11.08.2009 | 19385 просмотров

Предлагаю вашему вниманию третью и последнюю часть рассказа о нашем путешествии, совершенном летом 2008 года. Первую и вторую части можно прочитать на этом сайте в разделе «Путешествия».

21 июля, понедельник

Пансионат в Пушкино. Позавтракали пельменями. Это я к тому, что даже если живешь в пансионате, все равно есть возможность сэкономить за счет собственной газовой плитки. Конечно, была возможность питаться и в пансионате, но и здесь сервис был истинно украинский. Заказать можно было только те блюда, которые в тот день наметили хозяева — то есть меню, в котором по одному варианту первого и второго. Да и цена была неслабая. На троих вышло бы гривен под сто. В общем, мы решили, что если уж терпеть лишения, то только те, которые выбираешь себе сам. В магазине покупали то пельмени, то вареники, то сухпаек, фрукты, естественно, и нам нравилось. Вывод: газовая плитка — незаменимый друг путешественника.

Да, кстати, еще про украинский сервис. Подумывая, а не пожарить ли нам шашлык, спросили у хозяйки про мангал.
– Да, пожалуйста, сорок гривен и берите вместе с дровами.
– А если без дров?
— А если без дров, тогда двадцать.

Вот тебе и сервис. На Таманском полуострове хозяева и сами мангал вытащат, и разожгут, а здесь на тебе только заработать хотят, и все это даже без улыбки на лице. Нам все это показалось неправильным, и мы не стали увеличивать благосостояние хозяев неправильного сервиса.

Утром погрузили вещи в машину, распрощались с пансионатом и двинулись на Ай-Петри. Ушли с трассы по указателям на Бахчисарай и стали подниматься по бесконечно петлявшей туда-сюда дороге. Не сказать чтобы подъем был очень крутым, но поворотов было много. Асфальт был достаточно узкий, и мы ехали в коридоре из деревьев. Наш «Ниссан» выдержал подъем достойно — ни намека на недостаток мощности или на перегрев. По пути остановились возле указателя «Большой каньон», но у туристов выяснили, что идти к нему еще пару километров пешком. Как достопримечательность, он нас не сильно интересовал, поэтому поехали дальше, к вершине. Добрались до вершины и сразу же были окружены татарами, наперебой предлагавшими отведать блюда их национальной кухни, прокатиться на лошадях, сфотографироваться в национальной одежде, купить меду и т.д. Отказавшись от всех предложений, прошли к смотровой площадке.

Небо было в дымке, но ЮБК просматривался достаточно хорошо. Вдалеке виднелся наш Аю-Даг, от которого мы недавно отъехали. Да, вид, конечно, непередаваемый. Такая панорама заслуживает почти часового петляния по горам.

Автономное путешествие семьи Костенко по полуострову Крым. Часть третья. Крым и дорога домой.

Налюбовались вдоволь, пошли прогуляться подальше от назойливых татар. Пофотались на лугу, подошли с Витей к стаду лошадей, мирно пасущихся в ожидании желающих прокатиться. Пастух не замедлил материализоваться откуда-то из-за кустов и тут же предложил покатать мальчика на жеребенке. Мальчик наотрез отказался.

Решили двинуться к Бахчисараю, а по пути заехать в пещерный город Мангуп-кале. Пришлось спрашивать дорогу у местных, потому что указателей на трассе не было. Дорога петляла среди зеленых лугов и лиственных рощиц. «Вот бы здесь пожить на природе», — подумалось мне. Красиво, спокойно, людей нет. Только в одном месте под деревьями заметили два Toyota Land Cruiser Prado и людей, расположившихся на пикник. Дорога начала спускаться вниз.

На обочине в каком-то глухом селе купили персиков и груш. Фрукты так себе — мелкие, не сочные. Но выбора особо там не было.

Подъехали к небольшому озерцу в горах, вокруг которого был большой палаточный лагерь. Указателей по-прежнему не было. Хотели спросить дорогу у многочисленных туристов, но они все сплошь были глухонемыми. Серьезно! Тут, видимо, какой-то специализированный лагерь для людей с ограниченными возможностями. Подошли к женщине, в одиночестве торгующей сувенирами, но она оказалась приезжей из ближайшего села и где пещерный город, не знала. В общем, поехали вверх по дороге. Через несколько сотен метров увидели шлагбаум и пропускной пункт, где написано, что в Мангуп надо купить билет — 10 гривен. Мы бы с удовольствием это сделали, но на пропускном пункте никого не было. Объехали шлагбаум и поехали дальше.

Дорога шла на подъем. Между колеями была промоина, образовавшаяся от текущей с горы воды. Глубина промоины была почти с колесо. Если бы мы в нее соскользнули, застряли бы надолго, да и, скорее всего, пороги и двери понесли бы серьезный урон. Чем выше, тем промоина становилась глубже, а больших камней на дороге больше и больше. Опыт давно уже подсказывал, что если это та самая дорога к пещерному городу, то такой она быть не должна. Параллельно сам себя благодарил за проставки в передних стойках.

Таким образом пролезли в гору не меньше километра. Я очень удивлялся, как мы до сих пор не сели на брюхо и благодарил себя за то, что купил машину с дорожным просветом 170 мм (у большинства легковых «японок» меньше). Наконец увидели группу туристов, но они опять оказались глухонемыми и не поняли наших вопросов. Дальше дорога расходилась на три, и качество их было не лучше первой. Из осторожности решили вернуться. Вернулись к шлагбауму, там появился какой-то мальчик-подросток. Он сказал, что машину нужно оставить здесь (за сохранность он ответственность на себя не брал), взять инструктора за дополнительную плату и идти с ним в гору. Идти долго и трудно, несколько километров. Мы посовещались, решили, что тогда не успеем в Бахчисарай, Свято-Успенский монастырь и еще один пещерный город Чуфут-Кале. Развернулись и поехали дальше, удовлетворившись фотографиями окрестной местности.

Сначала Бахчисарай ничем не впечатлил. Среднестатистический крымский город, многоэтажки, перекрестки со светофорами, магазины. Ну, а потом мы въехали в старый город. И начались извилистые узкие улочки, небольшие двухэтажные домики, высокие тротуары. Практически сразу увидели указатели ко дворцу и стоянке. Зазывалы в оранжевых жилетах начали активно махать руками и приглашать на стоянку задолго до дворца. Но мы проехали дальше и свернули на стоянку, находившуюся прямо за забором дворца. Стоянка представляла собой помесь городского дворика и свалки старой ржавой техники какой-то организации. Стоянка стоила всего пять гривен, независимо от времени. Вход в музей — 30 гривен. Народу очень много. Здания дворца не впечатлили. Мы думали, что ханы жили богаче. Как-то все тут очень скромно, но все равно интересно. Экскурсия начинается с посещения (ну, в смысле, посмотреть через решетчатую калитку) кладбища ханов. Потом ведут по помещениям.

Нам в тот момент совсем не хотелось стоять в очереди, а потом в компании большого количества товарищей по несчастью толкаться в тесных помещениях дворца. Так что мы посоветовались и внутрь не пошли. Просто погуляли по двору ханского дворца. Конечно же, сфотались у знаменитого фонтана (там вообще было несколько фонтанов, по внешнему виду все современные).

На улицах Бахчисарая много мальчишек лет 12-15, которые на все лады зазывают зайти в кафе. Зашли в одно, поддавшись на их уговоры — цены раза в три выше, чем в Ялте. Народу — никого. Спросили, как долго ждать заказ, сказали, что минут 20-30. Ждать не хотелось, ребенок вообще отказывался есть горячую пищу — в этот день было жутко жарко. Купили всем по большому мороженому, газводы и пошли к остановке маршрутки, следовавшей к Свято-Успенскому монастырю. Доехали до конечной, прошли тряпочно-фруктовый мини-рынок и стали подниматься вверх в гору по асфальтированной дорожке.

Дорога идет вверх по правой стороне ущелья. Подъем достаточно крут. На подъеме продают фрукты. Цены одни из самых низких в Крыму, килограмм персиков — 5 гривен, причем фрукты большие и сочные в отличие от тех, что мы купили на обочине, когда ехали в Мангуп. Немного не доходя до монастыря есть место для стоянки машин. Бесплатно. Но мы об этом не знали, поэтому и оставили свой автомобиль на стоянке около дворца. Так спокойнее. Видели несколько машин с российскими номерами.

