Из Ульяновска в Турцию на машине

03.08.2018 | 98691 просмотр

Ежегодно миллионы россиян устремляются к морю за солнышком, теплом, новыми впечатлениями и просто отдохнуть, позабыв о работе, делах и заботах. Вот и мы, не являясь исключением, так же улетаем или уезжаем на побережье. В 2016 году объезжали Крым, знакомясь с его достопримечательностями. В 2017 собирались или снова туда, или в Абхазию. Время на отдых было ограничено лишь второй половиной июля и не больше. Однако звезды встали не таким образом, чтоб российские курорты снова нас встретили.

4 года назад родные ездили на машинах в Турцию, проводя там свой отпуск. Ведь путешествие на авто в корне отличается от самолета. В который сел, взлетел, через пару-тройку часов приземлился на одном из турецких курортов и 10 дней лежишь пузом кверху на берегу. Под настроение, изредка выбираясь на отнюдь недешевые экскурсии. Где ушлые гиды пытаются всем дружно впарить втридорога товары из «правильных» магазинов. Порой под идиотскими предлогами. Например, что там, куда мы едем вода, в море настолько соленая, что запросто можно ослепнуть. Поэтому сейчас заедем в магазин, и у кого нет маски или ластов, то покупайте. Иначе — мы предупредили и после случай слепоты не будет страховым. Так было в Египте, когда мы поехали на рыбалку в Дахаб.

За пару недель до отпуска жена сказала: «А может в Турцию? ....на машине». Через минуту раздумья от меня последовал положительный ответ. С этого момента началось приготовление к поездке: совместное составление списка необходимого, подготовка машины с заменой расходников, загрузка карт Грузии и Турции в навигатор, документов (грин-карта). Общее ознакомление с достопримечательностью Турции и относительно их составление маршрута. Изучение юридических документов, связанных с пересечением границы Грузии и Турции (что запрещено к ввозу, вывозу), передвижение по российскому водительскому удостоверению, особенности ПДД (разрешение или запрет тонировки, радар-детектора и т.п.). Ну, а палатки, спальники, стол и стулья, плитка с газовым баллоном и коробка с кухонной утварью всегда готова к выезду за город.

Маршрут: Ульяновск — Саратов — Волгоград — Элиста — Будённовск — Зеленокумск — Георгиевск — Пятигорск — Владикавказ — Верхний Ларс. ГРУЗИЯ: Степанцминда — Тбилиси — Боржоми — Ахалцихе. ТУРЦИЯ: Вале — Пософ — Карс — Эрзурум — Эрзинджан — Сивас — Кайсери — Невшехир — Аксарай — Караман — Мут-Селифке — Анамур — Аланья — Анталья — Денизле — Памуккале — Афьонкарахисир — Анкара — Чорум — Самсун — Орду — Трабзон — Ризе-Хопа. ГРУЗИЯ: Батуми — Кобулети — Уреки — Ланчхутти — Вани — Хашури — Гори — Мцхета — Степанцминда. РОССИЯ: Владикавказ — Назрань — Грозный — Зеленокумск — Будённовск — Элиста — Волгоград — Саратов — Ульяновск. 8500 км.

И вот наконец 15 июля в 4:50 мы выехали из дома. В Ульяновске было +21, и довольно быстро полетели города — Саратов +26.

Волгоград с его убитыми дорогами и +31

Далее нас встречает Элиста +32.

Начинает темнеть. Закат в калмыцкой степи зрелище очень красивое!

Постепенно в ночи на полях появляются десятки комбайнов — идет уборочная, и мы уже в Ставропольском крае. Ближе к полуночи останавливаемся на ночевку в Зеленокумске.

Утром выезжаем дальше и по совету местного ИДПС берем направление на Георгиевск, вместо Моздока. Затем направление на Пятигорск и трасса М-29 «Кавказ» — интенсивное движение и блок-посты.

Первый же пост на границе КавМинВод и Кабардино-Балкарии, и сразу останавливают: беглый досмотр машины и отправляемся на пост для регистрации. Слышим с улицы как гаишники интересуются у очередных водителей: «Откуда едете? Когда кушали? Когда отдыхали?».

Следующий блок-пост на границе с Северной Осетией и снова досмотр-регистрация.

И идем в столицу республики г. Владикавказ, от которого до российско-грузинской границы остается 30 км.

Помня о разнице цен на топливо, заправляем во Владикавказе на Лукойл бак по горло и идем на границу. Км в 5 до КПП у пос. Нижний Ларс в горах нас накрыл теплый летний дождь. Вышли из машины полюбоваться этой красотой. Течет р. Терек и вокруг горы Северного Кавказа.

Вот и наш КПП, которое проходим минут за 20.

И едем к грузинскому пункту.

Так же быстро без проблем проходим его, меняем рубли на лари и вот мы в Грузии! Пройдя единственный между нашими странами пункт, Вы неминуемо окажетесь на Военно-Грузинской дороге, которая доведет от границы в Тбилиси. Этому участку пути можно посвятить целый рассказ, т.к. дорога является одной большой достопримечательностью. Не стану утомлять писаниной о ней, а просто покажу несколько фото этой красоты.

Сразу за КПП Вас встречает Дарьяльский монастырь, довольно новой постройки.

Ущелье Арагви .

Сванские башни, они повсюду.

Внизу видно искусственное озеро. С этой точки до него около 1000 метров.

А вот Арка Дружбы народов была закрыта на реставрацию.

Далее дорога нас опускает с перевала на горнолыжный курорт в Гудаури.

Вид на ущелье со смотровой площадки Крест:

Крепость Ананури:

Жинвальское водохранилище:

За пару километров перед плотиной водохранилища по направлению в Тбилиси располагается хинкальная (вывеска на русском). С оооочень вкусной кухней, демократичными ценами и возможностью расчета рублями по курсу. Кстати, начиная с Мцхеты и по всей дороге до границы, грузины охотно производят расчеты не только в лари, но и нашими «деревянными». Например, килограмм любых фруктов (персики, нектарины, абрикосы, слива-ткемали …) все стоит 1 лари или рублями 27 руб за кг. Арбуз 0,5 лари, а вот инжир стоит 4 лари. Домашнее вино сортов Саперави, Киндзмараули берется перед Мцхетой за 500 руб. 5 литров. Все это же вы можете купить в магазинах, заводские бутылки и дороже. Забегая вперед, скажу, что по дороге из Батуми в Тбилиси очень много точек, где продают всевозможные кувшины, графины, бутылки для вина в виде грузина- чабана. Это же вино в Батуми стоит в 2 раза дороже, на рынке в 1,5 раза. Потому есть смысл прихватить в курортный город его из сел и деревушек в конце ВГД.

Второй день пути у нас закончился в Тбилиси, собственно там же и начался 3 день с осмотра старого города. Город большой с очень интенсивным движением и множеством памятников архитектуры.

После осмотра центра мы направились в сторону турецкой границы. Дорога наша пролегала через Боржоми и не пользоваться случаем, чтобы не попробовать настоящей минералки «Боржоми», было бы грешно. Взяли и местный «Тархун», и вот он вкус ТОГО САМОГО, еще советского напитка!

Дали себе обещание прихватить упаковку его домой, но на обратном пути и направляемся дальше через Ахалцихе и поселок Вале на КПП.

Поведение пограничников на этом пункте в корне отличается от того, которое было на границе с Россией. Тут они проще, доброжелательнее и более открытые. 10 минут и очередные печати появляются в наших загранпаспортах.

Фактически сразу оказываемся на турецкой стороне, и прохождение там отличается от предыдущих: заходишь в здание, подходишь к стойкам, заходишь в кабинеты… «Принцип одного окна» не действует. Очередной досмотр машины таможенником, на сей раз турецким, опытный взгляд которого среди кучи вещей выцепляет предмет цилиндрической формы. На вопрос отвечаем со свойственной пионерам простотой, что это вино. Ведь вино не запрещено к ввозу в Турцию. И тут выясняется нюанс, что в заводских бутылках — запросто, а вот в другой фасовке — ну никак. Свидетелем этого были дальнобойщики из Грузии и Азербайджана, которые сразу заняли активную позицию на нашей стороне. Так как мы по-турецки не говорим, то эти ребята сразу устранили языковой барьер, но таможенник был непреклонен. Последующий час иначе как цирком назвать нельзя. К водителям фур присоединились водители турецкого автобуса, и все они дружно, со свойственным кавказцам колоритом, начали таможенника «разводить по понятиям»: «Ты не мужик, что ли? Такая женщина через тебя проходит! Мужик ей бы 10 литров вина дал, а ты у нее 5 хочешь забрать». Жена была уже готова отдать эту емкость, но я был категорически против расставания с грузинским вином. И таможенник сдался, но… поставил 3 стакана, налил их этим вином и предложил ей выпить их, таким образом доказать, что там нет никаких наркотиков. И мы не ударили грязью в лицо — доказали! После чего его подпись появилась в документах, и граница открылась. Мы поблагодарили дальнобойщиков и пошли по территории Турции.

