Крымский вояж. Часть 2

14.10.2022 | 10033 просмотра

Часть 1 travel.drom.ru/88720/

13 день 6 сентября 2020 год 120 км

п.г.т. Кача — г. Бахчисарай — Пещерный город Чуфут-Кале

Сегодня мы едем знакомиться с бывшей столицей Крымского ханства и Крымской Народной Республики — городом Бахчисарай (переводится с крымско-татарского как «Дворец-сад»). И это, действительно, оказалось так, только не сам город, а территория Ханского дворца. На внутренней территории дворца создан живописный сад с клумбами и фонтанами.

Ханский дворец — бывшая резиденция крымских ханов — центральный архитектурный шедевр в Бахчисарае, более того — единственный в мире образец дворцовой крымско-татарской архитектуры. Архитектурный стиль Ханского дворца в Бахчисарае продолжает традиции османской архитектуры XVI-XVIII веков.

Дворец крымских ханов ныне превращен в музей и представляет собой мини-версию известного султанского дворца Топкапы в Стамбуле. Здание начали возводить в 1532 г. при хане Сахиб-Гирее, затем оно многократно перестраивалось, а в 1736 г. было сожжено русским войском Кристофера Миниха и позднее реконструировано с большими изменениями. Ханский дворец посещали все русские цари, а в сентябре 1820 г. здесь побывал Пушкин с семьей генерала Раевского. Нынешние интерьеры — плод работы советских реставраторов 60-х гг.

Интересен «Фонтан слёз», который был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. Он был установлен у дюрбе Диляры-бикеч. Со временем источник, питавший фонтан на старом месте, иссяк. К приезду в Ханский дворец Екатерины II фонтан был перенесён в Фонтанный дворик, где находится и сейчас. По легенде, Диляра была любимой женой хана Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», благодаря которой фонтан стал широко известен. Фонтан сделан по типу «Сельсебиль» («Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру). В центре расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши водой символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает. У подножия фонтана вырезана спираль, которая символизирует вечность.

Думаю, что главная архитектурная идея Ханского дворца — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле — вполне осуществилась.

Мы же продвигаемся к пещерному городу Чуфут-Кале, расположенному на юго-восточной окраине Бахчисарая, на плато одноименной горы, прямо над Успенским монастырем. С трёх сторон городище площадью более 19 гектаров окружено высокими, до 30 метров, обрывами.

Начало этого поселения историки традиционно датируют VI в., когда здесь обосновались аланы — их могильники с характерными деформированными черепами археологи раскопали в 1946-1948 гг. Они как бы охраняли византийские города на побережье от кочевников. В XIII в. город был взят татарами после длительной осады и назван Кырк-Ор. В 1441-1501 гг. именно Чуфут-Кале был резиденцией хана, потом она была перенесена в Салачик, то есть вниз, и только в 1532 г. столицей уже стал Бахчисарай. Основная история Чуфут-Кале, однако, связана с эксклюзивным крымским этносом — караимами. Именно они дали городу название Чуфут-Кале («Иудейская крепость») и остались здесь жить после ухода татар вплоть до середины XIX в.

Успенский монастырь.

Монастырь основали греческие монахи, которые в VIII-IX веках бежали из Византии, спасая от иконоборчества древние иконы. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства.

Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В конце XVIII века эта икона была перенесена в г. Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы.

Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская Богородица.

Караимская кенаса — молитвенный дом.

Мавзолей (дюрбе) Джанике-ханым (1437), дочери хана Тохтамыша и жены ногайского хана Едигея.

Гробница Джанике-ханым.

Массивное каменное здание, стоящее на обрыве, памятник средневековой монументальной архитектуры. Сооружение из крупных камней, построенное на века, и поныне поражает своей величественностью. Мавзолей, богато украшенный резьбой по камню, с колоннами, посвящен дочери одного из последних ханов Золотой Орды, Тохтамыша.

Прогулка по Чуфут-Кале словно перенесла нас на несколько веков назад — здесь мы погрузились не только в историю, но и в окружающую красоту.

И поскольку мы находимся в Бахчисарайском районе, то не могли не заехать в Тургеневку, которая славится своими лавандовыми полями. И хотя сейчас не время цветения лаванды, мы все-таки получили огромное удовольствие, вдыхая этот удивительный аромат. Очень надеемся сюда приехать во время цветения этого чудесного растения.

Лаванда во время цветения (фото из интернета).

Немного информации о поселке с ласковым названием Кача. Поселок основан в 1912 году на месте хутора Александро-Михайловка, после передислокации из Севастополя школы военных лётчиков (на базе которой позднее создано Качинское высшее военное училище лётчиков).

Название поселка непосредственно связано с протекающей неподалеку рекой Кача. Поселок Кача является составляющей Нахимовского района, но подчиняется Севастополю. В связи с тем, что в Каче проживает многонациональное население с различным вероисповеданием, на территории поселка расположен молитвенный дом евангелистских христиан баптистов и православная церковь Андрея Первозванного. Окрестность поселка была увековечена в киноиндустрии. В частности, был снят Качинский аэродром, на котором проходили эпизодические съемки художественного фильма «Солнечный удар».

Интересной достопримечательностью поселка являются «качинские фавелы».

