За семь морей, или Вдоль по Матушке-реке

11.11.2021 | 12795 просмотров

Часть 1

Вот и начинается наше очередное большое автопутешествие по России.

В этом году мы решили завершить свой проект «От истока до устья Великой реки». В 2019 году я проехал от истока Волги в Волговерховье Тверской области до Ярославля (отчет можно посмотреть:

И вот сейчас мы готовы продолжить свое путешествие от Ярославля до Астрахани.

Традиционное фото перед стартом.

Получается, надо просто пересечь границу 29 региона и заехать в соседний 30-ый регион.

Трасса М8 мне очень нравится. Сейчас по ней приятно ехать.

С одной ночевкой мы доехали до Ярославля.

В пригороде Ярославля мы заехали проинспектировать строительство дома, который строят наши друзья, чтобы переехать сюда на ПМЖ. Выслушав отчет о проделанной работе и ближайших планах, мы поспешили дать свои советы и замечания (как без этого) и пожелали скорейшего завершения строительства.

Погода радует. Облачно. С утра пошли на набережную посмотреть на Волгу. Здесь на каждом шагу музеи, но нас интересовал мини-макет «Золотое кольцо». Для меня это в новинку. Мне понравилось, хотя я представлял помещение побольше, а вот Аня была разочарована увиденным, в сравнении с Питером.

Тем не менее, было интересно понажимать на кнопочки, «заставляя» персонажей стрелять, плясать, двигаться. Интересна смена дня и ночи.

Соседнее помещение занимает аппаратная, из которой ведется управление всем макетом. Через стекло можно наблюдать за этим процессом.

Мы были в Ярославле уже несколько раз, поэтому решили погулять только по Стрелке.

Необычный сорт рябины.

Аня. Долго мы добирались до Стрелки, целых 7 лет. Что же, посмотрели, погуляли. Даже лучше, что попали туда летом, а не в ноябре, как в прошлый раз.

Очень красивое место, ухоженное. Памятник 1000-летию Ярославля привлекает множество туристов, вот и мы не устояли перед соблазном запечатлеть себя и Пиню.

Когда мы приезжаем в любой другой город, очень интересно все время смотреть по сторонам. Часто удается увидеть совершенно очаровательные детали уличного дизайна. Вот, например, такой арт-объект. Пока все не прочитали, дальше не сделали ни шагу.

А еще Володя всегда обращает внимание на крышки люков. Зачастую они отличаются от скучно-стандартных.

Из-за пандемии нарушилась традиция новогодних встреч нашей компании. На них мы делились своими впечатлениями и совершенными делами за прошедший год. Это своего рода отчет, как мы провели этот год, где были, что видели. Второй год мы не только не встречаемся, но и просто очень давно не видели друг друга. И вот звезды сошлись над Ярославлем — вся наша компания собралась именно в этом месте, в это время, за 1000 километров от дома. Бывает же так!

Приятно посидели. За два года вроде никто сильно не изменился. Вот и хорошо.

У ребят это конечный пункт поездки, а мы только начинаем.

Течение Волги несет нас в следующий населенный пункт.

Кострома.

Аня. В Костроме мы были практически год тому назад. Тогда мы не попали в музей ювелирного искусства, он был закрыт по случаю пандемии. На этот раз мы и проверять не стали, а сразу поехали в Красное-на-Волге. Интернет утверждает, что именно там ювелирная столица Костромской области, а значит и России.

Взяли экскурсию. Очень много узнали нового о технике изготовления. Скань, горячая и холодная эмаль, роспись по эмали (финифть). Это все техники, применяемые при изготовлении ювелирных изделий.

В магазине Аня приглядела сережки.

Я совершенно запамятовал, что именно сегодня годовщина наших отношений, поэтому эту покупку пришлось записать в категорию «подарки».

Проезжая по Красному, чуть ли не через каждый дом видишь баннеры, растяжки или названия магазинов и салонов со словом «ювелирный».

Дальше наш путь лежал в Русиново, с интригующим прилагательным «свадебная деревня». Из-за пандемии все мероприятия отменены, экскурсий нет. Пришлось самостоятельно знакомиться с этой деревней. Много красивых домиков соседствует с обычными деревенскими избами, есть заброшенные участки с недостроенными дворцами.

Аня. Довольно грустно было видеть заброшенный объект. По всему выходит, что затея была масштабная, многие здания возведены с выдумкой. Причудливая архитектура, резные традиционные украшения, забавные деревянные скульптуры. НО больше всего удивили две доски: Почета и Позора.

На обратной дороге в Кострому прямо на обочине дороги нарвали диких яблок и вечером в мультиварке сварили из них вкуснейший джем. В движении мультиварка еще не использовалась, а вот в гостиницах этот девайс оценить уже успели.

Дорога Кострома — Плес отличная.

Плес. О, сколько публикаций и рекомендаций я прочитал об этом месте! Как давно мечтал здесь побывать!

Плес встретил нас шлагбаумом. Росгвардейцы поинтересовались целью нашего приезда. Туристов просят оставить свои автомобили на парковке и осмотр достопримечательностей проводить ножками. Для нас это оказался не лучший вариант. В горку, с горки. Опять в горку, а потом с горки. Под ногами то булыжник, то трава. Над головой голубое небо, а солнце беспощадно обжигает тело.

