисках 60-тысячного гаджета. Драгоценное время, конечно, потеряно, но хоть техника спасена.
В 16:30 часов мы в Алдане. Как нетрудно понять из названия, основа экономики города — золотодобыча. А после обеда в общепите мы ищем шиномонтажку. Постоянно спускающее переднее колесо требует ремонта. Найти здесь, в 6-м часу вечера, открытый автосервис не самая простая задача. С 3-й попытки нам все же удается отыскать работающую СТО, а 400 рублей оправляются в алданский автобюджет.
В 18:30 мы на главной достопримечательности 20-тысячного города. Это Республиканский лыжно-биатлонный комплекс с шикарной базой олимпийского резерва. Также отсюда открывается отличный вид и на сам Алдан. Понятно, что сегодня мы уже никуда не едем и остаемся ночевать здесь.
В гостинице «Спорт» свободных мест, на удивление, нет. Обзваниваем места размещения в центе города. Гостиница «Север» готова принять 4 туристов, предложив два 2-местных номера по 2,5 тысячи за каждый сегмент проживания. Немолодая администраторша очень неспешно и скрупулезно переписывает все наши паспортные данные, внося их в амбарную книгу. Только после этого минут через 15-20 выдаются ключи от номеров. Слова «клиентоориентированность», «скорость» здесь еще не вошли в обиход. Парковка в закрытом дворе обходится еще в 200 целковых. Кстати, здесь первый раз рассчитываюсь наличкой. Терминал хоть и есть, но он как бы не работает, переводы на карту тоже что-то из далекого будущего.
Сегодня еще увеличиваем свой график отставания, проезжая всего 358 км. Конечно, можно было пропустить все города по пути следования, пролетев их транзитом. Но тогда какой смысл всей поездки? Не только же в конечной точке маршрута.
За ночь замерзла вода в кружке
Чем дальше на север, тем реже леса
Заграничный ЛАЗ-695Н. Еще бегает
Памятник горным инженерам (Рудознатец)
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Нерюнгри
Кстати, Нерюнгри находится с Москвой почти на одной широте
Нерюнгри со смотровой площадки
Не все перевалы еще закатаны в асфальт
Что +20%? Быстрее, длиннее, дороже?
Тоже АЯМ. Пока без электрификации
Пересечение АЯМа и трассы «Лена»
Представляю, сколько трудов положено на каждую из таких «просек»
Памятник труженикам северных трасс, водителям Якутии
Церковь святых Новомучеников и Исповедников в Алдане
Республиканский лыжно-биатлонный комплекс в Алдане
День 10-й (5 сентября 2023, вторник). Переправляемся через Лену и подъезжаем к Ленским столбам
Подъем в 6 утра, выезд в 7. Сегодня наша цель переправиться через Лену и расположиться напротив Ленских столбов. До паромной переправы в Качикатцах около 440 км. Мы выбираем ее, а не в Нижнем Бестяхе, чтобы сразу оказаться ближе к столбам, которые мы и планируем посетить перед Якутском.
В 13:30 мы на переправе. Отправление в 15:00, ждем 1,5 часа. С 3-й попытки все же удается запустить дрон. Вчерашнее падение не прошло бесследно. Стабилизатор камеры тупит и не выдает изображения на камеру. Танцы с бубнами, включение-выключение коптера и дальше будут продолжаться всю нашу дорогу.
В 14:40 начинается погрузка на паром. Все заезжают задом, сначала грузовики, потом остальные. Двигаться на Дастере с прицепом задом тот еще квест. Хорошо он несильно тяжелый и можно поднять и подрегулировать его руками. Сам же паром отплывает в 15:15. В пути находится 40 минут. Стоимость составляет 800 рублей за авто и столько же отдается за прицеп. Транзакция идет переводом на карту.
От Бестяха до турбазы «Батамай village» около 110 км. Сначала 25 км идет асфальт, а потом начинается грунтовая дорога. После Тит-Ара мы едем 10-15 км/ч уже по берегу Лены. В 19:30 мы у входа на забронированную турбазу. А свободных мест уже нет. Мы сами опоздали и пару раз переносили сроки заезда, поэтому пеняем лишь на себя. Хозяйка кемпинга предлагает разместиться в доме лодочника Владимира, на катере которого мы завтра и отправимся на Ленинские столбы.
Его дом стоит на огороженном земельном участке соток на 20, напротив Ленских столбов. Электричества и воды в доме нет, цену на аренду хозяин нам предлагает назвать самим. Наш коллектив разделяется: двое спят в палатке, а двое в доме. Топим печку и наводим порядок полностью самостоятельно.
Что бы я сейчас поменял в ситуации с Батамаем? Точно бы не стал ехать почти 90 км по грунтовке до Батамая, а снял дом или турбазу ближе к Бестяху, например, в Тумуле или Тит-Арах. А эти 10 или 20 километров до Ленских столбов преодолели бы лучше на лодке по воде, отправившись в водную экскурсию из этих населенных пунктов. В этом случае и проплыли бы больше и насладились дольше видами Ленских столбов с воды. Конечно, хорошо быть умным задним числом.
Для экономии пары завтрашних часов в Якутске решаем поменять масло в Дастере самостоятельно. Пробег от прошлой замены уже почти 10000 километров. Но ямы, естественно, здесь в Батамае нет. Зато есть высокие автомобильные колеи. На одну из которых мы и водружаем внедорожник. При свете фонариков где-то за час меняем масло в двигателе, также попутно обновляем салонный и воздушные фильтры. Ужинаем в обустроенной беседке. Видно, что летом этот дом и его территория не пустуют, принимая сотни, а может и тысячи туристов.