Это как бы берегоукрепительные сооружения, так как берега в Каче постоянно осыпаются. Но жители свои «дачи» обустроили как могли и стали сдавать на лето туристам. Близость к морю сделала свое дело, и отбоя нет от отдыхающих. Всё строительство велось самовольно, без каких-либо проектов. Люди вкладывали в эти сооружения последние деньги. Самые первые сооружения появились здесь ещё в 80-х годах! Почти во всех апартаментах есть официально подключенный к городским сетям газ, вода, электричество и канализация. Из-за близости к морю пляж практически исчез, осталась узкая полоска шириной 2-5 метров. Вся территория фавел это 250 метров вдоль берега. Здания имеют высоту в среднем 6-7 этажей, с узкими лестницами для спуска к морю. На первых этажах располагаются магазины, кафе и бары. Имеются все нужные для отдыха условия. Многие здания очень сильно потрёпаны морем, на бетоне, дверях и окнах, видны следы воздействия морской воды, которая из-за соли крайне агрессивна. У всех зданий, со стороны берега, имеются таблички с номером дома и корпуса. В определённых местах есть лестницы, по которым можно спуститься к морю, но не все из них открыты, многие на магнитном ключе.

Несмотря на весь этот хаос, есть в этом местечке какая-то необыкновенность и оригинальность!

После ознакомления с «кусочком Бразилии» мы прогулялись по вполне приличной набережной и с удовольствием посидели в кафе, лакомясь мороженым под приятный шум волн, запивая ароматным кофе.

14 день 7 сентября 2022 г. 96 км

п.г.т Кача — Балаклава — пос. Форос

С утра в Каче сделали покупки, здесь много крымской косметики, в том числе лавандовой. И не зря это сделали, так как дальше такой уже не было или была гораздо дороже. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и отправляемся дальше.

В 12 км от Севастополя находится небольшая Балаклавская бухта с окружающими ее горами и скалами. Будем сегодня знакомиться с её красотой.

Уникальная бухта напоминает норвежские фьорды. Бывали в Норвегии и подтверждаем эту схожесть. Подобной естественной гавани на Черном море больше нет. Бухта невелика: длина её всего 1,5 километра, а наибольшая ширина — 425 метров. Глубина бухты в разных её местах от 5 до 36 метров. Вход в гавань очень узкий, извилистый и имеет такую конфигурацию, что с моря бухту не найдешь, если о ней не знаешь. Во все времена она служила укрытием для суденышек местных жителей, защищала и от бурь, и от непрошеных гостей.

Городок Балаклава имеет древнюю историю — в 702 году здесь скрывался византийский император Юстиниан II, временно лишенный трона и отправленный сюда в ссылку. А в конце XIV в. Балаклава под названием Чембало стала западным форпостом генуэзцев на южном берегу Крыма, в то время как Кафа (Феодосия) оставалась восточным. В 1475 г. вместе с остальным Крымом турки захватили и Чембало, переименовав его в Балаклаву («Рыбье гнездо»). От Средних веков в Балаклаве остались развалины генуэзской крепости Чембало на горе Кастрон.

В 1953-1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок — так называемый «Объект 825 ГТС», а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению шести видов ядерного оружия. Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трёх тысяч человек и обладал развёрнутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно могут войти до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка, завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Сейчас часть завода является музеем.

Нам не повезло. Сегодня понедельник, а как правило в музеях в этот день выходной. Этот музей не исключение. Подумали на завтра остаться, но и вторник тоже выходной. Покрутились около музея и поехали на пляж купаться.

Мы выбираем Яшмовый пляж, загружаемся в катер и наблюдаем шикарные окрестности бухты.

Мыс Фиолент и скалы в его окрестностях сложены породами вулканического происхождения — вулкан действовал здесь около 150 миллионов лет назад. По обе стороны от мыса в береговом обрыве видны застывшие потоки лавы и пласты туфов. От Фиолента береговая полоса делится на несколько бухт, разделенных поперечными скалистыми стенами. Эти каменные стены образованы путем выхода магмы на поверхность сквозь ослабленные разломами участки вулкана. Древний вулкан изрядно разрушен морем, а сверху покрыт известняками, однако в лаве и туфах попадаются вкрапления минералов — продуктов вулканической деятельности. Это яшма, сердолик, халцедон и другие. Поэтому пляж у подножия мыса Фиолент назван Яшмовым. Мы, конечно, не обнаружили никаких минералов. Но накупались вдоволь. В недалеком прошлом (вплоть до конца 1990-х годов) доступ на пляж был ограничен, а теперь открыт для всех желающих. Обратно в Балаклаву мы возвращались на теплоходе Фотон.

Выезжаем из Балаклавы уже вечером в сторону Фороса. Не сразу находим место для ночлега. Уже совсем темно. Совершенно неожиданно видим надпись «Кемпинг», вот чего мы не ожидали. Оказалось, что и для нас нашлось местечко. Здесь можно жить в старых кемперах, в домиках, в палатках. Есть беседка, где можно покушать, есть туалет и душ, правда с холодной водой. Устанавливаем палатку и, довольные, укладываемся спать. Даем контакт, может, пригодится: Форос, ул. Космонавтов, 1 (около автобусной остановки Форос), телефон: 8-978-734-22-32 кемпинг.

Дорога на Форос.

15 день 8 сентября 2020 г. 183 км

пос. Форос — Алупка (Воронцовский Дворец) — пос. Форос

Утром мы увидели кемпинг во всей красе.

