|
Поездка в августе на Кольский полуостров и северную Карелию, только подогрела интерес к северной природе и объектам русского деревянного зодчества, которые сохранились в тех местах в большом количестве и не в сильно перестроенном состоянии.
Маршрут поездки сложился на основе нескольких маршрутов, которые выложены в многочисленных отчетах. В результате был выбран оптимальный для 7-8 дневной поездки.
Раменское — Углич — Рыбинск — Череповец — Белозерск — Каргополь — Плесецк — Онега — Архангельск — Пинега — Мезень — далее планировал проехать до Лешуконское , Усогорск и далее Котлас и до дома. Последний этап заранее решили ехать по ситуации в зависимости от состояния дорог.
Но коррективы в поездку начались еще до отъезда, сначала о невозможности поехать со мной сообщил друг , но я не стал менять планы и решил ехать один. И в день выезда, вместо запланированного старта в 6:00, из-за срочных дел пришлось выехать в 15 часов.
Московская область провожала хорошей солнечной погодой и почти пустым Ярославским шоссе. Магнитола читала аудиокнигу, колеса тихо шуршали по шоссе, и печаль о позднем выезде быстро забылась.
В Углич прибыл уже затемно. Попив кофе, немного погулял по ночному городу. В Угличе был много раз, но ночью впервые.
Спустя пару часов доехал до Рыбинска. После Рыбинска асфальт заметно ухудшился, но и машин на дороге не стало совсем.
В Череповец приехал уже за полночь. Остановился в гостинице.
День второй.
Утром решил немного осмотреть город. Одной из главных достопримечательностью города является Дом-музей Верещагина В.В.
В этом доме неподалеку от реки Шексна в 1842 родился великий русский
художник-баталист Верещагин В.В.
В музее экскурсией осмотрел дом, узнал много нового о знаменитой семье Верещагиных. Чем мне нравятся небольшие провинциальные музеи, так это своей атмосферой и интересными экскурсиями. Причем весьма недорогими.
Рабочий кабинет Верещагина Ст. Очень удивил необычный табурет из ног лося.
Для производства этого предмета мебели потребовалось 2 лося, т.к. все ноги у табурета передние.
Осмотрев музей и город Череповец (большей частью из окна), направился дальше по маршруту в сторону Белозерска.
Белозерск — один из древнейших городов России. Впервые упомянут в «Повести временных лет» под 862 г. как город Белоозеро.
Главной достопримечательностью города является Белозерский кремль и находившаяся на территории кремля Церковь Успения 1553 г.
Сам город сохранил черты древнего города, размеренности и спокойствия, очень напомнил г. Кириллов, находящийся в паре десятков километров отсюда. В Кириллове находится Кирилло-Белозерский монастырь, который посещал в 2011 г. Для желающих посетить эти края рекомендую посетить Вытегру ( музей подводная лодка) , Белозерск и монастырь в г. Кириллов. В 3-4 дневной маршрут можно легко уложиться.
Территория Белозерского кремля.
Вид на город с земляного крепостного вала.
Немного погуляв по Белозерску, я продолжил путь в сторону трассы Вологда — Медвежьегорск. Дорога превратилась в грунтовку, и на пути возникла первая в этой поездке паромная переправа. Расстояние до противоположного берега около 200 м, паром бесплатный и ходит раз в час. Воспользовавшись ожиданием парома, организовал полевой консервный обед.
После парома дорога была по-прежнему грунтовой, но более ровной, т.к. прошел грейдер и немного разровнял ямы и кочки. По дороге в дер. Ухтома увидел интересную полуразрушенную церковь.
Комплекс церквей Воздвижения и Успения.
Пока делал пару снимков, услышал со стороны машины звук Ш-ш-ш-ш-ш-ш. Беглый осмотр помог найти источник звука — боковой порез левого заднего колеса. Скорее всего, налетел на камень, который вывернул из дороги проходящий грейдер. С запаской возиться не хотелось, т.к. за все время ей ни разу не пользовался, и к тому же она была меньшим диаметром 29”, вместо установленных Cooper 31,6”. Накачав в колесо 3,5 атм. поспешил в ближайший пос. Липин Бор искать шиномонтаж. Шиномонтажа там не оказалось, пришлось ехать до трассы в пос. Липник.
Последствия встречи с острым камнем.