Сам монастырь впервые появился в этих местах примерно в 15 веке на месте чудотворного появления иконы. В разные времена разрушался и возрождался. Последний раз был разрушен большевиками после гражданской войны. Возродился в 1991 году и принадлежит сейчас Русской православной церкви. Расположен прямо в отвесной стене горы несколькими ярусами. Ниши в горе были заложены кирпичом, и получились помещения: несколько храмов, жилые и хозяйственные помещения. На небольшой терраске, прямо на скале, разбит небольшой виноградничек. Причем, некоторые лозы растут прямо на стене ниже терраски. Интересно, как они их обихаживают и потом виноград собирают? Ниже, в самом ущелье, виднеется множество каких-то построек, тоже принадлежащих монастырю. На противоположной монастырю стене ущелья много ниш, некоторые из которых превращены в хозяйственные помещения.

В монастыре достаточно многолюдно. Можно пройти в храм. Правда, для женщин ограничения — нельзя в шортах, штанах и с непокрытой головой. А вход в купальных костюмах запрещен для всех. Света вняла правилам и осталась внизу. А мы с Витькой, решив, что если ребенок в майке и в трусиках, то это уже не купальный костюм, поднялись в храм. По пути увидели, что народ ломится в какую-то низенькую дверку и тоже зашли. Оказалось, маленький зал с иконами, в котором идет служба. Было душно и очень влажно, и мы быстро вышли. Осмотрели и храм, находящийся в вырубленный в скале нише. На низком потолке заметны следы инструмента. Нам было интересно.

На нижней площадке монастыря, через которую проходит дорога до пещерного города, стоит большой крытый лоток с разными церковными вещами: крестики, иконки, молитвенники, травы и даже освященный кагор, как в заводской упаковке, так и в различной таре — от литровых до пятилитровых бутылок. Пятилитровая стоила 250 гривен. Тут же находится святой источник, в котором все стараются набрать воды. Мы, будучи предупрежденными о сомнительном качестве воды из всякого рода источников, воздержались.

Осмотрев монастырь, пошли дальше к пещерному городу. По пути встречается огромное количество лотков с сувенирами. Идем дальше и слышим звуки, напоминающие музыку. Пройдя еще немного, видим дяденьку, который пытается играть на дудочке. У ног дяденьки лежит какая-то сумка.

— Надеюсь, он там не змею вызывает, сейчас как выпрыгнет, давайте лучше обойдем его, — говорит Света. Посмеялись, идти стало немного легче. Витя периодически просится на руки и там, где нет низко склонившихся над дорогой ветвей, получает эту льготу. Еще когда мы поднимались к монастырю и спрашивали дорогу у местных торговцев, одна женщина, в конце объяснения, прибавила: «Если ваш малыш туда дойдет». Ха-ха-ха, малыш дошел не только до монастыря, а еще и до пещерного города и обратно.

Все хорошее когда-нибудь кончается, кончилась и асфальтированная дорожка. Дальше пришлось лезть по каменистой тропе. К самому пещерному городу нужно лезть по достаточно крутому склону. К воротам города ведет мощеная камнем дорожка. Слева от ворот, в вертикальной стенке горы, находятся открытые и закрытые пещерки, тоже надо полагать когда-то обжитые человеком. Вход в город, как и везде, платный. 25 гривен с человека. Утирая пот со лба, обсуждаем, что это нам нужно приплачивать за то, что мы сюда пешком добрались. Но раз пришли, пошли осматривать достопримечательность.

Не сказать чтобы город сильно поразил воображение, просто интересно походить по пещерам и развалинам. Недалеко от ворот города указатель, на котором написано, что чуть дальше расположена новая археологическая находка. Действительно, там есть вход в какое-то подземелье, по рассказам там находится то ли колодец, то ли что-то еще. Поскольку в подземелье темно, а экскурсовод отсутствует, люди, выходящие из подземелья, надежной информации дать не могут.

Иностранцев на тропе видно издалека. Обычно они одеты в одежду защитного цвета, в шляпах, в толстых носках и ботинках на жесткой подошве. В общем, отличаются от наших соотечественников, одетых в пляжные наряды, шорты и сланцы. Мне показалось, что я слышал польскую речь, английский и немецкий.

Спустились с гор усталые, но довольные. Сели в маршрутку и уже минут через десять были около дворца, а еще через пять около машины. Ну, конечно, первым делом попить, помыть руки, засунуть в машину мальчишку. Закрывая багажник, чувствую сильный запах вина. Недоуменно оглядываюсь. И вдруг вижу: сверху на сумках валяется бутылка с белым вином, той самой кислятиной из Пушкино.

Спрашиваю:
—Светик, а ты руки из этой бутылки помыла?
—Ну, да.
—Так это же вино!
—Правда, а я и не заметила, — хохочем все вместе.

Чувствуется, что отдыхаем хорошо — даже руки вином моем. Но на сегодня с посещением достопримечательностей был явный перебор. Хотелось уже отдохнуть, так как завтра тоже предстояла обширная экскурсия.

До Севастополя добрались без проблем, по карте — он был следующим пунктом нашей программы. В самом городе заблудились вдрызг. Без карты города здесь передвигаться невозможно. Мы искали автокемпинг «Омега» — единственный, который нашли по Интернету в черте города. Никто толком дорогу к нему не знал. Даже таксисты не подозревали о его существовании. Один из них предположил, что он находится на пляже с одноименным названием, но это в другом конце города. А Севастополь — город не маленький.

Так, передвигаясь наугад, доехали до главной набережной, на которой в это время шел какой-то концерт и была огромная толпа народу. Часть этого народу беспрерывно ходила туда-сюда по пешеходным переходам. Не меньше было и гаишников, контролировавших движение. После проезда набережной улица выводила на большое кольцо, с которого можно было уйти улиц на шесть, по-моему. В общем, на какую бы улицу мы не уходили, мы снова оказывались на набережной, мимо которой мы в общей сложности проехали три раза. Кто же знал, что эта набережная находится как бы на огромном мысу, и все улицы рано или поздно выводят на улицу, идущую вдоль набережной. Плохо в чужом городе без карты.

Последняя попытка оказалась удачной, и мы попали в другой район города. Ехали, ехали, пока улица не превратилась в грунтовку. На левой стороне стали появляться частные дома, на правой бетонные заборы с воротами попеременно украшенными то российской военно-морской эмблемой, то украинским трезубцем. Очередной взятый язык, оказавшийся еще и пьяным, сначала долго выражал свое удивление словами «А какого х... вы сюда заехали, если вам надо на «Омегу», это же совсем не сюда надо ехать», но, как не странно, дальнейшее направление показал. Проехав еще немного по грунтовке, стройкам, помойкам, с которых справа виднелось море, выехали на нормальную улицу, по которой в конце концов добрались до пляжа «Омега». Нашли этот так называемый автокемпинг в каком-то Богом забытом месте, на окраине, среди строек и гаражей. Мало того, что он оказался обычной гостиницей (люди живут в доме, машина на стоянке), так еще и все места в нем были заняты.

Вечерело, хотелось кушать и отдыхать, решили переночевать уже привычным способом — в машине. После недолгих поисков нашли стоянку, поставили машину и пошли гулять. Пляж «Омега» лично мне не понравился. Дно — большие камни с водорослями. Да и берег, и вода были очень грязными. Но народ купался даже в столь позднее время. На набережной поели в кафе и вернулись к «Ниссану», еще раз порадовавшись, что у нас собой есть дом на колесах.

22 июля, вторник

Выспались отлично. Поднялись, умылись, позавтракали своими запасами и первым делом поехали покупать карту города. Когда увидели на ней, куда нас занесло, были в шоке. Зато оказалось, что мы не так уж далеко от Херсонеса, решили, что он будет первым в нашей экскурсионной программе.

