28.08.2009 | 78344 просмотра

И был отпуск, и был он две недели, и надо было уже наконец куда-то деться из города. Над маршрутом работали неделю (слегка заранее, в мае еще). Прозвонили все базы отдыха, узнали расклады и все окрестные достопримечательности. Составили план, который пошел в некотором направлении во вторые же сутки путешествия, но об этом далее.

План был такой

По трассе М-52 Новосибирск — Усть-Сема — Эликманар (несколько не М-52, но недалеко, база «Корсар») — пос. Каракол (база отдыха «Уч-Энмек») — Курай (гостевой дом) — Кош-Агач (ну надо же на границу поглазеть) — юг Телецкого озера (кемпинг «Кырсай») — Балыкча (турбаза «Эзен») — Иодро (турбаза «Кур-Кечу») — Узнезя (по реке Куюм база «Благодать»). Всего дней на 8-10.

Из Новосибирска сквозь Алтай до края России на Mitsubishi Pajero (август 2009). Очень длинно и много цветных картинок.

Состав экспедиции

Екатерина, студент, специалист по связям с общественностью. Любит животных и простор. Штурман и источник вдохновения. Владимир, уже не студент. Работает админом. Любит движение, велосипед и приключения на разные части тела. Водитель и завхоз.

Пепяка

Mitsubishi Pajero, 1994 г.в., коротыш, бензин, 3,5 литра. Зверь-машина, да.

Предварительные сборы заключались в покупке 16 банок разных консервов и прочей пищи, пары ботинок, двух комплектов дождевиков, газовой плитки и шести баллонов газа, сухого горючего, фонарика.

Отдельным пунктом отмечу приобретенный загодя преобразователь напряжения 12-220В (1 500 руб. в «Гиганте» или 1 000 руб. в «Техносити», но через месяц), специально подумали об этом приборе, чтобы не лепить отмазки, типа, «а тут у нас батарейка села, поэтому фоток извержения вулкана нет». К фотоаппарату взяли запасной аккумулятор и вторую карту памяти.

Палатка, коврики, спальники, котелки с посудой и две алюминиевые канистры под горючку были сразу. На всякий случай взяли 20 литров чистой воды, но так ее назад неоткрытую и привезли. Воду можно брать из практически любого ручья.

Загружалось все это хозяйство в невеликий багажник нашей машинки примерно час, и без резинок с крючками делать было бы нечего. Заметка для себя: таки сподобиться сварить багажник на крышу, рейлинги-то есть.

День первый. Эликманар и Камышлинский водопад

Выдвинулись из Линево (60 км от Новосибирска) в 7:30. Примерно в 12 часов показались первые горы. Алтай встретил нас легким дождиком и приятными облачками, которые, казалось, можно было потрогать рукой.

Как и планировали, остановиться решили на базе «Корсар» за поселком Эликманар (буду писать так, есть еще вариант «Элекмонар». Кому как нравится). На выезде из поселка, сразу после моста через одноименную реку есть поворот налево. Четыре километра по расфигаченной деревенской грунтовке, несколько раскатанных шишигами и строительной техникой колей и луж — и вот он, «Корсар».

Однокомнатные двух- и трехместные номера, есть электричество. Водопровод через двор в умывальнике. В целом неплохо. 350 руб./сутки с человека.

Заселившись, пошли исследовать окрестности. Последние оказались для измученного асфальтовыми пейзажами глаза чистым раем. Удивились, как тут пасутся кони. Есть «старший» конь, которому доверяют, он ходит свободно. Остальные стреножены. Когда пора домой, «старший» в буквальном смысле подгоняет и загоняет всех в стойло. На фотографии видно, прямо толкает мордой.

Река Эликманар. Очень чистая, очень быстрая, очень холодная. Симпатичный островок с ивой прямо посредине.

Следующий пункт в программе — Камышлинский водопад. Едем в Барангол, в «Царскую охоту». На пути, еще в Эликманаре, увидели старый подвесной мост через Катунь и не смогли не остановиться. Отличный вид на «Зубы дракона», три скалы посреди реки.

До Камышлинского водопада добраться просто. Перед Баранголом (если смотреть от Новосибирска) расположена база отдыха «Царская охота». От ворот виден подвесной мост, нужно его перейти и сориентироваться по тут же размещенной карте базы. Путь до водопада легко найти по номерам домиков (в заборе на окраине базы есть специальная дыра ;) ). Двадцатиминутная прогулка по лесу того стоит, вид красивый. Романтики искать тут не следует, место чрезвычайно популярное и народу валом.

Тем временем свечерело, и мы поперлись домой. Договорились с администратором базы о походе на Каракольские озера. Нам был обещан княжеский экипаж. 700 руб. с пассажира.

День второй. Каракольские озера

Подъем в 6:00, так как экскурсия на целый день. 7:15 — карета подана!

Два с половиной часа тряски по раскатанной всякими везделазами и залитой дождями лесной тропе — и мы на полянке, где нужно выбрать свою участь на следующие два часа. Вариантов несколько: конная прогулка, поездка на ГТТ, или пешком. Сильно хотели поехать на танке, но 10 (необходимый минимум при стоимости поездки 1000 руб. с человека) желающих мы не нашли. Поехали на лошадях (700р с человека+700р на всех за инструктора-сопровождающего). Собирались час, выехали.
Едем, значит, мы едем, и тут выползает из чащи… (обратите внимание на дорогу, в дожди шишиги сюда не лазят).

Группа все-таки набралась. Ну и ладно, зато мы на лошадях такие все прям.

Весь день шел дождь, наши мега-костюмы сполна отработали свою цену. Смешно было смотреть на туристов в тапочках на босу ногу и с пакетами на голове.

Коротко о системе Каракольских озер. Всего их семь. Первое, самое высокое, происходит из ключей и тающих ледников. Каждое нижнее озеро питается из верхнего посредством ручья. Вода во всех озерах чистейшая — видимость больше метра в глубину. Рыбы никакой нет.

Куда мы в итоге пришли через пять часов — это уровень пятого озера. Еще два внизу и четыре выше по горе.

Вид на пятое озеро с наполняющим его ручьем.

Тут небольшое отступление. Два с половиной часа на УАЗике, час на поиски команды и снаряжение лошадей, два с половиной часа — подьем на лошадях в гору, итого: мы на месте где-то в 14 часов. Пока туда-сюда, еще поесть надо. Проблема в следующем — нужно вернуться обратно, это еще пять часов. Из-за этого время сбора у коновязи на обратную дорогу — 16:30. Фактически у нас было не более полутора часов, чтоб полазить и посмотреть все. До четвертого озера — 30 минут пехом в гору по примерно такой грязи:

Это еще не считая кустов, камней и поваленных деревьев. Совет: хорошие непромокаемые ботинки и надежные дождевики поверх теплых курток — сильно желательны.

Единственное, что удалось посмотреть, это и было четвертое озеро и живописнейшая к нему тропа. Альпийские луга, ручьи с каменным руслом и порогами, ледники на горизонте, сказочного вида толстенные сосны — не иначе как по такого размера дубу ходил тот кот и сказки рассказывал.

Говорят, организуются двух-трехдневные походы по всем озерам. На следующий год мы обязательно на это дело подпишемся.

Добрались до четвертого озера. Вид просто завораживающий, фотография не передает всего воздуха. Вода, как обычно, ледяная и прозрачная.

