Три истока трех великих рек за три дня

12.09.2022 | 8187 просмотров

Последнее время то ли я постарел, то ли уже все объездил, но что-то не тянет меня на дальние путешествия на автомобиле. Это я раньше мог себе позволить съездить на Урал два раза travel.drom.ru/15882/, travel.drom.ru/30295/, или на наше Черное море travel.drom.ru/37990/, или доехать до Грузии и Азербайджана travel.drom.ru/47889/. О чем писал на этом замечательном сайте. Теперь только недалеко от дома. Два-три дня, не более. И вот об очередных трех днях путешествий мой небольшой рассказ.

И опять тут только мои впечатления, мои мысли и ни на какую объективность не претендую. А то сейчас начнется: автор а то, автор а се! Тут только отсебятина. А кому не нравится — не читайте. Или слезьте с дивана и сами прокатитесь, а потом и предъявляйте! Все, поехали.

Бродя по просторам интернета, я нашел информацию, что на Валдае находятся три истока велик русских рек. Волги, Днепра и Западной Двины. Ну, про исток Волги я знал и даже побывал там два раза, о чем и писал на этом замечательном сайте. А что в пределах доступности находятся еще исток Днепра и исток Западной Двины — это была для меня новость. И решил я проверить, так ли это?

Наступил праздник — День России. Три выходных дня. Разгар лета. Самое время поехать поискать источники «силы». В прошлом году в это время я ездил во Псковскую область. https://travel.drom.ru/84483/ . «Здесь начинается Россия!» — так назывался мой маршрут. А теперь пусть будет «Три источника».

Стартовали мы из Петербурга. Местом базирования был выбран город Осташков, как наиболее равноудаленный от всех трех точек, в которых планировал побывать. Была забронирована комната в гостинице на две ночи. Взял с собой свою сестру — кузину и одиннадцатого, в шесть утра мы стартовали на поиски трех истоков. Пока ехали и по М10, и по М11 — это номера автодорог по направлению в Москву — то все было замечательно. По пути заехали на заброшенный старинный ж/д мост.

Про этот мост я уже писал здесь, travel.drom.ru/73374/.

В районе поселка Яжелбицы свернул на местную дорогу. Скорость сразу же упала, так как качество наших дорог оставляет желать лучшего. Но зато природа вокруг радует. Летняя русская красота.

Для этого сюда и ехали — чтобы глаза отдохнули от компьютера. Дорога местами становилась просто швах. Целые куски вырваны из асфальта, огромные дыры на полотне. Но я знал что ждать, поэтому и был готов к этому. А на границе Новгородской и Тверской областей асфальт вообще кончился. И пошел грейдер. Но по нему было легче ехать. Хотя бы не было откровенных ям.

Долго ли, коротко, а часам к шести вечера мы добрались до истока Волги.

А там прямо толпа народу была. С детьми, с бабушками. Целыми семьями народ путешествует. И кто на чем. Большинство на машинах, конечно, некоторые на велосипедах. Сейчас, смотрю, не только по городу ездят на великах, а начали и путешествовать на них. Довольно часто велосипедистов на трассе встречал. А некоторые и с рюкзаками — пешком пришли сюда. В первый же день мы достигли первой цели — побывали у истока реки Волги.

Мальчишка стоит двумя ногами на разных берегах Волги.

По пути в Осташков увидели пирамиду инженера Голода. Стоит себе в лесу, не египетская, конечно, но все равно, высокая пирамида.

Такая же стояла под Москвой, но ее снес ураган. И кажется, еще где-то стоит аналогичная. А день закончили посещением «жемчужины Тверской области» — Нило-Столбенской пустыни.

Был вечер перед Троицей, и первый раз видели, как украшают храмы к празднику молодыми березками.

Прогулялись по территории монастыря.

И прокатились на «моторке» вокруг, по озеру Селигеру.

Отличное завершение первого дня, после поездки в шестьсот километров.

С раннего утра, а мы — «жаворонки», поехали искать исток Днепра. Днепр я видел в Орше, в Могилеве

и в Киеве.

Там везде это большая река.

И в это путешествие я ехал на своей верной TOYOTA COROLLA. Я уже шесть лет на ней путешествую, и она меня ни разу не подводила. У меня к ней претензий нет! Все свои впечатления о ней я высказал в предыдущих своих репортажах. Поэтому тут будут только фотографии машины.

Путь наш лежал через город Ржев. Но до него еще надо было доехать порядка ста километров. Красивый старинный городок. В нем я был впервые. По нему тоже протекает река Волга.

И тут она уже похожа на реку, а не на вчерашний ручеек, который мы видели в Волговерховье.

Мы не могли проехать мимо нового памятника — мемориального комплекса в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны. Грандиозное сооружение.

Сродни Матери-родине в Волгограде.

