|
Автор: tofffler
Маршрут: Екатеринбург―Севастополь―Пицунда.
Поездка в прошлом году оставила неизгладимое впечатление, и в этом году других вариантов перемещения, кроме автомобиля, не рассматривалось. Героическая «Нексия» была продана, и автопробег был запланирован на новом «Солярисе».
Исходные позиции:
Экипаж: два человека, водитель (я) и штурман (супруга).
Авто: Hyundai Solaris 2011 г.в., хэтчбэк, 1,6 л., пробег ― 20 000 км.
Маршрут: Екатеринбург ― Октябрьский ― Сызрань ― Пенза ― Тамбов ― Воронеж ― Белгород ― Харьков ― Запорожье ― Севастополь (отдых) ― Новороссийск ― Сочи ― Пицунда (отдых) ― Волгоград ― Саратов ― Уфа ― Златоуст ― Кыштым ― Екатеринбург.
Расстояния: 2 954 км (до Севастополя), 832 км (от Севастополя до Пицунды), 2 940 км (от Пицунды до Екатеринбурга).
Расходы на бензин: 4 829 руб. в прямом направлении, 4 527 руб. в обратном направлении.
Расходы на ночевки и питание: по 1 500 руб. в каждую сторону.
Расходы на штрафы ГАИ: 0.
Навигация: навигатор Texet TN505 + п/о Navitel 3.5 + карты от OpenStreetMap.
Связь: рация MegaJet MJ-100 + антенна Optim CB-27.
Старт: 8 июля, 5:00. Время в пути до Севастополя (со всеми остановками) 64 часа. Обратный путь от Адлера до Екатеринбурга 63 часа.
Иной маршрут, через Пензу, был выбран для объезда Саратова, поразившего нас в прошлом году отвратительными дорогами.
От Екатеринбурга до трассы М-5 «Урал» был выбран путь через Нижние Серги―Арти―Бирск―Октябрьский. Вот он:
Почему так? В прошлом году, когда на М-5 выезжали через Касли―Кыштым―Златоуст, вот так:
Кыштым был закрыт из-за ремонта дороги, пришлось кружить по грунтовке через лес. Кроме того, этот путь оставлял позади Уфу. Как показал опыт, этот маршрут был ошибкой. Всех земляков предупреждаю: через Арти-Бирск ездить не надо! Участок Тастуба―Караидель на этом пути ― это 67 км грунтовой и гравийной дороги, и вообще, нормальная дорога заканчивается в Артях. Обратно ехали от греха подальше по прежнему, кыштымскому маршруту, теперь там идеальная новая дорога.
В Караидели идиллическая картина: лошадки, речка, зелень…
Как водится, не обошлось без оказания помощи при аварии. Не зря ведь у меня наклеен знак «Врач».
Оба пострадавших были живы, но пьяны.
На М-5 все было как обычно. Узкая, разбитая, загруженная вереницами фур дорога. Есть, правда, короткая отрада ― около 50 км шестиполосной ровной дороги в обход Уфы.
С нетерпением ждали Пензы, где М-5 заканчивается (до нее было 670 км), чтобы уйти с нее на Тамбов.
Участок Пенза―Тамбов―Воронеж в целом неплох, особенно по Воронежской области, а вот Белгородскую область хотелось бы отметить особо: дороги хорошие, местами идеальные, а отрезок Старый Оскол―Белгород―Нехотеевка (где граница с Украиной) ― так и вообще автобан.
На погранпереход Нехотеевка―Гоптивка прибыли около полуночи. Поскольку очередь перед шлагбаумом составляла три или четыре машины, переход занял полтора часа. Быстро. Кстати, любой желающий может оценить очередь на границе со стороны Белгорода (на въезд на Украину) на веб-камере: http://vebcams.ru/index.php/veb-kamery-rossii/veb-kamera-nekhoteevka.
От Гоптивки недалеко до Харькова, а от Харькова до Днепропетровска ― о, чудо! ― автобан, целых 150 км. Видео: https://youtu.be/yeiZDDxMguU
Учитывая особенности украинских ПДД, ограничивающих скорость на дорогах с разделительной полосой в 110 км/ч, на обозначенных знаком автомагистралях 130 км/ч, плюс «нетарифицируемый интервал» в 10 км/ч и полное отсутствие гаишников, на автобане держали скорость 140-150 км/ч, поэтому счастье быстро закончилось.