Не успели толком набраться впечатлений, бегом назад, время к четырем (да-да, полчаса просто смотреть на горы и воду — это мало и пролетает незаметно). Обратный путь, как и рассчитано, занял пять часов.

В «Корсаре», дабы не подвергаться риску провести остаток отпуска в соплях, заказали истопить баню (350 руб./час).

День третий. К черту план

Поехали дальше по М-52 в сторону Ташанты. По плану — ботанический сад в поселке Камлак. Большая понятная вывеска прямо на въезде в поселок, пропустить поворот налево сложно. Ну ботсад и ботсад себе. Небольшая гадость — прогулка 30 руб. с носа. Не жалко, но по каждому поводу в надежно спрятанный кошелек лазить немного напрягает. Красиво все, цветочки, клумбы. С погодой повезло, жарко и солнце светило. Очень здорово посажена трава, густо, что земли не видно, и мягкая. Все массово валяются и ходят босиком. Сливы растут (зеленые еще, правда, были). Розы и елки — где еще такое увидишь.

Интересная там штука — смотровая площадка на реку Сему. С пригорка неплохой вид.

Следующим пунктом по плану значился Чергинский зубрятник. На сайте sibturizm.ru написано, что он находится он на 570 км трассы (связались с ними по почте, сейчас исправлено). Хрен там. Чергу давно проехали, и где? Согласились найти его на обратном пути, а пока двигаться дальше.

Форсировали Семинский перевал. Екатерина, наслушавшись рассказов о том, какие опасные эти ваши перевалы, даже не поверила. Дорога и дорога, только в гору и уши закладывает.

Еще одна типичная фотка Семинского. Стела, посвященная двухсотлетию вступления Алтая в состав России.

Особо хочу отметить спуск с Семинского (если смотреть в сторону Ташанты). Дорогу всю изрыли-испахали, но, кажется, чинят. Процессы идут, техника жужжит.

Едем дальше — на базу отдыха «Уч-Энмек». Не доезжая до села Каракол (617 км М-52) и направо по указателю «Бичикту-бом». Дальше первый поворот направо на грунтовку в поле (где-то метров через 700). Там нас встретили веселые алтайские полуфабрикаты. Один был пьян в колбасу, другой в сосиски. Короче, решили мы, что ну их лесом, как-нибудь сами управимся. С этого самого момента План был низвергнут и верх взял Экспромт.

Краем глаза на 617 километре прямо под указателем «ООО СПХ Алтаймясопродукт» мы видели рукописную табличку «Места для палаток, баня». Подумав, что хуже уже не будет, поехали туда.

В ложбине среди гор подковкой — три аккуратных домика, российский триколор — все очень располагало уточнить, туда ли мы приехали. Оказалось, что туда. Нас встретил один из хозяев — Андрей. Сразу описал ситуацию в округе — местные пьют, от безделья пристают к туристам, на турбазы приходят побарагозить, дикарем около деревень вставать не рекомендуется. Оснований особо сомневаться в его словах не было. Сразу же оглашены условия (по местным расценкам просто нереальные) — 50 руб./сутки палатка, 30 руб./сутки — машина на территории за забором, 150 руб. — баня. «Берем» — подумали мы — и тут же взяли.

В чем секрет? Все просто. Люди, населяющие эти три домика — Андрей, Сергей Анатольич, Игорь — руководство мясокомбината. Сейчас мало работы и им скучно, вот и принимают искателей приключений под крылышко.

Расположились, познакомились, и сразу же полезли на самую высокую гору в округе. Во-о-о-н там наша синяя палаточка.

Вид на другую сторону, видно трассу, разрытые курганы (обсаженные соснами):

Обратите внимание на горы на заднем плане. Вообще, все горы кажутся такими пушистыми и гладкими издалека, будто можно их погладить рукой и будет ощущение лошадиной шерстки. На самом деле — каменюки в лишайниках, зверски колючий барбарис и еще какая-то хрень, отчаянно путающаяся в ногах.

Вечерело, пошли мы вниз. Прямо на склоне растет земляника, ягоды с рубль диаметром. Спускались по этой причине долго. Тут случилось то, ради чего и делаются все путешествия дикарем — Событие. Приехали из Монголии маньяки-поляки на мотоциклах. Четыре штуки на трех машинах. Сразу упаковали их в баню. Когда совсем стемнело, сели знакомиться.

По часовой стрелке с левого нижнего угла — Сергей Анатольич, Андрей, (тут никто не помнит), Ольга, Петек, Марек (следующий кадр):

Можно разглядеть надпись «Gendarmerie» у него на куртке. Оказывается, он простой австрийский полицейский. Живет в Польше, работает в Австрии. Катается домой каждую неделю, в год наматывает 70 000 километров на машине, не считая таких пробегов на мотоциклах. Эти ребята проехали всю Россию насквозь уже четыре раза. Были везде. Приперли, черти, байкальской водки. За знакомство ушло четыре бутылки. На горном воздухе (мы стояли на 1 400 м) все по-другому, даже водка пьется не так. Все легче и воздушнее.

У экстремалов-мотоциклистов тоже прошло не все гладко, у одного аппарата потек амортизатор и вырубилась какая-то архиважная фенька типа регулировки жесткости. Мы давай звонить в «БМВ» в Москву. Пока на смеси польского, кривого русского, английского, немецкого мануала к мотоциклу, выяснили, что именно сломалось, пока узнали, что машина на гарантии и колхозить сальник от «Нивы» Марек не даст, пока выяснили, что ближайший сервис-центр аж в Екатеринбурге, кучу времени убили. Наша стоянка под селом Туэкта. До Екатеринбурга — 3 000 километров. У поляков ухмылка — за три дня мы там. Мы, конечно, удивились; нам объяснили, что надо быть дома в понедельник. Ну надо, так надо. Мы пока пошли закусили медом с орехами, поговорили о разном.

День Четвертый. Улаганский перевал, Красные ворота, петроглифы

В итоге проснулись герои-байкеры в 7:00, а выехали в 11:00 против запланированных 8:00.

Оставили гостинец — с килограмм монгольского овечьего сыра. Говорят, он лет 50 может храниться перед тем, как окончательно окаменеть. Твердый, по вкусу похож слегка на творог, только сладкий и терпкий. Гадость, короче, но когда совсем жрать нечего, я думаю, покатит.

Приятный сюрприз сделал Сергей Анатолич — согласился прокатиться с нами и показать всякие интересности. Через 50 км (659 км трассы) от нашей стоянки — перевал Чике-Таман. Это уже поинтереснее Семинского. Серпантины, крутые повороты, отличные виды и полное отсутствие разметки (возвращались уже затемно, вспомнили добрым словом дорожников).

На смотровой площадке можно перейти через дорогу, подняться по земляным ступенькам метров 25 и расширить горизонт. Это место хорошо видно благодаря деревьям, увешанным ритуальными ленточками.

По пути нам рассказали удивительные вещи о жизни в Горном Алтае. Оказывается, край исключительно богатый. Плодородная земля, умеренный климат, чистый воздух, доступная вода. Идеальные условия для сельскохозяйственной деятельности. Как эта деятельность тут происходит: допустим, есть у алтайца стадо в 150 коров. На весну-лето-осень оное перегоняется в тайгу, где и пасется само по себе. В прямом смысле слова, присмотра за скотом нет. Зимой отъевшуюся и размножившуюся животину гонят назад. Сколько-то голов сдается на мясо (за немалые деньги!), остальные пасутся локально до весны. И так всегда. Деньги генерируются сами собой. Что делает владелец стада? Пьет, потому что делать, по большому счету, больше нечего. Почему местные так не любят, когда кто попало бродит по горам и лугам? Потому что мало кто задумывается, что он на самом деле топчет покосы или вредит медоносным кустам.

