Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Наше открытие Тувы

Наше открытие Тувы

26.09.2022 | 10467 просмотров

Вообще-то, в Туву мы «заскакивали» ещё два года назад. Но тогда это знакомство ограничилось трехчасовым посещением Кызыла. (В связи с тем, что наше очередное путешествие частенько пересекалось или даже в чем-то повторяло то, двухлетней давности, я, чтобы не повторяться, иногда буду ссылаться на свой предыдущий отчет travel.drom.ru/82607/ ).

На этот раз этому буддийскому уголку России было отведено значительно больше времени и внимания, но даже сейчас в наших планах он оставался лишь куском маршрута в Монголию.

С посещением страны чингизидов не заладилось в последний момент и пришлось срочно расширять тувинскую географию. Что-то сделать удалось, но на оформление пропусков в погранзону (подробнее об этом чуть позже) тупо не хватило времени.

Итак, после стандартной процедуры подготовки наш экипаж из водителя, двух сменных штурманов и отрока-исследователя готов выдвинуться в путь.

22 июля. Новосибирск — Абакан (910 км)

Выехали в 7 утра по проторенному маршруту на Кемерово через Промышленную (трафик ниже, чем по федералке, фур намного меньше, качество дороги, в основном, хорошее и отличное). А дальше, не доезжая до Мариинска, свернули на Верх-Чебулу, Тисуль, Шарыпово, Ужур. Такой вариант полностью себя оправдал: на 100 км короче, чем через Ачинск; трафик, сами понимаете — сельский; состояние дороги — от удовлетворительного до хорошего, гравийка всего 20 км.

Ранним вечером в Ужуре неожиданно прозвенел тревожный звоночек. Остановившись возле кафе на предмет перекусить, при попытке запуска двигателя с удивлением обнаружил, что аккумулятор мертв. Добрые люди дали прикурить. Движок мгновенно заработал, контрольная лампочка зарядки погасла без промедления. Подёргал провода на случай, вдруг почувствую слабину крепления. Всё норм. Повторил попытку завестись самостоятельно. Бесполезно. Опять прикурил — без проблем. Значит, генератор в порядке. Не рискуя больше глушить двигатель, доехал до оказавшегося по счастью близко СТО, где электрик, померив напряжение на клеммах подтвердил устойчивую работу генератора. Что делать? Конец рабочего дня. Разбираться с моей проблемой никто не будет. В Абакане забронирована квартира на ночь. Простейший выход подсказал электрик — в соседнем магазине я купил единственный из представленных там подходящий мне по параметрам аккумулятор (на всякий пожарный) и уже без опаски заглушил двигатель. Решил ещё раз проверить. Поворот ключа… О чудо! Всё заработало от старого аккума! Несколько раз перепроверил — всё отлично. Значит, висит где-то сопля, искать которую всегда сложнее, чем постоянно присутствующую неисправность. Хотя мысль о плохом щёточном контакте была одна из первых, но деинсталляция генератора с его последующим разбором никак не присутствовала в моих планах, хотя бы по набору прихваченных в дорогу инструментов. Ну, что ж… Запасная батарея в дальней дороге ни разу не помеха.

Вечер завершился по плану в очень уютной квартире в центральной части города.

23 июля. Абакан — турбаза «Снежный барс». (300 км)

В идею этой поездки было заложено прохождение Саянского кольца. Основная часть его западного хода составляет дорога, построенная в 1971 г. для доставки асбеста Ак-Довуракского месторождения к железнодорожной станции Абаза. Медленная смерть комбината с 90-х годов привела к снижению востребованности дороги и, соответственно, к значительному уменьшению средств, выделяемых на поддержание её в достойном состоянии. Ходило много разговоров про дурное качество дороги, отсутствие связи, заправок и плохой бензин на её значительном протяжении, а также малозаселённость (в случае чего — помощи ждать неоткуда), агрессию местного населения. Контраргументом всегда выступали красота окружающей природы и возможность путешествия по круговому маршруту. Единственный способ познать истину — проехать здесь самому.

…Утренняя проверка показала, что двигатель заводится с пол-оборота и работает устойчиво. Выделение даже одного дня на поиски блуждающей неисправности означало серьёзную корректировку достаточно плотно составленного графика с некоторыми временнЫми реперными точками, смещение которых невозможно. Взвесив все «за» и «против», решили выдвигаться.

Первые примерно полторы сотни километров до Таштыпа дорога весьма достойного качества идёт по долине реки Абакан. Виды вокруг не сказать, что очень живописные, но и скучать от иногда пасторальных мотивов не приходится.

Практически вся дальнейшая дорога до Тувы (опять-таки весьма приличного качества, по крайней мере — пока) проходит в лесном массиве вдоль речек. При желании можно найти место для стоянки на берегу, в т. ч. и для рыбалки (наличие «брошенных» машин в небольшом отдалении от дороги говорит о том, что рыбка здесь водится). Но у нас другие планы, и мы продолжаем путь, останавливаясь на перевалах, дабы осознать всю прелесть окружающей нас первозданной красоты.

Сразу скажу, чтобы не возвращаться к этой теме постоянно — проблем с 95-м бензином не было на протяжении всей поездки. Да, иногда приходилось подстраховываться и заправляться при на 60% заполненном баке (Аскиз, Абаза, Самагалтай, Эрзин, Тоора-Хем и др.). Но это не более чем здравый смысл! А так — моя резервная 20-литровая канистра с бензином вернулась на дачу в качестве источника питания для мотоблока.

Идём дальше. Примерно в 50 километрах от Абазы возле селения Кубайка мы встречаемся с чудесной речкой Она (ударение на «О»), вдоль которой мы будем ехать километров 50.

У каждого свое восприятие прекрасного, чумового, сногсшибательного, умиротворённого, мифического… На нас встреча с этой речкой подействовала магически. Представьте себе. Вы едете по живописной лесной дороге с поворотами, подъёмами, спусками. Вы одни в этой вселенной: за час встречаются пара-тройка машин. И, вот, вы въезжаете на мост и пересекаете весьма полноводную реку. Минут через десять — опять мост. Точно такой же, как и предыдущий (и так — пять раз!) и пейзаж вокруг тот же! Примерно, как по анекдоту: «Гляжу — она! Пригляделся — точно Она!» После третьего моста мы вышли из машины и устроили какие-то дикие пляски под звуки музыки 80-х… Ну, хотелось душе высказаться! А вокруг — тишина… Вот только мертвых с косами (слава богу!) не хватало.

Меж тем дорога (не поленюсь повториться — приемлемого качества, однако с некоторой тенденцией на ухудшение) вела нас дальше по перевалам и долинам и ровно рядом со столбом «301» км привела к указателю «База «Снежный барс» — 1500 м».

