|
Воронеж—Одесса—Винница—Каменец-Подольский—Хотин—Черновцы—Ворохта.
Маршрут этой поездки прокладывался таким образом, чтобы Новый Год встретить в Одессе, затем переехать в Каменец-Подольский. Ну а после осмотра многочисленных тамошних достопримечательностей двинуться в Карпаты в район курорта Буковель, но не для катаний на лыжах, а для прогулок по тамошним горам-водопадам. Срок поездки: с 30.12.2013 по 07.01.2014. Забронировали заранее гостиницы по маршруту через booking.com и выехали с женой вечером 30-го декабря после работы. Учитывая неожиданные сложности с новогодним оформлением страховки на погранпереходе Крупец-Катериновка в прошлой поездке, купили грин-карту заранее еще в Воронеже.
30.12.2013 г.
Около полуночи мы оказались на погранпереходе Нехотеевка-Гоптивка. Опасались очередей, но машин было совсем мало, и границу перешли за полчаса. С российской стороны все очень быстро и четко. На украинской стороне чуть дольше. Украинские пограничники предлагали путешественникам заполнять миграционные карты вместо них по 200 руб., но не как вымогательство, а как своего рода услугу — хочешь, оформим, а не хочешь, ну и не надо. Таможенники заставили оформить декларацию, но бланк дали на русском языке, заполнить оказалось совсем не сложно. Вот только непонятно, почему второй раз на этом переходе украинцы требуют у нас декларацию, а вот на переходе Крупец-Катериновка обходятся без них, справедливо полагая, что туристы могут пересекать границу и по «зеленому» коридору. Ну да ладно, весной 2011 года в Нехотеевке-Гоптивке украинский «зеленый» коридор был вообще перегорожен бетонным блоком. :)
По поводу обмена рублей на гривны: как это ни странно, но самый выгодный курс оказался в приграничном ларьке, правда, в самом удаленном от границы. Мы часть расходов оплачивали наличными, часть — «пластиком».
Поменяв часть денег и перекусив, мы двинулись дальше.
31.12.2013 г.
Как известно, с дорогами в Украине дела обстоят еще хуже, чем в России. Прокладывая маршруты будущих поездок по гугловским картам украинских «магистралей», можно легко попасть в настоящее бездорожье, в самом прямом смысле этого слова. От некоторых дорожных напастей нас уберег интернет, но далеко не от всех. Просматривая перед поездкой полезнейший сайт doroga.ua, я неожиданно обнаружил, что дорога Кривой Рог—Николаев, через которую Гугл предлагал ехать в Одессу по кратчайшему пути от Воронежа, на самом деле местами фактически отсутствует. Многие вообще советовали ехать в Одессу через Мелитополь или же через Киев. Но крюк в обоих случаях получался совсем уж несуразный, поэтому мы выбрали компромисс, проложив маршрут по международной трассе на Кишинев через Харьков—Полтаву—Кременчуг—Кировоград с последующим выходом на автобан Киев—Одесса. На участке до киевского автобана дорога хоть и двухполосная, но зимой почти пустая, а совсем уж плохая только в Николаевской области.
Украина под утро «порадовала» нас ледяным дождем в тумане. Красиво, вот только ехать неприятно…
Забегая вперед, скажу, что туман сопровождал нас всю поездку, многие сотни километров, местами сгущаясь до полной непрозрачности.
Ранним утром пересекаем Южный Буг.
Красивая река, и мы к ней в этой поездке еще вернемся. Вообще говоря, по нашему маршруту мы впервые увидели реки, известные нам ранее только по книгам, фильмам и учебникам истории.
Перемучившись на «дороге» в Николаевской области, представляющей собой вздыбленные плиты древней бетонки, мы потом перевели дух на отличном автобане Киев-Одесса. Заправлялись по опыту прежних поездок 95-м на «Укрнафте» по 42 руб. за литр. По разговорам, «Укрнафта» вроде бы торгует румынским бензином, и нашей Пиканто он понравился, расход его был от 5,5 до 6,5 литра на 100 км. Однажды попробовали 95 V-power от «Шелла», якобы прибалтийский, и расход тут же подскочил до совершенно несуразных для Пиканто 7,6 литра. Больше таких экспериментов с украинскими бензинами мы не делали.