Богатых людей там масса, но их не видно. Показатель достатка семьи — это дети. Рядят их во все самое яркое и дорогое. Вид получается презабавный, как у китайских мандаринчиков.

За рассказом доехали до песчаных скал (после моста через Ильгумень, Катунь остается слева). Интереснейшее явление — толща спрессованного песка, сверху слой почвы и трава растет.

После песчаных скал начинается очень злобное в плане рулежки место. Ширина дороги —полторы нормальных полосы, крутые слепые повороты, отвесная скала с одной стороны и обрывистый берег Катуни (метров 15 высоты) с другой. Видели тоже типа ворот, не красных:

Перед селом Иня по правой стороне есть большая поляна, усыпанная камнями. Один камень очень интересен тем, что прямо в нем растет березка.

Заехали заправиться, и нате вам, пять машин и все «54» регион. Порадовались за земляков.

По левой стороне можно разглядеть необычное образование, совершенно чужеродный, будто искусственно вставленный кусок скалы.

На 712 км трассы — слияние Чуи и Катуни. Слева коричневая Чуя, справа голубая Катунь. Говорят, энергетически мощное место. Мы не прониклись почему-то.

После слияния, через пару километров есть кафе «Чуй-оозы». Перед ним, по левой стороне, находится небольшой садик с камнями («Ялбак-Таш»), на них несколько наскальных рисунков. Осталось их мало, потому что порода податливая и легко скалывается. Растаскали на сувениры или еще хрен знает зачем.

Чуть дальше, на 723 км — петроглифы «Калбак-Таш». Рисунки на камне, выдолбленные каменной иглой или острием какого-то инструмента. Тематика простая: олени, коровы, лошади, охота. Все, что интересовало народ 3 000 лет назад.

Ракета? 3 000 лет назад?!

Что нам понравилось больше всего в этом месте — садишься над обрывом на теплый камушек, и смотришь в Катунь. Все мысли из головы сами собой по течению уходят, оставляя теплое блаженство. До-о-о-лго сидеть можно. Наверно это место покруче слияния Чуи и Катуни, даже нас проняло:). На фотографии не видно, под камнем, на котором сидит Катя, обрыв, в который полностью по ширине умещается трасса М-52 с обочинами и столбами.

Дальше по дороге (765 км трассы) есть стоянка, обозначенная знаком «кемпинг». На другой стороне дороги тропинка в гору вдоль ручья к красивейшему водопаду Ширлак (он же «Девичьи слезы»). К посещению, омовению и испитию горной воды — обязателен.

Едем до Акташа, поворачиваем налево по указателю на Улаган. Дорога очень плохая: скалы постоянно осыпаются, упавшие камни делают в грунтовке рытвины. Постоянно грейдерят.

Слева от дороги очень быстрый горный ручей (а на самом деле река Чибитка). Чтобы он не размывал грунтовку, его местами заключают в трубы, сложенные из бревен, закрепленных железными кольцами.

Минут через 25 (не быстро из-за качества дороги) набора высоты по этому горному хайвею, видим горные озера. Их много, штук 7-8, и слева, и справа. Никакой жизни в них нет, потому что красные скалы — это не просто так, а из-за соединений ртути (киноварь дает красный цвет). Первое озеро так и называется, Чейбеккель — Мертвое озеро. Перед Акташем находится поселок Чибит, где-то недалеко от него есть ртутный рудник. Мы там не были, поэтому ничего путного не напишем.

На 26 км дороги начинается Улаганский перевал. Высота 2080 м и обалденный вид на кедровую тайгу и заснеженные вершины Тонгулакского хребта. Не смогли удержаться и уперли кедровую шишечку.

Послушав Сергея Анатолича, дальше в сторону Улагана не поехали, оставив посещение юга Телецкого озера на следующий год. Рассказал он нам, что до сих пор там постреливают по вертолетам и вообще район не самый для туризма благоприятный. Плюс Катино лицо, когда она узнала по какой дороге туда трястись 120 км. Поехали, в общем, назад в Туэкту. Где-то в районе Иодро встали на обочине перекусить. Ровная поляна, горы, лес, река — где еще так перекусишь?

День пятый. Куладинское озеро (Арыгем), Теньгинское озеро

На следующий день нас порадовал Андрей, предложив поехать на красивейшее таежное озеро. Ехать туда просто: перед селом Каракол висит указатель на Бичикту-Бом, нам туда. По средней паршивости грунтовке нужно проехать Бичикту-Бом, Боочи, еще какие-то деревни. Последнее село — Кулада (или Кулады на местном). Ехать километров 50. Село тупиковое, дальше поля и подъемы в горы в тайгу. Перед Куладами стоит деревянная бабка-охранительница поселения.

Любопытная нам неведомая ранее вещь: зачем закапывают трубы в землю на выездах из деревень — чтобы скот не бродил. Животные чувствуют пустоту и не идут, боясь провалиться.

Проехав Кулады, нужно еще минут 40 поплутать по полевым дорогам, придерживаясь направления на юг. Здесь много ручьев, некоторые образуют запруды. Тут мы научились не бояться полуметровых бродов. Дальше начинаются крутые горные тропы такого качества, что лучше договориться с местными (которые как из ниоткуда обязательно появятся на лошадях, и спросят, кто вы и откуда) насчет безопасно оставить машину. Андрей быстро нашел общих знакомых и общий интерес с подъехавшим к нам джигитом, и нам разрешили оставить джип у кошары. Дальше в крутую горку пешком, минут 40. Очень бодрящая и красивая прогулка, насекомых совершенно нет, воздух приятный, кедры везде пушистые. Колокольчики синие растут (вторая фотка в отчете как раз с этой тропы).
Естественно, только поднявшись, натолкнулись на группу бельгийских не то археологов, не то культурологов, изучающих петроглифы и местный быт.

Красота такая, что два часа пролетели незаметно.

Вода слегка прогревается там, где видно дно (метров до полутора глубины) и в общем-то можно купаться. Рыба в озере есть, но рыбалка запрещена. Из озера вниз по склону бежит большой широкий ручей. Вид со стороны ручья захватывает дух. Канонический сказочный лес. Это, наверно, самое красивое место за всю поездку. К посещению настоятельно рекомендовано. И это, не оставляйте мусор за собой!

Вернулись обратно к машине за неприятным сюрпризом: где-то посеяли передний номер. На каком-то броде должно быть. Идем назад, Андрей пехом, Катя верхом, стоя на подножке и держась за рейлинг, я за рулем. На берегу третьей большой лужи его и нашли. Пока искали, встретили настоящую маралиху!

Недалеко от Бичикту-Бома есть курган и каменные столбы. Все столбы всегда наклонены на восток. Смысл этих штук тоже охранный, отгонять злых духов от подшефной деревни.