Беседка для питания.

Наша палатка была не единственной к утру.

И как мы его увидели в ночи?

Утром хозяин кемпинга Валентин Иванович рассказал нам об удивительном Форосском парке, куда мы сразу после завтрака и отправились.

Мы были удивлены красотой этого прекрасного парка. Позже мы узнали, что землю здесь приобрел купец первой гильдии, чаепромышленник А.Г. Кузнецов. Владелец имения распорядился создать ландшафтный парк. Художник Ю.Ю. Клевер и садовод Э.А. Альбрехт великолепно справились с этой задачей. Они сохранили естественный лес, богатый можжевельником, дубом и множеством хвойных деревьев. Все декоративные элементы и экзотические растения органично вписали в существующий ландшафт. Это живописный каскад из нескольких прудов, покрытых кувшинками, с водопадами, перекатами и мостиками. В прудах плещутся золотые рыбки и важно плавают черепахи. В зарослях прячутся две беседки, сохранившиеся с конца 19-го века. Эти чугунные беседки привезены с уральских Демидовских заводов, как и чугунные вазы, которые можно встретить по всему парку. В Райском уголке собрана коллекция уникальных растений, привезенных из многих уголков мира: золотистый китайский можжевельник с востока, секвойя-дендрон или мамонтово дерево из Северной Америки, болотный кипарис из Австралии, роща атласских кедров из Африки, роща гималайских кедров из Азии, ленкоранская акация из Африки, пампасская трава из Южной Америки. Отдельного внимания заслуживают величественно стоящие 600-700 летние дубы.

Сейчас Форосский парк является памятником садово-паркового искусства и охраняется государством. Несмотря на то что находится он за воротами санатория «Форос», прогуляться в парке может любой желающий абсолютно бесплатно.

По живописным тропинкам спустились к галечному пляжу и насладились купанием в чистейшей воде Черного моря.

Вторую половину дня посвятили посещению Воронцовского дворцово-паркового комплекса, расположенного в Алупке, в 15 километрах к западу от Ялты. С 20-х годов XIX века небольшая деревня Алупка (ныне город, подчиненный Ялтинскому горсовету) принадлежала генерал-губернатору Новороссии графу М.С. Воронцову. Имение находилось во владении его потомков до самой Октябрьской революции. Деятельный чиновник, многое сделавший для развития Крыма и Новороссии, с большим вкусом, присущими ему энергичностью и размахом обустроил и свою летнюю резиденцию на Южном берегу Крыма.

С 1828 по 1848 год под руководством английских архитекторов Эдуарда Блора и Уильяма Гунта возводился Воронцовский дворец. В 20-е годы XIX века вокруг дворца разбили парк, автором проекта был известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах, он же и руководил работами в Алупке.

Парадные залы дворца, с традиционным английским интерьером, почти полностью сохранили свою первоначальную отделку.

Поражает Парадный кабинет с псевдо английским интерьером: дубовые панели, английский круглый стол и готические стулья, картины и изделия из бронзы, в том числе часы «Минин и Пожарский», а также канделябры первой половины XIX века.

Изящно оформлена Голубая гостиная.

Деревянные потолки (очень модные в те времена).

Прелесть Воронцовского дворца подчеркнута южной природой — субтропическим парком (40 га). Жемчужиной парка считается «Львиная терраса» (1848 г., Джованни Боннани) со скульптурами львов из каррарского мрамора. Рассказывают, что этих львов хотел купить Черчилль во время своего визита, на что И. Сталин ему ответил, что у нас искусство принадлежит народу. Кстати, Воронцовский дворец во время Ялтинской конференции 1945 г. был резиденцией британского премьера Уинстона Черчилля, и здесь есть небольшая экспозиция, посвященная ему.

В Воронцовском парке собрано более 200 видов растений. Характерные для Крыма деревья и кустарники чередуются с экзотическими. Здесь можно увидеть тис, лавр, кипарис, а также магнолию, олеандр, мушмулу, хурму, сосну аллепскую и другие растения. Они прижились на этой земле потому, что плодородную почву, необходимую для капризных экзотов, специально привозили сюда, а размещали ее на каменных склонах парка вручную.

Цветы кораллового дерева. Цветет несколько раз в год.

Впечатлившись красотами дворца и парка, поехали к одному из самых популярных мест Южного берега — замку Ласточкино гнездо. Замок был построен в 1912 году на скале мыса Ай-Тодор в рыцарско-готическом стиле.

Но подъезд к нему был закрыт. Удалось только сделать фото издалека. Направились по серпантинной дороге на Байдарский перевал. Через перевал проходит старое автомобильное шосее Ялта-Севастополь, строившееся с 1837 по 1848 гг. по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова. На Байдарском перевале расположен памятник архитектуры — Байдарские ворота. Он сооружен в 1848 году по проекту известного ялтинского архитектора К.И. Эшлимана в честь окончания строительства шоссе. Ворота-пропилеи представляют собой массивный портик из блоков местного известняка со сложным карнизом. Справа и слева к портику примыкают прямоуголные тумбы из того же материала, придающие монументальность классическому образцу сооружения.

Байдарские ворота.

