|
Продолжение. Начало опубликовано здесь travel.drom.ru/60837/
Предупреждение.
Уважаемые читатели. В то время, когда вы знакомитесь с этим опусом, его автор находится в очередной экспедиции по маршруту Томск—Донбасс. Количество финансов у путешественника сильно ограничено, и, чтоб поездка состоялась в полном объеме, он обращается к своим читателям с просьбой о поддержке — помочь на бензин.
На этом сайте вы можете прочесть другие рассказы автора за 15 лет. За это время он объехал более половины республик бывшего СНГ, рассказывая о том, как там живут простые люди.
О передвижении путешественника Андрея Сотникова смотрите в соцсетях (В контакте, Одноклассниках, Фейсбуке). Номер карты для перевода средств на бензин, можно посмотреть на сайте автора спаси-храм.ру в разделе Помощь или в конце этой статьи.
Автор уже много лет беззаветно служит двухколесному транспорту и своей Родине. Цель экспедиции — понять, что ожидает русский Донбасс и главное будет освобождаться остальная Украина от майданного антинародного прозападного и антироссийского правительства. И самое главное, погоним мы этих олигархов из России. И смог ли Донбасс от них очиститься?.. На все эти вопросы я должен ответить в ходе экспедиции.
Сам я могу оплатить не более трети затрат. И это при том, что традиционно экономлю на всем — еду готовлю на костре и газе, живу только в палатке, передвигаюсь на самом экономичном транспорте с мотором...
По сложившейся традиции, до границы поеду на автомобиле, между Сибирью и Донбассом очень большое расстояние, которое на моем тихоходном мотоцикле Ирбис (последний подарок главного спонсора) можно преодолеть только за месяц. Донбасс уже объеду на небольшом мотоцикле.
Часть 3
А расскажу-ка я вам про Украину. Не думайте, что вы все о ней знаете. Я сам её не знал, хотя влюблен в нее до беспамятства, хотя сам на 50 процентов украинец.
Продолжение. Начало см. на дроме здесь.
…Гуляя по Львову, я в какой-то момент почувствовал, что вокруг меня какие-то нехорошие существа… те, что с рогами и копытами, даже не знаю, как это объяснить, мне даже чисто физически плохо здесь стало. Все здесь этой атмосферой пропитано, явно не русский дух. Одним словом, больше не мог находиться во Львове. Корень всех зол, всего того, что на Украине случилось, что разъедает ее изнутри, от чего её лечить надо, все это идёт от Львова, это я почувствовал всеми своими фибрами и души и тела. Что уж тут говорить, если во Львове есть улицы Бандеры и даже Джорджа Буша. Как можно русскому ходить по этим улицам.
Подпись: Типичная львовчанка
Эта атмосфера чужого, не нашего, стала одной из главных причин, почему русские не едут на Украину. Война тут совсем не главное. С Грузией у нас тоже была война, но там одни русские туристы были до этого ковида, который вовсе не ковид, а война против нас с вами.
Было время, когда на Украине все россияне чувствовали себя миллионерами, сейчас наступает что-то подобное. Зарплаты и пенсии на Украине ниже чем в России. Они и в России не высокие, но с Украиной не сравнимы. На Украине все дешевле, чем у нас, все кроме бензина. Продукты лучше и качественнее, даже чем в соседней Беларуси. Больше практически ничего, кроме продуктов, Украина пока не производит, а без возобновления торговых отношений с Россией это и невозможно.
Мой дядя:
Эти несколько дней во Львове я провел со своим дядей, родным братом мамы. У неё было пять братьев, он последний. Мы видимся с ним примерно раз в 10 лет, а так как ему шёл уже восьмой десяток, оба понимали, что другой раз можем уже не свидеться. Дядя одарил меня вещами, в которых я буду ходить безвылазно несколько лет, — ведь вещи живут дольше нас. Сейчас пишу это и хожу в его кофте, его тапочках, шортах… А сам дядя уйдёт через полтора года. Одна из причин скорого ухода — ненависть к России, которую здесь разжигают искусственно. Он это тоже со временем понял, но поздно, теперь мы совсем не говорили о политике. Ходили на кладбище, где лежат другие братья — думали о вечном — кто меня ещё будет к ним водить?
Это не свобода, это анархия
С моим двоюродным братом, сыном дяди, я так и не встретился. Кто знает, может, он занят был? Но скорее всего, обиделся. Мой брат из Донецка, родной его язык русский, и при этом я для него стал чуть ли не личным врагом. Он покинул свою Родину после майдана и в том обвиняет Россию, а значит и меня. Да я сам главный враг Путина, но пока он у власти, нам надо с ним как-то вместе существовать.
Как сказал этот двоюродный брат в прошлый раз, когда мы ехали в его автомобиле, а я потянулся, чтоб пристегнуться ремнем безопасности: «Что ты пристегиваешься, это свободная страна, у нас не пристегиваются». Нет, это не свобода, это анархия. Сколько жизней такая свобода им стоила. Я имею право о том говорить, потому что из-за этой анархии тоже чуть на том свете не оказался, после аварии под Киевом я два года по больницам здоровье восстанавливал.
В чем главное отличие России от Украины. Здесь ты входишь в обычный подъезд многоквартирного дома и попадаешь сначала в часовенку. В обычном подъезде висят иконы, цветы, божественные статуэтки и, конечно же, чистота везде. Западная Украина это последний оплот христианства в Европе.
Должен сказать, что сегодня Путин на Украине, это все одно что Гитлер для всего мира, главный враг нации, сделали из него исчадие ада. Чего я только про него тут не наслушался. Если вас останавливает тут гаишник, то полчаса он будет материть только президента России и потом вас отпустит.
Если враг номер один — Путин, то враг номер два здесь — это патриарх Кирилл.
Даже не знал, что целый народ так может ненавидеть одного человека. И за что? Что он не позволил им развязать полномасштабную войну.
От Львова 100 километров до польского Перемышля, где в земле лежит мой дед, умерший в 40-м году. Тогда там была Украина, потом Сталин эти земли перед войной отдал Польше. Зачем? Мне это не известно. Там и сейчас наша родовая земля осталась. У деда было 10 детей, каждому вновь рождающемуся ребёнку он землю прикупал. Когда эти земли отошли Польше, поляки стали убивать украинцев, бабушка с детьми вынуждена была бежать на территорию Украины.
Я хотел хоть на денёк съездить на родную землю в Польшу, но теперь надо не только визу, но ещё биометрический паспорт. Нет уж, фигу вам. Жил я без него столько лет и, надеюсь, ещё проживу.
Иногда думаю, почему до войны большая семья — это было нормальное явление. Почему одним из первых «декретов» нового ленинского правительства была свободная семья и легализация аборта? Почему сегодня только староверы, воцерковленные христиане и некоторые язычники не идут на аборт, понимая, что это такое. Вот, говорят, чип бояться надо. Да какой ещё чип. Все делается через аборт. Потом, если имеешь разум, всю жизнь будешь каяться, искупать грех убийства собственного ребёнка, потому что страшнее в этой жизни ничего нет. Как сказал мне один монах, бывший военный, прошедший войну. (А многие нынешние монахи почему-то прошли Афган или другие горячие точки). «На войне ты убиваешь по приказу, это «мелочь» по сравнению с тем, что делает мать, убивая своего ребёнка».
Есть такая формула — два поколения и язык забывается. В Польше это применили к украинским общинам, которые остались на территории Польши. Украинцев разбросали по разным польским деревням, в итоге они полностью ополонились.
Сто лет назад Западная Украина находилась под Австро-Венгрией. Мой дед из Перемышля, например, в первую мировую служил в австро-венгерской армии и попал в плен к русским, где служил у какого-то русского генерала.... Так говорит наша родословная история.
После плена дед вернулся в Перемышль, где вскоре женился, причём бабушку мою он украл, родители её были против, и потом родил 10 детей. Впрочем, тогда у всех столько детей было.
Подпись: Подпись к фото: вся семья Боднар. Перемышль. Конец 30-х. Фото было сделано в честь приезда из Америки брата деда. Мой дед и баба находятся в центре фото в среднем ряду.
Интересная ситуация получается — украинцы разделяют русский народ и украинский, а русские — нет, для нас это один народ был и есть. Как это мы можем быть разными, если у меня половина всех родственников живут на Украине.