Почему «Бичикту-Бом» — потому что «Белый камень»:

Дальше мы поехали на Теньгинское озеро (хотя и Андрей и Сергей Анатолич нас предупреждали, что нехрен там делать). Ехать так: если смотреть в сторону Ташанты, то перед Туэктой напротив АЗС с красной крышей будет указатель «Нефтебаза», надо туда направо. Проехать Туэкту (она и там, и там, буквой «Г» пересекает две дороги), Талду, в Теньге — указатель направо «Озерное». Нам туда. Километров 30 по плохой, издолбанной грунтовке, местами довольно жесткие повороты, как на серпантине, потом полевая дорога (говорят, всегда мокрая) через отличный жирный чернозем, и мы там. После Куладинского, это, откровенно говоря, разочаровало. Выглядит как обычное колхозное озеро среди поля. Кузнечики стрекочут, стрекозы гудят. Трава по пояс, подболоченные поросшие осокой берега. И правда, нехрена там делать:).

По дороге Андрей рассказал кое-что о быте алтайцев. Почему их заборы такие стремные и некрашенные, почему у больших семей маленькие дома, и почему почти в каждом дворе стоит аил. Всему причина — отношение к лесу. Очень трепетное и бережливое. Забор не красят, чтобы не дышать краской. Два-три года он стоит, потом в печь его. Экономия дров. Маленькие дома — чтобы быстрее протапливалось помещение. Опять лишнего рубить не надо. Аил во дворе — летом там живут, его вообще топить не надо. А в деревянном доме летом может быть сыро и холодно, если не топить.

Эта полевая дорога только выглядит такой гладкой. Лужи — глубиной с полколеса, покрытие — жирнейший скользкий чернозем. Нашего коротыша то и дело разворачивало задницей вперед (ехали, правда, не стеснялись).

По сумме впечатлений этот день оказался самым богатым. Ночью было холодно, мы спали в бане:).

День шестой. На край России

Сегодня накатавшиеся Андрей и Сергей Анатольич нам программы не предложили, поэтому мы решили хотя бы немного посмотреть то, что было запланировано. Поехали в сторону Кош-Агача. Дорога до Акташа расписана выше, ничего нового мы не нашли, кроме порога на Катуни (716 км, недалече от слияния Чуи и Катуни).

На 728 км по левой стороне видели Оленный камень. Ни разу на оленя не похож, там какой-то дядька с кинжалом представлен.

Катя изловила Страх И Ужас Полевода. Настоящая толстая саранча.

Раз тракт — Чуйский, то и растения тут растут правильные:

Ехали мы ехали, постепенно природа поменялась, настала степь, окруженная невысокими холмами.

Вдали виднеется Северо-Чуйский хребет.

В общем, ехать в конце концов надоело, на 850-м километре (не доехали до Кош-Агача 30 км) мы триумфально перекусили на пригорочке с видом на Катунь и развернулись.

Вняли мы на сей раз рекомендациям старших и дальше не поперлись, потому что сам по себе Кош-Агач мало чем отличается от Курая, а природа одинаковая.

На обратном пути въехали в страшной наружности тучу, поливающую дождем гору поблизости.

В Курайской степи вообще сильный ветер, а тут прямо катаклизм случился. Дул так, что сдувал струйки из омывателя, они не успевали приземлиться на стекло.

На 743-м километре, прямо над дорогой увидели пещеру с какими-то зверями типа сусликов. Разумеется, полезли туда, в надежде хоть одного вблизи зафотать. Добрались до входа, но внутрь не полезли. Какая-то она стремная оказалась, темная, тесная, воняет суслячьими делами. Зато натолкнула нас на мысль посетить более правильную, Денисову пещеру.

Вернувшись на уже родную стоянку, зверски зашашлычили отлично замариванной баранинкой. Чьего авторства не знаю, но догадываюсь, что Сергея Анатолича. Он нас периодически баловал всякой штукой, то блинчиков нажарит, то бульон куриный сбацает. Ресторацию впору открывать.

День седьмой. Денисова пещера, бревно

До Денисовой пещеры ехать долго. Не потому, что далеко, а потому, что два крутых перевала и очень поганая разлодбанная грунтовка. Ехать примерно как нарисовано, конечный пункт — Черный Ануй. На 89-м километре дороги Р-373 (та, что начинается от Туэкты. Начало пути, как на Теньгинское озеро) будет указатель с поворотом на Черный Ануй. Надо туда, и еще пилить 50 километров. От Черного Ануя где-то четыре километра, пещеру видно прямо с дороги, там же деревянные помосты и ступеньки.

Из Черного Ануя рукой подать до границы с Алтайским краем, следующее село Солонешное уже как бы Россия.

Перевалы очень стремные, особенно в дождь. Дороги даже не областного, а хрен пойми какого назначения, везде колдобины, ни разметки, ни знаков толком. В общем, ехать надо аккуратно и вдумчиво.

Сама пещера имеет огромный вход, холодные, мокрые, сочащиеся влагой стены и целую стаю археологов, которые что-то там изучают. Короче, фиг нам, а не сталактиты и прочие штуки.

«Зря, что ли, полдня тряслись сюда?!» — подумали мы и решили поехать на Каракольские пещеры, которые тоже, говорят, очень даже. Ехать недалеко: от Денисовой пещеры два километра назад, и 18 км по грунтовочке, что слева, в сторону села Каракол. Проезжаем Каракол и среди полей надо как-то выбрать направление на северо-запад и отсчитать семь километров. Кажется просто. Но если сюда добавить: шесть часов вечера, моросящий дождик, разъезженные с/х техникой полевые дороги, богатейший черный грунт, скользкий как я не знаю что, несколько глубоченных луж вброд, и в финале — Бревно.

Аккурат под правый передний рычаг. Превед, диагональное вывешивание. Чо делать... Хер его знает. Толкать понт, сидим хорошо. Под бревном копать тоже понт, корешки и всякая трава, плюс не подлезть, как надо. Вспоминаем про раму, которую можно, как хошь, домкратить, и про гидравлический домкрат на две тонны. За задний правый угол болезного, камушков под колесо, бревно чуток попинали. Тюда-сюда, оп-па! Слезли. На все процедуры минут 45, короче, начало смеркаться. На фотке видно, номер мы с поездки на Куладинское возим под стеклом в салоне, так надежнее:).

В общем развернулись и побрели печальные домой. Тут еще гроза как нахлобучила! Гром в горах очен-но громко звучит, особенно, если молния бьет в ту же долину, где и ты. Дороги из-за дождя стеной, не видно ни хрена, молнии фигачат раз в пять минут, грунтовка раскисла, под лужами не пойми какой глубины ямы. В общем наджипились за этот день на весь год вперед.

День восьмой. Чемал, Чергинский зубрятник

На Чемале мы были в прошлом году зимой, охота было посмотреть, как оно летом. Оказалось намного хуже. Везде толпы народу, розовые микрошортики поверх целлюлитных жоп, одряблые бледные пузца. Понатыканы машины. Рев корабельной сирены с рекламой покататься по водохранилищу и визг тарзанящихся. Фу, короче. Это не тот туризм, который нам надо. Пошли мы искать спокойное место, и таки его нашли. Впадение Чемала в Катунь. Прозрачного в мутное, стремительного в быстрое.

Зимой Чемал кажется еще более синим, чем летом. И, в отличие от Катуни, не покрывается льдом.

Вид на ГЭС. Зимой, нам кажется, все равно лучше.

Побродив по Чемалу, накупили гостинцев домашним и поехали назад. Выехав из Усть-Семы и совсем немного проехав (510-й км трассы) увидели покосившуюся вывеску «Зубры», полуприкрытую травой. Ах вот ты где, думаем. Ну ладно. Едем туда. Поворот направо где-то метров через 800 после столба 510 км, сразу за скалой узкая грунтовка, пропустить очень легко. Грунтовка каменистая, по местной традиции вся изрытая и в ямах. Километра через 2,5 —поворот налево через неглубокую запруду (вброд ее!). Дальше ловим местного, чтоб показал зубров. Нам повезло встретить профессора (имени не спросили, виноваты), который с самого основания заповедника уже 26 лет тут работает. Рассказал много интересного.