Доехали до города-музея, время было раннее, он только что открылся. Туристов почти нет, стоянка тоже пустая, даже денег никто еще не собирает. Купили входные билеты — по 20 гривен, кажется, и пошли осматривать древний город. Понравилось, тем более, что мы там были одни. Правда, в древности этих развалин приходилось очень сильно сомневаться. Много отреставрировано и восстановлено уже в наши дни.

По приезду домой я из интереса нашел много материалов и по Крымской войне, и по Великой отечественной. Так вот, мыс Херсонес несколько раз переходил из рук в руки. Сначала немцы пытались сбросить с него наших десантников, потом наши добивали там немцев. В общем, бои там шли нешуточные. Там же все должно быть снарядами и минами перепахано полностью. Так что, скорее всего, это уже раскопки послевоенного времени, или реставрация. Хотя в одном месте под самой большой стеной два дяденьки научного вида что-то копали, время от времени измеряя двухметровой белой линейкой.

От развалин было видно бухту, в которой стояло несколько кораблей с российскими флагами. Посреди мыса стоит православный храм, выстроенный на фундаменте византийского православного храма, в котором по преданию крестился Князь Владимир Красно Солнышко.

Прошли до знаменитого колокола и колонн.

Пофотографировались и решили искупаться. Народу в воде было много. Море — теплое. Пляж, конечно, специфический, состоит из огромных валунов. В море тоже сплошь камни и водоросли, зайти в него невозможно, надо в буквальном смысле карабкаться на карачках по валунам, потому что идти по ним до глубины скользко. А ребенку здесь понравилось — видно рыбок, ловятся крабики.

Накупались, еще погуляли по древнему городу, осмотрели амфитеатр и вернулись на стоянку. Машин заметно прибавилось, туда-сюда бегала девочка с квитанциями и требовала оплату, но к нам подойти постеснялась.

Поехали в центр. Не найдя место для стоянки, встали как все, около тротуара и пошли гулять по набережной. Сначала поднялись к памятнику защитникам Севастополя. Тому, который находится на горе, и виден с набережной.

Потом дошли до памятника погибшим кораблям (Крымская война).

Шли по набережной, пока не наткнулись на железную ограду, преграждающую дальнейший путь. Отсюда были видны готовящийся к выходу в море гвардейский ракетный крейсер «Москва» и несколько ракетных кораблей поменьше, два из которых вышли в море на наших глазах. В Севастополе, как в Ялте, народ загорает прямо на ступеньках пирса и купается рядом с пришвартованными кораблями в тине и далеко не самом чистом море. А нас еще спрашивают некоторые: как вы умудрялись жить в машине в таком дальнем путешествии? Да у нас как раз был комфорт и возможность купаться, где захотим, и при этом ездить по всему Крыму. А что толку снять жилье в одном городе и сидеть вот так на набережной в тине.

Зашли в парк на набережной. Отдохнули на лавочке. Красиво — кругом разбиты клумбы, фонтаны. Перекусили, сели в машину и поехали осматривать Панораму обороны Севастополя.

Опять припарковались на обочине, погуляли по парку — очень интересно, особенно пацану. Куча пушек, ядер, везде можно залезть. Витя тут же захотел бескозырку. Бескозырку не нашли, купили капитанскую фуражку. Витя очень ей гордился, и по приезду домой всем рассказывал, где ее купили.

На входе в Панораму купили билеты и со сформированной группой туристов пошли осматривать это грандиозное сооружение.

Рассказывать про Панораму сложно. Поверьте, это надо видеть. Сначала нас провели по кольцевому коридору внутри панорамы. По обеим стенам коридора устроены экспозиции и висят картины. На экспозициях представлено холодное и огнестрельное оружие времен Крымской и Великой Отечественной войн, модели прославившихся кораблей, элементы одежды. А потом, поднявшись еще на этаж, мы увидели Панораму. Кольцевое полотно, органично переходящее в экспозицию (ну, например, телега со снарядными ящиками натуральная, а лошадь, которая ее тащит, уже на полотне) изображает один из моментов обороны Севастополя. Потрясающие и незабываемые впечатления. За возможность фотографировать, опять же, берут деньги.

По парку дошли еще до одной экспозиции. Судя по надписи на табличке здесь во время Крымской войны находился Константиновский равелин.

На выходе из парка увидели припаркованную вишневую Honda Odyssey с «22» регионом. Заочно поприветствовали земляка. Это был единственный автомобиль с цифрами 22 на номере, который мы видели в Крыму и на Украине.

Следующий пункт программы — Балаклава. По карте добрались до нее без проблем. Только въехали в город, уснул наш мальчишка, ухайдоканный напрочь насыщенной экскурсионной программой за последние два дня.

Будить жалко, а так хотелось попасть в музей подводных лодок. Ну что ж, купили буклет, пофотались в этой уникальной бухте. На фото один из входов в «Объект 825» — подземной убежище подводных лодок с противоатомной защитой.

Я пошел прогуляться до конца бухты, чтобы хоть снаружи осмотреть второй выход из подземной стоянки подводных лодок, а Света осталась в машине со спящим сыном. Потом рассказывала, что только я ушел (а гулял я минут 40) подошла семейка из пяти человек из машины, припаркованной рядом. Водила, похоже, хотел быть хитрее всех и припарковался не как все передом к забору, а попытался залезть под самый забор, в тенек. С одной стороны стояла наша машина, а с другой его заперли подъехавшие позже машины. Увидев эту проблему, мужик почему-то решил, что виновата не его хитрозадость (мягко говоря), а те люди, которые поставили рядом машины. Вся семейка, громко матюгаясь, наперебой начала орать на Свету, что так ставить машину нельзя, им теперь не развернуться. Света водить не умеет, ключей в машине я не оставил, шансов вырулить у нервных соседей — никаких, а они торопятся. А я даже телефон не взял. Так вот один из мужиков, самый нервный, садится в свой автомобиль и под ахи, охи своей родни начинает странные маневры: подъедет почти вплотную к нам, потом вырулит сантиметр в сторону.

Короче, все то время, что я отсутствовал, он выруливал и таки вырулил. Света к тому времени уже объяснила всей семейке правила парковки, стараясь использовать понятный им язык, но они ничего слушать не хотели и продолжали орать наперебой. Такое ощущение, что им всем надо было спустить пар. Я вернулся, когда машина уже вырулила, и, как ни странно, не был удостоен вниманием этого семейства. Мое появление они уже встретили дружным молчанием, видимо, выговорились, сели в машину и уехали. Следом за ними отъехали и мы.

А если бы у нас было побольше времени, сколько еще мы бы могли посмотреть. Сама база подводных лодок — гений строительного искусства наших инженеров. Генуэзская крепость Чембало на противоположной стороне бухты. Да и просто посмотреть на яхты, стоящие у причалов, тоже очень интересно.

Следующий пункт нашего назначения — Евпатория.

К городу мы добрались уже в сумерках. После Саки по левой стороне дороги начались бескрайние пляжи, на которых в линию выстроились палатки, машины, кемперы. Какой-то нескончаемый автокемпинг. По другую сторону дороги, вдоль железнодорожных путей, виднелись сооружения, напоминающие туалеты, они стояли на равном расстоянии друг от друга. Мы решили, что нашли отличное и даже чуть-чуть благоустроенное место для стоянки. Осмотрелись — все устраивает. Сотни людей отдыхают здесь дикарями, как и мы. Света настаивала на горячем ужине, а у нас почти кончились все запасы продуктов. Решили съездить в город, купить все необходимое.

В самом городе долго блуждали. Узкие улицы, разбитый асфальт, названий нет, видимо, заехали в какой-то район на отшибе. Ткнулись в несколько магазинов — ни хлеба, ни молока. Из деликатесов — только малосольные огурцы. Купили пять штук, в надежде, что к этой закуске позже приложится еще и нормальная еда. Кафе тоже не попадались. Спросили, как проехать к центру, достаточно долго еще петляли и, наконец, выехали к центральному рынку и увидели супермаркет. Убей, не помню его названия — на «Ф», но не «Фреш». Мальчишка еще спал, и Света пошла туда одна. Рассказала потом, что такого изобилия и таких неприлично низких цен на юге она еще не видела. Она взяла продуктов на ужин и сказала, что завтра стоит заехать сюда всей семьей.