Патриотические автомобили
Украинская реальность такова, что сегодня здесь очень много национальной символики — на многих автомобилях нарисованы трезубцы и прочие нынешние символы свободной Украины. Понятно, что такие патриотические автомобили за пределы Украины не выезжают, а в Донбассе их, наверно, уже на въезде расстреляют. Там сейчас даже украинские рубахи-вышиванки запрещены. Это, конечно, перегиб. В Россию на таких автомобилях тоже не поедут, хотя русским все равно. Это теперь автомобили только для внутреннего украинского пользования.
В постмайдановской Украине очень часто к месту и не к месту продают похоронные принадлежности. На остановках, рынках, людных местах торгуют ими как будто это предметы первой необходимости. В России это явление тоже прогрессирует, особенно с наступлением всех этих эпидемий, но все же не так сильно, как здесь. Украину зачищают от ее жителей. Кто зачищает? Точно не Россия. России зачищать Украину нет смысла, потому что это та же Россия, но более Западная и поэтому немного иная.
Супермаркеты на Украине те же, что у нас — есть Метро, Ашан, Спортмастер, Леруа Марлен... Это даже как-то странно. Война войной, а бизнес бизнесом, и в жизни они не пересекаются. Война она всегда была для народа, а не для богатых Буратин, не для олигархов. Во вторую мировую весь мир воевал и особенно Европа, а денежная Швейцария благоденствовала. Это ненормально, но это факт. Эти просто откупились.
Люди и лебеди
С дядей мы ходили в семью другого брата моей мамы, который умер аж в 68-м году. Я тогда даже еще не родился. Встретились с его женой и дочерью, моею двоюродной сестрой, которую я видел первый раз в жизни. Почему он так рано умер? А произошла страшная вещь — он увидел свою жену гуляющую с другим мужчиной, стал выслеживать, потом попал в больницу, где пытался выпрыгнуть из окна, сильно порезался о стекло... Просто тогда было так принято, один раз и на всю жизнь — как у лебедей.
А жена брата мне очень понравилась — я преклонился перед её трагической судьбой. Что было, то было. Как говорится: кого Господь любит, того и наказует. Каторжанин и игрок Достоевский, например, это прекрасно понимал, он всю жизнь делал свою жизнь искусственно тяжёлой, чтоб ему Господь помогал и жить вообще было интересно.
С 68 года она живет без мужа, 10 лет с ним, родила трёх детей и полстолетия уже без него.
Это посерьёзнее Юноны и Авось, но ту знает вся страна, об этой истории знает только наша семья. Впрочем, во многих российских семьях есть что-то подобное. Скажу больше, благодаря тому, что такие незаметные подвижницы у нас есть, мы и сохранились как народ. Как сказал отец Тихон Шевкунов в своей почти гениальной книге: Несвятые святые.
Во Львове я пробыл совсем немного, здесь мне стало просто физически плохо, не мог больше в нем находиться, особенно после прогулок по самому центру Львова. Хотел в 6 утра выехать, но надо было дождаться, когда проснутся родственники. Утром помолились перед едой — у них в семье такое обязательное правило, у нас тоже. У нас как проблемы начались, так мы молиться стали. Они, наверно, тоже — только после вынужденного переезда во Львов.
На Почаев
Теперь держу путь в Почаевскую лавру, к одной из главных православных святынь Украины, которая держит наши западные духовные рубежи. Каково-то им там сейчас?
По пути, на окраине Ровно, зашёл на авторынок, цены посмотреть. 2-3 тыс. долларов стоит такая машинка, как моя. Местная Славута (обновленная Таврия, она же бывший Запорожец), стоит 1, 5 тыс. Славута на российский рынок не поступает. А зря, с тех пор, как загубили нашу Оку, ощущается недостаток в бюджетных малолитражках. Автомобилей для богатых производится в России много, для народа ничего нет, так же как нет и, например, для инвалидов. Сейчас бюджетных автомобилей российского производства вообще нет. Народу приходится ездить на старых советских и старых японских машинах. В западном регионе России — это соответственно старые европейки.
Недавно зашёл в салон в Томске, так ахнул от цен — вчерашние Жигули более миллиона! Это стоимость городской гостинки или квартиры в пригороде.
Груз СНГ
На Украине повсеместно продают сельхозтехнику, прямо у дороги стоят комбайны и прочая техника, естественно, что все это европейского производства. Ни белорусского, ни российского ничего нет, а Украина ничего почти сама не производит. Европа «спасительница» убила здесь все производства. Им это не нужно, им нужно, чтоб украинцы только европейское покупали. Россия все советские годы субсидировала наши республики, и они часто жили лучше, чем сама Россия, а Европа их теперь обирает, пенсии у них минимальны, молодежь уезжает на Запад (чем-то мне это напоминает то, когда Гитлер угонял их для работы в Германию). И при этом они нас все равно ненавидят, а перед Западом преклоняются, правда очень многие украинцы одумываются все более и более. Совсем не удивлюсь, если лет через 10-20 почти все республики попросятся обратно под крыло России. Другое дело, захочет ли новая олигархическая, прозападная Россия их обратно взять. Но в любом случае, правда она всегда побеждает и не только в сказках, жизнь это наипервейшая сказка.
Опять бронетранспортёр провезли, вчера по Львову тоже военную технику везли, чтоб люди не забывали, что на Украине война идет. Здесь не передовая, никто не стреляет, но война постоянно чувствуется.
Филаретовская раскольничья церковь
Ко мне подошла женщина из филаретовской раскольнической церкви и начала меня обрабатывать: мол, она знает просветленных людей, какая-то у них там индуска вещает истину — все один в один, как было с Рерихами и Блаватской, которые в 90-е всю Россию заполонили своей литературой, своими учениями и тоже увлекали нас «высшими знаниями». Только где они теперь? И где эти все книги, которыми мы зачитывались. Все это схлынуло, как и не было, а правда осталась и традиционные религии тоже остались.
Она мне начала вещать, какие они истинные православные, но я и так вижу, что она далека от православия. А что-то сатанинское в ней, напротив, есть.
Службы, сказала, у них в церкви идут на украинском языке. Думаю, наступит время, когда и в России появятся церкви, где будут служить на русском языке, а не церковно-славянском. Какой-нибудь Навальный начнет править Россией, и нас убедят, что старый язык непонятен, что он отторгает от церкви, а то, что благодаря ему мы чтим традиции, уважаем старших, может, благодаря ему наши женщины в храм все ещё в платочках ходят...
Когда в конце 90-х я только познакомился с трудами Рерихов, тоже загорелся, даже издал одну его книжку. Потом пришло отрезвление и прежде всего потому, что среди его адептов не было тех, за кем хотелось идти, к кому душа тянулась, а в христианстве они, напротив, есть.
Фото 10
Цивилизованный человек — это больной человек
На дороге +45, обед, середина августа. Ужас! Ужас! Для сибиряка в особенности.
Чтоб как-то спастись от непривычной украинской жары, на голову надеваю мокрую кепку, в тапки наливаю воду и мочу майку, так ещё можно ехать. Кондиционер я не признаю, вредная это штука, как почти все, что изобрела цивилизация. Цивилизованный человек — это прежде всего больной человек, а я не хочу болеть, потому присутствие цивилизованных вещей в своей жизни очень ограничиваю.
Когда я будучи в Армении, побывал в деревне русских молокан, там они мне преподали очень важную науку, как сохранить здоровье в нашем несовершенном мире. Они не только веру сохранили, но и все традиционные ценности — уважение к старшим, большие семьи, труд с утра до вечера. Так вот, они, молокане, по минимуму используют достижения нашей цивилизации, если имеют телефоны и автомобили, то самые простенькие и старенькие. Потому и Господь им все даёт, и детей много и достаток в дом. Они понимают, что эти удобные автомобили, смартфоны и телевизоры съедят их детей и их самих. Как тот батюшка, у которого больше всех детей в Томской области, статью о нем читайте здесь же на дроме, так у него даже автомобиля нет, хотя он совсем не беден, просто предпочитает родить ещё одного ребёнка, чем в автомобиль силы и средства вкладывать.
Подпись к фото: автор и отец Вадим, папа 12 детей.
Фото ф23
Вышел на трассу Киев—Варшава.
Если в коммунистическое время везде писали «Слава КПСС», то на Украине теперь пишут «Слава Украине». А в России ничего не пишут, у нас везде славят один капитализм.
Украинская община.
Люди уходят, надо спешить с ними увидеться. Тётя Стефан, жена другого брата мамы, ушла полгода назад. Она меня с детства поражала тем, что утром и вечером долго молилась. Да, Западная Украина это последний оплот христианской веры в Европе.
Подпись к фото: Семья Боднар. Начало 50-х. В центре внизу моя мама, самая маленькая, над нею — ее брат, дядя Володя.
