|
Маршрут: Красноярск — Бийск — Чемал — Бельтиртуюк — Узнезя — Барнаул — Красноярск
Чемальский тракт Горного Алтая последние годы (а в этом так особенно) стал невероятно популярен. И практически стал попсовым. Даже по гравийке до Ороктойского моста устроили настоящее паломничество! А уж в самом Чемале и в соседнем Элекмонаре теперь «как в Сочах». Мы уже были тут 4 года назад осенью во время нашего первого путешествия по Алтаю, и почти без туристов. И всё самое интересное тогда посмотрели за один день. Как оказалось позже, далеко не всё! Что же нас подвигло снова приехать сюда, и более того, провести весь отпуск здесь, даже не заезжая дальше по Чуйскому тракту?
В этот раз маршрут лежал через Бийск, весь Чемальский тракт до упора, парочка интересных ответвлений, и обратно через Барнаул.
Год назад мы также были в Горном Алтае, увидели своими глазами Улаганский тракт Алтая, Акташ. Здесь своя атмосфера. Пикники в самых красивых местах на берегах Чуи, Катуни и конечно Чулышмана всегда оставляют неизгладимое впечатление. А для того чтобы увезти весь кемпинговый набор на всю семью взял в аренду автобокс на крышу Аутбэка. И это очень помогло. Также взял бокс и в этот раз.
430-литровый Автобокс Thule Pacific на крыше Аутбэка после установки.
Ещё в прошлый раз заметил, как здорово и органично смотрится машина с таким девайсом, даже с простым русским Yago, а уж с более знаменитым и качественным во всём шведом — тем более. Спасибо также японцам за такую интересную комплектацию с мощными рейлингами и складными аэродинамическими поперечинами. И никакого колхоза! За годы путешествий на тот же Алтай каких только нелепых комбинаций не увидели. Ну, если твоя машина не создана для путешествий и для установки на крышу бокса, ну зачем лепить на неё всё это? Выглядит как машинка Плюшкина и вопросы к безопасности, как это всё держится на скорости и в поворотах…
Бокс в этот раз брал в магазине Thule на Дудинской, обошёлся ровно в 2 тыс. руб. (со скидкой) за полторы недели аренды. На это время берут приличный залог, сопоставимый с ценой нового бокса, но что поделать, отличная и практически новая вещь не может стоить дёшево, даже в аренду. Жаль, что шведы тоже ушли/уходят с нашего рынка после известных событий…
Почти день перед выездом покатался с багажником по Красноярску по магазинам. А что, удобно!) Только на крытую парковку на работе с ним не заедешь.
Перед путешествием, как обычно, плановое ТО. Как раз подходил срок замен масла в двигателе и вариаторе. Долив охлаждающей жидкости, замена шпильки и старых колесных гаек и, пожалуй, всё. В идеале бы хотелось ещё поменять летнюю резину, как и планировал на это лето. Но взлетевшие на все запчасти цены, да и нужную резину своего размера уже так просто было не найти. Пришлось отложить замену, а маршрут на Алтае оптимизировать, чтобы было минимум опасных для резины гравиек и бездорожья.
Но всё равно, когда едешь в такие места, совсем исключать плохие дороги нельзя, иначе ничего интересного не увидеть) Просто нужно ехать аккуратно.
С вечера загрузил в бокс всю кемпинговую мебель, всё для пикников, комплекты обуви на всех и еще много вещей по мелочи.
Из Красноярска выезжать пришлось в рабочий день рано утром, до основного потока и пробок. Хотя в августе пробок, можно сказать, ещё нет по сравнению с сентябрём, это факт. Детям на такие случаи хорошо помогают обычные надувные подушки-ошейники, доспать то, что не успели дома.
Едем. Передний пассажир, как обычно, развлекается с телефоном или медитирует), задние, как обычно, в основном спят)
В перерывах смотрим фильмы и обязательно уже по нашей новой традиции (после аренды автодома 3 года назад) — семейную приключенческую комедию про путешествие «Дурдом на колёсах»)) Кто ещё не видел, обязательно посмотрите.
Еще на трассе Мариинск — Кемерово у нас появилась традиция играть в грузовики/фуры. Каждый участник выбирает себе 1 марку из большой семёрки европейских производителей грузовиков + ещё можно добавить на выбор КамАЗ и МАЗ. И на оговоренном участке, например, от города и до заправки, считаем встречные (только движущиеся) фуры. Чья марка тягачей встретилась наибольшее число раз — тот и победил. Играть легко, фасады современных грузовиков отлично узнаваемы и видны издалека. В прошлые разы побеждал Мерседес и Скания, в этот раз в лидерах были Volvo. Но насколько такая игра еще будет актуальна в нынешних реалиях, не знаю. Возможно, скоро на дорогах останутся одни КамАЗы, МАЗы и китайцы…
Заправка ГПН после Мариинска. Машин в начале августа едет много…
Кстати, аэродинамика автобокса такова, что расход топлива от него вообще не меняется. Что с ним, что без него 8,0 л/100 км неплохой результат для полной машины и наших трасс.
Наконец-то после Кемерово и всех многочисленных ремонтов дорог и реверсов, автобан до Новокузнецка — словно вырвались на свободу!!!))
Да, в отличие от двух предыдущих раз, мы едем не через трассу Кузбасс — Алтай в строну Барнаула, а более коротким и красивым маршрутом мимо Новокузнецка и Шерегеша. И гораздо более рельефным и узким. И, как оказалось, местами так и не достроенным.
Начало Алтайского края. Ельцовка.
Именно в этом районе осенью 2018 года, уже по темноте по дороге в Бийск, мы стали свидетелями потрясающего звездного неба с Млечным Путём!! Это было незабываемо. Но в то же время, т.к. было уже темно, часть этих дорожных красот так и не увидели. В этот раз исправили. Хотя Млечный Путь, конечно, выглядел намного круче, мягко говоря.
А сейчас летним светлым вечером здесь остановились купить мёд. Ничем ни хуже и заметно дешевле, чем в туристическом Алтае!
В этот раз вместо Млечного Пути вечером дорога подарила нам немного более скромные картины в виде полей огромных подсолнухов. А ближе к закату это смотрится эффектно.
Перед Бийском можно увидеть огромные поля подсолнухов.
Часть пути можно проехать вдоль трассы прямо по тропинке среди поля.
Чуть в сторону. Подсолнухи тут выше машины с багажником!
Кататься так можно долго)) На этой полянке разворачиваемся.
Дождались до начала заката и двинули дальше.
В Бийске уже давно забронирован на 1 ночь номер в гостинице рядом с мостом через Бию. Осталось его найти, разместиться и отдохнуть. Найти не сложно, это территория ТЦ «Лондон» в Ключевском переулке. Закрытая парковка для клиентов прямо возле входа. То, что нужно. Но и внутри всё приятно удивило, практически номер Люкс за весьма скромную стоимость. Дальше на Алтае таких цен уже не будет нигде, а номера на порядок скромнее по размеру и оснащению.