Про эту базу я читал в интернете много положительных отзывов, и было определённое желание познакомиться с ней поближе.

Полтора  километра по лесной дороге привели нас к цели. Поверхностное исследование привело к весьма положительным выводам. Захотелось здесь задержаться хотя бы до завтра. Нашли администратора. На удачу свободные места были. В конечном итоге в наше распоряжение был определен один из шатров глэмпинга за 6400руб. Дороговато, но мы же здесь не месяц жить собрались.

Перебросив основные вещи в шатёр, отправились более тщательно изучать место нашей стоянки.

База расположена в, не побоюсь этого слова, диком уголке тайги рядом с горной речкой Стоктыш. Десять домиков разной комфортности, четыре шатра глэмпинга, столовая (3-разовое питание может быть включено), костровая и мангальная зоны, баня, душ, оборудованное место для купания в реке, собственная мини-ГЭС.

Ночью в домиках и шатрах холодно даже летом. Поэтому везде имеются печки и запас дров. Основное преимущество — звенящая тишина и пьяняще чистый воздух. В качестве активного отдыха предлагается ряд пеших однодневных маршрутов (вроде есть и конные, и сплавы). Можно даже до Агафьи Лыковой дойти.

Стараюсь никогда не делать никому рекламу (у каждого своё понимание правильного отдыха), но после суток, проведенных на базе, у нас возникло устойчивое желание вернуться сюда целенаправленно и пожить здесь 3-4 дня. Кстати, база функционирует круглогодично (кроме глэмпинговых шатров).

Не обошлось и без пары ложек дёгтя: дорожки по базе выполнены в основном в виде деревянных настилов. Всё бы ничего, но после дождя они становятся особо скользкими. Супруга дважды поскальзывалась, но как-то обходилось. Я умудрился не только поскользнуться, но и угодить ногой в какую-то яму. В итоге подвернул ступню и сильно ударился большим пальцем обо что-то… В результате на протяжении 15-20 секунд наблюдал фейерверк звёзд, а дышать почему-то было невозможно. Но, как ни странно, в тот вечер я ещё довольно бодро ходил…

24 июля. Турбаза «Снежный барс» — Кызыл. (450 км)

С утра не торопясь собрались и не без сожаления покинули базу.

На 314-ом км асфальто-бетонное покрытие закончилось. Началась вполне терпимая гравийка, которая на 320-ом км привела нас на знаменитый Саянский (он же — Сотый) перевал.

По перевалу проходит граница между Хакассией и Тувой. Виды, открывающиеся с него, достойны фотохудожников (к коим мы, ничтоже сумняшеся, отнести себя не можем).

Не меньше красот открывается от подножья креста, воздвигнутого на горе метрах в трехстах от перевала. (Рождённый ползать…).

Хакасы и тувинцы не смогли договориться о едином значении высоты перевала и отметили его каждый по-своему: 2214 м и 2206 м соответственно.

Пробыв в этом кармическом месте минут сорок, двигаемся дальше на спуск.

На 332-ом километре появляется асфальт. Сначала робко удовлетворительный, он уже через несколько километров достигает почти идеального качества, с коим мы уже не расстанемся на практически всей территории Тувы.

И это вся отвратительная, убитая дорога, которой нас усиленно пугали?!!! 20 км гравийки и примерно столько же подразбитого асфальта?! Ребята, приезжайте к нам в Новосибирскую область… У меня до дачи дорога хуже!

Меж тем дорога спускается в долину и опять бежит вдоль многочисленных речек среди шикарных горных массивов и как будто специально выращенных аллей.

На 372-ом километре нас встречает гостеприимно закрытый шлагбаум. Территория в этом месте хоть и не совсем приграничная, но бдительность не помешает. Улыбчивый сотрудник (не понял, каких точно органов) приветливо расспросил меня откуда мы, куда и с какой целью, не особо вникая в детали ответов, бросил взгляд на пассажиров и перевозимый груз, поднял шлагбаум и пожелал счастливого пути.

На этом участке дорога то бежит по долине, то взбирается на перевал и опять вдоль речек. Сначала Кара-Суг, затем Ак-Суг.

Но самое, пожалуй, красивое место на небольшом участке вдоль реки Алаш вплоть до её пересечения (дальше пути дороги и речки расходятся). Здесь можно при необходимости обустроить кемпинг и заночевать. Дальше до самого Кызыла сделать это будет весьма затруднительно.

А вот и Ак-Довурак. Город оставляет гнетущее настроение. Попытки перекусить здесь к успеху не привели: все кафе, которые мы смогли отыскать, были закрыты без указания причин. Всюду запустение. Людей не видно. 12-тысячный город медленно умирает после закрытия градообразующего предприятия — комбината «Туваасбест». А ведь длинноволокнистый асбест, производимый здесь ранее, не имеет аналогов не только в России, но и в мире. И, к слову сказать, все страшилки, по поводу канцерогенных свойств, к нему отношения не имеют.

И опять в путь.

Следующая остановка — на родине нашего министра обороны — пос. Чадан. Точнее в нескольких километрах от него в буддийском монастыре Устуу-Хуруээ. Он является центром духовности и государственности Тувы. На его территории была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской Народной Республики (информация на достоверность не проверена) и, к возрождению которого, лично причастен МО.

Здесь мы рассматривали вариант ночлега, если таковое было бы в принципе возможно. Но спросить было некого, а время шло к вечеру. Предприняли попытку доехать до одной из протоков реки Чадан, чтобы там остановиться. Но везде натыкались на священные места — деревья, повязанные цветными ленточками. Дабы не осквернить ненароком эти чистилища, сочли за благо ретироваться и двигать в сторону Кызыла.

На всём протяжении пути до столицы мы так и не обнаружили места, удовлетворяющего хоть в малой степени требованиям к ночлегу.

В Кызыл добрались уже около десяти вечера и, перебрав с пяток гостиниц, подивившись явно не кошерным ценам в них, остановились в беззвёздочном хотеле «Монгулек». Расположившись, насладились фейерверком, устроенным в честь нашего прибытия.

25 июля. Кызыл — Эрзин (220 км)

Утро началось для меня недобро — нога распухла и отзывалась дикой болью при попытке опереться на неё. Приехали! Дабы исключить худшее, поплёлся кое-как в травму. Молодой врач-тувинец внимательно рассмотрел рентгеновский снимок, потыкал одним пальчиком в ногу — «больно — не больно» и поставил диагноз: растяжение группы связок есть, перелома нет. Вроде. Посоветовал покой, фиксирующую повязку при нагрузках и мазилки. И на том спасибо. Благо нога левая и в управлении машиной не участвует.

В районе 11 часов утра выехали в сторону монгольской границы.

