Праздничные выходные в Псковской области

20.03.2023 | 4720 просмотров

На 23 февраля выпало четыре выходных дня. И решил я провести их во Псковской области. Я много раз бывал в тех краях, и все время получал огромное удовольствие от поездок. Был во Пскове, в Печорах, в Изборске, в Пушкиногорье. Смотрел на полеты шаров-монгольфьеров в Великих Луках.

Но был все время летом. А тут решил разнообразить свою жизнь и прокатиться зимой. Тем более, что в родном Петербурге уже полтора месяца стояла мрачная, серая погода. Солнце выходило буквально на несколько часов в месяц.

Маршрут я составил на три дня. Чтобы без напряжения, в удовольствие провести время. Забронировал гостиницу во Пскове. Псков был выбран как наиболее равноудаленное и удобное место для путешествия.

С утра, а все время стартую с ура, потому что я «жаворонок», залил полный бак и вперед. По пути заехал в Рождествено, на дачу Набокова. Но там меня ждало разочарование. Саму дачу и участок вокруг нее обнесли глухим забором. Не пройти, не погулять и не выйти на высокий берег реки Оредежи. Там красивый вид был.

Но прогулялся по парку.

И там я получил первые положительные эмоции. Солнце всходило. Снег скрипел под ногами. Тишина. Красота. Судя по первому впечатлению, впереди меня ждала хорошая поездка.

К обеду, не торопясь, я доехал до Пскова. Сразу заехал в столовую. Я в ней бывал неоднократно. И мне все время нравилось там обедать. Я не люблю современные забегаловки типа пиццерий и мак-даков. Обед должен состоять из трех блюд с обязательным супчиком. Что я и получил в этой столовой. Потом поехал, заселился в гостиницу. Гостиница ««Октябрьская», в самом центре города. Вся из советского прошлого. В коридорах лежат ковровые дорожки, во всю длину коридора, на этаже еще стоит стол для коридорной. Помню раньше, в советские времена, там сидели злые тетки, которые следили за постояльцами, чтобы они не творили безобразия. Как-то в Мурманске мы очень сильно повздорили с такой теткой. Я аж чуть не прослезился от таких воспоминаний. А номер обычный, тоже советский. Кровать, телек, холодильник, душ. В душе холодно было. Вентиляция была мощнейшая. Чтобы забраться в душ я сначала включал горячую воду и хоть немного прогревал помещение. С утра был завтрак. На три звезды, как и сама гостиница. Но меня все устраивало.

И после всех хозяйственных дел я пошел прогуляться по городу. Прикинул маршрут по кругу и пошел гулять. Сразу же, за углом меня ждала такая красота.

Отличное начало. Прошел вдоль крепостной стены невероятной толщины. Через скверик вышел на берег реки Псковы в районе Гремячей башни. Это очень крутая псковская достопримечательность.

Построена эта башня в 1525 году. Это было уникальное инженерное сооружение с подземным ходом, выходящим прямо к реке. Она невысокая, но большая в диаметре. Замечательное место для фотосессий. Рядом находится церковь Космы и Дамиана, старинный храм 13 века. Но все это было на противоположном берегу. Поэтому я любовался этой красотой издали. Все это я описываю по памяти и, возможно, где-то допускаю неточности в описании. Потому, кому интересно, всю информацию может найти самостоятельно. Я только о своих эмоциях пишу.

И тут плавала целая стая уток, которые шумно влетели, когда рядом съехал с горки маленький ребенок, катающийся тут на ватрушке. Далее пошел по Милицейской улице, оказывается, есть еще такие названия, по левому берегу Псковы. Там сплошной парк и летом все утопает в зелени. А сейчас все утопало в снегу. Дошел до пешеходного моста с видом на Богоявленскую церковь, на том берегу.

Интересно, что река Пскова замерзла местами, местами была чистая вода, по которой плавало много уток, которых кормили горожане. Потом слева, на валу показалась церковь Петра и Павла.

