|
В конце августа мы решили съездить в Плесецкий сектор Кенозерского парка (д. Вершинино), уж больно нам там понравилось в 2011 году. Экипаж: я, жена и теперь BMW X3. Жилье забронировали заранее в частном секторе непосредственно в Вершинино (450руб./сутки с 1 человека), в гостиницах и гостевых домах мест уже не было, но оно и к лучшему, в деревенском домике душевнее.
22.08.21. Так как ехать предстояло немало и приехать хотелось не особо поздно, выехали (из Железнодорожного Моск. обл.) пораньше и решили ехать «средней» дорогой: через Сокол — Харовск — Вожега — Няндома, этот участок частично грейдер, но он на 100 км меньше, чем если ехать по М8 через Вельск — Долматово.
Сам по себе грейдер неплохой, за исключением некоторых тряских участков, скорость можно держать порядка 60 км/ч. От Каргополя в сторону Брин-Наволока идет отличное шоссе, но около д. Конево мы повернули в сторону Вершинино на грейдер протяженностью ~ 75 км. Дорога идет через р. Онегу по единственному понтонному мосту.
Так вот, мост платный! Как это соотносится с логикой «доступной среды» и прочей пропагандой — загадка! Для жителей деревень это единственная дорога. И вот, когда проехали где-то около 10 км, сработала сигнализация о падении давления в правом заднем колесе, остановились, посмотрели — спускает со свистом, дырка, но инородных тел нет. Ну, думаю, не беда, хоть нет ни запаски, ни докатки (БМВ ими не комплектуется) на авто установлена резина runflet, позволяющая ехать до 80 км со скоростью не более 80 км/ч, к тому же у меня всегда с собой ремонтные жгутики. Но, увы, установить жгут не получилось, дырка оказалась какой-то хитрой, идущей под углом и не прямой. Ехать на шиномонтаж было некуда, со слов остановившегося человека, ближайший шиномонтаж был в Конево, но он работал до 20:00, а время было уже 19:35, да и воскресенье. В общем, решил ковылять 40-50 км/ч до Вершинино и там уже решать проблему с колесом. Но не доезжая ~ 10 км завоняло жженой резиной и всё, покрышка сошла с обода попутно разломав датчик давления — приехали. Вечер, лес, 21 час, интернета нет, из связи только Мегафон и тот еле-еле. Тут повезло, остановился человек (Человек) на Ленд Крузере, позвонил своему знакомому в Каргополь и решили, что он мне на такси пришлет колесо от своего Ленд Ровера и я доберусь на нем до Вершинино, а завтра приеду в Каргополь и там что-нибудь решим. Я ему сказал, что его колесо на мой авто не сядет, но он ответил, что посмотрел в интернете и все подойдет, на том и порешили. К 0:00 приехало такси с колесом и… тарам-пам-пам: разболтовка не та, я оказался прав (лучше б ошибся). Делать нечего, отпускаю таксиста, звоню ночью абсолютно незнакомому человеку, объясняю ситуацию. Он пообещал выслать эвакуатор и оттащить Бумера к нему в шиномонтаж. Жена устраивается спать на переднем сиденье, я укладываюсь на сложенные спинки задних сидений (очень неудобно, наклонно, коротко и какой-то кронштейн впивается в бок), короче, не спится. В лесу тихо, пустынно и за все время навстречу проехало только 4 авто, да и те в промежутке 21:00 - 0:00. В 4:35 приехал старенький праворульный эвакуатор, погрузил нас и повез в Каргополь (150 км), пока ехали, ощутили, какой же грейдер тряский, пришлось 3 раза останавливаться и подтягивать ремни.
И то, пока доехали до Каргополя, Бумер допрыгал до переда платформы и слегка коснулся закрепленной покрышки хромированной полоской своего бампера (но без последствий). И прежде чем съезжать пришлось краном-манипулятором эвакуатора выравнивать хромого на платформе. В шиномонтаж приехали к 7:00, до открытия оставался 1 час, провели его в кафе, немного взбодрившись, так как в эвакуаторе хоть и был спальник, но мне не спалось — больше следил за «грузом», а жена немного выспалась.