Первым делом поднялись на Соборную гору, с которой открывается обалденный вид на Волгу и сам Плес. Стояли в беседке и наслаждались. Потом спустились по узким улочкам на Соборную площадь.

Попали на старейшую торговую улицу Калашная, заглянули в чайную Косорылова, прошлись по многочисленным лавочкам.

В Плесе можно остановиться на сутки и более, можно бесконечно ходить по его немногочисленным улочкам и не устать от увиденного. Здесь есть несколько музеев, но нас интересовал в первую очередь музей декоративного стекла, найти который оказалось не просто. Спросили у местной жительницы про музей. Она направила нас обратно вниз, в центр.

— Все музеи там. Здесь ничего нет.

Возвращаться уже не было сил, и мы с поникшими головами пошли к машине. Буквально через один дом мы заметили в окнах подобие витражей и остановились (как полезно до последнего крутить головой). Подошли ближе и прочитали на формате А4, прикрепленном на окне «Музей декоративного стекла».

— Вот это ДА!

Им явно не хватает большой вывески, но с этим у них есть свои сложности.

Это частный музей одного художника, заслуженного художника России Александра Ивановича Тимофеева. Он специализируется на витражах, много работ в других направлениях. Труд грандиозный. Признание мировое. Его панно и витражи украшают многие государственные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, аэропорт столицы.

Мы удачно попали на начало экскурсии, которую проводила его супруга. Весь дом, прихожая, кухня, коридоры, чердак — все заставлено его работами.

Мы были в восторге от увиденного. Кстати, уже по возвращению домой нас догнала информация о том, что в конце августа состоялась Юбилейная выставка в честь 80-летия А. И. Тимофеева.

Аня. Плес произвел впечатление ухоженного городка, где ухаживают за стариной, стремятся ее сохранить. Но вот «памятная доска» со стихотворением М. Исаковского совершенно уникальна:

«Спасибо Вам, что в годы испытаний

Вы помогли нам устоять в борьбе.

Мы так Вам верили, товарищ Сталин,

Как, может быть, не верили себе.

Вы были нам опорой и порукой,

Что от расплаты не уйти врагам.

Позвольте ж мне пожать Вам крепко руку

Земным поклоном поклониться Вам…

За Вашу верность матери Отчизне,

За Вашу мудрость и за Вашу честь,

За чистоту и правду Вашей жизни,

За то, что Вы такой, какой Вы есть».

Получив заряд положительных эмоций, мы в чудесном настроении покинули этот самобытный уголок России и отправились дальше вниз по течению Волги. По дороге остановились перед Вичугой. Пообедали под стенами реставрируемой церкви.

Часть 2

В Вичуге меня интересовало «утраченное» наследство. «Мои» предки оставили здесь свои следы.

Вичуга (с мерянского) — болотистая низина. Раньше Вичуга называлась Бонячки, т. е. болото. И вот это болото стало широко известно не только в России благодаря династии Коноваловых.

Фабрикант Иван Коновалов воссоздал здесь текстильную мануфактуру в 1812 году.

Родоначальник династии фабрикантов Коноваловых даже упоминается в книге П. И. Мельникова-Печерского под названием «В лесах». Автор устами героев превозносит высокие моральные качества Ивана Коновалова.

В 1897 году мануфактурой «Иван Коновалов с сыном» стал управлять его сын Александр. Впоследствии Александр Коновалов стал крупнейшим текстильным фабрикантом, меценатом, членом Государственной Думы, министром торговли и промышленности при Временном правительстве. Александр Иванович осуществил уникальную программу социального и культурного строительства в Бонячках.

В 1900 году он ввел 9-часовой рабочий день, запретил труд малолетних. За счет прибыли построил бесплатные общежития для одиноких и семейных рабочих, были построены два поселка из отдельных домов (продававшихся работникам в рассрочку на 12 лет). За все время были построены двухклассная школа, ясли на 160 детей, библиотека, баня, больницы, организованы сберегательная касса и потребительское общество.

Народный дом.

Родовой особняк и бывшие ясли.

Лестничный пролет в бывших яслях.

В 1912 году к столетию фирмы Коноваловых построены Народный дом (Дом культуры), новое здание больницы и родильного приюта (кстати, родильное и хирургическое отделения размещены в этих же зданиях по сей день, а в остальных зданиях больничного комплекса размещены другие отделения).

Во время забастовочного движения на его фабриках не было гонений и преследования рабочих за митинги в знак солидарности с другими рабочими.

Вот таких замечательных людей потеряла Россия в 1917 году.

Мы посмотрели Народный дом, заглянули в бывшие ясли и родовой особняк Коноваловых.

Впечатляют размеры и бывшей фабрики. В ее стенах по сей день ведется какое-то производство, слышен грохот работающих механизмов. Красивый вид открывается на фабрику со стороны пруда. Здесь благоустраивается зона отдыха.

Сверяясь с маршрутом, Аня заметила на карте причудливое название населенного пункта. Лежебоково.

— Давай заедем.
— Давай.

