|
Подготовка
Это приключение планировалось где-то с месяц. Решено было убить двух зайцев: посетить Абхазию, а на обратном пути погостить у дедушки жены в Липецкой области.
Подбором достопримечательностей и отелей на booking.com занималась супруга. Я же готовил машину (заменил масло с фильтрами и всю подвеску), а также прорабатывал маршруты. Отели мы выбирали такие, чтобы можно было жить с собакой, имелись Wi-Fi и охраняемая парковка. Стоимость в сутки варьировалась от 1575 рублей (гостиница в Волгограде) до 3060 (первая линия в Сухуме).
Маршрут в ту сторону выбрали следующий: Екатеринбург — Самара — Волгоград — Туапсе — Сочи — Сухум. Обратно: Гагра — Ростов-на-Дону — дедушка в Липецкой области — Казань — Екатеринбург.
Вообще, на юг есть несколько путей-маршрутов, и все они отличаются тем моментом, когда ты выедешь на скоростную четырёхполосную трассу М4/Е50 «Дон», пролегающую с севера на юг от Москвы до Черноморья. По одному маршруту после Самары следует сразу уходить на запад и в районе Богучара уже выезжать на М4. Расстояние становится больше, но зато потом его легко наверстать скоростью по федеральной трассе. Другие маршруты предполагают посещение Волгограда, и после него опять выбор: вновь на запад через Белую Калитву либо дальше, на юго-запад через Сальск (но там, говорят, плохой асфальт до Котельниково). Мы хотели посетить Волгоград и не хотели трястись по ухабам. Поэтому выбрали дорогу через Калитву.
Путь туда
Договорились, кто будет дома кормить кошку и поливать цветы, погрузили вещички, собаку Алису, запаслись хорошим настроением — и поехали! Дорога на Самару идет известным маршрутом через Нижние Серги, Сим, мимо Уфы. Приключения начались уже в первой половине дня. Не доезжая до Месягутово появилось биение в руль, по всей видимости, передающееся от передней оси. На местной шиномонтажке поставили диагноз: поврежден корд покрышки на переднем колесе, вылезла грыжа. Поменяли местами битое колесо с колесом задней оси и сказали срочно менять. По телефону я сделал предзаказ пары колес в Уфе — и тихонечко поехали в столицу Башкирии. Нам «повезло» заниматься колесными делами в апреле, когда все шиномонтажки забиты работой.
В шестой по счёту, наконец, мы были приняты без очереди и обслужены.
Так, незапланированно потеряв 2 часа времени и 15 тысяч рублей, мы поехали дальше. В целом двигаться по трассе М5/Е30 «Урал» — одно удовольствие (не считая Симского перевала), и к ночи мы прибыли в Самару.
Следующим утром проехали по городским улочкам губернских времен с очень милыми домиками и двинулись дальше. Трасса Р-229 до Саратова не сильно напрягала. Здесь я, кстати, каким-то образом умудрился получить штраф за превышение скорости (узнал об этом уже позже). После Саратова и до конца региона Р-228 имела самое ужасное дорожное покрытие за всё путешествие.
Волгоградская область встретила степями без конца и края. После очередной прогулки с меня и Алисы были сняты первые клещи. К счастью, впиться они не успели. Несколько раз попадались «липовые» знаки о контроле средней скорости, при этом сами комплексы «Стрелка» не наблюдались. Километров за 30 до Волгограда ведется ремонт моста через один из притоков Волги — пробка минут на 30. В город въехали уже поздним вечером.
Переночевав, утром решили доехать до монумента «Родина-мать». Было 8:00 понедельника, когда приехали на Мамаев курган. И мы там были практически одни! Там же, в окрестностях памятника, прогулялись по местному парку — и опять в путь.
Сначала ехали по Е40 через Калач-на-Дону и Белую Калитву. Хорошая, ненагруженная трасса. Правда, встречается ремонт дорог — стояли 3 раза, потеряли минут 40. Перед выездом на М4 обнаружили оазис инновационных технологий: парк гигантских ветряков для выработки электроэнергии. Их несколько десятков, и выглядят они впечатляюще. А дальше по М4 мчать — так вообще красота. Только антирадар пищал беспрерывно (в диапазоне К9), предположительно, — из-за радаров и транспондеров, установленных на дальнобоях. Стоимость платной дороги после Ростова — 3 участка — 60 + 140 + 200 = 400 руб. Не прозевайте поворот от Ростова (кстати, М4 там делает резкую развязку). Я в общем потоке пропустил и нечаянно въехал в город — пришлось разворачиваться.
