|
Все началось с переезда родителей моей теперь уже бывшей супруги в Краснодар. Тогда теща предложила перегнать их автомобиль своим ходом до Краснодара, на что, получила, категорическое нет, по причине полного отсутствия времени на столь длительное путешествие (работа была такая). Но я болеющий автомобилями лет с 15 и естественно ухватил саму идею и в тот же вечер читал статьи о перегонах на этом сайте. Через некоторое время супруга собрала вещи и сына и уехала на ПМЖ к маме. Информация о стоимости билетов до Краснодара и обратно тут же воскресила идею о поездке на запад своим ходом. В Интернете появилось мое объявление о перегоне автомобиля на запад.
В январе на меня вышли бывшие хабаровчане, а ныне жители Москвы с просьбой перегнать их Ниссан Дизель в первопрестольную на что, я недолго думая согласился.
Вначале марта 2007 года документы готовы, грузовик прошел углубленное ТО и мелкий ремонт в одном из автосервисов Хабаровска, как впоследствии оказалось не очень качественный, на работе отпускают в отпуск. Получаю от представителя хозяина документы и деньги, подписываем договор перегона и все готово к дальней дороге.
Об автомобиле: Нисан Дизель 1992 г 5-тонник длинномер (кузов 6.20) с манипулятором Тадано грузоподъемностью 3 тонны, двигатель FE 6, в России 5 лет большую часть из которых простоял, на спидометре 115400км. В кузов поставили дорожный каток. Оставалось еще место, но из за малого количества времени попутный груз найти не удалось, о чем впоследствии пожалел.
8 марта 8.30 пересекаю линию импровизированного старта в районе поста ГАИ на амурском мосту, а буквально за 5 минут до этого на заправке выяснилось, что и без того маленький, всего 100 литров, бак негерметичен в районе горловины, а потому более 90 литров топлива не заправишь. Оставалось узнать расход топлива…, о том, что расстояние между заправками в Читинской области достигает 300 км, я уже знал.
Из всего списка вещей, который был составлен, опираясь на опыт перегонов, изложенный на этом сайте, я умудрился забыть пакет с одеялом и атласом автомобильных дорог. По вещам: помимо обычного набора, который мы берем, отправляясь в путешествие на поезде, добавился набор инструмента собранный по ключику и проверенный годами (кому интересен перечень, пишите), огнетушитель, аптечка, доукомплектованная заботливыми руками любимой девушки, теплая роба (болоньевые китайские штаны и старая шерстяная кофта). Атлас и одеяло остались дома к сожалению. Ехал в спортивном костюме и кроссовках.
Всю дорогу можно разбить на участки, так же как они разбиты в атласе.
Дорогу с перечислением населенных пунктов, где есть асфальт, а где его еще нет описывать бессмысленно, ее уже до меня много раз описали, зимой дороги не асфальтируют, а состояние гравийки меняется постоянно, особенно весной. Встречаются куски хорошего асфальта, из них запомнились два: в районе стелы Москва-Владивосток и п. Жирекен в Читинской области. Самый плохой участок, по моему мнению, объезд от Давенды до федералки. Кстати в Давенде остановился перед перекрестком двух совершенно одинаковых дороги и не знал куда ехать, через минут 10 подъехал перегонщик на Карине и свернул налево, я поехал за ним и не ошибся. В целом дорога до Читы для таких грузовиков нормальная и ехать можно.
Проехав Облучье, загорелась лампочка неисправности тормозов, и раздался противный зуммер. Тормоза на этом грузовике пневмогидравлические, и эта лампочка указывает неисправность в гидравлической их части. Осмотрев, убедился что уровень жидкости в обоих бачках на максимуме, подтеков, повреждений трубок, ПГУ не видно, подняв ручник на один щелчок чтобы выключить зуммер, аккуратно тронулся ,проверил тормоза никаких отклонений не заметил, купил на всякий случай на Альянсовской заправке тормозухи двинул дальше, так и доехав до Москвы с этой горящей лампочкой.
Пообедав перед Архарой, пытаюсь завестись, реле щелкает, стартер не крутится, так и есть, обе клеммы на аккумуляторах болтаются, а плюсовая начала плавится. Вспомнив “добрым”словом слесарей с сервиса в течение 20 минут нормально закрепил клеммы и не испытывал с ними проблем до конца поездки.