Дешевле тут и всё в магазине. Сами продукты как всегда с собой здесь выбирали исключительно местные: сыр, яйца, молоко, колбасу, творог, сметану и т.д. Алтайский край и республика Алтай — по-прежнему самый экологически чистый регион страны, и продукты здесь, соответственно, отменного качества и вкуса. Проверено.
День 1. Бийск — Сростки — Узнезя — Аюла — Узнезя. Всего 200 км
Наутро вся парковка на 4-5 мест была занята машинами с самых разных регионов. Мы приехали первые вчера и уезжаем первые дальше сегодня.
Пожалуй, лучший отель за все время, что мы останавливались на ночлег в Бийске.
В Бийске есть знаковое место, которое мы проезжали всегда мимо (в лучшем случае остановка погулять рядом и посмотреть). И даже в этот раз проехали, т.к. уже был поздний вечер, а потом раннее утро. Но на обратном пути решил, что хватит, и совершенно точно заедем в музей Чуйского тракта на экскурсию. Тем более в год празднования 100-летия Чуйского тракта!
Бийск — Чемальский тракт. Около 200 км до Узнези мы ехали часа 4. Очень плотный трафик и постоянный контроль скорости.
Сразу за Бийском по Чуйскому тракту есть длинный участок с ограничением всего 40 км/час. Буквально раза было достаточно расслабиться и превысить, и штраф прилетел оперативно. С каждым годом камер контроля нарушений на этом участке становится всё больше и больше.
А вот ещё одно место из разряда пропущенных мимо ранее, и отложенных куда-то на потом. Село Сростки — это всё-таки не только большой рынок с мёдом и медовухой…
Сростки. Василий Шукшин встречает всех спиной.
Словно знает, что сюда приезжают в основном не в первый свой раз посещения Алтая. Вот и мы все предыдущие разы всё время проезжали мимо этого места…
Гора Пикет. Но когда, как не в год столетия Чуйского тракта, настало время посетить те места, что ещё не успели.
Какое-то необъяснимое чувство предвосхищения накрывает каждый раз при въезде в Горный Алтай…
Ещё через пару часов едем уже по Чемальскому тракту, герою нынешнего рассказа. Дальше все самое интересное будет на нём. Уже вечером у нас забронирована конная экскурсия из села Аюла. Но сначала нужно добраться и разместиться на базе в селе Узнезя.
Стоянка у нового эко-отеля «Небо» в селе Узнезя. Подальше от трассы, поближе к лесу и горам.
Тут мы, конечно, сильно рисковали. База открылась только в июле, отзывов практически не было. Но т.к. мы слишком поздно, по нынешним меркам, стали искать жилье, всё приличное и интересное за адекватные деньги уже везде было занято… Пришлось брать что есть. По крайней мере, тут обещали тихое место с видом на горы в новых домиках. Но и цена почти 10 тыс. за сутки с 4 человек без завтрака очень завышена. За такие деньги чуть раньше можно было найти более просторный и кайфовый купол еще и с завтраками! Такой мы нашли почти сразу, но он был свободен всего на двое суток, и мы его сдвинули на конец отдыха в Горном.
Здесь выбрали более дешевый, чем купол, маленький домик.
Фишка этих маленьких домиков — огромные панорамные окна как в спальне, так и на кухне.
Изнутри всё кажется прозрачным, а снаружи виден легкий тон, чтоб не подглядывали)
Территория небольшая, но есть бассейн, баня, батут и место для костра.
Бассейн в тот день был еле тёплый, поплавали в нем в основном только когда заказывали баню в другой день. А сегодня думали оставить отдыхать в нём детей, пока сами поедем на конную прогулку.
Село Аюла на левом берегу Катуни. Забронировал отсюда конную прогулку на двоих.
До Аюлы можно добраться пешком по бесплатному подвесному пешеходному мосту через Катунь. Проезжаем Элекмонар и сразу за ним поворот и стоянка у моста. Конная база на том берегу буквально в 5-7 минутах ходьбы.
Конный 3-часовой маршрут по левому берегу Катуни, от села Аула до смотровой площадки на горе напротив Рублёвки.
Пришли вовремя, удились возрасту нашего юного инструктора и проводника, учитывая её навыки. Эвелина всё четко рассказала и показала, а потом так же комфортно прокатила нас за собой по маршруту. Лишь пару раз машин конь вставал как вкопанный, когда его атаковала пчела.
Старый конь борозды не портит… Это я про своего рыжего Огонька.
Маше тоже достался спокойный конь в аналогичной комплектации и возраста.
А вот Эвелине приходится ещё и обкатывать молодых лошадей, чтобы они потом могли также катать туристов, без желания куда-то понестись, что чревато падением неопытного наездника. Наша 3-часовая прогулка прошла на удивление спокойно. Даже когда тропа пошла резко вверх через лес, а потом на обратном пути вниз, что добавило адреналина)
Необычно, конечно, было поуправлять конём в таких местах, и сразу в горах, — интересный опыт!
Перед самой вершиной с коней слезаем, чтобы их не напугать крутым обрывом и народом, который идет сюда пешком или едет на квадроциклах. Минут 20 на отдохнуть, поделиться эмоциями и, конечно, на фото. Все это время кони отдыхают привязанные к дереву.
На вершине — смотровая площадка на всю долину Рублёвки, можно увидеть даже мост и скалы «Зубы дракона».
А эмоций, конечно, прилично. Для первого раза всё очень даже неплохо и просто очень интересно. Осталось только спуститься без приключений)
Спускаемся. Такой внедорожный горный маршрут с красивыми видами, конечно, запомнился!
Но под конец 3-часовой экскурсии ноги и тело уже приняли форму коня)) А взгляд был примерно такой…
Маршрут, кстати, проходит мимо самой крупной на Чемале солнечной электростанции мощностью 25 МВт. Площадь под солнечные батареи действительно впечатляет! Не случайно её здесь построили, количество солнечных дней в году очень располагает. Нам эти солнечные периоды еще пригодятся в ближайшие дни)
Отдыхаем после насыщенного дня…
День 2. Узнезя — Ороктойский мост — Бельтиртуюк (конец Чемальского тракта) — Узнезя. Всего 161 км
После завтрака собираемся на нашу самую интересную автопрогулку этого путешествия, а именно — до самого конца Чемальского тракта. Давно я сюда хотел, даже поставил её в план нашего первого путешествия по Алтаю осенью. Но тогда у нас много времени ушло на дорогу от Алтики и экскурсии здесь, поэтому доехать успели только до Ороктойского моста…
В этот раз мы с утра уже гораздо ближе к цели, все экскурсии отложили на потом, и даже завтрак делаем пораньше сами и в путь.
Компоновка и размеры кухни, да и всего домика, напомнили нам автодом, который мы брали в аренду здесь 3 года назад.
От Узнези до самого конца Чемальского тракта всего-то 80 км. Но, как говорится, есть нюанс)) И потом еще столько же обратно. Итого более 160 км.
Мясная лавка в Чемале. В конце пути планируем там же пикник в очень красивом месте.