Минут через 20 трафик упал почти до ноля. И здесь я прочувствовал на себе единственный минус тувинских дорог. Практически идеальное покрытие с абсолютно прямыми на много километров без поворотов и перегибов участками приводит к тому, что ты перестаёшь ощущать движение машины в привычном для себя понимании. Ты слышишь гул двигателя, но сидишь абсолютно неподвижно. Через несколько минут ты впадаешь в некий ступор, из которого тебя выводит легкая вибрация. Это значит, что я разогнался до скорости 130 км/час (колёса отбалансированы не идеально). Это возвращает в реальность, и я сбрасываю до своих любимых 110-115.

На самом деле езда по тувинским дорогам — это настоящий экстаз для любителей драйва (это я ещё не упомянул, что за пределами Кызыла камеры, по-моему, отсутствуют как класс). Добавьте к этому постоянно меняющиеся виды вокруг. Нас, например, приятно поразили огромные массивы кедрача по сторонам дороги. Про горные цепи на горизонте, серпантины на перевалах, реки — я уже несколько раз говорил. Вся эта красота не отпускает и завораживает.

Из этого благостного состояния меня вывел очередной беглый взгляд на приборную доску: значок зарядки аккумулятора не горел, но уже слегка зарделся, периодически погасая. Чьёрт поберьи! Уже проехали километров 150. Как же не хочется возвращаться! Нас ведь ждёт прекрасное озеро Торе-Холь, жемчужина Тувы. И у нас есть запасная батарея. Да и на этой ещё протянем. На всякий случай свернул к вовремя показавшемуся на обочине кафе и, не глуша двигатель, ещё раз подёргал провода и клеммы. Чуда не произошло, лампочка гасла только на повышенных оборотах.

Видимо, заметив мою озабоченность, ко мне подошел тувинец и участливо поинтересовался в чём дело. Выслушав, спокойно сказал, чтобы я не беспокоился и ехал дальше до Эрзина. Там мне нужно зайти в отделение полиции и спросить Сан Саныча. Он наверняка поможет. Это немного обнадёживало, да и где-то было близко с нашими планами. Немного поговорив о поездке по республике, я посетовал, что не успел оформить пропуск, а озеро находится в погранзоне. На что мой собеседник сказал: «Да, езжай без него. Там многие так делают».

Мне где-то даже импонирует такая манера поведения тувинцев: слегка раздолбайская. Зачем греть голову, если ещё ничего не произошло?! В конце концов — не в дикой же тайге! И мы продолжили путь.

Поскольку ситуация пока оставалась под контролем, решили миновать Эрзин и проехать до самой границы. Во-первых, в очередной раз символически доехать до края родины (раз уж Монголия сорвалась). А, во-вторых, на погранпосту Цаган-Толгой можно попытаться оформить пропуск. Когда-то в Кош-Агаче мы это делали за пару-тройку часов.

Идеальная по качеству дорога шла по горной местности. Растительности почти нет. Справа в стороне до горизонта идут поросшие дюны. Примерно такой пейзаж, который и ожидал бы нас в той части Монголии, куда мы собирались.

Добрались быстро. Увы, вышедший к нам прапорщик похоронил последние надежды — заявление он от нас принять может, но оформление в любом случае до 15 дней… Возвращаемся.

В Эрзине я, как и было рекомендовано, зашел в отделение и спросил про Сан Саныча. Дежурный ответил, что он уехал и будет не скоро. Я вкратце описал свою проблему и попросил по возможности поспособствовать найти человека, который был бы в состоянии мне помочь. Дежурный, молодой тувинец, видимо, проникся моей проблемой и стал обзванивать своих знакомых, извиняясь между делом, что это не так просто: СТО в посёлке нет. Ожидая результата, я изучал информацию, развешанную на стенах. Оба-на! А Сан Саныч-то, оказывается, начальник этого отделения! Я поинтересовался: «А, что, он, наверное, крутой специалист по автомобилям?» Дежурный рассмеялся. «Нет. Он в них вообще ничего не понимает. Просто он хороший человек и старается помочь каждому, кто к нему обратится». Вот такой вот очередной факт «тувинской агрессии».

Не буду долго рассказывать, как спец был найден, как во дворе дома он на коленке разбирал генератор, как он ездил по другим знакомым в поисках нужных инструментов и новой щётки. Причина некорректной работы генератора — усиленная выработка ротора под одной из щёток и плохой контакт с оной из-за повышенного её износа. Заменить саму щётку он не смог, т.к. не нашёл силового паяльника и просто надставил кусочек, удлинив старую. На мой вопрос о том, сколько я ему должен, он отвел глаза и ответил, что я могу заплатить любую сумму, тем более, с учетом того, что неисправность, по его мнению, он не устранил. Я был в замешательстве, отдал ему тысячу, которой он, как мне показалось, остался вполне доволен.

Пресная жизнь нам претит. Словно в качестве подтверждения данного постулата рядом с нами остановился полицейский «воронок», из зарешеченного отсека которого выпорхнули мои штурманы с сыном. Оказывается, их «повязали» в процессе прогулки по посёлку. Эрзин —приграничный населённый пункт. Любого «иностранца» здесь видят за километр. А документов у них не оказалось — они все были сосредоточены у меня. Хорошо, хоть они запомнили адрес, где я ремонтируюсь… Улыбчивые полицейские (Блин!!! Как же я ненавижу эту дебильную замену нашим добрым полицейским!!!) переписали все данные и, явно удовлетворённые произведённым впечатлением, удалились.

Дело к вечеру. Ехать на озеро большого смысла нет. Оказывается, в Эрзине есть гостиница, в которой оказался свободный четырехместный номер за смешную плату. На том и порешили. Но на этом наши приключения не закончились.

Когда уже вечером подъезжали к гостинице, рядом с нами остановился УАЗик, из которого вышли двое пограничников. Проверка документов с переписью данных. Нас подробно опросили: кто, куда, с какой целью, планы на завтра. И строго предупредили, что здесь в посёлке мы имеем полное право находиться, а вот на озеро — ни-ни! По нему проходит граница. Опять эти пресловутые пропуска! Мы заверили, что завтра возвращаемся в Кызыл. Ну, ну…

Не могу не сказать пару слов про гостиницу. То, что она находится в здании почты и у неё нет собственной вывески — ерунда. В конце концов, если ты приехал в Эрзин, то просто обязан знать, что гостиница находится на почте! Пикантность (это — в нашем представлении — пикантность, а в тувинском понимании — естественное положение вещей!) заключается в том, что кроме номеров для таких, как мы случайных путников, здесь закреплены пожизненно как минимум три номера: для главы районной администрации, где он осуществляет приём населения, главврача райбольницы и судьи районного суда. Поскольку этим вечером прибытие перечисленных важных персон не ожидалось, парадный вход в гостиницу изнутри был заперт и забаррикадирован на ночь рядом стульев. Так, на всякий случай…

…И ещё одно объявление, смысл которого остался для нас непознанным, но, возможно, это что-то очень важное.