и солдату-освободителю, в Берлине, в Трептов-парке.

А сколько народа приехало ко Ржевскому памятнику. Помнят люди! И видно было, что это не организованная толпа туристов, которых централизованно привезли на экскурсию. А люди, которые самостоятельно приехали сюда сами, чтобы вспомнить всех погибших в Великой Отечественной Войне. И отдать им память. Звучали песни памяти. Детские ансамбли выступали со своими танцами. Атмосфера за душу брала. Что удивительно, на стоянке стояла машина с польскими номерами. Значит, и у них остались люди. Несмотря на тяжелый текущий момент.

А во Ржевском районе столько воинских захоронений! Проезжая на автомобиле, я сбился со счета. Сколько простых памятников погибшим солдатам. Так что в память о всех, кто боролся и сейчас борется с фашизмом, мы должны победить.

Но наш путь продолжался. Дорога вела нас на границу Тверской и Смоленской областей. И как везде на границах областей дорога кончалась, и начиналось направление. Кошмар автомобилиста.

Но это компенсировалось великолепной русской природой, которая открывалась нам.

Видели гнездо аистов.

Но когда возвращались назад, аистиха, а я думаю, что это была она, сидела в той же позе. Мы еще с сестрой поспорили — живая она или пластмассовая?

Последние сорок километров пошел грейдер. Но грейдер прямой как стрела.

И наконец мы уперлись в стену Свято-Владимирского мужского монастыря. Причем в прямом смысле уперлись.

Дальше дороги не было. Все, приехали. Дорога к истоку пролегает прямо через территорию этого монастыря.

Монастырь красивый. Все ухоженно, чисто. И никого из людей. Зашли в храм.

Далее — по деревянному настилу на болото.

Где выкопана купальня, стоит часовня и написано, что это исток реки Днепр. «Остановись путник. Ты находишься у истока великой реки Днепр. Береги её».

Тут же на краю болота

могила наших бойцов, погибших в этих местах в Великую Отечественную войну. Но все красиво, благородно. И народу никого. Вообще никого, мы были одни. И мы достигли второй цели!

На обратном пути Алиса, девочка из навигатора, отказалась нас везти. Сказала, что спутников нет, а без спутников она не работает. Зараза! Пришлось по старой привычке по памяти, по расспросам местного населения искать обратную дорогу. И я нашел ее. Минут пятнадцать поплутал, правда. Но нашел дорогу и вернулся домой. Я горд собой. Не забыл еще, как ездить без навигатора.

И на третий день поехали к третьему истоку. К Западной Двине. Но с утра я сходил на берег Селигера, встретил рассвет.

Красиво. И на берегу встретил котика-рыболова. Первый раз видел, что кот реально ловил рыбу. В утренней тишине услышал шлепки по воде. Обернулся, а это кот бьет лапой по воде, мальков у берега ловит. Я «котиков» принципиально не фотографирую, но этот пусть тут будет. Заработал! Чудеса!

До Западной Двины оказалось ехать ближе всего. Через полсотни километров по шоссе увидели указатель «Исток Западной Двины». И четыре километра по лесной, дикой дороге.

На этой дороге меня посетила мысль, а если колеса пробью? Причем сразу все четыре? Что тогда, останусь здесь навсегда? Абсолютно глухое место. Но все обошлось. Тойота рулит! И мы достигли истока! Этот исток оказался наиболее близким к цивилизации, но и наиболее диким. Опять болото в лесу. Стоит часовня и крест. Табличка установлена. А кругом дикая природа. А какие там комары и слепни! Мы были с позором изгнаны оттуда летающими тварями, других слов я не нахожу. Были мы там не более десяти минут. Больше не выдержали.

И оттуда уже направились в сторону дома. Но по пути было еще одно место, в которое я хотел заехать обязательно. Ширков погост.

Ранней весной, на восьмое марта, я ездил на автомобиле в Кижи. Полюбоваться на чудо русских мастеров.

О чем тут есть мой предыдущий репортаж. travel.drom.ru/87493/

Так вот церковь в Ширковом погосте называют «Тверские Кижи».

И она выше кижской и древнее. Построена аж в 1694 году. И без единого гвоздя! Это Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Шедевр работы русских мастеров.

Сумасшедшая история у нее. Она даже была концлагерем у фашистов. И снести ее пытались несколько раз. Но спасло ее то, что находится она в глухом месте, в тупике. И про нее просто забыли. Я был тут первый и единственный раз, когда еще будучи студентом попал в байдарочный поход по этим местам. Это было в 1985 году. И всю жизнь смутно помнил про нее. А тут, раз оказался в этих краях, грех было не доехать до нее. Тоже дорога так себе. Но вокруг уже понаехали — в основном московские дачники. Понакупали катеров и мощных моторок, и место стало уже не глухим и заброшенным. Скоро и там начнут деньги собирать за посещение места, как в Кижах.