Не знаю, как в советское время, но сегодня на Украине иногда встречаются «именные» номера на автомобилях — сейчас меня обогнал микроавтобус, сзади у которого на номере было написано фабричным способом «Федишин». Украина — страна анархия.
Спасительница
Под Киевом я хотел встретиться с одной монахиней. Дело в том, что 12 лет назад я попал на Украине в серьёзную аварию. Почему Украина зашкаливает по количеству аварий — думаю и так понятно. А она тогда имела послушание, ходить по больницам и ухаживать за самыми-самыми безнадежными больными и сирыми, о ком некому было больше позаботиться. Где-то я слышал, что для души нашей это очень полезно, найти самого разнесчастного и ему помогать, — ей, видно, кто-то это тоже подсказал. Она ходила по больницам и находила обездоленных. Так она нашла меня. Я тогда лежал в больнице небольшого городка, весь поломанный после аварии, в чужом государстве, где даже никто не говорил по-русски, только радио. До сих пор помню вкус её салатиков, хотя прошло уже много лет.
Заботиться об обездоленных хорошо, но не надо их долго искать, часто эти обездоленные находятся рядом с нами, может, даже в нашей семье.
Эта монахиня увидела, что я в полубессознательном состоянии перелистываю свою записную телефонную книжку, попросила ее, нашла там телефон жены и сообщила ей, где я и что со мной случилось. Говоря другим языком, Господь мне её послал для спасения. Теперь она приняла монашество и находится в монастыре святой Фатимы под Киевом.
Пока вспоминал об этом, незаметно подъехал к Почаеву. Здесь красивое озеро или ставок, как назвал его местный житель. На нем плавает белая лебедь-мама и еще серые её дети. Они ростом уже с маму, но пока серые, когда повзрослеют, тоже побелеют, сказал местный житель, почаевец.
Еще он сказал, что лебедь убивает себя, если погибает его пара, поднимается высоко в небо и падает камнем. Может, это красивая легенда, а может, нет, надо проверить.
Метрах в пятидесяти от входа в Почаевскую лавру новые власти установили мемориал главным «героям» новой Украины — Бандере, Петлюре, Шухевичу, Шевченко. Что на это скажешь, уже хорошо то, что православную Лавру не закрыли.
В эту поездку я еду на таблетках, не хочется второй раз загреметь в украинскую больницу. Очередной раз принял таблетки и подумал, что каждая таблетка должна быть заменима какой-то травкой. Должна быть книга или сайт, где прописано, какую таблетку чем заменить, но такие ресурсы не будут сегодня популяризировать, продвигать, а может и целенаправленно их блокируют, потому что медицина, и прежде всего аптечное хозяйство, это огромный и очень доходный бизнес. Ведь каждый врач это рекламный менеджер аптек, он даёт рецепт, а мы с вами должны финансировать аптеки. Причём медики всегда выписывают таблетки самые дорогие, импортные. Я обычно прошу, чтоб выписывали отечественные, многие на это идут.
Я уже второй год делаю книгу бесед с последними ветеранами Великой Отечественной войны. Так вот, с ними я обязательно беседую о здоровье, как они могли его сохранить, ведь им минимум 95-97 лет, а мужчины в России живут в среднем 65 лет. Те, кто прочтут мою книгу, точно проживут дольше.
Пивное восстание
Автостраду Киев—Варшава перекрыли, забастовка, однако. Какие-то молодчики, сдобренные пивом, молодые деревенские парни, набросали доски с гвоздями поперек дороги. Возле каждого из бастующих стоит банка пива, будто кто им специально их дал и сказал: иди, мол, бастуй. Пиво как главное орудие украинского пролетариата. А забастовки устраивать здесь умеют. Все движение остановилось. Стоят фуры, легковушки… Рядом мужчина говорит: «Если б была нормальная власть, она б их разогнала». Приехали две полицейские машины, в каждой сидит двое полицейских, смотрят и ничего не предпринимают. Свобода, однако.
Я поехал в ближайшую деревню, потому что на русской машине здесь стоять небезопасно, такие же молодые, взбодренные пивом и делали майдан. Через два часа дорогу откроют, бастующим пообещали дать то, что они просили. Что они хотели, я так и не узнал — не до того было, главное живым остаться.
Да, интересная жизнь на Украине, интересная, но сложная, напряженная, иностранцы такого не любят. Неудивительно, что за все время экспедиции я не встретил ни одной иностранной или российской машины.
Здесь забастовка, а в полукилометре в поле крестьяне работают, сено убирают. Кстати, интересно, кому Господь больше поможет — первым или вторым.
За поездку по Украине у меня создалось впечатление, что убийство русского здесь как бы вне наказания, в том смысле, что русские здесь за людей не считаются. Это одна из причин, почему за все две недели поездок по Украине, я не встретил ни одного автомобиля с русскими номерами.
Особенность украинских дорог состоит в том, что здесь не ремонтируют трассы, идущие на Восток, в Донбасс, Одессу, видимо, они понимают, что эти земли все равно уйдут России, так зачем в них вкладываться? Я же считаю, что вернётся не только Восток, а большая часть Украины, вопрос только во времени, и дай Бог, чтоб случилось это бескровно, по-человечески, как в Крыму. Точнее, даже не вернется, а воссоединится.
В современной украинской полиции служит много женщин, что в полиции, что в погранвойсках. В России этого ещё совсем недавно не было, ещё меньше было в СССР, но сегодня и у нас тоже стали внедрять эту западную моду, из женщин делать военных. Кто бы что ни говорил, но задача женщины рожать, давать жизнь, а не убивать, и никто меня в обратном не убедит.
Хотел въехать в Беларусь из Украины, где гостит моя семья, но беларусская сторона не пустила. Сказали, выкидывай скутер и въезжай без него. Лукашенко парень строгий, справедливый, но строгий, потому Господь его и терпит столько лет. Поехал на украино-русскую границу, где въезжал, надеюсь, там выпустят.
Вчера в 11 вечера меня украинские гаишники остановили. Ехал без света, устал страшно, соображаловка совсем не работала. Поговорил с ними по-человечески, посмотрели на мой автомобиль, который весь в наклейках, простили. Кстати, наклейки они очень в дороге помогают — с одной стороны, ты выделяешься из толпы, а с другой стороны, адекватные милиционеры это приветствуют и понимают.
Еду на Россию по черниговской трассе. Слегка опадают листья, до конца лета осталось 10 дней. Это лето прожил очень насыщенно, побывал в трёх странах Украине, Молдавии, Приднестровье, а по сути, это одна страна — разделили нас искусственно и временно, надеюсь, что еще при нашей жизни мы опять будем вместе.
Недалеко от украинской границы у памятника Божьей Матери иеговисты устроили охоту на невоцерковленных малороссиян, взял у них две книги. В России эту секту запретили, у нас все по чуть-чуть, но все же улучшается в лучшую сторону. Они сказали, что, если русские пограничники увидят эти книги, могут быть неприятности. Ознакомлюсь и перед границей выкину. Мне многое надо знать, у меня такая профессия, что во все входить надо, все изучать, — поганая профессия, но интересная. Высококачественная западная полиграфия, понятно, кто финансирует эти организации.
Разговор с украинским пограничником
На переходе состоялась интересная беседа с офицером-пограничником. О бандитах, которые назвались АТО (антитеррористическая организация) и чуть меня не прибили, он сказал: «Бандиты есть везде, но только на Украине они прикидываются патриотами». В России, думаю, то же самое.
Ещё сказал гениальные слова: «Если не было бы телевизора, не было б и войны».
Ну, прощай Украина. Надо отдохнуть от тебя. Идеализация Украины у меня спала — этот вечный Гоголь, улыбчивые малороссияночки, украинские песни. Все это ушло, надеюсь, временно, и все благодаря поездке.
То, что мы одно государство — Молдавия, Украина и Приднестровье — говорит тот факт, что у всех пограничников, всех трёх государств, автомат Калашникова.
Утром у меня семья из Минска уезжает, надо их обязательно увидеть. Без семьи тяжелее, и дети без папы отвыкают, потом тяжело их в нормальное русло возвращать.
Сегодня майка это элемент наглядной агитации, это своеобразный нательный паспорт, перед Белоруссией на всякий случай надел майку с белорусской символикой.
Пошёл мелкий русский дождик
Сравнивая пограничников трёх государств, могу сказать, что самые грубые — русские, только при этом они и самые независимые и даже весёлые, а те — украинские, молдавские… — какие-то официально-чиновные.