До Луха ехали по идеальному асфальту. Новые автобусные остановки из стекла и металла, перед ними пешеходные переходы обозначены яркими декоративными столбиками и знаками.

Свернули на проселок. Через несколько километров она превратилась в разбитую лесовозную дорогу. Узкая дорога с многочисленными поворотами. За одним из них встретился лесовоз, который долго не могли обогнать. Редко, но появляются асфальтированные участки по несколько сот метров. Неизвестен логарифм такого выборочного асфальтирования.

Со 2 на 3 августа по этим местам, включая Ярославскую область, прошел ураган, поваливший большое количество деревьев. Видели по ТВ, сколько бед он натворил. Нам повезло, что эту дорогу успели расчистить для проезда. Макушки деревьев обрезаны. Дорога узкая, урок фигурного вождения.

Через поля и леса мы пробрались к Лежебоково. Это тупиковая деревня в лесной глуши. Подъехали к ней уже в сумерках. Было такое впечатление, что мы проезжаем через несколько деревень, или это была когда-то очень большая деревня. Дом от дома стоят на большом расстоянии. Удивило украшение некоторых домов — много резных и расписных элементов.

На трассу вернулись уже в полной темноте.

Сегодня забронировали ночлег в Чкаловске Нижегородской области.

Ночь, моросит дождик, вокруг промзона, гаражи, грязь. Но навигатор указывает именно этот адрес нашей гостиницы. После многочисленных манипуляций и нецензурной лексики мы получаем ответ. Забронированная нами гостиница находится действительно по этому адресу в Чкаловске, но… в Таджикистане.

???

На дворе ночь. До Таджикистана ехать не вариант. Возвращаемся в центр нижегородского Чкаловска. Благодаря подсказке таксистов едем к единственной гостинице. На наше счастье в ней есть для нас полулюкс.

Джекпот! Мы получаем ключи от номера. Ночевка в машине отменяется. Гостиница «Белиссимо» запомнилась не только названием, но и тем, что отчет времени идет с момента заселения.

С культурной программой здесь не повезло. Фабрика гипюра и Центр ремесел закрыты на выходные.

Аня. Промашка с бронированием отеля в Чкаловске показала, что я совершенно недооценила масштаб популярности В. Чкалова на просторах бывшего СССР. Мало того, что этот отель в Таджикистане находится на Пушкина 10, так еще рядом улицы Чехова, Советская, Московская, Мира. Все как здесь…

Единственное фото, оставшееся у нас из Чкаловска — Пиня в сумочке (домике). Длительные дебаты по поводу ее покупки так и закончились ничем. Остался наш талисман без фирменного вместилища.

Прыгаем в машину и мчимся дальше. Все дни поездки кондиционер в машине работает без перерыва. За бортом безжалостно обжигает солнце.

Балахна встречает нас пробками. Здесь также есть музей кружев, который наяву оказался небольшим залом в краеведческом музее (по информации в инете должен быть отдельный музей по другому адресу).

Произведения местных кружевниц мы хотели сравнить с вологодскими мастерами, но сравнивать оказалось не с чем. Экспонатов минимум, много отсканированных фото плохого качества. Мы были разочарованы этим музеем.

В Балахне обратили внимание на несимметричную надпись «Дом Москвы» относительно центрального входа.

Опять проблема с бронированием. Вот поэтому я не люблю останавливаться в гостиницах, привязываться к ним. В этой поездке нам был необходим номер с кондиционером, который есть не в каждом отеле.

В Нижнем не смогли забронировать гостиницу. Приходится остановиться на въезде в первом же отеле со свободным номером. Я пытаюсь проявить характер и настоять на том, чтобы бронировать жилье в первой половине дня, а за эти косяки пока выносится замечание в «личную карточку».

Практически на ходу Аня находит интересную информацию о католическом приходе с экскурсией на следующий день.

Аня. В Нижнем мы уже бывали, исторический центр видели, поэтому не планировали останавливаться надолго. Но вот перед самым городом в Телеграмм канале «Наш турист» я прочитала интересную информацию об «Итальянском дворике», который создала группа энтузиастов. А на следующий день там должна пройти бесплатная экскурсия по дворику и католическому храму, единственному в Нижнем Новгороде. Мы собирались вечером посмотреть фейерверк на набережной, а чтобы не терять время, решили посмотреть на Италию в миниатюре.

— Посмотрим, а лекцию послушаем завтра.

На этом и решили. Но судьба в этот день была к нам благосклонна. Неожиданно мы попали на чудесный, увлекательный рассказ об органе, истории церковной музыки, и тому подобных вещах. А когда лектор, молодой органист, работающий в этом храме, «иллюстрируя» повествование пропел псалом, у меня просто мурашки по телу пробежали».

Уже в полной темноте выдвинулись на Нижне-Волжскую набережную. Здесь проходит фестиваль «Столица закатов» в честь 800-летия Нижнего Новгорода.

Задолго до набережной вся обочина занята припаркованными машинами. Случайно удалось найти свободный пятачок между дорожной техникой на строительной площадке.

На набережной аншлаг. Народ гуляет, танцует, веселится. Стоит очередь за получением браслетов по QR-коду для прохода на площадь перед Речным вокзалом, где должен состояться концерт.

Пока ждали начало фейерверков, успели замерзнуть. Начало задержали на 45 минут, а само действие оказалось очень коротким и прошло всего за 7 минут.

В нашем городе фейерверк на Новый год бывает намного интереснее и по времени намного дольше.

Выехать с парковки оказался еще тот квест. 4-полосная набережная переходила в однополосную улицу.

В гостиницу вернулись далеко за полночь.

Нижний Новгород был нами осмотрен в предыдущих поездках, итальянский дворик с экскурсией мы посетили вчера. Выиграв один день, мы выдвигаемся в путь.

Лысково. Здесь мы поднялись на Лысую гору, с которой открывается завораживающий вид на Волгу и Макарьевский монастырь.

Все дни стоит неимоверная жара. Температура не опускается ниже 30 градусов. Спасение только в машине, где кондиционер работает без перерыва. На трассе остановились на замечательной стоянке «Green Stop» (Зеленая стоянка). Полный набор сервиса. Столовая, кафе, гостиница, СТО для легковых и грузовых машин. Большая асфальтированная парковка. Чисто и красиво. Цены демократичны. Все очень вкусно. СОВЕТУЕМ.

В Мариинский Посад прибыли в 17:00. Очень были удивлены забронированной нами гостинице. Это оказался бывший мини магазин с кафе. Оригинально. Сейчас первый этаж отвели под гостиницу, а на втором этаже кафе. Нам предоставили номер с пятью кроватями и одной детской 2-ярусной, а за закрытой дверью второй гостиничный номер бывшего кафе.

Сегодня я устал от дороги. Очень много крутых поворотов и прыжков на заплатах утомили меня. Приняв душ, я вырубился.

Вечером решили разведать Государеву гору и даже успели увидеть последние мгновения заката над Волгой.

В Посаде нас кроме Государевой горы интересовал дендрарий. В интернете опять дан неправильный адрес. Это небольшой скверик перед Технологическим институтом, а бывший дендрарий находится «под замком» на закрытой территории.

Поехали смотреть набережную. В городе много дорог с односторонним движением, поэтому постоянно натыкаешься на «кирпичи». Набережная вызвала очередное удивление. Здесь ведутся крупномасштабные работы по ее благоустройству. В таком-то провинциальном городе и такие грандиозные мероприятия!

— Откуда деньги, Зин? Выиграли гранд?

Нам бы таких руководителей, которые знают и могут найти деньги для благоустройства своего города.

На самом берегу небольшой пляж. На нем есть спортивные площадки, зонтики, лежаки. Над всем этим возвышается Государева гора.

Пошли в противоположную сторону. Здесь стоит здание современного ЗАГСа, с балкона которого в 1919 году выступала Н. К. Крупская. Она прибыла сюда на агитационном пароходе «Красная Звезда». Агитационная бригада была составлена из 47 лучших партийных работников ЦК РКП(б), Совнаркома и ВЦИК. На многочисленных митингах, устраиваемых по пути следования парохода (по Волге и по Каме до г. Перми), они агитировали за Советскую власть, рассказывали о гражданской войне, о мероприятиях и законах советской власти.

Поднимаемся еще выше и попадаем на уютную улочку, благоустроенную силами жителей соседних домов.

В завершении обзорной экскурсии по Мариинскому Посаду снова взбираемся на Государеву гору.

Ненадолго заезжаем в Волжск, в надежде погулять в тени Парка Победы и Парка культуры и отдыха.

Следующим пунктом нашего внимания является Булгар (Болгар). Это древняя цивилизация на Волге.

Навигатор почему-то упорно прокладывал маршрут на Булгар в Нижнекамском районе. Это совсем в другую сторону. Пришлось перейти на другую систему навигации.

Эта дорога доставила некоторое волнение. Дело в том, что на одном из поворотов стоял знак «тупик», но движение машин происходило в обоих направлениях. Решили ехать и мы. Через несколько десятков километров упираемся в «кирпич». Это уже серьезно. Можно лишиться прав. Движение машин, хоть и редкое, но продолжается. Возвращаться назад — далеко, ехать вперед — риск. Постояли, подумали и решили ехать вперед. По разбитой грунтовке объехали ремонт дороги, выехали на насыпь и благополучно добрались до трассы. Но поволноваться пришлось.

Аня. На пути в это замечательное место первый раз за эту поездку увидели поля подсолнухов. Для нас, северян, зрелище завораживающее. Очень красиво! Я не люблю фотографироваться, но тут соблазн был слишком велик.

Надо сказать, что подобные поля потом встречались нам очень часто, хотя не такие красочные, но первая встреча всегда самая памятная.

В Болгарский (Булгарский) музей-заповедник мы приехали в очень жаркий день. Так что впечатление от этого действительно замечательного места погода немного нам подпортила. Но все равно мне все очень понравилось. Дорога к музею болгарской цивилизации проходит через череду самых разнообразных объектов, так что все желающие могут расширить и углубить свои представления об истории этих мест и жизни самых разных народов, населявших их.