Вернулись на понравившееся нам место на пляже уже в темноте, приготовили картофель с тушенкой, сделали салатик из овощей и все это запили вкусным молоком. Довольные разложили багажник, надули матрасы и уснули сладким сном, решив, что завтра, пока не накупаемся, никуда не поедем.

23 июля, среда

Ранним утром на пляж стали приезжать машины в огромном количестве. Познакомились с соседями по кемпингу. Мужчина, житель Евпатории, жилье сдает в городе, а днем привозит постояльцев сюда на пляж — типа, сервис. У нас была информация, что где-то возле Евпатории есть пляж, где в нескольких км от берега проходит канализационная труба. Спросили, а не на том ли мы пляже сейчас стоим? Мужик сказал, что нет. Он сам здесь всегда купается.

Народ все прибывал, к обеду машины стояли уже в три ряда. И мы быстро поняли, чего всех сюда так тянет. Море — чистое, теплейшее, ровное дно, мелкая галька, до глубины идти достаточно долго. С ребенком здесь просто супер. Мы и сами часов до трех дня не вылезали из воды — так здесь было классно. Местность, конечно, по красоте не ахти. Степь да степь. Район туалетов оказался загаженным настолько, что даже подойти к ним оказалось невозможным. Мы подумали, что пляж дикий, но потом увидели толпу подростков в желтых жилетках, убирающих мусор в береговой зоне. То есть, если и дикий пляж, то не совсем.

Накупались, позагорали. Витю надо был как-то уложить спать, и мы решили, что в поездке это произойдет само собой. Сегодня мы планировали осмотреть Тарханкут — а это почти 150 км. Собрались, поехали.

Конечно, сначала заехали в понравившийся нам супермаркет. Там набрали всяких вкусностей, вина и пива домой. По дороге купили большой арбуз. Решили, что если найдем стоянку на Тарханкуте, сегодня заночуем там. А если нет — вернемся на понравившийся пляж.

Дорога до Тарханкута не особо живописная — бескрайние поля и редкие селения. Кругом стоят ветряные электростанции. Что отметили для себя: на Украине и в Крыму на обочинах дорог очень чисто. Может, благодаря надписям на желтом фоне: «Спасибо за чистые обочины», которые стоят на всех дорогах?

До Тарханкута добрались быстро. Проехали Черноморское по объездной, насквозь проехали Межводное. Плутать особо негде — после Межводного едем до воинской части, про которую многие упоминают в отчетах. Но и без этого ориентира было ясно, куда ехать. После воинской части вдоль берега по грунтовке. По дороге в одном направлении шло несколько машин, а так как населенные пункты кончились, было ясно, что все держат путь к достопримечательности — мысу Тарханкут.

Красотища там, конечно, необыкновенная. Хотя с берега рассмотреть все это очень сложно. Лучше с воды — благо, предложений о водных экскурсиях тут предостаточно. Нам, впрочем, хватило и поверхностного осмотра. Света, спустившись по узкой дорожке в одну из бухточек для фотографии, чуть не сорвалась с обрыва. А меня рядом не было, караулил спящего пацана в машине. Света потом рассказала, что увидела на скале табличку, и решила прочитать, что это за достопримечательность такая, вот и стала спускаться вниз. А это оказалась табличка в память о погибшем человеке, который здесь упал со скалы и разбился. Так что на Тарханкуте надо быть осторожнее — места коварные.

Между Межводным и воинской частью, вдоль берега находится стоянка диких туристов. Только здесь практически все стоят на кемперах или на микроавтобусах. Берег длиной в несколько километров (от Межводного до воинской части) сплошняком занят туристами. И, похоже, многие останавливаются здесь на продолжительное время. У них стационарно стоят мангалы и казаны, периметр стоянки обложен линией из камешков, стоят тенты, зонтики, кресла. Мы подъехали к берегу и осмотрелись. Не понравилось — грязное море, на дне большие камни все обросшие водорослями, и ветер буквально сносит с ног. Решили вернуться в Евпаторию. Пацан проснулся только в конце пути. Мы ему рассказали, что он все проспал. Но информация о красивом мысе его мало заинтересовала. А вот мысль о том, что на ужин будет арбуз Витюшу очень взбодрила.

Приехали на пляж, народ уже рассосался, мы встали на то же самое место. Поужинали курицей-гриль и арбузом. Купаться сегодня уже не хотелось, хотя вода была теплейшая. Рядом припарковался микроавтобус «Мерседес-Спринтер» с безобидной компанией трезвых парней в количестве четырех человек. Блин, лучше бы они пили и пели. Вместо этого они всю ночь проговорили возле машины, непрестанно покуривая сигареты. Причем, не просто говорили, а бурно дебатировали на политические и экономические темы. Под утро собрались и уехали, так и не поспав и не искупавшись. Как все-таки много странных людей встречаешь в путешествии! Но мы знали, на что идем, когда планировали дикий отдых. Поэтому не сильно на них обиделись.

24 июля, четверг

Утром обсудили свои планы на день и все решили, что жутко хотим ехать домой. Честно говоря, уезжать было жалко. Такого чистого, теплого, ласкового моря, как в Евпатории, мы больше нигде не видели. Тем более, что в первой части путешествия Черное море было очень холодным и покупаться в нем не удавалось. И только в Евпатории нам удалось оторваться по полной. Купались до упаду и мы, и ребенок. Но основная программа визита в Крым выполнена: все, что хотели, посмотрели. И хотелось вернуться к комфорту, да и отпуск подходил к концу. Покупались до обеда, спонтанно собрались и выдвинулись в сторону Симферополя. Больше всего радовался ребенок: он очень соскучился по дому и по компьютерным играм. Всю обратную дорогу только о них и разговаривал.

Сделаю небольшое отступление про автомобили и мотоциклы на Украине. Практически сразу, как мы въехали на Украину, в глаза бросилось огромное количество мотороллеров, на которых передвигаются местные жители. Особенно это бросается в глаза в сельской местности. Думаю, этому способствует и то, что даже небольшие деревеньки на Украине обладают заасфальтированными дорогами и эксплуатация мопедов и мотороллеров не доставляет особых проблем. Естественно, большому распространению мотороллеров способствует и цена бензина. Мотороллеры в большинстве своем новые четырехтактные китайские. Несколько раз встречались и японские мотороллеры, но довольно старые и уставшие. Китайские велосипеды и мотороллеры продаются везде, даже в небольших селах можно встретить площадку с рядком китайской техники.

Не брезгуют украинцы и китайскими автомобилями. Чаще всего на дорогах попадались «Чери-Амулет» (это те, в которые превратился старый «Сеат-Толедо»). Реже попадались китайские «Лифан-Бриз» и «Джили МК». Достаточно много узбекских Daewoo Nexia. Попадались новые «Жигули» — «пятерки» и «семерки». Естественно, широко представлены модели ЗАЗ-ДЭУ — различные «Таврии» и бывшие «корейцы». Немало и праворульных автомобилей. Есть и всякие разные «Ауди», «Опели», «Мерседесы». В районе Ялты видел и «Феррари» (правда, не понял, какую — быстро проехала) и «Ламборгини Дьябло», и даже какой-то экзотический вид транспортного средства с двумя передними колесами и задницей от спортбайка.

А теперь про дорогу домой. В Симферополе ориентировались по указателям, но все равно проскочили поворот на Джанкой (с нашей стороны на указателях Джанкоя не было, только Харьков) и долго ехали по улице с односторонним движением (против движения, под «кирпич») на пару с каким-то «Опелем». Выбраться из нее не было никакой возможности — на всех поворотах висели «кирпичи». Кое-как нашли место для разворота, вернулись в центр, спросили дорогу. Оказывается, указателей на Джанкой тут нет, надо ориентироваться на Харьков. Дальше проблем не было. Утомляла удушающая жара, с которой не справлялся даже кондиционер. На выезде из Крыма купили ялтинского лука и фруктов в дорогу. Очень хотелось сегодня заночевать уже в России. Решили ехать через ближайшую таможню, поэтому свернули на Мариуполь.

Не доезжая Бердянска, свернули с дороги и искупались в неком Луначарском. Море грязное, дно неровное и вперемешку песок и земля, поэтому вода грязная. А ведь мы собирались сделать это место первым пунктом остановки в путешествии, когда планировали поездку. Правильно сделали, что почитали отчеты и поехали в Кирилловку.