С мясом на шашлык на самом деле не так-то просто было, если хочется найти свежее, мягкое и сразу маринованное. Но в этом магазине оно всегда было как надо. Плюс соус и лепешки. Осталось только довезти.
После Еланды началась уже знакомая пыльная гравийка, мессами стиральная доска.
А ещё через 16 км сворачиваем на не менее знакомый Ороктойский мост.
Мы тут уже были осенью 2018 г. Тогда, в золотых красках, с минимум путешествующих — это направление с мостом очень впечатлило Путешествие к «Золотым горам» Алтая золотой осенью
Погода пока пасмурная, а виды всё равно фантастические! Но старенькая простая зеркалка уже не всегда справляется.
Зато фотокамера на Айфонах, конечно, творит чудеса в любую погоду.
Пока гуляли по левому берегу Катуни, подъехал еще один Аутбэк, только в кузове BS и без багажника. Странно…
Народу на мосту много, и все приветствуют сплавляющиеся внизу рафты.
Да, рафтинг по Катуни — это был один из обязательных пунктов программы в этом году. Осталось выбрать место, маршрут и компанию.
До этого мы приезжали на Алтай в не самое подходящее время для сплава. В июне Катунь ещё ледяная и слишком быстрая. Осенью уже, наоборот, остывшая. Учитывая, что сплав и рафтинг на порогах подразумевают, что ты всегда будешь мокрый… В общем, в начале августа было идеально, и погода не подвела!) Ну и конечно, дети подросли до того возраста, когда с ними уже можно и нужно так отдыхать.
Представляю их эмоции проходя на рафте через такой проход под мостом!
Кстати, это хоть и очень красивый, но и довольно опасный проход, отложим его на следующий разJ
Еду обратно по мосту (вернее протискиваюсь среди туристов), пока мои любуются видом, проходя его пешком.
Ороктойский мост осенью 2018 г. Мы были на нём одни всё время! Рекламу турбазы убрали, а вот вандальные надписи как были, так и остаются.
Дальше после моста по правому берегу Катуни — новая для нас дорога в коллекцию впечатлений от Алтая.
Вот здесь, вдали от асфальта и колонн туристов — Чемальский тракт во всей своей первозданной красоте.
От моста далее дорога точно такая же, как до него, с той лишь разницей, что на порядок меньше машин. Видимо, многие просто не знают, для чего можно проехать дальше. Поэтому дорога чуть меньше разбитая. А местами уже примыкает вплотную к Катуни.
И ни в чём не уступает даже горноалтайской части Чуйского тракта.
После 15 км от моста заезжаем в село Куюс.
Небольшое село Куюс (Кыйу Суу, Куйус), расположенное на 90 км Чемальского тракта, на правом берегу реки Катунь, в народе иногда называют «деревней на камнях». Здесь проживает чуть больше 200 жителей. Здесь уже только коренные алтайцы, и многие из них готовы на своих Уазиках добросить желающих прямо к водопаду.
В районе Куюса долина Катуни становится широкой. Между селом и Катунью — высокая терраса, усеянная валунами самого разного размера и разнообразных форм. Эта так называемая «морена» образовалась в период таяния ледников на Алтае.
Судя по знаку, основано село более 400 лет назад! Если не ошибаюсь, это одно из самых старых сёл Горного Алтая.
Говорят, что здесь до сих пор многое сохранилось с тех времен, когда по степи кочевали древние народы. На прилегающих к окрестностям Куюса территориях находится множество археологических памятников: стоянок, остатков жилищ древних людей, погребальных комплексов, наскальных рисунков и т.д.. Некоторые из них, относящиеся к самым древним, захватывают даже каменный век.
Тот самый нюанс маршрута: Последние 9 км от селя Куюс — ехать больше 40 минут!
Сразу после Куюса становится значительно интереснее. Сначала нужно выбрать одну из трёх троп, на которые разделяется дорога по долине. Во всех из них будет небольшой брод через речку Верхний Куюс. Есть еще и Нижний Куюс на въезде в село, но там полноценный мост и даже асфальт на нём. Последний кусок асфальта на Чемальском тракте.
Сначала сложностей никаких, но уже скоро тропинки сужаются, становится больше ям, камней и грязи. Приходится ехать медленно. Затем дорога сужается всего до одной узкой полосы на прижиме, где едва можно разъехаться. А местами и не разъехаться. Парочка слепых поворотов и придется, если что, кому-то пятиться назад. Так и получилось однажды, когда я догнал X-trail, а потом он остановился и поехал задом до меня пропуская УАЗик.
Местами дорога сужается до одной узкой тропы между скалой и обрывом к реке.
Красный X-Trail земляков из Красноярска уже пропускает встречный УАЗик с экскурсии.
А вот и знаменитые петроглифы сразу за этим прижимом. Снова широкая долина и несколько троп на выбор для проезда.
Для тех, кто уже успел пожалеть, что поехал из Куюса сам, пара УАЗиков возит экскурсии на водопад отсюда.
После самого узкого и опасного места дороги проезжаем знаменитый комплекс петроглифов Айрыдаш.
В 5 км от села Куюс по Чемальскому тракту есть примечательное место — петроглифы грота Куюс. По мнению археологов, раньше на этом месте была пещера, теперь её называют Куюсский грот.
Остановились сначала взглянуть одним глазком. Есть что посмотреть, на обратном пути, если будет время, изучим подробнее.
Куюсский грот — одно из наиболее известных древних местонахождений петроглифов Cредней Катуни.
Если есть желание получше узнать историю этого места, можно позвать экскурсовода здесь же. Как появились петроглифы, в какое время, как их наносили на стену первые художники, технику выполнения и т.д. Если посетить это место без экскурсовода, можно и половину не рассмотреть и не понять, что там нарисовано.
Самые большие скопления петроглифов находятся в двух местах — на хорошо различимых с дороги отдельно стоящих скалах (останцах) Куминского хребта, расположенных в 50 м друг от друга и заботливо обнесенных оградками. Рисунки изображают оленей, лосей, козлов, а также разных хищников, антропоморфную фигуру и т.д. Всего около 200 различных изображений. Основная масса петроглифов датируется эпохой бронзы, но есть и очень древние, созданные человеком в неолите: это 1,5-метровое изображение оленя с выбивкой по контуру на верхних скальных ярусах с южной стороны грота, и шествие оленей на вогнутой поверхности ниши. Животные изображены в реалистичной манере, что редко встречается на Алтае и характерно для неолита (8-6 тыс. лет тому назад), выполнены каменными орудиями. Эти изображения считаются одними из самых древнейших в Горном Алтае.
Проехав чуть подальше от турбазы «Кыйу-Суу» оставляем машину на большой ровной площадке, где удобно развернуться.
Берем с собой только самое необходимое, в т.ч. воду, и идем дальше пешком. До водопада всего чуть больше километра очень красивых видов!
В принципе, дорожка и дальше вполне проходима даже для обычных машин, за исключением самого первого от стоянки спуска по камням с глубокими ямами. А вот развернуться там, в конце пути будет очень неудобно, а оставить машину вообще будет практически негде. Да и последние сто метров очень узкой дороги, где не разъехаться. Поэтому для Аутбэка дело уже сделано — Чемальский тракт покорён!
