|
Все-таки осталось в памяти одно очень интересное и насыщенное путешествие в Карелию, которое не попало ни в какие отчеты. А места были по-своему уникальные, да и события вполне себе тянущие на увлекательный рассказ.
Карелия — 2015
Время: 30 июля - 8 августа
Маршрут: Москва — Старая Ладога — Лодейное Поле — Видлицы — Суоярви — Гимолы (гора Воттоваара) — Суоярви — Петрозаводск — Каршево (с визитом на Муромский монастырь) — Москва
Вообще-то изначально я планировал после Воттоваары уйти в дремучие карельские леса и добраться вдоль границы аж до самой Калевалы и, если повезет, до Пяозерского национального парка.
Не повезло! Подробности в отчете…
День 1 — Москва — Лодейное Поле
Это был единственный раз за все время наших путешествий, когда мы выехали вовремя! Я не знаю, как звезды сошлись в тот день, но уже в 9:15 мы выскочили на новый тогда платный участок трассы на Питер. Жалко, что в то время он заканчивался у Солнечногорска, но и этого хватило, чтобы избежать основных пробок на выезде со МКАД.
День был какой-то светлый. Возможно, сказалось то, что именно с этого путешествия период серьезных напрягов 2014 года пошел на убыль. Из-за геополитических капризов наших вождей я временно остался без работы, пришлось идти в российскую компанию, которая во многом не устраивала, но времени выбирать не было. Был очень жесткий старт на новом месте, и как раз к концу июля удалось привести дела на работе, да и финансы в более-менее стабильное состояние. Так что этот небольшой отпуск на самом деле стал началом нового, лучшего этапа жизни.
Вот в таком настроении мы и ехали по частично новой трассе (уже открыли участок в обход Валдая) прекрасным днем 30 июля в сторону Питера.
Нет, не Питера!
Мы решили добраться до Карелии, свернув на Кириши и проехав вдоль Волхова до трассы Кола.
Как-то все очень легко далось в тот день, и уже в половине третьего мы запарковались на берегу Волхова, перед музейным комплексом «Старая Ладога».
Место древнее и интересное!
Развалины стен, построенных еще при викингах, и мощные стены позднего средневековья. Скит на высоком берегу Волхова, небольшой, но древний собор, и умиротворяющая атмосфера на берегу величественной реки.
Уже тогда в комплексе была приличная экспозиция, так что погуляли мы там достаточно долго.
Продолжив же путь, я решил перед поворотом на трассу Кола заехать так же и в Новую Ладогу.
Новая Ладога — часть моих юношеских воспоминаний. Однажды я провел там несколько интересных дней в компании друзей моей мамы (точнее в компании их дочки) — такое милое романтическое воспоминание со всеми переживаниями и открытиями 17-летнего подростка. Ну, вы поняли, о чем я…
Без Иры (так звали девушку из моей юности) в Новой Ладоге смотреть оказалось в общем-то нечего. Искупался в прохладном Волхове, и мы поехали в сторону ночлега, мотеля в Лодейном Поле.
Понравилась природа после Новой Ладоги! Вдоль дороги потянулись сосновые леса, воздух стал прозрачнее, цвета — ярче. Все как обычно бывает, когда приближаешься к Северу.
У гостиницы в Лодейном Поле встретили вот такого очаровашку, угостили «молодого человека» сметаной.
В гостинице пообщался с серьезно экипированными ребятами на подготовленных внедорожниках, которые, получив разрешение погранслужбы, планировали идти еще более близким к границе маршрутом. Они, посмотрев на мою машину, подтвердили, что для грейдеров она вполне сойдет, но удивились, что мы отправились в такие места в одиночку. Думаю, что они были правы. И хотя с нами ничего такого уж страшного не случилось, наличие второго экипажа могло бы сильно помочь.
Погуляли вокруг гостиницы, выпили по бутылке какого-то местного пива и пошли спать.