В Мариуполь попали уже в темноте. Ехали, ориентируясь на указатели. По дороге попался большой супермаркет «Метро», решили потратить последние гривны. Шарясь по карманам одежды нашли неучтенные сто гривен. На всякий случай залили в бак десять литров бензина, но все равно денег оставалось много. Поэтому накупили не только необходимых вещей, но и всяких игрушек и подарков.

Попив молочка на огромной пустой стоянке закрывшегося супермаркета, отправились дальше. В какой-то момент указатели кончились, и дальше довольно долго ехали ориентируясь на знак «Главная дорога». Когда кончилась и она, пришлось взять «языка». Молодой парень объяснил повороты: «Направо, налево, налево, направо и выедете на мост». Как ни странно, на мост мы попали. На выезде с моста, сориентировавшись по местным водилам, пересекли множественные трамвайные пути, которых на огромном перекрестке было штук двадцать. Разметка на перекрестке, естественно, отсутствовала. Довольно долго потом ехали по улице, ведущей вдоль реки, потом еще дольше по улице, которая шла по промзонам. В мозгу постоянно пульсировала мысль: «Куда же это нас занесло? И куда занесет дальше?». Большой удачей показалось появление указателей, на одном из которых было написано «Новоазовск».

Украинские ночи отличаются какой-то особенной чернотой — видишь только то, что ограничено лучом фары — дальше непроглядная темнота. Долго ли, коротко ли, доехали до границы. Между нами и шлагбаумом стояло около десятка легковушек и несколько фур на обочине. Мы специально так подгадывали, чтобы на границе оказаться ночью, надеясь, что народу будет поменьше. Фиг там — народу, особенно на российской стороне, оказалось, как в Ялте на пляже. Хотя, говорят, что днем на этой таможне еще хуже. Машины по одной проходили за шлагбаум, а мы спокойно ждали в очереди. Поскольку время было уже за полночь, Витька давно спал, Света, поболтав немного со мной, тоже уснула. На шлагбауме я предъявил документы на всю семью и был пропущен на таможню. После еще одной очереди мы подъехали к домику таможенников, и началась проверка.

Один таможенник взял документы и утащил в домик. Еще двое попросили открыть все двери и багажник и, тыкая пальцами в сумки, просили показать, что в них. Украинский таможенник, осматривающий наш багаж, заметно оживился при виде четырех пятилитровых бутылок с водой: «Це шо? Спырт?». Объяснили, что вода, предложили попробовать. Тот, шутя проворчал: «Шо ее пробовать, вот если бы спирт, то мы бы его с удовольствием конфисковали». Информация о количестве вывозимого спиртного, переданная мною в устной форме, таможенников тоже мало заинтересовала, а, увидев спящего ребенка в машине, таможенник цыкнул на своих, чтоб не шумели, с мотивацией: «Хлопец спит».

В сторону российской таможни стояло уже два ряда машин. В левом легковушки, в правом фуры. Очередь прочно стояла минут сорок, потом начала помаленьку двигаться. Подъехав к нашей таможне, я был неприятно удивлен тем, как неторопливо, если не сказать лениво, работают наши таможенники. Стоя в очереди, я даже немного поспать на руле умудрился. Перед нами в очереди стоял «Крайслер С-300» с подмосковными номерами. На проверке документов из него вылезло ни много ни мало восемь человек. Армянская семья ездила на Украину к родственникам. Когда они оформлялись, бдительный сотрудник таможни поинтересовался у главы семейства:
— А где ваша машина?
— Вон, — ответил мужик, махая рукой в сторону «Крайслера».
— Где вон? — посерьезнел таможенник, всем своим видом показывая, что не видит в поле зрения автобуса.
— Да вот же, «Крайслер», — спокойно ответил глава семейства и с некоторой долей превосходства и гордости добавил, — Все влезают, и даже не тесно.

У нас тоже проверили паспорта, набили одним пальцем фамилии в компьютер, мельком глянули в багажник и отпустили к пограничникам, для которых мы довольно быстро и формально заполнили декларации и были отпущены. Знаете, после границы, осознание того, что ты дома, в России, доставляет радость, и прохладный ночной воздух Родины кажется более вкусным, чем украинский. В целом, на прохождение границы мы потратили около четырех часов.

Часа в три ночи мы выехали от границы, доехали до пункта ГИБДД, где были остановлены бдительным сотрудником. Тот проверил документы и, в ответ на мой вопрос, где можно переночевать, показал стоянку за постом, там и провели остаток ночи.

25 июля, пятница

Едем в сторону Ростова. Трасса достаточно неплохая, после Таганрога начался кусок, где четыре полосы: по две в каждую сторону. После Украины даже странно видеть, что все водители дисциплинированно относятся к сплошной. Не доезжая Ростова — ремонт дороги, знак «40». Асфальт уже есть, а разметки еще нет. Через 400-500 метров после начала этого участка стоят гаишники, около них куча машин, правильно — кто же по такой дороге 40-то ехать станет. А метров через 400 еще одни — и около них машин еще больше.

В Ростовской области видим бензин по 22,6 руб. После Украины цена приятно поражает. Ростов прошли довольно быстро. После него недолго наслаждались четырехполосным шоссе с большим количеством гаишников. Трасса — прелесть: две полосы в каждую сторону, но кое-где идет ремонт, знак «40» и, естественно, гаишники. Есть они и на нормальных участках — асфальт хороший, кто же по нему 90-то едет. После Каменск-Шахтинска дорога стала узкой. По одной полосе в каждую сторону и много сплошных. В Ростовской области на гаишников не мигает никто.

Едем в сторону Миллерово. Всякие КамАЗы ползут в гору меньше 5 км/ч. Иногда практически останавливаемся. И сплошная, естественно, и знаки «Обгон запрещен». С одного холма на другой взглянешь — на холм поднимается КамАЗ, перед ним пусто, а за ним колонна и, главное, ты тоже едешь в этой колонне. Такой график движения изматывает — просто жуть. Помимо КамАЗов по трассе любят перегонять комбайны со скоростью 30 км/ч.

Как только въехали в Воронежскую область, началась четырехполосная трасса. Асфальтик, правда, сначала волнистый, продавленный с колеями, но все-таки. Вроде, когда туда ехали, не замечали, что здесь асфальт плохой. И вообще, во время обратной дороги асфальт заметно испортился. Причина этого явления стала понятна дома — передние амортизаторы практически полностью потеряли эффективность и передок при нажиме просто раскачивался.

Богучар проехали как попало. В городе ни одного указателя, проехали весь город по главной, вышли на Т-образный перекресток. Налево дорога, направо дорога, указателей тоже нет. Остановил дедушку на «Москвиче», спросил куда ехать — оказалось, направо. В деревне Голиевка, сразу после Богучара, понтонный мост через Дон.

Калач тоже оказался городом без указателей. Довольно долго крутились по улицам вправо-влево, взяли «языка», оказалось, опять уехали не туда. Дальше ехать не очень удобно. Очень много деревенек, только разогнался — надо тормозить. Воробьевка, Мужичье — очень длинные деревни и среднюю скорость снижают хорошо. Дальше попалась деревенька — метров сто от знака до знака и одна улица, поперек трассы, но зато на перекрестке гаишник стоит.

После всех этих деревенек пошли на Новохоперск. Не доезжая до Новохоперска уцепились за дальнобоем с «16» регионом — а то сумерки, даже дорогу плохо видно. Вместе с ним свернули на Борисоглебск и поехали дальше. Мы бы уже давно встали где-нибудь ночевать, но негде, не федеральная трасса все же. Вот он, минус продвижения по местным дорогам, — дорожная инфраструктура отсутствует. В Верхнем Карачане дальнобой свернул в какие-то ворота с надписью «TIR» и стрелкой. Мы за ним. Он посмотрел, развернулся и уехал, а мы договорились с охранником, встали под деревья, разложились и заснули. Спокойная стояночка — буквально шесть дальнобоев стояло. С утра под деревьями тень — не жарко, вот Света и Тюша и спали до 11. Я чего-то рано проснулся, уже и воду вскипятил, чай заварил, и позавтракал, и стекла помыл, и все уровни проверил, и погулял и пофотографировал, и воды в бутылки набрал — спят и все тут.