Последний километр пути до водопада и тупика лучше пройти пешком. Очень красиво, а на машине здесь и не намного быстрее)
Последние сто метров Чемальского тракта. Отличная прогулка)
В конце пути элемент лёгкого бездорожья в виде грязной лужи. И сразу стоянка для пары местных УАЗиков с экскурсий.
Водопад Бельтиртуюк, вернее его последний каскад перед Катунью .
Водопад имеет два живописных каскада — 11 и 29 метров. Нижний находится в узкой расщелине, который хорошо просматривается с моста.
Дальше этого кафе «Водопад» уже ничего, а вот наверх от водопада карты показывают еще какую-то тропу!
Вот здесь и заканчивается Чемальский тракт. Не случайно название Бельтир Туйук переводится как «конец пути». Дальше в сторону Чуйского тракта дорогу было уже не пробить из-за обилия высоких скал и слишком крутых обрывов по обе стороны Катуни. Поэтому Чуйский тракт и сделал такой большой крюк.
От Бельтертуюка до Чуйского тракта всего-то километров 40 вдоль Катуни.
Занимательная география. Бельтирутюк находится на одной широте с выкатом Семинского перевала. Между ними всего около 30 км. Примерно столько же по прямой и до Игульменских порогов на р. Катунь, где Чуйский тракт снова с ней встречается.
Выше каскадов водопада по ущелью вдоль реки Бельтертуюк идет очень крутая тропа наверх.
Оказывается, в 5 км выше этого водопада находится обширная долина Санково Поле, в центре которой можно также увидеть петроглифы — всадника на лошади и горных козлов. Дорога, ведущая к этим петроглифам, из-за большого скопления камней и крутизны склона проходима разве что для ГАЗ-66 или вообще только пешком. На пути будут мостики из бревен, не сильно толстых, надо сказать.
Но нам вполне нравятся виды отсюда, не поднимаясь так высоко и далеко)
Вот этот мостик для нас стал конечной точкой прогулки. Выше уже не полезли. Разворачиваемся)
Очень красивое и знаковое место, куда я хотел добраться со времён самого первого путешествия по Алтаю!
Узкий карман на обрыве на пару УАЗиков с экскурсий — единственное место, где можно оставить машину. Если там нет этих самих УАЗиков.
Панорама Бельтиртуюк с дрона на Гугл-карте
Возвращаемся обратно. Уже жарко, и как раз пора…
… на самый красивый пляж всего Чемальского тракта!
Но до него ещё нужно было спуститься по крутой тропе от забора базы «Кый-Суу» (там есть площадка, найти её не сложно). Для отдыхающих на этой базе путь чуть короче и ровнее. Но в тот день народу там было мало, а на машинах за нами больше никто не поехал.
Пляж шикарен. Мягкий песок и большие отшлифованные камни горной реки. Удобно входить, чтоб поплавать. Кстати, вода на удивление тёплая, ведь Катунь к началу августа максимально прогрета. Наконец-то покупался в ней от души, а не просто ноги помочил).
А с краю пляжа вообще естественный шатёр в виде тени от деревьев. Стаскали из багажников сюда весь наш кемпинговый лагерь, на полдня). Рядом среди камней следы углей и сами камни уже имеют характерный обжиг. Отлично, не нужно придумывать, из чего построить мангал.
Шашлычок в таком месте и прямо на катуньских камнях гораздо вкуснее, чем на бездушном железном мангале.
Пока мои отдыхают и робко заходят в воду, совмещаю жарку шашлыка с плаванием. Жара располагает.
Катунь здесь и сейчас в начале августа — максимально прогрета, что позволило вдоволь накупаться в ней.
Ну или как минимум отлично посидеть на огромных камнях.
Виды — загляденье, погода шикарная и никого рядом нет!! Ну почти никого…
Ещё одна семья кроме нас за всё это время пришла на пляж с базы и встала чуть дальше от нас. Но к ним почти сразу пришло с другой стороны стадо коров. Пытались их отогнать все вместе, чтобы они не пошли и к нам. Тут нам очень помогли пара рафтингистов с вёслами. Они плыли рядом и увидели, как мы отбиваемся от стада). Причалили и быстро прогнали их, смачно поддав двум самым упёртым веслом по заднице) Отточенные движения, видно, что не первый раз так делают)
А когда мы уже собирались обратно, с другого конца пляжа сюда снова пришло целое стадо любопытных бурёнок… Прогонять их уже не стали.
На обратном пути снова останавливаемся у петроглифов Куюс Грот.
Познавательно и интересно всё-таки посещать такие места.
Разглядываем древние рисунки на стенах скал.
Едем дальше обратно по этой живописной дорожке.
По дороге туда приметили в этом месте ещё один красивый берег и даже место для стоянки.
Но и тут было полно любопытных коров.
А вот сам берег с мини пляжем, и уже совсем никого.
Легкое бездорожье , красивые виды и минимум машин…
Как итог, эта дорога впечатлила нас не меньше, чем прошлогодний Улаганский тракт и даже долина Чулышмана.
В завершение маршрута нельзя проехать мимо Еландинских порогов.
Красота, а на рафте так вообще, наверное, очень-очень весело здесь сплавляться!
Теперь мы точно знаем, что это одно из лучших направлений Горного Алтая для самостоятельного путешествия. Теперь можно сказать, что мы не только были на Чемальском тракте, но и проехали его весь до конца. Осталось прокатиться по нескольким его коротким радиалкам и попробовать различные активности, те, что давно хотели. А потом, не менее активно от всего отдохнуть, просто ничего не делая.
День 3. Узнезя — Че-чкыш. Долина горных духов — Чемал — Узнезя, база Топлесс. Всего 75 км
75 км на машине, и еще 25 км сплав на рафте и столько же обратно на микрике.
Мы очень любим такие красивые экскурсии-прогулки в горы, позволяющие самостоятельно спокойно насладиться красотой природы. В Красноярке у нас огромное количество маршрутов разной степени сложности. Одни только Столбы облазили по всем возможным маршрутам. Поэтому прогулка по Че-Чкыш показалась… легкой прогулкой)
Главная цель на сегодня была прогулка-экскурсия по Долине Горных духов.
Но как только поехали с утра в сторону Че-Чкыш, стало ясно, что день будет очень жаркий. А это же самое время для рафтинга! Так что будем искать свободные места на вторую половину дня уже сейчас. Благо в Чемале и Узнезе объявления и телефоны на каждом шагу.
Выбрали то, что было на слуху и на виду. И база и сам старт сплава в Узнезе рядом с нами. А от Узнези до Барангола маршрут средний по сложности, с парочкой порогов, и красивый, — то, что надо для начала. Впрочем, Катунь в своем среднем течении везде прекрасна и интересна для сплава.
Забронировали 4 места на сплав только на 5 вечера. Ну, а пока есть время прогуляться в ещё одном красивом и популярном, в последнее время, месте Чемальского тракта.
Начало прогулки по ущелью Че-Чкыш.