На русской стороне везде стоят знаки ограничения скорости. Невольно стал притормаживать, хоть и за две недели на Украине и отвык от соблюдения правил дорожного движения. Потому украинцы и не любят ездить в Россию, что после анархии и вседозволенности, им у нас некомфортно.
Беларусь, аура Лукашенко
Ну все, въехал в Беларусь. Таможни нет, какие-то люди в форме стоят, но легковушки не тормозят.
На белорусской стороне на полях ни соломинки. Сено они складывают кубиками, а солома через дорогу уже лежит в бочонках.
Такое чувство, что в Белоруссии везде действует аура Лукашенко. Если на дороге лежит мусор, невольно думаешь, что он бы сказал: ай-яй-яй! Или если собрали не всю солому на поле, он бы тоже пожурил. Но дело здесь даже не в Лукашенко, просто в Белоруссии везде, в каждом месте есть свой хозяин, который отвечает за это конкретное место.
Это оттого, что в Беларуси живут русские люди западного мышления, они русские, но с легким западным уклоном.
Взять дачи под Минском, где мы часто бываем у родственников, пусть это и небогатая дача, хозяева которой пенсионеры, живущие от зарплаты до зарплаты, но и у них все чисто и на своих местах, в России такие дачи только у богатых, здесь у всех.
Границы с Россией у Беларуси уже нет. Так же надо делать и с Казахстаном. Не нужен нам под боком натовский Казахстан, он весь насквозь пророссийский — треть казахов или живут в России, или имеют здесь близких родственников.
Дороги в Беларуси не только качественные, но и чистые, как бывает у нас, наверно, перед приездом президента, а в Украине — перед приездом американского президента. Относится это только к большим дорогам. Заедешь во двор и будто в Россию попал. Те же дороги с советских лет не ремонтировавшиеся.
По дороге прошли два огромных комбайна «Полесье». Ну, очень они большие, почти всю дорогу заняли. Чем-то похожи на военную технику, танки… Белорусы всю самую основную технику делают сами — тракторы, грузовики МАЗы, БЕЛАЗы, не делают только легковушки, их и так в Европе девать некуда. Ещё делают мотоциклы, но они пока наполовину китайские.
Мой прошлый московский спонсор, компания «Ирбис», директор которой жуткий патриот, почему и помогал мне безвозмездно в течение нескольких лет со словами «ты делаешь нужное дело, и я буду тебе помогать», узнал, что сейчас эта компания действительно одна из первых в России, кто производит все в России, кроме двигателя. Возможно, они и двигатель первыми в России начнут делать.
Если верить рекламным щитам, в Минске через месяц будет выступать ДДТ, а во Львове была Машина времени. И это вещи принципиально разные. Как после Крыма и Донбасса наш мир разделился, так и рок в постсоветском пространстве разделился. А рок сегодня отчасти заменяет великую литературу, потому что ее сегодня нет, и виноваты в том не писатели, а читатели, которые перестали читать.
Как вчера был Пушкин, Лермонтов и Достоевский, так сегодня есть Шевчук, Макаревич и Виктор Цой, которые влияют на наши умы.
Чтоб здесь жить, как живут Беларусь, чтоб дороги были хорошие и дачи прибраны, надо им соответствовать, много трудиться.
А как оценить художника? Потому что я художник. Одну книгу можно писать десять лет, а потом эта книга останется в культуре на сотни или тысячи лет. Сейчас вот за вторую книгу даже боюсь браться, столько первая сил взяла, а силы уже не те, около пяти серьезнейших операций перенес, задумываешься, а надо ли это вообще делать. Потому что то, что выходит на сайтах и в газетах, это по сути черновики. Чтоб все это позже вошло в книгу, все это надо очень долго обрабатывать, оставлять только то, что написано для вечности.
Автор неделю назад перед отъездом в Донбасс — мы будем вместе.
Конец
От автора:
Когда вы читаете этот очерк, автор находится в очередной экспедиции по маршруту Сибирь—Донбасс. Сколько будет она продолжаться, зависит и от вас. Ресурсы путешественника ограничены. Как поддержать патриотическую экспедицию путешественника Андрея Сотникова, смотрите на сайте spasi-hram.ru в разделе Помощь.
Новости из экспедиции Андрея Сотникова можно читать каждый день в соцсетях — В контакте, Фейсбуке и Одноклассниках на страницах Андрея Сотникова.
Чтоб поддержать экспедицию Сибирь—Донбасс, можно перечислить любую сумму на карту сбербанка N 639002649005707572 для Андрея Владимировича Сотникова (на экспедицию в Донбасс). Высылая деньги, пожалуйста, указывайте ваше имя.
Все мои путешествия максимально экономны — живу в палатке, готовлю на костре или газу — но все равно экспедиции получаются очень затратные. Сам могу оплатить только треть затрат.
* * *
От автора:
Сначала я думал, что нужно спасать храмы, создал храм spasi-hram,ru, где писал о нуждающихся храмах, потом понял, надо самому спасаться и тогда все вокруг тебя будут спасены.
Планируемые экспедиции Андрея Сотникова на 2022-2023 гг:
1 Южный Казахстан.
2 Из Сибири на Дальний Восток (с целью понять, почему русские покидают Дальний Восток и Сибирь).
3 Нагорный Карабах.
В результате экспедиций будут сняты новые фильмы, написаны большие очерки.
Главная цель экспедиций, фильмов и книг путешественника А. Сотникова — противостояние губительной глобализации и духовному обнищанию современного человека и, в конечном счете, восстановление Государства Российского в прежних, доперестроечных границах.
За 15 лет Андрей Сотников совершил более 15 экспедиций на скутере: Сахалин, Монголия, Алтай, Тува, Крым, Беларусь, Армения, Грузия, Украина, Молдавия…
Все желающие могут заказать книгу и фильмы А. Сотникова (подробности о заказе на сайте автора spasi-hram.ru).
Книга Андрея Сотникова:
«Быть русским. Книга странствий и паломничеств на скутере». 2015 год, 210 страниц, 70 фотографий.
Фильмы Андрея Сотникова:
1. Монах-десантник (удивительная встреча в Крыму с монахом Пафнутьево-Боровского монастыря, где найдете ответы на самые важные вопросы, встающие перед людьми 21-го века). Полное описание фильма смотрите на фото.
2. Русский Крым (дневник экспедиции по Крыму). В результате экспедиции автор ищет ответ на вопрос, когда Россия и Украина станут одной страной.
3. Белорусский дневник — остров русского спасения, или ответ на вопрос, почему русским пенсионерам нужно срочно переезжать в Беларусь.
4. В поисках русской Гипербореи (экспедиция из Томска через Чернобыль к Белому морю).
Все фильмы по 40-50 минут. Стоимость одного фильма-диска или книги с учетом стоимости пересылки 270 рублей.
Сайт автора spasi-hram.ru
Электронный адрес автора: a_sotnikov («собака») rambler.ru.
Телефон 8-953-913-41-83 или 8-952-160-41-83, Андрей Владимирович Сотников.
Почтовый адрес: 634050, Томский район, Богашевский сельсовет, село Петухово, ул. Новостройка 12-1.
Сотникову Андрею Владимировичу.
В экспедициях работаю над созданием циклов статей и фильмов на темы:
· о последних участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, благодаря кому мы с вами живы и живем в России;
· о фермерах и крестьянах — тех, кто остался жить на селе и возрождает русскую землю;
· о многодетных семьях — кто в наше непростое время имеет большие, а значит счастливые семьи...
ДОСЬЕ:
Андрей Сотников за два десятка лет совершил более пятнадцати экспедиций на скутере и небольшом мотоцикле, написал сотни очерков и статей, которые вышли в «Огоньке», «Русском доме», «Совершенно секретно», «Природа и человек», «Томской неделе» и т.д.
ВЕСЬ ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ КНИГ И ФИЛЬМОВ ИДЕТ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПРОЕКТА «СПАСИ-ХРАМ» И СОЗДАНИЕ ФИЛЬМОВ С УЧАСТНИКАМИ ВОЙНЫ, МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ И ФЕРМЕРАМИ.
Спонсоры и благотворители экспедиций Андрея Сотникова и проекта «Спаси-храм» за 15 лет:
Царев А. В.— Москва, генеральный спонсор
Кляйн И. Г. — Томск
Беляев А. — Москва
Боднар В. — Донецк
Горячев А. — Москва, генеральный спонсор экспедиции 2013 г.
Калинин В. — Томск
Т. Мераби — Новосибирск, генеральный спонсор экспедиции 2016 г.
Петкевич С. Ю. — Боярка
Резников М., Семкин В. — Томск
Шаповалов А.
Елизавета
Евгений и другие.
Ресурсы журналиста, писателя и путешественника Андрея Сотникова
В СМИ:
«Русский дом» (журнал, Москва)
«Томская неделя»
Приложение 1.
Из книги бесед с томичами ветеранами и участниками Великой Отечественной войны
Каков смысл в этом сборнике, спросите вы? Ведь все уже написано на сотню раз о войне и о ветеранах. Да, вы абсолютно правы. Создателя сборника война интересует менее всего, хотя в книге ее предостаточно. Главное — это как видят ветераны, с опытом прожитых дней, а им без малого сто лет, что они скажут о днях сегодняшних, как оценивают наши дни, за такую Россию они воевали и что адресуют своим потомкам.
Россия — это отдельная цивилизация
Беседа с участником Великой Отечественной войны, профессором Л. Е. Поповым.
Делая книгу бесед с последними участниками войны, я встретился за год с десятью, но профессор Л.Е. Попов среди них уникален — он сохранил свежесть мысли, несмотря на 97-летний возраст и с ним можно говорить на любые темы, ведь так важно знать сегодня мнение человека из другой эпохи.
Кроме того, у него, несмотря на почти вековой возраст, свежие и очень умные мысли. Как, например, «Сейчас даже главные теоретики на Западе говорят, что главное не конкуренция, которая все уничтожает, а главное сотрудничество. Они говорят, но не знают, как это сделать, а мы знаем. У нас есть опыт сотрудничества и взаимодействия. Поэтому у русской цивилизации впереди большое будущее».
Пехотинец
Война — это рулетка, добежишь – не добежишь. Впереди тебя линия окопов, надо во что бы то ни стало до них добежать, а по тебе в это время садят из двух пулеметов, видишь, как трассирующие пули на уровне груди ходят, но как-то ты попадаешь между них.
Я, когда бегу в атаку, о чем думаю? Конечно, у меня есть автоматический страх, но я и прекрасно понимаю, что мне надо остаться целым и не только потому, чтоб выжить, а потому, что пока я бегу и маячу, они по мне садят и мажут. А чтоб прицелиться надо минимум четыре секунды, — и вот моя задача добросовестно выполнять свою зигзагу, как бы я ни устал.
Почему я должен аккуратно бежать, потому что пока они по мне садят и мажут, теряя эти четыре секунды, которые они в других не стреляют. Значит, если я хорошо буду бежать, не только я имею шанс остаться целым, а я кого-то спасаю, пока по мне бьют и мажут.
Назад мы не могли бежать, даже мысли такой не было. Заградотряды сначала первый ввел Гитлер, когда немцы побежали от Москвы. А спустя время и Сталин ввёл в 42-м году, когда к Сталинграду дело подошло. Потом их расформировали, долго они не продержались.
В Первую мировую пули более медленно летали, поэтому они и жужжали хорошо. А современная пуля, если она даже в 15 сантиметрах от твоего уха пролетает, ты её не услышишь, только если ближе, — так вот, я этих жужжаний слышал очень много.
На фронт я попал в 43-м. Сначала на Украинском фронте был обычным стрелком, а на Третьем Белорусском стал уже пулеметчиком. Когда был пулеметчиком, случались и серьёзные вещи — приходилось и пулеметную точку подавить. Ты выслеживаешь, откуда стреляет их пулеметчик и начинаешь по нему давать очереди. У меня был ручной пулемет Дегтярева. Прекрасное оружие — точный, кучный бой, не отбрасывает назад, во всех отношениях хорошее оружие, — вооружение у нас тогда было самое лучшее. Но это только после того, как поработали сталинские наркомы, после того как они создали прокатные станы. Потому что броню танков в основном катали на ижевских прокатных станах. У немцев броня была штампованная, та похуже, а наши уральцы изобрели, что броню можно катать, это российское ноу-хау.
Мы победили еще и потому, что у русского человека не собственническое, единоличное мировоззрение, он не воюет только за себя, свою семью, он шире, он за всех воюет. Помню была такая ситуация, мы с моим напарником во время наступления пробились слишком далеко. Сначала думали, что мы одни в этом городе, а потом видим, ещё один наш солдат, потом ещё один, так пять человек нас собралось, — это был первый город в Восточной Пруссии, Выштитес, кажется. Они все из других совершенно полков были, ну и что? Вот мы собрались, смотрим, идёт самоходка, противотанковое орудие. Увидели нас, сразу разворачиваются, и мы за ними побежали...
На войне жалости нет. Представитель противника для меня не был человеком. Они сюда пришли, мы их не звали, зачем пришли, мы это тоже знали.
Мы жили в очень патриотическое время
Мы жили в очень патриотическое время. В 41-м у нас почти все девушки из старшего класса ушли в сандружинницы. А какие это талантливые девушки были, они сами приняли такое решение. Для нас, парней, это было лучшим примером — я был в 9 классе, а они в 10. Гроссман, кстати, написал статью «В направлении главного удара», где много посвящено именно нашим девушкам, они воевали под Сталинградом. Десять девушек ушло, были они сандружинницами и медсестрами. Из десятерых только одна погибнет.
В 41-м и 42-м я ходил в школу в Тобольске. А в 43-м, чтоб как-то сохранить ВУЗы, разрешили в учительские институты брать с 9 классов, потому что некому было слушать, и мы пошли. Нам читали эвакуированные учителя, а нас сидело 4 человека в потоке, потому что важно было сохранить всю структуру высшего образования.
Союзники
Казалось бы, столько создано фильмов, книг о войне, и все равно стали переписывать историю, и молодежь уже сомневается, кто победил в этой войне...
Фронт он непрерывно громыхал без остановок от Черного моря и до полярных широт. Надо учитывать, что фронт, это было чье-то хозяйство, так тогда и писали, стоит столбик и на нем надпись: хозяйство Иванова или Сидорова… Наш непрерывный ратный труд чем отличался? Тем, что непрерывно громыхает линия фронта и постоянно тебе что-то может прилететь. Участие Америки или Англии мы почти не замечали. Некоторая помощь была в том, что нам стали выдавать английские шинели цвета хаки и башмаки. На украинском фронте мне выдали английские ботинки, хотя я хотел наши, но мне не досталось. Ноги я из-за них сильно поморозил. Они вроде хорошо выглядели, но что-то в них было не то, одним словом, не по нашей ноге они сделаны. На Третьем Белорусском в Литве и Восточной Пруссии я воевал уже в наших ботинках, в них очень удобно было бегать и при ранении они меня здорово выручили. Кожа у них толстая, разрывная пуля пробила ботинок наискось и на вылете разорвалась, поэтому у меня нога осталась. Она и так сильно пострадала, сухожилие порвало, шрамы большие остались, но нога сохранилась.
Спали мы всегда в окопах под открытым небом. Одеты мы были очень тепло, еще и кормили хорошо. На нас кроме нательного белья было тёплое байковое бельё, стеганые ватниковые штаны, то же самое на теле, а сверху уже надеты брюки. Немцы были одеты похуже, они в основном в шинелях, а под шинели у них было распространено ещё газетами укутываться.
Украина
На Украине я сильно с местным населением не общался, но один раз мне это удалось, это случилось на правом берегу Днепра. Я давно не умывался, все на передовой, в окопах… А здесь вижу, у дома колодец-журавль, достал воды. Хорошая была вода. Выбежала девушка из хаты в зелененьком платье, мне поливать стала. Я спросил у нее, можно ли в хату зайти, потому что у меня возникла идея — я таскал две буханки хлеба. Думаю, зачем мне две, у меня еще сухари есть и у нас кухня. Они же при немцах жили, им плохо было. А потом еще решил пару белья теплого оставить, одно на мне есть теплое и хватит. Пару нательного надо, а теплое лишнее. Я это быстренько сообразил. Времени сильно думать не было, колонна-то идет, надо ее потом догонять.
Зашел в хату, отдал булку и пару белья. В хате в центре стоял большой стол, за ним сидел мужчина лет пятидесяти и как бы тяжелую думу думал. Вокруг него тоже люди, но эти молчат, важно его мнение. В доме сидело, по меньшей мере, человек 10. Чувствовалось напряжение, они же были под немцами, а мы только к ним в село зашли. Я все передал ему и сказал, что мне надо догонять своих. Он сначала молчал, потом что-то заговорил, но я уже выбежал.
Когда я уже догнал своих. Причем долго их догонял, они далеко ушли. Тут чувствую, кто-то меня теребит. За мной мальчик прибежал, он тоже был в той комнате. С ним послали мне курдюк сала бараньего, оно потом мне очень пригодилось.