На въезде в Крым лишняя одежда была сброшена.
Кстати, об особенностях украинских ПДД. Они мне нравятся больше российских, во-первых, по скоростным режимам, во-вторых, потому что знаки ограничения скорости могут стоять только совместно со знаком «дорожные работы», в третьих, если стоят эти знаки, а дорожные работы завершены, то его можно не соблюдать. Кроме того, все проще с кольцами: всегда и везде тот, кто едет по кругу, тот и главный. Все просто. Также ПДД требуют наклейки «RUS» на кузове автомобиля и наличие полиса ОСГПО, аналога нашей ОСАГО, который можно купить перед границей 3а 500 руб. на две недели, либо грин-карты, которую тоже можно купить на границе, но дороже, или в вашей страховой компании.
Обменять валюту можно также на границе, на обеих сторонах. Обменник прямо на границе, на украинской стороне, предлагал самый невыгодный курс: 204 грн за 1 000 руб. Отъехав метров на 500 вглубь Незалежной, удалось найти гораздо более выгодные условия: 243 грн за 1000 руб. В дальнейшем, курс 243/1000 (или 4,13 рубля за гривну) был потолком из всех встреченных.
Отдых в городе-герое Севастополе, а вернее, в его пригороде, Учкуевке, был замечателен.
Из минусов можно отметить два ― много народу и цены на бензин. Хотя, достаточно отойти чуть в сторону от основного пляжа, как количество загорающих сильно снижается. И позднее, когда мы побывали в Судаке, нам перестало казаться, что в Севастополе слишком людно.
Что касается бензина, то он стоит (92-й) 10,40 ― 10,80 гривен за литр, или 42,9 ― 44,6 рублей за литр. Заправляться дешевле на украинских АЗС, я предпочитал «Укрнафту». Много российских («ТНК», «Роснефть») и иностранных («Shell») заправок, но там бензин дороже.
Отдельное удивление вызвала местная манера вождения. Для водителей с украинскими номерами, похоже, не существует такого понятия, как сплошная линия, встречная полоса движения и ограничение скорости. Причем явление это носит массовый и повальный характер. Так что, двигаясь по своей полосе, и имея слева сплошную, постоянно ожидайте летящего в лоб местного из-за изгиба дороги. Видео по этому поводу здесь: https://youtu.be/9_vjx9fQI8g
Цены на продукты такие же, как в России.
Жилье в частном секторе ― порядка 100 гривен за человека в сутки, но можно найти дешевле.
Местная сотовая связь ― «МТС», «Киевстар» и «life :)». «Киевстар» почему-то не рассматривался, а между оставшимися «life:)» был однозначно выгоднее: звонок в Россию в пересчете около 4,5 рублей за минуту, мобильный безлимитный интернет 37 руб. в день.
Wi-Fi есть везде по берегу, в кафе. Стоимость ― 10 грн. (41 руб.) за весь день.
Из Учкуевки до большого Севастополя ходят катера.
Вниманию отдыхающих: дешевле плавать в Севастополь от причала с площади Захарова, это обойдется в 2,5 грн вместо 10 гривен, если плыть прямо с пляжа.
В магазинах и на заправках принимаются карты «Visa», «Visa Electron», «MasterCard», причем, безналичный расчет по карте, как правило, выгоднее, чем наличными. Так, «Сбербанк» при расчете по карте «Visa-Electron» предлагал курс 245 грн./1 000 руб., А вот «СКБ-банк» подкачал, обменивая по своей карте 235 грн./1000 руб. Так что узнавайте курс гривны в своих банках и используйте шире банковские карты. А обменивать рубли лучше в банках, в них курсы 240-243 грн./1 000 руб. Рубли не берут нигде. Хотя казалось бы, почему?
Для любителей автоэкскурсий по Крыму предлагаю координаты мест. Точки стоят на дороге или парковке рядом с достопримечательностью.