По дороге увидели необычный мотоцикл размером с дом. :)
В середине дня мы прибыли в Одессу, оставив позади около 1100 км.
Сразу же столкнулись с особенностями местного национального трафика. Привычное нам воронежское движение далеко не идеал, что справедливо отмечают все путешественники, пролетающие (а чаще проползающие) через Воронеж транзитом. Но одесский трафик — это нечто… Кажется, местным водителям доставляет удовольствие подрезать друг друга, сигналить и никого не пропускать. Вот один на узенькой улочке безуспешно пытается обогнать троллейбус справа, а вот два других, стоило мне включить поворотник перед перестроением в свободную полосу, резво пришпоривают свои экипажи, чтобы ни в коем случае нас не пустить. Кстати, именно так водят и в Киеве, в чем мы в наших поездках убеждались неоднократно. И в Киеве, и в Одессе почти не увидишь благодарственного мигания аварийки — ведь никто никому не оказывает никаких любезностей. Очень напоминает трафик в России десятилетней давности. А вот в Западной Украине подобного поведения нет и в помине, ментально тамошнее население куда ближе к европейцам, чем их восточные собратья. Достаточно вспомнить, как в прошлогодней поездке ночью я растерялся на необычном львовском перекрестке, и сразу же местный водитель, увидев российские номера, остановился рядом и стал подсказывать дорогу безо всяких моих просьб.
В Одессе нас ждал гостевой дом «Де Ришелье». Отличный номер в самом центре города стоил всего 1300 рублей в сутки, машину поставили во дворе гостиницы. Мы сразу оценили отличное расположение гостиницы — тихий центр, к любым самым значимым городским достопримечательностям несколько минут ходьбы.
Бросив вещи, пошли гулять, конечно же, прежде всего к Дюку и на Потемкинскую лестницу…
...на Приморский бульвар…
...и на Думскую площадь, где в это время были последние приготовления к празднованию Нового Года.
Рядом стоит пушка в память о бомбардировке Одессы англо-французской эскадрой во время Крымской войны в 19 веке.
Удивила пустота на улицах — мы еще не знали, что одесситы набирались сил перед новогодней ночью в одесском стиле. :)
По Потемкинской лестнице спустились к Морвокзалу. Почему-то раньше считал, что лестница выведет на набережную, как, например, в Таганроге. Но знаменитая одесская лестница, оказывается, упирается в портовую промзону.
Одесса — очень красивый город!
Весь центр застроен в основном в 19 веке. Сохранность зданий разная, но в целом все поддерживается в «живом» состоянии, по крайней мере, снаружи.
Встречаются настоящие архитектурные шедевры.
По Одессе очень интересно гулять — многие дома связаны с жизнью известнейших людей прошлого.
А одесская топонимика — это вообще большая отдельная тема. :) Названия улиц и бульваров кажутся такими знакомыми, как будто ты здесь уже не раз был. Ведь все они не раз уже «слышались» в старых кинофильмах, книгах и песнях.
В быстро сгущающихся сумерках прошли по Екатерининской...
…и Дерибасовской.
На Дерибасовской, кроме обычной елки, была и сложенная из винных бутылок не менее красивая елка.
Очередной раз не понравилось «зимнее» время — после 16:30 реальная ночь. Почему и в России тоже хотят такое время восстановить — не понимаю, ведь это так неудобно.
Перед самой полуночью мы получили новогодний сюрприз от Одессы. :) Мы решили гулять до 23:30, чтобы успеть к шампанскому и закускам как раз к 24:00. Но неожиданно для нас к этому времени Думскую площадь и Приморский бульвар захлестнули волны людей. Оказывается, одесситы встречают Новый Год не у телевизоров возле тазиков оливье, а на главных улицах и площадях Одессы! Мы с огромным трудом смогли пробраться к нашей гостинице.
Ну а после 24:00 мы присоединились к всеобщему веселью. Грохот петард, веселые люди, почуть выпивающие и закусывающие прямо на улицах, работающие до утра троллейбусы и маршрутки…
Новый Год в Одессе оказался очень запоминающимся! Тем более, что мы его встретили дважды — по российскому и по местному времени, со сдвигом на 2 часа. :)
01.01.2014 г.
На следующий день мы погуляли по красивому и пустому послепраздничному городу. Удивила относительная чистота на улицах, особенно с учетом такого недавнего бурного веселья горожан.
С утра посмотрели такие знаковые для Одессы места, как рынок «Привоз»...
…и Малую Арнаутскую улицу.
Тут нас по-хорошему удивила одесская ДАИ. Обходя городской квартал, мы дважды прошли один и тот же перекресток. В первый раз перекресток был пуст, а когда мы проходили его через 30-40 минут, там была серьезная авария, причем все ее участники уже оформляли бумаги вместе с сотрудниками ДАИ. Вот это оперативность! В Воронеже прождать ГАИ после аварии можно 6-8 часов…
Ну а затем мы вышли к морю.
В отличие от светло-бирюзового новогоднего моря в Геленджике (http://travel.drom.ru/16284/), море в Одессе оказалось по-зимнему суровым, похожим не на Черное, а на Балтийское. Но все равно море — это очень красиво!
От моря мы двинулись в Шевченковский парк.
Там нас удивил огромный спорткомплекс одесского футбольного клуба «Черноморец».
Ну и я, конечно, не мог пройти мимо руин крепости времен Суворова.
Интересно, что в исторической части города вход во все квартиры только с внутреннего двора, нет вообще подъездов, открывающихся на улицы. Во двор попадаешь через арку, часто с запирающимися воротами. По-своему практично!
Уже в сумерках подошли к Воронцовскому дворцу, расположенному в конце Приморского бульвара.
Колоннада у дворца, один из символов Одессы, оказалась покрыта уродливыми граффити.
Это — бич всей Украины, самые известные ее памятники, замки и дворцы покрыты надписями аборигенов в стиле «Iрка, я тебэ кохаю». В России такая беда тоже присутствует, но в исторических и музейных местах не до такой степени, как в Украине. Российские райтеры таки больше предпочитают обычные пятиэтажки и заборы в промзонах. Спасибо им за это! :)
Здесь, у дворца, мы оказались в необычной ситуации. Когда фотографировали запертый Воронцовский дворец, неожиданно сторожившая его пожилая одесситка предложила нам экскурсию по дворцу за небольшую плату. Мы, конечно же, согласились!
Интерьеры дворца произвели большое впечатление, особенно понравилась аутентичность многих деталей, помнящих еще самого Воронцова.
02.01.2014 г.
С утра мы отправляемся смотреть старую крепость в Белгород-Днестровском. И опять придется хвалить одесскую ДАИ. :) На круговой развязке нас останавливает даишник, вежливо осведомляется, не выпивал ли, а затем, поинтересовавшись нашими планами, неожиданно советует проехать в Белгород-Днестровский не по намеченной навигатором магистрали, куда вели и все указатели, а по более красивой дороге через Кара-Богаз вдоль побережья. Только съезжаю с этой развязки, как нас опять останавливает уже другой даишник, записывавший наш маневр на камеру. Оказывается, съезжая с перекрестка, я нарушил предписания разметки. После небольшой лекции про ПДД, даишник желает счастливого пути. И никаких попыток потянуть денег или хотя бы оформить протокол «для галочки»! Мы уже второй раз оказываемся в ситуации, когда украинские даишники записывают наши нарушения на свои камеры и при этом никак нас не наказывают, ограничиваясь нравоучениями. Немыслимая ситуация в России. :) Но, правда, и я, заведомо нарушив ПДД, поступаю совсем не так, как советуют многочисленные виртуальные спецы по «общению с сотрудниками внутренних органов». :) Я вовсе не интересуюсь фамилией-званием-документами, а просто выхожу из машины и разговариваю по-человечески.
А дорога действительно оказалась интересной. Значительная ее часть проходит по узкой песчаной косе, с одной стороны которой Днестровский лиман…
…а с другой — Черное море.
По дороге в Белгород-Днестровский останавливаемся у винзавода Шабо.
В фирменном магазине коньяк от 190 рублей, вина от 100 — по сравнению с российскими ценами это почти даром! Видя вокруг уходящие к горизонту виноградники, вполне веришь в натуральность этих напитков.
Теперь немного про политику. Я не люблю разговоры о политике вообще, и особенно — в разделе автопутешествий. Но в крайне политизированной Украине без них ну никак…
Итак, вся восточная Украина вплоть до самой Одессы радует вот такими проправительственными плакатами:
А вот в Шабо у винзавода мы впервые увидели флаг Евросоюза, пока еще рядом с украинским флагом.