Зубр — скотина лесная, большая и агрессивная. По сути своей говядина, но ближе к лосю. Сельскохозяйственной ценности не представляют, потому что плохо приручаются, дают мало (но жирного) молока. Как тягловый скот неактуальны. Плодятся редко и медленно, где-то раз в два года, беременность 9 месяцев, телята по 25 кило. Живут стадами по 20-60 голов. В парке поголовье 43 штуки, разделены искусственно на три группы, чтобы самцы не бодались за лидерство.

Интересная форма поведения у зубров — нелюбовь к лошадям. Специально нападают и ранят. На территории зафиксировано штук пять или шесть летальных исходов среди конского населения. К людям относятся нейтрально, но в период гона (как раз к середине которого мы и подоспели) ревностно охраняют свои земли и сносят все, что плохо идет. Убежать нереально, тонна мышц с рогами очень маневренная и быстрая. Мы все обсуждение и съемки вели метров с 700.

Фотографии деланы через бинокль, пардон за качество.

Раз уж речь зашла о зубрах — небольшое отступление о животных, которые нам встретились.

Первые животные —это умные лошади, которые сами себя пасут, об этом в «День первый» написано.

Потом — абсолютно флегматичные коровы. Я бы их назвал глухими, слепыми и тупыми. Как в Индии, они шляются где ни попадя, в том числе и на трассе. Я не считал за стремное предупреждать о таких засадах встречных водителей, мигая дальним.

Вдоль дорог пасутся козы, эти уже скромнее и хотя бы пугаются машин.

На востоке, ближе к Курайской степи — овцы. На дорогу не выходят, и хорошо. Это не каменная стена, это овечки на косогоре.

Возле горы Ак-Бом (там где ароматная суслячья пещера) видели верблюда без туристической амуниции. Есть основания полагать, что он там в некотором роде водится.

А вот и сам пещерный сусел.

Примерно такая метаморфоза приключается с верблюдом, когда он оказывается в районе Барангола:

В Теньге (это где колхозное озеро) встретились гуси. Ну гуси и гуси.

Следующие птицы интереснее. По дороге в Бичикту-Бом, после моста через Урсул, где-то вверх по течению обосновались два или три журавля, видно по левой стороне дороги.

А это фиг ее знает кто, наверно овсянка. Овсянка, сэр! Залетела, дура, в беседку и начала ломиться на свет в противокомарные сетки. Пока крылья не обломала, поймали ее полотенцем и вынесли на улицу. Заодно проверили курячий гипноз — при укладывании птицы с сведенными крыльями на спину, она отключается на минуту. Работает:).

Все алтайские собаки (штук наверно пять разных), которые нам повстречались, оказались очень дружелюбными, видимо, сказываются пастушьи корни. И почему-то, все были очень молодыми, еще с пушистой шерсткой.

Там, где мы остановились, держат кур. Изумительные яйца с оранжевым желтком:). Под водку сырые идут на отлично.

Какой русский дом без кошки? Машка и дочь ее Дашка.

На воротах написано: «Осторожно, злая собака». Правда, собака — чистый ураган. Обожает, когда ему чешут пузо. Князь признается животиной номер 1 в этом походе.

Он на самом деле нифиговый охранник. Местные, кто по делу поговорить приходил, боялись зайти за ворота. Просто он знает про «свои» и «чужие». Очень умный пес, размером с нормальную лошадку:).

Насекомых не было вообще. Я с трудом представляю себе прогулку на Каракольские озера где-нибудь во влажном после дождя Караканском бору — сожрали бы тут же. Клещей в начале августа уже нет. Единственный случай, когда насекомых показалось много, это когда в последний день мы собирали грибы, от стрекота кузнечиков деваться некуда было.

День 9. Грибы и Куротинский перевал

В этот день никуда ехать не хотелось, пошли побродить по косогорам. Тем более, после недавних дождей прогулка обещала быть интересной. И точно, за пару часов обхода набрали два таких полных ведерка шампиньонов.

Оказалось, что за горой, на которую мы залезли при первой возможности, есть еще один перевал — Куротинский. Времени вагон, пошли туда. Вид с перевала на мясокомбинат, и на другую сторону, в тайгу.

Грибов собрали, на гору опять залезли, пошли домой, собираться.

День 10, последний. Манжерокское озеро

Часов в 10 выехали. На прощание взяли три литра отличного меда. По пути еще сразу собирались на Манжерок, сравнить с зимним пейзажем. Зимой, против ожиданий, оказалось снова лучше. Наверно, проблема в том, что при стройке горнолыжного курорта на ближней горе и сопутствующем вывозе грунта нарушили систему питавших озера ключей, и оно начало заболачиваться. Ряска, водомерки, все признаки стоячей воды. Сама по себе вода тоже нечистая, видимо, грунт поднятый со дна, дает колер. Зрелище удручающее.

На этом считаем отдых удавшимся и едем домой. В Сростках по заказу трудящихся взяли баночку меда с орехами. Где-то в районе Сибирского (775 км, от Ташанты) со звуком «пщ-щ» падает в пол педаль тормоза. «Е* твою мать» — выражаю я свое крайнее изумление, хватаюсь за ручник и втыкаю аварийку. Как-то боком-раком встали на обочине. Беглый осмотр показал разрыв резиновой трубки гидропровода на подходе к заднему левому тормозному суппорту. Чоделать?! Топать на заправку и спрашивать тормозную жидкость. Там нет, но есть на территории самого городка. Время — 17 с небольшим, магазинчик работает до 18. Повезло. Взяли два литра тормозной жидкости (у страха глаза велики) и маленький хомутик. Жижи подлили, шланг закрутили по счастью оказавшимся в бардачке шурупом и захомутили. Так и доперлись до Линево (промежуточная остановка). На этом все.

Выводы. Если вам неинтересна дискотека, то ехать лучше за Семинский перевал. Там мало народу, машин, гашников и прочих благ цивилизации. Если вы не претендуете на царский комфорт и сопутствующее обслуживание, то остановиться сильно рекомендуем на 617 км трассы, недалеко за Туэктой. Это как раз центр всей южной части Алтая и все значимые достопримечательности одинаково удалены. Фактический маршрут получился таким.

Накатано 3 200 километров, сожжено 350 литров 92-го бензина. Потрачено денег 21 тыс: бензин, жилье, экскурсии/походы, гостинцы домашним. На предварительные сборы (еда, одежда, прочая амуниция) — еще плюс 7 тыс.

А на Алтай мы поедем еще осенью и зимой. Там здорово:)

Август 2009.

Вова (MDerange) и Катя

Молодцы, Вова и Катя! Очень понравилось, живенько так! Тоже поедем на золотую осень, уже в одиннадцатый раз. Зимой Алтай еще более величественен и хорош, согласна.

