|
15-17 августа 2022 года
Отчет...
Сначала коротко о самой стройке 509…
Кольская железная дорога — современное неофициальное название строительства № 509. Это недостроенная железная дорога в Мурманской области, одна из строек ГУЛЖДС МВД. Строительство широтной железной дороги через Кольский полуостров было вызвано планами по созданию на его восточном побережье двух баз военно-морского флота. Для сооружения дороги в конце 1951 года около станции Титан был создан ИТЛ, в котором содержалось до 4900 заключённых, в дальнейшем распределённых по семи лагерям вдоль трассы (45, 59, 72, 82, 102, 119 и 137 км). По одним сведениям, за год с небольшим было уложено 110 км рельсов, ещё на 10 км — подготовлена трасса. По другим, к 1952 г. было построено 60 км дороги, ещё на 150 км уложена насыпь, до Иоканьги проложена временная автомобильная дорога и линия связи. Отрезок дороги от станции Титан до пункта 45 км используется до сих пор (от него, в частности, отходит ветка на Ревду).
А теперь непосредственно от себя!
Маршрут трудный, прямо скажу, категорийный — уровень подготовки и опыта должен соответствовать!
Состав очень скуден: 1 машина (Ниссан Патрол ТД42, 35е МТ колеса, лебедка, шноркель и отрезанные стабилизаторы), 1 водитель и все!
Перед собой особых задач не ставил, по одним данным возможно было дойти до 82 км, по другим — до 100 км, надо было пробовать и точка! На карте поставил пару точек — это Марийокские болота за 100 км и озеро Чурозеро или река Кукша! Но вот со второй точкой мне сообщили, что я не доберусь из-за реки Марийок и ее трубы.
Так же многие попросту отговаривали ехать в одну машину…
У людей интересовался, что там дальше, как дорога и т.д.
Геологи на ГТС и Камаз 6х6, который висел на тросу у ГТС, сказали сразу разворачиваться, а это было еще около 10 км от Октябрьского! Только водила Камаза сказал «… езжай по моим следам, мы через пару дней назад — подберем!» Прикольно…
В Октябрьском пообщался с дедом Мишей, местный дедушка, родился в Апатитах, большую часть жизни прожил в Октябрьском. Дальше 82 км ни разу не был и мне посоветовал в ту сторону не соваться, а остаться у него! Есть и баня и самогон… Веселый дедушка, короче!
По итогу до 82 км дошел, там заночевал. На следующий день пошел дальше по маршруту…
Далее становилось интереснее в разы! Длинные лужи, реки, гати и болота, но и отличные дороги тоже были, местами можно было смело идти около 40-60 км/ч!
По дороге встречал следы людей и зверей. Медведя много, их следы буквально повсюду, росомахи тоже присутствуют, одна ночью ныла, пришлось кинуть пару петард! Встретил охрану природы на квадрике, показали корочки, спросили за оружие — обалдели, что у меня его нет!
По дороге много развилок, в некоторые я заглядывал на обратном пути, но они либо тупиковые, либо болота, а туда мне не надо было!
До 100 км доехал, притопив салон 1 раз — это сразу за рекой Цага! У нее там тоже знатные гати и болота!
Но к тому, что утонет салон, я как бы был готов морально! А вот на обратном пути, после дождя, воды стало больше и тут я, мягко говоря, охренел! Если раньше вода поступала не спеша через резинки, так как лужи очень длинные и ехал медленно, так как фарватера не знал, ТО в обратную сторону у меня в той же луже вода начала булькать у рычагов КПП! Вот тут у меня все сжалось!
В болота не совался, хотя был вариант не особо трудный пройти чуть дальше до Кукшы, но передумал!
Самое суровое на маршруте — это, видимо, камни, ударов было много. Видимо, из-за того, что там ездят полноприводные Камазы и ГТС, ну и квадрики редко! Автомобили там редкие гости! И колея там добротная, очень добротная! Раз упал в лунку от Камаза, было сцыкотно, но выбрался!
Обратный маршрут решил сократить через озеро Саранчозеро (южные берега) и далее выйти в Пунче и через дорогу 1000 ручьев вернуться в Ревду! Так и поехал! Правда малость заплутал, вместо Саранчозера повернул на Ловозеро и уперся в болото, вернулся назад и все равно нашел нужную дорогу! Мусора тьма в тех местах! Далее ушел на Умбозеро и снова уперся в тупик — мост разрушен, глубина более 2 м, не мой вариант! А уже потом поехал в Пунчу!
В 11 вечера, короче, был уже в Ревде!
Поездка удалась, отдохнул от городской суеты, налюбовался природой, даже шея болит!
Панские тундры великолепны! Ягод тьма, грибов очень много! Виды завораживают! Рыба плавает в реках прям у колес!
Материала много не снимал, рук не хватало обруливать камни! Но что-то все равно есть…
Первая серия видеоотчета с поездки в одну машину, да и вообще в одного на стройку №509.
Начало маршрута, дорога по пути, несколько интересных препятствий, первая ночевка на маршруте, ну и конечно же, первая запланированная точка — Марийокские болота!
Пересекать их задачей не ставилось, просто до них добраться! Цель достигнута…
Далее в сторону Кукши…
Продолжение маршрута. Несколько коварных луж, множество болотных гатей, камни и грязь! Часть маршрута пролегает через Панские тундры или, как эти места еще называют, «Дорога — 40 горок». Обратная дорога чуть быстрее, так как уже известная траектория, но не везде.
Ну, и по пути заскакивал в интересные отворотки — перспективы мало, или тупик, или болото…
Далее в сторону Саранчозера…
Третья серия видеоотчета с поездки в одну машину, да и вообще в одного на стройку №509.
Обратный путь. Решил сократить через Саранчозеро, далее на дорогу 1000 ручьев и Умбозеро с выходом в Ревде и последующим направлением на Мурманск — домой…