День Второй — Лодейное Поле — Гимолы
Утром выехали рано и, пройдя внушительный мост через широкую Свирь, быстро покатили в направлении Олонца.
Олонец, если честно, не очень глянулся. Таких маленьких, депрессивных городков, к сожалению, много в России.
Зато очень понравилось ехать вдоль реки Олонка в сторону Ладоги! Какие умиротворяющие места! Как красиво река петляет среди лугов! Потом еще года два смотрел в этом районе место под дачу (рассматривали возможность переезда из Москвы в Питер — благо не нужно было менять работу).
Но самое удивительное место мы нашли, когда остановились в дюнах сразу за деревней Видлицы!
Я вырос под Сестрорецком. И с детства берег Финского залива от Сестрорецка до Зеленогорска был моим любимым местом! Сначала туда ездили с родителями на электричке, раза три я был в санаториях и лагерях в Курорте и Солнечном. Потом, став старше, начал ездить туда с друзьями на велосипеде (по Ленинской тропе от Дибунов до Разлива, а там через город вдоль Приморского шоссе шла одна из первых в стране велосипедных дорожек).
И вот, выйдя на берег, я поразился, как он похож на берег Финского залива! С одним исключением — он совершенно безлюден и чист!
Сильный и ровный, словно морской, ветер с Ладоги гнал большие, пенистые волны на широкий пляж. Было полное ощущение, что стоишь на берегу моря.
Идеальный песок! Идеальный профиль дна! Девственная чистота в лесу и на пляже. Я, помню, еще подумал — почему здесь не открыть курорт, или хотя бы не построить хороший отель? Был бы такой русский Довилль.
Кроме нас, на всем пространстве пляжа, до самого горизонта удалось обнаружить только еще двоих людей, бродящих по песку в километре от нас.
Могу порекомендовать это место для путешественников на машине, отличное место для стоянки!
Погуляв около часа по берегу и покупавшись, мы отправились дальше.
Доехав до поселка Салми (там до 1944 года уже начиналась Финляндия), сходили к остаткам плотины. Место типично карельское. Шумная, мощная речка с темной водой, каменные лбы и омуты!
Город Питкяранту проехали без остановок. Точнее, ускорившись, насколько это позволяли ограничения скорости.
Бррр! Показалось, что просто какой-то треш! Еще один «Комсомольск» на карте.
Комсомольском мы с женой называем брошенные и превратившиеся в декорации из зомби апокалипсиса моногорода, в которых наиболее заметна депопуляция. Так как создавались они в СССР в основном вокруг месторождений или заводов как комсомольские стройки, многие из них носят именно это название.
Сразу хочу пояснить — это не порция какашек в адрес страны! Это действительно огромная проблема и беда, которую обязаны решать власти вместо того, чтобы пускать все ресурсы на ракеты и себе на дворцы!
Выбравшись наконец из города и проехав мимо креста Скорби (уже описан пару раз в моих предыдущих отчетах), мы по грейдеру (вроде бы в 2020, когда ехали в Сортавала, видел уже уходящий в том направлении асфальт) направились в сторону города Суоярви.
Вечерело. Места становились все глуше и глуше… поселки все реже и реже…
Но зато как красиво вокруг!
В Суоярви мы задержались, только чтобы пополнить запасы продуктов, и двинулись дальше на север в сторону поселка Гимолы.
Дорога стала совсем сложная. Начались горки с довольно опасными закрытыми поворотами и хорошо подмытой ручьями поверхностью. Повсюду торчали острые камни. Именно после этой поездки я решил поставить на Джип АТшную резину.
И без того редкие поселения совершенно исчезли.
Солнце (хорошо, что в Карелии световой день летом очень длинный) уже висело над самым горизонтом, когда мы приехали в Гимолы.
Поняли, что до Воттоваары сегодня не доберемся, и начали искать, где встать с палаткой в окрестностях поселка. Далеко от Гимол ночевать не хотелось, боялись встретиться с косолапым, которых в этих местах прилично!
В итоге нашли место неподалеку (метров 300) от другой группы туристов на берегу Гимольского озера, километрах в двух от поселка.