На Украине всегда было лучше, не знаю, что им теперь не нравится. Наши первые цари, начиная с Алексея Михайловича, создали очень льготные условия на Украине. У нас в России крепостное право появилось уже в середине 17 века, а на Украине Екатерина ввела его только в конце 18 века. У них и в другом были послабления...
Главное для женщины — это семья и дети
Менделеев был 16-м ребенком, Калашников чуть ли не 20-м. У моей бабушки был диабет, но тем не менее у нее тоже 8 детей. У мамы моей нас трое, потому что жизнь была тяжелая: революция, война, голод…
Почему после войны перестали много детей иметь? В основном потому, что женщины работать стали. Во многих областях они стали доминировать, заменять мужчин. Сначала это было вынужденно, а потом пришла мода на эмансипацию. У женщин появилось желание состояться в жизни, а дети для нее стали как что-то побочное. Взять водородную бомбу, она вся сделана женскими руками. В образовании и медицине женщины тоже стали преобладать.
Сегодня, женщине чтоб иметь много детей, надо или не работать, или иметь работу, которая не будет мешать ее основной функции, а главная функция женщины — это семья и дети. Если государству это надо, то женщина должна получать помощь. Она что-то получает сейчас, но этого явно недостаточно.
Сейчас целенаправленно из женщин делают военных, во всем мире идет этот процесс, сделать женщину мужчиной, потому что такая женщина перестает иметь детей. Да, есть такие, как Дурова, которая участвовала в войне 1812 года. Надела казацкую форму и сбежала на войну, но это исключение. Задача женщины давать жизнь, рожать и воспитывать детей, а не убивать. К сожалению, сейчас вообще качество людей стало меняться не в лучшую сторону.
Главное маму не расстраивать
У меня всегда была сильная уверенность, что я не умный человек. А когда стал отличником в шестом классе, вдруг обнаружил что я 13-й ученик в школе. Надо же, думаю, в школе человек 600, а я 13-й. И я стал наблюдать, как отвечает первая ученица, и делать не хуже. А дальше мне просто папа объяснил, что маму расстраивать нельзя. Мама от моих неуспехов очень расстраивалась. И я так всю жизнь сидел, зубрил, чтоб маму не расстраивать. Сначала в школе, а потом в армии. Позже начал преподавать, кое-как до старших преподавателей добрался. Я учился где как удастся, после войны учиться не так просто было. Окончил учительский институт, затем заочно тюменский институт… Так я почему стал отличником, во мне всегда жила идея, что нельзя маму расстраивать…
С 95-го года я был целиком посвящён научной работе. Я читал небольшой курс, а в основном работали ассистенты. Наше внутреннее начальство решило меня кем-то заменить, чтоб я сосредоточился на научной работе. Сам я физик-математик, а читал курс по теории управления. В своих работах я показываю — чтоб руководить людьми, надо знать биологию. Но в России меня не очень хорошо издают, я и пишу не очень хорошо. Эта книга вышла в Англии, потом ее в Индии дважды переиздали, чем-то она им понравилась. В ней я показал, что в основе всего лежат циклы. Мы, когда идём, лево-право, это цикл. Мы повторяемся все время. Сделал, восстановился, сделал, восстановился — это в человеке заложено. А мы когда работаем, за считанные минуты окисляемся. Вот так мы и живём, сиюминутными циклами, сами того не замечая. Это уже до меня открыли разные корифеи, но они не поняли, что открыли. И все на этом строится. Со времён Шекспира в театре стали вводить шестиминутные циклы. Интервал между событиями был уже Шекспиром введён. Так и пошло дальше.
Я знал, как сделать, чтоб у человека было здоровье, счастье, чтоб он приносил пользу обществу. Мы пришли к этому случайно, 14 лет над этим со студентами работали. От студентов мы требовали наличия не знаний, а навыков. У меня была такая идея — каждый студент должен постоянно трудиться, у него должно быть личное дело. Что-то мы взяли из школьного опыта Шаталова… И в итоге мы увидели, то, что мы о человеке представляем, это ничтожная доля того, что он может реально сделать, и у нас начали появляться совершенно новые люди.
Староверы
Все мои предки происходят из староверов. Сначала они жили на Урале, а потом староверам там стало трудно, и они перебрались в Сибирь. До самой революции староверы жили общиной, а потом община перешла в кооперативное движение, одно плавно перешло в другое. А вообще, староверы в истории России — это великое дело. Староверов у нас было очень много. Церковных староверов, у которых священники, этих меньше, а большая часть это беспоповцы федосеевского толка.
И папа и мама у меня из староверов. Папа другой линии, он ближе к православию, а мама из федосеевцев. Она уже с четырех лет крестьянской девочкой таскала борону на лошади. Ее формой жизни всегда была работа, она постоянно что-то делала. Потом, когда переехала к дочери, все равно там был участок, где она могла работать. И когда участок пришлось продать, она быстро умерла.
Староверов беспоповцев до революции было 80 процентов населения России. Об этом можно почитать у профессора А. В. Пыжикова, мы эту тему очень мало знаем. Увидев, что большевики против капитализма, староверы в конце концов выбрали их. Более того, из них вышло большинство сталинских наркомов 30-х годов — Малышев, Первухин, Собуров… Это те, кто обеспечил рывок, когда за 10 лет мы должны были пробежать расстояние, которое Европа прошла за 100 лет, или нас сомнут. Благодаря им мы и пробежали этот отрезок. Из них только единицы были евреями. Они как с гражданской войны пришли, сразу засели за парты, окончили разные ВУЗы и потом включились в строительство.
Так вот, мама несмотря на то, что она была крестьянской девочкой, она понравилась своей тете. А эта тетя вышла замуж за очень богатого золотопромышленника, своих детей у нее не было, и она девочку, мою маму, выпросила у сестры. Так что моя мама потом окончила гимназию.
У староверов все работали. Если тебе 3-4 года и он видит, что ты слоняешься без дела, сейчас же то бутылку дадут, накрошат в нее бумагу с водой и вот я хожу, трясу эту бутылку отмываю или сметану сбивать дадут. Они считали неестественным незанятого ребенка видеть. А когда я учиться стал в школе, тогда считалось это делом занимаюсь, учу уроки.
О вере
Сам я боюсь на словах выражать то, что относится к вере. Точных слов тут не найдешь. У моей супруги примерно такая же ситуация была — ее уже два года нет — она очень тщательно соблюдала все церковные обряды, в церковь ходила, не часто, но регулярно. Свой уголок намоленый с иконками и свечками у нее был.
Когда у меня спрашивают, верю я или нет, есть Бог или нет, я считаю себя не вправе об этом говорить. У меня есть такое ощущение, что есть нечто высшее, куда входить не следует, поэтому я эти темы и не поднимаю. Как говорил поэт А. К. Толстой:
Как орудовал Создатель,
Что считал Он боле кстати,
Знать не может председатель
Комитета по печати.
Мы живем и слава Богу, лишнего нам знать не должно, много знать, вообще, не нужно, а то как бы сознание не прикончило человечество в конце концов.
Юный натуралист
Мама у меня 1896 года рождения, а папа 1890. Сам я 1925. Долгожителей у нас в роду не было. Папа совсем немного прожил, он мировую и гражданскую войну прошел, в брусиловском прорыве участвовал, голодовал...
К царской власти у мамы было какое-то естественное пренебрежение, она называла это время «при николашке». Папа особо о тех временах не говорил, его больше интересовало, как я в эту жизнь вписываюсь. Он очень четкие действия прилагал, журнал «Юный натуралист» выписал, который в большой степени сформировал мое мышление. Со второго класса у меня был этот журнал, я его жадно прочитывал по много раз, почти наизусть знал. Сначала и другие выписывал, но остановился на «Юном натуралисте», понял, что он мне нужнее всего и угадал.
О папе мне потом рассказывал дядя, брат мамы. Этот дядя в Москве преподавал в высшей партийной школе при ЦК. Рассказывал, как они с папой спорили в 18-м году. Папа настаивал на том, что настоящая власть может строиться только при устойчивой власти, неважно какой, главное, чтоб постоянная власть была. Поэтому он хотел вернуть прежнюю власть.
А дядя противоположную сторону отстаивал, что капитализм, который теперь во всем мире, в России не годится и теперешняя новая власть против этого, поэтому она, скорее всего, правильная. А дальше один оказался в колчаковской армии, а другой в деникинской. Папу моего арестовали после гражданской войны во Владикавказе в чине капитана.