Подкидываем в печку на ночь дрова и ближе к полуночи засыпаем. За день проезжаем 553 км. Общий пробег становится равным почти 5200 км.
Десятки также железнодорожных мостов. А это все годы строек
Новый асфальт и насыпи на десятки метров
Постоянная работа. Так и должно быть
Старая дорога, видимо, шла внизу
А здесь, наоборот, сгрызли гору
Немного стали изменять технологию укрепления мостов
Тут ж/д трафик с Транссибом и не сравнить
Десятки всевозможных производителей дорожной техники
Давненько из таких не заливали топливо
Паромная переправа в Качикатцах через Лену
А справа начались скалы, чуть ниже чем сами Ленские столбы
Ширина Лены в этом месте около 3 км
День 11-й (6 сентября 2023, среда). Ленские столбы. Музей вечной мерзлоты. Прогулка по Якутску
Подъем в 6:30, а на завтрак сегодня с салом жарится упаковка яиц. И, конечно, без бодрящего кофейка не обходится не одно утро. Собирать особо нечего, поэтому мы в 7:30 на пирсе, что в 200 метрах от нашего «отеля». Владимир тоже пунктуален, поэтому сразу отправляемся на противоположный берег Лены. Ширина реки в этом месте ровно 3 километра. А сами скалы Ленских столбов — это останцы разрушения коренных пород. Их протяжённость составляет 40 километров по правому берегу Лены, а высота иногда достигает 200 метров, являясь объектом наследия ЮНЕСКО. Просим Владимира и около километра проплываем вдоль величественных утесов. Очень захватывающе и красиво.
Национальный парк открывается в 8 утра, но билетная касса почему-то не работает и 450 руб. не платятся (на обратном пути она также закрыта). Мы же минут 40 поднимаемся в горку по оборудованному деревянному настилу, набирая по высоте 170 метров и проходя 1,3 км. Со смотровой площадки открываются восхитительные виды на 450-миллионные скалы и на самую длинную реку в России. В это время года и суток мы одни, поэтому никуда не спешим, делая десятки фото и видеокадров без толп туристов. Конечно, по самому благоустроенному парку или берегу реки можно гулять долго, но спустя пару часов мы отправляемся в обратный путь. За переправу на лодке и аренду дома Владимир берет с нас всего 4 тыс.
Кстати, обратная автомобильная дорога до Якутска также идет вдоль похожих гор, только менее высоких, но таких же могучих.
Запасы бензина мы пополняем на сети заправок «Саханефтепродукт», постоянными клиентами которой мы становимся на эти 7 дней. В 16:30 мы подъезжаем к музею «Вечной мерзлоты». Вход 500 рублей, а внутри десятки фигур изо льда, выполненных в якутской тематике. Играет очень проникновенная музыка, есть даже горка. Куча мест для колоритных фото. Для меня — это одна из лучших экскурсий за последних пару лет, точно.
В 300 метрах от музея находятся парк и смотровая площадка на сам Якутск. Отсюда, также через сайт объявлений, бронируем жилье. За двухкомнатные апартаменты отдаем 3,8 тысяч, еще пара тысяч перечисляется хозяйке в залог. Заселение удаленно, вся информация по нему приходит в Телеграм, а ключи от квартиры извлекаем из keybox-а. Сталкиваюсь впервые, но над входом в квартире висит устройство, замеряющее уровень шума в помещении! При превышении значения, кажется, в 65 дБ после 21 часа возможны штрафные санкции. Видимо, для Якутска это актуальная тема?
После квартирного заселения короткий отдых и перезагрузка, далее отправляемся на автоэкскурсию по городу. Дмитрий, пару месяцев работавший в Якутске в 2018 году, отмечает сильное изменение внешнего облика мегаполиса. Мы же проезжаем несколько площадей, памятников и прочих достопримечательностей 360-тысячного города и самого крупного находящего в зоне вечной мерзлоты. Мне Якутск нравится, располагает и сразу приходится к душе.
Я сознательно подробно не расписываю все знаковые места городов, дабы не «нагружать» отчет. Они все прекрасно описаны на трэвел-сайтах. Тем более, что все достопримечательности из ТОП-10-20-...-50 достаточно постоянны и не сильно меняются в наших городах годами.
День заканчиваем со скромным пробегом в 227 км. А завтра уже начинается самая необычная часть нашего путешествия — трасса Р-504 «Колыма».
Если вас не утопило чтение, то продолжение отчета, во второй части этого повествования.
На завтрак как раз ушла упаковка яиц
Национальный парк прямо напротив Батамая
Или Тойоты. А лодки, они для души
Вид на Ленские столбы с дрона (фото с Интернета)
Кто-то отчаянный водрузил на скалу крест
Всю дорогу нас сопровождали четвероногие и вверх и вниз
Многие экскурсанты приплывают из Якутска сюда на теплоходах в рамках речной экскурсии
Возвращаемся назад в сторону Якутска
Музей вечной мерзлоты в Якутске. Выдаются чуни и теплая одежда. Каски на любителя
Для русских «нельзя» — призыв к действию
Если нельзя, но сильно хочется, то можно. Естественно, все это монеты
Ну, прямо вложили по максимуму душу в обустройство музея
Десятки локаций для эпичных фото
Йети бар со стопками из-за льда
Парк и смотровая площадка на Якутск (вода — это еще не Лена)
Ушли из России? Пришли из Китая