|
Ну вот и свершилось то, о чём так долго мечтали многие члены экспедиции — долгожданное настоящее, полное впечатлений и неожиданностей «ПУТЕШЕСТВИЕ».
Вова и Валера: Кто-то готовился к этому путешествию много лет (с 2008 г.), а кто-то полгода напряжённо штудировал интернет, топографические карты генштаба, печатая их и отмечая на них дороги, броды, места для стоянок, речки, озера и изучал множество отчётов путешественников о разных маршрутах, чтоб все эти маршруты собрать в один общий маршрут и пройти его (некоторые люди до последнего не верили, что у нас это получится):
Красноярск — Абакан — Кызыл — оз.Сватиково — оз.Хадн — оз.Чагытай — Кызыл — Чадан — Саглы — Кызыл—Хая — Кош-Агач — плато Укок — ледник Ак-Туру — Южный берег Телецкого озера (ЮБТО) — Новокузнецк — Ортон — Аскиз — Абакан — Кызыл.
Всех участников этой экспедиции объединяло одно — любовь к путешествиям и приключениям. Итак, начнём.
Дата старта переносилась несколько раз, с учетом отпусков, но все обошлось благополучно, и всем участникам получилось во время собраться в одном месте, а другим экипажам присоединяться по ходу движения.
Участники:
1) Сурф г. Красноярск — 3 человека (1 ребенок).
2) Соболь г. Ачинск — 3 человека (1 ребенок);
3) Сурф г. Красноярск — 3 человека;
4) Сузуки г. Красноярск — 1 человек;
5) Киа г. Кызыл — 2 человека;
6) Паджеро г. Абакан — 2 человека (1 ребенок);
7) Нива г. Абакан — 1 человек;
8) Форд г. Омск — 2 человека;
9) Ниссан г. Омск — 4 человека и кот (1 ребенок);
10) Паджеро г. Новокузнецк — 4 человека (2 ребенка).
Всего 25 человек (6 детей) и кот.
Было пройдено от Кызыла до Абакана 3500 км за 17дней. Кто ехал из Красноярска, у них 5 тыс. км. У меня от Кызыла до Кызыла 4 тыс. км.
Укомплектованы были по самое не хочу: 2 бензогенератора, паяльники, дрель, болгарка (как выяснилось потом, очень не хватало сварки) и т.д и т.п.
День первый 14 июля 2013 г. воскресенье.
День сбора в Кызыле назначили на 14 июля воскресенье.
Валера: Первым приехал Юра с женой Ольгой и сыном Олегом на Сурфе в 18:00 (машинка бензиновая, лифт подвески, 32 гудричи, шнорик, экспедиционник, лебедка), сделали небольшую экскурсию по городу и поехали искать место для ночевки на берегу Енисея. Несмотря на выходной, получилось найти хорошее, тихое и чистое место в 10 км от города.
Координаты. Широта: 51.799502°, долгота: 94.483603°
Поставили шатер, палатки, выпили кофе, не заметили, как время уже подошло к вечеру и нужно было встречать участников из Ачинска, Диму с дочкой Яной и родственником Анатолием на Соболе. Машинка бензиновая, полноприводная с самоблоком в заднем редукторе, 29 гудричи, лебедка). Дима приехал в 22:00, встретил его около своего дома, он как раз по пути из Минусинска привез мою родственницу. И мы сразу поехали на поляну, по приезде стали располагаться. А мужики (Юра и Дима) в это время достали свои бензогенераторы и стали проверять у кого круче и мощнее, в итоге по характеристикам оказались одинаковы и работали оба, с одной парой лампочек на каждый генератор. Вечер был теплый, и комаров практически не было. Еще Дима мне привез стопорное кольцо на передний привод, забрал его по пути из Абакана (запчасти заказываю через Экзист). Сели в потемках с лампочками менять кольцо с Юрой, снял хаб, надавил на привод, и старое стопорное кольцо слетело со своих пазов, и привод ушел из ступицы. Поставили новое, и все стало классно.
К этому времени все уже сделали свои дела, распаковались, поставили палатки, и мы пошли пить кофе в шатер. Заодно ждать звонка от Вовы, он с женой Оксаной, дочкой Тамарой и братом Вованом на двух машинах Сузуки (машинка бензиновая, трехдверная, шнорик, лебедка, экспедиционник, самоблок в заднем редукторе, 29 кардианты офроуд) и Сурф (дизельный, стоковый на 31 ханкоках) выехали в час дня из Красноярска. Он звонил мне днем, когда проезжал Абакан, и по моим расчетам должен был приехать в 1-2 часа ночи. Но время шло, и от них еще даже не было звонка. Было решено всем отдыхать, я около 2-х часов ночи поехал домой, но по дороге пришла мысль, что нужно остановить машину первую встречную, которая идет с трассы и, может, что-нибудь они скажут про наши машины. Пока ждал машины, время третий час ночи, Вова позвонил мне сам, я был очень рад, так как причина по которой они задержались, оказалось не страшной.
Вова: Выехали из Абакана, первый сюрприз — на Сузуки лопнул шланг охлаждения от радиатора к двигателю. Что делать — чиним.
Ремонт занял минут 20-30. Двигаемся дальше. После поворота на Минусинск планируем заправить Эскудика, так как запаса топлива остаётся километров на 70-100. Где-то по дороге пролетаем заправку (и не зная, что нас ждёт впереди, решаем заправиться на другой попавшейся заправке, которая как оказалось, будет километров через 170!). Сотовая связь пропала. Уточнить у Валеры, где можно заправиться, нет возможности. Двигаемся дальше, в рацию кричит Вован, что бензина осталось километров на 30-40, и тут начинается подъём на перевал. На подъёме встретили ремонтирующуюся Газель, узнали, что заправка будет примерно через 120-130 км. Просим у ребят бензина 5л (сколько дали) и едем, пока Эскудик окончательно не останавливается. Время около 12 ночи. Решение тянуть на буксире до заправки было крайним и нежелательным (АКПП). Но всё же, проехав на тросе 5-7 км, принимаем решение «стрелять бензин» у попуток. Надо отдать должное водителям, которые часто бывают в этих местах. Увидев нас, стоявших на обочине, пара машин сами останавливались и спрашивали, чем могут помочь. Одна из них выручила драгоценным бензином. Так мы добрались до самой вершины перевала. Пошла дорога на спуск. Последняя площадка на горе и бензин снова кончился. Время около 2-х часов ночи. Ловим проезжающие машины, останавливаются через одну, просим бензин. После 30-40 минут «попрошайничества» у проезжающей 2109 нашлось 2,5 литра бензина. Заливаем и буквально катимся вниз. Местами появляется связь. Дозвонился до Валеры, сказал, что всё хорошо, едем на парах бензина. И действительно, на парах дотянули до Турана. Баки под завязку и до Кызыла, где нас и встретил Валера в 03:30 около города, проводил на поляну и поехал домой.
Валера: Спать я лег в половине 5-го и встал через 2 часа.
