|
Последнее время то ли я постарел, то ли уже все объездил, но что-то не тянет меня на дальние путешествия на автомобиле. Это я раньше мог себе позволить съездить на Урал два раза travel.drom.ru/15882/, travel.drom.ru/30295/, или на наше Черное море travel.drom.ru/37990/, или доехать до Грузии и Азербайджана travel.drom.ru/47889/. О чем писал на этом замечательном сайте. Теперь только недалеко от дома. Два-три дня, не более. И вот об очередных трех днях путешествий мой небольшой рассказ.
И опять тут только мои впечатления, мои мысли и ни на какую объективность не претендую. А то сейчас начнется: автор а то, автор а се! Тут только отсебятина. А кому не нравится — не читайте. Или слезьте с дивана и сами прокатитесь, а потом и предъявляйте! Все, поехали.
Бродя по просторам интернета, я нашел информацию, что на Валдае находятся три истока велик русских рек. Волги, Днепра и Западной Двины. Ну, про исток Волги я знал и даже побывал там два раза, о чем и писал на этом замечательном сайте. А что в пределах доступности находятся еще исток Днепра и исток Западной Двины — это была для меня новость. И решил я проверить, так ли это?
Наступил праздник — День России. Три выходных дня. Разгар лета. Самое время поехать поискать источники «силы». В прошлом году в это время я ездил во Псковскую область. https://travel.drom.ru/84483/ . «Здесь начинается Россия!» — так назывался мой маршрут. А теперь пусть будет «Три источника».
Стартовали мы из Петербурга. Местом базирования был выбран город Осташков, как наиболее равноудаленный от всех трех точек, в которых планировал побывать. Была забронирована комната в гостинице на две ночи. Взял с собой свою сестру — кузину и одиннадцатого, в шесть утра мы стартовали на поиски трех истоков. Пока ехали и по М10, и по М11 — это номера автодорог по направлению в Москву — то все было замечательно. По пути заехали на заброшенный старинный ж/д мост.
Про этот мост я уже писал здесь, travel.drom.ru/73374/.
В районе поселка Яжелбицы свернул на местную дорогу. Скорость сразу же упала, так как качество наших дорог оставляет желать лучшего. Но зато природа вокруг радует. Летняя русская красота.
Для этого сюда и ехали — чтобы глаза отдохнули от компьютера. Дорога местами становилась просто швах. Целые куски вырваны из асфальта, огромные дыры на полотне. Но я знал что ждать, поэтому и был готов к этому. А на границе Новгородской и Тверской областей асфальт вообще кончился. И пошел грейдер. Но по нему было легче ехать. Хотя бы не было откровенных ям.
Долго ли, коротко, а часам к шести вечера мы добрались до истока Волги.
А там прямо толпа народу была. С детьми, с бабушками. Целыми семьями народ путешествует. И кто на чем. Большинство на машинах, конечно, некоторые на велосипедах. Сейчас, смотрю, не только по городу ездят на великах, а начали и путешествовать на них. Довольно часто велосипедистов на трассе встречал. А некоторые и с рюкзаками — пешком пришли сюда. В первый же день мы достигли первой цели — побывали у истока реки Волги.
Мальчишка стоит двумя ногами на разных берегах Волги.
По пути в Осташков увидели пирамиду инженера Голода. Стоит себе в лесу, не египетская, конечно, но все равно, высокая пирамида.
Такая же стояла под Москвой, но ее снес ураган. И кажется, еще где-то стоит аналогичная. А день закончили посещением «жемчужины Тверской области» — Нило-Столбенской пустыни.
Был вечер перед Троицей, и первый раз видели, как украшают храмы к празднику молодыми березками.
Прогулялись по территории монастыря.
И прокатились на «моторке» вокруг, по озеру Селигеру.
Отличное завершение первого дня, после поездки в шестьсот километров.
С раннего утра, а мы — «жаворонки», поехали искать исток Днепра. Днепр я видел в Орше, в Могилеве
и в Киеве.
Там везде это большая река.
И в это путешествие я ехал на своей верной TOYOTA COROLLA. Я уже шесть лет на ней путешествую, и она меня ни разу не подводила. У меня к ней претензий нет! Все свои впечатления о ней я высказал в предыдущих своих репортажах. Поэтому тут будут только фотографии машины.
Путь наш лежал через город Ржев. Но до него еще надо было доехать порядка ста километров. Красивый старинный городок. В нем я был впервые. По нему тоже протекает река Волга.
И тут она уже похожа на реку, а не на вчерашний ручеек, который мы видели в Волговерховье.
Мы не могли проехать мимо нового памятника — мемориального комплекса в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны. Грандиозное сооружение.
Сродни Матери-родине в Волгограде.
и солдату-освободителю, в Берлине, в Трептов-парке.
А сколько народа приехало ко Ржевскому памятнику. Помнят люди! И видно было, что это не организованная толпа туристов, которых централизованно привезли на экскурсию. А люди, которые самостоятельно приехали сюда сами, чтобы вспомнить всех погибших в Великой Отечественной Войне. И отдать им память. Звучали песни памяти. Детские ансамбли выступали со своими танцами. Атмосфера за душу брала. Что удивительно, на стоянке стояла машина с польскими номерами. Значит, и у них остались люди. Несмотря на тяжелый текущий момент.
А во Ржевском районе столько воинских захоронений! Проезжая на автомобиле, я сбился со счета. Сколько простых памятников погибшим солдатам. Так что в память о всех, кто боролся и сейчас борется с фашизмом, мы должны победить.