Сразу за КПП начинается перевал, при подъеме на который закипели… Из школьного курса физики знаем, что при подъеме на 100 метров температура кипения понижается на 1 градус. Какая мелочь, ну не при 100, а при 99 происходит закипание. А если этот перевал высотой в 2981 метр, то кипит уже при 70 градусах. Получается, что машина, работая при таком высоком давлении в горах уже кипит. Не помогает ни термостат или его отсутствие, что вентилятор пашет не останавливаясь. Тут подъехали наши знакомые на фурах, и общение продолжилось в ожидании охлаждения машины. Посоветовали перестроить маршрут таким образом, чтобы меньше подниматься на высокие перевалы, рассказав, где дорога идет вниз.

Мы едем не в Ардахан, как планировалось изначально (это было первое, но не единственное изменение маршрута), а в Карс, где была первая ночевка в отеле на территории этого мусульманского государства. Утром продолжили путь к цели — Средиземному морю. Многолетняя привычка в 5 утра садиться за руль работала и там. Турки же не встают рано, а просыпаются в основной массе не раньше 8 часов, выходя из дома после 9. К этому времени прошли Эрзурум, затем Эрдзинджан, за ним через 30 км очередной перевал свыше 2500 метров над уровнем моря и снова закипели. Шлейф антифриза тянется на сотню метров на подъеме из-под машины с поднятым капотом. Через 10 минут остановился Форд Транзит, вышел турок и, ничего не говоря, начал прокачивать систему нашей машины. Когда Мустафа (так звали нашего нового знакомого) начал объяснять нам, что антифриз летом на перевалах — это проблемы и надо заливать воду, то мы неожиданно для себя обнаружили, что турецкий язык очень похож на татарский. В Ульяновске живет очень много татар, а сам город находится в 50 км от границы с Татарстаном. Поэтому волей-неволей мы знаем много татарских слов, выражений и, в целом, понимаем о чем речь, а вот связно выстроить предложение не можем. Когда же встречали турка, который говорил по-английски, то сразу строился нормальный диалог. Мустафа изначально помог антифриз заменить на воду, а после на протяжении 4,5 часов ехал рядом, контролируя все ли у нас в порядке.

Останавливаясь в кафе, он угощал за свой счет, на заправках покупал нам мороженое, а после привез в автосервис, где местные умельцы осмотрели машину на отсутствие других проблем. И что не могло не порадовать — no many. Затем он нас привез к себе домой, где познакомил с семьей. Усадили за стол, который просто ломился от продуктов. Много общались, узнавая друг друга, кто чем дышит. Как мы уже ранее заметили и в дальнейшем только подтвердилось, что турки знают о нашей стране много, а вот мы как народ для них полная загадка. Поэтому интерес у них к нам нескрываемый, и они любят с нами общаться. Полностью языковой барьер устраняет он-лайн Яндекс. Переводчик (лучшее приложение для смартфона из всех предлагаемых). Сон. Завтрак. И снова в путь.

Проходим г. Кайсери (1,25 млн. чел), в котором предприняли безуспешную попытку обмена рублей на лиры, пришлось менять «Бенджаминов». Даже в таких больших городах обмен «деревянных» невозможен. Зато в курортных зонах никаких проблем с этим нет. Направляемся в Каппадокию, где находится «Долина любви». Эти горы из туфа, а процесс выветривания придал им такую причудливую форму.

Гуляем по долине и находим несколько абрикосовых деревьев. В такой жаре плоды слаще меда. А под деревом на траве лежат треснувшие и уже завяленные солнцем — отборная курага.

Кстати, эти места (Гёрме, Чавушин, Аванос) являются центрами гончарного ремесла. Если Вы намерены привезти из Турции какую-нибудь тарелку или кувшин, то именно там и присмотрите. В одном из описаний этих мест, в инете, встретилось такое: «… дорога идет в сторону маленькой деревушки Чавушин…». Для российских читателей поясню, что «маленькая деревушка Чавушин» имеет численность 6500 жителей. В ней 3-4-этажные кирпичные дома, везде асфальт, да и площадь ее немаленькая.

Из Каппадокии движемся дальше к морю, и дорога через Невшехир идет в Конью. Километров за 40 до нее, мы впервые увидели таких же российских «варягов» — нас на Шевроле Каптива догнал «суровый Челябинск», поздоровались и шли рядом. Затем они ушли прямиком в Анталью, а мы пошли на Караман.

И вот на исходе 5-го дня пути перед нами открылся вид на Средиземное море! Мы с женой, как малые дети, просто кричали в машине от осознания того, что вот оно Средиземное море!!! Поздно вечером приехали в автокемпинг «Парадиз», который находится в 5 км от г. Анамур.

Проживание в кемпинге стоит 40 лир за ночь или 680 рублей по курсу. Первое, на что обратили внимание, когда вышли из машины, на запах роз в кемпинге. Быстро ставим палатку под эвкалиптом, стол и стулья под пальмой, переодеваемся и бегом в вечернее море. Вместе с усталостью морская вода смывает все мысли, проблемы, заботы и после чувствуешь, сидя в кресле, что ты находишься если не в раю, то где-то рядом…

Утром мы рассмотрели кемпинг. Хозяева кемпинга муж с женой. Жена турчанка. Муж — немец. Со свойственной манерой немцев облагораживать свое жилище, на территории кемпинга множество кустов роз, гибискусы, финиковые пальмы, оливки, груши, гранаты, инжир. Все необходимые условия для проживания есть. Душ открытый и закрытый, умывальники с зеркалами. Везде горячая вода. Туалеты, которые убираются ежедневно. Качели для детей. Стационарные мангалы, где можно приготовить мясо. По всей территории стоят холодильники (за 15 лир в сутки можно пользоваться), столбы с сетевыми фильтрами, где можно зарядить различные гаджеты (бесплатно). Есть так называемый ресторан, на территории которого есть Wi-Fi, холодильники (здесь можно хранить продукты и напитки бесплатно). В момент нашего пребывания в ресторане ничего не готовилось. Да и не было в этом необходимости. Все отдыхающие ездили в Анамур обедать, ужинать и просто за продуктами. Здесь же в кемпинге отметили мой День рождения: домашним грузинским вином, под пальмами на пляже, в 30 метрах от Средиземного моря. А вечером пошли осматривать османскую крепость, с территории кемпинга вход свободный. По всему побережью в сторону Анамура установлено великое множество табличек, на которых написано, что тут находятся кладки яиц морских черепах. За несколько дней пребывания мы так и не смогли увидеть их, но черепашьи следы видели постоянно. Причем, судя по следу, их размер и вес были впечатляющие.

Далее маршрут был запланирован на Эгейское море, а затем в Стамбул. Однако мы предполагаем, а Бог располагает. Стамбул затопило наводнение от проливных дождей. На следующий день землетрясение на эгейском побережье (Бодрум). Турецкое МЧС обращается к автолюбителям не выезжать в зоны ЧС, дабы не мешать работать спецтехнике разбирать завалы. И снова пришлось поменять запланированный маршрут, одновременно распрощавшись с Эгейским и Мраморным морями, посещением Софийской мечети, подземными цистернами и посещением 400- летнего хаммама. В кемпинге было здорово, но пора двигаться дальше, осматривая новые места и достопримечательности.

Впереди Аланья.

Двигаясь по городу, видим бесконечные отели 1-ой и 2-ой береговых линий.

Когда неделю видишь только турок, то соотечественники на улице сразу выделяются из толпы, выглядя «розовыми поросятками», браслет отеля на руке равносилен надписи на лбу «ОБМАНИ МЕНЯ». Находясь столько времени в свободном плавании по Турции, кое-что поняв, узнав и заимев опыт, смешно видеть, как у торговца в курортном городе не срабатывает ни одна уловка, которая с легкостью доставала деньги из карманов русских.