После Балашова проехали то самое место, где нас за скорость поймали — гаишники стоят. Там знаки «80», потом «60» и на пригорке сужение дороги до двух полос, а после пригорка опять расширение.

На объездной Саратова ушли на Вольск, Сызрань. А с воронежской трассы уходили — сначала проехали под двумя мостами, потом направо на Пензу, Сызрань и на мост. Был поворот на Сызрань, но мы пошли прямо, на Самару и Москву. Остановились после Сызрани, спросили у мужиков, правильно ли едем на Тольятти. Нет, говорят, дорога закрыта на ремонт, надо через город. Что делать, развернулись, поехали через город. По Сызрани ехали долго, с указателями проблема, два раза спрашивали.

На участке от Сызрани до Тольятти очень большой разброс цен на заправках — самая дешевая — 17, самая дорогая — 25 за Аи-92. Мы так и не поняли, почему. Видели заправку, которая называется «КПСС», там цена за 92-ой — 20 рублей. Да, социализм явно не закончился.

Жигулевск проехали уж в темноте. По пути к Тольятти были удивлены еще одним явлением. В нашу сторону шел обычный разреженный поток автомобилей. А вот навстречу — непрерывный, с интервалом в пару метров поток «Жигулей» разных марок, с дерганиями на встречку, с опасными обгонами и сигналами. Что это такое было — то ли смена на ВАЗе закончилась, то ли все срочно ломанулись за город — неизвестно. После того как проехали Тольятти странное явление закончилось. Мы пересекли Волгу, миновали Самару, вышли на М-5 и решили, что пришла пора заночевать. Свернули к одному из многочисленных кафе, возле которого, кстати, уже ночевало несколько машин, разложились и заснули.

26 июля, суббота

С утра, как всегда, попинал колеса, помыл стекла и решил проверить световые приборы. Посадил Витьку за руль — нажимать тормоз и включать поворотники, а сам пошел вокруг машины. Оказалось, не зря! В левом заднем фонаре не горит поворотник, в правом заднем — стоп-сигнал. Те, кто читал первую часть, наверно помнят, что прямо перед выездом у меня перегорал стоп-сигнал, и я поставил в него последнюю лампочку. А поскольку я не люблю ездить без запаса, то по пути в Крым, в Борисоглебске, в придорожном магазинчике я купил две лампочки по какой-то жуткой цене — в районе 20 рублей за лампочку. Тогда еще подумал, нафиг я две-то купил. А вот — пригодились. Быстренько заменил обе лампочки и выехали.

Когда едешь по Самарской области, обгонять практически негде, очень много сплошных и знаков «Обгон запрещен».

Не доезжая до Уфы есть селение Кандры. Возле него на озере видели очень много палаток, да и места там понравились, красиво. За 60 км до Уфы начинается отличная четырехполосная дорога, которая кончается сразу, как проезжаешь Уфу. На выезде из Башкирии видели на перекрестке результат аварии. «Жигули-семерка», вся в праздничных лентах, с женихом и невестой внутри, пыталась со второстепенной дороги перескочить трассу. Не успела. Пролетающая по трассе «десятка» врезалась прямо в бок. Надо полагать не сильно, хоть и весь бок «семерки»  вмят, все вроде живые, на заднем сиденье горестно сидит невеста и ждет, когда же гаишники закончат оформлять ДТП.

До самого Урала идет довольно узкая двухполоска с большим количеством гаишников.

После проезда одного из постов Света заметила интересные действия нашего пацана. Так как ребенок не может целый день сидеть в кресле, то большую часть времени он проводит на своей постельке в багажнике. Как только замечаем на дороге гаишников, сразу в два голоса: «Витька, ложись, гаишники!». После чего каждые пять секунд приходится отвечать на вопрос: «Ну что, уже все? Можно вставать?». И вот, оказывается, что, как только мы проезжаем гаишников и разрешаем ребенку встать, он вскакивает и начинает грозить кулаком в заднее стекло. Хохотали долго. Кстати, после этой поездки у ребенка развился еще один стереотип. Теперь, когда он видит на дороге гаишников, он всегда рассказывает всем сидящим в машине: «О, гаишники, сейчас опять будут у папы штраф отбирать».

Урал проходили уже в сумерках. Стоял туман. Дороги на Урале в основном хорошие, но и медленно едущих КамАЗов много, поэтому приходилось осторожничать. Остановились поужинать в одном из кафе. Судя по тому, что заказанную еду пришлось довольно долго ждать, ее сначала долго искали, а потом разогревали. Еда не понравилась — картошка была уже кисловатая, и котлеты какие-то странные на вкус.

Спускаясь с Уральских гор, начали задумываться о ночлеге. Достаточно долго ничего хорошего не попадалось. Стоянку дальнобоев нашли только в районе Миасса. На улице крапал мелкий дождик, изо рта шел пар. Очень быстро разложились, передвигая спящего ребенка из одного угла в другой, и заснули.

27 июля, воскресенье

Выспались довольно сносно. Позавтракали в кафешке возле стоянки борщом и пирожными (ассортиментом кафешка не баловала) и тронулись в путь.

Перед Челябинском только началась четырехполосная дорога, сразу ушли на мост по указателям на Курган и Екатеринбург. Это начиналась объездная Челябинска. Ехать по ней хорошо и удобно. Машин мало, гаишников тоже.

Дороги в Курганской области — одна большая, длинная стиральная доска (надо полагать, привет от умерших амортизаторов). До Кургана еще более-менее, ну а после Варгашей, в сторону Казахстана все хуже и хуже. В Варгашах заехали в магазин. При общей сумме покупки в 150 рублей попытались обсчитать на 100 рублей. Невинно так: с вас 249 рублей 30 копеек. После нашего возмущения продавщица с недовольным видом пересчитала сумму на калькуляторе и отдала сдачу.

С прошлой поездки, помня, что путь по дороге Макушино — Частоозерье связан с большим количеством бездорожья, решили попробовать проехать через Петухово. Решение оказалось неправильным — дорога от Макушино до Петухово оказалось такой неровной, что чуть зубы не повыскакивали (возможно, опять следствие умершей подвески). Ехали 90, но подвеску все равно иногда пробивало. Доехали до круга на перекрестке на Петухово и повернули на Частоозерье. Здесь дорога ощутимо получше.

Проехали развилку Бердюжье, Макушино, Петухово. На Макушино прошла асфальтированная трасса. Может, там уже везде асфальт, а мы такой круг дали. Но ничего не поделаешь, едем дальше. После Бердюжьего дорога опять сильно испортилась — по всей дороге большие ямы в шахматном порядке. Слава богу, что недолго. К Ишиму летели по ровной как стол дороге.

Про участок Ишим — Омск и вспомнить особо нечего, просто ехали. Заночевали на объездной Омска на стоянке для дальнобоев.

28 июля, понедельник

Очень хочется домой, поэтому встаем рано и стараемся нигде не задерживаться. Позавтракали в какой-то придорожной кафешке. Только отъехали, как на следующем перекрестке увидели результат аварии. Лоб в лоб сошлись грузовик МАН и ВАЗ 21099. У «Манна» расхлестан весь перед кабины, и вся она как бы сдвинута назад. А вот у 21099 узнаваем только багажник, остальное все жутко пожевано.

Пообедали в понравившейся столовке в Лебедянском. В Новосибирске были около 18:00. Дома были примерно в час ночи. За день от Омска до Рубцовска прошли 1 137 км.

Не разгружаясь, поставил машину в гараж и хотели пойти спать. Но решили сначала скинуть фотки с фотоаппарата и немного их посмотреть. В итоге просидели со Светой до рассвета, не в силах оторваться от дорожной фотосессии. Спали на следующий день до обеда. Своего мальчишку нашли за компьютером. Бедный, наскучался, даже завтракать не попросил — скорее в игры играть.