Возвращаемся чуть назад и поднимаемся к церкви Воскресения Христова, которая стоит на обрывистом утёсе (1892 г., архитектор Николай Чагин). Церковь построена по заказу промышленника Кузнецова в знак счастливого спасения императора Александра III в железнодорожной катастрофе во время возвращения из Крыма. Здание было заброшено в советский период и восстановлено по инициативе Раисы Горбачевой. От церкви открывается великолепный вид на побережье и поселок Форос, известный тем, что во время попытки государственного переворота 19-21 августа 1991 г. здесь находился президент СССР Михаил Горбачев.

Наш чудесный насыщенный день мы завершили купанием на пляже в Форосе в чистейшей теплой воде.

9 сентября 16 день, 77 км

пос. Форос — г. Ялта — Ливадийский Дворец — Массандровский Дворец — Villa Diana

Дорога на Ялту тянется вдоль моря и очень напоминает первый тихоокеанский хайвей в штатах — очень живописная! В трех километрах к юго-западу от Ялты находится Ливадия — поселок, бывший в середине XIX века имением графа Л.С. Потоцкого, а позднее приобретенный императорской семьей. В 1911 году архитектором Николаем Красновым был построен Ливадийский дворец для Николая II. Сегодня нам предстоит ознакомиться с этим дворцом-музеем.

Белоснежный дворец был сооружен в стиле итальянского ренессанса на месте старого дворца графа Льва Потоцкого. Последний еще в 1834 г., с помощью садовода Э. Делингера и И. Ташера, заложил парк с фонтанами и беседками. В 1945 году в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция держав-победительниц.

Белый зал (здесь проходила Ялтинская конференция).

5 февраля 2015 года на территории Ливадийского парка появился памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, подаренный Крыму российским скульптором Зурабом Церетели.

Рабочий кабинет императора Николая II.

Люстра из венецианского стекла.

Дворец отличается изысканностью и нарядностью наружной отделки и роскошью внутренних интерьеров, причем каждая из 58 комнат выполнена в своем оригинальном стиле.

В Ливадийском парке насчитывается более 400 видов растений. Это самый большой парк на Южном берегу Крыма.

Знакомство с дворцами этим не ограничилось. Решили сегодня же и Массандровский дворец изучить. Благо он недалеко находится. Дворец расположен в уединенном месте, в так называемой Верхней Массандре, на горном склоне, и окружен парком, переходящим в лес. Здание было построено для императора Александра III в смешанном стиле ренессанса и барокко (1881-1892 гг., архитекторы М. Бушар, М. Месмахер) и очень напоминает изящные французские замки.

Дворец весьма уютен, элегантен и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Интерьеры выдержаны в различных стилях (романский, готика, барокко, классицизм).

А вот дворцовый парк проигрывает. Талантливый садовод Карл Кебах дал указание высадить большое количество фруктовых деревьев, а также саженцев белой акации. Так он решил выделить Массандру среди прочих парков Южнобережья, в результате наиболее эффектно он выглядит весной, во время цветения акации.

Массандровский Дворец в окружающем ландшафте.

Быть в Массандре и не побывать на винном заводе, наверное, это неправильно. Успели на экскурсию на 17 часов минута в минуту. Еще чуть-чуть и пришлось бы ждать два часа.

Массандровский винзавод был основан в конце XIX в. известным виноделом князем Голицыным. Нынешняя «Массандра» выпускает 60 марок вин, ежегодно разливается около 10 млн. бутылок. Коллекция вин Массандры (около одного миллиона бутылок) является крупнейшей в мире и занесена в 1998 году в Книгу рекордов Гиннесса. Главный подвал представляет собой семь тоннелей, длина каждого из них составляет 150 м. Там сохраняется постоянная температура воздуха плюс 10-12 градусов Цельсия.

В 2020 году завод «Массандра» продан компании «Южный проект», принадлежащей банку «Россия».

Уже в темноте по крутому спуску (прямо как в Сан-Франциско) приехали на набережную Ялты. Тепло, красиво, много народу! Прогулялись, посидели в кафе и поехали искать Villa Diana — наше место ночлега. То, что нам предоставили, не соответствовало описанию в рекламе. Но было уже так поздно, что не имело смысла уезжать. Территория так называемой виллы была ухоженная. Мы открыли бутылочку розового муската и, заедая персиками, чудесно провели вечер.

10 сентября 17 день, 76 км

г. Ялта (Villa Diana)Никитский Ботанический сад — Гурзуф — ранчо Золотая подкова (село Лучистое)

Villa Diana утром.

После завтрака на улице в беседке направляемся в Никитский ботанический сад.

Крымские дороги очень живописны.

Никитский ботанический сад был основан в 1812 году шведским ученым Христианом Стевеном по указу императора Александра I. Главную роль при этом сыграла инициатива новороссийского губернатора герцога де Ришелье и его приближенных: графа М. Воронцова и главного инспектора по шелководству юга России Фридриха Биберштейна.

Бюст Х. Стевена в ботаническом саду.

Никитский ботанический сад — это царство экзотической природы в Крыму. Здесь, на обширной территории из четырех парков, комфортно чувствуют себя растения — выходцы со всех континентов планеты.

Розарий.

Парки Никитского сада признаны шедеврами ландшафтного искусства. Террасы засажены кактусами, юкками, агавами. В бассейнах среди тростников и камышей цветут водяные лилии и лотос каспийский.