Красиво она смотрелась на фоне синего неба. Далее по парку, через каток с видом на Троицкий собор Крома,

перешел по мосту, который ремонтировали гастарбайтеры, и вышел на Золотую набережную, она же Советская.

Здесь не было никого. Тишина, красота, все деревья укрыты снегом. Но дорожки все почищены. А на другом берегу реки Псковы высился Кром.

Так псковичи называют свой Кремль. Ярко светило солнце. Легкий морозец щипал уши. Идиллия.

Не торопясь, в гордом одиночестве я и дошел до места впадения Псковы в реку Великую.

Тут я бывал неоднократно, но летом. На разных берегах Псковы стоят две башни. Высокая

и Плоская,

которая уже является частью Кремля. В этом месте все замерзло и покрыто ровным снежным одеялом. Тропинка протоптана, с берега на берег. Но что-то одному как-то боязно было идти. Наверное, годы все-таки берут свое. Раньше я Неву запросто переходил по льду. И неоднократно, хотя она несравненно шире и опаснее, я так думаю. А тут что-то прямо остановило меня, хоть и идти было недалеко. Полюбовался на окружающую действительность, пофотографировал и дождался попутчиков. Мы весело, с шутками и прибаутками перешли на другой берег Псковы, и я оказался прямо под стенами Псковского кремля. И пошел вдоль стены по берегу реки Великой. Раньше я никогда не ходил там, только внутри Крома. Вот что значит, есть время и возможность. Совсем другое восприятие знакомых мест. Слева огромная кремлевская стена, справа заснеженная гладь реки Великой.

Из-за крепостной стены выглядывали купола Троицкого собора.

А справа ярко светит вечернее солнце. Иногда появлялись одинокие прохожие. На противоположном берегу стоят Церковь Успения пресвятой Богородицы с Пароменья и Ольгинская часовня. По легенде, именно в этом месте Ольге указали на место для строительства Кремля.

И тишина. Здорово. Скоро я дошел до гигантских букв. Из которых сложена надпись «Здесь начинается Россия».

Это мое летнее фото и видео. https://youtu.be/8LDJYnqPdts

Ее очень хорошо видно с противоположного берега и с моста, по которому проходит дорога из Эстонии. А до границы отсюда всего-то полста километров. Только этим я объясняю появление этой фразы на этом месте. А вообще, много шума было вокруг установки этой надписи. Говорят, что буквы для слова «Россия» взяли с крыши одноименной гостиницы в Москве, когда ее сносили. Какие-то суды были. Шум, гам вокруг. Но надпись установили и теперь она красуется у всех на виду. Говорят, что точно такая же фраза установлена и на Камчатке. Надо будет съездить, посмотреть. Но я случайно оказался в этом месте и решил показать истинный размер букв.

Долго пришлось стоять, чтобы «поймать» эту тетеньку и показать размер этих гигантских букв. Потом я прошел под мостом, оглянулся назад. Вот такой вечерний взгляд.

И свернул с набережной и вышел к памятнику княгини Ольги.

Он был установлен в 2003 году в честь 1100 лет с момента первого летописного упоминания Пскова. Ну а тут уже кругом шумел вечерний город. Прошел мимо церкви «Василия на горке». Памятник 15 века,

мимо памятника псковскому Скобарю. Петр Первый, когда строил флот, повелел каждой губернии делать что-то для кораблей. Пскову досталось делать крепежные скобы. Отсюда и пошло прозвище «скобари». Говорят, что псковичи даже гордятся этим прозвищем.

И по детскому парку скоро я вернулся в гостиницу. Часа два я гулял. Местами подмерз, местами солнце согревало так, что даже расстегивался. Хорошо было.

На второй день своих выходных я решил посетить Пушкинские места. Прокатиться по Пушкиногорью. Это усадьбы в Тригорском, в Михайловском и поселок городского типа Пушкинские Горы.

Ночью прошел еще один небольшой снегопад. И с утра, часов в 10, город выглядел так. После полуторамесячной темной и беспросветной питерской безнадеги, псковское утро дарило надежду на хороший денек.

