Путешествие к «Золотым горам» Алтая золотой осенью

Путешествие к «Золотым горам» Алтая золотой осенью

08.11.2018 | 23809 просмотров

Последнее время меня всё чаще спрашивают, когда я уже поменяю свою машину. Ведь этой осенью исполнилось уже ровно 10 лет как куплен наш Аутбэк. И обычно я отвечаю что-то вроде: «А зачем? Меня все устраивает. И главное, я на нём еще не везде побывал…» Последнее время самым желанным местом в этом списке был прекрасный Горный Алтай. Вроде и не так далеко от Красноярского края, но и всё время что-то откладывалось. И вот наконец получилось! Времени, как обычно, было немного, но это время — настоящая золотая осень конца сентября и начала октября. Когда Алтай («Золотые горы» — именно так он переводится с тюркских языков) оправдывает свое название на все сто…

Мест, где мы побывали сами на машине за эти 10 лет, не так уж и мало: несколько раз на Байкал, с десяток горнолыжных мест Сибири и т.д. Обо всех можно прочитать ниже в подборке. Но в этом списке явно не хватало Алтая. Шикарная, почти нетронутая человеком природа и одна из самых красивых дорог в мире («…да что там, в мире — в России!»). Уж сколько интересных отчетов я перечитал за это время на дроме и т.д., про самые красивые дороги этих мест, нереальную природу и т.д. Сколько фильмов пересмотрел, даже классику советского кино «Живёт такой парень». Оставалось только найти подходящее время, а подходящая машина уже давно есть.

Как бы не был хорош и отлично приспособлен для путешествий этот настоящий универсал, но годы и пробеги по нашим направлениям берут своё. И ТО ему требуется периодически всё чаще. В этот раз перед поездкой помимо обязательной замены масла пришла очередь обновить кроме мелочовки в ходовке еще рычаги подвески, рулевые тяги и тормозные колодки. Еще, чтобы ничего не мешало наслаждаться отличным видом во время поездки, заметил лобовое стекло.

В этом году еще и с Машей у нас точно такой же юбилей, 10 лет. И так всё совпало, в одно время, вот мы и решили вдвоем отдохнуть на Алтае. Были бы очень рады поехать и с детьми, но они у нас уже школьники, и отрывать их от школы нежелательно. Естественно, отдых у нас не ограничился только проживанием на базе на берегу Катуни (кстати, очень приличной) и изучением окрестностей.

Ко всем нашим путешествиям все эти годы мне приходится прибавлять ещё 700 км в одну сторону, из Кодинска до Красноярска. И только потом начинается самое интересное. В этот раз сначала предстояло добраться до Бийска (от Красноярска больше 1000 км по кратчайшему пути), потом пару дней по такому манящему Чуйскому тракту. Затем день по Чемальскому тракту и еще день в окрестностях нашего эко-отеля «Алтика». Обратная дорога уже через Новосибирск. Пусть она немного длиннее, чем по Горной Шории, зато намного лучше. Пара лишних дней в Новосибирске, чтобы наконец-то исполнить еще одну маленькую цель, но об этом позже.


Общий вид маршрута отпуска: Кодинск — Красноярск — Бийск — Чуйский тракт — Чемальский тракт — Новосибирск — Красноярск — Кодинск.

Гугл карты показали общий расчетный маршрут длиной всего 4700 км. По факту с учетом всех маршрутов и поездок «по магазинам» получилось более 5000 км. Пока это наш рекорд в путешествиях на машинах!


Для первого раза, чтобы Алтай нас принял и захотел снова пустить в гости, этого самого популярного маршрута вполне достаточно.

День 1. Дорога Красноярск — Бийск. Немного более 1000 км

До Кемерово всё как обычно, дорога активно ремонтируется. Многочисленные остановки, конечно, сказываются на времени в дороге. Но к чему все эти ремонты нормальной, в общем-то, дороги, если есть более важная проблема?


Кемерово. По-прежнему, очень не хватает нормальной объездной дороги. Приходится ехать либо окольными путями, либо через центр.

В общем, из-за многочисленных ремонтов трассы в Кемеровской области в это время, а также необходимости ехать через сам город Кемерово, на дорогу ушло более 13 часов. Да, поехали мы по более короткому пути через горную Шорию. До района Шерегеша дорога была знакома (ездили зимой покататься на лыжах в Шерегеш, ведь там Самые интересные горнолыжные места Сибири), и в принципе очень даже приличная, пока не закончилась Кемеровская область. Дальше после границы области и Алтайского края она становилась всё уже, всё хуже и местами без покрытия.