В целом Аланья понравилась, но мы направляемся в Сиде, где находится одна из достопримечательностей — водопад Манавгат. Он много значит для турок, раз изображена на купюре в 5 лир. И действительно, народа рядом с этим местом очень много. Все площадки у него заполнены народом. Сам водопад невысокий, но широкий и бурный. Вода даже в сильную жару остается не просто прохладной, а ледяной, так что ноги сводит, мощное течение пытается сбить с них.

Далее едем в Анталью, чтоб посетить парк миниатюр, но он оказался закрыт и непонятно откроется ли когда-либо. Поэтому часть миниатюр сфотографировали через забор.

Ночевка была запланирована в одном из кемпингов, которых, судя по карте, в достатке между Антальей и Кемером. Однако ждал «сюрприз». После попытки военного переворота годом ранее, по указанию сверху кемпинги были упразднены и максимум, для чего используется пара оставшихся, только как турбазы дневного пользования. Меняем планы очередной раз, и после ночевки в отеле нас ждет переезд в Денизле.

Денизле — небольшой по их меркам (230 тыс. население), но очень зеленый и красивый город. Он находится рядом с большой горой и спускаешься в него с перевала, подъем на эти горы начинается в 28 км после Антальи. Возможно, мы бы туда не попали, но дорога в Памуккале, собственно, куда и направлялись, ведет через сам город.

Памуккале — одна из множества достопримечательностей Турции. Ослепительно белые склоны гор, которые кажутся снегом, на деле являются известью. Много читал отзывов и споров про это место. Одни утверждают, что это место рукотворное, другие — что природное. Соглашусь с первыми, что каскады кювет, по которым направляется поток воды, безусловно сделаны людьми. Масштаб впечатляет, конечно. Желающие могут над Памуккале полетать на параплане. В общем, 35 лир стоят того, чтоб побывать там. Кстати, это одно из немногих мест, где за входные билеты можно рассчитаться банковской картой. Для сравнения, на Манавгат вход 5 лир и оплата наличными. Кассиры с Вами могут объясниться в т.ч. и по-русски, и по-английски.

Далее наш путь лежал на Черноморское побережье.

Анкара — огромный город размером с наш Питер.

Одним словом — столица. Достопримечательностей исторических и архитектурных нет, но есть отличный шопинг. Именно здесь Вы можете купить брендовые вещи отличного качества в 2-4 раза дешевле, чем в России. Не пытайтесь искать рынки, Вам это не надо. Цены на рынках и в магазинах одинаковые. Главное, это понять суть шопинга. Центральная улица: магазины всемирно-известных брендов с броскими надписями. Многие имеют выход на вторую улицу, параллельную центральной. Вторая, третья, четвертая улицы: история повторяется с разницей, что рекламы не так много, хотя народа не меньше. Пятая улица — и лишь придя сюда, Вы купите все, что хотите по той цене, сколько это стоит. Например, бутылка 0,5 чистой воды везде 1 лира, а там 25 куруш. Только в Анкаре мы увидели надземный переход в виде радуги с эскалатором. Встаешь на него и через полминуты на другой стороне улицы.

Дорога из Анкары приводит в Самсун. В это время там как раз проходили олимпийские игры для людей с ограниченными возможностями со слухом. Большой и современный город. Далее дорога пролегает по черноморскому побережью, как и у нас в Краснодарском крае и Крыму, но отличается от нашей значительно, и об этом ниже. Проезжаем Трабзон, Ризу, Одру и оказываешься как внутри заварочного чайника. Аромат вяленого чайного листа такой, что выходим из машины и не можем надышаться! Вокруг множество чаеразвесочных фабрик — чайные края Турции.

Ближайший населенный пункт к турецко-грузинской границе — это Кемаль-паша, небольшой поселок. Который населен исключительно грузинами, ведущими торговлю турецкими шмотками качеством ниже среднего, но и недорого. Единственное, на что действительно стоит обратить внимание, если Вы из Грузии, находясь в Батуми, собрались туда на шопинг, это на постельное белье и полотенца. Прямо при въезде, со стороны Грузии, есть относительно небольшой торговый центр красного цвета имеющий название «Истамбул- базар».

В нем имеются вещи и более высокого качества, чем у грузин, торгующих на улице.

А у нас далее очередное пересечение границы, но прежде ожидание в 4-часовой очереди. Которая обусловлена именно количеством народа, идущим на шопинг в Турцию и обратно.

Пока стоим в ней, то спускаемся к морю, купаемся и неожиданно встречаем снова того самого Нургаза, грузинского дальнобойщика, который помог нам решить вопрос при въезде в Турцию. Он снова пошел в очередной рейс, и 2 часа общения пролетели незаметно. Проезжаем Батуми и направляемся сразу в Кобулети (не путайте с Капулетти! Это не Ромео и Джульетта)) ). Там останавливаемся в кемпинге «Зекари», который находится при въезде в поселок со стороны Тбилиси сразу слева (указатель имеется).

Условия хоть и не евростандарт, но вполне приемлемы: умывальники, душевые, горячая и холодная вода, кухня для приготовления еды имеется, и есть туалеты Мэ и Жо. Море в 150 метрах через дорогу 3 шага в него и глубина 1,5 метра. Пляж галечный. Кобулети — это 2 параллельные улицы. Причем на той, что ближе к морю, сосредоточены фактически все кафе, рестораны, магазины. Имеется в середине поселка и рынок, где можете купить сыры, вино, соусы, специи домашнего приготовления и всевозможные фрукты и овощи, которые грузины выращивают сами. Цены в кафе в 2 раза ниже, чем в Батуми, а до него 34 км. На наш взгляд, Кобулети оптимальное место для отдыха на побережье в Грузии. Сама же Грузия в разы лучше, чем наш Краснодарский край. Да и народ очень дружелюбный, приветливый, прием очень теплый.

Не могли не использовать возможность заехать в Уреки на магнитный песок, куда люди устремляются лечить свой остеохондроз и прочую ерунду. Черный песок, конечно, интересно, но море от него, от того, что 100 шагов прошел, а еще лишь метр глубина, и от количества народа, представляет из себя жалкое зрелище (наш Геленджик).

Направляясь в Тбилиси, Вы будете ехать через большое количество поселков, сел и лишь пару крупных городов. Которые почти полностью объедете и не потеряете время в пробках. Лишь ближе к Тбилиси начнется горная дорога и перевал, а от поворота на Ахалцихе бетонка с ограничением 110 км/ч. От Тбилиси и до границы уже знакомая Военно-Грузинская дорога.

Довольно-таки быстро проходим грузинское КПП и, отстояв в очереди мин 30, так же быстро проходим наше, и вот мы в России.

Пользуясь случаем, обратный путь прокладываем через вотчину Рамзана Ахмадовича. Из Северной Осетии попадаем в Ингушетию.

И еще через час оказываемся в Чечне. Республика живет не бедно. Везде дома из красного кирпича, все поля засеяны, идет уборка, народ занят. Через час пути въезжаем в Грозный.

Центральная улица столицы Чечни называется Проспект В.В. Путина)).

На всех официальных зданиях висят портреты Ахмада Кадырова и В.В. Путина.

Мечеть «Сердце Чечни» — жемчужина Грозного.

Смотрится монументально. Рядом с ней сад с фонтанами и полно охраны в черной форме чеченской гвардии. Пообщавшись с ними, узнал, что такая охрана лишь при визите официальных лиц и пятничной молитвы. Дело оказалось во втором. Пятничная молитва для них это выше нашего понимания. Вся Чечня во всех городах и аулах идет в мечети, где муфтии растолковывают им коран «по понятиям» дабы их не исказили. Народ реально, направляясь туда, одет, как на праздник, но непременно у мужчин тюбетейки, а женщины укутаны до пяток.

ПРО ДОРОГИ, ВОДИТЕЛЕЙ, ПЕШЕХОДОВ И ДОРОЖНЫЙ СЕРВИС

Проехав по 3 странам в этом путешествии, мы пришли к выводу, что даже в бедной Грузии дороги лучше, чем у нас в России. Любые ямки на асфальте сразу заделывают. Причем делают они это так, что движение не перекрывают и, если реверс используется, то стоять в нем почти не приходится. Неприятное впечатление осталось от грузинских туннелей: такая же дорога сквозь гору по одной полосе в каждую сторону, в них валяться может любой мусор вплоть до убитых колес 22,5 и темно, как у негра не скажу где. Водят в Грузии противно джигиты. Могут вылететь с поворота тебе в лоб, но если движетесь попутно, то уважение проявляют. Никто не пытается тебя вытеснить с полосы, влезая перед тобой и никакой агрессии не проявляет.