И вот тут-то и приключился ну просто позорный случай!
Быстро поставили палатку, разобрали вещи, нарубили дров и зажгли костер.
Костер подумал немного, и потух…
Зажгли его вновь! Он подымил минут 5 и снова потух.
Уже темнело, да и температура на улице не вызывала оптимизма, градусов 10.
С третьей попытки удалось даже поставить чайник, но вскипеть он не успел — костер потух снова.
Вообще-то мы с женой довольно опытные туристы. И она и я с детства живем рядом с лесом и в походы ходили бессчётное количество раз. И зажигать костер от одной-двух спичек мы умеем.
Но тут словно коса нашла на камень…
Возможно, причина была в том, что в этом месте уже несколько недель шли дожди (на самом деле лето 2015 в Карелии было очень холодным и пасмурным). Дерево (даже сухостой) так пропиталось водой, что просто дымило едким белым дымом и ни в какую не хотело гореть.
Короче, это было наше единственное фиаско за все 16 лет путешествий. Устав биться с костром, мы перекусили на холодную и легли спать (благо, что палатка хорошо держит тепло внутри).
В следующую поездку я возил с собой кучу всякого розжига, а чуть позже купил газовую плитку и пару баллонов на такой случай. Но, слава Богу, такого фиаско больше не было!
День третий — Гимолы — Суоярви (конец планам на Центральную и Северную Карелию)
Утром проснулись на холодке, быстренько перекусили холодным кефиром с плюшками и поехали в сторону горы.
Во́ттова́ара — скальный массив Западно-Карельской возвышенности на территории Суккозерского сельского поселения в юго-восточной части Муезерского района в центральной части Республики Карелия.
Вот такие указатели на дорогу, в сторону Воттоваары — потеряться сложно.
От поселка до подножья горы километров 25. Проселочная дорога петляет среди ламбушек и пересекает три или четыре ручья.
Где-то на середине дороги стали попадаться так развеселившие меня (рано радовался) деревья, с прибитыми на них искореженными номерными знаками. Поскалились и, изучив географию, поехали дальше…
Перед первым серьезным бродом навстречу попался джип Чероки с отсутствующим передним номером. Питерцы. Показал им на пропажу. Хмуро кивнули, типа — «Знаем уже…, полтора часа ищем…»
На нашем пути было ровно 4 брода, глубиной сантиметров 70-80 и шириной от 25-30 до почти 100 метров. Вода мутная, торфяная и темная. Так как неделями шли дожди, стояла высоко.
Броды пересекали осторожно. Вообще-то у меня предел по ТТХ 55 см, поэтому я не торопился. Останавливался, измерял глубину, щупал палкой профиль дна, включал понижайку и блокировку заднего диффа и медленно ехал.
Не помогло!
К подножью горы мы тоже приехали без переднего номера!
Расстроился, но решил поискать номер на обратном пути.
К тому же вдруг дождик немного притих, а потом и вовсе перестал, и именно на те два с половиной часа, что мы были на горе, даже выглянуло солнышко!
Сначала лес был в общем-то обычный, густой и хвойный. Подъём с нашей стороны очень крутой, все внимание и силы уходили на то, чтобы карабкаться вверх и не упасть.
Но вот вокруг стали появляться сухие, закрученные ветрами стволы, камней стало больше, появились первые сейды.
Сейд, также сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.
Отступление (По поводу сейдов)
Есть много вполне на первый взгляд вменяемых людей, утверждающих, что сейды — это ничто иное как мегалиты, оставленные древней цивилизацией. Их основной аргумент — Как можно поднять многотонную конструкцию и подставить ее на маленькие камни, не обладая современной строительной техникой? Да еще в горах на высотах до 700 метров!
Они считают, что тут точно не обошлось без волшебства или сверхпродвинутой цивилизации!
Ага! Этой цивилизации делать больше нечего было, как расставлять миллионы камней по миллионам квадратных километров Карелии и Скандинавии!