В настоящее время, по оценкам ведущих специалистов в области ботаники, Никитский ботанический сад относится к числу известнейших в мире ботанических учреждений и крупнейших коллекций генофонда ценных растений. НБС является единственным в нашей стране хранилищем видового и сортового разнообразия южных плодовых культур, включающего более 11000 сортов персика, абрикоса, алычи, инжира, граната, маслины, зизифуса, черешни, хурмы. Здесь собраны уникальные коллекции декоративных древесных и травянистых растений, насчитывающие более 6000 видов, и богатейшие сортовые и формовые коллекции более 250 ботанических видов эфиромасличных, лекарственных, пряно-ароматических растений. Впервые введено в культуру более 400 видов новых растений, выведено и передано в народное хозяйство более 800 сортов культурных растений.

Секвойя.

Богата коллекция хвойных растений сада: 4 вида и 12 форм кедра, 47 видов и форм кипариса. Но самым ярким представителем отдела хвойных традиционно считается гость из Северной Америки — секвойядендрон гигантский, или мамонтово дерево. Высота его около 35 метров. На родине эти деревья достигают 100-метровой высоты.

Национальный парк Кингс Каньон (США — ноябрь 2021 г.) — родина секвой (для сравнения).

Пальмовая аллея.

Бамбуковая роща.

Бамбук черный, привезен из Китая. Этот вид цветет очень редко, раз в несколько десятков лет, а после появления плодов сразу же погибает. В 1932 году в Никите зацвели все экземпляры бамбука, поэтому пришлось срезать надземные части растений. От корневищ развились новые побеги.

Каждую весну и осень в Никите проводится выставка цветов, в апреле — тюльпаны, в начале ноября — хризантемы.

В парке можно провести не один день. Здесь уютно, приятно и комфортно.

Есть мечта побывать хотя бы на экскурсии в знаменитом лагере Артек. Едем в Гурзуф, зная, что там организуют экскурсии в лагерь. Но на дворе коронавирус и экскурсий в этом году нет — сказали нам в Гурзуфе. Тогда идем на пляж Гурзуфа.

Гурзуф расположен в Гурзуфской долине, которая спускается к морскому заливу с чистой водой и живописными галечными пляжами. Долину окружают величественные горы Авинда, Аю-Даг, Кобоплу. По узким улочкам Гурзуфа приходим на пляж и остаёмся там поплавать, полежать, понежиться под крымским солнышком.

Отдохнули — пора подумать о том, где сегодня будет наш ночлег.

Едем за Алушту в поселки Лаванда и Лучистый. В Лаванде жилья нет. Но по дороге мы видим выставку ретро-автомобилей, мото и велосипедов. Оказывается, какой-то любитель из Москвы собрал здесь свой музей под открытым небом и все желающие могут посмотреть, посидеть, потрогать эти раритеты. Мы надолго здесь задержались.

Но и это еще не все. В этих местах снимался известный фильм «Кавказская пленница». И теперь возможно с «героями» этого фильма провести фотосессию.

Забавное такое местечко. Неожиданное и приятное. Еще раз поняла преимущество автопутешествий, что-то необычное, неописанное в путеводителях обязательно встретится на пути.

Ночлег мы нашли на ранчо «Золотая подкова», что недалеко от села Лучистое.

11 сентября 18 день 110 км

ранчо Золотая подкова — с. Рыбачье — с. Зеленогорье — г. Судак

Оказывается, мы остановились на территории конного клуба, который находится у подножия горы Демерджи. Именно сюда, в Долину Привидений, мы и планировали подняться. Утром позавтракали на кухне, где самостоятельно можно готовить, и отправились в горы. Тропа начинается прямо от ранчо.

Горный массив Демерджи состоит из двух гор: Северной (1356 метров над уровнем моря) и Южной (1239 метров). Разделяет их седловина, где в горных источниках берут начало немало ручьев и рек, в том числе Демерджи, Алака, Джурла. Специалисты оценивают возраст этих гор в 800 миллионов - 1 миллиард лет. За этот срок известняки, сланцы, конгломераты, сложенные многочисленными слоями, подвергались воздействию воды, ветра, атмосферных осадков, перепадов температуры. В результате эрозии образовались скалы самых причудливых форм. Многие отмечают их схожесть с рукотворными каменными исполинами, которыми известен остров Пасхи. Однако в Крыму в качестве скульптора поработал не человек, а природа.

Особенно много замысловатых творений природы на юго-западном склоне Южной Демерджи. Эта местность получила даже собственное название — Долина Привидений. Особое великолепие и таинственность фигурам придают густые туманы, часто оседающие в долину. Множеству скал даны названия: Сфинкс, Гном, Лягушка, Великан, Екатерина II.

Представлены различные формы выветривания (ниши выдувания, карнизы, грибообразные и бастионные формы). Подобных каменных «привидений» в долине больше сотни. Издали эти столбы напоминают гигантские ископаемые белемниты — «чёртовы пальцы».

Интересна и растительность: флора Демерджи насчитывает 420 видов, в числе которых такие редкие как тис ягодный, лядвенец крымский и другие.

До обеда мы гуляли по горам и долам, любовались грандиозной панорамой, которая охватывает практически всю Алуштинскую долину. Как же природа щедро одарила Крым всевозможными красотами!

