|
Добрый день всем читателям форума!
Путешествовать люблю, но вот рассказами о своих поездках раньше не делился, поэтому сразу заранее прошу прощения — это мой первый опыт.
Каждый год с сыном думаем, куда рвануть в этот раз. Так как в этом году Греция обломилась — жена решила и уехала одна, то что-то взбрело в голову нам с сыном: «А давай в Хакасию». За 2 недели полазили в интернете, списался с одночатовцем в Абакане — что и как: вырисовался примерный маршрут. С Новосиба до Абакана, потом Саяно-Шушенскую ГЭС посмотреть, доехать и посмотреть шалаш дедушки Ленина, обязательно парк Ергаки, потом обратно заехать на озеро Шира и рвануть на старый добрый Алтай — не все еще объездили — не были на Мультинских озерах (да и, честно, еще много где), и домой. На все про все 2 недели себе выделили.
День первый.
Итак, 29.06 рано утром встаю и лечу в аэропорт встречать свою любимую вторую половинку, отдохнувшую и загоревшую в Греции. При этом так летел, что залетел на превышение скорости, что для меня большая редкость. Но что не сделаешь ради любимой))) Встречаю, привожу, краткий ее рассказ за чашкой чая, как классно в далекой Греции, но мы-то с сыном уже «под парами», поэтому прыгаем в машину и вперед на Абакан. Ксли есть место в машине, берем попутчика. Всегда интересно с новым попутчиком ехать, общение — это интересно и новая информация для меня. В Кемерово к нам подсаживается интересный собеседник — на всем пути до Абакана рассказывает нам, что и как по пути попадается. Очень интересно и познавательно. До Абакана по его совету едем верхним маршрутом (не через Ширу).
Дорога, кроме одного участка примерно в 50 км, асфальт. На том участке хорошая отгрейдированная щебенка, на которой можно ехать спокойно 80 км/ч. 11 часов и мы в Абакане, по пути забронировали себе хостел для ночевки (если кому надо переночевать, то «Заезжий двор» неплохой вариант — чистая постель, душ, холодильник — все что нужно для путника, отмотавшего 900 км).
Погодка радовала — солнце, +30. В Абакане тоже все прекрасно. Приехали в 21 час, поэтому было время прогуляться, рядом оказался прекрасный Преображенский парк. Не пожалели, что прогулялись.
Памятник князю Петру и княгине Февронии, покровителям супружеской любви, семьи и верности.
Кроме того, в парке оказалась церковь и прекрасный цвето-музыкальный фонтан.
Прекрасное место для прогулок в Абакане.
На удивление, в 11 вечера было много семейных парочек с колясками, гуляющих по парку. Поэтому решили, что район спокойный и машину можно не отгонять на стоянку.
Как хорошо и не было гуляя по парку, но после долгой поездки надо отдохнуть, утром в путь — рывок до парка Ергаки с заездом на СШГЭС и в Шушенское.
День второй.
Утро 30 июня выдалось ненастным, погода резко изменилась, стало пасмурно и начался дождь. Но решили не отступать от маршрута — когда еще увижу СШГЭС — крупнейшую по установленной мощности электростанцию в России. Хоть и дождь, но СШГЭС произвела неизгладимое впечатление: 6400 МВт мощность — это чувствуется.
Действительно, ради достижения цели люди горы свернут.
Интересное решение — трамвайчик, который возит по однопутке работников СШГ из рядом расположенного городка энергетиков Черемушки.
На обратном пути заехали в тематический парк «Тортуга», посвященный теме пиратов Карибского моря. Советую заехать с детишками. Вход — 150 руб.
Дальше, чтобы коротким путем доехать до Шушенского, необходимо переехать на другой берег. Вместо мотса еще одна ГЭС — Майнская.