26 июля. Эрзин — оз. Торе-Холь — оз. Чагытай (140 км)

Утро было солнечным, день обещал быть жарким. Мы в полутора тысячах километров от дома и всего в двадцати от озера. У нас нет коварных планов по нарушению государственной границы. Наши помыслы чисты, аки у агнцев божьих! Одним глазком посмотреть, окунуться в прохладные воды и — в Кызыл! Эх, была не была! До обеда вряд ли пограничники поедут туда с дозором, скорее всего, вечером. Рискуем только штрафом и потерей времени. Поехали!

Мелким негативом на фоне всеобщего адреналинового наката было состояние моей ноги — она категорически не хотела дать хозяину возможность насладиться ситуацией. Вот тут-то и родился очередной афоризм нашей дружной и очень дружелюбной компании: «Подготовка к поездке была отвратительной — не взяли с собой ни запасной генератор, ни костыли!»

Дорога на озеро начинается сразу за посёлком и не подходит ни под одно из определений по качеству: она ни хороша, ни плоха. Обычная полевая дорога с кучей ответвлений для любителей поискать «чуть поглаже». Сама по себе она интересна окружением: эдакие барханы, заросшие кустарником и травой. Встречаются очень интересные каменные «вкрапления».

Ближе к цели нас встречает эдакий КПП — озеро находится не только в приграничьи, но и на территории государственного природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина». Для прохода (проезда) на его территорию необходимо в Кызыле по адресу ул. Шагонарская, 64, оформить пропуск и оплатить 300 руб. с человека. Это не так дорого и снимет кучу проблем при путешествии по Туве. Но мы, к сожалению, не сделали этого, отчасти специально — в целях экономии времени, полагали, что можем оплатить этот сбор на месте. Пожилой тувинец (ох, уж эти агрессивные местные жители!) спросил, нет ли у нас льгот. Я ответил, что являюсь военным пенсионером, ветераном… Он заглянул в машину — кроме водителя — двое женщин и подросток, и махнул рукой — «Проезжайте!» (да не попадётся эта статья на глаза его начальства!!!)

И вот, мы уже подъезжаем к территории базы. Планов остановиться надолго на ней у нас не было (пропуска!!!). И мы объезжаем её слева, перемещаясь ближе к озеру. Далеко заезжать не стали и остановились метрах в пятистах от базы.

Тут надо сказать, что выезд непосредственно на берег озера возможен, но только для особо рискованных и подготовленных джипарезов — песок может остановить любого («Чем круче внедорожник — тем дальше идти за трактором»).  Большого смысла нет. От дороги до берега метров сто.

Пятнадцать минут, и мы передислоцировались со всем необходимым к кромке озера.

Что я могу сказать… Я ни разу не эксперт по комфортабельному отдыху на берегу водоёма. Но то, что мы там получили, удовлетворило нас на 200%.

Представьте себе чистейший песок с вкраплением ракушечника. Прозрачную, комфортной температуры пресную (что не маловажно!) воду, южное солнце и теплый ветерок. Вокруг нас, насколько хватало глаз, не было людей (середина недели). Ну, так, небольшое стадо коров…

Мы провели там волшебные четыре часа. Купание, отдых в шезлонге, зарывание в песок, прогулки по кромке воды (для всех, кроме автора)… Это было чудесно и оправдывало все теоретически возможные неприятности.

Не обошлось и без местного колорита…

Ещё на подъезде к базе мы обратили внимание на птичек, в изрядном количестве сидящих на заборе.

За такую слаженность мы их условно обозвали «тувинские воробьи». Я далёк от орнитологии и не могу точно определить их классово-видовую принадлежность, но это — представители соколиных. Они присутствуют в Туве повсеместно в больших количествах. Летают над нашими головами, аки голуби в городах, и выделяются среди сородичей эдаким посвистом, который слышен всюду от рассвета до заката.

Так вот. Сидим мы возле озера и вожделенно закусываем бутербродами с колбаской, запивая, чем бог послал. Над нами кружится стая «воробьев», своим посвистом придавая нашей трапезе незабываемый колорит.

Наши четыре шезлонга стоят довольно плотно полукругом. Сын, изрекая очередную философскую идею об отдыхе в Туве, держит руку с бутербродом, опираясь локтем на поручень. То, что произошло дальше, в подробностях не может описать никто. Нам просто показалось, что между нами скользнула какая-то тень. Доля секунды — и в руке сына вместо бутерброда сложенные в характерной фигуре пальцы… А сверху доносится ехидно-торжествующий свист «воробья»!

Раскудри твою в коромысло! Мы кормили чаек хлебом с руки по пути на Соловки. Я отоваривал эту братию в Японском море. Но чтобы так нагло и искусно урвать финский салями на корочке французского багета! Я думаю, что они будут ещё долго хвастать перед сородичами, как они обули этих сибирских лопухов…

Несколько слов о базе. Мы не стали заезжать, но издали оценили возможность остановиться в одном из домиков и провести несколько дней в этом райском месте. Я думаю, оно того стоит. С противоположной стороны от базы на берегу виднелось большое количество палаток. Видимо, там можно подъехать ближе к воде. А может быть это были рыбаки — по нашей информации им здесь есть чем заняться (щука, пелядь, осман). Информацию о базе можно без труда найти в Интернете.

Время перекатило во вторую половину дня, а у нас по плану ночёвка на еще одном озере ближе к Кызылу — Чагытай.

Выбравшись на трассу, доехали до Целинного и свернули налево в сторону Бай-Хаака. Дорога до обычного поселка (прим. 30 км) в очередной раз порадовала своим качеством. Эх, нам бы такие сельские дороги! Дальше, от Дургена начался очень приличный грейдер до самого озера (прим. 30 км). Можно было сократить весь путь километров на 80, если бы мы свернули на озеро за Балгазыном. Но я не хотел ехать по неизвестной полевой дороге. А зря. Это продолжение той же самой дороги, по которой мы ехали на озеро от Дургена.

Вокруг озера разбросано несколько ведомственных баз и стихийных стоянок. Но мы хотели встать на «Золотых песках», расположенной на юго-восточной оконечности озера. В конечном итоге вариант оказался не лучший по комфорту, но уже вечерело и искать что-нибудь поприличнее и поприватнее не хотелось — мы ведь только на одну ночь.