В дальнейшем, по мере нашего продвижения на запад, символика Евросоюза будет встречаться все чаще.
Ну а затем, приехав в Белгород-Днестровский, мы осмотрели крепость Аккерман, уникальный памятник крепостной архитектуры средневековья.
Стены крепости спускаются к самому Днестру, причем туда же можно подъехать на машине.
Мы немного прогулялись по берегу вдоль мощных стен.
В конце дня мы опять гуляли по Одессе, получая огромное удовольствие от этого замечательного города.
03.01.2014 г.
Ранним утром стартуем в направлении Винницы. По дороге делаем небольшую остановку в Немирове. К сожалению, густейший туман не позволил сфотографировать культовое место для каждого мужчины — знаменитый водочный завод. :) Этот завод образован на базе одного из цехов винокурни, основанной еще в 19 веке графиней Щербатовой.
Осмотрев старую австрийскую мельницу-электростанцию на въезде в город…
…мы проехали к самой усадьбе графини Щербатовой. В тумане прошлись вокруг великолепного дворца.
Во время Первой мировой войны графиня, известная своей благотворительностью, открыла во дворце лазарет и сама работала там сестрой милосердия. После революции графиня вместе со своими детьми и оказавшимися с ней подругами была, разумеется, расстреляна. Дворец и дендропарк вокруг него уцелели просто чудом…
Затем мы въехали в Винницу. Тем, кто интересуется военной историей, известно, как много интереснейших объектов времен войны расположено в винницких окрестностях. Нас же в тот день интересовал так называемый «объект Скала», в просторечии — «Ворошиловский бункер», а по своему функциональному предназначению — подземный командный пункт Летичевского укрепрайона, одного из участков так называемой Линии Сталина. Этот бункер представляет собой длинный тоннель с более чем двадцатью служебными помещениями, выбитый в гранитной скале на берегу Южного Буга в самом центре города. В начале войны здесь размещался штаб Южного фронта, а после взятия Винницы фашистами — штаб Кейтеля. С 1980-х подземелья были полностью разграблены и заброшены. Посещали их только бомжи-алкоголики-наркоманы да редкие любители военной истории. Но ситуация изменилась в 2000-х годах, когда на базе никому не нужных помещений была образована церковь. С ее настоятелем, замечательным человеком, протоиереем Алексием Волковым, мы связались по интернету, и он любезно согласился провести для нас с женой небольшую экскурсию. Его высокопреподобие — бывший спецназовец МВД, в планах у него, помимо церковного использования объекта, организовать военно-исторический музей.
В бункер ведут два входа. Бывший главный сейчас засыпан.
В помещения КП можно попасть через запасной вход.
Мощная дверь впечатляет!
Внутрь уходит пробитый в скале тоннель. Покрытие пола и большинство функциональных элементов давно украдены мародерами.
Передвигаться надо по трубам, которые когда-то находились под полом.
Сейчас в самом тоннеле проведено освещение, но многие помещения остаются в темноте. Вспышка позволяет рассмотреть, например, остатки дизель-генератора.
Хочется верить, что планы протоиерея Алексия сбудутся!
Ну а после Винницы мы заехали в Летичев. Здесь, на территории старого замка-монастыря, похоронен Устим Кармалюк, знаменитый крестьянский вожак 19 века, в течение 23 лет организовывавший народные восстания на Подолье.
Он четырежды бежал из заключения и всякий раз возвращался на родную землю для продолжения своей борьбы. Интересно, что неукротимый Кармалюк, организовавший более 1000 нападений на помещичьи усадьбы, многократно арестовывался, но так и не был окончательно приговорен к смертной казни. Мягкотел был якобы «безжалостный» царизм…
Наша следующая цель — Меджибож, где мы осмотрели замок 16 века.
Уже в темноте мы двинулись в Каменец-Подольский, где нас ожидал забронированный номер в отеле «Тарас Бульба» в самом центре Старого города. И тут мы попали в неожиданную переделку. Окрестный туман резко сгустился, совсем как в известном романе Стивена Кинга, видимость сократилась до 20-30 метров. К тому же, переполненные впечатлениями этого насыщенного дня, мы не сразу сообразили, что навигатор увел нас в сторону от магистральных дорог на полностью убитые проселки. В итоге 100 километров ползли около 3-х часов примерно вот так:
Но зато какое облегчение мы испытали, когда в районе Каменец-Подольска туман наконец рассеялся! Нас ждал отличный номер в старом здании в центре с завтраками, и всего лишь за 1500 рублей в сутки (фото дворика отеля сделано, конечно, на следующий день).