Пока ремонтировали пробитое колесо, внешний осмотр выявил в правом заднем колесе посторонний объект — шляпка гвоздя сотки. Тут обошлись жгутиком. Цена за весь ремонт вышла в 570 рублей.
Поехав далее по маршруту, свернул на указатель Панкратово. Рядом с указателем установлен знак «тупик», но все навигаторы показывают, что дорога есть — это и проверим. В Панкратово встретил местного жителя, спросил насчет дороги. Он задумался и сказал «если 4вд, то пройдешь».
Поначалу была вполне себе нормальная грунтовка, но чем дальше в лес, тем лужи больше и колея глубже. Успокаивало, что местами попадались следы « асфальтовых» шин — значит, проехать можно.
Только въехал в Солзу, меня сразу встретила свора голодных дворняг. Пришлось угостить их колбасой.
Дорога до Каргополя заняла пару часов.
День третий.
Утро начал с осмотра города. Каргополь находится на левом берегу р. Онега. Основан город в конце ХIV в. Является одним из древних городов России.
Главная достопримечательность города Собор Рождества Христова. К сожалению, находящийся на реставрации, хотя, судя по информационному щиту , реставрация должна была закончиться уже месяц назад.
Одно из старинных зданий в центре города.
Посещение Каргополя оставило сожаление, что город, который ранее был крупным транзитным и торговым городом, стал неперспективным. Промышленности в городе особой нет, лесхозы еле работают. Но что больше всего удивило — то, что туризм в эти краях практически не развит. Город ничем не уступает любому городу из «Золотого Кольца», но о нем и достопримечательностях этого края мало кто знает. Хотя у города есть весь потенциал стать туристическим центром и вдохнуть новую жизнь в красивый угасающий город.
Далее продолжаю путь на Плесецк.
Плесецк, в маршрут поездки входил как транзитная точка, т.к. интересных мест и достопримечательностей нет, кроме космодрома и его инфраструктуры, которые находятся в ЗАТО Мирный и других местах, куда допуск ограничен.
Посмотреть в городе ничего не удалось, но зато хорошо пообедал в местном кафе.
После Плесецка дальнейший маршрут лежал в город Онега. Свернул с Архангельской трассы на Онегу, вновь оказался на грунтовке.
Дорога на Онегу оказалась очень живописной.
Проезжая вблизи д. Сырья, увидел с дороги древний собор.
Успенский деревянный собор был построен в 1867 г.
Внутри полным ходом идет реставрация.
С колокольни открывается шикарный вид на бескрайний лес и Онегу.
В Город прибыл уже к вечеру. Первоначально был план переночевать, а утром отправится на Кий-остров. Но сильный ветер и холодная погода не очень располагали к морской прогулке, и поэтому было принято решение ехать до Архангельска.
Одна из центральных улиц г. Онега.
В музей города попасть не удалось по причине понедельника.
Дорога на Архангельск вдоль Белого моря.
Поначалу думал, что такая дорога и будет до самого Архангельска и рассчитывал доехать за пару часов. Ведь не может такого быть, что все дороги ( а их две) в город будут грунтовыми. Как же я ошибался. Стемнело очень быстро, быстрее, чем закончился асфальт, и 200 км растянулись более чем в 5 часов. Знал бы заранее о такой дороге, остался бы в Онеге.
Тем не менее, приехал в Архангельск около 10 вечера и остановился в первой попавшейся гостинице.
День четвертый.
Утро начал с осмотра города. Город удивил большим количеством деревянных домов. Которые соседствуют с панельными и монолитными домами.
Самое высокое здание города, один из его символов.
Нулевой километр Архангельска.
Около Нулевого километра начинается городской парк, который выходит к набережной Северной Двины. Набережная очень красивая, летом, наверно, популярное место гуляния жителей города.
На набережной установлен памятник Петру I. Его можно увидеть на 500-рублевой купюре.
Парусно-моторная шхуна «Запад».
Увидев данный корабль, я задался вопросом, что здесь делает этот, мягко сказать, «корабль», судя по его внешнему виду, ему уже ставят прогулы на кладбище кораблей в Саргассовом море. )
Но прочитав в интернете, узнал, что эта шхуна построена в 1949 году в Финляндии. Использовалась как грузовое судно. В 1953 году было передано Архангельскому мореходному училищу. Использовалось при съемках фильма «Георгий Седов» (1974).