К 8:00 приехал хозяин шиномонтажа и отдал мне старую шипованную покрышку размерностью 255/55R19 (родной размер 245/50), но делать было нечего, в Каргополе родной размер не найти, только под заказ, был ещё вариант озадачить кого-нибудь в Архангельске и сегодня же вечером к 22:00 получить его в Каргополе, но это все без гарантий. Огромное человеческое спасибо! В общем, одев старое большое колесо и молясь всевышнему, чтобы Бумер не стал ругаться всеми своими электронными системами, снова поехали в Вершинино, на сей раз добрались благополучно, к 12:00, авто не ругалось, только не работала система контроля давления в шинах.
Приехали, заселились в истинно деревенский домик (2 печки (север, однако), вода в умывальнике из озера, под умывальником ведро, ну и туалет типа сортир в сенях), стоящий недалеко от озера, подкрепились еще домашними запасами и тут уже разморило, улеглись спать.
Вечером немного погуляли по деревне, и на этом день закончился.
24.08.21. На этот день у нас была запланирована водно-пешеходная экскурсия на теплоходе «Заря» по южной акватории Кенозера. Мы посетили маленькие деревушки, живописно разбросанные по берегам озера, некоторые из них уже нежилые, в некоторых живут 1-2 человека. Часовня в Тырышкино:
Зехнова:
Водяная мельница в Зехнове:
Администрация Кенозерского нацпарка пытается вернуть жизнь в эти деревни, дают дома тем, кто хочет сбежать от городской суеты и заняться натуральным хозяйством. Некоторые приезжают, но зиму не выдерживают и возвращаются обратно в города. Именно такая семья нас встречала и поила чаем с плюшками в Зехнове.
25.08.21. С утра отправились в сопровождении гида в уже несуществующую деревню Порженское, где сохранился очень красивый одноименный погост 18-го века. Путь к нему неблизкий: сначала на моторной лодке до Видягино,
потом пешком через лес несколько километров и потом еще немного снова на моторной. Осмотрели недавно отреставрированный погост.
Посидели и попили чаю у егерей, поиграли с жизнерадостным котом Вирусом.
И отправились в обратный путь, собирая грибы, которые были в несметном количестве.
26.08.21. Сначала пошли в соседнюю деревню Шишкина в музей «В Начале было Слово», музей расположен в большом крестьянском доме 1861 года, и еще в прошлый наш приезд в 2011 году он был частично жилым, потом хозяин подарил его нацпарку, дом отремонтировали и сейчас в нем интересный музей, посвященный крестьянскому быту и народным сказаниям.
Затем мы вернулись в Вершинино на пристань и отправились на «Заре» по южной акватории Кенозера. Рыжково:
На некоторых домах сохранились росписи:
Глазово:
Усть-Поча:
Отреставрированный клуб в Усть-Поче:
Ветераны в работе:
27.08.21. После завтрака поехали в д. Филипповскую (20 км от Вершинино), в очень красивый Почозерский погост — тройник 18-го века (3 храма на 1 территории), в России таких сохранилось всего 5.
Он долго был в аварийном состоянии, его ни шатко ни валко реставрировали, но дело сдвинулось только после того, как директор нацпарка лично подала челобитную государю Путину. В 2018 году реставрацию завершили. Мы с удовольствием послушали заранее заказанную экскурсию и колокольный звон, специально сыгранный для нас замечательным экскурсоводом и знатоком края Елизаветой Ивановной. После экскурсии мы проехали дальше в лес, остановились у небольшой часовенки и пошли собирать грибы.
Вернулись домой, обработали урожай и еще немного погуляли по Вершинино.
А вечером сходили в баню по черному, для нас это было впервые, до этого парились по белому.
28.08.21. В этот день никуда не ездили, пользуясь прекрасной погодой гуляли по окрестностям, а вечером я с местным жителем отправился на рыбалку, с клевом не повезло, поймали по 1 щучке.
Часовня Св. Николая Чудотворца и вид от неё на окрестности:
29.08.21. Увы, пора собираться в путь далекий край родимый. Домой решили ехать с ночевкой в Вологде. Сначала по пути остановились в д. Ивановская, чтобы пройти в д. Измайловскую по очень «живописному» мосту через р. Кена.