Пару слов об автомобиле, на котором я путешествовал. Это Toyota Corolla, на которой я уже езжу шесть дет. Я уже неоднократно описывал ее на этом сайте в моих рассказах. А нечего о ней сказать. Она ездит. Просто сел в нее и поехал. Проехал от Соловков, по карельским дегуебшам, до автобана на М11 — она едет. А при возвращении домой расход бензина был 5,7 литра на сто километров. Правда в городе я две недели ездил, показывала 15 литров. Но это были экстремальные поездки. Больше стоял, чем ехал. Тойота не виновата. А она ездит, дай бог ей здоровья. И еще лет пять я планирую на ней кататься. Смысла менять не вижу. Не на что. Да и не найду ничего сейчас. На фото грязненькая, зато боевая.

А мои надежды оправдались. Когда выехал за город, местами еще был туман, но солнце уже пробивалось сквозь него. Чуть больше часа я проехал по такой дороге.

Движение было минимальным. Народ либо еще спал, либо уже отмечал 23 февраля. Навигатор нарисовал дорогу на полтора часа длиной сто десять километров. Места для меня знакомые. Торопиться мне не куда было. И я ехал в свое удовольствие. Через сто километров я свернул с федеральной трассы на местную дорогу. Стало красивее.

Но чистый асфальт пропал, и появились наезженные колеи. Но не критичные. Еще двадцать километров и свернул в первую точку — село Тригорское. И началась сказка.

Такой красоты и в таком количестве я не видел никогда. И дальше я процитирую Пушкина А.С. Потому лучше, чем он, никто другой не сможет описать окружающую действительность.

«Мороз и солнце;
День чудесный!...

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»

Все это он писал именно об этих местах. Тут и лес,

и ель,

и речка подо льдом.

И все это я реально увидел. В это село Пушкин ходил в гости к Осиповым-Вульф. Говорят, что, глядя на их дочерей, Пушкин и писал про Татьяну в своем романе «Евгений Онегин». И вон в углу, под деревьями стоит скамья Онегина.

Но к ней не пускают, боятся обвала высокого берега.

Красота необыкновенная. Вот такие картинки я и мечтал увидеть в ходе своей поездки. А какая кругом тишина. Солнце только что выглянуло из тумана.

А какие красоты на том берегу реки.

А какой красивый лес в приусадебном парке.

Идиллия. Вдоволь нагулявшись и надышавшись чистым морозным воздухом, я не торопясь дошел до машины и поехал в сторону усадьбы Михайловское, но по пути решил заехать на Савкину горку. Летом я ходил по этому маршруту пешком, далековато, конечно, но игра стоила свеч. А сейчас, конечно, не могло идти речи о пешеходном маршруте. Все завалено снегом. По великолепной «серебряной» дороге я доехал до очередной стоянки.

И отсюда не спеша пошел к горке. Мимо гостевого дома. Красиво он выглядит.

На Савкиной горке находилось дохристианское капище, потом там стоял монастырь, который уничтожили поляки во время своего очередного набега. Сейчас там стоит восстановленная часовня, и стоят древние каменные кресты.

Отсюда открываются удивительные виды на пойму реки Сороть, на имение Михайловское, на луга и дали.

На мельницу, до которой я все никак не могу дойти.

Это самое красивое место всего Пушкиногорья. Я так считаю. Надышавшись и согревшись на солнце, я поехал дальше, в усадьбу Михайловское. Доехав до парковки, я сразу же попал в чудный зимний лес, где стояли ели, согнувшиеся под тяжестью снега, сугробы по пояс.

Но дорожка была почищена и шла прямиком в самую чащу. В лесу стояла часовня Архангела Михаила.

Тоже вся утонувшая в снегу. И немного погодя я вышел на площадь перед усадьбой. В центре стоит развесистый дуб, который никак не хотел помещаться в кадре целиком.

Вокруг стоят разные хозяйственные дома, домик няни.