Херсонес Таврический в Севастополе: N44.60970 E33.49286
Диорама «Штурм Сапун-горы» в Севастополе: N44.55639 E33.58445
Немецкое воинское кладбище под Севастополем: N44.47103 E33.70524
Свято-Никольская церковь и Братское кладбище защитников Севастополя (N44.63668 E33.55825)
Климентовский пещерный монастырь в Инкермане: N44.60469 E33.60678
Завод по ремонту подлодок в Балаклаве: N44.50347 E33.59705
Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае: N44.74429 E33.91230
Ханский дворец в Бахчисарае: N44.74931 E33.88230
В нем же находится знаменитый Бахчисарайский фонтан:
Никитский ботанический сад в Ялте: N44.51168 E34.23425
Винзавод Массандра в Ялте: N44.51699 E34.18753
Ласточкино Гнездо в Ялте: N44.43264 E34.12379
Ливадийский дворец в Ялте: N44.46668 E34.14313
Винзавод «Солнечная долина» в Малореченском: N44.85889 E35.04786
По Севастополю лучше гулять пешком или на общественном транспорте, а вот на Диораму удобнее ехать на авто.
По поводу СВ-связи на Украине: она есть. Мне удалось найти жизнь в Севастополе на С20АМ в российской сетке (в нулях), частота 27,200 МГц. Ну а русские, заезжая на Украину, продолжают сидеть в обычном С15АМ европейской сетки (в пятерках), частота 27,135 МГц, и, как правило, молчат. Ввоз раций СВ-диапазона мощностью до 4 Вт на Украину разрешен без всяких бумаг, а вот эксплуатация, точнее, работа на передачу, возможна только по разрешению Укрчастотнадзора, которое, конечно, никто из отдыхающих получать не будет. Изъять рацию у вас не могут, но могут предложить оставить ее на границе.
Конечно, можно вступить в дискуссию на таможне по этому поводу, показать «Перечень радиоэлектронных средств и излучающих устройств, для ввоза которых, …, не нужны разрешения», решение НКРС от 04.02.2010 № 51, доказывать, что пользоваться рацией на Украине не будешь, но нервы и время дороже, поэтому перед границей рекомендую снять антенну, отсоединить тангенту и, если будут вопросы, говорить, что рация ― это конструктивно единое с автомобилем устройство, демонтажу не подлежит, а эксплуатировать в их стране вы ее не собираетесь.
Не помешает распечатать это решение и показать таможеннику, если будут вопросы. Найти его можно здесь: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0162-10, нас интересует пункт 2. Кстати, рация подлежит внесению в таможенную декларацию, если вас заставят ее заполнять. Правда, даже следуя через красный коридор, я в нее рацию не вносил. И еще: не забудьте взять инструкцию от рации (показать, если что, что ее мощность до 4 Вт и диапазон 27 МГц), и чек о ее покупке (чтобы русские на обратном пути не придрались, что вы купили ее на Украине). Все это у нас ни туда, ни обратно не проверяли.
Далее, был намечен маршрут в Абхазию через Керченскую паромную переправу.
Керченская переправа ― отдельная тема. Переход этой границы занял 11 (!) часов. Местные таможенники и пограничники, сдается, работают не то чтобы спустя рукава, а, скорее, вообще не работают. Парома ходит два, если по расписанию ― то через каждые полчаса. Расписание, однако, не соблюдается вовсе. Загрузка на паром людей, машин, автобусов осуществляется по непонятным правилам и крайне медленно. Учитывая сравнительно небольшую, машин в 50, очередь на украинской стороне, отсутствие автобусов и всего одну фуру в очереди, время перехода в 11 часов кажется необоснованно большим.
Переправа платная. Билет на паром стоит 245 гривен (1 000 руб.) за машину с длиной до 4,2 м, свыше этой длины ― 379 гривен (1 600 руб.), плюс 37 гривен (150 руб.) за одного взрослого или 18,5 гривен (77 руб.) за ребенка.
Зато по выезду с таможни (она называется с российской стороны Порт Кавказ) можно искупаться в Азовском море. В тот день оно, правда, штормило.