Первую ночь ночевал возле Свободного. Второй день запомнился не очень ровной гравийкой, а также строящейся федералкой в районе Невера, на которой видел Бонго с пробитым поддоном коробки. А через поселок, кстати, идет нормальная дорога, но вот указатель никто поставить не соизволил, вот и едут все кто не знает по свежеотсыпанному скальнику. Вечером перед Семиозерным перестал показывать уровень топлива. Осмотр показал что один из проводков идущих от датчика оторван, а помимо этого лопнула лента крепления бака. Потихоньку дотянул до Семиозерного, где и заночевал вторую ночь.
Утром на заправке Семиозерного как по заказу объявление сварочные работы и телефон. Один звонок и через полчаса я прикручиваю готовую ленту обратно. Сделал на совесть, до Москвы больше эта проблема меня не беспокоила. За работу отдал 400 рублей.
На третий день выпал самый сложный участок. На строящемся участке федералки в районе Могочи сломал предпоследний лист передней правой рессоры. Скорость в это время была километров 10 в час. Сказалась неправильная загрузка. Когда крепили каток, предполагалось, что будет еще какой нибудь автомобиль, но не получилось, а в итоге вышло, что передние рессоры нагрузили так, что они прогнулись в другую сторону, а задние не сели даже на подрессорники. Перецеплять каток не было, ни времени, ни возможности, поэтому пришлось ехать, как есть.
Во втором часу ночи начался асфальт. Заночевал на первой же кафешке. Это была самая холодная ночь. Температура была под -30, спальник так и не прогрелся, проснулся часа в 4 от холода, и принял решение ехать. Часов в 6 утра на заправке 70 литров соляры заливал минут 10, колонка еле качала от такого мороза.
Началась она с ориентирования на местности по солнцу т.к. дорожные указатели для меня никакой информации не предоставили. Перед Читой на кольце надо было ехать прямо на Улеты, а я по незнанию свернул на Читу и поехал в сторону Забайкальска к китайской границе. По солнцу, поняв что, двигаюсь на юг, а не на запад остановился на заправке и спросил дорогу, развернулся и через город выехал на иркутскую трассу. Вопрос к читинским дорожникам: как вы думаете, сколько процентов автомобилистов Сибири и Дальнего Востока знает где расположена деревня Улеты и что именно через эту деревню лежит дорога на Иркутск? Смею Вас заверить немного.
Днем начала сказываться бессонная ночь, пришлось остановиться, вздремнуть пару часов.
Вечером в Улан-Удэ знаменитый бурятский пост, обязательный протокол за что нибудь, в моем случае это оказалось отсутствие противооткатников и искренние удивления бурятов по поводу того, что на предыдущем посту меня остановили и отпустили просто так, ничего не предъявив. Проехал город Бабушкин, заночевал в кафе на выезде из города. В Читинской области и Бурятии, дороги в целом хорошие, хотя встречаются куски плохого асфальта. Но их очень мало. Перегонщиков стало немного меньше, однако появились фуры в основном с иркутскими номерами.
Утром двинул на Иркутск балдея от видов Байкала и сопок по которым ехал. В Слюдянке на перевале купил омуля, особенно понравился горячего копчения.
После обеда проехал Иркутск, фур стало больше, и на них преобладали красноярские и новосибирские номера. Дорога стала похуже, а на подъезде к Тулуну появились куски, на которых она вовсе отсутствовала. За 5 километров до Тулуна сломанный кусок рессоры выскочил из пачки, и через секунду рессора развалилась пополам.
Приехали…передняя часть рессоры в которой остались все листы притянутая стремянкой к балке не дала последней уйти вперед или назад. Подложив между балкой и рамой деревянную чурку, доехал до Тулуна и сделал вывод, что родной рессоры я здесь не найду. Решив, что утро вечера мудренее я поехал на выезд из города искать место для ночлега. Дело в том, что я старался не останавливаться в крупных населенных пунктах и уж тем более не ночевать в них из соображений безопасности. Я доехал до первой после Тулуна деревни и остановился там, у кафе, о чем впоследствии не пожалел.