Общий пробег за поездку составил 11 315 км. Бензина за поездку сожгли 794,28 л (я аккуратно собирал чеки с каждой заправки, очень уж хотелось узнать средний расход топлива). Средний расход топлива за поездку: 6,94 л на 100 км. По-моему, очень неплохо для большой машины с движком 1,8 л. Ну, а теперь по деньгам. Возможно, кто-то даже не поверит, но вся поездка, с бензином, проживанием, питанием и развлечениями обошлась нам в 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Ну а теперь, как и обещал о самом интересном.

Вино и пиво

Вино я люблю! Водку — не люблю совсем. Коньяк стараюсь понимать, но опыта пока маловато. Пиво тоже люблю. Можно сказать, что вино — одно из моих хобби. Я собираю информацию, сам занимаюсь виноделием, где бы ни был, стараюсь не пропускать возможности продегустировать местные сорта. После того как мы несколько лет назад проехали по всему Таманскому полуострову (с дегустациями, естественно), дома мы старались брать вина понравившихся марок. В основном это были широко распространенные в России «Фанагория» и «Кубань-вино».

Года полтора получали удовольствие от понравившихся вкусов. А потом, как-то раз, взяв бутылку вина «Изабелла» производства «Фанагория» (тогда только пошло вино с черными этикетками), был неприятно поражен — вместо привычного вина с ярко выраженным сортовым вкусом винограда сорта «Изабелла» в бутылке была какая-то гадость с сильным уксусным привкусом и запахом. Еще пару раз столкнувшись с бутылками с такими же черными этикетками, я понял, что мой случай явно не единичный и, похоже, в регион пришла огромная партия подделки (несмотря на то, что бутылки были фирменные, с надписью «Фанагория» по стеклу).

Через некоторое время сильно испортилось вино, продаваемое под брендом «Кубань-вино». Вкус был явно не тот, после глотка на языке не оставалось сортового послевкусия, а на утро после такого вина иногда болела голова (при этом количество выпитого вечером не выходило за обычные рамки).

Попытка перехода на другие марки тоже не принесла успеха. Вино, на этикетках которого было написано «Франция», «Германия», «Болгария», «Венгрия», тоже не порадовало (естественно, я пишу не о вине за 70 рублей бутылка, которым забиты все магазины вплоть до сельских, а о том, что продается в крупных супермаркетах рублей за 400-500). В общем, через какое-то время эксперименты с новыми марками сошли на нет, и я переключился на оттачивание вкусовых ощущений в области пива.

Вот и представьте, как я был рад, что мы едем в Крым. Крым — это же родина многих известных вин советского периода. В первую очередь, конечно, знаменитого муската «Красный камень». А еще в Крыму производили мадеру, херес, отличные портвейны, сортовые вина.

Предлагаю вашему вниманию несколько отрывков из главной поваренной книги советского периода «Книга о вкусной и здоровой пище», «Пищепромиздат», Москва, 1964 г: «Мадеру лучшего, действительно превосходного качества вырабатывают в Крыму и в Армении: в Крыму из сортов винограда «Серсиаль» и «Верделью», а в Армении из сорта «Харджи»...Десертные вина Южного берега Крыма, особенно мускаты (розовые, белые, черные) и токай, являются наилучшими, в мире непревзойденными винами этих марок. Особенно славится заслуживший мировую известность крымский мускат «Красный камень». Букет этого вина, с чуть цитронным оттенком, напоминает тончайшее благоухание горных лугов. В букете черного муската преобладают нежные тона полевой ромашки, а мускат розовый имеет тонкий аромат чайной розы... Наиболее характерными являются такие десертные вина, как крымские портвейны «Массандра», «Ливадия», «Южнобережный белый портвейн», грузинские портвейны и десертные вина, крымский «Токай...»

Достаточно долго я не мог приобщиться к продуктам крымского виноделия. При нашем графике движения и моих принципах абсолютной трезвости за рулем, возможность попробовать вино представилась только в Пушкино. Все вышенаписанное я привел для того, чтобы вы, уважаемые читатели, могли проникнуться разочарованием, которое я испытал при знакомстве с современным состоянием виноделия в Крыму.

Когда путешествуешь в южных широтах, примерно половина ежевечерней усталости приходится не на физическую, а на так сказать «тепловую». Даже если едешь с включенным кондиционером, все равно на тебя через огромное ветровое стекло светит солнце и нагревает переднюю половину тела. Спина и пятая точка, в любом случае, мокрые от пота. Заметное обезвоживание организма наступает примерно на второй день, в последующие дни только увеличиваясь. А если еще и ночь жаркая и душная, то с утра встаешь такой же изможденный, как и был вечером. В общем, пить хочется постоянно и лучше всего чего-нибудь вкусного, холодного, газированного. И вина хочется не только ради вкуса и процента алкоголя, но и просто как жидкости.

Вот и представьте, приехали в Пушкино, заселились, пошли в магазин, взяли продуктов, нашли рекомендованный нашим проводником до пансионата фирменный магазин винсовхоза «Таврида» и взяли вина «Изабелла» и «Совиньон» по литру. Хотелось сразу, с незамутненными вкусовыми ощущениями, оценить особенности вкуса этих, в общем-то, ординарных и широко распространенных сортов. Сравнивать, благо есть с чем, где мы только не пробовали вина этих сортов. Как я уже писал, дегустация повергла в шок. Вино «Изабелла», красное, якобы полусладкое — кислое, с сильным уксусным привкусом, очень терпкое. «Совиньон», белое, якобы полусладкое, представляло собой практически виноградный уксус и вызывало сильное першение в горле. Больше одного глотка попробовать не смог. Я подозреваю, что нам просто подсунули испорченный виноматериал, подумав, что «все равно эти туристы нифига в вине не понимают». В качестве мести, делаю, в свою очередь, рекламу: «Винодельческий совхоз «Таврида» — лидер в номинации «ДРЯНЬ ВМЕСТО ВИНА».

Маленькое лирическое отступление на тему «Все равно эти туристы нифига в вине не понимают». В те вечера, когда мы приглашали в Пушкино соседей по пансионату Диму и Лену попить с нами вина, они, в свою очередь, тоже проставлялись. Они покупали разливное вино в тех местах, где они гуляли: в Ялте, на пляже и еще где-то. Поллитровые пластмассовые бутылочки с различными названиями выставлялись на стол со словами «Мы пробовали, хорошее вино, вкусненькое, сладенькое». Сильно разочаровывать ребят не хотелось, поэтому я высказывался о таком вине крайне мягко или вообще молчал. Ну а здесь, конечно, скажу всю правду. По моему мнению это было вообще не вино. Да, действительно, «вкусненькое» (скорее всего вкусовые добавки и отдушки) и сладенькое. Примерно как виноградный сок в тетрапаках с некоторой долей алкоголя во вкусе. По роду деятельности (специальность пищевого направления в институте) мне часто приходится бывать на дегустациях напитков (в основном, газировки), так вот, вкусовые ощущения были очень похожими. Мой вывод: дурят нас на каждом шагу, господа туристы, ох и дурят.

Теперь, ради разнообразия, о хорошем. Дом шампанских вин «Новый Свет». Находится в г. Судаке, поселке городского типа Новый Свет. Основан в 1878 году великим виноделом князем Львом Сергеевичем Голицыным. Князь сам занимался разбивкой виноградников на каменистых почвах предгорного Крыма, сам проектировал подвалы для производства и хранения шампанского, сам участвовал в купаже и создании вкуса настоящего крымского шампанского. Говорят, что он вложил в это дело все свое состояние и умер бедным. А дело его живет до сих пор. О качестве шампанского рассказывают такую легенду. На всемирной выставке в Париже в 1900 году, на обеде в честь председателя экспертной комиссии графа Шандона, произошел такой случай. Граф, совладелец известной шампанской фирмы «Moet&Chandon», поднял бокал с шампанским и сказал: «Отличному качеству вина, которое мы теперь пьем, мы, прежде всего обязаны тем рабочим, которые из поколения в поколение, уже более ста лет работают в нашей фирме». На что князь Голицын ответил: «Я давно мечтал найти во Франции хорошего представителя для распространения моего шампанского. Сегодня я его нашел. Вы, граф, сделали мне отличную рекламу, так как в настоящее время Вы пьете мое вино».