День второй 15 июля 2013 года понедельник.
Вова: Утром подъём. Знакомимся, как говорят, в лицо (ночью уже все спали). Завтракаем, собираем немного дров и двигаемся в город.
Клеим наклейки на борта своих верных коней.
На въезде в город заправляем все ёмкости горючим, дабы не испытывать больше судьбу и, наученные горьким опытом, двигаем в город Кызыл.
Валера: Встретился в 10 часов в городе со всеми, сделали небольшую экскурсию по Кызылу.
Нужно было найти сварщика, на Сузуки под капотом отвалилась петля замка. Чтобы не терять много времени, поехали на ближайшее СТО к жестянщикам, которые находятся рядом с центром города в 1 АТП. В то время как Вован варил капот, мы разбирались с частотами на УКВшках и СиБишках, настраивали и проверяли связь. Тут я замечаю, что у Вовы какая-то дискуссия со своими дамами, выясняется, что они забыли купальники дома и хотели бы купить тут, объясняю, как проехать до рынка. Они уезжают, связь держим по УКВ. Немного погодя, Вован заканчивает ремонт капота (за сварку взяли штуку, цена космическая, учитывая, что на следующий день все, что варили, отлетит), и мы выдвигаемся в направлении выезда из города. Вова по рации передает, что все купили и едут к нам на встречу. Время уже после обеда, примерно 14:00. На выезде из города собрались все в одну колонну и шпарим на озера. На улице жара, светит солнце, настроение отличное, капот сделали, купальники купили :).
По асфальту проехали 30 км, свернули с трассы, еще 7 км дороги асфальта, потом грунтовочка 15 км до оз. Сватикова.
Фото перед озером Хадн, оно на заднем плане.
На подъезде к озеру.
Первым делом решили ехать на Сватиков, т.к там очень сильна концентрация соли и после него можно будет обмыться в Хадне.
Координаты оз. Хадан. широта: 51.346246°, долгота: 94.484886°
Оз. Сватиково широта: 51.357774°, долгота: 94.442658°
Вот так можно по озеру Сватиково… ходить.
А при желании и плавать (даже, если не умеешь).
Там мы покупались часа полтора, потом переехали на озеро Хадн, оно буквально в 5-7 км через горку и не такое соленое. На Хадне смыли толстый слой Сватиковской соли и решили «ПОПИТЬ ЧАЙКУ», в итоге получился хороший такой обед.
Поели, попили, едем дальше. Наша цель поселок Бай-Хаак, где мы встречаем Татьяну и едем на озеро Чагытай, где встаем с ночевой.
До Бай-Хаака едем через поля (около 50км), так намного короче, чем возвращаться на трассу и ехать по асфальту (где-то 100км).
Немного фото в полях.
Из Бай-Хаака нам нужно было заехать в Сосновку, но мы пропускаем поворот и выезжаем к речке Дурген с неглубоким бродом сантиметров в 30-40. Для нас это был первый брод, его мы проходим без проблем. Останавливаемся на речке, набираем воды, умываемся и через 10 минут трогаемся. Буквально сразу же въезжаем в Сосновку, где и встречаем еще одного участника нашего путешествия, Татьяну. Как она до нас добиралась это отдельная история: вылетала она из Москвы, утром была в Абакане, я договорился, чтоб ее встретили и посадили на такси до Кызыла, в это время мы сами уже поехали на озера. В Кызыле ее тоже встретил мой друг Слава и привез ее к нам на полпути к озеру. Кстати, Слава тоже должен был ехать с нами, моим штурманом, но не смог, его обязанности на себя приняла Татьяна. Встретили, значит Татьяну. Перегрузили вещи, время уже к вечеру, мы едем дальше на озеро. На озере было решено ехать на пески за лагерь МЧС.
Как приехали к месту, первым делом все пошли купаться. Пиво и виски закопали в песок в воду на берегу, чтоб охладить, Потом стали ставить палатки, шатер, Дима и Юра достали свои бензогенераторы, я хотел поменять задние амортизаторы, но новые были без стальных втулок и большего диаметра отверстия в нижних ушах, пришлось все путешествие ездить на старых — наполовину убитых. При езде на пустой машине это не чувствовалось, а вот при полной загрузке еще как.
Вова: Вода в озере была тёплая, дно песчаное и ровное. Место отдыха — сказка! На месте стоянки собрали чужой мусор и начали разбивать лагерь.
Координаты озера Чагытай: Широта 51.015610°, долгота 94.775120°
Ну вот, наконец-то, все собрались в шатре, дамы приготовили вкуснейший ужин, Дима достал вискарь ………. Кстати, по поводу шатра — его практически все путешествие ставили неправильно, опорные дуги устанавливали вверх ногами, и поэтому стены всегда провисали, я это заметил только к концу путешествия, т.к я его практически никогда не ставил и не обращал внимания на это при установке, просто у меня не доходили руки помочь мужикам поставить шатер, вечно я был чем-то занят другим. Шатер оказался хорошей штукой, на улице висела лампочка и вся живность, в том числе и комары, крутились около нее, а внутрь никто не летел, хотя там тоже была лампочка. Еще он был достаточно вместительным, сколько бы нас человек ни было, помещались все и от дождя хорошо помог на оз. Телецком.
Юра: Атмосфера была душевной, теплой, очень теплой и совсем теплой, даже рюмка в этом состоянии нарушила все законы гравитации и повисла в воздухе.
Залетел на огонек представитель местной фауны.
Потом Валера устроил небольшое файер-шоу.
Валера: А тут, похоже, пора уже идти спать :)
Посидели еще немного и «разбежались» по палаткам — завтра рано вставать и далеко ехать.
За день проехали 116 км.
День третий 16 июля 2013 года вторник.
Вова: Утро на озере Чагытай началось сильным ветром. Волны бились о песчаный берег. Несмотря на это, погода была солнечная, настроение отличное и, наверное, только на третий день нашего путешествия я почувствовал начало отпуска.
Валера: Проснулись утром не спеша в 05:40. Наша цель на сегодня — забрать пропуск в погранзону Тувы для Татьяны. Встретиться в Чадане с двумя экипажами из Хакасии: Михаилом на Ниве и Валерием с его сыном на Паджеро, они еще вчера выдвинулись из Абакана в Туву, но по другой дороге, через Ак-Довурак, ночевали в тайге и сегодня выезжают на место встречи.
Толя упаковывает вещи.
Теперь все готовы, можно и в путь.
Выезд в 09:30. От места ночевки до поселка Сосновка по грунтовке 23 км, проехали за 30 минут, далее 94 км до Кызыла по асфальту за час.