Если что-то случилось, например, у Вас с колесом, то остановится машин 5, и пусть не помогут делом, но советом обязательно. В общем, 8-10 человек Вам гарантированно. Причем будут постоянно звонить друзьям, родственникам, тот ведь точно знает, как надо колесо поменять, потому что у него такая же машина)).

Пешеходы в Грузии такие, что дешевле убить его, пока не вышел на проезжую часть. Сами чуть не оказались участниками массового ДТП по вине девушки, которая обходила в темноте маршрутку спереди выйдя из нее. И ей было все равно, что идет поток машин в обоих направлениях.

АЗС в Грузии есть брендовые, в виде комплексов и частные, просто у двора стоит колонка. По качеству топлива я бы на 1 место поставил WISSOL, на 2 место Лукойл, на 3 GULF. Средняя цена ДТ в Грузии составляет 52 руб. за литр. Высадка пассажиров из автобуса запросто производится прямо на АЗС. И Вам будет проблемно подъехать к другой колонке, потому что они разбредутся везде и будут стоять, никак не реагируя на Вас.

В Турции же дороги просто идеальны. Лучше лишь в Германии, и то немногим. По всей Турции они имеют минимум 2 полосы в каждом направлении, разделенные между собой металлическими или бетонными отбойниками во избежание встречных столкновений. Участками дороги ремонтируют в разной степени. Причем технология строительства ничем не отличается от нашей. Видимо, или используют правильный песок на дренаж, или щебень катают лучше, или асфальт правильно замешивают, не экономя. Там все по евростандартам. Скорость передвижения в основном по ПДД 90 км/ч вне населенного пункта и 82 км/ч для легковой в населенном пункте. Знак населенного пункта всегда на синем фоне, а не на белом. На знаке так же указана численность населения и высота над уровнем моря. Участки снижения скорости тоже обозначены, как в городах, так и на трассе перед поворотом. Причем стоит цифра реальной скорости, до которой стоит снизить. Попробовал войти на 10 км быстрее и завизжал резиной. Перед переходами и светофорами нанесена шумовая разметка для помощи Вам в торможении, но ее высота такова, что протрясет машину основательно.

Уважение к ПДД у турок отсутствует полностью! Средняя скорость на трассе 130-140, в городе 100. Знак пешеходного перехода не для водителей, а для пешеходов. Они будут стоять, пока едут машины. Можете останавливаться под знаком стоянка запрещена. Мы однажды поставили свою машину под этим знаком на всю ночь прямо напротив жандармерии и утром спокойно уехали. Например, если поставите машину на левой стороне улицы с односторонним движением. У водителей друг к другу уважение на высшем уровне. Наверно потому, что стоимость машин в Турции 2,5-3 выше, чем в России. Поэтому много бюджетных машин марки DACIA. Когда же я там увидел РЕНО-ДАЧА то сразу понял, что не существует никакой Лады-Ларгус.

Нет никаких Тойот Крузеров с их сумасшедшим расходом топлива. Максимум, что видел — Тойота Хелюкс. Топливо в Турции отличного качества, и расход сразу снижается на пару литров. АЗС очень много на трассах и в городах. Однако в городах их не так просто заметить, потому как встроены в городской застройке. От ближайших домов может быть расстояние не более 20 метров. Очень много всемирных брендов топливных компаний. Но турки лучшим топливом считают ОРЕТ, SHELL где-то 4 место, ВР на 5, а Лукойл на 7. Хотя и торгует российская компания там не топливом марки URALS как у нас, а марки BRENT из сирийской нефти, и качество сразу выше. Средняя цена ДТ в Турции составляет 77-83 руб. за литр. Расчет производится после заправки. Расплатиться можно, как и наличными, так и банковской картой. Турки курят прямо на АЗС. Разве что у колонки зажигалкой не сверкают.

Обратил внимание, что в Грузии и Турции, если вдруг резко встали в пробку или еще что, то сразу врубают аварийку, дабы задний был предупрежден о ситуации, и не собрал кучу малу. Это полезная привычка у них.

В Чечне дороги тоже в хорошем состоянии, но по населенным пунктам не разгонитесь, т.к. каждые 300-400 метров «лежачие». На трассе М-29 «Кавказ» достаточно много камер и ДПС, а в горной местности республики не разгонитесь из-за поворотов. 85% это отечественный автопром и в основном Приоры.

Туннелей в Турции очень много как сделанных, так и строящихся. Везде в них по 2 полосы в каждом направлении, все с искусственным освещением, протяженность указана на знаке перед въездом и может составлять от 150 метров до 4 км. В туннеле по всей его протяженности, стоят телефоны прямой связи со спасателями, ведь сотовой связи там нет. Обгон в туннеле запрещен.

ПРО ЧАЙ И КОФЕ

Турки чай употребляют мегатоннами! В любой локанте (кафе) цена 100 гр колбы, из которых они пьют чай, составляет 1 лиру. Кстати, если Вам захочется себе купить такие колбы домой, то в магазине их стоимость 2 лиры за 6 шт. Чай у них качественный, правильно заваренный и очень вкусный. Сахар стоит на столе и входит в стоимость, типа, бесплатно )).

С кофе дело обстоит иначе: кофейню видел лишь однажды в Анкаре. Прочел где-то категоричное утверждение, что кофе по-турецки в Турции нет. Есть. Но если Вы такой же кофеман, как я, то советую вместе с газовой плиткой прихватить и турку, и кофе с собой (добрый совет). Иначе будете, как мы, сначала искать где бы попить его, а после за чашечку 70 гр придется расстаться с Томасом Джефферсоном. В туристических местах, типа Памуккале, к нему будьте готовы приложить еще и Джоржа Вашингтона. В среднем же пара чашечек обходится один Авраам Линкольн (5$). Причем, кофе там ровно 2 глотка, а половина чашки гуща.

ЭПИЛОГ

Из Чечни направляемся на Зеленокумск через Моздок, а далее на Элисту и по ранее пройденному маршруту, обратно. Приехали домой загорелые, отдохнувшие, полные впечатлений и положительных эмоций, полмашины продуктов, вина, вещей и сувениров. Вот такой круиз устроили мы себе в середине лета )).

Писать достаточно сложно, так как впервые это делаем, да и эмоции через край. В этом году, если звезды встанут так, как надо, то снова собираемся.

Очень здОрово! Молодцы!
круто

Когда же встречали турка, который говорил по-английски, то сразу строился нормальный диалог.....И что не могло не порадовать — no many....(с)

))))

Но в целом отчет весьма грамотный и полон нужных деталей для автопутешествия.

Отлично. Картой можно рассчитаться во всех музеях , Памуккале в их числе. Если планируется посещать много таких мест , то можно купить единый музеумкарт за 210 лир
Ipsum SXM10 10/2000
dmg399

KJA
Молодцы! Отчет приятно читать.

Молодцы ! Удивляюсь Вашей смелости и решительности с чуткой беспечности ) и завидую белой завистью...
Про то что температура кипения тосола другая на высоте и нужно заливать воду не знал

Сообщений: 1907
Хорошая поездка
svop
Нет, в Турцию всё ж лучше на самолёте, вот если только ещё Грузию "зацепить" тогда да согласен
афдот
пять
svop
"Сразу за КПП начинается перевал, при подъеме на который закипели… ".
Тут надобно уточнить:
Температура кипения нормального антифриза не ниже 120гр. + в системе большинства автомобилей избыточное давление, так что у вас ничего не должно было закипеть, разбирайтесь с автомобилем, это был первый предупреждающий звонок вам.
P.S.
А вообще когда я планирую длительные поездки по жарким и высокогорным регионом то не ленюсь разбавить охлаждайку до летней консистенции, это банально увеличивает её теплоёмкость и соответственно охлаждающую способность. Карлсон реже крутится и движок не так тупит.

В курортных местах (Кемер) много бывших "наших" турок, кто жил в Средней Азии во времена СССР.
У меня был случай когда мы даже нашли общих знакомых с одним из бывших наших.
В Турции отдыхать - хорошо!
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

Север
Отличный обзор по путешествию, намного интереснее чем стандартный турецкий отдых в отеле (all inclusive), мало удовольствия наблюдать там наших соотечественников поджаривающихся как куры гриль на пляже и накачивающихся дешевым бесплатным алкоголем с упорством зомби.
Кстати я всегда включаю аварийку подъезжая к затору на дороге и выключаю как только сзади подъедет другая машина, которая соответственно тоже включает и ждет следующую машину, по моему этот порядок давно пора прописать в ПДД.
Советская Гавань
У Вас был Крузак? Уж очень Вы уверенно про расход топлива...)))

svop
"Сразу за КПП начинается перевал, при подъеме на который закипели… ". Тут надобно уточнить: Температура кипения нормального антифриза не ниже 120гр. + в системе большинства автомобилей...
Поддерживаю! Давление в системе охлаждения авто не так уж и сильно связано с высотой, а вот с тем, как работает пробка-клапан - обязательно. Для начала поменять бы ее... На самой разной технике катался на высотах 2500-3000 метров, никогда не кипел и, конечно же, не шаманил с антифризом.