В 1983 г. установлена на Красной пристани как памятник романтической эпохе парусного флота и символ первого порта России — Архангельска.
Летом 1998 г. сильным порывом ветра все мачты были сломаны, и в 2005 году шхуна «Запад» исключена из реестра музеев.
Есть мнение, что шхуна «Запад» изображена на 500-рублевой купюре, но официально это не подтверждается. Сам того не замечая, совершил этим летом пятисотрублевый круиз по всем местам этой банкноты: Соловки ( август 2015), памятник Петру I и шхуна «Запад» в Архангельске.
Рядом со шхуной находится Северный Морской Музей. Жалею, что в момент визита там не было экскурсовода, но музей очень интересный.
Главной целью визита в Архангельск было посещение музея деревянного зодчества Малые Корелы.
В музее собраны объекты деревянного зодчества северных регионов России. В музее более 100 различных построек разного назначения. Сохранившиеся постройки искали по всей Архангельской области, разбирали по бревнам и привозили сюда и заново собирали. Многие из построек находились в непроходимых для техники местах, что приходилось использовать вертолет для перевозки разобранных строений. В этом музее собраны постройки возрастом от 100 до 400 лет.
Среди построек есть мельницы, церкви, крестьянские и купеческие избы, дорожные трактиры, амбары и другие постройки. На мой взгляд, это один из лучших музеев, передающий атмосферу того времени, находясь здесь, начинаешь представлять, как жили наши предки, как вели хозяйство, как отдыхали и т.д. Во многих домах представлены тематические экспозиции — трактир, транспорт, охота, рыбалка и домашний быт того времени.
Дальше мой путь пролегал в г. Мезень. Но по пути собирался посетить Голубинские пещеры.
Асфальтовая дорога быстро закончилась, да я уже привык к грунтовкам, которых в этих краях большинство. В этой поездке сложилось мнение, что в Архангельск ведет только одна асфальтированная дорога, все остальные грунтовки.
Дорога шла вдоль реки Пинега. Со слов местных жителей в реку часто заходит семга.
К 16 часам добравшись до турбазы Голубино, я решил скоротать время до ужина, съездив в д. Красная Горка посмотреть Красногорский Богородицкий монастырь. Этот монастырь XVII в. знаменит тем, что в нем похоронен князь В.В. Голицин, который был сослан в эти края Петром I.
Около монастыря пришлось задержаться на незапланированный Pit-Stop, так как из колеса мощным потоком свистел воздух. Проблема была решена с помощью жгута. Так как это было уже третье пробитое колесо за 3 дня, я стал осматривать колеса при каждой остановке.
Турбаза Голубино. Не передать словами, как было здорово очутиться в этом теплом, уютном месте. После того как замерз (пока провозился с колесом), горячий ужин из греческого салата и спагетти с соусом болоньезе были просто потрясающими!!! А ирландский виски и WIFI , помогли скоротать остаток вечера.
День пятый.
Утро началось с не менее шикарного завтрака и продолжилось походом в пещеру.
Экипировка перед походом в пещеру. Каску и фонарь выдают после инструктажа.
Голубинская карстовая пещера. Карстовые пещеры образуются под влиянием подземных вод, течение которых растворяет гипс и ангидрид. В период половодья пещеру затапливает протекающая рядом р. Пинега. Длина пещеры около 1600 м , местами имеет 3 уровня. Температура круглый год практически постоянная — чуть выше 0. Во время экскурсии пару раз встречали летучих мышей.
Закончив осмотр пещеры, продолжил путь в Мезень, но по дороге решил заехать в Красную горку, осмотреть Монастырь и красивый вид на реку Пинега в светлое время. Поселок Красная горка, почти пустынный, здесь проживает не более 20 человек.
На стенах еще сохранились фрески.
Так как монастырь расположен на горе, с него открывается шикарный вид на всю окрестность.
Так выглядел монастырь в начале XX в. После революции монастырь был разграблен, каменная стена разобрана, а здание монастыря передали детскому лагерю, а в последствии здесь был до 90-х годов психоневрологический интернат. В 2006 г. восстановили жилое здание, но произошедший пожар остановил дальнейшие работы.
ОАО «Российские Грунтовые Дороги».
Пройдя переправу через р. Мезень и проехав еще около 50 км по традиционной грунтовке, я прибыл в г. Мезень. Сам город был промежуточной точкой, т.к. план был доехать до берега моря.