В Краснодарском крае по всему маршруту идеальное покрытие (а на заправках Shell — самый вкусный кофе за всё путешествие). Частично проехали по республике Адыгея, где прикупили две головки солёного домашнего адыгейского сыра (одну из них копчёную).
Между Горячим ключом и Джубгой расположен небольшой перевал: эта седловина позволяет преодолеть хребет и спуститься к приморским районам. Дальше идут грамотно сделанные серпантины с большими радиусами — можно спокойно гнать. На подъезде к Туапсе повороты усложняются, тем более что мы въезжали в город уже в темноте. На этот раз супруга присмотрела жильё в стильном отеле с прекрасным видом на море, но в частном секторе. А добраться туда, как оказалось, непросто: узенькие извилистые улочки в гору под углом до 45 градусов. Постоянно возникали сомнения, а заеду ли я? А если заеду, то как потом назад: место для разворота не всегда есть... В общем, выкрутились, в прямом смысле слова. Но отель, конечно, стоил того.
Утром следующего дня пошли на пляж, развели костёр, жарили сосиски с хлебом и играли с собакой.
После обеда поехали в Сочи. По пути очень понравилось поселение Лазаревское, живописное такое. К дорожному покрытию вопросов нет. Но это самый неприятный для пассажиров участок всего путешествия — ведь там начинается ужасный горный серпантин, который не могут сгладить даже открывающиеся красивые виды Чёрного моря.
Я в целом не чувствовал дискомфорта, но супруга и собака были очень подавлены.
Также ближе к Сочи дорогу ремонтируют в нескольких местах — пришлось серьезно постоять в Лоо. В самом городе фундаментально сделанные туннели Росавтодора поражают масштабностью.
По приезде разместились недалеко от центра, были большие планы пройтись по вечернему южному городу, но, к сожалению, пошёл дождь, и мы ограничились легкой прогулкой по местным кварталам. В первой половине следующего дня мы заехали в заброшенный санаторный комплекс имени Орджоникидзе, существующий уже почти 100 лет. Это удивительный памятник сталинской неоклассической архитектуры, с колоннами и фонтанами. После мы поехали дальше. Перед Хостой опять встали из-за ремонта дороги. Проезжая через Адлер, обнаружили, что он буквально напичкан радарами для измерения скорости.
Сама процедура прохождения таможни оказалась не такой страшной, как её рисовали. Авто с российскими номерами тщательно не осматривают. Более того, декларацию и справку об отсутствии COVID-19 также не требуют. Справку для собаки для пересечения границы (которую я подготовил в Екатеринбурге) тоже никто не спросил. И всё — вот я и за рубежом!
Абхазия — страна души. Сухум
Абхазская дорога, похоже, не имеет индекса трассы. По ней просто едешь аккуратно, любуешься морьком справа. Серпантинов почти нет, очень приятное движение. Во время отпуска в СМИ появилась новость, что местные гаишники получили указание не трогать россиян. За все наши перегоны меня никто не разу не остановил (хотя на форумах этим очень пугали). А, может быть, дело в том, что мы приехали не в сезон.
Мой навителовский навигатор в Абхазии отказался работать, т. к. я заранее не загрузил в него оффлайн-карты. Российские телефонные операторы там работают, но стоят баснословных денег. Тем более онлайн-навигация. Поэтому на телефоне был включен режим самолёта и не выключался, пока мы не вернулись в Сочи. Выручило приложение для смартфона Maps.me, которое просто работает по GPS-спутникам; с помощью него мы потом и передвигались по стране.
В Сухум мы приехали в разгар дня. При подъезде к нему открывается красивый вид на город. Когда едешь по улицам, первым делом бросаются в глаза постоянно встречающиеся заброшенные либо наполовину заселённые дома. Всё напоминает о прошедшей почти 30 лет назад войне и последовавшем после этого развале абхазско-грузинских отношений.
Старое здание правительства так и стоит обезлюдевшее, с пустыми окнами, со следами обстрелов.
Но все это перекрывает потрясающей красоты природа и синее-синее море. Тем более что мы жили на первой линии, если не сказать на нулевой: до моря от порога гостиницы было 50 метров.
Очень приятный обслуживающий персонал, личная маленькая терраса (с неё я увидел дельфинов, плескающихся в море), возможность заказать ужин и кальян в номер из ресторана на первом этаже. Об отеле «ДЭМ» остались только приятные воспоминания. А ещё по пляжу кругом гуляли представители местной фауны: добродушные абхазские дворняги, алискины женихи. Они хоть и разной породы, но у большинства просматривалась какая-то общая черта. Горничная из отеля сказала, что их тут все называют дэмиками, а я решил, что это будет новая порода — Абхазская добродушная.