А на самом деле без чего тут не обошлось, так это без физики смесей. Если вспомнить, что еще 7000 лет назад эти камни были частью ледника, то все становится на свое место…
Сначала ледник двигался на юг.
В движении мелкие фракции смеси оказываются внизу, крупные вверху.
Потом ледник остановился и стал таять.
Под собственной тяжестью большие камни стали опускаться на маленькие, и некоторые оказались в состоянии равновесия.
Когда остатки льда, грязи и воды окончательно вымыло, перед нами предстали камни, как бы балансирующие на подставках!
И никакого волшебства! Точнее — волшебство природы!
А вот остатки покореженных молниями и закрученных ветрами сухих стволов действительно завораживают!
Высота горы — 417 метров над уровнем моря! Для Карелии достаточно высокая! К тому же содержит много железных руд, которые притягивают молнии. Идеальные условия для возникновения такого пейзажа.
Вот опять! Наверное, пилили лазером — говорят невежественные люди! Но в природе полно примеров, когда разломы в твердых породах идут именно по идеальной прямой. Просто люди часто не хотят внимательно посмотреть на мир вокруг, а предпочитают верить в фантазии, скормленные им.
Два с половиной часа пролетели как 15 минут! Я очень рад, что удалось побывать здесь! Место действительно уникальное!
Не тем, что там работали не покладая рук (или щупалец) инопланетяне с лазерами, а потому, что демонстрирует мощь, сложность и бесконечное многообразие природы. Очень рекомендую сюда выбраться.
Спустившись к машине под все сильнее накрапывающим дождем, поехали искать номер…
Следующий час был феерическим…
У каждого из больших бродов я останавливался, вылезал из машины, будучи одет лишь в плавки, сланцы и дождевик, и под довольно сильным дождем, тыкая перед собой палкой, понуро тащился почти по пояс в ледяной воде. На улице, кстати, было +11.
Мы до сих пор жалеем, что жена не сделала снимков этого процесса — точно попало бы в лучшие семейные воспоминания!
Итог: Найдено два номера и подфарник. Один номер — Питерский (может, того самого утреннего Чероки, один — местный). Нашего — нема.
Если вдруг увидите на одном из деревьев прибитый номер О307ТТ150 — знайте, это наша дань колдовской горе Воттоваара!
А перед нами встал вопрос, ну и куда же без номерного знака в Пограничную зону? Так как интернет в Гимолах работал, я быстро выяснил, что номера можно сделать только в Петрозаводске.
Ну что-же, планы изменились — едем в Петрозаводск и потом уж куда успеем.
Только до Петрозаводска тоже ехать почти 260 километров по тайге, а уже вечер!
Снова поиск в Интернете и найденный гостевой дом «Тамара» в Суоярви. Хозяева подтвердили по телефону — едем к ним.
День четвертый — Суоярви — Петрозаводск
Тамара с мужем начали свой бизнес в начале 2000-х, воспользовавшись программой, субсидируемой финским правительством по развитию туристического кластера в России.
Сейчас — из 2022 года — это звучит дико! Но тогда действительно было хорошее взаимодействие между странами Евросоюза и Россией на благо обычных людей. Людей приглашали в Финляндию, консультировали на всех этапах (от написания стратегии развития, до закупки оборудования), оказывали поддержку первые несколько лет и даже делали promotion на Финских туристических порталах.
Чтобы меня не обвиняли снова в «политизации», на этом и закончу… нет желания потом читать помои и высеры зомбированных людей. Кто умеет видеть — видит, кто не умеет, у них есть их телевизор.
Но как бы там ни было, гостевой дом прекрасно спланирован, очень чист, хозяева интеллигентные и приятные люди!
Утром после прекрасного завтрака они даже провели нам с женой обзорную экскурсию (типа бесплатный семинар по устройству гостевого дома). Да! Тогда мы всерьез обсуждали возможность открыть что-то подобное в Мещерских лесах! Сейчас об этом даже вспоминать грустно…
Но мне очень некомфортно ехать с одним номером (даже переставленным вперед), и утром мы выезжаем в Петрозаводск.