Центральная улица г. Мезень. Хоть не асфальтированная, но вымощенная бетонными плитами.
В городе, где дорог толком нет, не говоря уже о предприятиях и заводах, меня удивило наличие 2 дилерских центров Yamaxa. Причем не уступающих по внешнему виду и ассортименту (кроме мотоциклов) таким же центрам в Москве и других крупных городах. Но позднее я выяснил у местных жителей на каких покупателей рассчитаны эти салоны. Дело в том, что через эти места проходит кочевой путь оленеводов-ненцев, у которых большим спросом пользуются японские снегоходы и подвесные моторы. На мой вопрос — «Откуда у них столько денег на такую дорогую технику», получил логичный ответ: «А на что им еще деньги тратить??? Жильем, едой они себя сами обеспечивают».
Аэропорт Мезень. На табличке устрашающая надпись «Пограничная зона».
Доехать до Белого моря не получилось. Из-под капота стал доноситься непонятный скрежет, то появляясь, то пропадая. Поэтому решил сворачивать поездку и ехать на базу в Голубино, а утром в Архангельск, разбираться с причиной посторонних звуков.
Переправа. На предпоследний паром я не влез, т.к. грузовой Камаз занял почти 4 места.
Стал ждать последний в 17:30, потом следующий только в 6:00.
На последнем в этот день пароме кроме меня была еще Газель с московскими номерами. Когда причаливали к берегу, у буксира закончилось топливо, а бочка с ДТ была на другом буксире. А без тяги буксир не может держать паром упертым в берег, и нас начало сносить дальше от берега. Но видно со стенок бака стекли остатки солярки, и механик смог запустить мотор, на что капитан крикнул: «Съезжайте быстрее, пока не заглох мотор». И тут произошло то, чего не ожидал. Двигатель моей машины отказался заводиться, стартер еле крутил мотор. Быстро достав трос, кинул его водителю газели, и меньше чем через минуту я с машиной был уже на берегу.
Газель дотащила меня до начала подъема с берега, дальше тянуть в гору по раскисшей глине двухтонный внедорожник было бесполезно.
После того как ночлег был найден, занялся поиском эвакуатора до Архангельска. Большинство водителей вообще отказывались сюда ехать, а кто соглашался, объявлял не меньше 30 тыс. В результате поисков был найден вариант за 20 тыс. Водитель Юра обещал приехать в 9-10 часов утра.
День шестой.
В 8:00 я уже был около машины, 2 часа мерял шагами берег вдоль реки, на третьем часу ожидания развел костер.
Успокаивало то, что дров в округе столько, что до весны можно продержаться. :)
Проходящий мимо Камаз, ехавший с Архангельска, сообщил мне , что меня ждет эвакуатор в 2 км отсюда и не может проехать через понтон…
В общем, через 30 минут я вместе со своей «недвижимостью» ехал на Соболе по уже надоевшей северной грунтовке. Дорога до Архангельска заняла около 8 часов, в Пинеге водителя Юру сменил его брат Виталий. Классные ребята!
Из разговора узнал, что Виталий рассматривал возможность покупки Трейлблейзера и читал мой отчет об этой машине на Drom.ru)))
В Архангельске сдали машину бывшему дилеру GM компании Лаура. В сервисе были не очень рады двухтонному куску глины, который притащили неизвестно откуда, но моя настойчивость взять машину в ремонт сделала свое дело.
День седьмой.
Утро началось не с нескафе. Так как сервис был завален работой и без моей машины, и чтобы до неё «дошли сегодня руки», я с самого утра мозолил им глаза своим присутствием. В результате после обеда машиной занялись. Через 30 минут мне сообщили диагноз: «Заклинил шкив дополнительного насоса отопителя». Так как дополнительный насос деталь не особо ценная, было принять решение отремонтировать методом «соединить напрямую», короче говоря, подобрать ремень в обход заклинившего шкива.
Через 30 минут я выехал из сервиса и двинул в сторону дома. Выехав из Архангельска около 19:00, добрался до дома около 14 часов дня, с остановкой на сон под Вологдой на пару часов.
В эту поездку мне удалось посетить и посмотреть почти все запланированные места, и полученные впечатления и положительные эмоции перевешивают все неприятности. Прошло уже почти 2 месяца с поездки, но дорога и тяга к новым впечатлениям снова заставляют думать о следующей поездке.