База представляет из себя ряд домиков (в стадии строительства) и беседок со стоящими рядом палатками на берегу и большую территорию автостоянки в отдалении. Зато на этой стоянке палатку можно поставить рядом с машиной (дальше к берегу проезд машин запрещен). Этакий кемпинг. Да и костерок можно полулегально развести (оборудованных мест нет, но никто и не запрещает). В выходные здесь, наверное, очень людно. Но сегодня вторник и нам было довольно комфортно.

Купаться было поздновато. Да и я до воды бы не доковылял. Остальной экипаж прогулялся и остался в общем доволен: берег песчаный, вода теплая и прозрачная.

…А вокруг нас летали, ходили, сидели на проводах и ограждении здоровенные «тувинские воробьи». Мы засыпали и вставали утром под их посвист.

27 июля. Оз. Чагытай — Дургенский каньон — Кызыл — оз. Азас (360 км + 20 км)

Утро опять порадовало хорошей погодой. Неспешно позавтракав и свернув лагерь, выдвинулись в путь по той же дороге, по которой приехали вчера.

В 20 км от места нашей стоянки по указателю сворачиваем налево на полевую дорогу и через пять минут оказываемся в очередном раю. Каждый раз удивляюсь: свернул всего ничего, проехал чуток — и вроде как совершенно в ином месте со своей неповторимой природой, запахами, видами, аурой.

Через несколько километров на берегу Дургена — довольно большой палаточный лагерь. Подъезжать не стали, но для себя отметили, что с удовольствием остановились бы здесь на несколько дней.

Километров через 10-12 достигли цели. Дургенский каньон — ущелье глубиной до 20-40 метров, по дну которого и протекает одноимённая река, низвергаясь в самом узком месте водопадом.

Проход вдоль каньона оборудован деревянным настилом, есть видовые площадки.

Прогулка для меня была нереальна, и я довольствовался красивым видом, открывающимся в 20 м от стоянки машин.

Остальные члены экипажа с удовольствием исследовали этот природный уголок.

Час на всё про всё и дальше — в сторону Кызыла.

Про озеро Азас (оно же — Тоджа) читал много отзывов в Интернете. Все не просто положительные, но и с нотками восхищения. И вода-то здесь чистая и тёплая. И само озеро красивое. И краснокнижными белыми кувшинками в июле покрывается. И рыба водится. И культурный досуг с пляжным отдыхом на базе отдыха организован. И даже имеются кафе (столовая?) и магазин. Одним словом, «Кто не видел Тоджу, тот не видел Туву!» (распространённый местный слоган). Один минус — дорога дальняя и нехорошая. Но ведь едут же люди! И проезжают! Решено. Ещё будучи в Новосибирске связался с администрацией и забронировал (со стопроцентной предоплатой, которая не возвращается в случае отказа от поездки) домик на четыре кровати.

Добравшись до города, заправились под завязку и выдвинулись в сторону озера. По оценке бывавших там, дорога занимает порядка 6 часов.

До Бояровки (70 км) долетели со свистом. По указателю «Тоора-Хем 170км» свернули налево. Сразу за поворотом разминулись с двумя крутыми джипами с новосибирскими номерами. Ну, вот! Ездят же туда наши люди!

Помните у Высоцкого: «Тут вообще началось — не опишешь в словах!»

Нет, конечно, Делика предназначена не только для езды по автобану. Наша изведала и Тёплый ключ и Богомуиз, и брод с всплытием через Джазатор, и прочее. Но тут несколько иное.

Дорога эта — скорее технологическая. Еще не так давно она была вообще недоступна никому, кроме спецтранспорта. В 2006 году китайская компания «Лунсин» выиграла конкурс на разработку Кызыл-Даштыгского месторождение редких и цветных металлов (расположено несколько восточнее в стороне от дороги) и к настоящему времени уже построила горно-обогатительный комбинат, продукцию которого и вывозит по ней. По заключенному отдельно социальному контракту с руководством Республики «Лунсин» поддерживает удовлетворительное состояние дороги, в чем, собственно, и сама заинтересована.

Так вот. Первые 20 км жестокая гребёнка не даёт разгоняться более 20-30 км/час. Робкая попытка набрать скорость (больше скорость — меньше ям) даёт обратный результат и ощущение того, что машина вот-вот рассыплется. Затем начинается просто раздолбанная ямами жесткая дорога. Ямы неглубокие, чаще залитые водой. Все их объехать невозможно, и машина то и дело бухается в одну их них. Скорость чуть выше 30-40. Иногда ям становится меньше и можно разогнаться до 60. Выше в горы ямы заканчиваются (но не совсем!) и дорога представляет собой грубо отсыпанное даже не крупным щебнем, а камнями, полотно. Перевалы и серпантины (местами с разворотом до 180 град) довольно круты и грейдера давно не видели. Вся эта катавасия, сменяя друг друга, тянется километров 120 и только затем постепенно переходит в хорошо укатанную дорогу.

Я не хнычу. Проезжали до нас, проехали и мы. Но машину жалко. Кто захочет повторить — просто будьте готовы и наберитесь терпения.

Буду несправедлив, если начну описывать всё только в серых тонах.

Природа. Вот, что является наградой за натянутые нервы. От видов с перевалов Мюнский (1795 м), Копто (2005 м), Сыынак (1980 м) захватывает дух. В долинах же хочется сесть в позу «лотос» возле ручья и медитировать.

И если до этого дня мы перемещались, в основном, по степи и полупустыне, то здесь, в районе хребта Обручева, нас окружает тайга и даже тундра. Тоджинский кожуун, по которому мы сейчас проезжаем, почти единственный район в Туве, где географические и природно-климатические условия максимально приспособлены для ведения оленеводства (прежде всего, благодаря большим массивам произрастания ягеля), которое и было испокон веку основным занятием коренного местного населения — тувинцев-тоджинцев. Поэтому мы уже не удивились, увидев указатель «Оленеводческое хозяйство».

Мы отвлеклись от дороги.

Километров за 20 до озера мы по недавно построенному мосту через Большой Енисей въезжаем в райцентр Тоора-Хем.

Сразу за селом дорога идет по полю. В сухую погоду езда по ней сплошное удовольствие. Но страшно подумать, во что она превращается после затяжных дождей. Без полного привода здесь делать нечего.

А вот и база. Не прошло и семи часов после выезда из Кызыла. Проблем с заселением никаких. Нам выделили домик в очень удачном месте — первая линия к озеру (до воды метров 50). Судя по всему, здесь мы единственные славяне.

28 июля. База отдыха «Азас»

С утра не торопясь позавтракали, и моя команда пошла прогуляться. Ну, так что же вы за чудо такое, Азас, Тоджа?..