Наш путь продолжается в сторону Судака. По дороге заезжаем в Храм-маяк Св. Николая. Храм построен на скале, над морем в 2004-2006 гг. (архитектор А. Гайдамака), высота 65 м. По своей высоте храм не имеет аналогов в Крыму. Вместо традиционного купола церковь венчает золотой крест, под которым шар — символ Земли. В декоративном оформлении использована морская тематика.

На первом уровне церкви находится Музей морских катастроф XX века. Мы не пошли туда. На втором уровне — собственно церковь.

На третьем — колокольня и маяк. Храм может играть роль маяка. Под главным крестом храма, внутри позолоченного шара, установлен маячный фонарь. Кстати, Форосская церковь тоже может играть роль маяка. Но, несмотря на технические возможности, данные объекты не внесены в лоции Чёрного моря.

Мы сегодня еще не купались в море. По пути заезжаем в пос. Рыбачье. Рядом пляж. Через село протекают реки Алачук и Андус, которые сливаются в пределах села и впадают в море в его центре. Поэтому у берега вода в море мутноватая, а чуть дальше чистая и теплая.

В самом начале нашего путешествия на Кояшском озере туристы посоветовали заехать в Зеленогорье, где они не раз отдыхали. Сейчас как раз такой случай представился. Это село немного в стороне от трассы, но нам было любопытно посмотреть, что это за место такое чудесное.

Дорога от Алушты до Судака серпантинная, извилистая, но очень красивая.

С трассы сворачиваем в сторону гор

и прибываем в место назначения.

Место и, правда, очень живописное.

Озеро Панагия в селе Зеленогорское:

Оно зелёное, полностью соответствует названию места, где находится. И горы вокруг тоже покрыты зелеными деревьями.

Можно было пройти в сторону от озера, прогуляться по ущелью, где течет река Арпат. По описаниям, там есть небольшие пороги и водопады. Но мы сегодня уже нагулялись по горам.

Заехали на местный рынок прикупить местных фруктов. Познакомились на рынке с местным жителем по имени Белял, который, как оказалось, служил в армии на родине Игоря. Он так был рад встрече, считает годы службы самыми счастливыми, все рассказал про себя, очень звал в гости. Интересная получилась встреча.

По серпантинной дороге, плохо асфальтированной, возвращаемся на трассу Алушта — Судак.

Еще есть время, и мы заезжаем в Новый Свет. Там много народу и дорогое жилье. К вечеру прибываем в Судак. Снимаем жилье напротив Генуэзской крепости. Ужинаем в местном кафе, любуясь подсвеченной Крепостью.

12 сентября 19 день 163 км

г. Судак — с. Миндальное — г. Коктебель — Нижнезаморское (палатка)

В Судаке решили не задерживаться, мы тут бывали и раньше. К востоку от города находится полуостров Меганом, самой выдающейся в море частью его является мыс Меганом. До недавнего времени доступ на полуостров был закрыт, поскольку на нем размещалось несколько воинских частей. Интересно было бы познакомиться с этой таинственной землёй.

Вдоль побережья ведётся строительство комплекса «Таврида-Арт». Узнали, что вчера здесь состоялся концерт. Мы и не знали про такой формат для молодежи. Оказывается, это уникальная культурно-просветительская площадка, где эксперты из разных областей творческих индустрий и креативной экономики делятся своими знаниями и опытом в режиме нон-стоп.

Свою историю «Таврида» начала в 2015 году, когда получила статус Всероссийского молодежного образовательного форума. В 2019 году «Таврида» выросла в арт-кластер. Он объединяет образовательные заезды, фестиваль, кастинг-платформу, грантовый конкурс, федеральную сеть арт-резиденций, строящийся Университет креативных индустрий и другие проекты. «Таврида.АРТ» входит в федеральный проект «Молодежь России» национального проекта «Образование» и реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).

По приезде домой мы узнали, что эти головы сконструировала девушка-дизайнер из Екатеринбурга (наша землячка).

Но мы отвлеклись, нам надо к «месту силы» — к Меганому. В последние годы Меганом стал пользоваться особой славой. Своеобразие полуострова уфологи, биоэнергетики и сторонники многочисленных эзотерических учений объясняют влиянием земных и космических сил.

Летом Меганом наполняется довольно странным народом — тут и хиппи, и буддисты, и йоги в цветных одеждах с дудочками и барабанами.

Но прежде всего привлекает чистое море и отдаленность от курортных центров. Большое удовольствие здесь получают дайверы, потому что подводный мир мыса необыкновенно богат.

В основном мы увидели дикий пляж и большое количество палаток.

Море здесь потрясающее! Необыкновенного цвета и очень чистое!

Захотелось проехать дальше, вглубь полуострова, но наши попытки не увенчались успехом, так как дороги не для нашей машины.

Этот участок Крыма надо изучать отдельным путешествием на подготовленных машинах.

Рядом с мысом Меганом раскинулись многочисленные виноградники. Нам туда. Тут в конце 80-х гг. XIX в. князь Л. Голицын создал винзавод под названием «Солнечная Долина». С подачи князя в 1893 и 1895 годах были устроены подвалы для хранения вина. Годы их создания указаны в надписях, которые видны в них и в настоящее время.

Строились подвальные хранилища оригинальным способом. Их не выкапывали, а, напротив, засыпали. В нескольких оврагах с большой глубиной устроили более широкое дно, затем его сделали ровным, а в конце возвели перекрытия, которые были засыпаны сверху. Обо всём этом нам рассказали во время экскурсии, на которую мы попали в селе Миндальное.