Вход по билетам, цена 100 руб. за человека. Урочище Чечкыш (Че-Чкыш) или как его еще называют «Долина горных духов» — это небольшое, но живописное ущелье. По ущелью между отвесными каменными стенами течет одноименный ручей. Рядом есть небольшой водопад.
Склоны ущелья представляют собой отвесные известняковые скалы, высота которых достигает 100-150 метров. Но при этом есть здесь такие места, где ущелье заметно сужается до 15-20 метров. Отсюда и появилось название «Чечкыш», что в переводе с алтайского обозначает «тонюсенький, узенький».
Развилка на смотровую, водопад, родник и на самое интересное — стоянку древнего человека.
Где-то на середине пути тропа разветвляется: направо дорога ведет к водопаду, а налево — к обзорной площадке. Водопад называется Чечкыш, он же водопад в Долине Духов. Перепад высоты от входа до водопада более 200 м. Сам по себе же водопад далеко не Ниагара — невысокий, жиденький и тихий. Ещё и не совсем настоящий.
Но красиво. Искусственный водопад выдают лишь шланги, но они выше по течению.
Подходим к стоянке древних людей, петляющей среди стен узкого выского ущелья.
Небольшой ручей Че-Чкыш протекает в этом живописном ущелье. На одной из скал также есть петроглифы, на этот раз эпохи бронзового века и средневековья.
В месте, где ущелье расширяется, натоптанных дорог дальше нет, только маршруты для скалолазов.
Эта долина считается местом силы, так как здесь иногда проходят культовые обряды с ритуалами. Ну и просто это красивое интересное место, отличный вариант для прогулки. Осталось на десерт спуститься пониже и от развилки снова наверх на смотровую, полюбоваться видом на долину Катуни.
Поднимаемся на смотровую, и здесь отличный вид на Катунь и Чемальский тракт!
И, конечно, на знаменный овальный остров, как с картинки.
Это отличное место для завершения маршрута. И ещё одно отличное место в коллекцию впечатлений Чемальского тракта.
Но сегодня у нас ещё будут впечатления и эмоции, которые, наверное, не сравнить ни с чем!
Возвращаемся через Чемал, как обычно заглянув в один из сетевых магазинов продуктов и в пивной магазин местного производителя. После сплава сразу бронируем у себя на базе баньку — погреться и отдохнуть.
Самое магазинное место Чемала.
И вот настал этот час! Мы заранее подъехали на базу с рафтами для инструктажа, получения снаряжения. Нас тут уже 20 человек, ровно по 10 на рафт. Плюс по инструктору (который, как известно, всегда прав, а если не прав — см. пункт первый). Плыть будем на двух. Один страхует другого, как и должно быть.
Маршрут сплава от села Узнезя (база Топлес) до посёлка Барангол параллельно тракту, и примерно те же 25 км.
На берегу осматриваем рафты, а для разогрева можно их немного подкачать ручным насосом.
А все гаджеты и сумки лучше убрать в специальный герметичный мешок, который привязывается к днищу лодки. На месте отдыха их потом можно достать. Там же в мешке и куртки для тех, кто совсем замёрзнет.
Распределились по лодкам и кто где сядет. Я вызвался вперёд на самые ответственные места, будем задавать темп и стараться все делать синхронно) Получалось не всегда)) Мои сели рядышком позади, вёсел хватило всем.
Ну, всё же самое главное в сплаве это, конечно, инструктор, он отвечает за всех, и за настроение в лодке. С нашим Алексеем было очень круто и весело. Его описание опасных и интересных мест на маршруте, а также комментарии наших действий были просто топ!))
Первые пару километров было относительно спокойно, а потом началось веселье!
Доброе утро!
На местах спереди впечатления посильнее, скажу я вам!)
Здорово, что у инструктора на шлеме камера-гоупроха и он все самое интересное, конечно, снимал. За небольшую доп. плату это потом можно всё скачать и посмотреть.
В перерыве между активным сплавом можно немного отдохнуть, вытащить телефон и сделать фото, покупаться в Катуни или просто полюбоваться видами.
Также мы все разучили самое любимое упражнение. Самое любимое у зрителей на берегу, которые постоянно приветствовали и требовали:
Бабочку!
Вторая группа постоянно нас преследует.
Пороги
Начинающие рафтеры и опытный инструктор Алексей на заднем плане.
Эмоций, конечно, — через край! И мои все справились отлично! Есть что вспомнить))
Сёрфинг
Единственная остановка на левом берегу у Камышлинского водопада и…
… и самой маленькой ГЭС из всех, которые я когда-либо видел. Камышлинская ГЭС, вернее микроГЭС мощностью всего 0,0003 MBт (0,3 кВт), которой хватит на несколько ламп освещения или всего на пару компьютеров. В этом месте солнце уже скрылось, и жары как не бывало. Так что было уже откровенно холодновато. Потряслись как следует)). Но разминка в виде пробежки до водопада помогла несколько согреться.
Остался последний километр и финиш снова на правом берегу. Здесь уже просто доплывали без экстрима)
Семинские пороги
Закидываем свой рафт на крышу микрика руками и веслом инструктора.
Второй рафт другая команда грузила на аналогичную Газель. Микрики бодренько довезли нас до базы, где мы оставили свою машину. Попрощались со своей командой и скорее домой и греться в баньку с бассейном. Вот это был, конечно, сверхнасыщенный день!! Завтра надо отдохнуть более спокойно)
День 4. Узнезя — Палеопарк в Элекмонаре — Зубы дракона — «Рублёвка» — левый берег — Узнезя — пикник — Всего около 30 км
Маршрут Узнезя — Палеопарк (Элекмонар) — мост и Зубы Дракона — РК «Рублёвка» — Анос — Берег Катуни между Узнещей и Элемонаром. 31 км.
Перед селом Элекмонар не так давно открылся Музей естественной истории «Палеопарк». В прошлый раз мы про такой здесь даже не слышали. Но сегодня он обязательная часть программы по Чемальскому тракту. Здесь можно погулять в парке археологических реконструкций, посетить несколько оригинальных экспозиций, а также побывать в галерее, где представлены картины алтайских художников. Вход: 400 рублей взрослый, 200 рублей детский билет.
Гид встречает на входе в палеопарк и проводит краткий инструктаж, что где находится.
Лабиринт, который мы все честно прошли до конца и потом обратно.
В парке можно спокойно провести полдня, или как минимум пару часов, если очень бегло всё осмотреть. Но лучше, конечно, не спеша.
В музее честно предупреждают, что в павильонах часть экспонатов не настоящие, а всего лишь макеты или слепки…
Экспонаты от самых маленьких до огромных в любом случае любопытные, особенно полезно всё это увидеть школьникам, пусть и на каникулах.
Как и скелеты древних крупных животных.
Этот скелет, конечно, тоже макет, хорошо виден с дороги и главная его задача — привлечение внимания.
Дальше посмотрели на картины местных и монгольских художников. На их видение природы Алтая, его истории, быта населения и т.п. Но я слабо представляю себе тех, кто готов покупать такие картины за очень нескромные ценники.