Но именно по этой дороге было и одно из наших самых ярких впечатлений всего путешествия. Ближе к Бийску, километрах в 130 от него, мы ехали совершенно одни, уже вечером, в полной, как казалось, темноте… Где-то между сёлами Ельцовка и Целинное, прямо в поле остановились, так как ехать дальше было НЕ РЕАЛЬНО. Выйдя из машины, мы увидели такое красивое звёздное небо с Млечным путём, которое в Красноярском крае и даже на Байкале «не показывают». Звезды были огромные, яркие, разноцветные, их были миллиарды, от горизонта до горизонта! И мы стояли несколько минут просто без слов от такого зрелища. Словно находились прямо в центре Вселенной, ну или как минимум, нашей Галактики)). Я бы даже не удивился, если бы в этот момент рядом пролетел НЛО с инопланетянами. Жаль, не было подходящей фототехники, чтобы запечатлеть весь этот КОСМОС. Поэтому нашел в инете максимально похожее.


Примерно такое же ночное небо предстало перед нами в чистом поле.

Не знаю, что там за аномалия такая, ведь проехав чуть дальше, мы увидели еще и огромную оранжевую Луну. Всё бы ничего, но она едва ли не лежала на горизонте, словно в сказке про Луну, которую уронили… У нас почти паника — куда бежать, кому звонить в таких ситуациях??)) Но вроде обошлось. Отъезжая дальше от этого места увидели, что Луна нехотя, но поднималась.

В 85 км до Бийска показалось село Целинное. Наш навигатор указал более короткую дорогу прямо через село, а вот дорожные знаки указывали на объездную дорогу. Она более длинная по карте, чем напрямую, но теоретически более быстрая. Теоретически. Но на деле, разбитая пыльная грунтовка объездной, не позволяла держать скорость выше, чем разрешенная в городе.

Но в целом, эту короткую, но не самую лучшую дорогу от Кемерово до Бийска, стоит проехать хотя бы ради такого космического зрелища, в это время года и суток.

В Бийске, куда мы наконец добрались уже почти в 10 вечера, в забронированную ранее на сутки новую квартиру мы не попали. Еще по пути нам отзвонились и сообщили радостную информацию, что «Извините, там прорвало трубы, не успеем сделать ремонт, Аааа». Видимо, это стандартная отмазка, когда «бронируют» сразу несколько и со всех хочется взять деньги. В итоге они предложили «равноценно» взамен какой-то жуткий клоповник, от которого тошнило еще долго. К тому же на окраине города. А мне было важно как можно ближе к знаменитому «Нулевому километру» возле музея Чуйского тракта.

В итоге вопрос все же решился, и вместо убитых квартир для нас неожиданно «нашёлся» нормальный номер в отеле California. Жаль, не этот тот, что прославили Eagles. Так себе отель и номера, но переночевать сойдет. И уж точно лучше того, что нам предложили ранее, ценник нам оставили, как для обычной квартиры, в полторы тысячи.

День 2. Бийск — Чуйский тракт — село Акташ. Более 420 км

Очень символично начинать знакомство с Алтаем именно там, где находится исторический 0-й километр Чуйского тракта. Поэтому логично и выбрали для ночёвки город Бийск. Ну а в Новосибирск, откуда сейчас идёт современный М-52 Чуйский тракт, заедем через неделю на обратном пути.

Из этого отеля хотелось поскорее уехать, не потому что так плох, а потому что впереди уже нас ждет легендарный Чуйский тракт. Впервые для нас!


Welcome to the hotel California

А уже утром выезжаем, обязательно остановившись наудачу возле знаменитого символа. Жаль только, что утром в воскресенье не работал музей.


Музей Чуйского тракта. К сожалению, утром в воскресенье был закрыт.


Покрутить исторический «нулевой километр» на удачу перед стартом можно в любое время.

Также не работают тут рано утром в выходные и автомойки. А ехать по такой прекрасной дороге, в отличную погоду, на немытом автомобиле, я считаю, неприлично.


Уже граница Алтайского края и республики Алтай. Срочно нужна автомойка.

А вы знали, что медный шар на верху знака олицетворяет солнце? А еще ниже его — герб Республики Алтай, и сам символ нашего светила. Солнца в нашем путешествии, и правда, хватало в ближайшие дни.

Рядом со знаком установлен камень, на котором на памятной доске выгравирован указ императрицы Елизаветы о принятии алтайцев в подданство России. Было это более 260 лет назад! Чем дальше едешь по Чуйскому, тем больше стоит благодарить Елизавету за такие красивые территории, и они наши!


Чаадыр — стилизованная коническая юрта на смотровой площадке.       

Вообще, очень сильное, интересное место! И отличный вид на Катунь, где мы наконец-то увидели, как она играет своими бирюзовыми, голубыми красками. А чем дальше к её истоку мы продвигались, тем она становилась ярче и насыщеннее этими цветами.