Самым интересным для меня, как и для многих, оказался музей Болгарской цивилизации. Замечательное здание, углубленное на несколько этажей, наполнено реликтами былых эпох. Нам удалось некоторое время послушать гида, но, в принципе, экспозиция такая интересная, дополненная интерактивными элементами, поэтому вполне можно «гулять» самостоятельно. Детали и подробности, конечно же, интересны, но забываются, остается только ощущение исторического потока, беспрестанного движения, смены племен и народов.

Как мало мы, обычные люди — не историки, знаем о давних временах! Как много цивилизаций зародилось и ушло в небытие на нашей планете.

Подводя итог, скажу лишь, что эту достопримечательность я настоятельно рекомендую к посещению. Думаю, вы не пожалеете.

Булгар нам понравился. Давно мечтал увидеть Белую мечеть, раз не судьба в Индии увидеть Тадж-Махал. Внутри, как и во всех мечетях скромно и красиво, всюду арабская вязь.

Часть 3

По хорошей дороге незаметно добрались до Ульяновска.

В Ульяновске заселились в хостел «Апельсин». В отличие от «Апельсина» в Челябинске, здесь при заселении апельсин не презентуют. Зато впервые в номере оказалась душевая комната с туалетом.

Ульяновск по версии ЮНЕСКО является литературным городом. В мире таких городов насчитывается 39. В России он один.

Поэтому не удивительно, что первым делом мы решили посмотреть «Диван Обломова». Из-за ремонта проспекта Ленина пришлось покрутиться вокруг в поиске парковки.

Посидели на диване, примерился к дивану и Пиня. Рядом находится памятник Гончарову и дом, в котором он родился.

В этом доме родился И. А. Гончаров.

«Рериховский центр духовной культуры» — такое неожиданное название появилось в нашем путевом листе в Ульяновске. Мы его увидели, будучи рядом с городом. Захотелось посмотреть и сравнить с Центром им. Рериха в Новосибирске.

Довольно скромное здание, но экспозиция достойна. Особенно удивило, что посещение бесплатное для всех.

Традиционно к посещению набережная Волги. Едем на площадь В. И. Ленина. Подъехали неудачно. Заходить на площадь пришлось через территорию ковидного госпиталя.

Продолжая литературную тему, на набережной подошли к памятнику буквы «Ё». Она высечена из красно-серого гранита высотой 2,05 метра и весом более 3-х тонн.

Здание филармонии потерялось. Мы ожидали увидеть грандиозное по размерам здание, соответствующее областному центру, поэтому, обойдя вокруг небольшого особнячка, мы спросили о филармонии у прохожих.

— Вы стоите перед ним.
— …

Здание ремонтируется, все вывески, указывающие на его принадлежность, сняты.

Почти то же самое получилось и с Ветровым органом. В Нижнем мы получили всестороннюю информацию про орган и надеялись увидеть это грандиозное чудо, а если повезет, услышать его звук. Орган «ни о чем». 3-тонная чугунная кованная конструкция.

Зато с большим удовольствием прошлись по бульвару Новый венец и погуляли по Карамзинскому скверу.

Покидая Ульяновск, мы не могли проехать мимо памятника «Колобку», ведь это его родина на «Сказочной карте России».

Дальше нас заждалась Самара. В планах было заехать на Подвальные террасы, полюбоваться их просторами, но заезжать рекомендуют со стороны Сызрани (рекомендация Людмилы/march_karakum). Это надо возвращаться и ходить по такой жаре на открытой местности. Аня не сможет такое пережить.

Едем до Самары. По дороге решили заскочить в Сызрань и взглянуть на набережную. На выезде застряли в пробке. Именно здесь увидел настоящих обочечников, про которых много пишут. Полем, по грунтовке спешат обогнать колонну. Потеряли более 2-х часов.

Сызрань. Набережная Волги издали смотрится эффектно.

Это неплохое место для отдыха и прогулок. На входе разбит небольшой сквер с игровыми и спортивными площадками. Нам повезло: прохлаждаясь в тенечке, мы с удовольствием послушали репетицию джазового оркестра из открытых окон колледжа искусств и культуры.

Опять не забронирован ночлег. Безрезультатно обзвонив несколько гостиниц в Самаре, удается взять номер в гостевом доме в Жигулевске. За полночь заселяемся в «Домашнюю гостиницу» на Муравленко 26. Отдельный домик на два номера. В номере есть кондей, ванная комната и даже кухонный уголок с плитой и посудой. Рекомендуем.

Тяжело дается южная жара нам, северянам. Хотели остаться еще на один-два дня отдохнуть, но свободных номеров не оказалось. Значит, отдыхать будем в машине.

Дорога из Тольятти и следующие 50 километров до Хрящевки показались очень длинными. Все-таки сказывается усталость и жара.

Замок Гарибальди. По приезду оказался целый комплекс, который продолжает расширяться. Здесь уже есть гостевой дом, кафе, огромная парковка, фонтан. Справа и слева только и слышишь восторженные отзывы и восхищение темпами строительства. Пять лет назад здесь стоял один замок. Из-за пандемии экскурсии отменены, а так хотелось бы взглянуть на внутреннее убранство замка.

Аня. Не хватает литературного запаса слов, чтобы выразить свое восхищение увиденным. Старые литературные выражения уже не звучат, т. е. не подходят, а новые подобрать не смогли.