А на другом берегу увидели на горке интересную церковь и решили заехать. Поразило, что вся церковь облицована мрамором и, какая случайность, названа именем, как и у моей покойной бабушки, — Евдокии. Я вообще не верю в случайности: все люди, которых мы встречаем; события, которые с нами происходят, — это наша судьба. Вот и церковь имени моей бабушки, у которой на следующий день день рождения, еще один пример этому. Баба Дуся, спасибо тебе за все, ты всегда в наших сердцах.
Кстати, оказывается, церковь строилась на деньги Ивана Ярыгина, выдающегося спортсмена, двукратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе, и освящена в память о его матери Евдокии.
Надеясь, что дождь все-таки пройдет, направляемся в Шушенское — место ссылки вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Действительно, приехали, дождя нет, но в музей можно попасть только с экскурсией. Билет 300 руб.
Музей-заповедник Сибирская ссылка В.И. Ленина.
Пока ждем экскурсию, начинается сильный дождь, впечатление испорчено. Но главное, что узнали — в ссылке Ленин жил в хорошем деревянном доме зажиточного крестьянина, а не в шалаше, как нас учили))). Но шалаш был (в 10 км от Шушенского), там он ночевал, когда ходил на охоту или рыбалку.
Но снова в путь, впереди Ергаки — по сути, место, ради которого я и решился на поездку в Хакасию. Но при приближении с каждым километром к парку Ергаки, настроение ухудшалось — погода меняться не собиралась, а в горах еще и появился туман. Однажды даже влетели в него, что и метра видно не было: скинул скорость, включил противотуманки и аварийку, чтобы меня было видно и метров 400 так и двигались.
Вспомнился фильм по роману «Туман».
Вот так выглядит площадка у лавинного тоннеля у парка Ергаки.
Но мы добрались до парка, по пути зарегистрировались у МЧСовцев на 605 км трассы и в визит-центре на 614 км при въезде в парк. Остановились на базе «Пик Звездный» сразу за базой МЧС за 800 руб. за койко-место в трехместном номере.
Погода продолжала не радовать и радужных перспектив на следующий день никах не предвещала. Туман стоял уже на уровне базы, и ни о каком походе в горы речи быть не могло. Связи там тоже нет (как оказалось, ловит только Теле2). Решили, утро вечера мудрее и там решим.
День третий.
Утро встретило моросящим дождиком и тем же туманом. Но мы не для того проехали 1300 км, чтобы так сдаваться. Было принято решение прокатиться до Кызыла — столицы Тувы. Всего 200 км, новые впечатления, да и хотелось прозондировать почву рывка на Алтай через плато с выходом у Кош-Агача. Это очень сократило бы обратный путь на Мультинские озера, если бы ехали не через Кемерово. И, о чудо, стоило спуститься с гор, как погода резко изменилась, вышло солнце, и Кызыл нас встретил радужными красками.
Вид с набережной имени Кужугета Шойгу.
Обелиск «Центр Азии».
Скульптурная композиция «Царская охота».
В 9 км от Кызыла находится монумент Кадарчы. Заезжаем посмотреть главный символ Тувы.
На обратном пути в Кызыл решили заехать перекусить в кафе «Лето». Рекомендую, вкусно и недорого, питаются местные и приезжие иностранцы — сразу после нас зашла туристическая группа французов. Но погода начинает портиться, поэтому быстро на главную площадь Кызыла, чтобы увидеть буддийский молитвенный барабан, в который заложено заложено 100 миллионов святых мантр, и назад в Ергаки. Считается, что вращение барабана приносит удачу, здоровье и благополучие. А чтобы чудо сбылось, главное — не перепутать направление. Вращать нужно по часовой стрелке. Кстати, для этого необязательно быть буддистом или дожидаться специальных праздников.
Буддийский молитвенный барабан.
Только в горы заехали, снова дождь:(.
Решение решили принять утром.
День четвертый.
И, о чудо, утром солнце, ни облачка. Быстро встаем, завтракаем и бегом в горы! Организация в парке Ергаки меня удивила — до первого лагеря, где можно поставить палатку, сначала отсыпанная дорожка, а потом сделаны деревянные мостки, по которым приятно идти. Дальше в подъем до Радужного озера установлена железная лесенка.