Павильон-выставка картин с пейзажами Алтая от местных и монгольских художников (картины дорогие, судя по ценникам и отсутствию желающих их купить).
А вот здесь всё уже только настоящее и очень красивое. Коллекция камней, минералов и даже окаменелых деревьев!
Музей камней, конечно, самый интересный здесь. Такую коллекцию минералов и камней, причем красиво отшлифованных и самых причудливых форм, наверное, редко где ещё увидишь.
Еще один павильон, с тотемами и масками папуасов, как уверяют — единственный подобный в России.
Павильон «Папуа Новая Гвинея» — тоже очень любопытный. В основном ритуальные, мистические принадлежности из этой самой закрытой, труднодоступной и малоизученной страны. Где, говорят, до сих пор есть племена, которые живут на деревьях и промышляют людоедством…
Некоторые экспонаты и в страшном сне не приснятся)
На открытой площадке видим имитации истукана с острова Пасхи, и других известных исполинов.
Больше там, собственно, и нечего смотреть. Пора ехать дальше, к ещё одной нашей цели путешествия на Алтай. Искусственное озеро и целый развлекательный комплекс для отдыха — «Рублёвка». Ну, а самый короткий путь до него — это проехать по платному (100 руб.) подвесному мосту через Катунь. Тому самому, что проходит через знаменитые Зубы Дракона.
Подвесной мост через Катунь и Зубы Дракона в Элекмонаре (Фото из интернета)
Парковка у озера РК «Рублёвка». Машин очень много, со всех регионов страны!
Отличное место для отдыха с детьми. Всё хорошо продумано. Детские зоны с надувной полосой препятствий с батутами, бассейнами и горками. Детям лет до 14-15 развлечений точно хватит. Для взрослых огромное неглубокое искусственное озеро, сауна, кафе и ресторан. И относительно дешево для такого места. Вход 1000 руб./день для взрослых и детей от 7 лет. Места везде и шезлонгов точно хватит всем. Сам пляж всегда получает положительные санитарно-эпидемиологические заключения чуть ли не первым на Алтае. В общем, уровень держат во всём.
И еще пейзажи… Пейзажи великолепные, очень приятный бонус от природы. Ну, а на горе прямо напротив озера мы были несколько дней назад на конной прогулке. Нелепо и несуразно смотрятся только пластмассовые пальмы) Особенно здесь на Алтае!) Хотя на них не особо обращаешь внимание.
Детская зона с горками и батутами. Наших было не оторвать!
Для взрослых же отличная большая сауна с панорамным видом! Как и для детей, кто замёрз)
Свободных шезлонгов полно даже на первой линии.
Мест в кафе и ресторане тоже. По вкусу тут всё как в обычном фаст-фуде.
Отлично провели тут время! Ближе к вечеру едем назад в сторону дома. Наготове у нас уже новая порция для барбекю, на это раз курочка. Осталось найти подходящее место на берегу Катуни.
Сначала думали, найдем такое на левом берегу, когда поехали в сторону Аноса. Но солнце уже садилось, и весь левый берег был уже в тени, темно и не видно будет заката. Поэтому проехали дальше через мост, проехали нашу Узнезю и вернулись откуда начинали.
Долго искали подходящее красивое свободное место на берегу для вечернего пикника.
Прямо напротив палеопарка есть съезд в лес на дорожку и полянку. А от нее уже тропинка прямо к красивому берегу и пляжу. Место вроде как закрытое, проезд, стоянка и проход за плату. Но вечером уже никто ничего не требовал.
Нашли отличный берег, где вечером уже никого нет.
Наш традиционный алтайский кемпинговый лагерь на берегу.
И не менее традиционный гриль на углях и камнях.
Через некоторое время подъехали еще пара машин, но всего лишь, чтобы полюбоваться закатом и делать фото. Так что нам они особо не помешали. Места на берегу хватило всем.
Закатами на берегу Катуни можно любоваться вечно!
А по дороге обратно на базу немного заблудился по местным тропинкам, зато мы увидели вот такую сюрреалистическую картину.
День 5. Узнезя — о. Патмос и «Козья тропа» — Узнезя — Отель в горах «Небо». Всего около 34 км
Сегодня переезжаем из одного отеля в гораздо более интересный, по своей концепции, месторасположению и уровню комфорта. А разница в стоимости всего в пару тыс. руб. (на четверых). Но урвать на поздних, по нынешним меркам, сроках, такое предложение в наши даты отпуска можно было всего на 2 дня. Но зато как раз в самом конце путешествия по горному Алтаю.
А так как выселяемся в 12, а заселяемся в 14 часов, как обычно, есть время прокатиться ещё куда-нибудь не надолго. Без долгого пути и без прогулок в горы) Решили показать детям остров Патмос, который уже сами видели. А еще прогуляться по знаменитой «Козьей тропе». В прошлый раз здесь осенью мы прошли её только небольшую часть со стороны Чемальской ГЭС до смотровой на слияние Чемала и Катуни.
Маршрут от одного отеля до Патмоса и переезда в другой отель. Всего 34 км.
Но как только стали подъезжать к острову, стало ясно, что ничего хорошего там не ждёт. Припарковаться было некуда, народу тьма. Настолько, что перед мостиком была очередь как за колбасой в одно время. Пускают единовременно по 10-12 человек с определенным интервалом. Если не ограничивать, то на маленьком острове с часовней просто не будет места, да и мост не выдержит большую толпу. Терять на это столько времени точно не хотелось. Поэтому пошли, сначала на тропу, подумав, что пока прогуляемся по ней, народ на острове рассосётся. Но проблема была в том, что точно так же думали, похоже, ещё многие))
Козья тропа от Патмоса до Чемальской ГЭС, и впадение Чемала в Катунь.
Народу на узкой тропе очень много, местами расходились впритирку. А чтобы сделать красивое фото пришлось ждать подолгу. Ничего общего с тем, что тут было осенью 2018 года, когда мы тут гуляли, похоже, вообще вдвоём.
Тогда сезон закончился. Все активности, кафе и многие сувенирки тут были закрыты, экскурсий минимум, да и вообще тогда Горный Алтай ещё не был так востребован, как сегодня…
Для сравнения — такой вид с тропы был осенью 2018г. Золотые краски и нереально бирюзовая прозрачная Катунь. А ещё никого больше кроме нас!
Народу на остров в этом году очень много. Так что сделать такое фото даже на обратном пути на подвесном мосту — удача.
Теперь можно ехать в сторону нового отеля. Но так как он достаточно удален от цивилизации с магазинами, лучше сразу заехать за продуктами. И конечно на заправку.
Кстати, на Чемальском тракте их не так уж и много. Есть Роснефть в районе Усть-Семы и Лукойл в Чемале. Но на них практически всегда очередь. А если приедет бензовоз на разгрузку, то, считай, всё, АЗС закрыта надолго. Оператор-кассир один, он же и принимает час минимум. Так простояли однажды на Лукойле, больше там не был. Есть парочка несетевых местных АЗС попроще, но и без очередей.