Понятно, что все это новодел. Что все это восстановлено после войны, ведь немцы хозяйничали тут три года и, конечно, все сожгли и разворовали. Но все это было восстановлено Семеном Гейченко, который был директором музея и вдохновителем всех работ. И он сохранил тут дух России, дух Пушкина. Поэтому и едут сюда люди. И я тоже сюда приехал. И очень рад, что у меня все получилось. Обошел барскую усадьбу.

И с крыльца полюбовался панорамой лугов и поймы Сороти.

И подумалось тут мне, что, если меня тут запереть в ссылку на два года, то я тоже что-нибудь смогу написать. Не Пушкин, конечно, но такая тут красота, такой простор, что дух захватывает. И в этот момент солнце спряталось за набежавшие тучи, и сразу все стало неуютно и холодно. Я быстренько пошел назад, к машине. По пути прошел по «аллее Керн», это которая названа в честь героини стихотворения «Я помню чудное мгновенье...»

Мимо пушкинского мостика, это я так называю мосты, выкрашенные белой краской.

Возле стоянки построили «русскую деревню» с амбарами, с крестьянскими избами, с водяной мельницей.

Но я ее прошел мимо. Уже и устал, и начал замерзать, да и солнце скрылось.

А отсюда я поехал на могилу Пушкина. В Святогорский монастырь. Сколько раз я был в Михайловском, но, к своему стыду, ни разу не был на могиле Поэта. В этот раз прямо поставил себе цель. Поклониться Поэту. И я нашел ее. Поднялся по крутой лестнице, народу не было никого. Но живые цветы лежали.

Ну, а отсюда я уже домой, в смысле в гостиницу, во Псков я добрался без приключений. Ну, а на следующий день было продолжение моей поездки по Псковской земле.

Вот и наступил третий день моих покатушек по Псковской области. В Печоры и Изборск.

Как обычно с утра я сел в машину и поехал строго на запад, сегодня погода вернулась в свое нормальное состояние. Было мрачно, серо и буднично. Периодически шел снег с дождем. Небо намертво было затянуто тучами, и дул противный ветер.

Ехать недалеко. Всего полста километров. Скоро я уже повернул на платную дорогу. На въезде стоит огромный щит, на котором висит предупреждение, что я въехал на платную дорогу. Когда я первый раз увидел это объявление в 2010 году, испытал легкий шок. Как это платная дорога? Кому, куда и сколько платить? Но оказалось все просто. Никому, никуда платить не надо. Просто проезжаешь дорогу и все. Тогда зачем уже двенадцать лет стоит этот щит?

Практически сразу же, за поворотом справа по ходу движения стоит огромный поклонный крест с часовней.

Это «Священный холм, символ единства истории нашего Отечества. Он вмещает в себя горсти русской земли, овеянной подвигом и славой ее героев». Каждый может принести сюда свою горсть земли. Постоял я там, в одиночестве, подумал о вечном. Тишина, только ветер свистит да снег идет. И поехал дальше, прямо в Печоры, в Псково-Печерский монастырь.

Печоры — это обыкновенный провинциальный городок, каких полно в России. Единственное, что туда привлекает туристов, — это Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь. И ведет он свою историю уже более пятисот лет, и за это время в нем ни разу не прерывались службы, ни при поляках, ни при фашистах. Самый яркий и красивый там Успенский храм. Прямо как с картинки.

Это тоже моя фотография, но из предыдущей поездки, летом. Тогда я попал в него ярким, солнечным, летним днем. А сейчас было мрачно и неуютно. Так как я был один и никуда не спешил, то и решил обойти его кругом. Это Михайловский собор.

Пошел с запада на восток. Это Тайловская башня и башня Верхних решеток.

Здесь третья — Тарыгина башня.

Вообще-то он странно расположен. В низине. Обычно все монастыри и кремли располагаются на холмах. А этот явно в низине, и это четко видно на этой фотографии.

Это Изборская башня.

Это Благовещенская башня.

Башня Нижних решеток.

В эти ворота меня не пустили, сказали, что туристам здесь нельзя. И я пошел в гору, вот по такой лестнице. На смотровую площадку.

Вот такой круиз я совершил вокруг монастыря. Это вид со смотровой площадки.

А здесь уже полно было туристов. И бизнес цветет в полный рост. Все что угодно продают. Потом вошел внутрь монастыря. Вошел через ворота, которые располагаются внизу слева, под Никольской церковью.

Спустился вниз, к Успенской пещерной церкви и зашел в нее.

Там дорого, богато. Все в золоте. Но тесно, низко, жарко. Один раз можно зайти.

На все, про все ушло у меня около часа времени. На улице поинтересовался в навигаторе, что еще интересного есть в Печорах. Из десяти достопримечательностей, предложенных в картах, девять оказались церкви. И оказалась только одна гражданская достопримечательность. Памятник фонарю, на фоне водонапорной башни. Я как раз возле него и стоял.

Отсюда я поехал в Изборск. Изборск — это древний русский город, основанный аж в 1330 году. Знаменит он своей крепостью. Изборск — прекрасное место для погружения в историю России. Массивные стены, большие башни.

Короче, настоящая крепость. Я там был лет пять назад, летом. А сейчас все в снегу. И решил не идти туда. Если крепость стоит пятьсот лет, то что там изменится за пять? И сразу спустился к Словенским ключам.

Словенские ключи являются природным памятником и охраняются государством, почитаются церковью. Прямо из крутого берега выбегает вода и, образуя мини водопады, стекает в Городищенское озеро. Целая стена падающей воды. Правда, размер мелковат. Но народ доволен, дети бегают по воде под крики родителей «Не лезь, промочишь ноги». А зимой водопады дополнены сосульками. Что придает особый шарм водопадам. Красивое зрелище, наверно, в солнечный день. Мне не повезло.

Но меня, собственно, интересовали лебеди, которые должны были жить на Городищенском озере. Когда я тут был в первый раз, в озере плавали два взрослых белых лебедя и пара «гадких утят». Дочь моя тогда пыталась их кормить, а они шипели на нее. https://youtu.be/B7GRNv2opSY А сейчас там прямо целая стая оказалась. Народ их кормит. И утки вокруг плавают.

Я-то хотел сфотографировать лебедя, как в рекламе авиакомпаний КLM. Красивый ролик сняли голландцы. Но, увы, не получилось. Хотя очень старался. Минут сорок снимал лебедей. И только вот так получилось.

А отсюда я поехал к последней интересующей меня точке. К монументу «Ледовое побоище».

Огромный памятник. Он поразил меня своими размерами. Да, наверное, не только меня поражает. Как это в голодные девяностые годы умудрились его поставить? Вот такой вопрос все время мучает меня. Хотя проект памятника был утвержден в 1968 году, открыли его в 1993 году в год 1090-летия города Пскова. Установлен он на горе Соколиха, которая находилась на пути следования дружин к Чудскому озеру, когда они шли на бой с псами-рыцарями тевтонского ордена. Великолепный памятник.

Поражает своими размерами. Князь Александр Невский со своею дружиной в походном порядке. Здорово. Это место является обязательным при посещении Пскова. Я там был несколько раз, но летом. Зимой, конечно, смотрится мрачновато, но все равно поражает своими размерами. А вокруг гуляют люди, катаются на лыжах, санках. Популярное место во Пскове.

И вечерком, после небольшого отдыха, я просто прогулялся по вечернему Пскову.

Зашел и в сам Кремль. Полюбовался вечерними картинками старинного храма.

И надо признать, что я это удачно зашел. Как позже узнал из прессы, с первого марта вход в псковский Кремль стал платный. Таким образом, я завершил свою познавательно-развлекательную программу. На следующий день, позавтракав, я не торопясь поехал домой.

Отличная получилась поездка. Отдохнул от всей души.

Шикарные места! Частенько бываю в Питере, надо и до Пскова добраться.

душевно.

В 2021 году открыли новый памятник в Самолве, на месте Ледового побоища, очень красивый. Дорога правда была километров 30 грейдера, но может уже и асфальт.

Как зимой дорога до Пскова? Летом был полный атас, после Рождествено и почти до Луги бордовая пробка( обратно ехал через Кингисепп.