Первое, что бросается в глаза — база оборудована без особых изысков. Очень напоминает советские аналоги для непридирчивых тружеников. Два ряда по три домика ближе к воде. Комфорт минимальный — четыре кровати несколько стульев, обязательная печка (944 м над уровнем моря), стол на веранде. Дальше вглубь базы еще несколько домиков на несколько комнат. Оборудованы они, насколько я понимаю, аналогично. Административный корпус с магазином и столовой. Место для умывания вынесено в центр базы. Туалеты ещё дальше, в самом конце. Всё выполнено в спартанском стиле, без излишеств вроде газонов со скошенной травой, цветников, отдельных беседок, мангалов и оборудованных костровыми зонами и т.д. Та-а-к. Административно-жилой фонд тянет на троечку.

Пошли к воде.

Пляжной зоны нет в принципе. Узкий пирс, естественно, без шезлонгов, вдоль берега и углом выступает в озеро. Четыре убитых педальных катамарана, пара раздолбанных вёсельных шпонок, четыре SUPа. Обещанной моторной лодки для прогулки по озеру не обнаружили, администратор сказал, что её у них нет. Погода и вода позволяли, но купающихся мы так и не увидели (да и не поняли, где, собственно, купаться), и сами решили воздержаться. Три с минусом.

Остаётся само озеро. Информация из Википедии: «Приточно-проточное. Площадь — 51,6 км², площадь зеркала воды — 41 км². Длина озера составляет 16-17 км, ширина — 5-7 км. Максимальная глубина достигает порядка 30 м, средняя составляет 15-20 м, прозрачность воды — 5-8 м. Пресное. Из рыб в водоёме обитают елец, ленок, налим, окунь, плотва, сиг, сорога, хариус, щука, язь». Всё это здорово, вот только база расположена в заливе и видно только очень ограниченный участок озера. Разрекламированное цветение лилий (некоторые даже утверждают, что это лотосы, а на самом деле — белые кувшинки) присутствует и представляет собой островок метров десять в диаметре, к которому устремляются для фотосессий не только постояльцы базы, но и многочисленные «дикари». Прогулка по озеру на моторке, может быть и прекрасное времяпрепровождение, вот только для нас она не состоялась. Я не рыбак, да и клёва можно ожидать только с лодки (а где её взять?) подальше от берега.

В общем, весьма посредственное место отдыха, которое имеет право на существование, будь оно ближе раз в пять и дорога получше.

Забыл сказать, что уже перед самым отъездом ребята из соседнего домика нам сказали, что километрах в пяти от базы есть ещё какое-то озеро с лечебной глиной… Возможно. Но ситуацию это не спасает.

Не будем плакать. Отдохнули мы здесь неплохо. Я с удовольствием просидел целый день с книжкой (в кои веки мог себе такое позволить!) на веранде с прекрасным видом на озеро. Экипаж покатался на катамаране. SUP не дождались очереди. Тувинцы вокруг — сама любезность.

29 июля. Оз. Азас — Кызыл (260 км)

Зарядившись положительной энергией, тем не менее — без сожаления утром покинули базу и не спеша поехали обратно.

Примерно на середине пути на наш торт упала вишенка.

Краем глаза я увидел, что впереди на дорогу выскочила огромная собака и побежала в нашу сторону.

Когда в следующий раз через несколько секунд я опять бросил на неё взгляд, то с удивлением обнаружил, что на голове у собаки огромные рога… Так вот ты какой, северный олень!

Между тем, зверь, не обращая на нас ни малейшего внимания, просеменил куда-то мимо по своим оленьим делам. Мы поахали и поехали дальше. Каково же было наше изумление, когда метров через сто мы увидели трёх оленей, пасущихся рядом с дорогой.

Когда мы остановились и высыпали из машины, они неспешно пошли в нашу сторону и, подойдя, стали тыкаться мордами нам в руки. Ах, вот оно что! Дань собирают. Кинулись к машине — нет ни корочки хлеба. Единственное, что оказалось под рукой — шоколадные конфеты, кои наши таможенники приняли с неспешным достоинством.

За всем этим действом со снисходительным видом наблюдал сидящий неподалёку пожилой тувинец, по всей видимости — хозяин оленей.

Известная истина гласит, что путь домой всегда короче. Мы никуда не спешили, дорога уже знакома, мы знаем, что от неё ожидать. Возможно, поэтому она и не показалась такой кошмарной, как пару дней назад.

Где-то около трёх пополудни мы приехали в Кызыл.

На сегодня грандиозных планов больше не было. Заселились в знакомый «Монгулек» и поехали покататься по городу. Вечер завершили прогулкой по набережной. (Про неё можно почитать прошлом отчёте.)

Не могли обойти стороной и новую достопримечательность — самую большую в России (16 м) статую Будды. Она установлена в 2021 г. у подножья горы Хавырга напротив места слияния Малого Енисея и Большого Енисея, места сакрального для всех тувинцев. Добраться сюда можно на одной из моторных лодок, курсирующих постоянно от набережной. Я даже не буду называть имя инициатора и вдохновителя создания этого изваяния. А что? Молодец мужик! Не отрывается от корней!

Вечером, сидя в гостинице за дозой сакраментального анальгетика, осознали, что наше путешествие по Туве, по сути, закончено. Завтра мы начинаем движение по маршруту, в точности соответствующему прошлогоднему. Основная его цель — показать отроку те красоты, которые видели и мы (а, соответственно, описанные в упомянутом прошлогоднем отчёте), а вспомогательная — насладиться самим ещё раз этим чудом.

По причине, обозначенной абзацем выше, привожу описание дальнейшего маршрута пунктирно.

30 июля. Кызыл — база «Спящий Саян» (190 км)

31 июля. Радиалка на оз. Светдлое (7 + 7 км)

Прекрасная прогулка с купанием. Жаль, что автор вынужден был коротать время на базе, наслаждаясь чтением.

1 августа. База «Спящий Саян» — Шушенское — плавбаза (240 км)

В музей-заповедник Шушенское на этот раз попали без проблем. Экскурсия ожидаемо оказалась интересной и познавательной.

На плавбазе познали на себе истину: «Нельзя войти в одну реку дважды». Если в прошлый раз мы были в полном восторге от отдыха здесь, то в этот раз в своих оценках мы были более сдержанны.  Во-первых, Александр дополнил базу двумя жилыми надстройками и уменьшил площадь основной террасы для отдыха. Нам хватило. Но осадочек остался…  В этот раз плавник в виде достаточно больших брёвен постоянно прибивался к базе и нам, для того, чтобы нырнуть с разбега, приходилось каждые несколько минут их разгонять. Весело. Но через полчаса надоедает. Туалет так и остался на платформе и для того, чтобы избежать встречи с собственными, пардон, фекалиями, мы бегали по нужде на берег.

Тем не менее, убрав весь вынужденный негатив, можем смело заявить, что отдохнули мы на плавбазе классно! Всё то же чувство одиночества во вселенной, прекрасная баня, бодрящая первородная водная сфера, шашлык-машлык под сакраментальный анальгетик и откровение для меня — танцующий под звуки «Ретро-FM» отрок.

2 августа. Плавбаза — Абакан (140 км)

Коротесенький переход ознаменовался признаками вновь умирающего генератора. Спасибо, Холча, мой далёкий эрзинский мастер! Ты дал нам возможность без заморочек познакомиться с твоей родиной. Запасной аккумулятор нам в помощь.

3 августа. Абакан

С утра нашёл спецов по ремонту генераторов. К вечеру получил практически новый агрегат — замена ротора, щёток и подшипника.

4 августа. Абакан — Дивногорск — Красноярск — мотель на подъезде к Мариинску (770 км)

Смотри прошлый отчёт.

5 августа. Мариинск — Новосибирск (440 км)

Вот мы и дома.

Выводы

1. Общий пробег 5040 км. Продолжительность 15 дней.

2. Тува — благословенный край. До конца не открыт и не оценён. Путешествовать по нему можно, нужно, интересно. Одних только озер там 6700.

3. Из Абакана в Кызыл смело можно ехать через Ак-Довурак. Страшилки про дорогу преувеличены. У меня на дачу она хуже. С заправками тоже всё нормально. Но голову включать всё равно надо. По качеству бензина нареканий также не было.

4. Перед выездом в ту степь лучше не полениться и оформить пропуска в приграничные территории. Сделать это легко через сайт Госуслуги. Хотя срок оформления — 15 дней, делать это лучше заблаговременно — зимой, весной. Благо срок действия пропусков год, и мы спокойно можем указать период пребывания на приграничной территории с марта по декабрь. В планируемые места посещения включаем всё, что только есть (сможете найти) в перечне. Этот даст возможность свободно перемещаться по всей территории Тувы. Кроме упомянутого в отчёте озера Торе-Холь, можно, например, запланировать проезд не по официальной трассе Чадан — Кызыл, по которой ехали мы, а спуститься чуть ниже и проехать от Хандагайты до Самагалтая по имеющейся там трассе (шоссе, грунтовка, грейдер?) Это, как мне кажется, интереснее, колоритнее, круче. Ведь трасса проходит буквально в нескольких метрах от границы с Монголией и в более диких местах.

5. Оформление пропусков в заповедную зону Убсунурской котловины в офисе в Кызыле на ул. Шагонарская, 64. Вопрос философский. С одной стороны — единожды заплатив 300 рэ с носа, вы можете пиливать на все кордоны в любом месте заповедника. С другой стороны, хорошо, если вы реально планируете многократное посещение заповедника в разных местах по маршрутам, предлагаемым самим заповедником, или же вашим собственным разработкам. Если же вы задумали только разовые посещения контролируемых территорий (как, например, мы — только озеро Торе-Холь), то, может быть, проще заплатить на КПП? Тем более, что по информации (из непроверенных источников) на Шагонарской огромные очереди и там можно потерять полдня.  Решайте сами.

Кстати, в сети есть информация об организованных турах (экскурсиях), проводимых администрацией заповедника. Возможно, есть смысл присоединиться к ним. Но выяснять всё надо заранее, ещё на стадии подготовки к поездке. Бабушка надвое сказала. Может оказаться, что туда вы можете добраться и сами.

6. Криминальная ситуация в Туве. Вопрос многогранный, сложный, неоднозначный. За весь период пребывания там мы встречали только доброжелательное, душевное отношение к себе со стороны коренного населения.

Очень показательным был пример нашего общения с парнишкой, который ремонтировал мой генератор в Эрзине. Его зовут Холча. Я старался не мешать, но и пытался поддержать некий элемент общения. Работа проходила за забором дома моего Мастера. Всё время, пока он снимал генератор и разбирал его, по нему, буквально, ползал его сынишка лет четырёх. Я угостил его леденцами. Мы остались довольны друг другом. Холча довольно сносно говорил по-русски, и я высказал, как оказалось впоследствии, нелепую мысль, что он, по сути, представитель последнего поколения тувинцев, говорящих по-русски. Отнюдь, ответствовал Холча. Его карапуз и иже с ним, русский знают не хуже. И причина проста: Интернет. Знакомство с сетью для них начинается с мультиков, 99% которых — на русском языке. Язык-менталитет — мощная связка.

Зайдем с другой стороны. Алкоголь. Притчей во языцех стало то, что у тувинцев нет фермента, его расщепляющего, отчего они дуреют даже от малой дозы. Всё, что в условиях демократии могла сделать местная администрация — ограничить продажу зелёного змия. В результате сегодня вы можете купить даже пиво только в специализированных магазинах (отделах), только в будний день и только с 11:00 до 16:00. Сурово, но необходимо. В результате такой политики мы не увидели за десять дней пребывания в Туве ни одного пьяного. Хотя компании молодых людей на той же набережной довольно многочисленны.

Безусловно, полностью расслабляться не стоит. То, что мы не сталкивались с негативом, не говорит о том, что его нет. Опять-таки, включайте голову: где и когда гулять, где останавливаться на ночь.

7. В следующую поездку обязательно взять с собой запасной генератор и костыли…

Александр — Анна — Татьяна — Матвей.

Лето 2022г.


Дром

Комментарии

 
Сообщений: 6784
В Туве главное с местными не бухать...
ОСАГО со скидками - OSAGO.CTO.RU
Авиабилеты с кэшбэком - AVIACASHBACK.COM
61
2
Ответить
Greds
Хабаровск
buhtarma
В Туве главное с местными не бухать...
Да синька в принципе ***...
20
4
Ответить
Вдохновитель установки статуи Будды, тот который неистово крестится перед началом Парада?
43
11
Ответить
    
красноярск
Сообщений: 39
хорошие там места. тоже в этом году был, правда не далеко, до Сватиково. в следующий опять планирую в Тыву мне вообще понравился маршрут Хакасия -Ергаки- Тыва. виды потрясающие . наслаждаешься уже в дороге.
негатива от местных тоже не встречал.
14
1
Ответить
Константин Попов
Что такое тува?
6
53
Ответить
Рома 38
Братск
Нормально прокатились, молодцы)
23
2
Ответить
    
Кызыл
Сообщений: 37
Это были коршуны) они в последнее время сильно прожорливые стали, прям с рук вырывают! опасно
Мой отзыв: Honda Elysion 2011
11
1
Ответить
88888
Кызыл
Пробег получился солидный. Молодцы. Хорошая поездка
9
2
Ответить
9985995
Кызыл
да уж, "воробьи"
10
1
Ответить
     
