|
Обратный путь всегда кажется короче, но это только если он пролегает по тем же дорогам :).
Итак, после свадьбы мы в Черногории пробыли ещё 1 день. Посмотрели город Котор, наш отель, да и все основные достопримечательности находятся в старом городе, который обнесен крепостной стеной. Когда мы спросили, как туда проехать — человек снисходительно посмотрел и указал на парковку, которая стоит примерно 1 евро в час. Отели многие за крепостными стенами имеют свои кусочки парковки, которые входят в стоимость номера. Бесплатных парковок в пределах видимости не было.
Букет невесты везли из Черногории, но пионы не выдержали темп, перепады температур и тряску.
А фотограф нам рассказал анекдот по этому поводу: «Какое самое страшное насекомое для жителей Котора? — Паук (в черногорском «паук» — «эвакуатор»).
Котор, вид с крепостных стен.
Крепостные стены.
Последняя черногорская ночь была в городе Петровац. Приятные впечатления, только вот русских там больше, чем местных, русская речь, меню в ресторанах, объявления, будто в Геленджике, ну или в Крыму. По слухам от парикмахера: многие живущие здесь сдают квартиры в городах России за такие деньги, которых им хватает на спокойную жизнь в Черногории.
Вид из отеля в Петроваце.
Петровац с Красивыми скалами.
Дорога по побережью Будванской Ривьеры немного ремонтировалась, поэтому можно было попасть в получасовую пробку из-за реверсивного движения (кстати, во время свадебного переезда из Св.Стефана в Котор мы удачно проехали, без задержек, а фотограф и видеооператор дорогу из оплаченного времени не вычитали).
В Петроваце был проведен спокойный вечер, утром 22-го, проверили масло, колеса, долили омыватель и двинули в обратный путь.
Первым пунктом был обозначен боснийский город Мостар. Дорога до него заняла часов пять, хотя в километрах — 250 или около того. Для въезда в Боснию необходима виза или ваучер от отеля, но подтверждение, распечатанное с сайта бронирования, не прокатит, так как нужна синяя печать отеля, либо принимающей организации. Ваучер можно оформить в турфирмах (от 20 евро с человека), либо (по слухам) на границе, но проверять не стали. Ваучеры оформили у нашего свадебного агентства.
Дорога до границы сначала идет по набережной моря, потом паром — 4 евро в пункте Каменари, потом уходит в горы. Навигатор предлагал через Хорватию, но туда нужна виза, поэтому по знакам. А вот со знаками как раз проблема, не знаю почему, но многие поломаны, а у многих отломаны стрелочки. Т.е. на развилке вполне возможно уйти в другую сторону. Мы однажды так и подумали, но потом увидели въезд на платную дорогу, уточнили маршрут там, заплатили 3 евро и через километр уткнулись в границу. Паспортный контроль стандартный, на манер местных даже не выходили из машины, а просто протягивали документы из окна. Весь процесс занял, может, минут 20. На въездной печати красуется солидная машина, но об этом потом.
Всё, что мы знали о Боснии, — мост в Мостаре, разрушенный во время войны, какая-то своя валюта, война, мусульмане, война, столица Сараево, где была война.
Откровенно говоря, было страшно проехать через всю страну, о которой ничего не знаешь. Но, когда мы въехали, когда проехали несколько десятков километров, то подумали, что война скорее была у нас, а не там. Да, разрушенные, расстрелянные дома, или даже деревни есть, но идеальные дороги, отличные заправки, уважение на дорогах шли вразрез с нашим пониманием Боснии.
В Мостар мы приехали около 15 часов, поселились в отель с добрым хозяином и видом на мечеть из душа, потом прогулялись по старому городу, мосту, где туристы могут купить себе военные сувениры, ручки, сделанные из гильз и ещё много всего.
Много мест в Боснии, где парковка запрещена из-за опасности обрушения разрушенных зданий).
Мостарский мост — был разрушен во время войны, но потом из тех камней по старым чертежам был построен в знак и во благо дружбы религий, людей, соседей и мира.
22-го утром выдвинулись из Мостара. 150 км до Сараево преодолели ещё до полудня. Скажу честно, вернувшись в Ростов, пожалели о том, что не остановились посмотреть город. Красивый, современный, сияющий. Никогда бы не подумали. Огромная башня, как сверло, красивые постройки на набережной, Латинский мост (с выстрела на нем началась первая мировая война), Holiday Inn, где отсиживались журналисты, поэтому он не пострадал, все эти здания мы осмотрели из окна, так как торопились в Белград. Навигатор вновь предлагал маршрут по автобанам через Хорватию, но мы снова по знакам двинули в горы. Горы поразили в первую очередь снегом на обочинах, огромными быками, на которых люди таскали бревна, потом видели военных, солдаты бежали и несли кого-то на носилках.
Навигатор в Боснии помогал только как компас.