Завод по изготовлению вин «Солнечная Долина», или «Архадерессе», в настоящее время относится к трем объединившимся поселениям — Богатовка (ранее — Токлук), Архадерессе — Миндальное, а также Солнечная Долина. На предприятии готовят вина марок «Черный Доктор» и «Черный полковник», «Меганом» и «Солнечная Долина».

Не одно столетие прошло с основания предприятия Голицыным, но и сегодня в винных хранилищах Меганома находятся прекрасные вина с утонченным ароматом и пленительным вкусом.

Подвалы Архадерессе (по-татарски — «Спина врагов») трехэтажные. Один из них получил имя «Рог изобилия», так как он изгибается подобно рогу, повторяя конфигурацию оврага.

После дегустации прикупили вино и вкуснейший сыр к нему.

По направлению от Судака к Керченскому полуострову берег Чёрного моря постепенно меняет облик. Восточнее Карадага больше нет высоких гор, заметно, как ландшафт плавно переходит от горного к степному. Мы едем в Коктебель. Мы были там 20 лет назад, но до сих пор мне периодически снится Дом-музей М.А. Волошина. Значит, пришла пора снова в нем побывать.

Почти ничего не изменилось в нем за эти годы. Только синяя краска дома выцвела, он стал теперь серым. Я с удовольствием прошлась по знакомым мне комнатам, вдохнула атмосферу тех времен, когда здесь гостила вся творческая интеллигенция России первой половины XX в. Этот дом посещали: А. Толстой, М. Булгаков, М. Горький, М. Цветаева, М. Зощенко. Сохранились и библиотека, и мастерская, где можно осмотреть волошинские акварели, морские раковины, ожерелья из самоцветов, фигурки из дерева и камня. Еще больше почувствовала, как близок мне этот могучий человек — Максимилиан Волошин поэт, художник, литературный критик и искусствовед, любил природу и людей, много ходил пешком. Не зря примыкающая с юга к Коктебелю гора Карадаг (577 м) своим контуром напоминает лик поэта.

Осенью (отрывок из стихотворения М. Волошина)

Рдяны краски,
Гулы сосен,
Веток свист.

Гора Карадаг.

Еще в студенческие годы слово Казантип у нас ассоциировалось с фестивалем электронной музыки. Теперь мы имеем возможность побывать на мысе Казантип. Однако фестиваль давно уже проводится на западном берегу Крыма, в окрестностях Евпатории, а в 2015 году вообще в Камбодже. Нам же интересен заповедный мыс Казантип сам по себе. Туда и направляемся из Коктебеля.

Поехали с трассы Таврида на Новониколаевку, через Верхнезаморское и Нижнезаморское. Думали там снять жилье. Но на песчаном пляже Азовского моря нам так понравилось, что мы решили встать с палаткой. Проехав по песчаным дорожкам вдоль Казантипского залива, остановились в сосновой лесопосадке.

Левитация.

Азовское море немного штормило.

Аккуратный живой костер! Как мы по нему соскучились!

Мы душевно вечеровали под легкий мускат из Солнечной долины. Наблюдали за звездным небом! Слушали, как шумит море, как будто водопад рядом! Прекрасное завершение очередного отпускного дня!

13 сентября 20 день 442 км

Казантипский залив — мыс Казантип — г. Темрюк — г. Приморск-Ахтарский

После неспешного завтрака погуляли по пляжу, море все еще штормило, и направились по песчаным дорогам через Азовское на г. Щёлкино. Узнали, что здесь в 1975 году начали строить Крымскую АЭС и не достроили по причине аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года). Кстати, мало кто знает, что после этой трагедии в Советском Союзе было прекращено строительство 10 электростанций. АЭС попала в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее дорогостоящий атомный реактор на планете. Уровень её готовности к моменту прекращения строительства был самым высоким по сравнению с также «замороженными» Татарской и Башкирской. Меньше года не хватило, чтобы запустить реактор, тогда бы Крым смог обеспечивать себя электроэнергией самостоятельно. После того, как великая стройка оказалась заброшенной, на территории электростанции в турбинном отделении с 1995 по 1999 года проходили фестивали электронной музыки «Казантип». В 1998 г. началась распродажа имущества АЭС, которая продолжалась до 2005 г.

Через село Мысовое заезжаем на мыс Казантип. Мысовое расположено на перешейке мыса Казантип, вдающегося в Азовское море. В переводе с татарского слово «Казантип» означает «дно котла». Это не случайно, ведь мыс имеет округлую форму с возвышающимися краями и котловиной по центру, поскольку это атолл, который поднялся над уровнем моря. По данным ЮНЕСКО, уникальный природный объект входит в десятку чистейших мест планеты. Мыс имеет статус заповедника международного значения. На нём расположены руины античного города, причудливой формы каменные фигуры, гроты, скалы, дюны и небольшие дикие пляжи.

Хоть проезд и закрыт, но какая-то дорога была открыта. Оказывается, местные власти на территории заповедника разрешили организовать городское кладбище (куда смотрела природоохранная прокуратура Крыма?) По этой дороге мы доехали до самого мыса.

Нефтепромысел в заповеднике .

У нас возникает вопрос, почему это здесь можно добывать нефть, а ездить и ходить нельзя? Не кажется ли это странным? Насколько мы знаем, на территории заповедника всякая природопреобразующая деятельность запрещена. Однако почему-то технологический транспорт проезжает по территории заповедника.