Приехали в Кызыл в 11:00, первым делом к пограничникам за пропуском, радостные новости, пропуск готов, буквально сегодня утром его подписали. Забираем пропуск, едем в кафе, набиваем полные животы, в магазине докупаем продукты. По дороге заезжаем на источники Бобры и к месту, где будет проходить железная дорога, где был забит серебряный костыль Путиным. По дороге на источники заехали на заправку, заправили полные баки, т.к. до Кош-Агач хороших заправок не будет, за исключением тех, что будут в Туве, но к таковым я их не отношу. По запасам топлива: у меня бак на 50 литров, 50 литров в канистрах и 35 литров в бутылках (чтоб их сжечь потом). Такой запас я сделал с учетом предстоящего посещения Укока, с заездом в местечко Карагемский прорыв, заправок там нет, только в Беляшах, но мы не знали, будет ли там топливо и какого качества, поэтому пришлось брать так много, чтоб хватило обратно до Кош-Агач.
Юра: на Сурф залил оба бака — 160 литров + 10 в канистру для генератора.
Дима: По топливу у меня был полный бак, 50 л в багажнике, 2 канистры по 40 л на крыше. Канистры на крыше так и не использовали полностью.
Вова: На Сурфе (дизель) и Эскудо по 40л на каждый автомобиль в канистрах и полные баки Сурф — 70 л, Эскудо — 40 л.
Координаты источника и железной дороги: Широта: 51.693680°, Долгота: 94.310530°
Время 14:00, мы выезжаем из города. По дороге заезжаем в местечко: Алдын Булаг — этно-культурный комплекс. Координаты: широта 51.551478°, долгота 93.889687°
Едем дальше, немного погодя (42 км от Кызыла) на Сузуки пропадает зарядка, выяснилось, что отломились провода от фишки, которая подключается к генератору. Заводим бензогенератор, включаем паяльник чтоб устранить неисправность и в 15:25 едем дальше.
Созваниваемся с Михаилом, они едут к месту встречи.
Я ехал первым в колонне. Перед Чаданом остановили меня сотрудники ГИБДД, остальных не останавливали. Проверили документы, спросили куда мы едем, я, недолго думая, показываю на заднюю дверь машины где наклеена наклейка с нашим маршрутом, объясняю в двух словах. Нам пожелали счастливого пути, и в 17:30 мы въехали в Чадан, заправляться решили на выезде. Но там солярки не оказалось, и нам с Вовой пришлось вернуться в сам Чадан. Нашли там заправку и заправились на свой страх и риск. Я залил 30 литров. Тут видим, что едут мимо нас Паджеро и Нива, это были экипажи из Хакасии, они ездили в местечко Усту-Хурээ. Подъехали, поздоровались. Мы объяснили, что остальные находятся на выезде, в кафе, и они поехали туда. Заправились, заехали в магазин и приехали в кафе, быстренько перекусили, и выдвинулись все вместе колонной в 7 машин к месту ночевки.
Михаил: встреча с остальными участниками у кафе.
Доехали к своротку: прямо по асфальту 15 км поселок Хандагайты,
направо по грунтовке поселок Саглы, нам туда.
Сворачиваем на грунтовочку, газ в пол, для разгона на перевал. До первого перевала мы проехали около 10 км, были там в 20:00. Долбёжка после асфальта очень даже ощутимая даже на загруженных машинах. Поднялись на перевал, остановились. Решили спустить колёса, т.к на грунтовке сильно долбило. И тут первые поломки и проблемки: Сузука закипела и на Соболе на скорости по грунтовке, в подъеме в гору оторвало крепление двигателя, вентилятором рубануло патрубок радиатора и диффузор (в последующем диффузор вообще обломают).
Туда мы едем.
Оттуда мы приехали.
Вова: Тут же выявили, что на Сузуки отпадает крепление, которое было приварено в Кызыле, и Вован крепит капот на новое, сверхпрочное «проволочно-веревочное» крепление. Советую всем иметь с собой небольшой запас стальной проволоки, как оказалось, она в дальнейшем нам сильно помогла, ей вязали и багажник на Соболе, и пружину на подвеске Киа Валере. Проволоку подобрали на этом же перевале от валявшихся телефонных проводов.
Валера: Пока спускали колеса, Дима с Толей заменили патрубок, и мы поехали дальше в 20:30. Дорога я бы сказал тут нормальная, я что на асфальте 100 еду, что тут с горки соточку, а вот народ отстал, и, доехав до мостика, я ждал их минут 10.
Вот такая дорога:
Нам нужно было найти место для ночевки в местечке Барашай. Лет 10 назад я был в этом месте, оно понравилось тем, что среди леса, есть полянка и ее огибает речка. Нашли полянку в 21:15, но от речки остался только ручей.
Расставляем машины, пиво и виски в ручей. Ставим палатки.
Вова: Так же смастерили небольшой мостик на ручье. Можно умыться и вымыть посуду. Вода ледяная — бодрячок с утра обеспечен!
По дороге Валера зацепил лежавшие брёвнышки на дрова для костра, но они нам пригодились для строительства мостика.
Координаты места ночёвки: Широта: 50.664782°Долгота: 91.603710°
Тут видео полянки:
Место почти закрытое от дороги, да и далеко. Рекомендую!
Михаил: трек 16 июля, оканчивается на месте ночевки.
Валера: Когда немного стемнело, приехал местный житель (еле стоявший на ногах). Наверно, увидел огни с трассы и решил заглянуть на огонёк. С его слов я понял, что это место является его сенокосом. Я ему сказал, что ночью же он косить не будет (хотя травы как таковой и не было — фото выше), а утром мы уже уедем, он согласился и уехал. Из поломок: у Соболя оторвало нижнее крепление переднего амортизатора и подушку двигателя — подушку решили менять утром, а крепление амортизатора варить в поселке. У меня отказали габариты и перестали работать стеклоподъемники, выяснилось, что предохранители оплавились, мы подумали, что это случилось из-за дополнительных туманок, которые я подключил параллельно к габаритам, используя их в качестве огней дневного света. Туманки отключил, предохранители заменили. Уже стемнело, наши дамы, как всегда, приготовили вкуснятину, достали виски, поужинали, поболтали и спать. Так и закончился третий день нашего путешествия. Следующий день таил в себе сюрпризы.
От Кызыла проехали 315 км, а всего за день 430 км.
День четвертый 17 июля 2013 года среда.
Михаил: часть трека четвертого дня
Подъем начался в 07:30.
Михаил: утро было чудесным, народ готовился к отъезду.
Валера: День начинался хорошо, но никто подумать даже не мог, какой сюрприз он приготовил нам на сегодня, точнее, мне.
Толя встал раньше всех, чтоб поменять подушку двигателя на Соболе, вечером это в потемках не получилось, т.к. подушка оказалась неродная, поэтому менять решили утром.
Задачи на сегодня: найти сварку и приварить нижнее крепление переднего амортизатора на Соболе, доехать до перевала Бугузун и преодолеть его.
Выехали поздновато в 10:25. Скорость движения небольшая, 30-35 км/ч, т.к наш Танкомобиль — он же Соболь
ехал без одного переднего амортизатора по ухабистой дороге, да ещё и серьёзно гружёный.
Поднялись на перевал Колчан, от места стоянки проехали всего 12км, Дима по р/ст передает, что у Вовы на Сурфе закипело масло в коробке автомат на подъеме в перевал. Стоят, остывают, мы вышли фоткаться.