Пока поднималась, погода снова стала портиться.
Солнце скрылось, но все равно красиво.
Обожаю горы, именно там душа отдыхает и приходит то самое чувство, что все вокруг суета и весь мир подождет.
Порой думаешь — вот, это лучшее место на Земле.
Быть в Ергаках и не попытаться столкнуть «Висячий камень» — это значит не быть в Ергаках.
Но начинает накрапывать, поэтому вниз, небольшая остановка в лагере на Радужном озере, чтобы выпить классного травянного чайку и на базу. Сегодня у нас план доехать до озер у деревни Шира и поставить палатку на озере Иткуль. Отмечаемся в визит центре и МЧС. По пути увидели указатель на Каменный город, спонтанно решаем туда заехать. 4 км по грунтовке и шлагбаум. Спрашиваем в сторожке у мужичка: проезд 100 руб., до каменного города порядка 20 км, но после 12 км дорога уже не айс и мы на своем Хитриле на шоссейной резине вряд ли проедем. Учитывая погодные условия (дождь, небольшой туман), ставим себе крестик на руке, что есть повод вернуться.
На обратном пути Саяны тоже нам так и не показались во всей красе.
И вот Абакан, дождика уже нет, заезжаем перекусить. Кому интересно, рядом с хостелом, где ночевали, есть хорошая столовая «Сытный дворик».
Дальше на трассу и вперед, сворачиваем на Ширу, дорога чуть похуже, но через час мы в Колодезном.
Уже стемнело, и нам пришлось поплутать, чтобы найти дорогу, как подъехать к озеру Иткуль. По описаниям на форумах это было просто, на самом деле оказалось, что озеро отгорожено и подъехать можно только через специальные въезды, где с Вас возьмут денежку. Две милые девчонки на въезде рассказывают, как подъехать к озеру и где встать. По темноте кое-как находим место, ставим палатку и спать.
День пятый.
Озеро красивое, теплое, но рыбачить нельзя — заповедник. Поэтому завтракаем, обсуждаем план на сегодня и выдвигаемся дальше. Решено доехать до озера Сарбаголь и там заночевать, а по пути посетить Туимский провал и знаменитый природно-исторический памятник природы Сундуки.
Туимский провал — техногенный провал на месте закрытого в 1954 году подземного рудника недалеко от посёлка Туим. Оборудована смотровая площадка и ограждение по периметру. Вход 100 руб. Поразили монументальные остатки обогатительной фабрики в поселке Туим, где перерабатывалась руда с рудника. Как загубить такое предприятие было можно, не понимаю.
Еще раз проезжаем Ширу, не все озера посмотрели, но это еще один «крестик» на руку.
Но разбираться в этом некогда, впереди прекрасный исторический природный памятник — Сундуки. Навигатор снова повели непонятно как, поэтому переключаемся на Maps.me и едем уже по ним. Кстати, в пути несколько раз было такое, что стоит съехать с трассы и Яндекс Навигатор начинают интересными путями вести, а в Maps.me все гораздо лучше выглядит в плане маршрута. Не реклама, но советую всегда иметь под рукой Maps.me — карты меньше, чем у Яндекса, и, как правило, более разумные на маршрут.
Но я отвлекся. Решаем заехать с пятого сундука, чтобы «изюминку» — первый сундук — оставить напоследок. И на мой взгляд — это самое верное решение.
Пятый сундук ничем примечательным не отмечен, поэтому едем дальше. У четвертого неожиданно натыкаемся на группу, которая пошла куда-то за гору. Идем за ними и, о неожиданность, находим наскальные рисунки — петроглифы. Еще и небольшую экскурсию получаем.
Третий и второй сундуки вообще и не заметишь.
Третий и второй сундуки.
А вот и первый сундук. Подниматься к нему минут 15. До сих пор гадают, что это: обсерватория древних, культовое место, площадка для приземления инопланетных космических кораблей или все вместе? В любом случае, это очень интересно.