Наутро позавтракав, узнав, что прям напротив, находится гараж местного колхоза, я отправился туда в поисках рессорных листов, через 15 минут я был счастливым обладателем газоновского подрессорника и 2 коренных задних листов от того же газона. Мазов в этом колхозе, к сожалению не эксплуатировали. Идея была проста: родной сломанный коренной лист ставим вторым первый и все остальные листы газоновские, стягиваем центральным болтом и стремянками, и деваться сломанному листу некуда. Были бы листы мазовские, рессора получилась бы не хуже родной, но от газа листы гораздо слабее. С листами проблем не было, ложи сколько угодно, а вот стремянки были только родные. Пришлось сколотить деревянную чурку, чтобы ограничить ход рессоры и снять с нее часть нагрузки. Вся эта конструкция успешно доехала до Москвы не считая того, что чем ближе к Москве, тем чаще из за плохих дорог ломалась деревянная чурка и ее приходилось менять благо грузовик был с краном, домкрат не нужен поднимаешь машину на лапах за считанные секунды. Очень помогли хозяин кафе Петрович и его работник Женя, дали инструмент, которого не доставало, болгарку. Вечером, после того как все сделал, помылся и постирался в их бане. Стоимость бани 100 рублей. После бани и ужина попрощался с новыми знакомыми, поблагодарил их за помощь и гостеприимство поехал дальше. Ночевал в Уке, недотянув километров 60 до знаменитого кафе “У Петра”
До Красноярска доехал уже вечером, дорога местами была совсем разбита, и на такой рессоре ехать по ней очень тяжело. В Красноярске чуть не проехал поворот на набережную вовремя спросил дорогу у местного жителя. На посту ДПС в Красноярске дотошный лейтенант нашел в документах ошибку и собрался ставить грузовик на арестплощадку. Дело в том, что в документах было написано грузовой бортовой, а на самом деле стоит манипулятор, на который этот лейтенант и потребовал документы. Документов на стрелу у меня понятное дело не было, да и откуда им взяться, если 5 лет назад установка и грузовик как единое целое проходили таможню, и с тех пор никому дела не было до этой записи, а тут нашелся. Короче час документы лежали на столе его начальника, зеленого старлея который не мог сдать смену, потому нервничал, и ему было не до меня. В общем, отпустили они меня без всяких протоколов (представляю, как ужаснулись бы буряты, узнав о таком исходе). Ночевал недалеко от Ачинска. Следующий день ничем выдающимся не запомнился, все такие же более менее нормальные дороги с участками ужасного асфальта коих по сравнению с Красноярским краем и Иркутской областью стало заметно меньше.
На выезде из Новосибирска остановили гаишники и выписали протокол за проезд под знак движение грузовым автомобилям запрещено. Ехал по указателям, знака не видел, может не заметил, а может и нет его, но спорить не стал, памятуя о несоответствии в документах. Ночевал в районе Барабинска.
В Омске был утром. На заправке Сибнефть купил очень хороший атлас автомобильных дорог местной картографической фабрики. Короткий путь до Челябинска через Казахстан лет 15 назад усилиями нескольких нетрезвых ребят в белорусском лесу оказался слишком проблематичным а, потому свернул на Тюмень. Не доезжая 75 км до Тюмени, в районе Ялуторовска свернул налево, на Исетское, а в Исетском также налево на Курган. Остановился ночевать в районе Юргамыша. За этот день я проехал 1150 километров, что говорит прежде всего о более менее хорошем состоянии дорог. Даже показалось что все трудности позади, дальше дорога будет все лучше и лучше. Как я ошибался. Впереди меня ждал Урал.
Участок Челябинск-Уфа и по времени прохождения и по состоянию дороги можно сравнить с федералкой на востоке Читинской области. Бесконечные колонны фур до такой степени разбили большую часть дороги, что дорогой ее можно было назвать с натяжкой. Встречались участки пристойного асфальта, но прямо скажем, радость от них была недолгой, уж очень быстро они кончались. На перевалах идет бойкая торговля всем подряд от китайского ширпотреба в основном автомобильной направленности до поделок местного народного творчества.
Миновав Уфу свернул на М7 и тут же попал в настолько плотный туман что с трудом было видно дорожное полотно прямо перед автомобилем. Как назло бак был практически пустой, пришлось ехать до заправки, которую, увидеть в таком тумане, надо было еще постараться. Вдруг из тумана, вынырнул какой то пьяненький мужичок и на вопрос о заправке ответил через 100 метров слева. Если бы не мужик проехал бы я эту заправку, не увидел бы в тумане. Заправился и остался там ночевать, так как ехать в такой туман было просто опасно. Проснулся утром, еще светать не начало, жил то я практически по хабаровскому времени. Туман и не думал рассеиваться, однако уже по опыту знал, что движения в столь ранний час по дорогам практически никакого, тем более такой туман, решил время не терять ехать. Примерно через час начало светать, а туман теми же темпами начал рассеиваться и буквально через полчаса напоминал о себе лишь изморозью на стойках зеркал. Выглядела она чертовски красиво. Вскоре доехал до Набережных Челнов до плотины Нижнекамской ГЭС, где меня встретил шлагбаум и приветливая девушка попросила 50 рублей за проезд по этой самой плотине. На вопрос, что теперь, наверное до самой Казани ям не будет девушка ответила что будут куда же без них. Будут и будут, не сильно расстроился я и тут же оторопел, вся эта плотина представляла собой одну сплошную яму, с островками асфальта, причем глубина достигала 10 сантиметров. Интересно, что до этого дороги Татарии оставляли положительное впечатление. Вот Вам и платный участок. После Казани чурбачки между рессорой и рамой стали ломаться каждые 2-3 часа (вот такие дороги в европейской части России). В Чувашии гаишники остановили за пересечение сплошной. На самой дороге ничего не нарисовано , а где то за километра полтора до них стоял знак “направление движения по полосам” одна моя и две навстречу. Права даже в руки им не давал, показал на какой рессоре еду, транзиты показал откуда еду, про бандитов хабаровских поговорили, короче отпустил он меня, пожалел, нормальный мужик и огромное ему спасибо за понимание.
Самые лучшие дороги на всем пути следования оказались в Нижегородской области. В самом нижнем Новгороде даже на указатели можно не смотреть, в ровном асфальте фуры выдавили аккуратную колею, которая лучше всякого указателя показывает путь на Москву.
Ночь проехал без сна, выпив литра полтора энергетиков, слишком уж близко была Москва, финиш моего увлекательного путешествия, и очень уж нетерпелось сдать машину и улететь в Краснодар, чтобы обнять, наконец, сына. В Москву я въехал, а точнее заполз в многокилометровой пробке, которая началась после Ногинска утром в понедельник 19 марта.
Москва встретила меня прекрасной весенней погодой. Я всю дорогу ехал навстречу весне. Из Хабаровска уезжал после сильнейшего снегопада, весь город был в сугробах, а Москва встретила меня зеленой травкой на газонах.
Ребята, хозяева грузовика были несказанно рады моему прибытию, забронировали билеты на Краснодар, вообщем избавили в Москве от всех хлопот.
За 11 дней я увидел из кабины грузовика практически всю Россию. В моей жизни такого путешествия еще не бывало. Ничего сверх экстремального в этой поездке не произошло, не знаю, может быть, мне просто повезло, а может при выполнении определенных правил ничего опасного и экстремального в таких перегонах нет.
Конечно большой плюс для меня хорошее знание и опыт ремонта подобной техники. Я брал с собой в дорогу набор инструментов собранный мной буквально по ключу. Лишнего там точно ничего не было, и пользовался я им практически постоянно.
Прочтение статей о перегонах позволило сделать вывод, что организованные группы вымогателей существуют только в Хабаровске, а это мой родной город, да и транзиты были хабаровские. По пути старался населенные пункты проезжать без остановок, не выделяясь манерой движения и скоростью в общем, потоке. Останавливался на освещенных площадках возле кафе, в которых по утрам умывался и завтракал. По трассе старался двигаться со скоростью не более 80 км в час, и двигатель не напрягается, и сам не устаешь, и колеса целые. Вечером, как только чувствовал, что клонит в сон, останавливался, выпивал энергетический напиток, выходил, осматривал машину и груз, и ехал до ближайшего кафе. Спал по 4-6 часов, этого хватало, чтобы нормально отдохнуть.
Очень повезло с погодой, из осадков мелкий снег в Иркутске и на Урале да туман в Уфе. Гололед по утрам наблюдался, но и горный тормоз у меня почти всю дорогу работал безотказно. Лишь однажды закусило тросик газа идущий на установку, обороты поднялись выше 1000 и горняк, естественно перестал, включатся. Чуть ослабил тросик, он перестал закусывать, и проблем больше не возникало.
Всем кто захочет проехать трассу, могу посоветовать, никогда ни при каких обстоятельствах не теряйте голову, не поддавайтесь эмоциям. Хладнокровие вот залог успеха. Если вы начинаете психовать и ругаться при виде чайника движущегося по второму ряду со скоростью 30 км в час, оставьте затею перегона, обратитесь к услугам железной дороги, не подвергайте свою жизнь и жизнь других людей на дороге опасности.
Я технарь по образованию, поэтому за стиль изложения мыслей не судите. Буду рад, если мой опыт кому-то поможет. Прошу прошение за отсутствие фотографий, причина банальна не было фотоаппарата.
Вопросы отправляйте на почту al.77@rambler.ru, постараюсь ответить всем.
Алексей |