Вова: Подъём был затяжной и очень длинный. Сам грунт — твёрдый щебень. Резких перепадов в подъём не было. Я двигался в колонне замыкающим. Так как подъём был затяжным, а главное извилистым, соответственно вся колонна двигалась как гусеница, то растягивались, то догоняли друг друга и практически останавливались. Этот «рваный» ритм движения, да ещё в гору, и вызвал перегрев АКПП (загорелась красная лампочка А/Т). Если бы двигался без рывков и быстрее (мощность двигателя позволяла), то наверняка бы поднялись без проблем. Когда остановились, Юра посоветовал переключиться на понижайку. Этот вариант был бы применим, если бы дорога так сильно не виляла. Да и на понижайке дифференциал заблокирован, что вызвало бы лишнюю нагрузку на раздатку. Это было крайне нежелательным, так как я её заменил буквально перед нашим путешествием и не знал, как она будет себя вести. Поэтому очень за неё волновался. Остаться без возможности самостоятельно двигаться вдалеке от цивилизации (около 400 км!) совсем не хотелось. До перевала не доехали каких-то 400-500 метров
Валера: Через 10 минут голос в рации — ЕДЕМ.
Вова: Поднялись на перевал, сфотались и поехали дальше. Высота перевала 1980 метров.
Михаил: на перевале Колчан.
Михаил: на перевале Колчан — традиционная ступа.
Михаил: дорога на Саглы.
Валера: Забрались на перевал, пофотографировались, поехали дальше.
На спуске с перевала малый Колчан (высота 1841м.) еду я километров 40 в час и никого не трогаю. Неожиданно машина глохнет, на панели приборов высвечиваются все возможные лампочки, мне в глаза больше всего бросается масленка и первая мысль, что ушло масло из двигателя, и он заклинил, и понеслось в голове — съездил я в путешествие, прокатился, напутешествовался, что делать и т.п. и т.д. Короче, паника. Останавливаю машину, как можно быстрее, и первым делом смотреть масло под машиной, но его не оказалось, это уже обрадовало. Открываю капот, визуально тоже вроде все в норме. Пробую завести, двигатель крутится, но не заводится. Тут подъезжают остальные, объясняю, что к чему, еще раз пробую запустить движок, но как у нас говорят «чЁк».
Время всего-то 12:00.
Что делать, что делать!!! Решили поделиться, Дима едет искать сварку и варить крепление амортизатора, а мы — я, Вова, Вован, Юра искать причину, Валера на Паджеро и Михаил на Ниве, тоже поехали с Димой. И Юра кстати тоже поехал, но мы его вовремя вернули по радиостанции, т.к. нужно было смотреть схему электропроводки авто, а она вся в электронном виде, а бук у Юры.
Юра вернулся, машину откатили на обочину и приступили к поиску неисправности.
Забегу вперед и спасибо скажу Вове и Вовану, разбираются в электрике авто на высшем уровне и, если бы не они, то долго бы нам пришлось куковать, больше 1-2 дней точно или даже вообще оставить машину. Вован сразу принялся за коробку предохранителей, оказалось, что предохранители, которые мы накануне вечером заменили, оплавились вообще. Так же было замечено, что оплавились провода идущие вниз и в порог. Стали разбирать панель приборов, вскрыли всю косу, которая пошла в заднюю часть машины, в заднюю дверь, к дворнику. Вся коса была оплавлена, проводка замкнута! Как мы выяснили — провод, который шел к моторчику дворника заднего стекла, не защищен гофрой, перетерся об острый край железа задней двери под обшивкой и коротил уже длительное время, т.к. проводка во всей косе от предохранителей и до задней двери оплавилась, четыре провода сплавились в один, мы их все меняли полностью, повезло, что Вова взял с собой провода, паяльник и запасную гофру для укладки проводов, просто так, а вдруг чего подключать придётся. И как оказалось, пришлось!
Кстати, Юра без дела тоже не остался. У него потек дополнительный бак, при установке на СТО, под железное крепление бака не положили резиновую прокладку и его перетерло, а бак полный и бежит, Юра сначала просто хотел сжечь бензин в этом баке, не глушив машину, а потом решили через обратку скачать бензин в канистры. На фото видно канистру около бампера.
А вот и виновник «торжества»! (ну, это мы тогда так думали, так как в этом месте видно, что провод перетерся об железо и соприкасается с ним оголенной частью)
Оля сливает бензин.
Мы с Вовой паяем новые провода в косу.
Вован, похоже, где-то в глубине души счастлив, занимается своим делом, т.к. видно, что попал в родную стихию. ))))
Тут видео:
Пока ремонтировались, Оксана, Тома и Таня заскучали и пошли пешком, подумали, что мы быстро закончим и по пути их заберем, на деле все вышло по-другому, им пришлось пройти около 4 км. Еще навстречу ехали 3 машины: ММС Паджеро Спорт новый, и 2 Форестера, один в новом кузове, другой в старом. Остановились, подошли к нам поздороваться, увидев картину нашего ремонта, офигели, конечно, немного. Они ехали с Алтая, у них было свое путешествие, отчет на Дроме выложили уже https://travel.drom.ru/24980/.
Сказали, что Бугузун можно проехать без проблем, немного поболтали и поехали дальше, а мы продолжили ремонт. Время шло, а для меня оно бежало неумолимо, т.к. мы не укладывались в график, забегу вперед и скажу, что мы отстали на дня 3-4 от плана, потому что были еще поломки, и я не оценил до конца всю сложность дальнейшего участка, поэтому нам пришлось вычеркнуть из плана посещение одного места, но это там на Укоке…
Михаил: развилка на Саглы, где мы простояли пять часов, ожидая устранение неисправности.
Михаил: за это время подремали, попили чаю, поиграли в карты, переложили вещи, почесали затылок.
Михаил: сфотографировали местные достопримечательности.
Михаил: Оксана повторила подвиг древних египтян — построила пирамиду местным богам, и они нас отпустили.
Валера: Пока ремонтировались, Дима вышел по рации, сказал, что у них все ОК, приварили крепление, наши дамы до них дошли, и они нас ждут около развилки на Саглы — Мугур-Аксы. В 16:45 мы закончили, собрали вещи и в путь. Кстати, я сделал одну правильную вещь, когда собирали — я не стал подключать двигатель дворника, подумал, мало ли еще что-нибудь закоротит. И как чувствовал, уже когда закончилось путешествие, в сентябре я поехал в Новосибирск и решил подключить задний дворник, без него по трассе ничего не видно в зеркало заднего вида. И спустя 2 недели в Новосибирске, снова запахло проводкой, в общем, коротил сам двигатель заднего дворника, и снова выгорела предохранительная колодка (хорошо, что сделали навесную, мне ее снова пришлось поменять), а мы-то грешили, что провод перетерся об железо…
Всё, упаковали вещи, тронулись. Впереди нас ждала прекрасная погодка.