Новосиб
5 фото хорошее...не уверен в точном определении сорта грибов...**********
Ниссан Wingroad ...
Тойота Надя
Субару аутбэк 2002 (японец)
Мой отзыв: Toyota Nadia 1998

Класс! Тоже скоро так поеду.
Клево, завидую белой завистью и авто зачет у отца такой же только дизель на палке

Никогда красные ворота небыли аркой !!! Не вводите народ в заблуждение.
Уаз Патриот с пивом потянет))
А лучшая рыба к пиву камбала ))
Добрались до южного берега Телецкого с Красноярска на машине, совершенно не предназначенной для такого - Toyota Corona переднеприводная. В августе 2009.
Было пройдено 4500 км.

Кузелямба
Радует, что японский автопром даёт возможность вот так вот путешествовать людям. Думаю на отечественом авто, это поездка превратилась бы в геморой. С отцом в следующем году собираемся проехать всю Россию, на Региусе. В этом году сделали пробный заезд Хабаровск - Находка. Проблем не было вообще.

Молодцы. Отличное путишествие.
XAMMEP2005
молодцы ребята! Но вот быть в районе Денисовой пещеры и не съездить на Шинокские водопады - это преступление! Советую посмотреть в инете сколько впечатлений вы потеряли, это очень близко, на паджерики можно было бы доехать!!! +5

клево 5

HONDAdromBANDA
Фотографии оч красивые!! правда мне Алтай не нравится, предпочитаю другие направления...

отдохнули поди по полной))?
QUE PASA
Мой отзыв: Honda Inspire 1998

Отлично 5+
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero 2008

а тут дяденька из москвы в магадан на уазике проехал, это тебя что не радует? какие-то *зашоренные высказывания*. Хабаровск-Находка я ещё в 80-м году на Урале с коляской ездил - что такого особенного? *пробный заезд*))))))) 900 км пробовать не недо, сел и пехал
немецкий автомобиль

Молодцы!Хорошо прокатились,только естьнекоторые неточности,первое в Мёртвом озере есть рыба-его несколько лет назад зарыбили щукой,а в этом году,форелью(яуж не говорю про остальные озёра)и ещё до Теньгинского озера по щебёнке не 30 а 10 км,а так всё классно.!
TLC Prado-78. 2LT-E. 93г.в.

Хорошо написано, зачот!
Пару лет назад проходили почти такой же путь, но за 4 дня. Откровенно мало было времени, нужно больше. Многое из описанного тупо пропустили (((

Надеюсь повторить, эх...

в синем ведерке волнушки по моему, могу ошибацца
Я алкоголик хам и вор, друзей моих спроси...
дело в правде - правда в деле

Фото 5+! Был на алтае красивые места. Сколько денег ушло на поездку на всё про всё?

Бердск
Красата, ну не фига вы покататься то))) фото класс и рассказ тоже
тише едешь, меньше должен

Просто здорово!
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

без перегона скучно, одни Алтай да Сочи, Сочи да Алтай. Одни и теже места.

Хороший рассказ! Читала на одном дыхание!
Suzuki Swift 2000 год
Mitsubishi Pajero Junior 1995 год

отличный рассказ, спасибо автору...
Errare humanum est!..
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

ну ты блин сенкевич.поздравляю с впечатлениями и завидую

да, природа на Алтае супер
На каждого хитреца довольно одного хорошего выстрела...

Где-то тут
Эххх....Экстрималы)))))
Если НЕЛЬЗЯ, но очень ХОЧЕТСЯ, то МОЖНО !!!
Ай маладца!!

Магнитогорск
И рассказ и фото 5+.А грибочки - как Чуйские.
Чем дальше в лес - тем ну его на фиг.
"Радует, что японский автопром даёт возможность вот так вот путешествовать людям. Думаю на отечественом авто, это поездка превратилась бы в геморой."
Не стоит уж совсем гнобить все отечественное, тем более, что за рулем водитель, обычно, отечественного производства. А плохому водителю и на отличной иномарке кое-что мешает... Весь описаный маршрут отлично проходится и на отечественных жигулях (4-ка). В этом году, плюс к тому же маршруту, прокатились за Акташ до Курая и проехали на своей машинюшке до нижнего альплагеря (кордон-Перевалка), на фото один из бродов в Курайской степи по дороге в альплагерь. И дорогу до Улагана нельзя назвать плохой даже для отечественного автомобиля, в дождь экстрима до нашей дачи в НСО больше. Нет повода восхвалять японский автопром в приложении к описаному маршруту, если в поездке главное увидеть Алтай и восхититься им, а не мягкой седушкой под...

Ракета? 3 000 лет назад?! Это богиня плодородия.Сам неделю назад вернулся с тех мест.
Ваше благо-наше благо!

Подновосибирк
СССССУУУУУУППППППППЕЕЕЕЕЕЕЕРРР РРРРРРР!!!!!

Сообщений: 2013
Молодцы, что путешествуете. Алтай покоряет своим разнообразием, его надо познавать в движении, а не ботонясь на базе отдыха.
Немного удивляет страх автора к грунтовым дорогам, вы же на Джипе.
Зря не съездили в долину Чулышмана, изумительной красоты места. Ездили на Кату-Ярык на двух перегруженных пузотерках в конце июля, хоть все и пугали ужасной дорогой, прошли без происшествий.
Еще поправочка: после слияния Чуи и Катуни тракт идет вдоль Чуи, а в комментариях к фотографиям и тексте везде упоминается Катунь.
DimasAM
Только вот после места слияния Чуи и Катуни все же Чуя бежит, а автор ее упорно Катунью называет :)

решено. беру себе ниву и еду.
Супер! Спасибо за рассказ!

Козырно ребята! Зашибенная поездочка! Все у Вас ляпотно )))

Сообщений: 2084
молодцы!!! и машинка классная!!!!!
очень интересный рассказ сопровождаемый фото.Спасибо
Молодцы!!! А мы еще дальше залезли за Кош-Ага: Деревня Жазатор(Беляши), брод через реку Джазатор, плато Укок(правда немного не доехали до самого плато...)

спасибо вам за комментарии.
насчет чуи и катуни после слияния - немного заплутал, прошу пардону.
в кату-ярык и дальше на телецкое не поехали не столько из-за дороги (хотя коротыш падла жесткий просто до одури), а сколько из-за того, что ехали одним и весьма небоевым экипажем. один бы я ломанулся, но тут отвечаю за спутницу, поэтому экстрим пришлось оставить на потом.

дороги в приницпе ехабельные, вопрос только в безопасной скорости. скажем, в районе ябогана догнали и обогнали тойоту спасио - мы 60, они 25.

водопады, верхние каракольские озера, юг телецкого, подножье актру, ледник - все в планах. там еще лазить и лазить, пока все не посмотрим не успокоимся.

поехали караваном на следующий год? время то же - начало августа.

New Zibirsk
Ай молодца! Сам там был, но с интересом почитал. За рассказ 5, а за фото, к сожалению, от 3 до 4. Качества не хватает
Улыбайтесь, это раздражает
KAK

Буревестник
На фото никакое это не ГТТ а обыкновенная маталыга( МТЛБ многоцелевой тягач легко бронированный )да еще на узких гусках не очень проходимый

Молодцы,хорошая поездка и впечатлений масса

Раз тракт — Чуйский, то и растения тут растут правильные

затёрся?:)

присоединяюсь.РЭСПЭКТ автору.
Особенно про растения правильные понравилось )))
Везёт тому, кто везёт.
Посади дерево на http://www.maraquia.com/ru/

Томск-Северск
Ну классно написано всё постарались изложить что вспомнилось и фоток по каждой теме только 5
СУБАРУ АУТБЕК 2005 АТ 2.5
Сплошная - это третья беда российских водителей
su27
Обзавидоваться можно! А японская машина или отечественная - абсолютно все равно. Лишь бы человек правильный был. 5!