И еще один прискорбный факт. В 2008 году снимали фильм Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Генпрокуратура Украины оштрафовала дирекцию фильма на 16500 гривен. По утверждению Андрея Артова, председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», гусеницы танков уничтожили редких змей и безногих ящериц (четырёхполосых полозов и желтопузиков), занесенных в Красную книгу Украины. Режиссёр фильма Фёдор Бондарчук отверг обвинения экологов и заявил, что танковая атака снималась не в заповеднике, а на нефтяных разработках, рядом с бурильными установками, однако не опроверг факт штрафа.

Природный заповедник действует с 1998 года, занимает 400 гектаров суши и 50 гектаров акватории. 58 видов животных и растений, обитающих здесь, занесены в Красную книгу Украины. В первозданном виде в заповеднике сохранены участки ковыльной, петрофильной и кустарниковой степи.

Мыс Казантип.

Возвращаемся через город. На въезде в Щёлково справа со стороны мыса Казантип идёт пляжная песчаная полоса. Остановились для купания. Вода чистейшая. Дно песчаное. Для родителей с детьми просто рай. Увидели огромную медузу. На Казантипе видели дельфинов. Не успели заснять.

Выезжаем на Тавриду через Ленино. Кстати, если хотите сразу попасть на Казантип, то с Тавриды надо сворачивать на Ленино, а не на Новониколаевку.

Выезжаем на Тавриду и до Сенного едем по отличной дороге.

Решили заехать в Приморско-Ахтарск. Давно хотели побывать в этом городке, много о нем наслышаны. Тем более, там жила родственница наших друзей и можно было у нее остановиться. Вдоль дороги много сельскохозяйственных ярмарок. Покупаем арбузы, дыни, помидоры, краснодарское подсолнечное масло. В Темрюке остановились пообедать. Кстати, здесь и обед и бензин дешевле, чем в Крыму.

После Темрюка встали в пробку на час. Сделали несколько объездов, но все равно пробка не уменьшилась.

Очень долго ехали потом по темной дороге. В станицах народ словно вымер. В домах света нет. Улицы не освещены. В Приморско-Ахтарск прибыли в полной темноте в 22 часа.

14 сентября 21 день 415 км

г. Приморско-Ахтарск — г. Белая Калитва (Ростовская область)

После завтрака хозяйка попросила нас помочь срезать виноград и прокрутить его на специальной машинке. Для нас это новое занятие, и мы тут же принялись за исполнение. Освоив азы виноделия, прощаемся с гостеприимной хозяйкой и едем знакомиться с городом.

Прогулялись по набережной. Много красивых кафешек. Решили искупаться. Море очень мелкое, так и не дошли до глубины. Дно сначала галька, потом песок, потом ил. Вода мутная. Здесь, наверное, детям прекрасно булькаться. Заехали на рынок, купили сливы, огурцы, орехи, курагу. Попили кубанского молока со слойками. Вкусно! Получили представление об этом южном городке и выезжаем на трассу. 75 км ехали по платной дороге. Ближе к вечеру бронируем отель «Атлант» в Белой Калитве (2 тыс. рублей с завтраком). Вечер провели в уютном номере за просмотром фильма.

15 сентября 22 день 700 км

г. Белая Калитва — г. Саратов

Отличный завтрак в ресторане отеля и в путь. Время переводим на час вперед. По дороге закупаем арбузы, дыни, перцы, баклажаны, помидоры. Дорога тянется вдоль степей. Овражный ландшафт. Долго не было интернета. Так и заехали в Саратов. Проехали весь приволжский город. Красивый купеческий городок. Отдельно бы его посетить. Но нам пора домой. Наконец-то бронируем отель «Звездный» (1800 руб. с завтраком). Он удобно расположен. Утром удобно на трассу сразу выезжать. Нам достался 2-комнатный номер «Люкс». Выпили вина с арбузом и отдых.

16 сентября 23 день 775 км

г. Саратов — отель у трассы (60 км до Уфы)

Очень хотелось бы поехать через Оренбург. Но судя по картам и интернету дороги кроме как через Казахстан нет. А граница с Казахстаном закрыта. Едем на Самару, через уже знакомые Маркс и Энгельс. Ехали сегодня до упора. Остановились в довольно приличном придорожном мотеле за 1700 руб.

17 сентября 24 день 640 км

отель у трассы (60 км до Уфы) — г. Екатеринбург

Пасмурно. Всего лишь 10 градусов. Постепенно возвращаемся в реальность. Обедаем в кафе по дороге. У г. Златоуст уходим с М5 и по живописной дороге от Миасса через Карабаш, Кыштым въезжаем в Свердловскую область. Ура, мы вернулись! Мы дома!

Финансовые итоги поездки:

• Бензин — 30 тыс. руб.
  • Проживание — 24 тыс. руб.
  • Продукты — 11 тыс. руб.
  • Кафе — 8 тыс. руб.
  • Экскурсии — 11 тыс. руб.
  • Покупки — 36 тыс. руб.
  • Непредвиденные расходы — 10 тыс. руб.

Итого: 130 тысяч рублей

Общий километраж поездки: 8,5 тыс. км

Всем спасибо, кто дочитал до конца. Желаем Всем мира и возможности путешествовать как можно больше и дальше!