Наконец, в Майме нашлась большая автомойка с 5 постами, но с очередью! И через час едем дальше, уже с чистой машиной и совестью)


Забавные экологические баннеры гораздо уместнее обычных, коммерческих.


За мостом через Катунь стал меняться рельеф, начались горы!!


Катунь осталась далеко в стороне, но другие речушки и ручьи (и мостики) сопровождают Чуйский тракт практически на всём его протяжении.


Проезжаем большое село Камлак.

В воскресенье днем на всем протяжении Чуйского тракта стояло очень много камер фиксации нарушений. Как правило, они в металлических ящиках с прозрачным окном. А в понедельник вечером, когда возвращались обратно, их почти не было. Видимо, по будням снимают показания после выходных и подзаряжают. Также много камер висит на столбах и на арках через дорогу, но обо всех заранее предупреждают знаки и разметка. И это правильно и цивилизованно. Такого дикого и позорного явления как «козлов» (судя по недавнему опросу Как вы относитесь к владельцам частных передвижных камер видеофиксации? ) — частников, маскирующих свои треноги в самых «хлебных» местах, без каких либо предупреждений, а самих сидящих в кустах рядом, вместо того, чтобы работать, тут нет. В Красноярском же крае их в этом году было как грязи.

Чуйский тракт протянулся по долинам семи рек, через перевалы, между десятками горных хребтов, пересекая две высокогорные степи. Первые 147 км автомобильной дороги проходят по правому берегу Катуни, затем, в селе Усть-Сема, пересекают реку и, преодолевая многочисленные перевалы, отступает от нее. После 358 км тракт (в поселке Иня) опять пересекает реку Катунь, и далее практически до самого конца пролегает вдоль речки Чуи, сначала по ее правому берегу, а после 547 км — по левому. 


Почти на всем протяжении идеальное дорожное покрытие! Красота!


Речка Сема пересекается с трактом.


Заехали на один из холмов по тропинке осмотреться. Везде такой яркий огненный хвойный лес!


Знаменитый Семинский перевал. Просто плавный затяжной подъем и потом такой же плавный спуск...

Это высочайший перевал на Чуйском тракте. Высота — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Пересекает Семинский хребет между горами Сарлык и Вершина Тияхты, также это и рубеж Северного и Центрального Алтая. То есть отсюда и начинается самое интересное!


Внизу снова появляются реки. На этот раз Урсул.


А здесь уже один из притоков Урсула между местом его впадения в Урсул и перевалом Чике-Таман.


Очень красиво смотрятся рощи деревьев на берегах.


Перевал Чике-Таман. Это уже посерьезнее!

Чике-Тама́н («прямая подошва») — один из красивейших перевалов Горного Алтая. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.


Но и этот перевал не показался каким-то сильно сложным. Разве что зимой тут, конечно, будут свои нюансы.


Интересное место для отдыха в районе села Купчегень. И один из притоков Катуни. Да, да, скоро снова появится и сама Катунь!


В Купчегене протекают сразу две речки Купчеген и Большой Ильгумень. Здесь золотая осень в самом разгаре!


В районе Ильгуменских порогов слева от дороги снова появилась Катунь.


Горы снова стали выше, берега круче, а Катунь бирюзовее, чем до этого!

Кстати, а почему вообще Катунь такая бирюзовая, и почему осенью это намного заметнее? Именно осенью, с наступлением холодов, Катунь предстаёт во всей красе — набирает цвет. Катунь питается за счет атмосферных осадков, воды от таяния снега и ледников в горах и подземных вод. В зависимости от времени года, меняется объем составляющих, а от этого, в свою очередь, цвет и прозрачность воды.

Весной и летом в Катунь больше всего воды поступает за счет дождей, а также таяния снега и ледников. Эта вода делает реку серой, мутной. Бирюза слабо проглядывает.

Осенью и зимой снег и ледники не тают, осадки выпадают, но не так много, и основное питание — около 80% — идет за счет подземных вод. Они самые чистые, потому что в них нет никаких взвесей. В средней и верхней части Катунь как бы прорезает зеленокаменную формацию песчаников. Они и дают реке бирюзовый оттенок.

Самая прозрачная и бирюзовая вода в Катуни бывает зимой. Катунь единственная на Алтае, а возможно и во всей России река с необычным цветом. Остальные по сравнению с ней смотрятся серо, особенно осенью. В прямом смысле этого слова…

Это точно. Возвращаясь после Алтая домой, понял, что ни Обь, ни Томь, ни даже Енисей с Ангарой уже не впечатляют…


От восторга даже захотелось сделать такое фото на крыше машины, благо там есть крепкие рейлинги, а поперечины я не стал снимать перед поездкой.