А рядом в начале двадцатого века построили каменную церковь. Деревянная уже не вмещала всех прихожан, да и холодно было в ней зимой.

Насладившись русской красотой, мы решили наконец-то искупаться. Тут тоже раньше протекала река Волга, но где-то ниже по течению построили дамбы, и получилось из реки озеро Вселуг, на котором и стоит эта великолепная церковь. Отдохнувшие и посвежевшие, мы покатили домой.

А было жарко, солнечно. И вообще, последний день праздников. Поэтому прошлось продираться сквозь все местные пробки. Потом выехали на М10. Вроде стало полегче. Ну, а проехав Великий Новгород, перебрался на платку, М11. И под аккомпанемент дождя въехали в город.

Вот так великолепно прошло наше минипутешествие на три дня.

А вот направление этим действиям задает подсознание

"Не могу удержаться и не поерничать. У нас она называется Западная Двина, а в Латвии Даугава. Ну, раз в свете нынешней ситуации в мире прибалты выеживаются, лают на весь свет про нас всякие гадости и отказались от нашего газа и электричества, то нам ничего не стоит перекопать этот ручеек и оставить их еще и без воды, их «великой» Даугавы. Кстати, это же касается и «незалежной» Украины. Ничего не могут без России. Даже рек своих нет."

Как взрослый человек может всерьез написать этот бред?
А вот направление этим действиям задает подсознание
Я думал хуже Сотникова не бывает.

Классно!!!
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН
Гражданин Мира
"Так что в память о всех, кто боролся и сейчас борется с фашизмом, мы должны победить."
Автор, прям нужны подробности, т.к. вы судя по всему в курсе, где сейчас идёт борьба с фашизмом и кого вы там собираетесь победить?
"Сестра написала поминальную записку и спрашивает, сколько это стоит? А батюшка и отвечает, что никаких тарифов у них нет и положи, сколько душа позволяет. Это прямо бомба! Сколько раз об этом писали, говорили, что неправильно это устанавливать тарифы за связь с Богом! И наконец-то я попал в это место, где нет такого! А то у нас в Петербурге уже без денег и не войти в церковь."
Коль причисляете себя к глубоко верующим, то должны прекрасно знать, что в каждой церкви нет никаких тарифов, а там где называют конкретные цены, это уже бизнес по российски.
За высказывания про Прибалтику и Украину это конечно вам позор не смываемый просто.

А так конечно жутко, что такие как вы автор прибывают в нашем обществе. Вообще в целях подтверждения своей патриотичности и любви к государству, вы должны передвигаться на Ниве Трэвэл, а не на "тойота рулит", вам не подходит тойота.

В чем величие этих рек?
Тут имеется в виду их размер.
fuck the left hand drive
Автор патриот и это главное, в отличии от комментаторов-навальнят.
fuck the left hand drive
Илья Миров
Я думал хуже Сотникова не бывает.
Каждый хорош по своему))

А вообще интересная тема. Мне нравится. Тоже люблю истоки всякие изучать. Причём совсем недавно, по тем же местам, что и автор, именно по этим истокам, плюс исток Дона, я с удовольствием прогулялся с помощью гугл карт.
Автор, путешествуй больше и пиши чаще.
Только вот читать про плохих прибалтов, украинцев и офигенных русских, не хочется.

Не обращайте внимания на всяких типа граждан мира - не мира они граждане, а вполне конкретной страны или конкретного анклава. Но это не Россия. Да им и не хочется жить в России. Мучаются, бедняги.
А что касается денег за записки в церкви, то здесь, мне каж, Вы немного лукавите.
Если есть желание помянуть кого-либо в церкви, то никто не запрещает написать записку и самому за Литургией молитвенно прочесть. Вопрос - чем это будет отличаться от записок, которые читают другие прихожане или служители ? Ответ - ничем.
Главное - делать это в нужный момент Литургии.
Или во время Проскомидии (самое начало, даже до начала, до возгласа "Благословенно Царство...")
Или сразу после чтения Евангелия, на Ектении.
Или на отдельной Ектении, если она есть, уже после причастия, когда служители выходят из алтаря.
Чтобы было удобнее, на Плеймаркете есть специальное приложение - помянник. Очень удобно пользоваться во время службы.

Видите, как просто и при этом бесплатно!
Ну а если принципиально не ходите на Литургию, то да - придется заплатить, чтобы за Вас кто-нибудь сделал Вашу работу. В жизни ведь тоже так, не правда ли?

жгучая тайна
увы, таких очень много... аффтор типичный скрепоносец. Только что-то не на Ладе ездит почему-то
new фен REDVERG Basic HG2000 1.2тр, new инвертор ACV DC-1006 4.5тр, масло TAIF VIVACE 5W-40 5л 2тр

Плюнь, а лучше по маленькому сходи в реку Краснодар. Всё больше пользы

Спасибо за хороший рассказ. Почти все для меня было в новинку. Катаешься катаешься по стране, а оказывается столько уголков рядом где не был, о которых не знал. Спасибо автору, поддерживаю его мысли, а не Граждан мира и им подобным.