А поездка хороша, молодцы! Жаль, что стихия вмешалась в Ваши планы.
Насчет ""замечательных" грузинский дорог мои погнутые диски и разорванные покрышки с Вами бы поспорили :) В основном дороги в Грузии примитивны и ремонтируются не очень активно.
С разливным вином в Грузии тоже не так все просто, на мой взгляд бутылочное заведомо лучше, а при покупке в правильных местах не сильно дороже. Надо иметь в виду, что в регионе Военно-Грузинской дороги виноград-то особо и не растет, в основном тамошнее вино привозное. Если сравнивать цену одних и тех же сортов спиртного в Грузии, то самое недорогое, как ни странно, не в Кахетинских винодельнях, а в сетевых супермаркетах (типа Гудвилл, Спар) крупных городов.
Ярославль
Здорово) не понятно только про пляжи Геленджика? Где там идти 100 шагов -метров и все по колено?? Автор может с Анапой путает или Азовским морем??? И дороги в Турции такие же как и в Краснодарском крае..какой евростандарт -просто климат такой..вот и сохраняются хорошо.

Новосибирск, Академгородок
Автор молодец! Турция для автотуризма очень интересная страна. Я три раза ездил на машине в Турцию и тянет ещё. А с закипанием антифриза, как вам уже говорили выше, нужно разбираться. Не должно быть такого на исправной машине! Я два раза в Турцию заезжал через Вале - Пософ и проходил множество перевалов. но даже намёка на закипание не было. Да и машин там кипящих не видел. Так что разбирайтесь, а то закипание антифриза может привести к более серьёзной поломке.
TLC 76, 4.2
Мои путешествия https://zen.yandex.ru/id/6002c4ae55477c0cad2ee777
Блин и я не знал

Классно!!! Но блин все портит цена бензина.
Классно
до конца прочитал

iluha.v
Классно!!! Но блин все портит цена бензина.
В Европе еще дороже, Франция и Финляндия по 115 руб., Голландия и Норвегия по 130 руб., хотя островной Кипр дешевле: по 99 руб. - 1,33 евро.

shelk
Что то не видел я таких дорог в Краснодарском крае. Про то что климат лучше очень смешно)))

Север
У Вас был Крузак? Уж очень Вы уверенно про расход топлива...)))
Бензиновый 16-17 по трассе, не?
khairullin777
Про бюджет не написали. Сколько всего денег потратили?
здорово молодцы

Как водитель, ездящий в Грузию уже 4 года подряд,
выскажусь за пешеходов: Мне возвращаться не хочется
в Россию, как вспомню вальяжно идущего через дорогу,
с наушниками в ухе, не глядящего по сторонам.
Там, в Грузии, более адекватное поведение и пешеходов
и водителей. ИМХО.
AIR-S 3л. 4WD.
Поздравляю с почином ! Читать было легко , описано всё грамотно, просто и последовательно .
Спасибо, за упоминание в отчёте о родных, чьё путешествие легло базой для вашего. Новых вам дорог, впечатлений, встреч и знакомств с интересными людьми!

Автотуризм - это круто! Вы большие молодцы!

В марте был в Стамбуле . $=59
Солярка 70 р
Бензин 80
Джипов почти нет, в основном пузотерки класса Меган/флюэнс/Пежо 308
Отличные дороги и чистота! Межгород - тоже дороги хорошие. 300 км Афьон ездили . Аналогично - дороги хорошие.
В России - отвратительные дороги
Автоателье: перетяжка салона, руля и другое
Prado 95 1KZ-TE, 96г. Привожу в порядок!

Касли
зачетно. очень интересно. каждый год собираюсь-но решиться не получается. только самолет. ВЫ Большие Молодцы!!!

khairullin777
Про бюджет не написали. Сколько всего денег потратили?
Про бюджет конечно вспомнили уже, когда отправили отчет. Весь бюджет составил 89 860 рублей. Из них на все топливо ушло 38800, как говорится от дома до дома. Ну а остальное - это проживание, питание, экскурсии, подарки.

Elena Dmitrieva
Вы нас вдохновили на эту авантюру)))) За что огромное спасибо!!!

Лилия и Сергей
Довольно скромно вышло, у меня даже по нашим югам всегда больше получалось.
А чем Вы разбавляете?
"из школьного курса физики знаем, что при подъеме на 100 метров температура кипения понижается на 1 градус. Какая мелочь, ну не при 100, а при 99 происходит закипание. А если этот перевал высотой в 2981 метр, то кипит уже при 70 градусах."©
извините, но физику в школе Вы прогуливали((
высота 2896 температура кипения 90.1 - и это просто воды, а не замкнутой системы, коей является СО автомобиля.
ну и Т.кипения охлаждающей жидкости (а не воды!)- априори выше, отчасти поэтому ее и применяют.

AndreySurgut
Довольно скромно вышло, у меня даже по нашим югам всегда больше получалось.
Конечно. Снять отель от 60 до 80 лир. Питание в локантах от 20 до 30 лир. Порции большие, готовят очень вкусно. Поверьте, мы на себе не экономили))). Теперь я понимаю людей, которые в Турцию катаются отдыхать на месяц и живут в отелях, не по путевкам. В том году курс лиры был почти 17 руб. В этом году упал до 12,5 рублей. Про Грузию могу сказать тоже самое. Правда в Грузии мы жили только в автокемпинге (7 лар за ночь - машина, палатка, люди). А питание также недорогое и все ну очень вкусно!!!!
Блин и я не знал
и хорошо, что не знали, т.к. Т.кипения антифризов 105-110 градусов))
как говорится, не мешайте машине работать.

Гурьевск
Да, и 3000 метров это не высота для машины, чтобы париться о закипании тосола. Вот выше 4000 если будет высота, тогда желательно слить тосол ниже минимума, перед подъёмом, так как из за давления поднимется уровень и жидкость перестанет влазить в расширитель, тогда либо патрубок сорвёт либо один из радиаторов побежит.
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Voronezh
а мне не понятно отчего машина кипела, ведь давление в системе охлаждения зависит от клапана на крышке, а не от атмосферного. кипеть должна только при неисправном клапане.
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011

Арагви бежит в другую сторону Крестового перевала.
Вы стоите на фоне Степанцминды и река ,все тот же, Терек.
А в остальном достойное путешествие .Отличный рассказ.

Voronezh
а поездка в этом году или в 2017? удивила скорость прохождения границы РФ-Грузия
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль

Dmitry36
В 2017 году. Читаю в этом году, что происходит на границе и не верится. В этом году собираемся в сентябре ехать.
Алексей Зубарев
А чем Вы разбавляете?
Дистиллированной водой.
Ездил в мае по похожему маршруту, правда ночевал в гостиницах за 2000-3000 р. За поездку в сумме ушло 150т.р. 18 дней.
Максимальный перевал 2900 метров был. Согласен что кипение антифриза в данном случае это не нормально. На обратном пути на границе у Вале шмонали сотрудники спецслужб Грузии по серьезному. Все выпотрошили из машины. Местные сказали что всех так проверяют.

AndreySurgut
Да, согласен! Нас хватило на первые и последние 2 дня в таком режиме, остальное время проехали на прокатной машине почти 2 ткм по самым интересным местам. https://travel.drom.ru/25519/
Николай
Отличный отчёт, хорошо что не стал подробно описывать как и где ехал по России ( а то многие пишут, ну очень подробно-встал, поссал, поехал, поел, попил т.д.). А вот про машину очень мало описал. Понятно что хёндай, но можно было бы и про расход написать, да и вообще как вела себя всю дорогу, а не только на подъём. Спасибо соседям за отчёт, привет из Самары!
Jap Friend
Заглавное фото супер - мусорник и бутылка на обочине. )))

Николай
Привет, соседи! Машина Hyundai Tucson, 2008 года. Кипение это все, чем она расстроила нас в поездке. Датчика температуры нет, поэтому только по факту перегрева уже зажглась лампочка. Больше никаких проблем она нам не доставила, за что ей (машине) огромное спасибо!По приезду полностью промыли всю систему охлаждения. Причину нам сказали, не буду ее озвучивать, дабы не насмешить всех своим познанием в технике.))) Муж озвучит, тогда напишу. Чтобы не говорили, но мы видели, как кипят машины и маленькие и большие. В подъем идут на пониженной передаче. Расход в среднем в России 8-9 на сотню, в Турции 6-7 на сотню, по серпантину вниз к Средиземному морю, когда за рулем была я было 3,5. Сами понимаете там только на тормоз жмешь. Сделали специально фото на память.