А дядя. У нас на станции Тайга была очень большая телеграфная команда у Колчака. Там узловая станция, и вся важнейшая информация проходила через нее. А командовал ею офицер Оксарин, это мой дядя и есть. И все самое важное, что через них проходило, это знали и партизаны, и белая армия. И так он руководил этим делом, что за всю войну ни разу не попался. Он видел, что партизаны или красная армия, это народ.
Сам я то время еще только изучаю. Но однозначно, что все, что случилось в 1917 году, это все было не случайно, рано или поздно это должно было взорваться, революция была заложена еще в 17 веке. А объясняется это все очень просто, дело в том, что народ у нас (пропуск вставить) не он привел к тому, что у нас советская власть стала возможна. А само общинное житие, все эти наставники, начетчики, советы, все они на это работали, сама наша жизнь к этому привела.
У нас всегда существовало как бы две страны, у элиты своя страна, и вот история, которую мы изучаем, это в основном история этой элиты. Только сейчас написал историк Рябов «Историю русского народа и российского государства», где две истории рассматриваются совместно. Еще Полевой хотел написать историю русского народа в пику Карамзину... Откуда взялись люди, которые смогли победить в такой жуткой войне, пережить весь этот ужасный ХХ век, эти люди вышли из истории русского народа. А советская власть дала проявиться народу, дала им свободу. И то, что сталинские наркомы появились, все они тоже вышли из народа.
Следы общинного менталитета проявились у нас в организации колхозов, артелей, кооперации. Кооперативное движение пошло еще в начале ХХ века.
Сейчас у нас случилось то же разделение, если даже не большее. У элиты возникли свои интересы, никакого отношения не имеющие к реальной жизни, которой живет народ, — это опять та же самая история.
Капитализм не для России
То, что капитализм России не подходит, это даже сам Маркс знал. Когда один из первых настоящих революционеров, Лопатин, приехал к Марксу, он ему доказывал, что у вас в России революция не нужна, у вас и так община. При всей моей нелюбви к Марксу, должен сказать, что здесь он оказался прав.
А еще до него в 40-е годы барон Гансгаузен обнаружил, что в Европе по реке Эльбе проходит громадное деление. По ту сторону Эльбы сформировался менталитет, который базируется на понятии собственности, и они все строят относительно этого, они полностью базируются на собственности и всю жизнь они строят на этом, все теоретики, все философы отталкиваются от этого и свой «Капитал» Маркс тоже писал для них. Он так и не смог им объяснить, откуда берется прибавочная стоимость. А собственность всегда вторична, первичен труд, поэтому у него в конце концов и ничего не получилось. Всех заворожил его первый том «Капитала», а второй и третий он уже не смог писать. Сказал Энгельсу, если можешь, сделай, и тот уже за него их написал.
Сталин не гений, а большой труженик
Сталин один оказался против всех большевистских верхов, все они думали о том, как опереться на Запад, для них Россия была вязанка дров в пожаре мировой революции. А Сталин пришел к выводу, что опираться надо не на Запад, а на себя, на то, что после гражданской войны у нас осталось, ничего другого у нас нет. Нужна наука? Он единый фронт науки создал, где мы не уступали Западу, а кое в чем и превосходили. Нужно искусство? Создадим не хуже вашего. Сейчас об этом всем забывают.
Сталин не гений, а большой труженик. Когда он был председателем Совета министров, у него было обязательное правило, читать 500 страниц ежедневно, а потом до 3 часов ночи работал. Он понимал — для того, чтоб хорошо трудиться, человеку нужно хорошо жить. Он не случайно кинул слова: Жить стало лучше, жить стало веселее. Тогда подшучивали над этим, потому что все было ограничено, а он создавал людям нормальную жизнь.
Все лежало в развалинах, но народ поверил Сталину, что они сами справятся. А потом, когда он сталинских наркомов вырастил, тогда ситуация изменилась.
Сейчас ругают Сталина, а одно время о сталинском времени говорили, как об эталонном. Политиков часто с ним сравнивали. Действующих политиков лучше не оценивать, это надо делать лет через сто. Главное его достижение, что Сталин сумел сохранить конструктивную мысль. А почему? Да потому что понимал, что такое труд, и сам не мыслил своей жизни без труда, жизнь именно как непрерывный труд. Он во все области сам входил и во всем разбирался. Может, даже слишком вникал, но меру знал.
О репрессиях я ничего нового не скажу. Я знал много старых большевиков, которые прошли через 30-е годы. У меня отец прошёл, а он был как белый-деникинец. Он тоже бегал, когда проходила знаменитая операция «Весна» 29-30 гг. Потом её прекратили, потому что нашёлся чекист, который написал Сталину обоснованное письмо, что все это мистификация и все прекратили, а отец был в бегах, вернулся, все обошлось.
А вообще, если человека исключали из партии, то его автоматически арестовывали. Жуков добился, что его из партии не исключили, поэтому и жив остался. Он же входил в группу Уборевича. Позже на Жукова много наветов было. А по статистике, там, где Жуков командовал, почти на треть меньше потерь, чем у других командующих.
Сталин как считал. Мы строим социализм в отдельно взятой стране, но, если кому-то понравится, мы поможем. Сейчас никакого Китая б не было, если б не сталинская политика.
Путин много хорошего сделал
Путин в России объективно сыграл роль Минина, Россия уже была на грани. Поляки тогда заняли царский трон, а польский королевич Бронислав был избран думой нашим официальным царем. Народ его не принял и тогда появился Минин. И то, что такой человек нашелся, это было что-то сверхъестественное, просто чудо.
Это не моя идея, просто я учу историю. В наше время Россия тоже была на грани, и тут появился Путин, и так он потихоньку-потихоньку все вывернул. Россия уже несколько раз была на грани, и её только чудо спасало.
Требовать от него слишком многого нельзя. Когда Путин пришел к власти, олигархи уже полностью возглавили страну, все им принадлежало, телевидение..., вообще все. Отнять у них все он не мог. Кого-то убрал, кого-то поставил на место, как Ходорковского, Березовского... В целом о происходящем у нас сейчас я воздержусь говорить, смысла нет. Надо подождать лет 50-100, чтоб объективно это все оценить.
Путин на самом деле много хорошего сделал, сейчас мы это осмыслить еще не можем. СССР они развалили, но у них в планах был и развал России на отдельные части, и они эти планы еще не оставили. Уже карту создали, где Россия раздроблена на части, я видел эту карту. Если мы конструктивную путинскую программу реализуем, тогда имеем шанс сохраниться.
Почему Ельцын его выбрал? В середине 90-х на одном международном саммите или конференции Путин — он тогда был помощником Собчака — выступил с патриотической речью за Россию, а тогда это было не принято и речь эту никто не заметил, но Ельцина, этого прожженого коммуниста, речь зацепила, что-то в нем зародила.
Меня тоже многое не устраивает в обществе, начиная с телевидения, которое я почти перестал смотреть. Но от словесных формулировок воздержусь, потому что можно не то сказать.
А вообще, Путин свою задачу, возрождение Государства российского, еще не выполнил, она только-только началась. И не важно кто ее будет продолжать, он или другие.
Сейчас мы живем не в смутное время, а в постсмутное время. Смутное было в 90-е. А для нас сейчас самое главное, что смутное время может вернуться, чтоб конструктивные силы не дали ему вернуться.
О войне сейчас снимают крайне плохо. Я уже потерял надежду, что появится хороший фильм. Хотя изначально тоже о войне снимали излишне плакатно. Из фильмов, которые мне нравятся безоговорочно, это «В бой идут одни старики» и «А зори здесь тихие»…
Россия — это отдельная цивилизация
Нужно ли нам воссоздавать СНГ, я не знаю, каждая страна должна это решать сама. А вот с Западом тут все ясно, потому что Россия — это отдельная цивилизация, цивилизация труда. А у них — цивилизация собственников. То есть у нас с ними даже разный менталитет, и разделение проходит именно по Эльбе, поэтому мы и Германию не случайно поделили на ГДР и ФРГ, это разные народы. Это еще Гансгаузен заметил, а сейчас это и на уровне ДНК доказывают.
Мне дико повезло, что я жил в то время. Это было время, о котором мечтали наши далёкие предки. Пока они это разрушали, а это долго длилось. Наука и искусство, это все тогда развивалось. А если какие-то недостатки и были в то время, нам, простым людям, это не мешало жить полной жизнью все время.