Старый добрый горбатый 965-й Запорожец на заправке в Элекмонаре. Уже на заслуженном отдыхе.
Какой-то странный круглый резиновый багажник у него на крыше, не находите?))
Ну а нашему Ауту на заслуженный отдых ещё пока рано. Впереди ещё много интересного!
Ещё один интересный экспонат стоит между Узнезей и Элекмонаром.
Судя по его местонахождению, данный гибрид БТР-70 и ПАЗ-672 строился для внедорожных экскурсий на Каракольские озера.
Но сейчас продается. Купить такое чудо и готовый бизнес может любой желающий.
Кто-нибудь успел покататься пассажиром на таком, как впечатления?
Интересно, в каком разделе было бы объявление на дроме?))
Итак, на оставшиеся 2 суток в Горном Алтае у нас запланирован «отдых от отдыха» в необычном отеле в горах, подальше от цивилизации. Едем туда через всю ту же Узнезю.
Так называемый «Узнезенский» тракт. Очень живописная узкая горная дорога Узнезя — Бешпельтир до нашего следующего отеля.
Давно хотели попробовать такой формат отдыха здесь, хотя бы на пару ночей. Купольный, почти люксовый отель и в нескольких километрах от популярного Чемальского тракта, где только природа, горы и лес вокруг. А рядом бежит речка Узнезя…
В 4 км от Узнези нужный нам поворот вниз с дороги, и уже сразу отель.
Интересное место и название для отеля.
Если хочется созерцать вокруг только природу Горного Алтая, минимум машин и туристов, не видеть никаких навязчивых реклам экскурсий, рынков с мёдом и сувенирами на километры вокруг… то сюда, конечно, стоит приехать. И при этом высокий уровень комфорта. Завтраки, и даже персональное джакузи на веранде у купола. Но и цена соответствующая… Ну, по крайней мере, она оправдана всем вышеперечисленным в отличие от базы отдыха «Небо».
Наш купол один из самых удалённых на базе, до него даже Wi-Fi не добивает. Полное погружение в природу.
Зато вид из купола… Только лес и горы. И журчание Узнези.
А совсем рядом еще и фермы, где можно наблюдать много лошадей и скота.
В куполе большая и высокая кровать и очень много места вокруг. Нашлось даже место для печки и дров. А они тут вечерами и ночами не лишние.
Утренний вид из джакузи на настоящий Горный Алтай.
Но главная фишка это, конечно, джакузи прямо на веранде! Мы доплатили за него на весь день, и уже прямо с утра на улице можно принять горячую ванну с массажем…
Летняя кухня. Завтраки здесь простые домашние, но вкусные.
Это не для кухни, это для красоты и антуража. Пара десятков кроликов, начиная от самых мелких, живут прямо на базе.
Ух ты! Слегка потрепанная японская Феррари из 90-х, культовый Mitsubishi 3000GT, это была мечта детства!
На стоянке базы даже поговорил с владельцем, кайфуют вдвоем с подругой по всему Алтаю! Классно, конечно, на ней и по серпантинам, и по прямой, да и лёгкого бездорожья машина не боится. Полный привод же. Правда ничего кроме пары сумок в неё не влезет. Посидел за рулем, настоящий спорткар!
День 6. Отель в горах «Небо» — Бешпельтир — Узнезя — Отель в горах «Небо». Всего около 30 км
Прогулочный маршрут на сегодня от нашего отеля дальше в горы до Бешпельтира. Всего около 30 км.
Отель, конечно, классный, но и места дальше от него тоже интересно посмотреть. Поэтому сегодня ещё немного прокатимся по дороге дальше в горы…
Пока дети спят, с утра пораньше прогуляемся сначала пешком на гору напротив.
Настоящий эко-маршрут для прогулки. Красота!
Напротив отеля через дорогу красивая гора с лесом, но там виднеется свободное место на вершине, куда по идее можно дойти. И да, примерно туда и ведёт тонкая конная тропа. Сначала пологая вдоль забора фермы, потом идет резко вверх.
Сочетание сочной зелени лугов, рельефа гор и яркого синего неба!
Ещё немного крутого подъема по лесу и можно увидеть наш отель сверху.
Отличная утренняя разминка получилась, теперь идём обратно будить детей на их завтрак. Так сладко им всегда спится на Алтае, особенно здесь.
Всё, спускаемся. Правда, мимо этого дерева трудно было просто так пройти)
После завтрака собираемся прокатиться подальше по этой живописной дороге — радиалке Чемальского тракта, а потом всё остальное время только отдых.
Заехали на маральник Байгабак (Бешпельтирский) посмотреть на маралов.
Первое интересное и живописное место на этой дороге — маральник Байгабак, всего в нескольких км от отеля. Думали взять там небольшую конную прогулку до мест с маралами. Но недавний дождь сделал тропу временно непроходимой даже для лошадей.
Но посмотрели только территорию и магазинчик с мёдом в 2 раза дороже, чем везде.
Дорожка чем дальше и выше — тем живописнее!
Как же мне нравятся такие дороги, узкие, извилистые, с перепадом высот, с твёрдым покрытием. Это же самая настоящая раллийная асфальтовая трасса! Такие мне всегда нравились больше всего по раллийным симуляторам ещё тех времён… Ностальгия) И красивые виды по всему маршруту.
На 15 км километре трассы уже въезд в село.
Бешпельтир с населением 435 коренных алтайцев.
Это настоящее горно-алтайское село, мало известное, но примечательное. Здесь люди работают для себя, а не для туристов. Почти у каждого дома свой трактор или комбайн, а если нет, значит, он, скорее всего, где-то в поле. В селе есть место, где помимо отличной панорамы видно, как сливаются две речки Колбажак и Элюнга, образуя реку Узнезя.
Всегда интересно проехать по совсем не туристическом населённому пункту Горного Алтая.
Нашёл эту смотровую на вершине хребта в самом конце села!
Этот хребет водораздел речек и сразу за ним в итоге и их слияние в Узнезю.
«Узнезенский» тракт в сторону Чемальского тракта.
Дальше в отеле только отдых, а назавтра уже выезжаем обратно, но уже через Барнаул. По дороге есть пара обязательных пунктов, куда должны заехать. Первое это традиционно заехать в Манжероке на рынок, купить медовухи и, конечно, самого вкусного мёда.
Ну и как же без вкусного алтайского мёда?! Традиционно останавливаемся в Манжероке у точки традиционной же пасеки Назаровых.
В этом году мёда на Алтае очень много! Практически везде, где есть пасеки, есть и продавцы. Всегда интересно попробовать в разных районах у разных пасечников. Купили в нескольких местах помаленьку. Очень вкусный мёд был, как уже говорил, в самом начале в Ельцовке, на въезде в Алтайский край. Ну и, конечно, как всегда, самый вкусный и полезный, проверенный временем, здесь, у наших знакомых (Алтай здесь) или на сайте. Да, теперь у них появился и свой сайт, это уже очень серьезный подход!
Вот прямо сейчас пишу рассказ и пью чай с их «Горным мёдом») Спасибо Татьяне и Александру за отличную продукцию с неизменным качеством!