Были такие места, где красоты озера и гор ничуть не уступали швейцарским, были и разрушенные деревни, и городки с двумя улицами (на одной мечеть, на другой храм). Но дорога везде была хороша, и тоннели, и мосты — всё на 5. В одном из мест через дорогу перебегало стадо овец без пастуха, всё спокойно, без жертв :).
Босния закончилась в городе Зворник, теперь даже хочется вернуться.
Сербские дороги не отличались особыми изысками, зато навигатор вел очень точно, и уже через несколько часов мы были на автобане, мчали 120. И всё равно не успели приехать в отель засветло, потому что дождливый Белград устроил многокилометровые пробки. Вода на улицах сходит плохо, поэтому окатывали друг друга там все как на празднике.
Город не смотрели, отель попортил впечатление, поэтому покушали и легли спать.
Утром 24-го за меньше, чем два часа, доехали до румынской границы. Завтракать пришлось на заправке. Мы бы выделили заправки NIS — на них даже шарфы футбольных клубов продаются. А так — хорошее кафе с хорошими ценами, интернет, товары разные вкусные и бензин высокого качества.
Через несколько минут мы уже были на границе, снова быстро, снова без досмотра и придирок. Румынские дороги снова очень радуют, пришлось снова вспоминать правила движения для гужевых повозок, а парочку даже обогнать в неположенном месте. Движение по Румынии выглядит как кардиограмма — 100 держишь между городками, потом 50 в городке, потом снова 100, и так далее.
Маршрут пролегал через половину страны, в городе Тимошоара все улицы, по которым направлял навигатор, ремонтировались, пришлось поплутать. Потом дорогу между городами ремонтировали, поэтому огромные пробки образовывались из-за реверсивного движения. Но мы никуда не торопились, смотрели по сторонам, проезжали город за городом, а вот к закату ближе заволновались. Навигатор увел нас с магистрали, проверили по карте — все хорошо, мы и двинули. 32 км по Трансильвании в ночи. Зимой мы прочитали «Дракулу» Брема Стокера, поэтому воспоминания о разных деталях были хорошими.
Сначала мы шутили, потом, когда стемнело, мы уже не радовались. Пустынные городки сменяли горные серпантины, казалось, что сосны срастаются над дорогой, а для полной картины не хватало только бегущих рядом волков. В тот момент мы поняли, что должен был чувствовать Джонатан во время своей первой дороги в замок. Каждый поворот, казалось, скрывает кого-нибудь мистического.
Большую часть пути до Брана мы попросту молчали. Я думал, что если увижу милицию, то не буду останавливать по требованию, пока не доеду хотя бы до освещенного города. Встречных машин почти не было, людей на улицах тоже, поэтому все фильмы из разряда «Поворот не туда» и «Техасская резня» вспомнились. Потихоньку начали молиться, чтобы не пробить колесо, или не упереться в шлагбаум, или поваленное дерево. Когда мы въехали в город Бран, выдохнули и обнялись.
Конечно, есть ещё дороги, но срезать жалкие 10 км было жизненно важно. И тут навигатор потерялся, а из-за поворота показался мистически освещенный, зловещий замок Дракулы. Навигатор привел нас в забор и показал, что до отеля — 22 000 км :). Без шуток :).
Ночью в этом городке мы умудрились найти полицейского, который расписал нам дорогу. И мы поехали, сначала закончился город Бран (начался другой), а потом закончилась асфальтированная дорога, пришлось по грунтовке взбираться в гору, где и располагался наш отель. В номере была Библия, а из номера вдалеке на горе виден был замок.
Вид из окна, вдалеке на холме замок :).
Секретный путь в стене :).
Километровые столбы :).
25-го апреля нас ждала экскурсия в замок — потрясающее место, правда, холодно очень в нем. Есть много интересных комнат, пара жутковатых лестниц, но в целом классно. А вот рядом с ним есть комната страха, которая сначала пугает звуками, потом всякими стуками и шевелениями, а вот в конце…, хотя не скажу :).
Красоты Брашова.
А ещё в этот день был самый короткий перегон — всего 30 км до города Брашов. Брашов нас выручил. Выручил неплохим отелем на окраине, выручил хорошей пешеходной зоной, где можно было найти сувениры, накормил мамалыгой вкусной в недорогом ресторане, да позволил посмотреть матч лиги чемпионов, где любимый «Реал» проигрался в пух и прах в Дортмунде.
Говорили, что Брашов — один из крупнейших городов, но движение в нем — прекрасное. Спокойно, по правилам, пешеходные переходы через каждые 10 метров. Парковок бесплатных почти нет. Стояли на платной со шлагбаумом за 3 лей (27 рублей) в час.
Мамалыга и Трансильванский гуляш :).
Мамалыга с «вкраплениями» свинины и сыра :).
Аистов по пути было очень много, мы считали до 20-ти, потом перестали, радовались — теперь все говорят, что это к детям :). Пусть :).