Но наш путь продолжался. Дорога вела нас на границу Тверской и Смоленской областей. И как везде на границах областей дорога кончалась, и начиналось направление. Кошмар автомобилиста.
Но это компенсировалось великолепной русской природой, которая открывалась нам.
Видели гнездо аистов.
Но когда возвращались назад, аистиха, а я думаю, что это была она, сидела в той же позе. Мы еще с сестрой поспорили — живая она или пластмассовая?
Последние сорок километров пошел грейдер. Но грейдер прямой как стрела.
И наконец мы уперлись в стену Свято-Владимирского мужского монастыря. Причем в прямом смысле уперлись.
Дальше дороги не было. Все, приехали. Дорога к истоку пролегает прямо через территорию этого монастыря.
Монастырь красивый. Все ухоженно, чисто. И никого из людей. Зашли в храм.
Сестра написала поминальную записку и спрашивает, сколько это стоит? А батюшка и отвечает, что никаких тарифов у них нет и положи, сколько душа позволяет. Это прямо бомба! Сколько раз об этом писали, говорили, что неправильно это устанавливать тарифы за связь с Богом! И наконец-то я попал в это место, где нет такого! А то у нас в Петербурге уже без денег и не войти в церковь.
Далее — по деревянному настилу на болото.
Где выкопана купальня, стоит часовня и написано, что это исток реки Днепр. «Остановись путник. Ты находишься у истока великой реки Днепр. Береги её».
Тут же на краю болота
могила наших бойцов, погибших в этих местах в Великую Отечественную войну. Но все красиво, благородно. И народу никого. Вообще никого, мы были одни. И мы достигли второй цели!
На обратном пути Алиса, девочка из навигатора, отказалась нас везти. Сказала, что спутников нет, а без спутников она не работает. Зараза! Пришлось по старой привычке по памяти, по расспросам местного населения искать обратную дорогу. И я нашел ее. Минут пятнадцать поплутал, правда. Но нашел дорогу и вернулся домой. Я горд собой. Не забыл еще, как ездить без навигатора.
И на третий день поехали к третьему истоку. К Западной Двине. Но с утра я сходил на берег Селигера, встретил рассвет.
Красиво. И на берегу встретил котика-рыболова. Первый раз видел, что кот реально ловил рыбу. В утренней тишине услышал шлепки по воде. Обернулся, а это кот бьет лапой по воде, мальков у берега ловит. Я «котиков» принципиально не фотографирую, но этот пусть тут будет. Заработал! Чудеса!
До Западной Двины оказалось ехать ближе всего. Через полсотни километров по шоссе увидели указатель «Исток Западной Двины». И четыре километра по лесной, дикой дороге.
На этой дороге меня посетила мысль, а если колеса пробью? Причем сразу все четыре? Что тогда, останусь здесь навсегда? Абсолютно глухое место. Но все обошлось. Тойота рулит! И мы достигли истока! Этот исток оказался наиболее близким к цивилизации, но и наиболее диким. Опять болото в лесу. Стоит часовня и крест. Табличка установлена. А кругом дикая природа. А какие там комары и слепни! Мы были с позором изгнаны оттуда летающими тварями, других слов я не нахожу. Были мы там не более десяти минут. Больше не выдержали.
Не могу удержаться и не поерничать. У нас она называется Западная Двина, а в Латвии Даугава. Ну, раз в свете нынешней ситуации в мире прибалты выеживаются, лают на весь свет про нас всякие гадости и отказались от нашего газа и электричества, то нам ничего не стоит перекопать этот ручеек и оставить их еще и без воды, их «великой» Даугавы. Кстати, это же касается и «незалежной» Украины. Ничего не могут без России. Даже рек своих нет.
И оттуда уже направились в сторону дома. Но по пути было еще одно место, в которое я хотел заехать обязательно. Ширков погост.
Ранней весной, на восьмое марта, я ездил на автомобиле в Кижи. Полюбоваться на чудо русских мастеров.
О чем тут есть мой предыдущий репортаж. travel.drom.ru/87493/
Так вот церковь в Ширковом погосте называют «Тверские Кижи».
И она выше кижской и древнее. Построена аж в 1694 году. И без единого гвоздя! Это Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Шедевр работы русских мастеров.
Сумасшедшая история у нее. Она даже была концлагерем у фашистов. И снести ее пытались несколько раз. Но спасло ее то, что находится она в глухом месте, в тупике. И про нее просто забыли. Я был тут первый и единственный раз, когда еще будучи студентом попал в байдарочный поход по этим местам. Это было в 1985 году. И всю жизнь смутно помнил про нее. А тут, раз оказался в этих краях, грех было не доехать до нее. Тоже дорога так себе. Но вокруг уже понаехали — в основном московские дачники. Понакупали катеров и мощных моторок, и место стало уже не глухим и заброшенным. Скоро и там начнут деньги собирать за посещение места, как в Кижах.
А рядом в начале двадцатого века построили каменную церковь. Деревянная уже не вмещала всех прихожан, да и холодно было в ней зимой.
Насладившись русской красотой, мы решили наконец-то искупаться. Тут тоже раньше протекала река Волга, но где-то ниже по течению построили дамбы, и получилось из реки озеро Вселуг, на котором и стоит эта великолепная церковь. Отдохнувшие и посвежевшие, мы покатили домой.
А было жарко, солнечно. И вообще, последний день праздников. Поэтому прошлось продираться сквозь все местные пробки. Потом выехали на М10. Вроде стало полегче. Ну, а проехав Великий Новгород, перебрался на платку, М11. И под аккомпанемент дождя въехали в город.
Вот так великолепно прошло наше минипутешествие на три дня.