Граф перепутал свое шампанское с крымским. Это, безусловно, говорило о качестве крымского шампанского и ставило его в один ряд с известными европейскими сортами. Российская знать, правда, в то время старалась употреблять французские вина, и лучшими считались все тот же «Моэт энд Шандон» и «Вдова Клико». Из российских сортов в литературе того времени чаще встречается «Абрау-Дюрсо».

От истории ближе к делу. «Новый Свет» отличается от многих современных производств тем, что изготавливает шампанское только классическим способом.

Отвлечемся и вкратце рассмотрим технологию производства шампанского. Сейчас в производстве шампанского используют два способа: классический и резервуарный. Классический заключается в том, что вызревший в бочках виноматериал подвергают вторичному брожению в бутылках. То есть, вводят сахар и культуру дрожжей в виноматериал и закупоривают бутылки. В результате работы бактерий в вине образуется углекислый газ. Чтобы удалить из бутылок осадок, образовавшийся после брожения, их укладывают донышком вверх в специальные станки с конусными отверстиями. В течение нескольких недель вручную рабочие поворачивают бутылки на определенный угол. Делается это для того, чтобы весь осадок собрался на пробке. Удаление осадка производится замораживанием осадка в горлышке бутылки. Бутылку с замороженным осадком берет рабочий и выстреливает осадок вместе с технологической пробкой. Ледяная и технологическая пробка выстреливаются под давлением газа образовавшегося в бутылке. Вместе с осадком выстреливается и некоторое количество шампанского. Затем, в том случае, когда делают шампанское «брют», доливают и укупоривают. Если делают сладкое, полусладкое, то доливают раствор виноградного сахара, иногда спирт и тоже укупоривают. Весь процесс производства бутылки шампанского занимает около года. В «Новом Свете» напиток возрастом от года до трех называется игристым вином и только после трех лет выдержки шампанским. Стоимость шампанского начинается приблизительно с 70 гривен.

Резервуарный способ реализуется в огромном резервуаре объемом тысяч в пять-семь литров, в котором и происходит вторичное брожение (чаще всего с помощью «быстрых» дрожжей), образование углекислого газа и спирта. Осветление и удаление осадка из виноматериала происходит путем фильтрования. Весь процесс занимает примерно месяц.

Есть еще один способ, не попадающий в классификацию. Его обычно реализуют в таких «исконно винодельческих районах», как например Тольятти, Челябинск и т. д. Покупают дешевый виноматриал (аргентинский, чилийский), газируют его промышленным углекислым газом, укупоривают, называют «Российское шампанское» и продают по цене, начинающейся рублей с 70 за бутылку.

По моим сведениям, классическим способом шампанское на территории бывшего Советского Союза делали четыре завода: Московский, Ленинградский, «Абрау-Дюрсо» и «Новый Свет». Все остальные делают его резервуарным способом. По собственному опыту могу сказать, что вкусовые качества напитков, произведенных разными способами, различаются.

Поскольку в дегустации шампанского в «Новом Свете» я не участвовал, расскажу об ощущениях, испытанных при дегустации вина, привезенного домой. Хотя понимаю, что на вкусовых качествах не могла не сказаться жуткая тряска, испытанная вином на протяжении более чем пяти тысяч километров. Дома пробовали сорта: «Новосветское», «Белый брют», «Новосветское белое полусладкое», «Крымское красный брют». Как и во всех продегустированных мной крымских винах, в этих игристых винах чувствовалась терпкость, которая иногда мешала распробовать тон самого вина (особенно у красного вина). Вкус достаточно тонкий, ускользающий. Букет ярко не выражен. Количество углекислого газа среднее. Поскольку я уже привык к кубанским винам, терпкость крымских не позволила мне поставить крымским высокие оценки.

В Пушкино мы пробовали «Ркацители», «Каберне», «Мадеру», различные портвейны производства «Коктебеля» и «Массандры». Уделяли большее внимание именно «Массандре», поскольку жили в десятке километров от места производства. По ценам самыми дешевыми из известных были вина Коктебеля. И все поголовно вина обладали терпким вкусом. Правда, чем дороже были вина и больше выдержка, тем терпкость была меньше и лучше вкус. В этом разрезе понравилась марочная мадера «Крымская» («Массандра») с выдержкой три года и портвейн «Адмиральский белый» («Коктебель» ) 2007 года. Марочная мадера «Коктебель» 2002 года была неплоха, хотя понравилась меньше массандровской. Еще дома пробовали коктебельские «Пино фран» и мускат «Кара-Даг» . Честно говоря, особо не впечатлили. Даже если вино и давало интересное послевкусие, ощутить его в полной мере мешала терпкость.

У меня есть одна версия о том, почему многие продегустированные вина были терпкими. Скорее всего, дело в технологии производства. Обычно у винограда, доставленного на завод, сначала отделяют гребни, потом ягоды давят. От сусла отделяют тот сок, который отходит самотеком (обычно из него делают напитки высшего качества). А из оставшегося сусла сок отделяют с помощью пресса. Более правильно в этом случае использовать гидравлические или пневматические прессы — они выдавливают сок, не повреждая косточек. А вот если использовать шнековый пресс, то в этом случае повреждение косточек неизбежно, что и даст вину терпкий, вяжущий привкус. Не берусь ничего утверждать, это просто одна из версий. Но таманские вина мне все-таки понравились больше.

Теперь о коньяке

Коньяк в Крыму производят все, кому не лень. В том числе и широко известные «Коктебель», «Массандра», «Инкерман». Но, несмотря на то, что планы были поистине наполеоновскими (типа, каламбур на тему названия известного коньяка и фамилию знаменитого полководца), привезти домой и попробовать удалось только коктебельский коньяк. В Крыму я коньяк не пил вообще, поскольку крепкий спиртной напиток, жара, и постоянно за рулем. Да и достаточно противоречивые сведения о количестве спиртного, разрешенного к провозу через границу не позволили составить более-менее полное впечатление. Поэтому все нижеописанное относится к коньяку «Коктебель» с тремя, четырьмя и пятью звездочками (годами выдержки). В трехзвездочном отчетливо ощущалась фирменная крымская терпкость. Обычный коньяк, ничего особенного, похуже дагестанского и кубанского. Четырехзвездочный оказался заметно лучше. Интересный вкус, почти отсутствует терпкость во вкусе, приятное послевкусие со слегка горьковатыми цветочными тонами. А вот пятизвездочный могу без зазрения совести рекомендовать заинтересованным лицам. Легкий, ароматный, с интересным букетом коньяк согреет зимой, подарит романтизм весенним вечером, создаст приятную атмосферу и комфорт, оставит приятное послевкусие и ощущения. Вот только, умоляю, не пейте его залпом из стограммовых стопок. Этот коньяк достоин коньячного бокала и приятной беседы. Беседы о коньяке, разумеется.

Так, что-то меня понесло. Прошу прощения, такого больше не повториться.

О пиве

Лично мне больше всего понравилось темное плотное пиво под названием «Портер». Очень темное, плотностью 16%, крепостью 8% пиво обладало отменным вкусом карамельного солода, горьковатым хмелевым ароматом и ярко выраженным вкусом горького пива. Поскольку пробовал я его неоднократно, могу утверждать, что его вкус не обладает сильной зависимостью от температуры. Оно одинаково вкусное и прохладное, и холодное, и ледяное.

Из распространенных повсеместно наибольшего внимания заслуживает пиво «Оболонь». Большое количество сортов, разнообразная упаковка, легкий «лагерный» вкус создали этому пиву заслуженную славу не только в молве народной, но даже в литературе, например один из «Дозоров» (не помню какой) Владимира Василева.

На второе место, пожалуй, можно поставить «Черниговское». Тоже множество сортов, легкий вкус, легкий хмелевой аромат. Пробовали и другие сорта, например «Хмилне», «Янтар» и другие, названия которых уже стерлись из памяти.

И берусь утверждать, что, по моему мнению, пиво на Украине лучше российского, легче, приятнее, вкуснее. А особенно на жаре, после подъема в какую-нибудь гору, да запотевшую ледяную бутылочку...

Вот написал, потом прочитал и понял — как же мало я всего попробовал в Крыму.

Э-э-э-э-х, хочу опять в Крым!