Каменск
Был в Пскове 3 раза. Отличный город, прекрасные люди! Привет всем дромовцам с Байкала!

в то же время, в тех же местах, кроме места захоронения Пушкина.. но есть повод еще съездить.
МБ Виано 10
Corona Premio 7а-fe 97

Zelatti
Дорога нормальная. Ремонты есть. но пробки не критичные. Все таки зима. Мало народу едет.

VALERY 70
Были в прошлом году, летом. Дорога активно достраивается, по деревенькам уже асфальт, а между ними пока грейдер, но асфальт кладут, возможно уже и закончили, ну или в этом году закончат. К мемориалу подъехали вечером и были практически одни, перед нами буквально пару автобусов с туристами уехали. Что сказать, нормальный мемориал, видно что и подсветка в вечернее время присутствует, но не стали дожидаться, в общем можно рекомендовать к посещению.
Ниже несколько фото из тех мест.

57ВалеRUS
Чтобы сюда ехать, надо отдельный день выделять. Да и говорят, что туда дорога пока не очень. Есть в планах, но потом, как нибудь.

ast62
У нас совершенно случайно получилось совместить две точки на карте. Выезжая из дома, изначально были планы на мемориал, а потом куда глаза глядят, а "давай в Витебск" и поехали. Да, и знать не знали, что в Витебске есть вот такой памятник, оказывается Александр Невский был женат на витебской княжне Александре и это всё дело запечатлено в памятнике. Фото ниже.

Zelatti
Не зависимо от времени года, сейчас расширяют дорогу до 4 полос. Есть реверсы на границе с Псковской областью и на подъезде к Мшинской, если ехать от СПб.

57ВалеRUS
Осенью 2021 года после поездки в дождь машина выглядела так:

В этом году собираюсь в Псков с захватом Пушкинских гор, если получится. Был в Великом Новгороде, очень понравилось. Посмотрим, что там в Пскове наши предки нам оставили.

VALERY 70
Осенью 2021 года после поездки в дождь машина выглядела так:
А летом 2022 года наша машина выглядела так), хочу отметить паркуюсь всегда правильно, а это просто для фото и к тому же повторюсь, возле мемориала уже никого не было.

Тоже в прошлом году в апреле проехались из Москвы в Великий Новгород, Псков (Печеры, Изборск, Пушкинские горы), Старица, Тверь. Первый раз были, очень понравилось, прям отличается от Золотого кольца, душевнее как-то. Или не заезжено еще, не знаю. Автор молодец, хорошая поездка!

Чтобы лучше увидеть Псковскую обл летом надо разрешение от погранцов брать, виды очень красивые, но во многих местах к берегу не подъехать, даже в Гдов разрешение надо.

Часто бываю там на майские, уже три года как не могу добраться, посмотрел фото, пролистал текст, пойду-ка брать билеты на самолёт))) какие араматы весной в Михайловском, в окрестносях Пушгор на озёрах щука ловится и т. д.)))
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

Красиво. Нужно ехать.

Красиво. Нужно ехать.
Если есть возможность, то обязательно нужно ехать.

Чой-то "Изборск — это древний русский город, основанный аж в 1330 году", если он упоминается в сюжете о приходе Рюрика.

Draug
862 год.
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

"В 1330 году Изборск был построен на новом месте посадником Селогой вместе с псковичами и изборянами на Жеравьей горе, где он сейчас и стоит. Впервые Изборск упомянут в летописи под 862 годом в связи с призванием варягов"
Но согласен, это очень старинный город.

Антон
Дело конечно "царское". Но маршрут конечно хаотически! Если вы приехали в Псков, то лучше сразу посетить памятник к Александру Невскому, он в черте города дорога от центра займёт минут 15-20, а летом в вечернее время там ещё и дельта планеристы кружат. Пушкинские горы:Михайловское, Троебортное, Тригорское, на это лучше потратить целый день, или даже несколько, река Сороть, и дуб именно тот на котором сидел кот учёный! )))