Ресторан отеля расположен в бывших винных подвалах, протянувшихся под значительной частью исторического центра.
А ночной Старый город произвел необыкновенное впечатление, гуляли допоздна, сколько хватило сил.
Особенно поразил вид на крепость на въезде в Старый город (исторический центр Каменец-Подольска) — ночью зрелище совершенно фантастическое!
Почему-то вспомнилась мультяшная заставка на кинопродукции студии У. Диснея. :)
04.01.2014 г.
Весь этот день мы с огромным интересом гуляли внутри Старого города. Необыкновенное впечатление от этого города не испортил даже опять сгустившийся туман.
Как известно, в этом месте река Случь описывает почти правильный круг. На скалистых берегах, внутри кругообразного каньона реки и возникли первые укрепления Каменец-Подольска. Исключительно удобное расположение города обеспечило ему, помимо бурной истории, еще и неуязвимость — Каменец-Подольский никогда не был завоеван, и если покорялся врагам, то только в результате дипломатических договоренностей или же простого предательства. Оказавшись в этом городе, непросто выбрать, чем любоваться — природной красотой каньона Случь…
…или же замечательными историческими памятниками исторического центра города.
Даже казалось бы обычные городские дома совсем необычны!
Вот мост, выстроенный австрийцами в 19 веке.
А вот так этот мост выглядит туманной ночью.
На берегу реки расположен уникальный фортификационный комплекс Русские ворота. В 16-17 веках здесь был сооружен сложный шлюз для затопления подступов к городу водой. Сейчас от древних гидротехнических сооружений мало что осталось, но башни и стены все так же впечатляют.
Один из городских костелов примечателен тем, что когда городом владели турки, они выстроили на его территории минарет. После того, как Каменец-Подольский вернулся в христианский мир, минарет сносить не стали, а просто воздвигли на его вершине статую Богородицы. Теперь это единственный костел с минаретом. :)
Возле нашего отеля еще один костел, бывший в советское время самой крупной тюрьмой на Подолье. Сейчас костел возвращен церкви и постепенно восстанавливается.
Большое впечатление произвел старый турецкий бастион 16 века.
Бывшие казармы крепости сейчас заброшены. Не так давно здесь была фабрика.
А вот Польские ворота.
Расположенная напротив крепостная башня используется современной гостиницей.
Разговорились с одним из местных гидов, и он посетовал на чудовищную коррупцию, не позволяющую создать достойную этого города туристическую инфраструктуру. А ведь здесь очень много туристов из Европы, куда так стремится западная часть Украины. Запущенность самых красивых и необычных мест Украины, мусор и грязь удручают.
В Каменец-Подольске стали массово появляться заборные граффити с евроуклоном. :)
После обеда мы отправились осматривать старую крепость. Именно так, «Старая крепость», назывался телесериал нашего детства, события которого разворачивались как раз в Каменец-Подольском. Кстати, в этом городе было снято более двух десятков исторических фильмов — ведь декораций никаких не надо, реальная старина кругом. :)
Любопытно, что на территорию крепости нас пропустили, не выдав билетов, хотя деньги взяли по прейскуранту. Такой вот местечковый бизнес…
Крепость очень необычна и отлично сохранилась.
В крепости небольшой музей, в котором есть любопытные артефакты недавнего прошлого.
Часть внутренних помещений крепости доступны для осмотра.
Интересно, что верхняя часть крепостных стен — пустотелая, там, внутри стен, сделаны коридоры для перемещения бойцов.
Вот только неизбежные дебильные надписи портят впечатление…
Рядом со старой крепостью расположены возведенные в более позднее время бастионы, доступ к ним свободный, хоть на машине заезжай.
Готовясь к поездке, мы много читали про Каменец-Подольский, но увиденное превзошло все наши ожидания. Необыкновенный город!
05.01.2014 г.
С утра мы выезжаем в направлении Карпат, но по пути у нас запланировано много интересных остановок. Первая из них — в небольшом поселке Жванец. Здесь мы осмотрели руины старого замка.