Dmitry36
мы в прошлом году ездили в Грузию во второй половине июле, туда границу проходили в пятницу в 6.06 встали перед нашей, в 7.49 выехали с грузинской, при том что очереди не было, мы подъехали прямо к воротам и были 5 машиной, но наши на столько медленно работают, что дольше всего мы стояли в окне оформления документов и в итоге она не отдала водительское и доки на машину - забыла их в паспорт вложить. А на обратной дороге в субботу, мы встали в очередь в 17.20, с КПП выехали в 19.40, при этом таможню мы на столько быстро прошли, что даже не все двери в машине открывали, а что в это время творилось на въезде со стороны России - это адовый ад.

В Грузии магистральные дороги действительно в хорошем состоянии, а вот если уйти с туристических троп, то местами даже сложно это назвать дорогой.
Класс !!!
Новый Уренгой
Хороший обзор!
Спасибо,сам как то рассматривал поездку в Турцию.
Да по расходу,ваш авто что то.Завышен.
У меня 3,5 объем 288 лошадей.
Ехал с Украины,на север через Перевал Уральский.При скорости и 150-180км/ч.
От точки а, в точку б.5000км Средний расход 11,2 литра на 100 км.Груженный,и картофелем, маслом,тушенкой,консервацией.
По поводу антифриза.Он у вас выработал свой ресурс,или же паленка из подвала.
Температура кипения тосола значительно выше, чем у воды и составляет 125 градусов Цельсия. Тем не менее, такая величина как температура может варьироваться от 108 до 125 градусов. Это связано с химическим составом охлаждающей жидкости, который, соответственно и меняет температуру кипения.
быстро пробежал глазами по диагонали, супер просто, вернусь и прочитаю полностью!

Mr189
Хороший обзор! Спасибо,сам как то рассматривал поездку в Турцию. Да по расходу,ваш авто что то.Завышен. У меня 3,5 объем 288 лошадей. Ехал с Украины,на север через Перевал Уральский.При скорости и...
Это где такие скорости разрешены?

Над Вольной Невой
Лилия и Сергей
Спасибо за отличный рассказ, легко читается, и много полезной информации. Будет очень любопытно прочесть осеннее путешествие этого года, если добавите цены, и локацию в каких именно отелях останавливались, будет просто великолепно.

ЯМАЛ
Молодцы! Неплохо! Написано хорошо и с юмором! Мне правда показалось что отчёт недосказанный что-ли. Мало описано про места посещения, автомобиль и т.д. Также было бы интереснее если вначале выложить маршрут на карте а не писать через дефис.
Dmitry36
я тоже не понял, получается выехал на низменность и опять залей тосол? думаю всё же не исправность авто

Лилия и Сергей
Сколько дней ушло на поездку?
Запчасти для корейских грузовиков, экскаваторов,КМУ.
Запчасти для редукторов.
www.koreazap55.ru
Мой отзыв: Chevrolet Lacetti 2010

а ездили-то вроде на море)

Что вы кушали в кафе за такие деньги?

Уфа-(Эфэопия)
ДмитрийС
Молодцы, хорошо прокатились! Насчёт кипения, такого не должно, машинка не исправна.)
Через месяц мы с женой тоже стартуем в Грузию, а потом Турцию!
Тулун
Молодцы!!!! Отличное путешествие и отзыв!!!

Хорошо съездили. Молодцы! 5!
Продам уши от мертвого осла.
DEEBOR
Лилия и Сергей
И я тоже собираюсь в сентябре

Практически все понятно. Спасибо.
Mr189
Вы наверно не в той стране живёте где остальные Россияне))) где же у нас можно ехать 180км/ч??? Дороги забиты транспортом и разогнаться до 180 можно только на обгоне
Лилия и Сергей
Нормальный бюджет! В прошлом году ездили в Анапу отдыхать на машине из Омска. За две недели отдыха потратили всего 60 тр. Из которых 16тр на ДТ. Проехали больше 7000км. Средний расход составил 4.6 литров на 100км. Дизель рулит!!!

Димитровград
Привет земляки,прочитал отчёт с интересом,так как в этом году по Грузии и Турции проехали почти так же как и Вы. Есть лично мои маленькие несогласия. По пешеходам в Грузии лично я так бы не сказал,хотя в Грузии уже третий год,из них один год у нас было путешествие Грузия,Армения.Но может просто нам на них повезло. В Кобулети в кемпинге кухни нет.В Турции в населённых пунктах лично я видел знаки ограничения,это 50,особенно когда едешь по Черноморскому побережью. Я сначала пытался соблюдать правила,но потом глядя на турецких водил которые повсеместно не соблюдают правила и так же поехал. Радар детектор пищал постоянно.Было небольшое опасение при проходе границы,но думаю их камеры наши номера не читают. Куда собираетесь в сентябре? Где живёте (район)? А это на чём мы ездим.
Только неделю как вернулись. Ездили с Красноярска в Кушадасы. 7200 км на сторону. На границе в Грузию 8 часов отстояли!

Кемерово - НСК
отлично написано, спасибо
«Из всех автомобильных аксессуаров самый необходимый — это бумажник» @интернет
Fedor_73
Землякам большое спасибо за рассказ, супер креативное путешествие!!! Молодцы.
Тоже возвращаясь из Тбилиси закипела при подъёме на перевал,а по равнине всё нормально, Фольксваген Туран 2008 TDI 2.0
Новый Уренгой
Смешно!
От Москвы Калуга в сторону Украины.
Ростовская,Перед Уфой,Ебург- Тюмень.Тобольск-Сургут.
Есть много мест,если знаешь дорогу.И где нет радаров. И Это не все места.
Ноябрьск
Турки-урки

Плохо физику учили. Система охлаждения двигателя - это изолированная система. Она герметичная и находится под избыточным давлением - и ей в принципе всё-равно какое давление снаружи! Единственный плюс мог быть на замену на воду это если у вас в системе было мало антифриза...
Я уже давно хочу обьехать Чёрное море на авто.Но боюсь суваться в Славянские страны,могут ограбить.

Интересно почитать, спасибо за отчет
Светопрозрачные конструкции из ПВХ и Al. Экспертный подход.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999

Молодцы! Не каждый решится в Турцию на машине поехать, это не самолетом !
TOYOTA COROLLA FIELDER X 1NZ-FE 2002
TOYOTA COROLLA FIELDER 1NZ-FE 2008
Иван
Офигеть,молодцы!)
Добрый день
Прикольно. Когда снова собираетесь. Мы ездили в Грузию на машине планировали в Турцию, но доехали только до Уреки и Батуми
Подскажите чем Вы расплачивались на заправках в Турции
вася
Тальменка

Тульская Губерния.
Супер!!!!!!

круто,не каждый решится
Молодцы, спасибо за рассказ с фотографиями и я так понял, что Вы ездили на Хундай Туксоне
Думаю кипели из-за того, что антифриз давно отработал своё и уже не справлялся.

Владимир55
Сколько дней ушло на поездку?
Выехали рано утром 15 июля и вернулись вечером 29 июля 2017 г.

Альберт Еманов
Подскажите чем Вы расплачивались на заправках в Турции
Картой сбербанка

Как говорится, славно прокатились. Но! Как вы оценивали "качество топлива"? Уж сколько раз твердили миру, что топливо на АЗС наших ВИНКов ничем не отличается от "забугорного". И оценивать "качество топлива" по тяге мотора и по расходу эээ... не совсем корректно.
Мой отзыв: Ford C-MAX 2008

конт
Засвияжский район

Интересный рассказ, спасибо.

Супер !
Любой отзыв (мнение) - имеет право на существование.
Мои отзывы: Honda CR-V 2008, Honda Civic 2008
Глазов

hirschhorn
Часть фоток из кемпинга

Мы в том году покупали грин карту на 2 недели 2190
Лилия и Сергей
да мы и в этом году в конце июня за час границу прошли всю

hirschhorn
а ездили-то вроде на море)
Из палатки выходишь и вот он пляж, небольшая территория. Народу нет. Во время нашего пребывания было всего 7 палаток, вместе с нашей. Перечитала отчет и поняла, что не вставила ни одной фотки и с территории кемпинга. Брошу сюда немного.