Справедливости ради надо сказать, что в Измайловскую есть и нормальная дорога, с другой стороны Кены.
Затем мы перед наплавным мостом через Онегу сделали крюк в 35 км, повернув налево, в сторону д. Бережная Дуброва, к очень красивому и отреставрированному деревянному храму, стоящему на краю деревни. Место живописное, как сам храм, так и деревушка.
Пока гуляли по Бережной Дуброве я издали увидел крупное животное, похожее на верблюда. Но откуда здесь верблюд! Подошли поближе, а это оказалась больная лошадь с сильно деформированным хребтом. Как она так живет…загадка.
После мы взяли курс на Вологду, но не напрямую Вершинино — Конево — Каргополь — Солза — Вологда, а через небольшие деревеньки: Вершинино — Конево — Шелоховская — Погост — Низ — с. Река — Каргополь — Солза — Вологда.
Торопиться некуда, да и ехать той же дорогой, что приехали неинтересно. По дороге останавливались, любовались русским зодчеством. Шелоховская:
Погост:
Низ:
Руины Ошевенского монастыря:
В селе Река сохранились старые домишки с росписью:
В Каргополь заезжать уже не стали, впереди был весьма стремный 30-километровый участок Солза — Прокшино: грунтовка, про которую ходят легенды, на ней может быть разрушен мост, а в межсезонье его люди на Ниве 5 часов преодолевали. Но водитель эвакуатора, который нас вез в Каргополь сказал, что его более-менее привели в порядок, он там ездил пару дней назад. Ну, а до Солзы от Каргополя на большей части пути идет хороший грейдер.
В общем, не так страшен черт, как его малюют, дорога действительно оказалась вполне проезжей, от Солзы до Прокшино скорость 40-60 км/ч, (до Солзы 70-90), далее она выходит на трассу А-119, а там уже только успевай за камерами следить. Вечером приехали в Вологду, в гостиницу «История» (2800 руб./сут). Пробег за день составил ~ 570 км.
30.08.21. Утром встали, позавтракали и поехали в Спасо-Прилуцкий монастырь.
Погуляли по центру города и отправились домой.
Все очень понравилось, за исключением истории с колесом. Общий пробег составил 2268 км, не считая пробег на эвакуаторе))).
Заметили особенности местного говора в Кенозерье: так протока — прость, отмель — луда, заросшая отмель — сито на луде.
P.S. Вследствие приключений, естественно, пришлось покупать покрышку, но штатный Бриджстоун в РФ не поставляется, только под заказ с ожиданием 1 месяц и по цене 30000 с + руб! Поэтому купил 2 Yokohama за ту же сумму. Ну и озадачился запаской: взял складную б/у от Ауди Q5 и засунул её в багажник, убрав органайзер под крышкой.
Зима
Нам так понравилось в Кенозерье летом, что решили съездить туда и зимой, сразу после Нового Года. Домик сняли тот же, но зимой дороже 600 руб./сут с 1 человека. Подробно расписывать не буду, маршрут тот же (через Вологда — Прокшино — Солза — Каргополь — Вершинино). Объекты посещения практически те же, только в Порженское не на лодках, а в прицепе снегохода. Ну и вместо рыбалки мы взяли с собой лыжи, но случился конфуз, мы вышли на озеро, а под снегом оказалась вода, несмотря на то, что накануне был 28-градусный мороз. Естественно, лыжи обледенели, и покатушки не удались. Но ничего, зимние пейзажи, натопленная банька оставили неизгладимое впечатление. А как классно с мороза зайти в натопленную дровами избу, залезть на кровать по старинке с газетой и прислониться к теплой печке! Приключений не было, ну а дальше просто фотографии.
Вершинино:
Косицына (с домом почтальона Тряпицына):
Порженское:
Утро в Кенозерье по дороге домой:
Потенциальный победитель в номинации «Самый грязный авто» (в Кенозерье-то абсолютно чисто и бело, но авто вымыть негде, а вот по дороге в Московской и Вологодской областях — реагенты).
Саунино:
Каргополь:
Деревянный навес — это полоскальня, используется до сих пор, в 21 веке!
Вологда: