|
Эта поездка состоялась в июне 2021 года.
Мне с детства хотелось проехать на поезде под паровозной тягой: ну нравятся мне эти машины, пыхтят, шипят, шевелят шатунами, пускают клубы пара, по сравнению с современными локами выглядят как живые существа. И вот наконец я узнал, что такая возможность представилась: по субботам и воскресеньям пригородный поезд на участке Бологое — Осташков идет под паровозом (далее до Великих Лук следует под тепловозом), по рабочим дням он идет под тепловозом весь маршрут. К тому же на маленьком полустанке Куженкино с сохранившимся старинным деревянным вокзалом он делает 30-минутную остановку, за время которой можно посетить экскурсию по вокзалу с практически дореволюционной обстановкой и увидеть, как паровоз экипируют водой. Так как поезд отправляется из Бологое достаточно рано, в 9:15, а до него ехать 380 км, то мы решили в субботу посетить Торжок и Вышний Волочек, переночевать где-нибудь в районе Бологое (в самом городе гостиницы не нашлось) и уже с утра приехать на вокзал.
19.06.2021. С утра пораньше мы (я, жена) выехали из Железнодорожного в Торжок. Чтобы не терять время в субботних пробках, решили ехать по платке М11. По дороге заглянули в живописное место в районе д. Паника (недалеко от Торжка): водопад, образовавшийся в результате вскрытия подземной реки при разработке карьера в 80-х годах.
Грунтовая дорога к нему проходит по интересным старым каменным мостам. Ну, и виды, конечно, красивые,
а еще нас встречал ёжик)))
В N-й раз погуляли по Торжку, очень тихий, спокойный, спящий городок, с множеством старинных построек, но, к сожалению, пребывающий в запустении.
Единственное из заметных улучшений, так вроде начали делать улицы, на некоторых как раз клали асфальт. Даже набережная в центре города отделана только с одной стороны,
с другой же полуразрушенные каменные здания, скрытые почти уже лесом. Выглядят примерно так:
Подкрепившись в кафе, мы отправились к погосту Прутня, где похоронена А. Керн (чудное мгновение Пушкина).
Погуляв и искупавшись в Тверце, мы поехали в Вышний Волочек, город, который иногда сравнивают с Венецией за обилие каналов. Забегая вперед, скажу, что на этом сходство и заканчивается.
Основная достопримечательность ВВ — огромный и очень красивый Казанский собор 19-го века в одноименном монастыре:
Ещё мы заглянули в усадьбу Сердюкова (не министр, строитель Вышневолоцкой водной системы) 1719 года. Она стоит на берегу водохранилища, но, судя по всему, сейчас находится в частных руках и там особо не походишь.
Уже вечерело, и мы поехали в мотель Курское, стоящий у трассы М10 в 30 км от Бологое (бронировали через Букинг, 1400 руб.). Мда, из 3 ламп в единственном светильнике 1 еле-еле мерцала. На просьбу поменять лампу дежурная развела руками, сказала, хозяина нет, ничего сделать не может. В санузле из 2 светильников работал только 1. Горячая вода в раковине текла тонюсенькой струйкой. Это ж какое наплевательское отношение должно быть у хозяина к своему заведению! Не одномоментно же это все случилось. Благо, что июнь и ночью светло.
20.06.2021. Позавтракав в мотеле яичницей с ингредиентом в виде большого комара, мы выехали в Бологое. Купили билеты (600 руб./чел туда-обратно). На путях стоит памятник: паровоз серии «Э».
Вскоре подошел наш поезд под паровозом «Л» (Лебедянка) с 2 зелеными вагонами (по будням ходит с 1).
1-й вагон межобластной сидячий, 2-й обычный плацкарт, и в 9:15 мы отправились.
Народу было не много, большая часть туристы, как мы. Около 10:00 поезд прибыл в Куженкино, высадил пассажиров и отъехал заправиться водой. А нам провели экскурсию по отреставрированному вокзалу, слава богу, он сохранился.
Открыли нам и керосиновый погреб, раньше на всех станциях были подобные сарайчики.
Ручная механическая стрелка специально для таких как я, попереводил её))).
Затем мы погрузились в поезд и отправились дальше по маршруту. Состав идет не спеша, около 60 км/ч. И паровозная тяга отличается от современной, при разгоне состав немного дергается в продольном направлении. Ну и дым, с его запахом с примесью разогретого летнего воздуха (на улице было +30С), особенно где путь проходит через сосновые леса, создаёт очень такое спокойное умиротворенное настроение.
Дорога очень живописная (недаром её называют заповедной), проходит среди лесов и болот, населенных пунктов очень мало, да и те сильно обезлюдели за последние десятилетия. Небольшое видео:
Я где-то читал, что в 70-х годах поезд состоял из 7 вагонов и по выходным был забит, сейчас 2 вагона и те полупустые, нетуристов было всего несколько человек. Вообще, эта линия (Бологое — Великие Луки) была построена в начале 20-го века в преддверии 1-й мировой войны, для перевозки войск и т.д. И удивляет, что при этом не поскупились на архитектуру: вокзалы, водонапорные башни, да даже керосиновые сараи и казармы для рабочих построены со вкусом:
А ведь это была военная и малодеятельная железная дорога, проложенная в глухих местах. Посмотришь на современное серо-красное творчество РЖД и становится грустно. До 70-х годов прошлого века по ней в основном шла нефть на нефтеперегонный завод в Белоруссию, но после строительства нефтепровода движение сильно сократилось, и сейчас вывозят разве что лес, да и то только днем, ночью движение запрещено.
В 12:50 наш поезд прибыл в Осташков, к нему прицепили тепловоз, и он ушел далее в Великие Луки. А у нас было время погулять по Осташкову до 15:07. Осташков, как и Торжок, маленький запущенный городок, ведущий сонную жизнь.
Погуляв по городу 2 часа, мы вернулись на вокзал, сели во встречный поезд (Великие Луки — Бологое) и под тем же паровозом отправились назад. По дороге вышли погулять минут на 10 на полустанке Фирово.
Также любовались пейзажами под стук колес
и в 18:21 прибыли в Бологое. В самом городке смотреть особо нечего, еле нашли какую сосисочно-пельменную (кафе уже были закрыты), подкрепились шаурмой и поехали домой. Обратно решили тоже ехать по платке, а то воскресенье, а ехать далековато.
В общем, поездка удалась, душевная такая получилась, сейчас закончил писать и захотелось повторить.
PS. Общий пробег составил 813 км, штрафов, кажется, не привез.