Вид с первого сундука. Обратите внимание на небо: справа и слева.
Насладившись красотой, получив заряд энергии, двигаемся дальше — к озеру Сарбаголь. Доезжаем до Парного, огибаем большое озеро и по полю добираемся до озера.
Вдалеке впереди озеро Сарбаголь.
На легковой, особенно после дождя, туда лучше не соваться, а остановиться на одной из баз на озере Парное.
Встаем лагерем, пробуем позакидывать спининг, но безрезультатно.
Кстати, не знал, что есть такое прекрасное место отдыха как озеро Большое возле деревни Парная: много баз, неплохая инфраструктура. Надо как-нибудь съездить отдохнуть там.
День шестой.
Коль затея доехать до Алтая через Кызыл не получилась, решаем ехать через Новокузнецк—Бийск—Черга—Усть-Кокса—Мульты. И в этот день наш маршрут до Новокузнецка. Из всех кузбасских городов Новокузнецк меня всегда притягивал своей архитектурой, своими проспектами времен советского индустриализма. По пути останавливаемся полюбоваться Березовской ГРЭС. Интересное инженерное сооружение: Бурый уголь поступает на станцию напрямую с Березовского месторождения двумя 14-километровыми открытыми конвейерами, дымовая труба станции высотой 370 метров является самым высоким промышленным объектом в стране, для охлаждения используется Берёзовское водохранилище на реке Береш, мощность электростанции составляет 2 400 МВт.
По пути останавливаемся набрать родниковой водички на ключе Безымянном. С Кемерово выезжаем на сибирский автобан, где ограничение 110 км/ч и едем в ударном темпе до Новокузнецка. По пути бронируем хостел «12 месяцев» возле Кузнецкой крепости. В Новокузнецке оказываемся около 17 часов, поэтому все, что хотим, не успеваем посмотреть.
Вот за такую архитектуру и люблю Кузню.
Неожиданный сюрприз — музей военной техники в парке имени Г.К. Жукова.
В Кузнечную крепость не успеваем. Делаем очередной «крестик». Вообще, в этом автопутешествии понимаем, что на этот маршрут надо закладывать времени в два раза больше, чтобы все не спеша посмотреть. Подобное отмечали и в прошлогоднем автопутешествии Новосибирск—Иркутск—Ольхон—Аржан—Красноярск—Новосибирск. Если мой первый опыт будет принят публикой, то опишу и то путешествие.
Но на сегодня впечатлений достаточно, поэтому в Ленту закупиться продуктами и баиньки.
День седьмой.
Сегодня решили не ставить подвигов и не пытаться добраться до Мульты, а остановиться по пути у родственников в Черге. Маршрут Новокузнецк—Ельцовка—Целинное—Бийск—Майма—Черга. С Новокузнецка дорога до Бийска через Ельцовку по отзывам самая хорошая, ее и выбираем. Есть 10 км гравийный участок возле Целинного, но видно, что дорогу делают. Кстати, Целинное лучше проезжать насквозь, а не в обход, как рекомендует Навигатор. Асфальт лучше, чем 10 км грунтовки. В 16 часов мы уже в Черге, где нас ждет радушный прием. Как всегда, прекрасный стол и просто приятно на душе, что мы семья, какие бы расстояния нас не разделяли. Люди, никогда не теряйте своих родственных связей.
День восьмой.
По совету родни на Усть-Коксу решаем ехать не по Чуйскому тракту, а через Кукую, далее Беш-Озек с выходом у Усть-Кана. Дорога грунтовка, но сокращаешь порядка 60 км и часа времени. Местные ездят именно по ней. Перед Усть-Каном выезжаем на трассу с асфальтом, но после Усть-Кана асфальт снова заканчивается. В Усть-Кане заправляемся на «Сибнефти», где спросили, есть ли у нас карта «Лукойла» для скидки. Похоже, федеральные сети поглощают дальше местные сети. Километров через 30 от Усть-Коксы асфальт заканчивается, и дальше он то есть, то его нет, но грунтовка хорошая, видно, что ей занимаются, и позволяет ехать под 90 км/ч. Перевал Громотуха проходим на скорости, и летом он не впечатлил, но зимой это, похоже, та еще жесть, если ее обильно не посыпать песком.