Еще одно интересное красивое место Чуйского тракта прямо возле обочины.

Отвесная стена из прессованного песка вдоль Чуйского тракта за селом Купчегень. Тут нужно быть острожным, стена постепенно разрушается, образуя вдоль дороги песчаные осыпи. И буквально за пару минут, что мы тут простояли, рядом упали несколько камней с песком!

Считается, что это часть древнего русла Катуни. По старой легенде когда-то реки были зажаты огромными камнями между высоких Алтайских гор. Самый сильный богатырь того времени, услышав их жалобный стон, решил спасти невольниц. Указательным пальцем правой руки он провел по горам борозды, и устремились по ним все попутные ручейки и речки с веселой песней. Потом богатырь литой трехгранной стрелой надвое расколол большую гору, мешавшую реке, тем самым освободил ей дальнейший путь.

Езда по идеальному асфальту Чуйского тракта это, конечно, прекрасно, но ведь иногда хочется съехать с дороги, поближе к красоте. За столько лет и мест, где мы были, есть уверенность, что Аут проедет почти везде. Без фанатизма, конечно.


По одной из тропинок через лес спустились и проехали по песчаному берегу в поисках красивых видов. Нашли!)


Ого!! Размеры некоторых монолитов на берегу впечатляют!


И это Катунь, которая течет очень быстро, их еще подрезала за сотни тысяч лет…

Конечно же, про одну из самых красивых и интересных рек мира было интересно узнать подробнее.

Катунь — одна из крупнейших рек на Алтае, главная водная артерия Горного Алтая, в месте слияния с рекой Бия образует реку Обь. Длина: 688 км. Исток берет начало у горы Белуха. Большинство рек Горного Алтая относится к бассейну Катуни. Она принимает 6799 притоков. По общему характеру долины, Катунь делится на три участка: верхняя Катунь, от истоков до р. Коксу, длиной 210 км, средняя Катунь от устья Коксы до р. Сумульты длиной 200 км, нижняя Катунь длиной 280 км, от р. Сумульты до слияния с р. Бией.

На верхнем участке Катунь огибает Катунский хребет с южной и западной сторон и обладает наибольшими уклонами с общим падением до 1000 м. На этом участке Катунь принимает множество притоков с южного и западного склонов Катунского хребта, а также Листвяги и Халзуна. Леса здесь представлены черновой тайгой.

Средняя Катунь, от р. Коксы до р. Сумульты, проходит в области высоких горных хребтов. Общее падение на этом участке около 400 метров. Здесь река принимает главнейшие притоки с ледниковым питанием: Мульта, Кураган, Аккем, Кучерла, Аргут и Чуя. Ниже поселка Тюнгур до р. Аргут Катунь течет в порожистом ущелье. От Аргута до р. Чуя и несколько ниже она протекает среди высоких террас и бомов.

Наконец, нижняя Катунь, от р. Сумульты до устья располагается в области среднегорья и низкогорья. Общее падение реки около 400 м. Преобладающий характер долины — все более широкое развитие террас. Из притоков на этом участке наиболее значительными являются реки Чемал и Сема. Склоны долины заняты, в основном, лиственницей. Начиная от устья Сумульты, появляется сосна.

Общее падение от истока до устья — 2000 м, чем и определяется большая скорость течения 5-6 м/сек. Геологическое строение долины Катуни весьма разнообразно как по составу, так и времени образования — от самых древних протерозойских пород до современных.


Теперь понятно, почему все, и мы в том числе, так хотели здесь побывать. Увидеть красавицу Катунь своими глазами многого стоит!


Как и проехать самому за рулем по одной из лучших и самых красивых дорог мира!


Едем дальше, еще одна интересная панорама открывается на сильно петляющую Катунь…


…у красивого села Малый Яломан.

В селе Иня по новому мосту снова переезжаем Катунь, и она оказывается у нас справа. Отсюда начинаются и самые впечатляющие виды на реку. Кстати, въезжая в село по тому самому железобетонному мосту, можно увидеть рядом и старый подвесной мост. Во время его постройки он был первым в мире мостом такой конструкции. Теперь Ининский мост — памятник истории и культуры Российской Федерации. 


Особенно здорово ехать здесь за рулем именно праворульной машины ;)) Слева многого просто не видно.


А сразу за селом Иня, нас ждет легендарное, мощное энергетическое место …


Слияние Катуни и такой же бирюзовой в это время Чуи!


Видно, что русло Катуни в этом месте готово принять гораздо больший объем воды.


После места слияния едем уже только вдоль красавицы Чуи, в честь которой и назван тракт .


Здесь также отменного качест