Подъехали к развилке, наша вторая половина команды уже заждалась нас, Оксана, оказывается, все это время собирала камни и выкладывала пирамидку, чтоб духи тувинских гор сопровождали нас и уберегли от поломок.
Дима с Толей под впечатлениями после ремонта Соболя, говорят, вроде поселок-то 3 двора, а нашли тут чуть ли не целое СТО у местного жителя, говорят, есть всё для ремонта авто. У него-то они и приварили крепление.
Поселок Саглы на заднем фоне.
Навстречу нам пришел дождь, вовремя сделали машину.
Дорога хорошая для этих мест.
По пути попадаются сарлыки — разновидность местных коров.
Тут по рации Дима передает, что у него пахнет бензином, останавливаемся, вскрытие показало, что при тряске пропускает крышка бензобака бензогенератора, приняли решение слить бензин.
Кстати, я не помню, говорил или нет, у нас на каждую машину было по УКВшке носимой и у меня, Димы и Юры Сибишки стационарные. В этом плане из путешествия я сделал вывод, что у всех участников в машине должна стоять станция стационарная, того или иного диапазона, т.к. на носимых на длительных дистанциях в машине на ходу связь плохая, когда начинает садиться батарея, мощность станции теряется, зарядить не всегда есть возможность, даже имея автомобильную зарядку.
Михаил: остановка на речке Барлык.
Валера: пока ехали, оголодали и решили сделать по бутеру, самому голодному достался самый большой. )))
Ледяной ручей в середине июля.
Ехали по ущелью в подъем на перевал Барлык и фотографировались. В 19:05 поднялись на перевал Коге-Дава и пошли на спуск.
По плану я хотел свернуть в одно из ущелий на спуске и забраться на гребень горы, откуда будет видно половину Монгун-Тайгинского района, но времени не было и поехали дальше, на спуске остановились для фото.
Мужики покрепче утягивают канистры на крыше Сузуки.
Спустились с перевала благополучно, проехали заставу и шпарим дальше, время к вечеру, а нам еще надо добраться как минимум до озер.
На очередной перевал (Перевал Хапши, высота 2061 м) заехали в 20:00, тут потребовалась заправка Соболю и Сузуке, пока они заправляются, все фотографируются. Я тоже решил делать фотки на свою мыльницу нокиа двухпиксельную, потому что иной раз такие кадры пропадали.
Михаил: на перевале было прохладно, начался дождь, но в качестве компенсации природа подарила чудесную поляну цветов и радугу.
Михаил: среди камней как-то вырастает такая красота.
Михаил: после дождя выглянуло солнце, и появилась радуга.
Михаил: граница, однако, за столбиками — Монголия.
Вова: После спуска с перевала, дорога идёт буквально в 10 метрах от приграничной полосы, а через 100 метров уже граница. Проехав ещё немного, за «забором» видим очень даже неплохую Монгольскую заставу.
Проехали ещё немного, все окрестности и сама дорога завалена «каменным горохом».
Михаил: сколько рыбных мест проехали, надеюсь, еще побываю там…
Пажеровод: «лунный» пейзаж, сказывается высота (более 1800 м), растительности почти нет, справа по ходу движения поднимаются отроги, уходящие к Монгун-Тайге.
Михаил: дорога… вдали — Монгольский Алтай.
Валера: До озер доехали быстренько в 21:00.
Сначала я думал, что там остановимся ночевать, но время еще было и решили ехать до Кызыл-Хая. Дорога пошла похуже, и скорость движения снизилась, по дороге уже стали прикалываться, друг другу песни включать по радиостанции в эфир.
А потом как будто грейдированная дорога кончилась…
Но потом снова появилась на подъезде к Кызыл-Хая.
Доехав до Кызыл-Хая, мы сразу ушли направо (по картам мы решили, что мост через речку именно в этом направлении). Двигались около 1,5км вдоль реки, дорога привела нас к броду, но вода была большая, и мы даже не рискнули проверять глубину.
Михаил: поиск моста через Моген Бурен, вдали поселок Кызыл-Хая.
Валера: Но мы знали, что со стороны Алтая как-то проехали 3 машины, с которыми мы сегодня общались. Мы разворачиваемся и едем в поселок искать мост. Заехав в поселок, спросили у девушки, где мост через реку. Она ответила, что вон за тем большим белым домом, махнув в сторону реки, туда мы и поехали. Большого белого дома мы не нашли, т.к. они там все были одного размера и все белые. Двигаясь в направлении предполагаемого места нахождения моста через реку, спустились с пригорка и, обогнув его (все это происходит в поселке), мы выехали на мост, сходу переехали и двинулись по дороге вверх по течению.
Не помню как, но мы решили не ехать вдоль реки, то ли кто-то съездил на разведку и сказал, что там дороги нет или она затоплена, мы поехали в объезд через гору, с соблюдением дистанции, т.к. подъемчик был нехилый. Я, как обычно, еду первым и, немного поднявшись, вижу дорогу вправо, поворачиваю, еду дальше (я типа на разведке дороги), и вот она приходит снова к реке. По рации передаю, что нам надо ехать сюда, объясняю как проехать, но в этот момент часть машин не замечает поворота (уже почти темно и резкий поворот вниз) и уходит дальше в гору. Мы их возвращаем, кажется, кто-то за ними уехал, чтоб показать дорогу. На спуске с горы, перед нами неплохая полянка, но чтоб на нее попасть, нужно переехать через ручеек. Ходим, щупаем дно, нашли твердое место и все переехали. Решили расположиться на этой полянке. Время прибытия 22:40. Вокруг все мокро и много луж, такое чувство, что неделю лил дождь. Все стали располагаться, стандартная процедура, ставим палатки, шатер, дамы готовят вкуснятину, виски с пивом уже в речке.
Пока ставил палатку, смотрю какие-то посторонние ходят, парень и 2 девушки. Оказалось, что они приехали на Ниве, причем по дороге вдоль берега со стороны поселка, спросили сигарет и, походив вокруг да около, благополучно удалились, что редко бывает в таких случаях со стороны данного контингента, хотя нас было 7 машин и 10 взрослых, а у кого и какой калибр под сиденьем, я промолчу, плюс, если учесть сколько в России скуплено бейсбольных бит в магазинах, то такое чувство, что каждый второй занимается этим видом спорта, а мы не исключение.)))))))))))))))))
Поставили палатки, ходим-бродим, кто чем занимается. Тут видим свет фар приближающейся машины, движущейся из ущелья, в сторону поселка мимо нашего лагеря. Как раз куда нам завтра ехать. УАЗик решили остановить и спросить дорогу. А т.к. дорога интересна всем мужикам, то мы все вывалили на дорогу и тормозим машину. Время ближе к полуночи, УАЗ, фермер, похоже, как семья ехала, мужики, женщины и дети, по глазам видно было, что они опешили от такого количества народу, останавливающих их машину, но мы просто спросили как дороги и как проехать на Бугузун, на что получили стандартный ответ: дорога нормальная, ехать туда, дорога покажет. Мы махнули головой, типа все понятно и пошли в шатер, уазик уехал.