Альберт Еманов
Добрый день
В сентябре однозначно в Грузию, но если все сложится так как хотим, то однозначно сначала в Парадиз на недельку на Средиземное море.

Я так понял Вы вдвоем за рулем? Это хорошо, а то я в июле этого года проехал 5500 по маршруту Москва-Ульяновск (к теще) -Самара (к свахе) -через Пугачев-Саратов-Волгоград-Цимлянск-Волгодонск-Сальск-Краснодар-Новороссийск (к бате)-Москва (домой) и "немного" устал от авто, хотя у меня БМВ Х1 ("с удовольствием за рулем") -удовольствия я вам скажу мало!!!!
Молодцы, давно собираюсь в такое путешествие, но смелости не хватает, да собака держит, мороки с документами и т.д.. только по России.

Конечно муж большей частью был за рулем. По России всегда оба за рулем, в Грузии вообще не садилась за руль, с их манерой вождения. Ну а в Турции сам бог велел проехать по их дорогам. Ночами мы вообще не ездили. В Турции расстояние между городами небольшое. Поэтому во многих городах были, гуляли, отдыхали. Отель специально не бронировали, просто подъезжали, муж ходил узнавал цены и условия, и если все устраивало останавливались на отдых.

Спасибо за интересный и познавательный рассказ. Мы с женой любим автопутешествия, задумался над повторением вашего поездки. Не понравились только фото) Ваши достаточно плотные фигуры перекрывают достопримечательности. Давно фотографирую пейзажи и прочие виды без собственной фигуры (также плотной) на карточке. На крайний случай, если уж не обычное место, становлюсь с краешку не перекрывая пейзаж)))
Andrey
Хорошее путешествие. Вот только бы про маршрут, про гостиницы. кафе, заправки можно по поподробнее.

Землякам привет молодцы красиво проехались!!!!!!!!!!!!!!!

петр
Автор вроде в возрасте, а мысли какие-то подростковые, категоричные. Пишет про грузинские дороги, типа лучше чем в РФ, вы точно в Грузии были? Там кроме бетонки дорог то нет, про культуру вождения я вообще молчу. Пишет про уреки сравнивая с Геленджиком, видимо не был ни там, ни там. Это как мягкое с теплым сравнить. Если речь идёт о скоплении людей, то в уреках большой пляж, я ни разу не почувствовал там дискомфорта в плане тесноты. Зачем хаять место если вы тупо туда не попали? Ну и писать негатив про краснодарский край, при этом живя в палатке как то странно, чем жизнь в палатке в Турции отличается от жизни в палатке в КК или Крыму? Я лично понять не могу.
А как на счёт газовых заправок в Грузии и Турции?

там просто идиотов меньше чем в России, они покупают по финансам , а не понтам. Это в России лучше купить что-то типа джипа на последние деньги и потом хавать Доширак лет 5.

shelk
На Юге России другая беда с дорогами, - они плавятся от жары, а перегруженные зерновозы и "Тонары" с щебнем, в это время раздавливают колею.

vladimir26
на юге плавяьтся от жары, на севере трескаются от холода, в центральной части страны ломаются от недожары и недохолода. Пилиять, где же середина то ?
Подскажите, у мужа вод удостоверение выдано 2009 году, пропустят на границе с Турцией весь интернет перерыли не понятно где пишут нужен перевод от натариуса, где что международные права нужны, у вас какого года права? В прошлом году ездили а Грузию проблем не возникло, а в этом собрались в Турцию и столкнулись с этим вопросом.

Подскажите, мы тоже собрались в Турцию на машине и столкнулись с вопросом, у мужа вод удостоверение выдано 2009 году, пропустят на границе. В прошлом году были в Грузии пропустили без проблем, а про Турцию пишут непонятно, где можно, где пишут с переводом от нотариуса а где что вообще нужно дополнительно делать международные права.

vladimir26
В Турции жара другая? Или дело в устройстве полотна и качестве материалов?

В Турции пропан на каждой второй АЗС. В Грузии все ездят на метане, пропан есть в Хашури, это на пол-пути от Верхнего Ларса до Батуми. В Тбилиси есть несколько заправок и в Батуми.

Светлана Евпатова
У нас обычные российские права (2012 и 2014 года). Не нужны международные права. Обязательно только в Турцию грин карта, а в этом году и в Грузию нужна страховка.

"Заветы Леонида"
Отличное путешествие! Только не понял про закрытые кемпинги... Это только в районе Антальи или везде? Вы же до этого в Анамуре жили в кемпинге. Поясните. И закрытие как связано с переворотом, если в курсе канечно.
....Колхоз - дело добровольное..(с)

777arkel
Столкнулись с этим только за Антальей. На карте было указано 6 автокемпингов, по факту они работали только в дневном режиме. Как беседка на турбазе. Приезжаешь днем отдыхаешь и в 22.00 они закрываются. Поэтому вернулись в Анталью и сняли номер в отеле. Почему именно это связано с прошлыми событиями не знаем, но местные сказали именно так. Можно встать с палаткой просто на пляже (это не запрещено). Но такого количества отдыхающих на пляже мы не видели. Вся дорога вдоль набережной была в машинах, встать где то просто нереально было. На всем побережье отдыхали семьями, компаниями.

а при чём тут "цирк" с провозом запрещённых предметов(вина в самоделе)? правила есть правила. вам повезло, что турецкий таможник.
за 2 недели -такой маршрут. быстро.
в прошлом году (сентябрь) доехал тока до Трабзона. чёт показалось отели(4*) дорогие: 4-5000 руб/сут. букинг показывал и дешевле- на окраинах- да карты турецкой не було.
какими картами пользовались? навигатор-?

Сергей ekb
Арагви бежит в другую сторону Крестового перевала.
Вы стоите на фоне Степанцминды и река ,все тот же, Терек.
А в остальном достойное путешествие .Отличный рассказ.
Не понятно, где именно стоим на фоне Степанцминды.

Ant K
коммунист
если бы содержание входило в стоимость прокладки (т/е построил дорогу и еще 5 лет за свой счёт ее ремонтируешь и убираешь), а по истечении этих лет получаешь остаток допустим 10% аванс, 20 и 30% - это промежуточные этапы, 10% - содержание на время гарантии и оставшиеся 30% после 5 лет эксплуатации и проверки с комиссией контроля качества)))) То тогда откаты и распил был не очень выгоден и пришлось бы строить качественно))) Но тогда бы и страна называлась по другому)))

Костанай. Калуга. Омск
Замечательное путешествие! Когда-нибудь, когда вырасту большим, обязательно приеду в Турцию на своём авто)))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Alderweireld
AndreySurgut

Всегда поражаюсь с таких "аварийщиков". Зачем??? В чём объясните, польза от авариек? Еду я по трассе, вижу стопы загорелись и торможу или вы думаете, что я как-то по-другому буду тормозить когда увижу аварийку? ЗАЧЕМ ЭТО???
Спасибо за информацию!!! Все отлично подробно описали, вы молодцы !!!! Сам почитал с удовольствием, теперь жене дам почитать, очень хочу поехать в такое путешествие, а она боится)) хороших и лёгких вам маршрутов !

Прочитала. Спасибо. В середине июля вернулись из путешествия по Турции. Ездили через Грузию. Останавливались в Каппадокии, Анталии(на 1 ночь), Чиралы, Каше, Олюденизе, Датче(Месудие), Памуккале. Мы путешествовали месяц, жили в отелях, апартах.
Соглашусь с тем, что не такие уж хорошие дороги в Грузии. В прошлом году дорога от Боржоми до Ахалцихе была в плачевном состоянии. В этом году ее починили.
Полотенца и прочий текстиль нужно было покупать в Денизли. Там много текстильных торговых центров.
Сначала не могла понять: чай в колбе. Потом "дошло". Это Вы так стакан, который правильно назвать бардак или армуд, назвали. Во многих кафе чай подают бесплатно.
Текстильный центр в Денизли.

Utta
Спасибо, за подсказку. Будем теперь знать, что в Денизли есть текстильный центр

Хороший рассказ, спасибо, ребята из "Сурового Челябинска"!!!

Utta
А можно координаты этого центра? Планируем в этом году туда заехать.