Рядом с остатками башни — ДОТ Линии Сталина.
Место было тактически важным во все времена.
На входе в ДОТ — груда мусора. Вот не поленились же принести его и вывалить именно сюда. :(
Еще один ДОТ мы увидели у моста через Днестр.
Его амбразуры смотрят прямо на мост.
На нем следы боев, ДОТ частично взорван. А вот состояние его… ну как и в российских ДОТах. :( Подобные места неопровержимо доказывают генетическую близость наших народов. :(
Ну почему мы ничего подобного не видели во время осмотра самых разных фортификационных сооружений в Беларуси или США??? Вот только не надо мне в комментах объяснять, что все дело лишь в тамошних штрафах!
Следующая остановка — в Хотине, где мы осмотрели знаменитую Хотинскую крепость.
Ее величественные 30-ти метровые стены знакомы всем, кто смотрел такие фильмы, как «Тарас Бульба», «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела», «Три мушкетера» и многие другие.
Можно осмотреть крепость и внутри.
Ну, и как обычно, аборигены оставили многочисленные следы…
Место раскрученное, много туристов. Вереницей идут автобусы, присутствуют и европейцы. А вот туалет — как и везде, бетонная плита над выгребной ямой с пробитым ломом небольшим корявым отверстием. Встреченный у крепости наш вчерашний знакомый гид, ожидавший свою группу туристов, с обидой на местную власть рассказал о впечатлениях австрийцев от посещения этого места. :(
От Хотина мы направились в город Черновцы, опять по пути попав под ледяной дождь. Город, долгое время принадлежавший Австро-Венгрии, необычайно красив. Его центральная часть вся застроена в те давние времена.
Такая вот маленькая Вена или Прага. Или Львов…
В архитектурный облик города внесли свой вклад даже румыны, недолго владевшие Черновцами в период между мировыми войнами. Они выстроили православный собор с характерно закрученными основаниями куполов.
На местной ратуше — большой флаг Евросоюза.
А проправительственные плакаты «Партии регионов» вытеснены совсем другими призывами.
Главная достопримечательность Черновцов — бывшая резиденция буковинских митрополитов 19 века. Комплекс зданий включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне там расположен университет.
Когда мы искали буковинский университет, произошел любопытный эпизод, прекрасно характеризующий этих пресловутых «националистов-западэнцiв». :) Взятый нами на прогулку по городу навигатор принялся выписывать замысловатую кривую в кружеве местных улиц, и мы спросили дорогу у молодого парня с малышом в коляске. Он охотно объяснил, как пройти, а потом неожиданно спросил:
— А вы у нас на Театральной площади были?
— Нет…
— Это совсем рядом, вам по пути, очень красивое место. Пойдемте, я вас провожу!
Такой любезности даже мы, уже привыкшие к доброжелательному общению западноукраинцев, никак не ожидали, но с удовольствием ею воспользовались. Кстати, во всех случаях мы обращались к людям на русском, нам западнее линии Киев—Винница—Одесса отвечали по-украински, но при этом все друг друга понимали. :)
А архитектурный ансамбль Театральной площади оказался действительно хорош!
Ну и затем мы отправились в карпатскую деревню Ворохта, там мы забронировали номер в коттедже «Алекс». Во времена СССР в Ворохте была горнолыжная база сборной страны. Район Буковель—Ворохта—Яремче — центр притяжения горнолыжников в этой части Карпат. Но мы с женой на лыжах не катаемся, а выбрали Ворохту из-за близости разнообразных карпатских красот. При бронировании через интернет с хозяином коттеджа состоялся интересный диалог. Неожиданно он гостеприимно поинтересовался, не захотим ли мы еще и поужинать у него. Мы ответили, что вообще-то было бы неплохо, учитывая, что в дороге проведем весь день, но приедем ведь мы поздно, часов в 9-10 вечера, удобно ли ему будет заниматься нашим ужином. Оказалось, что вполне удобно, и не менее удобно будет и покормить нас завтраком, несмотря на наш ранний старт. Нам на почту было выслано меню, в котором мы выбрали на ужин говядину в белом вине, печеный картофель по-селянски, салат из ананасов с курицей и компот из местных ягод-фруктов. На завтрак мы выбрали драники и чай на местных травах со сладостями. Цена нас порадовала — в общей сложности ужин+завтрак+ночлег стоили по 940 рублей на человека.