Кстати, вот наш «Stalker» Юра.
За день проехали 178 км.
При полном баке, после последней заправки в Чадане, соляры осталось ¼ бака, проехал 60 км по асфальту и 200 по грунтовке.
День пятый 18 июля 2013 года четверг.
Михаил: трек пятого дня.
Валера: Подъем начался в 07:30.
Утро было солнечным, погода отличной, и нас окружал завораживающий пейзаж.
Наш план на сегодня: преодолеть перевал Бугузун, доехать до Кош-Агач, потом одна машина поедет за пропусками в Акташ, вернуться в Кош-Агач и доехать до Джумалинских ключей, по километражу до Джумалинских ключей от нас было 250 км примерно.
На данном этапе путешествия проехали 710 км.
Толя отпилил диффузор радиатора на Соболе в том месте, где его цепляет вентилятор. На фото видно как Толик валяется под машиной.
Вован что-то ковыряет, а точнее, закрепляет сверхнадёжное крепление капота.
Вова: Наша полянка оказалась прямо у дороги, поэтому-то и мы вчера встретили неслучайно проезжавшего мимо нас Уазика. Вчера мы даже не предполагали, что дорога идёт именно вдоль русла реки.
На фото слева видно на том берегу спуск к воде, к месту, куда мы приехали накануне вечером, а потом поехали искать мост в поселке.
Поселок Кызыл-Хая на дальнем плане.
Ехать туда.
Михаил: Моген-Бурен в районе Кызыл-Хая.
Вова: Информация для будущих путешественников. После моста через реку поворот направо и нужно всё время держаться вдоль реки и не уходить в гору. Пусть не пугают лужи, они местами глубокие, но дно всегда твёрдое. Могут в лужах и камни попадаться достаточно большие.
Выехали в 09:40.
Михаил: федеральная трасса из Тувы в Алтай.
Пажеровод: вот так неприметно начинается дорога:
Михаил: первый мост на вид не внушает доверия, но все обошлось.
Мосты практически все новые, старые смыло весенним паводком.
Дорога разнообразная, сначала были глубокие лужи. Иногда дорога проходила по реке или река по дороге.
Косогоры, затяжные подъёмы и спуски.
Частые прижимы к крутой скале, с которой в любой момент может грохнуться неизвестно какой камушек.
Валера: Местами дорога была с глубокой колеей, укатаной от времени, и я задумался, как же тут прошли субарики, у них-то обвесы низкие.
Dr. Maltsev — прошу меня не материть за использование вашего фото (также пары других фото), это для наглядного объяснения данного участка дороги (рассказ тут https://travel.drom.ru/24980/ ).
Вова: Местами на дороге попадался тоненький след вытекшего с двигателя масла, и это невольно напрягало и заставляло всё тщательней следить за дорогой!
Проехав 20 км по ущелью, в 11:20 выехали из него.
Михаил: живописная долина Моген-Бурена после ущелья, из которого мы выехали.
Валера: Гора Монгут Тайга, самая высокая в Туве 3974 м. Через 5 дней, 23 июля мы на Чуйском тракте встретим колонну из клуба «Новосибирск оффроуд мастер», они как раз будут ехать в Туву, чтоб забраться на эту гору на машинах.
Валера: И тут мы первый раз блуданули. Сначало поехали правильно, из ущелья взяли влево, но через километр примерно я засомневался, и мы поехали вправо к речке. Тут обнаружился первый минус топографических карт, распечатанных в черно-белом виде, все реки, ручьи, дороги и тропы сливаются воедино и не понять с ходу что и где обозначено. И тут оказалось, что у Михаила в навигаторе стои ОЗи карта, она-то цветная и там всё ясно, что где находится. По ней-то мы и поехали дальше, как раз в том направлении, в котором и ехали первый раз. А двигаться нужно на выезде из ущелья левее вдоль сопок а не к реке. Местами попадается лёгкая грязь, но если дождей в ближайшее время не было, то и переживать не стоит, дорога проходимая. На снимке видно петлю, где мы засомневались в направлении движения.
Михаил: на треке виден небольшой аппендикс, который мы сделали после выезда из ущелья. А вообще дорога на карте практически полностью совпадает с реальной дорогой.
Вот оно, правильное направление.
Болотистое место, через которое я проехал, но остальным посоветовал в объезд.
Вова: Проехали около 8 км вдоль сопок, дальше будет поворот налево и затяжной подъём на перевал.
Валера: Дальше был длинный затяжной подъем на перевал (высота 2390 м) перед озером Ак-Холь рядом с горой Бир-Таг, высота 2400 м над уровнем моря, сюда мы приехали в 12:15, 32 км от места ночевки.
Михаил: справа колонна машин втягивается в подъем на перевал.
Если присмотреться, то видно гору Монгун Тайга, как раз по центру фото белок горы.
Михаил: вид на озеро Ак-Холь, по противоположному берегу которого проходит дорога на перевал Бугузун.
Пажеровод: за озером — хребет Чихачева, разделяющий Республики Тыва и Алтай и который нужно преодолеть. Глядя на его крутые склоны высотой свыше 3 тыс. метров с нерастаявшим снегом, начинают грызть сомнения.
Михаил: на перевале прохладно, но цветы умудряются расти и здесь.
Валера: Нам туда, только озеро будем объезжать справа.
Спуск с перевала.
Вова: Объезжаем озеро с правой стороны через протоку, по старенькому мостику.
Вова: Проехав от озера ололо 4 км, по очереди нырнув в хорошенькую лужу
и удачно её преодолев, мимо небольшого мутного озерца Груша (осталось справа), проехали ещё 3,5 км. После чего начался крутой подъём на гору, на фото по центру видно часть подъема, нам туда.
Валера: крутой подъем на одну из гор, угол подъема я не скажу, но при длине подъема 960 м перепад высоты примерно в 143 метра над уровнем моря. В этом единственном месте за все путешествие мне на понижайке еще бы немного и не хватило бы мощи выехать на самый верх, видимо, мало дал газу, а потом двигатель уже не мог набрать обороты. Потом уже, в конце путешествия, в Абакане на СТО у дизелистов, мне добавили подачу топлива на аппаратуру, машинка стала получше тянуть.
Так же, на этом участке дороги после крутого подъема и до перевала Бугузун были косогоры, мне-то было не по себе когда ехал по ним, а представляя какие сейчас ощущения испытывает Дима в Соболе, мне от одной мысли было не айс))). Соболь молодец, он в этом плане оказалась очень устойчив на боковой завал!!!!!
Дима: Порой при подьеме мы с Толей видели только небо))))), двигались по звездам)))). Соболь рычал, но полз уверенно, сам удивляюсь! Скорее всего, самоблок в заднем мосту делал свое дело.