Это время, о котором мечтали наши далекие предки, оно реализовалось, мы это тогда не понимали, а оно ожило. И здесь большая заслуга Сталина. Все думали, как Россию спасать, и все отталкивались от Запада — Рыков с Бухариным по-своему, Каменев с Зиновьевым по-своему — у них у каждого были разные способы, как России воспользоваться помощью Запада, или наоборот, помочь Западу совершить революцию, а потом уже с собой разбираться. Сталин понял, что у нас после революции, несмотря на разруху. Он предложил опереться на народ, на общину, на совместный труд, который у нас сохранился, и народ ему поверил. В 30-е годы он сказал, что нам надо за 10 лет пробежать то расстояние, которое Европа прошла за сотни лет, или нас сомнут. По производственным показателям мы смогли пробежать. Теперь осталось по всем остальным пробежать.
Почему это время закончилось, сказать невозможно. Последняя работа Сталина называлась «Экономические проблемы социализма в СССР», где он подчеркивал, что нам еще надо разбираться в проблемах социализма. Он, когда созывал последний президиум ЦК, ввел туда Юрия Жданова (сына) и академика Чеснокова — рассчитывал, что будет проведена большая работа по созданию теории общества, потому что до того работали по обстоятельствам, по необходимости.
Сталин понимал, что нам дальше просто так двигаться нельзя. И свой последний телефонный разговор с академиком Чесноковым он закончил словами: «Без теории нам смерть» и положил трубку.
А теории общества у нас до сих пор нет.
Закат Европы
Европа свое слово в истории уже сказала, она доживает свой век.
В мироздании все взаимосвязано, мы часть этого мира, западный человек это забыл. Во всей Европе еще пару веков назад были сплошные леса, вся Германия, Франция была в лесах. Сейчас у них только посадки, а посадки — это больной лес, вымирающий, как и общество в целом.
Естественных лесов у них нет, а посадить их нельзя, они должны сами сформироваться. Потому что все растения в природе они сосуществуют, ничего лишнего нет, каждое свою функцию выполняет. Поэтому в Европе все леса гибнут, они вышли из возраста.
У нас остались естественные леса и реки текут, потому что леса притягивают влагу на материк. Если только лес вырубить и посадить новый, да не дай бог. Надо эти вырубки оставить, пусть все гниет. И там лет через 200-300 появится нормальный здоровый лес, который самовосстановится.
К сожалению, сейчас у нас тоже начали все вырубать. За эти два десятилетия капитализма в нашей области вырублено леса больше, чем за всю предыдущую историю.
Дело в том, что община и видение себя только в рамках коллектива, это становится очень популярно в мире. Сейчас даже главные теоретики на Западе говорят, что главное не конкуренция, которая все уничтожает, а главное сотрудничество. Они говорят, но не знают, как это сделать, а мы знаем. У нас есть опыт сотрудничества и взаимодействия. Поэтому у русской цивилизации впереди большое будущее.
Внимание!
Как поддержать создание книги бесед с последними ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, смотрите на сайте автора спаси-храм.ру в разделе Помощь. Надо спешить, потому что ветераны уходят, а между тем они очень много для нас сделали. К этому 9 мая планируется выпуск 1 тома книги, в который войдет 10 очерков.
Приложение 2
Любовь всегда возвратна (встреча в Томске с писателем Владимиром Крупиным)
В Томске прошла встреча с одним из крупнейших современных писателей, из ныне живущих, патриотом России, Владимиром Крупиным.
Когда я шёл по Томску в Пушкинскую библиотеку, где должна была состояться писательская встреча, увидел пожилого худощавого мужчину в бордовой рубахе, спрашивавшего что-то у прохожих. Увидев золотые купола Алексеевского монастыря, он перекрестился. Неужели это Крупин? — подумал я.
В начале 90-х В. Крупин написал очень острую статью за Россию, и у него лет десять книги не выходили. Теперь тоже не выходят, но уже по другой причине — издательства горят, а печатают одну бабью роту — Дашкова, Устинова, но разве это литература?
С детства он мечтал быть писателем, влюблялся только в библиотекарш. Но доля писательская была незавидная во все времена. Чехов не зря предупреждал: Если вы заметили у своего сына склонность к литературе, секите его по четвергам.
На вопрос, что сегодня читать, советует читать великих, они и сегодня самые наисовременнейшие — Лесков, Достоевский, Гончаров, Лев Толстой, но только до «Воскресения», Василия Белова, Айтматова, у Астафьева тоже есть несколько хороших вещей…
Если есть в доме «Воскресенье» Льва Толстого, в печку сразу его, хорошо горит.
Что не советует читать, это «Мастера и Маргариту», которую сейчас даже в школьную программу вставили. У Булгакова есть достойные вещи, это «Дни Турбиных», «Записки на манжетах». Также Крупин не советует брать в руки Солженицына, «Детей Арбата» Рыбакова и прочей антирусской литературы. Слово правды оно все равно пробьет дорогу к сердцам читателей.
Больше половины вопросов, которые задавали В. Крупину, относились, естественно, к литературе.
Современная литература находится в упадке, но она есть, несмотря на то, что её не печатают большими тиражами, не замечают. Из платформ, на которые стоит заходить, чтоб находить достойные тексты и понимать, что сегодня происходит в России, Крупин особо выделяет сайт Русская народная линия, где собрано малое стадо патриотов России. Так что малое стадо есть и в литературе, и в театре.
В Москве есть духовный театр «Глас», куда он советует обязательно зайти.
Рожайте детушек, спасайте Россию
Очень сочувствует Владимир Крупин современной молодёжи, эта цифровизация образования и мышления, которая на них обрушилась, это клиповое мышление, — и вот в итоге им, бедным, сказали что Бродский великий поэт, и они в это уверовали.
А татуировки уголовные, на которые подсаживают молодежь. А повсеместная реклама алкоголя и наркотиков. Это все пережить надо. Россия в оккупации находится, об этом Крупин пишет из произведения в произведение. Она и это переживёт.
На вопрос, как воспитывать детей, Крупин убежденно ответил: прежде всего личным примером и любовью, потому что любовь она всегда возвратна. И детей в семье должно быть чем больше, тем лучше. У его друга-писателя Н. 14 внуков, а у него только двое. Очень он ему завидует.
Молодым женщинам Крупин желает рожать побольше детушек и спасать Россию, они теперь её главные спасительницы.
Георгий Марков
Владимира Крупина в Союз писателей принимал Георгий Марков, родившийся в Томской области в семье охотника-медвежатника. Рассказал реальный анекдот из жизни Маркова: в Москву приехал томский писатель и спрашивает: Георгий, ты на охоту ходишь? — Какая охота, меня выбрали председателем Союза писателей, времени совсем нет. — А рыбу ловишь? — Мне Совет Союза навязали, там сидеть ещё приходится. — А в баню-то хоть ходишь? — Какая баня, у меня ванна. — Да, пропадешь ты тут совсем.
А томской писательской организации Крупин посоветовал, чтоб они сами пришли в храм, а не принесли их, как его московского товарища, на отпевание. Время ещё у них есть.
По СССР он тоже ностальгирует, как всякий нормальный человек, хотя бы потому что в тюрьмах сейчас сидит в 6 раз больше, чем сидело при СССР.
Томску он хотел пожелать, чтоб памятник Кирову в сапогах на центральном проспекте Города заменили на памятник какому-нибудь святому — Федору Томскому или Макарию Невскому.
Крупин хорошо знаком с биографией Кирова, они оба происходят из одного города, он знает, кто сбил с пути истинного Серёжу Кострикова — ссыльные поляки, всеми фибрами своей души ненавидевшие царскую Россию. Девушки, под влиянием их агитации, стригли свои волосы, чтоб утратить красоту и быть похожими на мужчин.
Но это не вина власти, что Киров все ещё стоит, а на самый умный город Сибири нет ни одного памятника святому, это вина тех, кто в нем живет. Появится в городе Томске хоть один человек, кто захочет установить такой памятник, он будет стоять.
В конце советской власти Крупин работал редактором на телевидении. Уже тогда оно было все насквозь еврейское, а теперь еще более. Недаром народ его прозвал еврей.тв и все более и более перестаёт его смотреть.
На вопрос о политике, о современных партиях Владимир Крупин признался, что в том мире, где он живёт, их нет: для него единороссы — это та же Компартия, название сменили, суть осталась прежней. Лучше всего он относится к партии Зюганова, потому, что он единственный, кто поддержал журнал «Литература в школе», редактируемый его женой.
А в целом, — сказал В. Крупин, — в политике у нас всегда так обычно — царь-батюшка хорош, бояре плохие.
Пандемии он благодарен за то, что она сделала мир двуполярным. До пандемии жизнь была проще, теперь общество разделилось — ты либо за Христа, либо против Него.