По пути остановились у берега ставшего печально известным уже в следующем 2016 году Сямозера. Красиво!
На подъезде к Петрозаводску забронировали квартиру с прекрасным видом. Как же повезло жителям Петрозаводска, где можно вечером сидеть на балконе и смотреть на это!
День пятый — Петрозаводск — Гирвас — Петрозаводск
На следующий день, за час восстановили номер и решили, раз уж такое дело, остаться в Петрозаводске еще на день и съездить в Гирвас, где располагается один из самых древних вулканических кратеров (2 миллиарда лет)! Возможно, геолог и обнаружит остатки кратера, но я не смог визуально его идентифицировать. Потом узнал, что, когда строили плотину, серьезно изменили рельеф, так что остались только скальные породы.
Погуляли вокруг плотины и через Марциальные Воды (см. отчет 2014 года) вернулись в Петрозаводск.
День шестой — Петрозаводск — Сандармох — Каршево
С утра прогулялись по центру Петрозаводска.
А потом нам очень повезло! Мы бронировали всего одну ночь в отличном гостевом доме «Каршево» (к сожалению, он не пережил конца 10-х и теперь закрыт), но, позвонив им, я узнал, что есть один номер, который они могу нам отдать еще на две ночи. Эта была удача, и мы поехали туда!
По пути заехали в Сандармох. Опять — не буду повторяться, все уже написано в других отчетах.
Все зачищено до блеска, русская история пошла на новый круг, как будто ничего и не было. Интересно, сколько еще кругов нужно?
По приезду в гостевой дом, поразивший своей чистотой, мы успели попариться в баньке! Все очень понравилось нам, и баня, и номера, и люди! Так жаль, что этого места не осталось.
День седьмой и восьмой — Каршево — Муромский монастырь — Каршево
Именно в этот день мы опробовали методику наших будущих путешествий — комбинирование автомобильного и байдарочного тура.
Надувная байдарка «Щука» лежала в багажнике, утром мы добрались до деревни Гакугса, через которую протекает одноименная река. Договорились оставить на ночь машину во дворе за 100 рублей и, перегрузившись, отчалили. Путь занял 4,5 часа, мы не торопились — наслаждаясь видами вокруг и тишиной.
Муромское озеро встретило приличной волной, но байдарка прекрасно держалась. Озеро пересекали в компании чаек, перекликавшихся высоко над нашими головами.
И вот наконец мы оказались на берегу Онеги прямо в устье Гакугсы, в километре от монастыря. И это оказался самый лучший день нашей поездки! На нас снизошла нирвана! Весь вечер мы гуляли по берегу, смотрели на изумительный закат, слушали затихающие звуки, а потом и ночную возню в кустах.
Мы были совершенно одни и чувствовали себя словно на необитаемом острове.
До сих пор оба считаем этот день одним из лучших дней нашей жизни!
Ночью вставали раза три и ходили смотреть на реку и восход!
На следующее утро собрались и так же не торопясь по речке вернулись к машине, и потом в гостевой дом.
День девятый — Каршево — Исследование побережья
У нас остался последний день отпуска, работа в далекой Москве ждала (но не манила). Планов как таковых не было, и мы просто решили проехать до Медвежьегорска и обратно, вдоль Восточного берега Онеги в поисках приличного места для будущих стоянок.
Уже писал в каком-то отчете, что найти хорошее, а главное чистое место — та еще проблема. Не буду заострять здесь внимание.
Итогом наших поисков стала та самая Челмужская коса, на которой мы стояли потом в 2016 и 2020 годах — одно из самых красивых мест восточного берега Онеги!
День десятый — Каршево — Москва
В последний день мы, выехав из Каршево около полудня, в час ночи парковались около дома. Кроме двух выписанных в Ярославской области штрафов за превышение скорости и вспомнить-то особо нечего…
Всем удачи!