Вова: На это раз я всё же решил не испытывать мотор на сколько его хватит в подъём, включил понижайку. Надо отдать должное японским инженерам, такое ощущение, что мотор будет тянуть, пока все колёса не начнут буксовать.
Заехал без проблем, только, как сказал Дима, по звёздам ориентировался в конце подъёма. Хрошо, что иногда дорогу видел. Хочу предупредить, при подъёме на самом верху крутые повороты и, если бы был дождь, мы бы точно там не поднялись! На картинке указан альтернативный путь объезда.
Поднявшись на перевал, постояли пару минут, насладились окружающей красатой и двинулись дальше. Единственное, о чём жалею в этот момент, что не можем остаться в этих местах хотя бы на несколько часов, посидеть, вглядываясь в горы, которые олицетворяют вечность. Подумать о прекрасном.
Совет всем будущим туристам и путешественникам. Обязательно планируйте время для отдыха как можно чаще, чтобы не просто отдохнуть а забыть о всей суете, которой жили целый год, ожидая отпуск, и насладиться природой. Фотографируйте как можно больше и только тогда, когда вы вернётесь домой и начнёте разбирать фотографии, вы поймёте в каких красивых местах вы были.
К сожалению, мы выбивались из графика и нам нужно было в этот день хотя бы добраться до Кош-Агача и решить вопрос с пропусками.
Валера: от перевала перед озером Ак-Куль до перевала Бугузун было 24 км. После крутого подъема на гору, дорога пошла в принципе нормальная.
Недалеко от дороги после преодоления брода виднелось стойбище:
Начало подъёма на перевал было с преодолением маленького ручейка, далее камней и далее камней с грязью. И так до самого перевала.
После преодоления камней нам повстречался табун красивых лошадок.
Валера: Сразу скажу, что со стороны Алтая дорога легче будет в Туву, чем с Тувы на Алтай. Участок дороги подъема на перевал Бугузун со стороны Тувы не очень хороший, в самом начале грязь и камни, а потом подъем каменистый очень. Но на самом деле это семечки по сравнению с подъемом на перевал Теплый Ключ, тогда он мне показался очень сложным и сложнее него, думал, что уже ничего не придумаешь. Это я думал так, пока мы не поехали на ледник Актру, но об этом потом.
Хочу сказать, что в нашем путешествии так сложилось, что сложности шли по нарастающей, как в игре, сначала проходишь легкие уровни, а потом они становятся сложнее. Этим я хочу сказать, что тут был свой плюс: у каждого из нас в команде был свой опыт по преодолению бродов, грязи, крутых подъемов, косогоров, но начиная с преодоления более легких препятствий, мы получали, пусть маленький, но все же опыт. А потом перед нами появлялось более сложное препятствие, применяя полученный опыт мы и их преодолевали, а потом были еще такие же припятствия, но они с каждым разом становились все сложнее и сложнее, и каждый раз мы применяли тот самый полученный опыт. Считаю, что если бы мы сразу забурились в самую ж#пy, а потом сложности были бы не такие сложные, то и ехать было бы скучно.
А далее был поворот на 90 градусов в небольшой подъёмчик с колеёй, грязью и камнями. Вот то самое место: грязь на подъеме в перевал.
На фото видно, слева Юра на Сурфе уходит на разведку в поисках дороги получше.
Место такое, что машинам с низкими обвесами, можно легко зацепиться, мы долго думали, как проехать Паджероводу, но, на удивление, он очень лихо проскочил это место, учитывая, что резина у него обычная шоссейная. Спасибо блокировке в заднем мосту. Кстати, и Михаил на Ниве пробился в этом месте уверенно, у него ведь тоже резина, как бы сейчас выразились фанаты World of Tanks — стоковая.
Юру отправили немного вперед на разведку, чтоб он посмотрел состояние дороги и возможные пути объезда. Дорога оказалась не очень хорошой, а объезды еще хуже. Едем дальше, медленно, у Димы на Соболе оторвало вторую подушку двигателя. То есть сейчас у него двигатель на оторванных подушках. У меня что-то щелкало впереди в шрусах, при больших нагрузках на передок в крутых подьемах.
Вова: Оглянувшись назад, видим пейзаж как в сказке 12 месяцев, снег и цветы на одной широте. Только тут жарки вместо подснежников.
Михаил: перед самым перевалом увидел вдоль ручья, сбегающего с перевала, поляну жарков, не мог не остановиться, чтобы сделать несколько снимков.
Проехав 56 км от места ночевки, в 14:54 (за 5 часов) мы поднялись на перевал Бугузун, высота 2616 метров над уровнем моря. Потом, через 3 дня на плато Укок, мы будем ночевать почти на такой же высоте у озера Кальджин Коль, а утром купаться в воде, где на берегу лежит снег…
Михаил: последний взгляд с перевала на Туву.
Михаил: впереди Алтай, долина реки Бугузун.
Михаил: несколько снимков на перевале.
Михаил: здесь и мой пятачок, даст Бог — вернусь.
Проверили привода, вроде все нормально. До сих пор так и езжу. Хотя в путешествии они щелкали дай бог при подъемах на крутые горы, особенно, когда в подъеме на Кату-Ярык пузотерка не могла подняться и устроила хорошую пробку, мне пришлось ее взять на буксир, тронуться при этом было крайне сложно, но об этом в другой части отчета.
Валера: Постояли немного, пофотографировались и поехали дальше, спуск с перевала.
Дорога идет по ущелью.
Меcтами и по реке.
Михаил: часть дороги проходит прямо по реке Бугузун:
Михаил: чуть дальше этого места мы с Паджероводом решили не ждать основную группу и ехать самостоятельно. Дорога очень быстро выходит из ущелья и дальше идет над рекой, пересекая очень неприятные овраги. Неприятны они тем, что на спуске возникает довольно большой боковой уклон и опасаешься, что машина завалится на бок. Иногда нервы не выдерживали и сворачивал с дороги перпендикулярно склону, благо, что потом удавалось без труда выбраться на дорогу.
Валера: На спуск дорога не такая сложная как на подъем, конечно, и тут были свои сюрпризы. Времени у нас было очень мало, нам до 18:00 нужно было приехаь в Акташ и забрать пропуска, поэтому мы ехали без остановок, а наши друзья из Хакасии не торопились, они решили остаться в долине реки Бугузун и порыбачить, отдохнуть, попрощались с ними и поехали. По дороге мы где-то пропустили поворот через реку Бугузун и уехали дальше по правому берегу, хотя нужно было на левый берег, чтоб потом по дороге выехать к поселку Кокоря.
Вова: Вот то место, где дорога преходила на левый берег.
Координаты развилки: широта 50.106290°, долгота 89.348328°
Вова: Мы ехали последними, дорога периодически «перепрыгивала» через сопки и именно в этом месте, где нужно было ехать налево к реке, вся наша колонна поехала прямо. Я их не видел и поехал по дороге, которая была больше накатана. Ещё один ориентир, это стоянка местных чабанов по направлению к реке. Тут-то и надо было ехать. Но спустившись к реке, я никого не увидел и вернулся назад.