Не были красные ворота аркой никогда!
супер!

Аграрный край России
клевый рассказ 5 балофф
Авто на заказ ,Япония Корея Россия
Помощь в реализации вашего авто
Срочный выкуп , любой регион

СПб
Красотища!!! Только 5 :)
Pyx

Павловск
Сообщений: 2030
Молодцы!!
Toyota caldina 2002 7a FE LB AT211
Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

ЗАЗ1102->CRV'98->Escudo'95->Orthia'97->Escudo'99

Ребята, молодцы!! :)
Toyota Caldina ST210, 2001 г.в., Daihatsu Boon 2013
Мой отзыв: Toyota Caldina 2001

kaa

_______
Андрей, Сергей Анатольич, Игорь - Подтверждаю очень приятные и гостеприимные люди, сами с Москвы и Питера приехали и на Алтае обосновались. Купили у них мяса пятнистого оленя три дня ели под разными соусами и видами :)
Спасибо им!

Кузбасс

"АВП_НСК: Отличный отчёт, но одно замечание: автор, купи себе фотоаппарат. Качество картинок - как с телефона."

исходные фотографии - очень большого размера, 7МП. понятно, что никакая почта и никакой сайт такого принимать не будет. пришлось урезать до 1600х1200. Потом сами дромовцы еще урезали до 1000х750. На каждой итерации jpg компрессию есессно никто не выключал, поэтому качество упало.
если интересно, могу выслать в почту или залить на фтп куда-нибудь полноразмерные фотки хорошего качества

DAP

Академгородок, Новосибирск
Спасибо за рассказ о путешествии )))
Молодцы, ребята!
Как-будкто сам побывал на тех местах...
А ракета(богиня плодородия, как тут откомментили) у меня на фотках есть ещё без скола камня в правом нижнем углу. Видимо её тоже сколоть пытались...
Подтверждаю, что писанки в этом месте ЖЕСТОКО и цинично ограблены такими сколами... в 1990 году не было ни единого скола, а сейчас квадратными метрами вынесено... (((
Est modus in rebus

Ездили на юг Телецкого два раза тоже на японке, на Виндоме, все ОК - и броды, и прочие красоты. А на Телецком встретили Патриота со сломанной рессорой. Мужики рассказали, что купили его только что специально для этой поездки и именно за то, что рессоры у него, а не пружинки :) Пришлось им занимать у нас деньги и ехать через Телецкое на теплоходе к Артыбашу за новой рессорой. Японцы все же рулят по-моему :)

"Дошли до Улаганского перевала и не поехали дальше -напрасно. Все перечисленное меркнет в сравнении с Кату-Ярыком. На следующий год планируйте прямо на ЮБТО."
Вот :) Тогда по поводу алтайских перевалов немного изменится мнение :) Семинский - не перевал, а скорее сопка :) Красота с верха Кату-Ярыка просто обалденная, особенно если немного облаков и водопады полноводные.

как бы не пронесло после таких шампиньонов =))
Вот.
Мой отзыв: Honda HR-V 1999

Молодцы, только грибы какие то странные, на шампиньоны совсем не похожи.
MARK II GX90 1995 год 2,0 был
MARK II JZX110 2003 год 2,5 есть
LC PRADO 120 5L (служебный)

Удмуртия
молодцы! отличный рассказ и фото! спасибо!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!
Ned

поганки какие то. отзыв зер гут
Honda Accord

Средняя Волга
клевые фотки,а природа))))))))
Не нервируйте меня-мне скоро негде будет прятать трупы...

Вова ты молодец!
Отличный рассказ...с юмором такой...
Алтай - супер место!!!
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.
Sakura74
"Молодцы, только грибы какие то странные, на шампиньоны совсем не похожи."
Ребята (кто не разбирается), грибы на фотках - это действительно шампиньоны. Просто все привыкли их видеть маленькими и кругленькими, которые в супермакетах продаются...Это настоящие лесные шампиньоны, у нас на Урале тоже такие растут. Вкуснятина!!!

Festus
Ага. Мотались нынче на Истане тудыть с братом (да-да, на Истане - работа такая, ххэхэ...).
Всё как есть описано, всё правда. И про алтайцев местных (бывает, почевают пианенькие прям вдоль забора у дороги), и про коров невминяемых на трассе... нам попадались даже спящие прям на белой полосе посреди дороги скотинки. Овцы кстати ещё хуже: сбиваются в большие кучи, одни жёппы торчат. Этих вообще хр@н объедишь.
Но масштабы и красОты впечатляют.
На фотке 1 кусок дороги Ортолык - Бельтир. Как раз там был эпицентр землетрясения 2003 года.
На фотке 2 вид на Северный Чуйский хребет, если ничё не путаю.

Пхотко 2

Алтайский край
И рассказ и фото на отлично. Так и нужно отдыхать. Молодцы!!!
За отличный фотоотчет и правильные растения 5!

"Чтобы он не размывал грунтовку, его местами заключают в трубы, сложенные из бревен, закрепленных железными кольцами."
Для общего развития...Это не железные кольца. Это СВП-22,специализированный взаимозаменяемый профиль, 22-масса 1 п.м.-крепь горных выработок. Это не кольцо, это-арка. Ну это так, просто для информации, репортаж конешно зачётный!
«Все говорят, что мы вместе, все говорят, но немногие знают, в каком» (с) Кино

красотища! тоже хочу туда!

gornyack, grand merci!

вот фиг бы я это узнал, кроме как тут:) спасибо!:)
kawasaki klx-250

Не. Некоторые грибы точно не шампиньоны.

Отчет отличный.

Отличный рассказ. Места замечательные. Сам на такое путешествие вряд ли когда решусь.

СИБИРЬ - МАТУШКА
все отлично на 5+
Мы не ведаем, что творим !!!
Мой отзыв: Toyota Camry 2005

MDerange
случайно не в октябрьском районе на СТО у Сергея Георгиевича обслуживаешь своего коротыша??? виделись как-то в июле, вроде ты был...

"На территории зафиксировано штук пять или шесть летальных исходов среди конского населения"

улыбнуло..., скорее поголовья.
Жизнь хороша, если жить не спеша!

Зачетный рассказ.
Ездили на ЮБТО на блюберде силфи переднепреводном, кату-ярык прошли без проблем, все-таки главное это не какое авто, а кто за рулем, там каких только авто по пути не попадалось.
TA-W11 Salut Si
UA-QG10 Vi/G

Про арку на Красных воротах поржал. Кто такую приколюху вам рассказал? возьму на заметку :)))
А Каракольские пещеры находятся на 12 км дороги Черный Ануй - Каракол. Там слева речушку перехать, дальше вдоль поля, потом налево в поле. Ориентироваться надо на горку такую пологую, она одна там. Так вот в нее немного можно на авто, а дальше по хорошей тропе наверх. Сначала встретится СтароКаракольская пещера, затем НовоКаракольская (Музейная). Очень интересные места.
А то что до Кату-ярыка недоехали - и правда зря. Ведь совсем чуть чуть осталось!
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.

Полста четыре
Тоже хотел написать "откуда Катунь-то?" да, гляжу опередили уж.

Норм)))
Subaru
вначале августа семьями отдыхали в п.узнезя на б/о салют-очень понравилось.от носибирских и курских гостей владельцам и персоналу базы большое спасибо за созданные условия.

Lasthero, да у него:)

Супер

На поджере это хорошо )))

Appolonm
Дак сколько тыщь рублей ушло? Отзыв зачетный!
Порог который на фотографии "Турбина" называется, 5 категории сложности и находится он не на Катуни,а на Чуе))) А так здорово прокатились!!!!

Блин оч красиво, молодцы!!!!!!!
10000000000000000000000000000$

отличная поездка, отличный отзыв, зачётные и фоты 5+
Гость1981
знакомое место где вы толпой на ГТТ ехаете :).
Был в этом году там, но только ездили на крузаке 80, 12 км последних 3 часа ехали :)
серега
это не ракета,а женщина,так их тогда изображали

voitor
За рассказ 5,
за шишигу 2, автор наверное не ездил на шишиге

АВТОР НЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СТОЛЬКО МЕСТ УПУСТИЛ ПО ДОРОГЕ НА ТАШАНТУ. НА ТАКОМ АВТО НУЖНО БЫЛО ПО БОЛЬШЕ ЭКСТРЕМАЛА А ЕСЛИ ПО СТАРАТЬСЯ ТО МОЖНО ЕГО НАЙТИ! 3+ ВОДИТЕЛЬ 5- РАССКАЗЧИК 4+ ФОТО
Люди, кто-то был на Алтае в середине сентября, несколько там интересно в это время?

С-Пб
Читала на одном дыхание!
Главное не в сказаном.......А в недосказаном!!!
Мой отзыв: Nissan Skyline 1998

dimarik4khv
СПОСИБО, ХОРОШО НАПИСАНО!!!!! 5+!!! УРА!!! ФОТО СУПЕР,ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ МЕСТА. КОРОТЫШ ЭТО ВЕЩЬ ПРОПОЛЗЕТ ГДЕ ХОЧЕШЬ.

WWL

Барн Аул
Потратил почти час времени,получил большое удовольствие от отзыва и фото 5+
Проектирование,строительство http:a-stroypro.ru

Молодцы!!!Отлично написано!!!Фотки супер!!!
Юзаю Lexus LX470 и Suzuki Jimny...

КРАСНОЯРСК
Это не саранча, это "кобылка" (охре...большой кузнечик)
"Вы гангстеры?"-"Нет, мы русские" (хф Брат-2)

Где Вы в Кош-Агаче Катунь нашли????? Это Чуя а не Катунь, сами же на слиянии были за Инёй,вот Чуя и бежит по степи, а Катунь уходит в сторону Коксы.И еще не слушайте кого попало и не пишите всякую дрянь про самобытность местного населения,надо знать о чем писать.А написано хорошо и фотки зачетные,В следующий раз доехайте до Кош-Агача и дальше 140 км по грунтовке до Джазатора не пожалеете, там НАСТОЯЩАЯ КРАСОТА
Городской воспитанный человек, а коноплю увидел, узнал и остановился. Наводит на смутные подозрения :)
Эх, где ж мое детство...не помню как выглядят шампиньоны...но, кажется, с коричневой - ложные шампиньоны, белые - обычная поганка... хотя хрен его знает - склероз
а так зачетно скатались, респект
Какие молодцы!
Я тоже так хочу!

Мирный РС(Я)
Пятерочка с ПЛЮСОМ!!!!!
Была Mazda Millenia 2001г 2.5 продал убили(
Есть Toyota Chaser Tourer S. 2.5
И Жигуль)

очень красиво. 5+
" ACCORD/TORNEO CLUB VLADIVOSTOK "
" HONDA CLUB VLADIVOSTOK "
ホンダ ACCORD モデューロ

" Вода во всех озерах чистейшая — видимость больше метра в глубину."
Нда, у нас на Байкале видимость поболее десяти метров, однако...
Художественные витражи, фото примеров на сайте www.734745.ru
Busido
Всё замечательно! Такие туры дарят массу впечатлений, в отличае от "матрасного туризма". Рад приветствовать единомышленников активного отдыха. Хочу заступиться за зверька. Это не "пещерный сусел". Это ПИЩУХА (лат. Ochotonidae), великий производитель МУМИЯ. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пищухи_(млекопитающие)

Новосиб-Астана
Супер:) !
Цой жив.
Жизнь на грани зацепа.

Расказ познавательный, фото отличные.

eidolon_barn
И манжерокское заболоченое всегда. оно просто такое и есть

Люблю Алтай - не хуже Швейцарии.
Марксизмъ головного мозга, даже током не лечится.

Миру мир!

Вскоре (на 8 км этой дороги) появляются Красные ворота. До землетрясения в 2003 м году это была каменная арка, сейчас верхней части нет, остались только вертикальные стены.------------БРЕД!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!Это кто же вам такую информацию подкинул:):):)Арка!!!:):):):)

Стерлитамак
Молодцы ребята!!!
Зачетная поездка...
За историю держите пятеру!!!!!!!!!
Дорогу осилит идущий...

Не лети быстрее своего ангела хранителя!!!

вовка молодец!! и катя тоже :)

Здорово написали, молодцы!
Свежо, с юмором, а главное - информативно :)

"Бичикту Боом" можно перевести как "наскальные рисунки" или "писаные скалы", что-то в этом духе.
"Бичик" - "письмо"(писать), а "Боом" - это бом.

Добрых дорог вам!

Для всех.Я смотрю парни вы любите ЭКСТР.я родился в чудном месте под названием Бодайбо.летом сделаю для вас кучу снимков вот там экстрим,а на счёт впечатлений не пожалеете.

Milaya
прикольно..молодцы 5+))

Рядом с Денисовой пещерой есть лагерь археологов и если с ними поговорить, то можно найти человека, который сводит вас в НАСТОЯЩИЕ ПЕЩЕРЫ... вот там то есть на что посмотреть)

Молодцы , Алтай здорово. Сам с Дальнего Востока езжайте в нашу сторону за экстримом!

Всё прикрасно. Мы тоже были в горах в прошлом году. В этом году поедем тоже. Красота,где ещё такую увидешь? Жду лето.

Анжеро-Судженск Кемеровская обл
Отдых супер! Молодцы!

МаксимЫч1
Отличный отчет! Блин, тоже хочу на Алтай!

Кузелямба:
Да ладно. Если голова на плечах, то можно и на Ниве всю Россию объехать. А если мозга нет, то не поможет никакой автопром..

Красота то какая неописуемая.
Вот он где джип нужен людям!

АВД50
Для Паджерика все это легкая прогулка. Если, конечно, он в хорошем техническом состоянии. Фоток много, не поленились выкладывать, молодцы. Но все это уже как-то банально, затерто...
Зайдите хотя бы на Google-map. Там их мноооого.
В общем желаем авторам путешествий покруче о новых оригинальных фоток.

МЕГА отчет!!! Молодцы!

cf7

Спасибо автору за грамотный отчет! Для себя Горный все еще открываю, завтра выезжаю со значительными поправками на ваш маршрут. Хорошее пособие для начинающих "горняков" :).
"Кажется, у языка больше свободы после утраты зубов."
Станислав Ежи Лец.

как красиво- жаль от нас далеко

Алекс 22 RUS
Ivan GX470:
Красиво очень, если ещё с погодой повезёт то вообще здорово.

После поездки на Авто в Горный Алтай выпустили фильмы с указанием мест. КАНАЛ https://www.youtube.com/channel/UCvvps5E1htnWY-QlQBcR3XA