До Анапы дороги вполне хорошие, потом тоже, но в районе Новороссийска начинается серпантин, продолжающийся до Сочи. Особенно примечателен в этом смысле участок Туапсе―Сочи, изобилующий поворотами на 180 градусов с крутыми подъемами и спусками и иногда встречающимися лежащими в кювете фурами.
Погранпереход Веселое―Псоу, граница с Абхазией, напротив, приятно удивил.
С прошлого года работает новый российский пограничный терминал, а абхазский, тем временем, строится. Русские таможенники попросили лишь открыть багажник, из документов ― паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства. Абхазы ― только паспорт водителя и свидетельство. Никаких денежных сборов, как в прошлом году, не было. Переход занял полтора часа. Веб-камера перехода с российской стороны есть здесь: http://www.granica-online.ru/rossiya__ukraina/mapp_adler_sochinskoj_tamozhni/adler_poslednie_10_minut . На обратном пути так и вообще случилось диво: абхазы попросили только свидетельство. И все. Никакого досмотра. Русские ― только паспорта. И снова бесплатно. По времени заняло 40 минут. Чудеса…
В Абхазии заметно повысились цены на все, хотя толком ничего не изменилось. Все расчеты в рублях, банковские карты не принимаются по всей республике.
Перед дорогой домой советую набрать воды для питья в роднике по дороге на озеро Рица (N43.25842 E40.39539).
Обратный путь проходил через Туапсе и поворот направо, на Шаумянский перевал. Если ехать прямо, то попадешь в Джубгу, там на М-4, ну и далее как обычно.
На перевале ничего не изменилось ― тот же участок грунтовки в 7 км, тот же серпантин. За перевалом в рации случился «проход» из Курска, звали настраивать рацию и покупать навигаторы ― это, как я потом посмотрел, около 1 000 км.
Дороги Краснодарского края, Ставрополья, Ростовской области, которыми мы восхищались в прошлом году, в этом году заметно хуже.
Волгоград лучше проходить по 3-й Продольной улице, это такое подобие объездной. Чтобы на нее выйти, вот точки: если ехать на юг, то: N48.71122 E44.44253, а если на север, домой, то: N48.71117 E44.44276. Пожалуй, большая часть Волгограда проходится без проблем, дорога четырехполосная.
Следуя через Волгоград, можно пообщаться с местным авторадиоклубом на С11FM (27,085 МГц). Говорят, что, вроде бы, можно еще на С17FM и С19FM.
На обратном пути можно полюбоваться красивейшими видами Волги (N52.69892 E48.27655).
Общаться с ГАИ не пришлось. От машины проблем тоже не было. Заливал бензин, пару раз смотрел давление в шинах и уровень масла и других жидкостей.
Четыре ночевки из пяти на всем пути ночевали в машине ― на постах ДПС, границе или у кафе. В «Солярисе» это оказалось удобно, если откинуть передние сиденья до упора. Кстати, рекомендую запастись берушами и повязкой на глаза ― здорово помогает выспаться, а также маленькими подушками и пледами. Однажды заночевали у частников в Котельниково Волгоградской области за 250 руб. с человека.
И напоследок хотелось бы сказать пару слов о навигаторах. У меня в навигаторе стоят три навигационные программы: «Navitel’ы» версий 3.5 и 5.0, и OziExplorer. Для автомобилей мой выбор однозначен: «Navitel 3.5». Почему? В сравнении с пятой версией он значительно более стабилен и к нему всегда есть бесплатные неофициальные карты, которые обновляются практически ежедневно. Взять их можно здесь: http://navitel.osm.rambler.ru/ или здесь: http://www.gpsvsem.ru/. Возможно, есть любители платных официальных карт, я не из их числа. Пятым «Навителом» я пользовался только для сравнения с третьим.
Перед поездкой позаботьтесь о наличии самых свежих карт, никогда не складывайте в одну папку карты из разных источников, и когда слышите указание навигатора, непременно сверьте информацию с тем, что он показывает на экране. Дело в том, что голосовые подсказки могут иногда пониматься неоднозначно, а экран всегда покажет точное направление движения.
Удачи на дорогах!