А благодаря боксу на крыше в обычный багажник можно положить и увезти домой побольше таких вкусняшек как мёд, медовуха и т.д. )
Сростки на обратном пути. Пока ждали заказ с шаурмой, рядом встал Аут в кузове BS рестайл, полностью в чёрном цвете, с чёрным же боксом, ну хорош!
Если бы я выбирал машину в т.ч. для путешествий с семьёй в Горный Алтай, я бы выбрал такого нового Аута без сомнений. Всё та же универсальность, сочетание отличной управляемости на трассе и достойного поведения вне её. Много места в салоне и багажнике и уже готовое место на крыше без излишней премиальности.
Ну, а про совсем новый Аут в кузове ВТ с нынешними ценами и обстановкой можно, наверное, забыть. Что очень печалит. Надеюсь, что когда-нибудь цены на машины и их выбор снова будут адекватными.
Новая реальность. Особенно впечатляют запросы московских дилеров.
Отвлёкся… А второй пункт — это Бийск и самый известный музей на Чуйском тракте. Наконец-то мы проезжаем его не рано утром или поздно вечером, а днём, когда он работает! Не упустили возможность наконец-то его посетить, в год его же 100-летия.
Интересно, что в музее много экспонатов эпохи еще до строительства тракта — археологические и палеонтологические находки на месте будущей стройки. Чучела животных, которые обитали здесь, ботаника и предметы быта местных жителей и т.д. То есть это ещё и полноценный краеведческий музей.
Впервые мы его не просто проезжаем, покрутив на удачу нулевой километр на улице.
В основном музее много разных фотографий, документов, и артефактов того времени, когда его начинали строить в 1922 году и сдали в эксплуатацию в 1935 году. В этот период было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого берега, где шла старая дорога, по которой ездили купцы, на правый берег реки Катунь. А Чемальский тракт был одним из вариантов продолжения новой дороги. Но в итоге так и остался тупиковым.
Но самые любопытнее экспонаты — это макеты дороги, как старой, так и новой, точно показывающие её профиль. Очень интересно было мысленно пролететь над дорогой, по которой уже столько ездили, и при изучении макета, посмотреть, какие на самом деле там перевалы...
Прощаемся, надеюсь, ненадолго с историческим Чуйским трактом.
Ближе к вечеру снова в Барнауле. По уже знакомому нам маршруту в центр города.
В Барнауле остановились совсем рядом с Нагорным парком и набережной и новой пешеходной улицей.
На следующий день поехали в уже знакомый нам и понравившейся детям аквапарк в ТРЦ «Европа». Современный, достаточно большой и разнообразный по горкам, и там нет такого наплыва народа, как в более крупных городах. А вечером уже только гуляли. Центр, парк с аттракционами, Нагорный парк и Старый базар…
Вечерняя прогулка до Нагорного парка.
За хороший отпуск. Алтайское пенное как всегда на отлично.
Гибрид 21-й Волги и ларька с мороженым на барнаульском Арбате у Старого базара.
Обратно в отель прокатились на антикварном жёлтом барнаульском трамвае. В Красноярске они, конечно, тоже есть, но поновее и только на правом берегу, в том районе, где почти не бываем.
«Экскурсия» обратно по вечернему Барнаулу на старом трамвае)
На следующее утро уже домой в Красноярск. Чуть меньше 1000 км только по асфальту.
Дорога Кузбасс-Алтай как всегда поражает своим идеально выпрямленным профилем.
Через впадины и ущелья построены высокие виадуки.
А вот таких опасных дефектов у дороги за рулем не разглядишь. Насыпная часть в примыкании бетонных конструкций постепенно разваливается.
На этом участке трассы Кузбасс — Алтай в этом году тоже много точек с продажей меда. Остановились однажды, попробовали и купили ещё и необычный густой темный мед с местных пасек. Цены, естественно, в два раза дешевле, чем в Горном Алтае на Чуйском и Чемальских трактах.
Снова такой контраст или пропасть между автобаном перед Кемерово, где летишь спокойно, не теряя нигде времени, и бесконечными ремонтами, реверсами и сплошными ограничениями на федеральной трассе от Кемерово до Мариинска…
А в Ачинске, кстати, попробовали новую для себя альтернативную дорогу через Нагорново, которая заметно короче и лучше основной объездной дороги. Только там есть очень интересный узкий разбитый участок перед понтонным мостом чрез р. Чулым)
К вечеру уже были дома, доехали в общем-то быстро, учитывая потери времени из-за ремонтов дорог.
Вот такое очередное путешествие в Горный Алтай. На этот раз без Горной части Чуйского тракта, зато с полным баком впечатлений от путешествия по Чемальскому тракту! Никогда раньше у нас не было такого количества исторических экскурсий как в этот раз, что интересно и самому, и полезно посещать школьникам. Увидели ещё одно знаковое место среди таких же подобных Горного Алтая, куда можно доехать на машине. Великолепный пляж на берегу Катуни и многое другое. Ну и, конечно, впечатления от конных прогулок и рафтинга по Катуни стали для нас настоящим долгожданным открытием! Новые интересные места и формат для жилья, но и новая реальность в виде цен на них. В остальном цены остались на прежнем уровне. Местами бензин был даже дешевле, чем год назад.
Пробег составил ровно 3000 км.
Бензин 13000 руб. При среднем расходе 8,0 л/100 км за весь маршрут.
Аренда автобагажника 2000 руб. (со скидкой).
Штрафы за превышение скорости (куда без них с таким количеством камер) 750 руб. (тоже со скидкой).
Проживание в отелях и базах отдыха. В среднем 9000-11000 руб. в отелях за сутки в горном Алтае. В Бийске или Барнауле 2500-4000 руб. за сутки.
Экскурсии в музеи и ущелье: Примерно 4000 руб.
Активности и развлечения (конные прогулки, рафтинг, Рублёвка, аквапарк в Барнауле). Примерно 16000 руб.
Всего без учета продуктов и кафе, мёда и сувениров и т.п. на путешествие для 4 человек потрачено …. В общем, в этом году уже немало получилось, и похоже, так теперь здесь и будет. Но, как всегда в случае с Горным Алтаем, транзакция денежных средств во впечатления и эмоции — всегда с выгодным курсом! Конечно, мы продолжим изучать ГА, ещё вернемся сюда, и не раз, открывать для себя более дикие и труднодоступные места, коих за 4 поездки в заметках набралось уже немало)
На следующее утро предстояло возвращать автобагажник из аренды. Поэтому с утра метнулся на дачу, сначала разгрузил его (сколько всего в него влезло нужного!), а потом снял, помыв всё внутри и особенно снаружи (заодно и всю машину). В таком виде его возвращать гораздо приятнее. Возможно, до следующего нашего путешествия, когда его так же заранее забронирую;)
Аутбэк да ещё в комплекте с багажником снова доказал, что он создан как раз для таких семейных путешествий в отпуск по местам с самой красивой природой.
Всем спасибо за внимание.
Михаил424, г. Красноярск.