Мы в шоке от увиденного. Здесь можно ходить и любоваться до бесконечности, открывая для себя все новое и новое. Но нас заждалась Самара.

В Тольятти решили закупиться продуктами в магазине «Миндаль», и я был бескрайне удивлен и обрадован цене в 9 (!) рублей за натуральный кофе.

И опять Тольятти не захотел нас выпускать из своих объятий. Вероятно, мы не все там посмотрели.

До Самары порадовали несколько участков с разрешенной скоростью в 110 километров.

В Самаре два раза крутанулись по дворам частных домов и гаражей в поисках гостиницы. Адрес есть, гостиницы нет. Если навигатор не может помочь, то воспользуемся приложением «язык до Киева доведет». Вход в гостиницу оказался с проспекта, а не со двора.

Следующий день объявляется днем лени.

Наша гостиница оказалась далеко от центра. До набережной ехали более 20 километров. Стояли в пробках из-за строительства эстакады и ремонта дороги. Поэтому из длинного списка смогли сходить только на набережную, где я искупался, и мы погуляли по Струковскому парку.

За спиной ангелы-хранители говорят:

«Они у каждого с рождения.

Они все время за спиной.

И в миг принятия решения

Кого послушать, выбор твой».

(текст вырезан на спинке трона)

На самарской набережной заметили фонари, на основании которых надпись: «Вашингтон 1955».

— При чем здесь, в Самаре, Вашингтон?

Стали приставать к местным. Безрезультатно. Тогда гугл в помощь. Это оказался тип светильников, разработанный в Вашингтоне. Такие светильники можно встретить и в других городах России. В Волгограде на их основании мы прочитали «Сталинград».

Самара оказалась не осмотрена. К сожалению, не удалось и встретиться с друзьями по предыдущим поездкам. Извини, Самара. В следующий раз остановимся подольше. Главное, отремонтируйте все дороги.

Дорога в Саратов через Пугачев оказалась не очень хорошей. Об этом предупреждали. Асфальт есть, но сплошные пузыри (шишки), гребни высотой в полколеса делают вождение фигурным. Изредка попадаются отремонтированные участки.

Саратов. Все запланированные нами объекты оказались в шаговой доступности друг от друга. Не торопясь, «нога за ногу» мы обошли их.

Странный жест.

На центральной площади посетили ярмарку мастеров. Понравилось оформление торговых точек ярмарки в едином стиле. Вот бы нам такую же организацию мероприятий. Здесь представлена продукция не только местных мастеров, но и других областей. Были даже мастера из Оренбурга. Продукты питания, ювелирные изделиями, сувениры, головоломки, креативные изделия. Мы остановились у прилавка с деревянными изделиями, выточенными на токарном станке из различных пород дерева. Уникальная работа. Виртуозно! Высший пилотаж (мое мнение) на токарном станке. Не удержались от покупки.

По необходимости пришлось зайти в аптеку. Большой зал в подвальном помещении.

11 окошечек (!) и в семи из них сидят фармацевты. У нас более двух рабочих мест нет, поэтому мы были удивлены такому количеству работающих.

К сожалению, не смогли посетить музей стекла. Он находится на территории завода и необходима предварительная заявка на посещение.

Прошлись по парку «Липки», полюбовались красивым зданием консерватории, сфотографировались с городовым, прообразом которого послужил городовой Василий Васильевич Гришин, построивший в 1844 году на свои сбережения городской водопровод.

Обратили внимание на оригинальное оформление забора, установленного вокруг реставрируемого особняка. Забором это назвать даже нельзя. По всему периметру на баннере изображены красивейшие исторические здания с указанием их адреса.

Вышли на местный Арбат — ул. Кирова. Здесь несколько интересных скульптурных композиций, много красивых особняков конца 19 — начала 20 веков.

Лестничный пролет в торговом комплексе «Манеж».

Ане понравилось саратовское мороженое. По рекомендации купили фирменное пирожное «Волга». А вот саратовского калача найти не смогли. Так и не смогли понять, то ли это сувенир, то ли кондитерское изделие.

Через дворы, тупики, ремонт дороги мы спустились к Ротонде и памятнику Любви. С этого места открывается хороший вид на автомобильный мост через Волгу.

Неожиданно все чаще стало появляться солнышко. Дышать становится все тяжелее, и мы спешим в гостиницу, по пути купив дыню.

Во дворе гостиницы есть небольшой бассейн. В такую погоду это большой бонус.

Отдохнув, я вечером поехал на Соколову гору, где находится смотровая площадка и парк Победы с образцами боевой техники. Парк очень большой по площади.

В результате от Саратова (неожиданно) у нас намного больше положительных впечатлений, в отличие от Самары. Вероятно, это произошло из-за того, что больше посмотрели и обошли.

На следующее утро выдвигаемся в сторону Волгограда. На выезде из Саратова притормаживаем у памятника Первой учительнице. Эта тема близка Анне. Небольшой скверик, по обе стороны дорожки, ведущие к памятнику, стенды. С одной стороны лучших учеников, с другой стороны заслуженных учителей. Чем отличились ученики, нет ни слова, но все равно приятно. Завершает аллею памятник учительнице.

Аня. Интересно, что на самом деле этот памятник учительнице лишь часть старого монумента. Вот эта история.

В 1907 году в Саратове был открыт памятник Александру II. Около центральной фигуры царя были:

— крестьянин (олицетворение освобождения крепостных),

— учительница с девочкой (олицетворение народного образования),

— богиня правосудия,

— коленопреклоненная болгарка (олицетворение освобождение славян от турецкого ига).

На сегодняшний день осталась лишь часть памятника: «Первая учительница».

Приятно прогуляться по аллее и увидеть лучших учащихся и учителей.

В Волгограде тоже есть памятник Первой учительнице. Сравним.

Сегодня запланирован пробег в 400 километров с заездом на Утес Степана Разина.

До поворота на Белогорское 124 километра проехали быстро по прекрасному асфальту. Дальше началась щебенка. Двадцать километров настоящего испытания для Ани. Перед селом была парочка затяжных спусков, в сырую погоду подниматься будет проблематично. Мне вспомнился перевал Кату-Ярык на Алтае, где я практически сжег два колеса (забегая вперед, скажу, что на обратной дороге я эти подъемы не заметил).

Утес впечатляет. Отсюда открывается вид неописуемой красоты. Необычности придает цвет прибрежной воды. Изумрудный прозрачный переходит в мутный темный.

Помимо Утеса здесь еще несколько интересных локаций, к которым направляют указатели. Это печная труба (остатки кирпичного производства), Тюремный овраг, Дурман-гора, памятник дважды Герою СССР летчику Скороходову Н. М. Его истребитель, взмывающий над верхушками деревьев, виден издалека. Можно зайти в музей, где проведут экскурсию.

Часть 4

До Волгограда доехали быстро. Заселились в гостиницу «Gold». На следующий день пошли знакомиться с городом. Здесь я был в далеком 1972 году на весенних каникулах. Из той поездки запомнился только Мамаев курган, дом Павлова и невыносимая жара более 40 градусов.

И вот спустя почти 50 лет я снова здесь. Опять очень жарко.

Некоторые локации не впечатлили. Например, «Подкова счастья». Подойти или просто сфотографировать сложно из-за стоящих вокруг автомобилей. На набережной зашли в парк Победы, походили по улочкам.

У «Бамбер» ресторан, пивоварня.

На «Аллее Славы» Мамаева кургана высажено дерево и от Архангельской области.

До памятника Первой учительнице навигатор показывал 27 километров через весь город. Решили не ехать. Сказывается общая усталость. Ограничились посещением Мамаева кургана. Как без него? Очень порадовала огромная парковка напротив. Здесь можно даже заночевать.

На этом знакомство с Волгоградом закончилось, и мы выдвигаемся к конечному пункту нашего путешествия.

Аня. Ярких впечатлений от Волгограда не получили. Набережная без изюминки. Возможно, во многом виновата погода.

В Астрахань решаем ехать по левому берегу Волги. По этой дороге намечено много локаций. Первая из них это озеро Лотосов в Красном Буксире. Увидеть цветущие лотосы — моя давняя мечта. До нее остается несколько километров.

Озеро Лотосов. Озеро небольшое, больше похожее на пруд. Сразу удивили длинные стебли. Вся береговая линия в цветах. Даже Пиня не удержался, сфотографировался на их фоне и выразил свое восхищение увиденным. Подход к озеру благоустроен ступеньками с перилами. Правда, за красивыми кадрами надо спускаться по крутому скользкому берегу.

Впереди у нас село Селитренное, где снимался фильм «Орда» и после съемок остался целый город декораций, озера Булухта, Эльтон и Баскунчак, гора Большое Богдо и бархан Большой Брат. Это был план максимум.

В связи с «неблагоприятными» погодными условиями и объемом уже полученной информации, решаем эти локации оставить на следующий раз.

Движемся до Астрахани. Меня предупреждали про плохую дорогу этого берега. Я представлял ее намного хуже. Заплаты, но без ям. Для нас, провинциалов, эта дорога еще нормальная, но Анна не смогла вписать ответы в клеточки кроссворда. Обратно поедем по правому берегу. Сравним.

В Астрахани забронировали гостиницу «Центр» на Шаумяна. Несколько сот метров от Кремля. Хоть был поздний час, решили посмотреть вечерний город. Вечер был теплый, безветренный.

На улице гуляло много семейных пар с маленькими детьми, много молодежи, гуляющей тихо, без гремящей музыки, нет пьяных.

Вот он наш последний «нулевой» километр.

На следующий день продолжили знакомство с Астраханью. Осмотр начали с Кремля. Это был четверг. Открыты все храмы для службы. Женская половина верующих в белых одеяниях.

Кремль понравился. Недаром его расхваливают все и везде. Ухоженный, территория свободна от навязчивой рекламы.

Аня. Чувствуется город с большой историей. Видны усилия властей по сохранению старой части города (но не повсеместно). Очень чисто. Удивило отсутствие в центре продуктовых магазинов. Есть забегаловки с надписью «Продукты» в подвальных помещениях в стиле советского СЕЛЬПО.

Набережная очень скромная, даже НЕЧЕГО отметить.

Вода без дефицита. Автополив зелени по всему городу. Это и понятно в такую погоду.