"Бродя по просторам интернета, я нашел информацию, что на Валдае находятся три истока велик русских рек. Волги, Днепра и Западной Двины".
Автор, а то что исток Днепра находится в Смоленской области (пусть и недалеко от границы с Тверской) интернет не знает?!

Никанор Фёдорович
Плюнь, а лучше по маленькому сходи в реку Краснодар. Всё больше пользы
Река краснодар? Ты открыл новую реку?

Klavir
Надо же, никогда б не подумал, что за три дня можно съездить к трем истокам великих русских рек! Возьму на вооружение. Может, сам съезжу. Не обращайте внимания на всяких типа граждан мира - не мира они...
Мда, какие познания, а на дворе 22г 21 века
А вот направление этим действиям задает подсознание

Отчёт хороший. Но избежать уклона в политические рассуждения могут не только лишь все, мало кто может.... Казалось бы-зачем? Ан нет-почти каждый вставляет свои 5 копеек. В итоге разговор в комментариях не о путешествии, а о политике.
Хорошая поездка, душевная.
"После описанных событий многие из этих вдруг уверуют, покаянно потекут в церкви, и РПЦ на деньги только от заупокойных молитв и поминальных свечей возведет храм Невинно Убиенных, еще краше и величественнее ХХСа, и с этого момента начнется Истинное Возрождение Руси.)
…Но если взять их и вдруг всех переселить в Америку, то и там они исхитрятся жить в ***е, и если отдать им Версаль, Букингемский дворец, Сан-Суси, Эскуриал и «Диснейленд», то и там они разведут тараканов, крыс и дворняжек, подружатся со всеми окрестными бомжами и уголовниками, отвинтят дверные ручки, оторвут все наличники, распорют всю обивку, насрут у каждой двери, заблюют все стены, нассут под всеми лестницами, сломают все деревья, потом все спалят дотла и все равно будут жить в ***е.

Этот народ всегда найдет себе врагов и причину для лютой ненависти к этим врагам, но этот народ нельзя победить, он всегда будет побеждать всех, чтобы потом жить в ***е.

Но как раз этот-то народ и любит Россию самой настоящей, истинной любовью — только за то, что она есть и жить он может только здесь, потому что понимает: ни в Европе, ни в Америке, ни даже на Востоке он никому не нужен со своими вечными претензиями, амбициями и обидами, что какие-нибудь французы или англичане лучше примут очередного араба, заведомого жулика и лоботряса, чем русского с его непоколебимой уверенностью в своем особом национальном статусе в контексте всемирной истории и плохо скрытым расизмом на генетическом уровне, и этот народ достоин за это уважения и восхищения, потому что кто-то же должен любить Россию, ибо Россия — это не Франция или, допустим, Ямайка, которые любят просто так, только за то, что они есть, любить Россию — это труд, каждодневный, мучительный и изнуряющий, неведомый всем этим Носителям Русского Духа, благополучно получившим в свое время вид на жительство и гражданство в тех же Франции, Германии, Израиле и Америке и время от времени наведывающихся на историческую родину с творческими визитами, чтобы провести здесь время в душевной разнузданной неполиткорректности."
Интересно написано, у автора талант!)
Сколько лет все одно и то же: церкви тысячелетние, развалины, памятники, могилы и бурьян.
Стабильность.
Jon Smit
в голове твоей опилки!
Snork
Эвон как у абажуров с мыльцами припекло )) Это хорошо.. печет значит лечит.

Есть мнение, что в Каспийское море впадает Вишера, а вовсе не Волга ) Исток на Северном Урале, в Пермском крае )

Scout66
Вишера вообще не относится к этому бассейну. Про Каму ещё можно думать так)

filatich
Вишера вообще не относится к этому бассейну. Про Каму ещё можно думать так)
Так ведь Кама в Вишерском бассейне )

Scout66
Так ведь Кама в Вишерском бассейне )
Посмотрел. Точно)
Но это верно если, что в месте слияния Вишеры и Камы, Вишера полноводнее Камы. Опять же, не факт, что в месте слияния Волги и Камы, Кама полноводнее Волги.

filatich
Посмотрел. Точно)
Насколько я понимаю это как раз неоспоримый факт, в отличии от специфических подходов гидрологов в отношении Волги и Камы
Scout66
Как раз, помимо водности, у Камы и соотв Вишеры она больше, главный гидрологический признак основной реки - долина. По этому признаку Волга также приток Камы, а Кама Вишеры.
Классно! Давняя мечта проехать к истоку Волги, но не складывается никак.