Тонкой лентой за перевал…

08.09.2021 | 6949 просмотров

Цель была поставлена. Цель была достигнута. Но обо всем по порядку.

Федерация профсоюзов Свердловской области выступила с инициативой проведения традиционного спортивного похода профсоюзного актива Уральского федерального округа. План наметили еще зимой: 11-15 августа 2021 года едем и идем на север Свердловской области — к перевалу Дятлова, известному своей печальной историей о таинственно погибшей группе студентов.

Маршрут предстоял непростой. В списке участников похода — и проверенные товарищи, и новички (звали всех, кто откликнется), представляющие разные города: Екатеринбург, Новоуральск, Качканар, Верхнюю Пышму, Тавду, Асбест, и отрасли: металлурги, атомщики, строители, работники автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, общее машиностроение, здравоохранение, культура.

Из Екатеринбурга выехали в конце рабочего дня, на микроавтобусе с прицепом, в который закинули наши рюкзаки и снаряжение. В Ивдель прибыли около трех часов ночи.

Позавтракав овсяной кашей в кафе «Геолог», мы погрузились в автомашину-вахтовку «Урал» и двинулись на север. Сидели в кузове грузовика — позвоночнику крепко доставалось (подкидывало неплохо).

Гордость Миасского автопрома, в котором, правда, стоял мазовский движок, мчал нас 150 км по ухабистым лесным дорогам через несколько горных рек по деревенькам Полуночное, Вижай и Ушму до брода реки Ауспия. В ту ночь почти никому не удалось поспать.

Прибыв на место в районе обеда, мы быстренько приготовили суп на костре и заварили чай из лесных трав.

Часть продуктов отложили-спрятали в лесу, для ужина по возвращении сюда после похода.

Выслушав подробный инструктаж, мы отправились в переход на запад по долине реки с тяжёлыми рюкзаками (мой весил 22 кг).

Совершать подобного рода путешествия без соответствующего снаряжения, которое включает в себя треккинговые ботинки, палки для ходьбы и рюкзак с разгрузкой, настоятельно не рекомендуется.

Первые несколько километров мы шли по довольно неплохой лесной дороге. Далее путь превратился в кривую тропу с препятствиями из болотин, упавших деревьев, кустов можжевельника и мелкоросника. Основная масса деревьев — это ельник и кедрач, корни которых, словно змеи, переплетались между выступающими на поверхность грунта камнями.

Нам очень повезло с погодой: все время похода светило солнце. И комаров-мо́шки, кстати, тоже не было.

Через пять часов пути остановились на поляне «Каска» у красивого ручья, который впадал в Ауспию.

Вместе дружно организовали походный быт, приготовили ужин.

Немного порыбачили, поймали хариусов.

Потом разместились у костра, само собой, с песнями под гитару.

На второй день, оставив в лагере тяжелые вещи, палатки и большие рюкзаки, мы выдвинулись в сторону перевала. Шли все время вдоль реки.

По пути заглянули на стоянку «Вилка-Ложка» — это название кемпинг носит потому, что однажды туристы, пережидавшие здесь непогоду, со скуки вырезали метровую деревянную ложку и вилку.

Позже другие походники изготовили вдобавок штопор и нож. Такая вот история.

На «Вилке-ложке» впервые из-за деревьев показалась наша цель — хребет Уральских гор. Пройдя еще час, после стоянки «Кедр» (это то место, где у дятловцев был лабаз), мы свернули на так называемый радиальный маршрут, вверх от реки. Начался подъем.

Крупный курумник отсутствовал. По ходу движения кедрач сменился сначала на сосняк, потом появились карликовые березы со все теми же змеями-корнями, между которыми яркими вспышками росли рябины.

Перед самим перевалом уже мы взбирались по узкой извилистой тропинке по валунам, сплошь заросшим можжевельником и ягелем, среди которых проглядывали красные ягоды брусники. На память пришла песня Мельницы и Кукрыниксов: «Тонкой лентой за перевааал...»

И вот мы на седловине.

Здесь стоит мрачный столб выветривания, на нем закреплена табличка со словами «Шапку, товарищи, снимем перед этой гранитной скалой. Ребята, мы вас не покинем…». С другой стороны останца размещена памятная доска «Их было девять».

Место установки палатки дятловцев еще выше, на северо-восточном склоне Холатчахля — горы мертвецов.