В окрестностях Сухума мы исследовали несколько древних развалин. Среди них — замок Баграта и Беслетский мост (и тому, и другому около 1000 лет), которые являются свидетельством когда-то процветавшего Абхазского царства.
Также рекомендую посетить Сухумский ботанический сад, в котором очень много красивых деревьев и растений, а рядом с ним — старую красивую ж/д станцию Гута.
Население в Абхазии составляет всего 240 тысяч человек. Это простые люди, которые с первого взгляда кажутся не очень доброжелательными, но их поступки говорят об обратном. Очень многие живут вино- и земледелием, разводят скот. Участки не закрыты, заборы низкие и носят формальный характер — всё хозяйство на виду. Думаю, это о многом говорит. Важный факт: Абхазия настолько небогатая, что экономит электричество. Страна полностью обесточивается на один час днём и на три часа ночью перед рассветом. В это же время у тебя может не работать и водоснабжение, ведь насосы зависят от электроэнергии. А деньги на дизель-генераторы не у всех есть. Но замечательные рестораторы научились прекрасно выходить из положения и предлагают кухню с мангалами и на гриле. Из сувениров мы, кстати, прихватили местный чай и чачу. Вино брать не стали, уж больно оно своеобразное.
Гагра и Рица
Через 2 дня мы уехали из Сухума и отправились назад по побережью, в Гагру. По пути заехали в Новый Афон погулять по чарующей заросшей ж/д станции Псырцха с прудом и водопадами.
К станции из самой глубины горы из туннеля проложена железная дорога, которая, проходя мимо постройки, так же таинственно исчезает в темноте нового туннеля.
В Гагре мы поселились недалеко от моря, рядом с чудесной аллеей эвкалиптов. Супруге они так понравились, что мы купили и привезли домой маленький саженец (вероятность того, что он приживётся, конечно, мала). Еще я отпилил эвкалиптовый пенёк для поделок. Также мы прихватили живописную отломленную эвкалиптовую же ветку. Такое вот эвкалиптовое путешествие.
На этом курорте мы прожили 4 дня. Посетили несколько старых ж/д станций (уже по привычке) и санаторий «Гагрипш» («Грузия») — заброшенный по аналогии с комплексом Орджоникидзе.
В замок принца Ольденбургского нас не пустили: попали в неприёмный день. Искупаться тоже не удалось: море в эту пору года прохладное.
Из Гагры в разные дни стартовали погулять в Пицунду (порадовала приятными хвойными рощами), в Аацынское ущелье (туда не добрались, ибо не сезон — маршрут до реки был непроходим из-за грязи от не так давно сошедшего снега; однако сняли опять с нас с собакой несколько клещей) и на озеро Рица. Так как мы ехали самостоятельно, не будучи привязанными к экскурсиям, по пути на озеро останавливались там, где хотели. Так мы нашли отличный уединённый берег без суеты и устроили маленький пикник.
Рицинский заповедник — это отдельная завораживающая глава с горными реками, сказочными самшитовыми лесами, потрясающими ущельями и прекрасным холодным озером на фоне снежных шапок Кавказских гор. Для меня именно Рица останется в памяти как символ Абхазии.
Пора возвращаться
На обратном пути границу с РФ пересекли так же без проблем. Никого из таможенников не озаботили забитый до отказа багажник и собака на заднем сиденье.
Непредвиденные неприятности поджидали в Сочи. Уже на выезде из города остановил экипаж ДПС. Сотрудники службы пытались надавить, утверждая, что я выпивший — дали дунуть в какой-то сомнительный прибор. Затем сказали, что надо поехать в нарколожку (ожидая, на самом деле, что я дам денег, чтобы отстали). Я был не против анализа крови и сказал, что готов ехать. Минут 10 сотрудник ДПС склонял меня к взятке, на что я ему продолжал отвечать, что всё равно налички нет. А которая есть, так это то, что осталось на дорогу домой до Екатеринбурга. В итоге он отдал документы, и меня отпустили.
На этом часть путешествия, касающаяся Абхазии, заканчивается. Тем, кому дальше будет неинтересно, приведу сразу несколько цифр.
На бензин из Екатеринбурга до Сухума мы потратили 11 тысяч рублей, проехали 3000 км. На 2 ночи в Сухуме и 4 в Гагре ушло 12 тысяч рублей. На 4 ночевки по дороге туда потратили 8500 рублей. Потраченную наличку на прогулки и прочее сложно оценить, вышло что-то в районе 20-30 тысяч рублей (за всё путешествие).
Путь обратно
Если кому любопытен наш дальнейший маршрут с автолюбительской точки зрения, приведу кратко выдержки из бортового журнала.
Ростов — Боровое (Липецкая обл.)
Боровое (Липецкая обл.) — Казань
Казань — Екб