А меня удивило отсутствие сувенирной продукции в городе. Нигде, кроме Кремля, не видели даже назойливых магнитиков.

Запомнился случай при въезде в Астрахань.

Наша гостиница на ул. Шаумяна. Движемся по ней. Нумерация домов какая-то хаотичная. По одной стороне четные и нечетные номера домов. После дома номер 8 идет номер 18, затем пустырь и дальше номера 15, 20…

Уже выезжая из Астрахани, мы увидели из окна машины интересное здание, которого не было у нас в списке. Им оказалось здание театра Оперы и балета.

Дорога по правому берегу Волги оказалась настоящим автобаном. Отличная дорога!

Мы проехали от берегов Белого моря до Каспийского, Астрахань оказалась единственным городом, где у нас спросили про QR-код в гостинице.

На этом анонсированное путешествие «От истока до русла Великой реки Волги», можно сказать, ЗАВЕРШЕНО.

Вторая часть от Ярославля до Астрахани была протяженностью 7500 километров в течении 21 день.

P. S. Дорога домой планировалась без обзора достопримечательностей. Увиденной красоты хватит надолго. Обычный перегон из точки А в точку В. Но что-то пошло не так и Аню в Тамбове заинтересовала усадьба крупного российского предпринимателя и промышленника Михаила Васильевича Асеева, купеческая династия которого вышла из крестьян и является легендарной.

Дом построен в 1905-1907 годах. Среди крестьянских изб Михаил Васильевич строит дом в стиле модерн, с оригинальными фасадами и эксклюзивными интерьерными решениями на угоре реки. Перед фасадом фонтан с подсветкой. В здании проведены электричество, водопровод, отопление. По тем временам это была фантастика.

Нам посоветовали посмотреть внутреннее убранство дворца, от которого мы были еще в большем восторге. Во время экскурсии узнали много для себя нового о стиле модерн в архитектуре и его воплощении.

Получив заряд энергии, мы решили познакомиться с Тамбовом поближе. Нелюбительница церквей, Аня повела меня смотреть уменьшенную копию и подобие московского храма Василия Блаженного. Это храм Вознесения Богородицы. Сочетание ярких красок привлекает внимание издалека. Храм построен в 1690 году. Бесподобны и другие монастыри Тамбова. Особенно интересны колокольни большинства из них, а колокольня Казанского Богородичного монастыря занимает 2-ое место в России по высоте. Они кажутся легкими, ажурными благодаря большим проемам в сочетании с маленьким диаметром колонн, которые почти не заметны.

А чего стоит подсветка храмов?! Это еще одна гордость тамбовчан.

Не осталась без внимания и набережная. Нам она показалась идеальной для отдыха. Здесь есть места для развлечения, отдыха, на противоположном берегу канала реки Цны пляж. Все благоустроено.

Есть в Тамбове памятник Мужику. Ну и что? Таких много теперь в городах. Это Дама с собачкой, Сантехник и т. д. Если бы на него не наткнулись, не обратили бы внимания. А памятник с большим смыслом и смелым решением. Он посвящен крестьянам, принимавшим участие в Тамбовском восстании 1920-1921 годов. Трехметровый крестьянин с надеждой смотрит в сторону монастыря. Рубаха разорвана, на груди висит крестик. Он попирает плугом пулеметную ленту и политические лозунги, символизируя разорение и нищенствующее крестьянство.

Этот памятник запал в душу. Возможно потому, что изваяли его с особым посылом, вложив в него надежду и боль ушедшего поколения?

Аня. В Тамбове, как и в других городах по нашему маршруту, лето — пора реконструкций и ремонтов городского пространства. Но здесь мы смогли, перебравшись через разрытые улицы, добраться и до небольшой пешеходной зоны. Миленько. В частности, здесь установлен памятник Тамбовской казначейше. Довольно своеобразная фигура, на грани приличия, можно сказать. Но в оправдание скульптора скажем, что его героиня — литературный персонаж Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэма о ней написана в 1838 году. Это классика.

В основу поэмы, повествующей о провинциальном быте, положен, оформившийся в анекдот, действительный, довольно фривольный случай.

Голодные и уставшие мы отправились в рекомендованное Димой Алтуниным (4х2travels) кафе «Дебют». Зачетное место. Рекомендуем всем. Мы остались очень довольны кухней и облуживанием, а вот их призыв, написанный крупными буквами на стене («Не сдавайся, доедай свой чебурек до конца»), выполнить не смогли. Уж больно он большой. Фирменный чебурек пришлось взять с собой. Извините нас за это, дорогая администрация и коллектив «Дебюта». Заверяем вас, что он не пропал и выручил нас в дороге.

Дима, спасибо тебе за наводку.

В итоге, от скучного названия и транзитного города мы получили самые наилучшие эмоции. Они оказались самыми запоминающимися.

Последний перекус перед домом.

Вот теперь ВСЕ!

Итог (на двоих):

всего 21 день;

7200 км;

бюджет 90000 руб.;

— гостиницы — 40500 руб.;

— бензин — 27130 руб.;

— экскурсии — 2430 руб.;

— штрафы — 1250 руб. (2х250 руб. +1х750 руб.).