Оно обозначено заколоченными в скальный грунт колышками с пластинами из нержавейки, на которых указаны направления и расстояния до горы Отортен и кедра, где туристы пытались разжечь костер.

Столбиками с флажками отмечена траектория, куда студенты убегали в лес.

Мой навигатор там показывал высоту 955 м.

К кедру и к Привалу четырех, к моему сожалению, мы не пошли: не успевали.

Неподалеку возвышался памятник альпинистам-скалолазам, установленный москвичами по весне.

Мнения об этой скульптуре разнятся: кому-то нравится, кому-то — нет. Она частично изготовлена из монтажной пены и, по-моему, не пережить ей грядущую зиму.

Пока группа поочередно фотографировалась у памятника, поели голубику и шикшу, которыми был усеян весь склон.

Затем пошли обратно к столбам выветривания, чтобы перекусить и отправиться назад до места ночевки, куда вернулись уже практически в темноте. В тот день мы были на маршруте двенадцать часов и прошли 34 км. После насыщенного дня было приятно окунуться в Ауспию, отведать походной каши с тушенкой и вновь попеть под гитару у костра.

На следующее утро наш отряд отправился обратно к месту заброски.

На этот раз настала моя очередь нести гитару, но даже с ней рюкзак был полегче — всего 20 кг. Путь назад мы проделали быстрее — сказывалась уже наработанная техника ходьбы с рюкзаком, понимание своих сил и желание поскорее скинуть с плеч тяжелый груз.

Придя на начальную точку нашего маршрута, вновь разбили маленький лагерь в ожидании «Урала».

Все желающие, ну и конечно я, сбросив тяжелые рюкзаки, напоследок искупались в Ауспии. (Надо, кстати, сказать, что у меня после этих трехдневных водных процедур в горной речушке волосы стали необычайно мягкими и шелковистыми, как у ребенка). Инструктор сходил в лес, принес оттуда спрятанную ранее заначку с продуктами для праздничного ужина. Приготовили плов, сообразили напитки.

Подошли еще две компании: одна семья ходила до горы Отортен (хотя ее название и означает «не ходи туда») и за восемь дней прошла 140 км; другая группа — до плато Мань-Пупу-нер (одно из семи чудес РФ, Коми), прошли за одиннадцать дней 230 км.

Подъехали егеря, сказали, что медведей в этом году мало, однако те, что есть, — здоровые и голодные. И что один мишка неделю назад на этом самом месте разворотил ГАЗ-66. Мы подумали: «Как хорошо, что уже уезжаем».

В вахтовку к нам подсела семья, что ходила до Отортена, и скрасила обратный путь своими веселыми песнями под гитару.

В три часа ночи мы уже лопали кашу в кафе «Геолог» и получали благодарственные письма за участие в походе от Федерации Профсоюзов СО, которые нам вручал секретарь по проектам ФПСО Алексей Михайлович Слязин. В Екатеринбург поехали с первыми лучами солнца.

Поход с совершенно новой и незнакомой компанией — волнительное мероприятие для некоторых людей. Но, что тут сказать, нужно побороть свой страх и решиться на поездку! Отбросив смущение и сомнения, быть собой, и все получится. Участники похода, половина из которых до этого не знала друг друга, за время мероприятия сдружились и получили массу положительных эмоций. А по дороге домой мы уже мечтали о новых путешествиях! (Правда, во сне).

П.С.: статья написана по воспоминаниям автора, а также на основе постов, выложенных в соцсетях другими участниками похода.

Alex Leon
Проклятые места... а поход отличный! Спиртного не было чтоли?

От брода на Ауспии до перевала 25км, вполне по силам даже никогда не ходившим под рюкзаком. Покрытие правда весьма посредственное.
Этим летом на перевал заехали три новосибирских форестера sg, естественно с подготовкой. Про запорожца я в курсе, но он не доехал ) Неизвестный крезикопендос в 2020 добрался почти до стелы, правда обратно волокли. Но форестеры при всем этом не разваливались ) Ждём, когда дастеры поедут. Но такого рекордно жаркого лета может больше не повториться.
Месяц назад от ковида умер президент фонда памяти группы Дятлова, преподаватель УПИ, скаутмастер и просто хороший человек Юрий Константинович Кунцевич. Из-за боли в колене он вернулся из ежегодной экспедиции к перевалу, где-то в дороге подцепил заразу. Светлая ему память.
А на этой неделе пришли новости про то, как амбициозная дама за 7 дней сбегала на Пупы и обратно. Но это без дороги, потому как она все лето водит там тургруппы )

Эта история с профсоюзами напомнила мне другую, которая больше 10 лет назад имела место быть. Министерство туризма СвердлОбласти собирало желающих среди работников администрации отправиться на перевал Дятлова в октябре. Видимо в министерстве весьма слабо представляли себе погоду там в октябре, потому как на ноябрьские праздники там уже в лыжный поход можно отправляться

Глядя на фото, понятно, что официальная версия гибели группы Дятлова, связанная со снежной лавиной - бред. На склонах этих холмов снег не "поедет" никогда.

С дивана то оно виднее.
Не понятно, причем здесь автопутешествие?
С дивана то оно виднее.
Александр Кураленко
Ехал как - то в плацкарте с бабулькой по соседству. Екатеринбурженка (Свердловчанка). Я когда узнал, что она в 50 х начала свою трудовую деятельность в штабе уральского военного округа, спросил автоматом, про группу Дятлова, ибо Екатеринбург и вообще Урал у меня только и ассоциируется с не без известным перевалом и металлургией по роду деятельности...И был удивлен как она четко и спокойно мне изложила, что там произошло...рассказала, что испытывали оружие. И "зацепили" студентов. Сказала, что ракетное вооружение.

Вы этот "диван" имеете в виду?
А на снимках ты изображён?
Я еще понимаю, когда это все за деньги делается.
Но чтоб самому деньги платить а потом еще на гору лезть с риском для жизни...
В институт Сербского надо.

С интересом прочитал
сочувствующий

Хариус вроде как запрещен к добыче...
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"

Алтай
Формально лавинобезопасным считается склон меньше 25 градусов. При сочетании неблагоприятных факторов, которые наверняка известны человеку, занимающимся альпинизмом, срыв поверхностного слоя возможен и при меньшем уклоне. Так погибла в 2019г. группа на Металлурге- кулуар считался абсолютно лавинобезопасным (на фото). Склон, где ночевали дятловцы - 30гр..

Хариус вроде как запрещен к добыче...
А я тут тож закусился с одним товарищем. Оказалось, что внесение в красную книгу РФ ещё ни о чем не говорит. В Европе запрещен конвенцией, но мы её не подписывали. У нас ограничения касаются только европейского хариуса, а есть ещё сибирский. Отличить их не положив рядом - сложно.
А самое занятное, что с 2015 запрет на ловлю в бассейне западного Урала снят вовсе, а на восточном склоне (обский бассейн) запрет есть только в челябинской области. Но это было до 1 сентября, сейчас регламент восточной части действует новый. Я искал невнимательно, но хариуса там вообще не нашел

Александр Кураленко
Ну от "испытаний ракетных вооружений", если только дятловцы не спали прямо на пусковой установке, что полностью исключено, никаких "случайных зацепили" не произошла бы, а если там был-бы полигон куда падали ракеты, то он бы очень хорошо охранялся и туда они не подошло бы на десятки км.

А вообще уж тогда, если рассматривать версию военных, то более подошло бы испытание каких-то совсем тогда секретных вооружений типа "космических тарелок", и вооружения уже на них типа, что сейчас называется "Пересвет" комплекс лазерного оружия, что недавно принят на вооружение в ВС РФ, а разработки его и были примерно в те годы.
nbt
А на снимках ты изображён?
Я еще понимаю, когда это все за деньги делается.
Но чтоб самому деньги платить а потом еще на гору лезть с риском для жизни...
В институт Сербского надо.
Ну вот вы и опустились до оскорблений, истинный диванный иксперд

Ну вот вы и опустились до оскорблений, истинный диванный иксперд
Цитата с оскорблениями где?
Если кто-то болен, ему нужна помощь. Какие оскорбления?

Костоправ-адрес в личке.
А ты не в курсе, что куда ракета может нештатно полететь - не угадаешь, и всю страну под охрану не возьмёшь, как место вероятного падения?

Хариус вроде как запрещен к добыче...
С кера ли стена плача упала?
Евгений Ник
Уклон Вами сильно преувеличен (см. фото). 30 градусов - это уклон эскалатора в метро, что гораздо круче, чем на фото.

