Бологое — Осташков: на поезде под паровозной тягой

Бологое — Осташков: на поезде под паровозной тягой

28.10.2022 | 6839 просмотров

Эта поездка состоялась в июне 2021 года.

Мне с детства хотелось проехать на поезде под паровозной тягой: ну нравятся мне эти машины, пыхтят, шипят, шевелят шатунами, пускают клубы пара, по сравнению с современными локами выглядят как живые существа. И вот наконец я узнал, что такая возможность представилась: по субботам и воскресеньям пригородный поезд на участке Бологое — Осташков идет под паровозом (далее до Великих Лук следует под тепловозом), по рабочим дням он идет под тепловозом весь маршрут. К тому же на маленьком полустанке Куженкино с сохранившимся старинным деревянным вокзалом он делает 30-минутную остановку, за время которой можно посетить экскурсию по вокзалу с практически дореволюционной обстановкой и увидеть, как паровоз экипируют водой. Так как поезд отправляется из Бологое достаточно рано, в 9:15, а до него ехать 380 км, то мы решили в субботу посетить Торжок и Вышний Волочек, переночевать где-нибудь в районе Бологое (в самом городе гостиницы не нашлось) и уже с утра приехать на вокзал.

19.06.2021. С утра пораньше мы (я, жена) выехали из Железнодорожного в Торжок. Чтобы не терять время в субботних пробках, решили ехать по платке М11. По дороге заглянули в живописное место в районе д. Паника (недалеко от Торжка): водопад, образовавшийся в результате вскрытия подземной реки при разработке карьера в 80-х годах.

Грунтовая дорога к нему проходит по интересным старым каменным мостам. Ну, и виды, конечно, красивые,

а еще нас встречал ёжик)))

В N-й раз погуляли по Торжку, очень тихий, спокойный, спящий городок, с множеством старинных построек, но, к сожалению, пребывающий в запустении.

Единственное из заметных улучшений, так вроде начали делать улицы, на некоторых как раз клали асфальт. Даже набережная в центре города отделана только с одной стороны,

с другой же полуразрушенные каменные здания, скрытые почти уже лесом. Выглядят примерно так:


Борисоглебский монастырь.


Вид с колокольни.


Привет из прошлого.

Подкрепившись в кафе, мы отправились к погосту Прутня, где похоронена А. Керн (чудное мгновение Пушкина).

Погуляв и искупавшись в Тверце, мы поехали в Вышний Волочек, город, который иногда сравнивают с Венецией за обилие каналов. Забегая вперед, скажу, что на этом сходство и заканчивается.

Основная достопримечательность ВВ — огромный и очень красивый Казанский собор 19-го века в одноименном монастыре:


Памятник Екатерине II.

Ещё мы заглянули в усадьбу Сердюкова (не министр, строитель Вышневолоцкой водной системы) 1719 года. Она стоит на берегу водохранилища, но, судя по всему, сейчас находится в частных руках и там особо не походишь.

Уже вечерело, и мы поехали в мотель Курское, стоящий у трассы М10 в 30 км от Бологое (бронировали через Букинг, 1400 руб.). Мда, из 3 ламп в единственном светильнике 1 еле-еле мерцала. На просьбу поменять лампу дежурная развела руками, сказала, хозяина нет, ничего сделать не может. В санузле из 2 светильников работал только 1. Горячая вода в раковине текла тонюсенькой струйкой. Это ж какое наплевательское отношение должно быть у хозяина к своему заведению! Не одномоментно же это все случилось. Благо, что июнь и ночью светло.

20.06.2021. Позавтракав в мотеле яичницей с ингредиентом в виде большого комара, мы выехали в Бологое. Купили билеты (600 руб./чел туда-обратно). На путях стоит памятник: паровоз серии «Э».

Вскоре подошел наш поезд под паровозом «Л» (Лебедянка) с 2 зелеными вагонами (по будням ходит с 1).

1-й вагон межобластной сидячий, 2-й обычный плацкарт, и в 9:15 мы отправились.


Ностальгический титан.

Народу было не много, большая часть туристы, как мы. Около 10:00 поезд прибыл в Куженкино, высадил пассажиров и отъехал заправиться водой. А нам провели экскурсию по отреставрированному вокзалу, слава богу, он сохранился.

Открыли нам и керосиновый погреб, раньше на всех станциях были подобные сарайчики.


Водонапорная башня.


Ручная механическая стрелка специально для таких как я, попереводил её))).

Затем мы погрузились в поезд и отправились дальше по маршруту. Состав идет не спеша, около 60 км/ч. И паровозная тяга отличается от современной, при разгоне состав немного дергается в продольном направлении. Ну и дым, с его запахом с примесью разогретого летнего воздуха (на улице было +30С), особенно где путь проходит через сосновые леса, создаёт очень такое спокойное умиротворенное настроение.

Дорога очень живописная (недаром её называют заповедной), проходит среди лесов и болот, населенных пунктов очень мало, да и те сильно обезлюдели за последние десятилетия. Небольшое видео:


Селигер.

Я где-то читал, что в 70-х годах поезд состоял из 7 вагонов и по выходным был забит, сейчас 2 вагона и те полупустые, нетуристов было всего несколько человек. Вообще, эта линия (Бологое — Великие Луки) была построена в начале 20-го века в преддверии 1-й мировой войны, для перевозки войск и т.д. И удивляет, что при этом не поскупились на архитектуру: вокзалы, водонапорные башни, да даже керосиновые сараи и казармы для рабочих построены со вкусом:

А ведь это была военная и малодеятельная железная дорога, проложенная в глухих местах. Посмотришь на современное серо-красное творчество РЖД и становится грустно. До 70-х годов прошлого века по ней в основном шла нефть на нефтеперегонный завод в Белоруссию, но после строительства нефтепровода движение сильно сократилось, и сейчас вывозят разве что лес, да и то только днем, ночью движение запрещено.

В 12:50 наш поезд прибыл в Осташков, к нему прицепили тепловоз, и он ушел далее в Великие Луки. А у нас было время погулять по Осташкову до 15:07. Осташков, как и Торжок, маленький запущенный городок, ведущий сонную жизнь.

Погуляв по городу 2 часа, мы вернулись на вокзал, сели во встречный поезд (Великие Луки — Бологое) и под тем же паровозом отправились назад. По дороге вышли погулять минут на 10 на полустанке Фирово.

Также любовались пейзажами под стук колес

и в 18:21 прибыли в Бологое. В самом городке смотреть особо нечего, еле нашли какую сосисочно-пельменную (кафе уже были закрыты), подкрепились шаурмой и поехали домой. Обратно решили тоже ехать по платке, а то воскресенье, а ехать далековато.

В общем, поездка удалась, душевная такая получилась, сейчас закончил писать и захотелось повторить.

PS. Общий пробег составил 813 км, штрафов, кажется, не привез.


Дром

Комментарии

   
Владивосток
Сообщений: 21672
Поручик Ржевский с корнетом пришли к Hаташе в гости. Hаташа предложила им
сыграть в винт. Хлебнув кофе, Hаташа вдруг мечтательно сказала:
- Ах, поручик, все говорят мне что я маленькая. Как бы я хотела вырости такой
большой, чтобы одной ногой стоять в Москве, а другой в Петербурге...
- М-да... А я бы тогда поселился в Бологом. Это как раз посередине. - сказал
всегда тактичный корнет.
Ржевский шлепнул картой по столу и сказал, сморщившись:
- Зря, корнет. Я там бывал. Дыра, доложу я вам-с.
103
6
Ответить
fizzeg
Владивосток
Да е-мое... Третий подряд рассказ за эту неделю - храмы, купола и что-то деревянное.
22
48
Ответить
Палыч
Владивосток
fizzeg
Да е-мое... Третий подряд рассказ за эту неделю - храмы, купола и что-то деревянное.
Потерпи, земляк! Скоро зима, длинными зимними вечерами народ будет писать отчёты о дальних летних путешествиях этого года.
32
5
Ответить
7092763
Пермь
Спасибо, интересно.
33
3
Ответить
  