В Усть-Коксе заезжаем к погранцам, так как в сети информация разная насчет регистрации у них, если идешь на Мультинские озера. Оказывается, что если только на озера, то у них регистрироваться не надо, главное иметь паспорт и зарегистрироваться на кордоне у егерей. Поэтому едем сразу на базу «Кедровая опушка», которую забронировали по телефону. Договариваемся на ночевку и утром заброску на ГАЗ-66 на Нижнее Мультинское озеро, там ночевка и на следующий день вечером спуск на базу, банька, ночевка и на Улаган.
Заброска недешевая — 1200 руб. с человека, поэтому мой совет: едьте на озера хотя бы с ночевкой. Не понимаю многих людей, которые готовы 2,5 часа трястись в 66-ом, потом побыть 5 часов и обратно 2,5 трястись. На озера надо на несколько дней, а если с рюкзаками, то можно и на неделю. С нами поднималась на озеро группа: 2 семьи с детьми 4 и 7 лет. Их план был расписан на 8 дней с заходом на разные точки и озера.
День девятый.
Так как поставили себе задачу подняться до кордона на Среднем озере и там заночевать, берем рюкзаки, палатку, провизии на 2 дня и в ГАЗ-66. 2,5 часа и мы на Нижнем Мультинском озере. В принципе, на подготовленном джипе подняться можно, но умудряются и на стоке забраться. Наверху встретили трехдверного паджерика в предпоследнем кузове и крузак 100, который оторвал бампер, но доехал. Местные сказали, если дожди сейчас пойдут, то на шоссейной резине крузак уже не спустится.
Сразу договариваемся с лодкой переправиться на другой берег — к Шумам. 300 руб. с человека и мы на знаменитых Шумах. Это место назвали из-за характерного звука, который получается в результате падения воды по камням со Среднего в Нижнее озеро. Еще 40 минут ходьбы и мы на кордоне у егерей, где за 100 руб. нам показывают место, где можно расположиться. Палатка, костер и прекрасная природа вокруг. А вечером такая тишина и небо, звезды, которые вот рядом, только руку протяни….
Нижнее Мультинское озеро. Прямо по курсу видно Шумы.
Закат на Среднем Мультинском озере.
День десятый.
В 7 подъем, завтрак и вперед. Сегодня план сходить до Верхнего Мультинского озера. Заходим к егерям, выписываем пропуск в заповедник и 8 км в гору. Местами подниматься неудобно — курумник из больших камней неудобен для ходьбы. Но 3,5 часа и вот оно, Верхнее озеро:
Так как вышли рано, то на озере НИКОГО! Только ты один вокруг. Вода градусов 8-10, поэтому не располагает к долгим заплывам, но приятно бодрит. Там встречаю парнишку с Москвы, офисный планктон, как он сам себя называет, который пару раз в год выбирается в горы и просто бродит. Облазил уже Кавказ, сейчас вот Алтай изучает. Кстати, потом на обратном пути егеря спрашивали, не видел ли мужчину, по описанию похожего на него. Он, похоже, с Нижнего озера ушел вправо и в заповедник прошел правой стороной мимо егерей. Не знаю, что за это полагается.
Обратно ноги несут быстрей и 2,5 часа и в лагере. Вообще, двух дней мало, чтобы все посмотреть, походить и насладиться красотой наших гор. Но ставим очередной крестик — Мульты, мы еще вернемся!!!
Кстати, если останавливаться на несколько дней, то у егерей есть баня и за 500 руб. можно договориться и расслабиться от хождений по горам.