Вы этот "диван" имеете в виду?
Я тоже могу из тырнета надергать кучу фоток бэтмена.
Не стоит "мерять" других людей по себе.
nbt
Я тоже могу из тырнета надергать кучу фоток бэтмена.
Не стоит "мерить" других людей по себе.
Костоправ-адрес в личке.
Это Ваши догадки, а я изложил косвенного свидетеля со слов..

Фото никогда почти не передают крутизну уклонов

А тот кедр, под которым костер жгли, еще растет?
Вроде его срубили еще в 59
Все действия выполняет сознание
А вот направление этим действиям задает подсознание

Александр Кураленко
Это Ваши догадки, а я изложил косвенного свидетеля со слов..
Я не уверен, что та бабушка не пересказывала вам домыслы из источника ОБС, чьи офисы располагаются на лавочках у подъездов домов и на кухнях за чаепитием.)
nbt

Не стоит "мерить" других людей по себе.
Тогда, может , и меня не стОит мерить по себе? Твоё мнение и взгляды на жизнь абсолютно правильные?
А другие люди своего мнения иметь не могут, ибо лучше гор могут быть только горы?
Да ты хоть на Пик Коммунизма сядь одним местом, мне пофиг. Польза человечеству какая?

Костоправ-адрес в личке.
Вот и именно. Трындеть - не мешки ворочать.

нНн
На главной фотографии я один Харламова увидел?

nbt
С кера ли стена плача упала?
Да ХЗ... У нас если поймают с хариусом или ленком, нахлобучат по самое нехочу...
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"

Александр Кураленко
бабульки они еще не такое рассказывают. я такое отбабулек слышал - ужоснах

я у меня как-то за 38-летнюю трудовую жизнь с прфсоюзами как-то не задалось.
помню пришел я в облпрофсоюз по поводу одной сотрудницы, главврач не хотела оформлять профзаболевание (туберкулез). а она мне - я вам че, юрист , что ли? иди****** и не мешай чай пить.
а в другом месте мне профсоюзный лидер тихо так, шепотом: ну ты же понимаещь, я это не решаю, а рещает директор...
с тех пор я перестал общаться с этими клоунами. могу решить с директором- - решаю. не могу, ну и никакой профсоюз мне не поможет. такие дела...

Мутная история. Известные факты не укладываются ни в одну из существующих версий. Я лично знал старшего брата Игоря - Мстислава Дятлова. Он тоже придерживался версии испытания военных.

Panzer17
Кто ловить-то будет? Ручную мясорубку с собой бери и сразу на котлеты фарш крути, хрен докажут.

18511914
Добрый день!
узнал коллегу по работе, Максима (Геодезист)
подскажите как с ним связаться
Baturkin.1984@mail.ru

Нормальное путешествие.

vb2002
ну как бы... хорошо работникам профсоюзов - путешествия, времени свободного опять же... я у меня как-то за 38-летнюю трудовую жизнь с прфсоюзами как-то не задалось. помню пришел я в облпрофсоюз по поводу...
Уважаемый, ну что за бред ты несешь? Что за равнение "работники профсоюза" и штампы "куча свободного времени"? Ты с нами знаком? Мы все простые рабочие и специалисты, такие же как миллионы в нашей стране. Также работаем. И также в очередной отпуск ходим в походы на несколько дней. То, что у тебя там не заладилось что-то в твоей профсоюзной организации - это в первую очередь твоя вина. Потому что профсоюз это не дядечки, которые тебе должны какие-то профльготы - это в коллектив из тебя и людей равных тебе. И вместе вы можете сказать - оформи нам профзаболевание или чего вам там еще. Не надо называть меня и моих товарищей клоунами, если у самого рожа крива. Плохому танцору, как говорится...

yogonok
ох как взвился :).
профсоюз не должен профльготы - он должен отстаивать права сотрудников.
что значит "вместе"? в каком месте? :))))))))))))) а если я иду вместе, а со мной профлидеры не хотят идтить в то же место? им и так тепло и влажно. кстати, этот профлидер ниче так накопил :),
ну, если у вас профсоюз рабочая структура, то я за вас рад, но по стране в 99% случаев - это либо собес по распределению путевок, либо просто имитация. мне так-то не 20 лет и поработал я в разных городах страны. думаю, что статистика все же за меня :).