Щегловка
Сообщений: 2084
Константин Попов
Что такое тува?
https://khural.rtyva.ru/index....:konstitucziya-respubliki-tyva&catid=47:status&Itemid=134&limitstart=1

найдешь Тува иль подсказать?
The Bird of Hermes is my name,
Eating my wings to make me tame
6
1
Ответить
     
Кемерово
Сообщений: 66
Рад что вам понравилось. Немножко подправлю: Чадаана это не посёлок а город))) рядом Устуу-Хурээ. А Шагаан-Арыг это тоже город, в часе езды после него в сторону Кызыла. В следующий раз можете поехать по лечебным источникам. Шивилиг, Тарыс и тому подобное. В интернете много статьей про это.
7
1
Ответить
татьяна
Абакан
отзыв как прыжок на 10 лет назад.ничего не поменялось.
8
6
Ответить
     
Кемерово
Сообщений: 66
И ещё в Туве имеется пустыня, рядом с городом Чадаана, точнее где-то 40-50км от него в сторону севера, указатели есть.
6
1
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
Чаян
Рад что вам понравилось. Немножко подправлю: Чадаана это не посёлок а город))) рядом Устуу-Хурээ. А Шагаан-Арыг это тоже город, в часе езды после него в сторону Кызыла. В следующий раз можете поехать по лечебным источникам. Шивилиг, Тарыс и тому подобное. В интернете много статьей про это.
Шивилиг рассматривали, как вариант. Но на источники есть смысл заезжать на несколько дней, лучше неделю. А это не совсем наш формат.
2
1
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
Чаян
И ещё в Туве имеется пустыня, рядом с городом Чадаана, точнее где-то 40-50км от него в сторону севера, указатели есть.
Спасибо. Будем иметь ввиду в случае ещё одной поездки.
2
1
Ответить
7505318
Кызыл
а олени то не тувинские, а привезенные с севера Красноярского края.(обменялись по 200 или 300 голов) они меньше. Тувинские северные олени светлее окрасом и крупнее намного. вам надо было проехать через Овюрский кожуун на озеро Торе-Холь. Дорога грунтовая, но могли увидеть Убсу-Нур.
З.Ы. в вывеске в "гостинице" пишут, что надо экономить воду и со****ать чистоту.
12
2
Ответить
    
Кызыл
Сообщений: 42
Хороший отчёт, душевно написано. Молодцы!
10
3
Ответить
26427161
Константин Попов
Что такое тува?
Республика
6
1
Ответить
14893201
Минусинск
Спасибо за статью, зачиталась, как в Туве побывала) Родные места, нет живописнее места, инфраструктура страдает, но они стараются. Думаю лет 10 и туризм там будет на высоком уровне. Спасибо!
11
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 16604
Нормально
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
2
1
Ответить
   
Курчатов
Сообщений: 654
прочитал с большим удовольствием. написано оч приятно и с хорошим юмором. почувствовал ваше удовольствие от поездки и дорожных хлопот. фотографии отличные, кое-что сохранил для обоев в коллекцию. спасибо за труды и удачных новых отпусков
7
1
Ответить
  
Самара
Сообщений: 277
Сказочные фотографии со Спящего Саяна
4
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 16604
Нормально ++++
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
1
2
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
7505318
а олени то не тувинские, а привезенные с севера Красноярского края.(обменялись по 200 или 300 голов) они меньше. Тувинские северные олени светлее окрасом и крупнее намного. вам надо было проехать через...
Ну, от того, что они красноярские, они не перестали быть северными :) А на Торе-Холь и Убсу-Нуур мы, к сожалению, не смогли поехать, т.к. не успели оформить пропуска в погранзону, где озёра, собственно, и находятся. И если сподобимся ещё раз побывать в тех краях - обязательно проедем по дороге Хандагайты - Самагалтай.
3
1
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
Кочевник17
Хороший отчёт, душевно написано. Молодцы!
Спасибо.
1
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
14893201
Спасибо за статью, зачиталась, как в Туве побывала) Родные места, нет живописнее места, инфраструктура страдает, но они стараются. Думаю лет 10 и туризм там будет на высоком уровне. Спасибо!
И вам спасибо за оценку.
1
 
Ответить
7505318
Кызыл
8993951
Ну, от того, что они красноярские, они не перестали быть северными :) А на Торе-Холь и Убсу-Нуур мы, к сожалению, не смогли поехать, т.к. не успели оформить пропуска в погранзону, где озёра, собственно,...
олени то конечно северные, я про породу...
да никто там с пропусками не ездит. на озеро один лайфхак- после рабочего времени, всегда открыто!!!!приезжают пограны- включаешь дуру, мол ХЗ, не знал, не местный и все!)))
2
 
Ответить
     
Кемерово
Сообщений: 66
8993951
Шивилиг рассматривали, как вариант. Но на источники есть смысл заезжать на несколько дней, лучше неделю. А это не совсем наш формат.
Есть ещё Сватиково озеро. В такие места можно хотя бы на 2 дня остановится, успокоить душу и самому успокоится от дороги и от всего. Думаю 2 дня вполне хватит
2
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
Чаян
Есть ещё Сватиково озеро. В такие места можно хотя бы на 2 дня остановится, успокоить душу и самому успокоится от дороги и от всего. Думаю 2 дня вполне хватит
Сватиково слишком близко к Кызылу. По отзывам - там слишком много народа и всё, извините, ******о. (Сам не был, утверждать не могу)
2
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
7505318
олени то конечно северные, я про породу...
да никто там с пропусками не ездит. на озеро один лайфхак- после рабочего времени, всегда открыто!!!!приезжают пограны- включаешь дуру, мол ХЗ, не знал, не местный и все!)))
А зачем портить нервы себе и досаждать погранцам? Проблем то с оформлением пропусков заранее никаких. Мы же готовимся к таким поездкам чуть ли не год. Ну, и оформить его с марта по декабрь...
5
2
Ответить
     
автор
Сообщений: 112
artur333 gfghrth
Вдохновитель установки статуи Будды, тот который неистово крестится перед началом Парада?
Уважение к вере предков, даже если сам придерживаешься иной - показатель твоего уровня культуры.
17
4
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1513
Отлично! Красиво и позитивно.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
3
1
Ответить
8993951
Уважение к вере предков, даже если сам придерживаешься иной - показатель твоего уровня культуры.
Уважения к вере предков там в помине нет.
4
5
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18283
Отличная поездка, вдохновляет :) Когда-нибудь и я доберусь в те края.
Социальный контракт 250.000 рублей от государства
https://vk.com/moybiznesplan
1
 
Ответить
799259
Очень красивые места.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие