Путешествие: Кисловодск, Осетия и Грозный на НГ

12.03.2024 | 7163 просмотра

В новогодние праздники 23/24 мы решили отчасти повторить прошлогоднее путешествие в Пятигорск с друзьями и встретить НГ в Кисловодске. Экипаж: я, жена, друг с женой и наш BMW X3. Чтобы не толкаться в предпраздничных пробках, выехали на за сутки до начала выходных.

28.12. - 29.12.2023 в 20:45, забрав друзей из нашего же города Железнодорожного, по платной М4 взяли курс на юг и, пару раз поменявшись с другом за рулем, уже в 13:12 прибыли в Кисловодск (1606 км). Дорога была чистая и сухая, ехать было легко. По приезду заселились в 2 съемные квартиры в Саперном переулке (4000 и 3000 руб./сутки), в центре города, недалеко от колоннады. Немного отдохнули и пошли гулять по городу.

Пробег за день 1606 км. (Маршрут)

30.12. К 10:00 поехали в Ессентуки, в павильон механотерапии: зал начала 20-го века с установленными тренажерами, возрастом более 100 лет (!) и они работают, на них можно позаниматься!

Но клиентоориентированность санатория (ему принадлежит павильон) зашкаливает: помимо того, что павильон не работает все праздники вплоть до 9 января, так еще теперь билеты продаются в кассе санатория, а по субботам (как раз 30) касса не работает! Благо, что я заблаговременно договорился, что мы оплатим на месте. Размявшись на тренажерах 45 минут (260 руб.), мы отправились гулять по курортному парку Ессентуков.

Затем мы вернулись в Кисловодск, прогулялись уже по его курортному парку, прокатились на канатной дороге от нижней до верхней станции, откуда полюбовались вечерним городом и Эльбрусом.

31.01. Непосредственно в НГ никуда не ездили, гуляли по Кисловодску, девчонки вечером 31-го пошли на органный концерт в филармонию, а мы с другом нет, как-то не вяжется у меня органная музыка с новогодним настроением.

Новый Год встретили традиционно, за столом и с фейерверками. 1-го с «утра», около 12, я отправился в парк, сдуру пошел не в ту сторону, на маршрут «473 ступени», было тяжко))).

Вечером сходили в кино на фильм «Холоп 2». Понравился, в принципе не хуже 1-го.

02.01. Мы поехали в Осетию, в Кармадонское ущелье.

Подъезд к Фиагдонскому ущелью:

По пути мы заехали в Кадаргаванский каньон с его затаившимся Зеркальным Барсом.

Полазили по древней (13-14 вв.) крепости у села Дзивгис. Крепость очень хорошо «встроена» в скалы так, что её не сразу и увидишь.

Рядом с ней несколько могильников, в одном из которых лежат реальные кости, весьма неожиданное зрелище.

Далее мы отправились в старинное, сейчас уже нежилое село Цмити (Верхний Фиагдон) с живописными башнями, могильниками и каменными домами.

Сделав небольшой перекус, мы поехали дальше, в Успенский Аланский монастырь, он современный, 2000 года, особого впечатления не произвел.

Затем по живописной дороге

мы выдвинулись к Мидаграбинским водопадам, это в 9 км от трассы, из них 6 очень плохой дороги. Остановившись около одной ледяной промоины, я заглушился и вышел посмотреть, как её лучше проехать. А когда сел, авто отказался заводиться, выдав сообщение «зафиксируйте автомобиль от скатывания». Тем временем навстречу уже собралось несколько авто, экипажи которых смотрели на меня с недоумением, что это человек стоит, закрывает и открывает, и не уступает. Наконец с 3-й попытки завелся, всех пропустил и больше таких глюков не было.

Сами же водопады… а где они?! Воды в январе мало, поэтому их почти нет, надо ждать весну (((-.

Миновав без остановки Даргавс с его очередным городом мертвых, мы поехали к последней цели, к Кармадонскому ущелью, где погибла съёмочная группа Бодрова. Но сначала решили подъехать к мемориальной скульптуре «Жертвам ледника», посвященной погибшим местным жителям. К нему идёт просто накатанная грунтовка от выселенных многоэтажных домов поселка Верхний Кани.

Дорога была сильно раскисшей, и пока шла по ровной местности, ехать было нормально, но, когда я увидел, что она пошла вниз, мы решили дальше не ехать, потому как возникли опасения, что обратно на подъём потребуется трактор. И пока было ещё более-менее ровно, я тихонько съехал на траву, чтобы развернуться. Кто ж знал, что под тонким верхним слоем сухого грунта скрывается влажная глина. Машину понесло вперёд, потом просто боком, друзья сзади уже отстегнулись, готовясь прыгать. Жена воскликнула: «Куда ты едешь, там камень», в общем, очень повезло, что он там был. Бумер зацепился за него колесом, развернулся на 90 градусов мордой к дороге и остановился. Вылезли, посмотрели на обрыв метрах в 50, до которого не доскользили, выдохнули и стали думать, как выкарабкиваться. Сначала пытались толкать и подкладывать под колеса плоские камни, которые были сложены кучкой неподалеку. Бесполезно! А дело близится к вечеру.

Решили идти искать трактор, но где его искать в выселенном поселке? Но не сидеть же на месте. Первое, что нам попалось, загон для скота со стоящим на кирпичах грузовиком, людей не наблюдалось. Следующим по пути был дом с припаркованным 200-м Ленд Крузером, но он при нашем приближении завелся и уехал. Далее был ещё один дом, последний, на участке которого жена заметила человека. Мы подошли, и как же я обрадовался, когда за воротами увидел УАЗик Буханку! Хозяином оказался очень радушный и гостеприимный Георгий. Он в убедительной форме отправил девчонок пить кофе, а нас посадил в Буханку, и мы отправились вызволять Бумер.

Честно говоря, мы опасались, что УАЗик тоже стащит, но Георгий успокоил нас фразой, что мы далеко не первые. По пути он развернул легковую Тойоту, лишив её экипаж приключений. Ну, а к БМВ Георгий подъехал сбоку, взял на трос и легко вытащил на дорогу.

Вернулись к нему домой, он напоил нас чаем, предлагал остаться отдохнуть. Как оказалось, это его гостевой дом, «Тур Дом». Он совсем новый, уютный, ожидает туристов.

Думаю, что с таким хозяином отдых и проживание пройдут очень душевно и хорошо. Попрощавшись с Георгием, мы подъехали к мемориалу Бодрова уже в полной темноте, на предыдущее приключение ушло примерно 1,5 часа. Трагическое место, памятная доска, полу заваленный въезд в тоннель. Тоннели расчищать не стали, дорогу проложили рядом, в объезд.

Это было последней точкой на сегодня, вернулись в Кисловодск, остаграммились и уснули.

Пробег за день 591 км.

03.01. После вчерашней эпопеи ехать куда-то не хотелось, поэтому снова гуляли по Кисловодску, сходили на экскурсию с концертом на дачу Шаляпина. Дача не очень большая, но красивая и хорошо обставленная.

04.01. С утра со свежими силами отправились на озеро Гижгит, бывшее хвостохранилище вольфрамо-молибденового комбината. Благодаря тому, что, по слухам, на дне находится вся таблица Менделеева, оно имеет такой бирюзовый оттенок. Прокатились вдоль озера 1/3 периметра, теоретически можно полностью, но дорога очень узкая, не везде можно разъехаться со встречным, да и каменистая она очень, гораздо больше подходит УАЗу или Ниве.

Тёщины зубы.

Затем мы направились на перевал Актопрак: красивую горную дорогу, соединяющую Баксанское и Чегемское ущелье и поднимающуюся до 1945 м. Дорога, действительно, очень красива, мы несколько раз останавливались и любовались видами.

Немного видео:

Подъем на Актопрак:

Перевал Актопрак:

Но надобно заметить, что в прошлом году на Бермамыте и по дороге на Джилы-Су было красивее, так как был снег, в этом году его почти не было. Достигнув Чегемского ущелья, повернули налево, в сторону «цивилизации». У одноименных водопадов останавливаться не стали, были уже неоднократно, посмотрели их из окна авто, пока стояли в пробке: дорогу восстанавливали, похоже, после недавнего частичного подмыва.

Заехали только на малый Чегемский водопад (Адай-Су).

После него отправились в термальные источники Гедуко, правда без особой надежды на успех, все-таки праздники, лучше бронировать заранее, но мы не могли, так как не знали, во сколько приедем. И точно: мест нет. Ну, невелика потеря, вернулись домой.

Пробег за день 376 км.

05.01. В 8:45 выехали в Грозный, но поехали не через Беслан — Назрань, а через Терек, видимо, немало удивив бойцов на блокпостах. И если ингуши были в бронежилетах-касках-калашах с запасными магазинами, то чеченские бойцы вообще без всего, один из них лениво показал пальцем, мол, остановись, спросил, есть ли спиртное (сказали, что нет) и отпустил с миром))). В 13:50 приехали в «Отель Турист» (3800 руб./сут). Номер у нас был с приколом: свет в санузле включался только при включенном свете в номере, это особенно доставило, учитывая, что люстра была то ли 5, то ли 8 рожковая. Короче, хочешь ночью в туалет — разбуди 2-ю половинку.

Заселившись, пошли гулять по городу, поднялись на обзорную площадку Грозный Сити.

С высоты 145 м виден весь город, можно фотографировать, но только не резиденцию главы республики.

Самые большие часы в Европе.

Спустившись с небес на землю, мы отправились в мечеть «Сердце Чечни», очень красивая, крупнейшая в России и Европе, построенная по аналогии с Голубой мечетью в Стамбуле.

Зашли еще в ТЦ «Грозный молл», чтобы с его смотровой площадки посмотреть на Сити, но она по неизвестным причинам была закрыта. Затем просто бродили по городу.

Вообще, Грозный понравился, все свежеотстроенное, просторное, современное, красивая подсветка. Ничего не напоминает о мрачных событиях 90-00-х годов. Но повсюду портреты и имена определенных людей.

Пробег за день 317 км.

06.01. Всё, праздники заканчиваются, пора домой. В 8:45 выехали из Грозного и в 6:24 были в Железнодорожном. Дорога была нормальной, за исключением участка под Воронежем, где пошел очень сильный снегопад. Да, и по дороге туда и обратно навигатор около Воронежа тормозил и зависал, возможно, работали глушилки. Пробег за день составил 1875 км. (Маршрут)

Общий пробег 4815 км. Путешествие очень понравилось, хоть прошло и не без приключений, зато мы познакомились с Георгием, очень хорошим человеком. Да и какое путешествие без приключений!