Собираемся и в путь, надо на нижнем озере поймать лодку и успеть переплыть до 15:30. В 16:00 все ГАЗ-66 спускаются в долину. А так как в планах оставаться не было, то спешим. На будущее совет: лодки в основном причаливают справа от Шумов, если смотреть на них. Только 4-я лодка нас увидела и причалила.
Спуск на базу, банька с бассейном и релакс. Утром снова в путь. Цель: Улаганские озера.
День одиннадцатый.
Тут тоже хочу немного отклониться. Была идея от Тюнгура проехать на Чуйский тракт вдоль реки Катунь с выходом возле слияния Чуи и Катуни. Но, почитав форумы, понял, что проехать сейчас невозможно. Это удалось только команде из Новосибирска в начале 2010 г. на подготовленных Эскудиках. Поэтому жесткого экстрима ради экономии 80 км не получилось. Поэтому едем стандартным путем Мульта—Усть-Кокса—Усть-Кан—Ябоганский перевал—Туекта—Акташ. В Акташе наконец заезжаем на Гейзерное озеро. Трижды были там, но то погода, то времени нет — так и не посетили. Сейчас везет и с погодой и с временем.
Делаем вторую попытку покорить восхождение на Акташский рудник и далее до ретранслятора. В очередной раз неподготовленный Хитрила на шоссейной резине не тот вариант. Блин, очередной крестик, который уже не первый раз. Но придет время, и я заберусь на него.
Дальше едем на платное озеро, где обещают хорошую рыбалку. Интересное место: озеро зарыблено форелью, но водится сиг, щука. Ехать лучше с лодкой, хотя тоже зависит от удачи. С нами на озере были мужики из Красноярска в полной экипировке: лодка, эхолот, куча снастей. Но сегодня был не их день — форель не клевала СОВСЕМ. Эхолот показывает, что рыба вот под лодкой, но что бы они ни бросали — она просто не клевала. Сын сходил вечером и позакидывал, поймал 2 щучки.
Я же просто наслаждался пейзажем и природой.
День двенадцатый.
Утром испортилась погода, пошел дождь, и мы решили двигать обратно в сторону Новосибирска. Но обязательный заезд на базу «Застава». Понимаете, мой родственник служил в пограничных войсках. Данную базу держит тоже пограничник в отставке. Есть традиция: каждый пограничник, приезжая на базу, должен принести камень и положить на гору. Для этого ему дают санки и отправляют в поле в 1,5 км, где он должен выбрать камень, погрузить его и привезти к куче. Вот эта куча с каждым годом и растет. Фото на память:
Гора камней растет с каждым годом.
Хоть и дождь, но все равно решаем заехать и стереть один крестик. В одной из посиделок с родней рассказали про небольшой перевал за Улаганом в сторону Саратана, откуда открывается прекрасный вид. Поэтому, коль мы все равно сейчас здесь, то почему бы не заехать и сфотографироваться. Да и надо уменьшать количество крестиков.
Вид с перевала по дороге на Саратан.
Теперь можно и в обратный путь. В Акташе заправляем полный бак и неожиданная встреча с двумя парнями из Новосибирска: один на Порше, другой на Лексусе.
Неплохой аппарат для езды по горам.
Пообщались про рыбалку и в путь. Следующие 100 км едем, чередуясь и обгоняя друг друга. Потом ребята подотстали, и я ушел в закат.))
Доезжаем до родственников в Черге. Все перемешивается: помогаем со строительством домика, делимся впечатлениями за чаркой местного самогона, ночная поездка в казино разврата азарта... Впрочем, это уже другая история.
День тринадцатый.
Сборы, долгое прощание с родней и в путь. Долгая дорога домой, пробки после Искитима, и вечером мы дома.
Итог нашего вояжа: почти 5000 км проехали, 24 тыс. руб. потратили на бензин, 26 тыс. руб. на питание и проживание на двоих, а главное, море позитива, впечатлений и желание повторить такое путешествие.
Спасибо всем за внимание. Не судите строго.