Но до Ворохты нам еще предстояло добраться… Стемнело, и появился туман, как обычно в этой поездке, в стиле Стивена Кинга.
А потом мы въехали в Ивано-Франковскую область, и дорога почти исчезла. Временами асфальт, конечно, появлялся, но в той же Ворохте он выглядел так, будто ремонта дорог не было со времен войны. Сложностей добавили отсутствовавшие таблички на домах и с трудом разбирающийся в хитросплетениях местных улочек навигатор. Как следует побуксовав на льду переулков, которые были чуть шире, чем наша машина, мы стали расспрашивать припозднившихся прохожих. Молодой парень искомую улицу не знал, но подсказал примерный район, а заодно радушно пригласил на завтрашний местный праздник. В нужном районе мы встретили девушку, которая тоже точное расположение коттеджа не знала, но тут же стала названивать кому-то по мобильнику, уточняя, где же он все-таки находится. Вот так, «всем миром», нас и провели к нашей цели.
06.01.2014 г.
Вот такая она, Ворохта!
Вдоль деревни течет река Прут.
На въезде в деревню возвышается австрийский мост 19 века. В Ворохте таких мостов два.
С утра мы направились в Карпатский национальный природный парк, в тот его район, где расположена самая высокая вершина Украины — гора Говерла. Вон она, где-то на горизонте.
Заплатив за въезд в парк и зарегистрировавшись у спасателей, мы решили проехать на машине сколько получится, а потом идти пешком. Символика Евросоюза есть и здесь.
К горе вдоль горной реки вела живописнейшая дорога.
Вот только снега и льда на ней постепенно становилось все больше и больше.
Одновременно дорога становилась все круче…
…а в реке, которая текла вдоль дороги, стали появляться перекаты и водопадики.
Километров через 5-6 попутные туристические автобусы стали останавливаться на заснеженных обочинах и высаживать пассажиров — дальше проехать они не могли. Въезд в парк был на высоте 950 м, и проехав чуть меньше 8 км, мы оказались на высоте около 1300 метров. Тут и наша машина окончательно забуксовала на льду, и мы, оставив ее на расчищенном пятачке на обочине, дальше двинулись пешком.
Местный люд в этих местах использует более подходящий транспорт. :)
Правда, этот боевой УАЗик тоже далеко не проехал. На высоте около 1500 м дорога стала проходимой только для пешеходов, причем с трудом. :)
Пошел дождь, но нас подбадривал вид на заснеженную вершину Говерлы.
В итоге мы, прошагав в гору около 2 км, поднялись к местной метеостанции на высоту 1650 метров.
Заснеженная вершина Говерлы спряталась в облаках, откуда на нас в очередной раз пролился дождь.
Полюбовавшись горным пейзажем…
…мы вернулись к машине и двинулись к выезду из парка.
Затем мы отправились к самому высокому водопаду Карпат — 36-метровому водопаду Труфанец. Живописная дорога порадовала — в Закарпатской области асфальт был! :)
Труфанец расположен совсем рядом с шоссе.
А рядом течет Черная Тиса.
Отсюда мы проехали в урочище Жанец к водопаду Гук. На въезде в урочище берут небольшую плату, и хорошая, хотя и очень узкая асфальтированная дорога уводит в лес. Но эта дорога заканчивается у небольшого поселка элитных домов, а дальше идет примитивный грейдер.
Но зато как красиво!
Место популярное у туристов, есть кафе и минирынок. Вот только удобства… ну как обычно. :) К тому же на ремонте. Любопытно, что же там испортилось, учитывая, что выгребная яма направлена прям в горную реку? :)
Зато водопад порадовал!
В быстро сгущающихся сумерках мы двинулись в городок Яремче.
Уже в темноте мы оказались у водопада Пробий в центре Яремче.
Ну и из Яремче нам предстояло попасть в городок Борщев, где нас ждал очередной забронированный номер. Этот город появился на нашем маршруте только потому, что был в сторону дома. Вот только, прокладывая в Воронеже маршрут по гугловским картам, мы очередной раз не учли состояние местных дорог, точнее — местного бездорожья. И опять туман, туман... В итоге 150 км ползли 4 часа, разорвав по дороге боковину покрышки и согнув колесный диск. Похвалил себя за предусмотрительность — ведь я давно заменил штатную докатку на полноразмерную запаску, правда, с резиной не по сезону. Отремонтировал колесо уже дома — весь следующий день не видели в Украине ни одного работающего шиномонтажа. Рождество, ничего не поделаешь.