Правый берег реки, местами опасен, можно скатиться вниз и уже точно никуда не поедешь.
При очередном преодолении брода, справа от нас стоит пастбище чабанов, а рядом с пастбищем, что вы думаете — автомобиль ОКА! Как она сюда попала никто не смог даже предположить! Брод глубокий, да и дорога непростая. На самом деле есть другой проезд, вероятно, что неглубокий, но мы об этом не знали.
Михаил: по пути пересекли несколько притоков Бугузуна.
Вова: По дороге попадаются древние курганы.
Пажеровод: почувствовав вполне приличный проселок, мы с Михаилом так разогнались, что, пролетев по правому берегу Бугузуна мимо всех бродов, выехали в степь, расположенную перед болотами Ару, что в пойме реки Кокоря перед ее впадением в Бугузун. Дорога стала постепенно поворачивать направо и уходить в противоположную от Бугузуна сторону — вверх по Кокоре. Моему заблуждению поспособствовало то, что Навител уверенно вел меня по проложенному в Кош-Агач маршруту. На фотографии виден спуск в пойму и многочисленные развилки. Возвратившись назад, уже с местным вожатым мы свернули на развилке налево и выехали к самому нижнему броду через Бугузун. Уровень воды был невысокий (ниже колеса Нивы), и мы легко переехали на другую сторону.
Михаил: ехали мы довольно долго вдоль Бугузуна, пытаясь найти брод, пока не поняли, что надо возвращаться обратно. На конечной части трека видна вилка: вместо того, чтобы повернуть налево взяли вправо и стали постепенно удаляться от реки. Стали немного нервничать, поскольку часа через два-три начнет темнеть, а ночевать в степи не хотелось. На обратном пути увидели уазик, который ехал от реки в горы. Дали по газам, догнали его и взяли в вилку, кое-как остановили. В уазике оказалось пять алтайцев, которые ехали со свадьбы на свое стойбище. Состояние у них оказалось соответствующее. Понять, куда надо ехать, из их слов было вообще невозможно. Наконец, водитель уазика решил ехать с нами, видимо, решил продолжить праздник. Освободил ему место в своей машине и тронулись. По пути он вытащил бутылку водки и по-джентельменски предложил отметить знакомство. Пришлось вежливо отказаться, только остановился, чтобы он не разлил водку в машине. Так продолжалось раз пять за время пути. С проводником дорога оказалась гораздо короче. На злополучной развилке повернули налево и вскоре оказались у брода, который с ходу преодолели. Так как торопились, то фотографироваться не стали, есть только запись на видеорегистраторе. Очевидно, что бродов через Бугузун несколько. Для себя сделал вывод, что в дальнейшем надо более тщательно готовиться к таким мероприятиям и по возможности фиксировать координаты бродов и других ключевых мест. Дальше дорога перевалила через холмы, и вскоре мы оказались в селе Кокоря. Высадили проводника, который долго не хотел выходить из машины, и поехали в Кош-Агач. На въезде увидели у кафе Володю, он рассказал, что остальная группа поехала в гостиницу, мы тоже двинули туда.
Валера: Бугузунская долина.
Валера: Выехав из ущелья, речка уходит влево, дорога раздваивается, вдоль речки и направо. Мы уходим направо, и тут снова мы блуданули, снова сказался минус черно-белых карт. Дорога всё дальше уводит нас от реки, решаем ехать напрямик к предполагаемому броду в направлении п. Кокоря по навигатору. Сварачиваем посередине поля и просто едем по траве. Проехав около километра, выезжаем на дорогу, едем через кусты и выезжаем к речке, тут находим брод через реку Бугузун. Я снимаю тапки и проверяю на глубину — по колено, снова в машину и вперед. Времени мало, надо ехать. И тут появился еще одни плюс — переехав границ Тувы и Алтая, мы попадаем в другой часовой паяс, на час назад. На Алтае разница с Москвой +3 часа, в Туве +4. Тем самым у нас еще появляется час в запасе.
Видео брода:
После брода идет куча дорог, но все они приходят в Кокоря. Я еду вперед.
В 16:40 (по местному) я заехал в поселок Кокоря, 100 км за 8 часов от места ночевки. За 3 часа проехали 46 км от перевал Бугузун. В посёлке Кокоря начинается асфальт и появляется необычное, почти забытое за двое суток чувство движения по ровной поверхности…
Колонна остается сзади, мы с Татьяной, выбравшись на асфальт после посекла Кокоря, едем ходом до поселка Акташ.
Кафе в Кош-Агач, где все успешно поужинали, а мы с Татьяной все еще были голодные следующие 3 часа.
В Акташ к пограничникам приехали в 17:50. На КПП ищем наши пропуска, находим, но не все. Получился «небольшой» казус. Но все обошлось, правда, пришлось потерять практически 2 часа. За это время заправились, залил 68 литров, бак и канистра. И покушали, за весь день съели по бутеру. И вот, наконец-то, все пропуска на руках. Кстати, насчет пропусков, на тот момент этот вопрос был спорный, якобы можно было и по паспортам поехать, но мы решили не рисковать и пропуска заказали за 2 месяца до путешествия. Кстати, этот вопрос и сейчас остается спорным, приказ 515 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139030/
До Кош-Агач обратно ехал долго, сил уже не было, а глаза закрывались, даже спички не помогали. И вот в 23:00 приехали в Кош-Агач, наша команда к этому времени определилась где же все-таки будем ночевать. И тут мне их тоже пришлось поискать минут 20, гостиничный дом находился рядом с дорогой, но в темноте его трудно было заметить. Во дворе все было заставлено машинами, почти все внедорожники, тоже путешественники с разных регионов нашей страны. Хотя, когда наши заезжали с вечера во двор, на видео видно, что там стоит только 2 машины. Бросились в глаза московские номера и «навороченный» джип. Были машины даже с Монголии. Наша команда уже расположилась и по очереди посещают душ. ДУШ — это отдельная тема для рассказа. В нашем здании он работал от одного бойлера. Вода быстро кончилась. Пошли в соседнее здание, там та же история, и живая очередь не меньше нашей.
Также была получена информация от других путешественников, что на перевал Теплый Ключ заехать МОЖНО, в одном месте много снега, и проезд через большой камень, чтоб на него заехать, нужно накидать кучу маленьких камней, которые каждый раз ралетаются после проезда по ним машины. Еще я созвонился с нашими участниками путешествия из Омска, с ними мы будем встречаться через 5 дней на перевалке перед подъемом на ледник Актру. Поговорили, сказал, что все идет по плану.
Попили чая, поделились эмоциями от прошедшего дня и пошли спать. Будильник поставил на 3 часа ночи и ночью пошел мыться. )))
Мой пробег за день с учетом поездки в Акташ и обратно, а это 200 км, 328 км от места ночевки, получается 128 км. От Кызыл-Хая до Кош-Агач мы проехали за 8 часов 30 минут.
Итого общий пробег путешествия на данном этапе 1038 км.