Классная поездка!
Собираюсь в сентябре сгонять в Грузию и позвольте уточнить: "Первый же пост на границе КавМинВод и Кабардино-Балкарии, и сразу останавливают: беглый досмотр машины и отправляемся на пост для регистрации" - что за регистрация такая?

37.7833, 29.08527

37.7833, 29.08527

Спасибо большое!!!!

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Бензин сейчас в Турции 6.30-6.33 лиры. Лира упала, биржевой курс сейчас 1 лира=11.25 руб. В обменниках сегодня за 1 $ давали 6.20 лир.
В Турцию въехали также через Вале-Пософ, перевалов выше 2500 не видели ;) двиг не кипел (бензиновый).
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1994

Классная поездка!
С паспортами идёте на пост, включая пассажиров, вас регистрируют. Хотя меня ни на одном посту не останавливали.. Ехал Элиста - Арзгир - Буденовск - Зеленокумск - Георгиевск - Прохладный - Эльхотово - Владикавказ

У нас дизель, поэтому насчет газа точно не могу сказать.
Газ в Турции на каждой АЗС, причём не где то с краю, а в ряду со всеми колонками.. Цена около 3 лир.

Светлана Евпатова
С российскими правами. При переходе границы вод. права не смотрят, ибо они таможня/пограничники а не ГАИ..

При въезде в Турцию нужна страховка. 6000 рублей.
Грин-карту можно оформить в России. На 1 месяц 4700 руб. Можно купить на границе при вьезде в Турцию.

Мелекесс
конт
Привет земляки. Меня зацепите еще когда соберетесь в Грузию. Давно хочу скататься туда.
Интересно если в конце сентября или середине октября туда уехать там купаться можно еще будет или нет.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Мелекесс
Лилия и Сергей
нас возьмите мы тут недалеко)
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград

Глазов
Kins
За 4700 я родную деревню спалю... :-)

Kins
Интересно написано! Спасибо за рассказ! Интересно почитать и сравнить , находясь в Турции на своем авто :) Бензин сейчас в Турции 6.30-6.33 лиры. Лира упала, биржевой курс сейчас 1 лира=11.25 руб. В...
Вот в связи с курсом лиры мы планируем больше времени отдохнуть в Турции, а в Грузии только в Кахетию заехать. Получается, что топливо даже дешевле, чем в том году.

Kins
А не знаете, это только на границе КБР? Если я из Ставропольского края в Осетию въеду тоже могут регистрировать?

Классный рассказ. Примерно такой маршрут был у меня в Турции в 2016г. Почти всё совпало. Пишите дальше, "руссо туристо"
. Удачи вам!

Гм... Зря в Бодрум не пробрались раньше, перед Мегатрясом. На всю оставшуюся воспоминаний... На машине хоть куда, а на самолёте даже ручника нет. Когда-нибудь и я проедусь. Молодцы-небояки!

Я преклоняюсь перед путешественниками с большим уважением!! Очень смело и рискованно.. но, конечно, ЗДОРОВО! Сам бы, вдвоем с женой, не решился на такой дальний маршрут и две заграницы. НО с великим удовольствием поехал бы в вышеуказанном направлении недели так на две, но в компании еще одной или нескольких авто (это намного безопасней во всех отношениях). Где Вы попутчики? :-)

Я собираюсь в конце сентября поехать в Турцию. Сколько стоит на одного человека виза для въезда в Грузию и затем в Турцию?

Антон Кузьмин
В Грузию виза не нужна если пребывание будет меньше года, а в Турцию менее 90 дней!

Димитровград
Plohish01
Если с погодой повезёт,то я думаю что можно.А в Грузию думаем ещё съездить,пока не планируем,хотя всё может быть.Когда приехали в этот раз с путешествия, тоже не думали что засобираемся ещё куда то,но ну уж очень захотелось продлить лето и фруктов много дёшево и разных.Планируем во второй половине сентября поехать в Узбекистан,Ташкент,Самарканд,Бухара,Хива,ну а там видно будет.

Вода кипит на 3000м при 90градусах,антифриз -больше 110градусов,при условии,что антифриз свежий и качественный.Только великий умник мог догадаться заменить антифриз на воду...

Лилия и Сергей
Не понятно, где именно стоим на фоне Степанцминды.
Вспомнили ?

Сергей ekb
Вспомнили ?
Спасибо за поправку)). Ведь ущелье Арагви в окрестностях Гудаури если не ошибаюсь.

Вартовск
Alderweireld
Это с опытом приходит.

Хороший отчет, много полезного. странно, что машина кипит, может ТС нужно систему охлаждения посмотреть. Лазили и на 4000м без проблем, ни разу не кипели.

Петербург
Жаль, что вы не заехали в древнюю столицу Армении Ани - это всего 30 км от Карса на восток. Я постил об этом на дроме.
И ещё, можно совет? Слишком много фоток типа "Я и что-то там вдали". Крнечно, пару тройку - обязательно, но остальные лучше для себя в домашнем архиве, а для отчета - без себя на переднем плане. Без обид, ладно?
С уважением,
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Отличный отчет... Но про ослепнуть от соли это бред!! Тем более за 10дней или сколька там получилось

PeterC
Спасибо за интересный отчет! Прекрасное путешествие! Как хорошо, что жена любит и разделяет такие маршруты! Жаль, что вы не заехали в древнюю столицу Армении Ани - это всего 30 км от Карса на восток....
"без себя на переднем плане"??? Таких видов из инета сколько хочешь и профессиональные, и ракус правильный... Но, тогда нет доказательства - что именно ТЫ ТАМ был!!

О чем и речь. Мы как услышали это просто ржали в голос, извините.

Петербург
Да мы ж и так верим...

Вкладам в понравились? По Турции каким маршрутом ехали?

Кушадасы...

А как на счёт газовых заправок в Грузии и Турции?
В Грузии пропан большая редкость. В Турции количество АГЗС в полтора раза больше чем в России.

Неправда.. На территории Турции
МВУ обязательны к российским ВУ. Другое дело, что полиция их не требует при проверке документов.

Plohish01
Можно весь октябрь. Желательно Алания и Анталия.

В 2018 году проезжал тот же перевал, что и Вы , в середине июля нормально , правда, температура воздуха была +9,повезло.

Дороги КК и Турции одинаковы? Вы видимо не ездили по Турецким дорогам.

Если Вы в России столько лет живёте, то в Грузии и Турции Вам точно нечего бояться. (Если, конечно, сами не будете нарываться).

МВУ нужно обязательно (по закону). ВУ у Вас могут вообще нигде не спросить, но при страховом случае придется платить Вам и страховка не поможет.

Расход падает моментально. У меня таких цифр дома никогда не было. Так что ваши доводы про идентичное топливо, мягко говоря, не выдерживают испытания реальностью.

Доброго дня! Прочитал отчет о путешествии. Смело. Собираемся в этом году в Грузию. Может поможете советом? Я из Ульяновска, как бы с вами связаться? моя почта pavelnik65@yandex.ru

AE196
Норм отчёт, спасибо!
Тоже проехали из Екб до Алании и покатались по Турции и Грузии, 12500 км.

Автор, ты налажал с температурой кипения на высоте. Снижается на градус на 300-400 м, и антифриз не при 100 гр кипит.

Так что вообще некритично.

Ну и много названий перепутал

AE196
Автор, ну как так можно столько неточностей налажать по отчёту?

Названий кучу напутал. Айя-Софию мечетью назвал. Про кипение жидкостей насочинял на высоте.

И важные, прямо вредные ошибки! А если ктото послушает и применит на практике??? Типа вот

"82 км/ч для легковой в населенном пункте" - про ограничение в городе. Ну неправда!!! Это ограничение ТОЛЬКО на объездных дорогах. В населённом пункте - по умолчанию 60, или 50, 40 и т.д. по знакам.

Или вот
"По качеству топлива я бы на 1 место поставил WISSOL, на 2 место Лукойл, на 3 GULF". - это как вы поняли? По Грузии вы проехали-то от границы до границы 500 км, меньше полного бака, а выводы аж про три сети АЗС. И на основании чего?

В общем, аккуратнее надо с информацией. Люди же всему верят, что читают

Ruc
Кострома
В этом году хочу опять повторить путешествие по Грузии и Турции, но вот сложится все в лучшую сторону с границами это пока не понятно, но планы строю так как море и пляжи Турции не сравнимо с Черноморским побережьем нашей страны, ну и вкусно покушать в Грузии тоже неотъемлемая часть путешествия, будем надеяться на чудо!