В Борщев вели вот такие «дороги».
Отчасти настроение поправил отель «Гостиный двор» в самом центре — отличный номер всего лишь за 880 рублей, машина ночевала в охраняемом гостиничном дворике.
07.01.2014 г.
Мы возвращаемся домой. Маршрут проложен через Хмельницкий—Житомир—Киев в сторону погранперехода Крупец-Катериновка. Но сначала надо в туманных утренних сумерках добраться до нормальных дорог. Это не просто…
По дороге ненадолго останавливаемся у замка 16 века. В этом замке Богдан Хмельницкий собирал своих соратников.
А под Киевом мы задерживаемся у ДОТов довоенного Киевского укрепрайона. Первая остановка на окраине села Юровка. Здесь расположен самый мощный ДОТ КиУРа — «мина» 205. «Минами» до войны называли ДОТы, имеющие подземные служебные помещения и коридоры-потерны. ДОТ 205 представляет собой сложную систему из пяти боевых казематов, расположенных на западном склоне большого холма.
Все казематы соединены под землей дугообразным 200-метровым коридором, от которого идут ответвления в казематы и подземные помещения.
ДОТ расчищен реконструкторщиками и поисковиками и находится в неплохом состоянии, сохранились даже некоторые детали оборудования, как вот эта бронезаслонка.
Официальная история, как и табличка на памятнике на холме над ДОТом, гласит, что его гарнизон геройски сражался в 10-ти дневном окружении, уничтожив множество гитлеровцев. Согласно мемуарной литературе 1970-80-х, ДОТ держался два месяца, несмотря на артиллерийско-минометный обстрел и авиаудары 500-киллограмовыми бомбами. Увы, это всего лишь пропагандистские легенды военной поры, берущие начало с публикаций в «Красной Звезде» времен обороны Киева, призванных поднять боевой дух. Реальные события, как это часто бывает, проще. Следов сильного обстрела (как и разрушений) на казематах ДОТа почти нет, лишь кое-где есть пулевые отметины. На самом деле наткнувшись на огонь пяти пулеметов, немцы не стали штурмовать его в лоб (они вообще так никогда ДОТы не атаковали), а просто обошли его и заняли оборону по верху того самого холма, внутри которого были помещения ДОТа. При этом выход из ДОТа оказался как раз напротив свежих немецких окопов, и гарнизон принял вполне разумное решение — остаться в своей крепости. А на эти немецкие позиции в течение тех самых 10-ти дней мимо казематов ДОТа 205 раз за разом ходила в атаку наша пехота… До сих пор в лощине напротив этого холма поисковики поднимают тела павших пехотинцев. Солдаты и офицеры ДОТа 205 в этих атаках не участвовали, среди них не было даже легкораненых. К сожалению, пропаганда и реальная история не всегда совпадают, и истинные герои часто погибают безвестными...
Уже в темноте из Юровки от ДОТа 205 мы проехали в район села Круглик, чтобы осмотреть очень необычное сооружение — ДОТ 151. В этих местах до сих пор сохранились остатки Змиевых валов — средневековых укреплений для защиты от набегов южных соседей. Вот в такой вал и был встроен ДОТ 151. С одной стороны вала был сделан вход…
а с другой — боевой каземат на три пулемета. Десятиметровая потерна, соединяющая вход с казематом, шла внутри древнего вала.
На этом экскурсионная программа была выполнена, и мы направились домой.
Знакомый по прошлогодней новогодней поездке погранпереход Крупец-Катериновка порадовал заметно улучшившейся организацией работы на украинской стороне, границу преодолели за полчаса. Вот только дорога от Глухова к границе полностью скончалась. :(
В этот день проехали около 1200 км. Домой попали в 6:30 утра, а к 9:00 — на работу. В общем, все как обычно в наших поездках. :)
Общий пробег за поездку — 3700 км. Машина, как всегда, исправно сделала свое дело.
Бюджет поездки — около 25 000 руб.
А впечатления подсчету не поддаются!