26го апреля наоборот предстоял долгий путь — Брашов — Одесса. По Румынии ехали долго, дороги в этой части, где расположены бедные цыганские поселочки, не такие хорошие, серпантины жесткие (круче пока видели только в Черногории) Даже ограничение тут стоит — 90, встречаются неровности, но после наших дорог — это терпимо, хотя привыкнуть к хорошему очень легко. Граница с Молдавией снова быстра, снова заставили купить виньету. Но на этот раз дорога была на удивление хорошая. Люди приветливые, добрые. Кишинев, который настигли мы через час-полтора — это классический крупный город постсоветского пространства. Даже фотографировать не хотелось (никого не хочу обидеть, сами в подобном живем) Зато кока-кола вкусная :).
А вот потом начались интересные приключения. Путь внезапно преградило препятствие в виде арматурой заваренного проезда под мостом. Поднялись на шоссе, навигатор прибавил 200 км. А дело к закату. Спросили на заправке дорогу, по их совету развернулись на шоссе и двинули в сторону Тирасполя. Через час проехали непонятный шлагбаум и уперлись в БТР, стоящий на мосту! Это были миротворческие войска, которые уведомили нас о том, что мост 20 лет как закрыт :((. Пришлось в объезд в гору, потом снова миротворцы, разбитые районы и вдруг надпись «Добро пожаловать в ПМР!». Но из Молдовы мы не выехали. Вот тут и начались проблемы. Пограничники докопались, вымогали: «Ну чтоб не стыдно было нам за вашу свадьбу». В итоге 700 рублей.
Домчали через Бендеры и Бычок до выездной границы за час. Дороги терпимые, только на трассе иногда появляются лежачие полицейские совсем без причин. На одной из заправок видели вместо цифр АННА и ГЕНА :). На выезде тоже докопались, мол вас там менты развели, ничего не сделали, заставим вас ехать обратно. Но на этот раз мы уперлись, поэтому осталось им только просить на кофе (100 рублей). Это сейчас смешно, а вот тогда не было так смешно. Поэтому даже украинскую границу переходили с нервами, хотя там были приветливые пограничники.
В итоге до Одессы добрались уже в полной темноте в 10 вечера, измотанные, уставшие и злые.
Следующий день провели в Одессе у друзей, катались на канатке, ходили по Дерибасовской. Движение в Одессе нормальное, хотя есть особо настроенные на приезжих. Сигналят, подгоняют :).
Слоган канатной дороги — сила.
Согласны.
27 апреля — перегон Одесса—Ростов-на-Дону. Никаких проблем, только выехали мы в три часа дня, поэтому границу пересекали уже далеко за полночь, было очень холодно, снова зло. Честно говоря, домой не хотелось возвращаться. Даже заправиться не дали на первой заправке. А так запомнился торговый центр в Николаеве, запах аммиака в Мариуполе и гонки с автобусами.
Итоги:
За 14 дней мы по дорогам РФ, Украины, Молдовы, Румынии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, и Приднестровья проехали 5 595 километров (от дома до дома).
В качестве сувениров в наши коллекции привезли 14 маленьких бутылочек с алкоголем, 8 футбольных шарфов и 42 монетки :).
На бензин, покупки на заправках, платные дороги, парковки, виньеты ушло примерно 17 000 рублей.
«Спарк» ни разу, нигде не подвел, но, в Ростове слил всё масло — через сальники попало масло в ремень ГРМ, но «маленькая машина» держалась до последнего. Небольшой ремонт.
За это путешествие мы познакомились с кучей народа, столько разных судеб видели, видели всего три аварии (чуть притерлись две пары водителей в Одессе и Бухаресте, и один догнал другого в Будве). Нас два раза останавливали работники ГИБДД. Один раз на Украине в поселке Сарата (узнав, что едем на свадьбу, отпустил и пожелал счастливого пути). Второй раз в Будве, проверка документов.
Мы пересекли государственные границы 12 раз (1 раз = выезд/въезд) — нигде не было досмотра с открытием чемоданов. Не везде даже багажник открывали. А вот штампы выездные не поставили оба раза на выезде из Сербии и Боснии. На штампах всегда нарисована машинка, так вот в РФ самая страшная, я такие в дет.саду рисовал :).
Из советов:
Избегайте Приднестровье, обновите карты в навигаторе (хотя в Боснии их, видимо, просто нет). Не скупитесь на платные парковки — оплата штрафстоянки — дороже. А вот нервы ваши не восстановятся. Туалеты на заправках в Румынии, Сербии, Черногории и даже Боснии можно посещать даже маленьким детям. Видели даже в черном мраморе. Советуем NIS в Сербии, «Катрал» на Украине, MOL в Румынии, в остальных странах не придерживались брендов заправочных станций. Хотя везде был «Лукойл». На всех без исключения заправках мы платили картой, никаких проблем. В Черногории много людей знает русский — смело используйте. Очень рекомендуем заведение Rabello в Будве.
Теперь мы задумались немного заработать денег, да отправиться на «Спарке» в Лондон :).
Ссылки:
Карты маршрутов.
Отзывы на отели, рестораны и достопримечательности: (на английском).
Обещанное видео (ссылку скину в комментарии).