Сообщений: 12955
По БАМу прокатиться куда нибудь до Н.Ургала, там почти тож самое , только эксплуатируемое в нынешнее время)))
7
3
Ответить
serj
Иваново
Всегда мечтал проехать по этому маршруту на паровозной тяге! Автору респект!
31
1
Ответить
Сыгда
Самара
приходилось кататься на дрезине - самое оно
9
1
Ответить
Конечно Вася
Владивосток
Супер автор молодец!
6
 
Ответить
    
Салехард
Сообщений: 1958
Паровоз - это сила! Тепловозы могут встать (дизтопливо -понадобится танкам, машинам)
электровоз может встать (разрушат ЛЭП и подстанции) а тепловоз едет на чом угодно - лишь бы горело.
19
2
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18303
Бологое. Это между Ленинградом и Москвой
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
6
1
Ответить
  
Самара
Сообщений: 335
В Самаре по другому организовали. Впереди паровоз, потом вагоны, а толкает это все и тянет маневровый тепловоз. Жаль что вагоны не 50-х годов, а 80-90.
3
1
Ответить
 
Сообщений: 192
Один паровоз, это все что осталось? С детства (семидесятые) запомнилось Бологое тем, что пути были забиты паровозами, возможно не одна сотня. Госрезерв или очередь на утилизацию, не знаю.
6
 
Ответить
  
Ангарск
Сообщений: 14486
Сергей Петровича
Паровоз - это сила! Тепловозы могут встать (дизтопливо -понадобится танкам, машинам)
электровоз может встать (разрушат ЛЭП и подстанции) а тепловоз едет на чом угодно - лишь бы горело.
Машинистов где набрать и тех, кто этот металлолом сможет обслуживать? Где-то читал, сколько надо операций провести, чтобы паровоз в дорогу подготовить - и охренел. Каторжная работа. Про КПД молчу.
Рено Дастер 2л АКП
9
4
Ответить
fizzeg
Владивосток
pazik124
Бологое. Это между Ленинградом и Москвой
Точка перехода бордюра в поребрик
9
1
Ответить
nbt
  
Сообщений: 8802
Завулон
Машинистов где набрать и тех, кто этот металлолом сможет обслуживать? Где-то читал, сколько надо операций провести, чтобы паровоз в дорогу подготовить - и охренел. Каторжная работа. Про КПД молчу.
Уголь надо подвозить-грузить, воду надо кубометрами лить на каждой участковой станции. А паровозных колонок и водоводов уже нет давно.
Рассуждение дилетанта - дровишек подкинул, воды налил=поехал. Поедь, попробуй. Обс е решься.
10
2
Ответить
   
Тубанкуль-СПб
Сообщений: 610
...Бологое, Бологое, Бологое, это где-то между Ленинградом и Москвой...(Веселые ребята)
Делай как я, делай как мы, делай лучше нас.
1
 
Ответить
  
Жуковский
Сообщений: 459
Отличное путешествие. Были в этом году в Фирово после макушки Валдая и Нурмекунде, специально заехали посмотреть на прибытие паровоза.
Где-то капает, где-то парит, пыхтит. Говорят раньше за каждым паровозом закреплялась своя бригада, т.к. они все со своими особенностями.
Приветливые проводницы в форме под начало прошлого века, приглашали прокатиться. Если маршрут не закроют, то на следующий год постараемся.
2
1
Ответить
Dieselkoff
Предлагаю ориентироваться на текущий год! Скоро узнаем статистику)
1
1
Ответить
27158924
Круто!
1
 
Ответить
799259
Саратов
fizzeg
Да е-мое... Третий подряд рассказ за эту неделю - храмы, купола и что-то деревянное.
И что в этом плохое?
2
 
Ответить
799259
Саратов
Нужно попробовать.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром