Северодвинск — Владивосток и обратно

Северодвинск — Владивосток и обратно

16.11.2018 | 12336 просмотров

Глава 1. Северодвинск — Владивосток — это автопробег в честь 80-летия родного Северодвинска (пока в видео варианте):

Глава 2. Владивосток — Северодвинск — это автопутешествие из цикла «В поисках края Земли».

Ввиду того, что первая глава вышла в видеоформате (пусть и укороченная), продолжаю повествование.

Необычно начинать с конца, но так получилось.

Итак, глава 2. Дорога домой.

Часть 1.

С погодой явно не везет. Туман сменяется моросящим дождем. Посовещавшись, мы решили возвращаться домой. Синоптики хорошей погоды не обещают, а вот на восточном побережье светит солнышко. Значит, мне туда.

У Людмилы и Вадима нет времени кататься по бухтам, и они направляются домой. Обменявшись сувенирами и пожелав друг другу удачи на дорогах, мы разъехались.

Итак, 1 июля 21 день моего путешествия. За окном +21, туман. Я выезжаю из Владивостока.

К обеду распогодилось, выглянуло солнце. Хоть возвращайся обратно, чтобы выполнить всю экскурсионную программу. Но механизм движения домой запущен, а быстро перестроиться для меня сложно.

Еду.


Теперь и мы С Пиней прошли этот перевал.

Еще по дороге во Владивосток я отметил, что почти все стоянки оборудованы эстакадой и туалетом. На первой же стоянке я планировал поменять фильтры и масло в двигателе. Но попытка заехать на эстакаду не увенчалась успехом. Угол заезда большой, и передний бампер упирается в высокий ограничитель ямы.

Километров через 50 после Владивостока местные «джигиты» идут на обгон третьим рядом по прерывистой.

День клонится к вечеру. Решил сделать полудневку у водоема. Засветло остановиться опять не получилось. Стало смеркаться, когда я встал на берегу озера около пос. Арсеньев.

Неожиданно озеро оказалось зеленым (такого я еще не видел), хотя вдоль берега оставлены рогатины и удилища рыбаков. Воду на ужин пришлось использовать свою, а ужинал уже в полной темноте.

Не только зеленью удивило это озеро. Несколько раз пришлось прерывать ужин сначала от испуга, а потом были попытки сфотографировать происходящее (ведь никто не поверит, не увидев). А происходило следующее. Вокруг поляны и над озером периодически летали светящиеся огоньки. Как два фонарика, на одинаковом расстоянии друг от друга, они описывали пируэты, поочередно мигая. Думаю, что это были какие-то сверчки. Если кто знает, отпишитесь. Интересно (фото не получились).

Всю ночь шел дождь. Утром чувствовал себя не очень хорошо, но расслабляться нельзя.

На трассе заехал на эстакаду. Поменял воздушный и топливный фильтр, достал моторное масло и … Упс. Нет масляного фильтра :) В Арсеньеве удалось купить фильтр для Рено, Ларгус, Приора. Здесь же на СТО решил поменять масло.


Замена масла.

Механик даже вспотел, примеряя мой фильтр. И справа и слева он подходил к моторному отсеку, мерял диаметр резьбы фильтра, пытался закрутить. Не получается. В результате оказался бОльшим сам диаметр фильтра. Это еще раз говорит о том, что Ларгус — это не Рено, и поэтому официальные дилеры их не обслуживают. Перебрав несколько импортных фильтров, нашли для меня.

Мой ангел-хранитель отвел меня от самостоятельной замены масла.

В придорожном кафе узнал о победе наших футболистов над Испанией. Чудо! Вечером обязательно посмотрю в записи.

Дорога в Кавалерово через Осиновку и Анучино очень извилистая с множеством спусков и подъемов. По качеству — отличная для данной категории (можно идти 80-90 км/час). Трафик нулевой. В поселках есть 2-3 видеокамеры. Там же 2-3 шиномонтажки, а в крупных населенных пунктах еще и 1-2 СТО.

Удивил аэровокзал в Кавалерово. Он же автовокзал. Современный, не каждый город имеет такой. Здесь есть медицинский кабинет, детская комната, в туалете кабинка для людей с ограниченными возможностями, целое крыло здания будет занимать гостиница. Поселок стал возрождаться после прихода сюда московского бизнеса. Обо всем этом мне рассказала и показала кассир, она же вахтер и очень милая женщина, почти землячка с Пермского края.

От Кавалерово до побережья идет асфальтированная дорога и только последние 30 км грунтовка.

По совету бывалых я забил в навигатор базу отдыха «Сивуч». Доехал до развилки. Дорожный указатель показывает направо, а навигатор — налево. Еду по навигатору, упираюсь в забор. Это база «Золотые пески». Ввиду позднего часа и дождливой погоды, мне не захотелось искать «Сивуч», и я заселился в домик.

2000 руб. за сутки. В домике есть эл. чайник, эл. плитка, TV, ведро с водой и ковш. Туалет, умывальник и колонка с питьевой водой на улице. Есть баня. Кафе и магазин не работают (не сезон).


База отдыха «Золотые пески».

Ночью ветер усилился. Несколько раз просыпался от чувства, что мой домик начал трещать и вот-вот рассыплется.

Утром ветер продолжал дуть с прежней силой. Сидеть внутри я не собирался и стал собираться в бухту Дубовую.

Вышел на пляж, сделал селфи, через калитку зашел на базу отдыха «Песчаная». Магазин работает, но продукты пока только для персонала базы. Завоза еще не было, поэтому я остался без хлеба и соли.


База отдыха «Песчаная».

Аналогичный моему вариант домика на базе «Песчаная» оказался бы в два раза дешевле, зато я воспользовался бесплатно баней.

От «Песчаной» в бухту Дубовую решил идти не по дороге, а вдоль берега по тропинке. Поднялся на первую возвышенность. Отсюда открывался прекрасный вид на обе базы отдыха и просматривалась вся бухта Зеркальная.


Бухта Зеркальная.

По тропинке поднялся на второй склон, и тут тропинка закончилась. Попытался идти вдоль берега в надежде найти тропинку, но безрезультатно. На пути попадались только заросли кустарника и бурелом. Пришлось выбираться на дорогу.

Наигрывая мелодии свистком для отпугивания медведей, я преодолел пару ручьев, не забыв в одном из них зачерпнуть воды.

И вот она, бухта Дубовая. В самом конце ее видны те самые кекуры.

P.S. Кекуры — это столбовидные или конусообразные скалы естественного происхождения.

Дорога до них оказалась нелегкой. Ноги почти по щиколотку утопали в мелком галечном песке. Идти трудно.

Берег усыпан морскими звездами, ламинарией, причудливыми НВО (неопознанными водоплавающими объектами).

 
Ламинарий.

 


 Фото из интернета.

Кекуры впечатляют, они прекрасны. Это настоящее украшение бухты. Но подойти к ним поближе не удалось из-за начавшегося прилива. Я рисковал быть отрезанным от суши.

Обратно на базу вернулся сырой, уставший, но очень довольный. Эта прогулка компенсировала 20 дней, проведенные сидя в машине. Еще она добавила проблемы сушки одежды. Вчерашнее белье не высохло после стирки и плюс сегодняшнее.

Утро следующего дня оказалось еще более пасмурным и суровым. Дождь моросит, не переставая. Ветер сдувает белье с веревок, не помогают даже прищепки.

Значит, надо сниматься с якоря. Отдых здесь и поездка на мыс Битнера отменяется. Дальний Восток не желает показывать свои достопримечательности. Значит, придется приехать еще раз.

Дорога Зеркальная — Спасск-Дальний на твердую «4». Половина пути — гравий. Скорость можно держать 80-90 км/час. Да, заплаты. Мотает, но для региональной дороги это хорошо.

 

А вообще приятно ехать по таким дорогам. Трафик минимальный, природа прекрасная, нет ни камер, ни постов ГАИ.

Выехал на трассу «Уссури». Остановился у отеля «Versach». Кафе, душ.

После Спасск-Дальний погода стала налаживаться. +21. Облачно. Ветер стих. Белье, развешанное в машине на веревках, высохло.

Поиски места ночевки опять затянулись до темноты. Пошел дождь. Видимость ухудшилась. Режим «пауза» дворников не работает, приходится включать один-два маха вручную.

Проезжаю г. Лучегорск. Вдруг в зеркало вижу проблесковые маячки. Останавливаюсь.
— Почему Вы не остановились перед девушкой-инспектором, которая останавливала Вас со светящим жезлом?
— ????
— Вокруг мигают рекламные вывески, поэтому жезл мог и не заметить, но ДЕВУШКУ увидел бы обязательно!

А сам в голове уже перебирал варианты наказания за неподчинение требованию сотрудников. Штрафом могу не отделаться.

После проверки документов и короткой беседы они посоветовали впредь быть более внимательным и … отпустили.

Если сказать, что я был удивлен — ничего не сказать! У меня был шок. Даже показалось, что если я повернусь и побегу к машине, то они обвинят меня в бегстве, начнут стрелять или просто закуют в наручники.

Не искушая судьбу, я свернул на первую отворотку и лег спать.

Наступил 25-й день путешествия.

За окном светит солнце. На улице приятные +17. Хочется рассказать про шторки на передних дверях. Они очень помогают подольше поспать (в машину не светят фонари и солнце) и при движении, когда лучи солнца припекают справа или слева. На ночь дополнительно закрываю лобовое стекло солнцеотражающей шторкой, а на заднюю дверь надеваю марлевый мешок. Защита от комаров и вентиляция (в машине нет конденсата). Темно и уютно.

На стоянке под Хабаровском встретил велотуриста. Алексей из Питера. Человек с ограниченными возможностями, но неограниченным желанием, силой воли и духа. В пути второй год. Зимовал в Иркутске и в мае снова двинулся в путь. Цель — доехать до Владивостока. У него ампутированы обе кисти рук и нет ног.

Недавно сообщили в СМИ о его прибытии во Владик. У него все хорошо. 

Погода опять радует. Хочется выйти из машины, дышать свежим приморским воздухом. Тепло. Где оно было, когда я был во Владивостоке?

Навстречу попадается много мотоциклистов. Едут группами и в одиночку.
Попутный трафик почти нулевой.

До Читы более 1500 км. Это самый большой перегон наедине с дорогой. Вот уже не первый час навигатор повторяет одну и ту же фразу: «Продолжайте движение. 500 км». Еду, еду, а все 500 км…

Погода прекрасная. +23. Не жарко и, самое главное, нет комаров. В машине совсем не хочется находиться, но НАДО!

 

Без остановки проехал гостевой комплекс «Ерофей». Навстречу прошло несколько колонн с военной техникой (колонна с топливом, затем понтоны и сама бронетехника). Вероятно, будут большие учения.

В этот день был установлен рекорд дневного пробега — 1020 км.

Заночевал под мостом р. Б. Ольдон.
В хорошую погоду приятно остановиться на природе.

Хочу поделиться еще одним наблюдением, сделанным на трассе Сибирь — Д. Восток. Даже на пустынной трассе, в ОСНОВНОЙ массе, и не взирая на класс машины, народ едет со скоростью около 100 км/час. Странно. У нас, в европейской части, эта скорость считается начальной.


На космодром «Восточный» пропустили только Пиню, но из-за солидарности со мной он туда не поехал.

Я уже писал, что в этой части страны стоянки оборудованы всем необходимым для комфортного отдыха. Вот только обидно, что соответствующие службы вовремя не убирают мусор. Горы мусора вокруг переполненных контейнеров, да и туалеты начинают захламляться, а ведь деньги на содержание отводятся.

Еще незаметно пролетел один день. В этом помогают аудио книги. Чередую аудио книги с музыкой, позади остаются сотни и тысячи километров.

Для разнообразия впечатлений опять меняется погода. Появляются багровые тучи. Дождь переходит в грозу. Колея заполняется водой, машина начинает плавать. Скорость падает. В таких метеоусловиях я подъезжал к Чите.

Перед Читой произошел забавный случай. На АЗС «Нефтемаркет» при заправке я получил в подарок бутылку питьевой воды 0,5 л (больше никому не дали). Мелочь, но приятно. А вот чем был обязан, так и не понял. Может, какой-нибудь миллионный клиент, может, заправился больше среднестатистической нормы?

Итак, я подъезжаю к Чите. За бортом темнота. Идет мелкий дождь. Дворниками приходится работать вручную (помните, пауза не работает).

В планах было встать на ночевку за Читой, а утром поехать на Улан-Удэ вдоль р. Уда. Эта дорога короче, и по ней я не ездил.

Смело еду по навигатору. Асфальт заканчивается. Дальше насыпь строящейся дороги. Объезд был из разряда кошмаров (сплошные ямы, заполненные водой). Но вот вновь асфальт и… развилка. Прямо хорошо укатанная грунтовка, а меня навигатор направляет налево. Там какая-то проселочная дорога. С трудом в этой темноте останавливаю встречную и спрашиваю про дорогу на Улан-Удэ. Они показывают обратно на федералку Р-258.

— Я по ней ехал сюда, а теперь хочу посмотреть дорогу вдоль реки Уда.

В машине пауза. Буряты смотрят на меня с широко открытыми глазами (потом я понял почему). Жестом показывают в направлении хорошо укатанной грунтовки, но их неуверенный голос меня смутил и насторожил.

Потихоньку поехал. С каждым километром дорога становилась все хуже. В какой-то деревне пришлось подниматься по плывуну. За деревней несколько дорог. В стороне щит с надписью «Полигон… Въезд по особому распоряжению!». Туда не поехал. Поехал по другой, как всегда, самой короткой дороге. Метров через 500 дорога закончилась шлагбаумом и грозным предупреждением «Стой! Въезд запрещен! Проводятся стрельбы!»

Пытаюсь развернуться — не получается. Колеса вязнут в глине. Вокруг темно, моросит противный дождь, хоть глаз выколи. Кстати, ни в одном деревенском доме не видел света, хотя времени было около 23:00.

И все же выбрался из этого месива и доехал до насыпи, а там под знак и по строящейся дороге. Итого — лишние 15-20 км.

Доехал до ближайшей АЗС и провалился в сон, не раздеваясь.

Утро. Дождь продолжается. Скинул на комп фотки, позавтракал и снова в дорогу.

Еду опять по Р-258. Федералка.

Вдруг что-то забренчало, затарахтело. Пока оглядывался и прислушивался, оценивая обстановку, все стихло. А потом появился приятный глухой бас.

Остановился. Водитель попутки показывает под машину… Я и сам догадался: отвалился глушитель. Хотел его здесь и оставить, но, подумав, взял.

Под аудио книгу не заметил, как проехал полдня. Подъезжаю к АЗС, иду заправляться и не слышу своего голоса. Заложило уши.

В Улан-Удэ в «АвтоСити» за 1000 руб. приварили старый глушитель. Стало ехать немного комфортнее.

Завернул в село Троицкое в Свято-Троицкий мужской монастырь. Это первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году.

Уже на знакомое место в районе Бабушкин выехал на берег Байкала. Сделал полудневку.

Неожиданно раздался звонок от Анатолия Васильева (руководителя пробега Россия — Япония) с предложением встретиться в Иркутске. От такого предложения отказываться нельзя.

При подъезде к Шелехову произошел еще один странный случай. Сумерки. Моросит дождь. На пригорке стоит машина ГИБДД с включенными проблесковыми огнями. Я начинаю спуск и почти сразу упираюсь в фуру, которая движется медленнее пешехода с включенной аварийкой. Сплошная полоса отделяет от встречных. В зеркало вижу мигалку. Не обгоняю. Очередной поворот и опять в зеркале появляются мигающие огни ГИБДД. И так мы ехали минут 5-7. За мной выстроилась огромная колонна, но никто никого не обгонял. На одной прямой водила выключил аварийку и стал разгоняться, но после очередного поворота опять включил. Это безобразие прекратили те же ГИБДДшники, остановив фуру.

В Шелехове сделал диагностику ходовой. Подозрения оправдались: шумит левый задний подшипник. Заменить решил у старых знакомых в Иркутске СТО «АвтоДом» (ул. Рабочего штаба 20). Позвонил, спросил, пригласили.

Приехал. Был рад увидеть знакомые лица.

За время ремонта я успел только пройти по набережной и пообедать в «Поздной 38» на ул. С. Батора 7. Рекомендую. Уютно, вкусно. Большой выбор, дешево.

В прошлую поездку я познакомился с достопримечательностями Иркутска, а вот на свалку ТБО не заехал. Сейчас еду туда. Это городская свалка, на территории которой музей старинных вещей, инсталляция на тему Средневековья из металла и полигон для реконструкции событий Великой Отечественной войны с траншеями, землянками и военной техникой.

По полигону ходишь под мелодии 40-50 годов. Это еще больше усиливает впечатление от увиденного.


Случайно зашел на территорию мастерских. Оттуда культурно попросили…

Лагерь разбил на угоре напротив АЗС недалеко от полигона ТБО. Отсюда открывается прекрасный вид на Иркутск. Вечером буду любоваться ночным городом. Остаток дня провел в хозяйственных хлопотах. Навел порядок в машине. Все делал в удовольствие, не торопясь. Вот так хотелось бы завершать каждый день…


На горизонте виден Иркутск.

На следующее утро произошла долгожданная встреча с Аркадием и его командой: женой Люцией (Люся), детьми Мариной (5 лет) и Славой (2 года).

Обменялись впечатлениями, обговорили дальнейшие планы.

Первым общим мероприятием была свалка (звучит скверно). Но в итоге все, особенно дети, были в восторге от посещения.

Часть 2.

Аркадий решил задержаться здесь, чтобы завтра после моей встречи с организаторами пробега Россия — Япония вместе стартовать по общему плану.

Дождь спутал наши карты. Ребята решили искать хорошую погоду на Байкале и выдвинулись с поляны. К сожалению, далеко уехать не смогли из-за сырого глинозема. С большим трудом общими усилиями вытолкнули Гранту на трассу. Аркадий предложил помочь выехать отсюда и мне, т.к. завтра одному будет совсем тяжело. Его настойчивость победила, хотя я сопротивлялся долго. Уж очень не хотелось уходить с этого прекрасного места. Я согласился, но решил ехать другой дорогой. Она намного длиннее, но там нет крутого подъема. Затяжной пологий спуск и короткий подъем. Свою ошибку я понял буквально через 200 метров. Машина не держится в колее. Задние колеса стаскивает в кювет. Уклон, глина, сырая трава. Твердым оказалась только колея, все остальное превратилось в грязь. Но я надеялся на свое тайное оружие, которое не раз меня выручало — это цепи. Правда для этого надо откопать колеса, поддомкратить машину. Спасибо Аркадию. Помог. «Танец с бубном» танцевали вместе. На ногах был не один килограмм глины. Инструмент — в глине, мы промокшие. От наведенной чистоты в машине не осталось и следа.

Все шло отлично, пока мы не решили сократить путь и подняться в крутую горку. Порвало одну цепь. Я испугался не на шутку, предполагая повреждение тормозной системы, а если привод, то вообще пипец. Все обошлось. Успокоившись, стали думать, как выбраться отсюда. Ситуация осложнялась тем, что машина стояла под большим углом на скользком склоне, и мы ее с большим трудом зафиксировали на месте, ведь внизу поляна заканчивается обрывом.

Стал вспоминать советы бывалых. Спасла альпинистская веревка. Сделали из нее подобие браслетов и благополучно выбрались на трассу.

Почти сразу после этого стемнело.

А дождь продолжал моросить. Остатками воды в нашем душе мы помылись, но ни о какой ночевке на природе речи уже не было. Надо искать мотель, отмываться и сушиться.

В темноте проскочили не один десяток километров. Отелей не увидели. Это не в городе, где сплошные люминесцентные вывески.

На следующее утро ни о какой встрече с Анатолием речи и быть не могло. Мы были в сотне километров от Иркутска, уставшие и грязные.


Култук.

Приехали в Слюдянку. Посмотрели уникальный вокзал из гранита. Оказалось, что по КБЖД ходит не только экскурсионный поезд, на котором я проехал из Иркутска в прошлый раз за 3000 рублей, но и пригородный по цене 145 руб. в одну сторону. Мы взяли билеты туда и обратно.

Это был еще тот экстрим!

Пятница. Туристы, дачники и детский лагерь (126 человек) сумели втиснуться в два вагона. Половина дороги Аркадий с Люсей простояли в тамбуре и ничего не смогли увидеть за окном.

Пригородный поезд идет так же медленно, как и экскурсионный (5 часов). Мы этого не учли.

Каждые полчаса погода менялась на противоположную. Дождь сменяло солнце.

В вагоне ехала группа немецких туристов, которые организовали прямо на «головах» шахматный турнир с нашими туристами. Немцы победили.

Нам повезло, на ст. Байкал нас встретило солнце. Совершили экскурсию по населенному пункту и встали на угоре напротив вокзала. Ребята КБЖД не увидели и отдохнуть на ст. Байкал не получилось, т.к. возвращаться надо на том же поезде (есть повод вернуться).

Вернувшись в Слюдянку, мы встретили семью, с которой общались на ст. Байкал. Они садились в Дастер с номером 29 региона. Я не мог не подойти к ним. Оказались все из Северодвинска. Едут отдыхать на Баргузинский залив. Вот это встреча! Удивительно еще то, что мужчина проработал 22 года со мной в одном цехе, а теперь 4-ый год работает с Аркадием.

Маленькая у нас Россия и земля круглая.

Дневку устроили на местном пляже. Погода супер! Купаемся, загораем. Первый раз тестируем походный туалет. Это вещь! Аркадий вез несколько автомобильных камер специально для Байкала. Накачали, сделали каркас. Получился небольшой плот, на котором покатали детей. Отдохнули отлично, вот только обгорели.

Сегодня суббота. Хотели остаться здесь на ночь, но к вечеру вместо загорающих стали подъезжать компании с пивом и шашлыками.

Мы выдвинулись в сторону Иркутска. Остановились в отеле «Маяк» за окружной. Ребята взяли 3-местный номер, я — койко-место.

35-й день. На улице +30. Из машины выйти невозможно, т.к. сгорели на байкальской дневке.

По СМС пришло предупреждение о шквалистом ветре и грозах. Гроз мы не видели или успели от них убежать. Пробег получился большим. Доехали до Канска. Трафик почти нулевой. Колонна собирается только перед светофорами на ремонтных участках.

Не заезжая в Красноярск, сворачиваем перед Кускуне и направляемся на Саяно-Шушенскую ГЭС. 500 км, половина из которых щебенка. Много крутых поворотов, местами дорога сужалась до одной полосы.

Ночевку организовали на берегу реки за поселком Курагино. Место понравилось и решили устроить дневку.

Во время отдыха Аркадий нашел причину неприятного шума. Порван защитный чехол ШРУСА. Гранта Аркадия на гарантии. Стали обзванивать официальных дилеров. Ближайшие в Абакане. Позвонили, договорились. Дневка отменяется.

Отремонтировали оперативно. Аркадий стал шутить: «Теперь я знаю, куда идет поезд Москва — Абакан».

К концу дня доехали до ГЭС. Верхняя смотровая площадка после аварии не существует. Все огорожено колючей проволокой, на дороге блок-посты с автоматчиками.

Спустились вниз. У самого моста увидели знак «Природный парк «Шушенский бор».

Свернули. Интересуемся условиями.

  • 2-местный домик — 700 руб.
  • Палатка-место — 100 руб.
  • Авто место — 60 руб.
  • 30 руб. за выход с базы на маршрут (???)
  • Туалет, душ, умывальник — на улице.

Есть несколько туристических маршрутов по экотропе продолжительностью от 1 часа до 24 часов.

Из-за ненастной погоды мы выбрали поход на водопад.

5 км в одну сторону при перепаде высоты 500 метров. По маршруту оборудовано несколько стоянок. Стоят информационные щиты.

Пятилетняя Марина преодолела этот маршрут самостоятельно, а маленький Вячеслав — на папиных плечах. На обратном пути Аркадий решил сделать Марине приятное и последний километр взял ее на плечи. На это очень негативно отреагировал Слава.

Сам водопад впечатления не произвел. Из-за тумана не смогли рассмотреть и открывающиеся с высоты виды.

На базу вернулись уставшие, но довольные. Нагулялись за все дни, проведенные в машине.

Часть 3.

На следующий день спустились к плотине. На смотровой площадке развернули флаг РГО.

Следующим пунктом в нашем плане было знакомство с Хакасией. Координаты Туимского провала забиты в навигатор. Поехали.

— Вы прибыли к месту назначения.

Позади 40 километров грунтовки, вокруг лес. Где-то впереди, сквозь деревья, просматриваются деревенские дома.

Координаты из отчетов даны неправильно. Оказалось, не надо было сворачивать на грунтовку. Провал находится на окраине Туима.

Туимский провал — техногенный провал на месте закрытого в 1954 году подземного рудника. Изначально отрабатывались вольфрамовые руды, позже были выявлены медно-молибденовые руды. Месторождение отрабатывалось подземным способом. В результате взрывных работ кровля рудника проседала и позже обрушилась, образовав техногенную депрессию. Руду вывозили вагонетками наружу, а затем отправляли на обогатительную фабрику, расположенную на окраине поселка Туим. Вырабатывали вольфрам, медь, молибден.

Ватага малышей встречает на окраине и предлагает провести к провалу. Ввиду отсутствия посадочных мест, мы вежливо отказываем.

Это знАковое место. Много народа. Легковушки, джипы, экскурсионные автобусы. Тяжело найти место для парковки. Интересно, что эту ситуацию пытается разрулить молодой человек в костюме скомороха. Согласно своего образа, он, приплясывая, мимикой и жестами помогает заезжающим найти свободное место, а встречным разъехаться… С легкостью шута делится частью своего костюма для желающих сфотографироваться.

Вход на территорию 100 руб. с человека. На самой территории много сувенирных лавок и одно кафе. Еще при входе многие возмущались платным входом, но, когда увидели здесь одни сувенирные киоски, недовольных стало еще больше. В их числе оказались Аркадий с Люсей.

Провал как провал. Рускеала в Карелии намного интереснее.

Здесь можно совершить прыжок за 3000 руб. с тарзанки. Желающих прыгнуть мало, а запечатлеть прыжок — много. Для последних предлагают скинуться «кто сколько может» и экстремалы за 800 рублей совершат прыжок.


Вход в туннель выработки на нижнюю смотровую площадку.

Это все на верхней смотровой площадке. Есть еще нижняя над самой водой. На нее можно попасть, пройдя по шахтам бывшей выработки.

Я ходил по туннелям выработок в Рускеале и хотел сравнить с туимскими, но у меня появилась проблема с зарядкой аккумулятора. Не гаснет лампочка. Нет заряда.

У продавца ближайшего киоска спросил, где можно найти автоэлектрика. «По взмаху волшебной палочки» он делает звонок и сообщает адрес в Туиме. Вот это удача!

Через несколько минут после начала движения лампочка погасла.

Подъехали. Электрик занят. За время ожидания несколько раз заводил двигатель и каждый раз зарядка работала. Пришел электрик. Открыл металлический гараж. Посмотрев на эту мастерскую, я догадался, почему мой «серенький» не захотел здесь ремонтироваться. Я извинился за беспокойство, сказал, что все стало работать, и мы поехали дальше.

Уж лучше постараюсь дотянуть до города. В крайнем случае Аркадий дотащит. (Это было правильное решение).

Следующие были Сундуки.

Сундуки — это природно-исторический памятник природы. Горная гряда протянулась на 10 км при ширине 1-2 км. Она имеет 8 самостоятельных возвышенностей, именуемых 1-й, 2-й, 3-й «сундук».

До д. Июс доехали без проблем, но координаты поворота на Сундуки опять оказалось неправильными (того же автора).

В отчетах я читал, что в сырую погоду подъехать к самим Сундукам на легковушке невозможно. Сегодня был как раз сырой день. Видеть их и не попробовать проехать мы не могли. Пешком — не вариант.

Свернули в поле. Нашли дорогу, но далеко проехать по ней не смогли. Сходили на разведку. Дорога поворачивала почти на 180 градусов, и нас от нее отделяло 200-300 метров заросшего поля. Аркадий решил попробовать напрямик. Получилось! Я за ним.

И вот мы у первого Сундука. Мы смогли!

С трудом нашли место для лагеря. Вокруг грязь от колес машин.
Сразу организовали ужин, а потом пошли подниматься.

Шли, много фотографировали. Хотелось побольше увидеть и запомнить. Какие виды открываются сверху! Сундуки невозможно сравнить с провалом.


С первого видны все остальные Сундуки: второй, третий, четвертый, пятый…

На остальные возвышенности не пошли. День подходил к завершению. Накрапывал дождь. Сюда заехали с трудом, а если дождь будет продолжаться до утра, то нам самостоятельно не выбраться.

Решили выезжать. Поинтересовались у отдыхающих вариантами отступления и стали выезжать по довольно приличной дороге. Много грязи, лужи, но поверхность дороги плотная.

На трассу выехали в р-оне д. Фыркал. Здесь на обочине стояла плохо читаемая табличка «на Сундуки». Мы снова приехали в п. Июс, проехав около 60 км вчерашней дороги. Это не омрачило сегодняшний день. Экскурсионная программа понравилась всем. А это самое главное.

Устали, промокли, хотелось отдохнуть на 100%. Найти место в отеле не получилось, поэтому пришлось ночевать опять в машинах. Мне не привыкать, а вот Аркадию с Люсей тяжелее. Четверо в машине.

Постоянно мониторю вопрос автоэлектрика в официальных сервисах. Ближайший «Мустанг» в Ачинске на ул. 5 июля, д. 44а.

Диагноз оказался шокирующим, но ожидаемым. Полетел гена (генератор). Ожидаемый, потому что давно на него подтекала жидкость ГУРа. Токосъемные кольца истерлись до основания.

Объехали все автомагазины в поисках новых деталей. Для Ларгуса есть все, а для РЕНО ничего. Это еще раз говорит о том, что Ларгус — это не РЕНО.

В Красноярске проблемы бы не было, а здесь… город маленький, Логан не популярен.

Александр (электрик) не бросил меня в сложной ситуации и стал «колхозить» из того, что есть. Респект ему.

Неожиданно случайный прохожий сообщил о новом открывшемся отделе РЕНО. Звоню. Ура, есть новый гена!

И вот я вновь в строю.

Мариинск — Кемерово. Много ремонтных участков со светофором, которые собирают большие колонны машин. Потом приходится их долго обгонять.

Под Мариинском остановились на берегу реки. Погода не дает малышам набегаться вволю. Небо затягиваются тучами. Опять моросит дождь.

На семейном совете Аркадий с Люцией решают ехать домой. Гранте предстоит плановое ТО по гарантии, и его решили проводить дома. Это их выбор.

Я остаюсь опять один.

Под Чулымом в сельском магазине купил вкусные пирожки и хлеб. Я уже упоминал, что мне очень нравится деревенский хлеб. Он печется по старым советским технологиям или даже в дровяных печах, поэтому очень вкусный.


Заброшенный аэродром под Омском.

До Омска доехал без проблем, если не считать уже очередного сбоя бортового компьютера.

Иду по графику, но хочется иметь один-два дня в запасе, поэтому в Омск не заезжаю (был там в предыдущую поездку).

22 июля запомню надолго. Это был 42 день моего путешествия. За один день два раза фуры выходили мне в лоб. Здесь же под Омском две или три легковушки продемонстрировали «ювелирное» вождение при обгоне фур.

В Кургане встретился с Дмитрием Гапченко (autopark45). Редактор автогазеты, путешественник. Один из первых вопросов при встрече: нужна ли мне техническая помощь по машине? Я отказался, о чем потом пожалел.

Поговорили, сели к Дмитрию в машину и поехали знакомиться с Курганом. Много интересного увидел и узнал о Кургане и его окрестностях. В городе есть Красная линия для туристов, пройдя по которой можно посмотреть все достопримечательности Кургана.

Дмитрий является организатором различных автоэкспедиций по родному краю, поэтому рассказ был многогранен и интересен. О нашем Севере мне особо рассказывать не пришлось, т.к. он был в Свердловске на туристическом форуме-выставке «Большой Урал». Представитель туристического агентства Архангельской области рассказывала о наших туристических объектах. И его очень заинтересовало это направление. На следующий год он собирается в наши края. Добро пожаловать. В помощь я подарил ему наши проспекты, адреса и явки. В завершение нашей встречи Дмитрий показал свой автодом на базе «Соболя» 4х4. Строительство еще не завершено, но пробные поездки уже были.


Российский научный центр им. Илизарова.


Набережная.


Богоявленский кафедральный собор и памятник Л.Б. Красину (1870-1926).


Дмитрий Гапченко и его автодом.


Культурно-исторический комплекс «Парк Царево городище»


Строящийся культурно-досуговый центр.

К сожалению, график не дает мне расслабиться, и я тороплюсь домой.

Курган — Челябинск. Очень много ремонтных участков большой протяженности. Стоим долго, пропускаем большое количество машин.

На этом перегоне был очень сильный ветер. Столб пыли поднимался такой, что трудно было разглядеть противоположную обочину.

Перед Челябинском появился сильный гул. Диагностика выявила сквозные дырки в резонаторе. Тут я вспомнил про Дмитрия…

Стал обзванивать автосервисы. Везде на Логан 2005 года резонаторов нет. Только под заказ с доставкой через 6-10 дней без гарантии (хотя некоторые спрашивали VIN).

Челябинск — Кыштым. Трасса на 4. Трафик — 1. В Кыштыме интересовал глиняный карьер, который в народе называют Уральский Бали.

Каолиновый карьер у Кыштыма — затопленный карьер, где добывали каолин — разновидность белой глины.

Карьер был вырыт в 1945 году. Коалин используется в промышленных целях как сырье для получения фарфора, керамики и фаянсовых изделий. Кстати, кыштымское месторождение каолина до сих пор считается самым богатым в России.

Карьер был затоплен в 2011 году, когда неизвестные срезали провода, к которым подключался насос, и откачка воды прекратилась.

Именно наличие каолина и объясняет необыкновенно лазурную воду и белоснежные берега карьера. Глубина карьера — около семи метров. Ни рыбы, ни другой живности здесь не может быть — высокая концентрация минералов и глины делает водоем непригодным для фауны. Рядом находится городская свалка и скотомогильник.

Каолин-сырец никакими полезными свойствами не обладает. Зато в его составе можно найти опасные для здоровья химические соединения. Поэтому купаться здесь не рекомендуется.

Раньше здесь добывали белую глину. Из этой глины многие и сейчас лепят фигурки, раскрашивают, обжигают в домашних условиях и получаются замечательные сувениры на память.

Красивое место. Необычно смотрятся два карьера, разделенные узким перешейком. В одном вода необычно лазурного цвета, а в другом — мутная серая.


«Самая короткая дорога».

Погода благоприятствовала отдыху. Я не стал сопротивляться и прямо на берегу решил пообедать.

Время к вечеру, а у меня было еще не выполнено очень ответственное поручение в Кыштыме.

Выезжая, нашел одну-единственную глиняную лужу, в которой посадил свой Логан. Выбраться я выбрался, но полмашины оказались под толстым слоем белой глины. На память?!

Пришлось срочно искать мойку.

В Кыштыме служил отец Ани. Здесь же расписались ее родители. Мы с Аней решили сделать им подарок в виде фотографий их ЗАГСа и воинской части. В современном здании ЗАГСа свою историю не знают. Пришлось обращаться в Администрацию Кыштыма, а там конец рабочего дня. Все расходятся, архив уже закрыт. Ввиду того, что я сам работник Администрации, то знаю эту структуру: на вахте могут дежурить ветераны. Мое предположение оправдалось. Есть адрес!


Кыштым, собор Рождества (1848-1857).


Ликвидаторам аварии 1957 года (из интернета).


Кыштым. Церковь Сошествия Святого Духа (1760-1764) — это самая старая постройка из камня.


Городской пруд.

Сегодня в этом здании располагается детско-юношеская станция по туризму и экскурсиям «Странник».

Зашел. Похожий интерьер туристических клубов: общий стол, чашки, чайник, печенье, пачки макарон… Вот только с большим помещением им повезло, в отличие от наших турклубов.

Я объяснил причину своего визита. Они позвонили своему руководителю. В ожидании его провели меня по всему зданию. Соседние помещения занимают еще любители исторического фехтования, лучники, краеведы. Есть даже своеобразный краеведческий зал.

Узнав откуда я, один молодой человек стал расспрашивать меня о Ломоносове. Он называет его Великим человеком. Очень удивился, узнав, что деревня, в которой родился М.В. Ломоносов, существует и процветает. Там есть единственное в России училище резьбы по кости. Я провел маленькую рекламную компанию по достопримечательностям Севера и раздал последние проспекты на туристическую тему.

С историей ЗАГСа до конца не получилось. Это второе по счету здание, зато узнал месторасположение в/ч и дорогу к ней.

Большое спасибо «странникам» за помощь.

Воинская часть находится в лесу. От нее осталось только три дома, в которых жили офицеры и несколько фундаментов бывших казарм и столовой. Сейчас там строится дачный поселок.

Жители этих трех домов встретили меня настороженно.
— Кто такой?
— Что и зачем фотографируешь?

На это была причина.
У них существуют очень натянутые отношения с местными властями, и они приняли меня за очередного чиновника.

Потом они рассказали о своей тяжелой жизни в этих брошенных домах, вспомнили, как офицеры этой части принимали участие в ликвидации аварии на химзаводе «Маяк».

В основном здесь живут гражданские люди, которые до расформирования в/ч обслуживали ее.

«Кыштымская авария» (или Кыштымская катастрофа) — первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера, возникшая 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск). Название города в советское время употреблялось только в секретной переписке, поэтому авария и получила название «кыштымской» по ближайшему к Озёрску городу Кыштыму.

В ликвидации этой аварии принимал участие и отец Ани.

Город оказался интересным. Здесь есть и другие достопримечательности:

  • Шигирский призрак — завод-невидимка Демидова;
  • Дом Дружинина;
  • Усадьба «Белый дом» — родовое гнездо Никиты Демидова;
  • Фонтан «Чугунный лебедь» на усадьбе «Белый дом»;
  • Сугомакская Пещера — гора Сугомак (Единственная на Урале пещера с мрамором. Длина пещеры — 123 метра).

В самый грязный город мира по мнению ЮНЕСКО Карабаш заезжать не стал. Видел только результат деятельности вдоль дороги — отвалы.

Карабаш. Датой основания города Карабаша считается 1822 год, когда в пойме таежной речки Сак-Элга были открыты богатые золотоносные россыпи и на берегу Сак-Элги заводчик Зотов образовал выселок, где начали «мыть золото». В 1837 году был пущен первый медный завод.

В 1998 году на производственных мощностях медеплавильного комбината открылось новое предприятие — ЗАО «Карабашмедь», в настоящее время это одно из ведущих предприятий города, основной его вид деятельности — производство черновой меди.

Главная достопримечательность Карабаша — Поклонная или Золотая гора высотой 597 метров.

Трасса Кыштым — Карабаш на 3. Трафик — 2.

Карабаш — Миасс — Златоуст трасса на 3. Трафик — 3.

В совместных планах с Аркадием у нас было посещение музея холодного оружия в Златоусте и Природного парка «Таганай». Но нельзя объять необъятное. Много достопримечательностей оставляем до следующего раза.

Часть 4.

Ехать становится все тяжелее. К концу дня начинает закладывать уши. Звоню в Уфу, Казань. Хочу сделать заказ, но гарантии никто не дает. Ответ один: «надо мерить».

Ездить по местным магазинам нет времени (да и не хочется). Покупаю ремкомплект и на одной из стоянок занимаюсь ремонтом.

После Уфы много постов ГАИ с радарами. На новых дорогах стоянки оборудованы туалетами, эстакадами и навесами со столами.


Отвернулись от солнца.


Обязательное фото Ишима.

На одной из АЗС увидел ФИАТ Дукато с надписью Великолукского мясокомбината. (Я не равнодушен к Псковской области — там живут мои родственники, и сам часто туда езжу). Разговорился с водилой. Каждый день одна машина везет 1,5 тонны через всю страну на восток мясную продукцию.

— Нам этот бизнес не понять, — заключил в конце общения водила. Я его мнение разделяю.


В местном кафе.

На берегу водохранилища (Мамадыш) сделал полудневку. Температура +30. Мое удивление зашкалило, когда, выходя из воды, я увидел паркующуюся на берегу машину с номером 29 региона. Подошел. Не поверите, супружеская пара возвращается из… Владивостока в родной Северодвинск.

Есть поговорка, мол, кругом одни евреи… Кругом северодвинцы и архангелогородцы. Мы встречали их даже на улочках Испании и Португалии.

Перед Казанью повстречал еще одного «земляка» из Архангельска (Карпов Александр). Я завернул на большую стоянку. Подбегает мужчина и в коротком монологе вместо связки слов твердит: «Если не земляк, то кто еще поможет?» Показывает на трассу, мол, сломалась фура. Пока ремонтировали, из кабины выкрали все: кошелек, документы, мобильник. Успели заказать запчасти, которые привезут только через неделю. Эту неделю им вдвоем надо как-то прожить. Пришлось профинансировать. Обещал через месяц вернуть. Прошло уже три месяца…

На объездной Казани заплутал. Совершил неправильный поворот и оказался южнее Казани. Выручил паром в Нижних Вязах.

Свернул с трассы А-295 в Помарах и держу курс на д. Шарибоксад. Там находится озеро Морской глаз. В Понарах заправился на АЗС Лукойл, но из-за неработающего терминала мне не начислили баллы. А я ради них тянул до последнего.

Морской Глаз — озеро, расположенное около деревни Шарибоксад. Озеро интересно своим местоположением на склоне горы, большой глубиной (38,5 метров) при небольших размерах (длина озера 50 метров, ширина 45 метров) и необычным зеленым цветом воды.

По происхождению озеро карстовое. Имеет связи с подземными пустотами, которые до сих пор не изучены.

Озеро образовалось в результате карстового провала порядка 20 тыс. лет назад.
Оно интересно своим местоположением на склоне горы, большой глубиной при небольших размерах и необычным зелёным цветом воды.

Дорога до Шарибоксада отличная. Доехал быстро, но световой день заканчивался. Место очень красивое, много купающихся, а вот сама вода оказалась коричневого цвета. Местные сказали, что это из-за глины.