|
Всем привет! Наконец-то выдались свободные дни, очень кстати четыре выходных в начале ноября, можно и поведать о нашей поездке в августе-сентябре 2010 года по маршруту Новокузнецк — Самара — Москва — Нижний Тагил — Новокузнецк.
Автомобиль — Toyota Corolla с правым рулём, двигатель 1,5 л, 2005 год выпуска, я ей владею с декабря 2008 года. За это время никуда дальше Гурьевска (150 км от Новокузнецка) на ней не ездил. Идея поездки заранее не вынашивалась, решили буквально за три недели до отъезда, да и то, как сказать — решили, я решил, а жена подумала, что я пошутил. Начал готовиться, проверил на СТО рулевое управление и общее состояние машины, купил ремкомплект для бескамерных шин, заправил заново огнетушитель, купил новую аптечку и знак аварийной остановки. Поменял салонный воздушный фильтр. Хотел купить полноразмерную запаску, но передумал. Купил инвертер для подзарядки в пути ноутбука, фотоаппарата и сотовых телефонов. Вот собственно и все приготовления. Взял с собой в дорогу масло для двигателя.
Навигатор приобретать не стал, решил полагаться на атлас автомобильных дорог 2009 года издания. Надо заранее сказать, что он меня не подвёл.
Из вещей с собой взяли:
3 августа в районе 11 часов дня мы выехали из города, трасса до Новосибирска знакома как свои пять пальцев.
Новосибирск, как всегда, встретил пробками, но по городу дорогу я знаю неплохо, поэтому проскочили довольно быстро. В этот день от Новосибирска до Омска мы не доехали. Проехав от дома 805 км, остановились ночевать примерно в 250 км не доезжая до Омска у какого-то кафе. Заплатили за стоянку 50 руб., спали с женой в машине, комаров было видимо-невидимо, никакие мази не спасали. В общем, не выспались совершенно и в пять часов утра с первыми проблесками рассвета мы рванули подальше от этого негостеприимного места.
На фото — второй день в пути в районе Омска, поворот на Конезавод с живописной скульптурной композицией.
Рулил в основном я, я же был и штурманом. Жена немного порулила, а когда стало много фур садиться за руль у неё желание пропало.
На второй день у нас была программа — добраться до деревни Савино Каргапольского района Курганской области (80 км от Кургана в сторону Шадринска), там живут друзья, и у них мы запланировали остановиться.
Проехав по объездной Омск, я сделал небольшую глупость, повернул по указателю на Челябинск, а эта дорога ведёт через Казахстан, что не входило в мои планы. Пришлось от Исилькуля повернуть на Называевск. Дорога там — одно направление, разбитая в хлам и при этом по ней ещё и рейсовые автобусы ходят! Повезло нам, что утром дождик прошёл, а потом солнышко выглянуло, пыли не было, а видимость отличная, так что прибавлял газу при первой возможности. В районе Крутинки вышли на трассу и поехали в сторону Ишима. Трасса очень загружена, местами продавлена, местами асфальта практически нет, едешь как по гравийной дороге. Обгонять сложно, почти везде только двухполосная дорога.
От Ишима повернули на Бердюжье, на участке от Бердюжье до Петухово идёт строительство дороги, пришлось довольно много ехать по огромным булыжникам, которыми отсыпают основание дороги. За бортом жара за +30, естественно, мы начали искать, где можно искупаться. Но в Курганской области в этом году, как впрочем и на большей части России стояла великая сушь, озёра попадавшиеся нам на пути наполовину высохли и зацвели, вода в них стала ярко-зелёного цвета. Удалось нам искупаться только проезжая по объездной вокруг Кургана в реке Тобол. Посвежевшие, мы без проблем ещё засветло добрались до деревни и отдыхали там ещё весь следующий день. В этот день мы проехали 1 108 км.
Наша машина во дворе, чищу салон и багажник.
Бычки наших друзей.
Типичный для Курганской области пейзаж.
Дальше выехали мы 6 августа опять же с первыми лучами Солнца, около 4:30 по местному времени. Наша цель на этот день — доехать до Самары.
Утро, предвещающее отличную погоду и отличную дорогу.
Курган мы миновали, когда местные жители ещё сладко спали, машин на дороге было мало, и мы в отличном расположении духа поехали в сторону Челябинска. Дорога Курган — Челябинск в хорошем состоянии, ремонтных работ в это время на ней практически не было, до Челябинска доехали без малейших проблем, объехали его по указателям по объездным дорогам и взяли направление на Уральский хребет. От Челябинска в сторону Златоуста идет строительство трассы, километров 30 примерно, дорога узкая, обгонять почти нет возможности. Да ещё как на зло попался какой-то идиот с челябинскими номерами на ВАЗ-2112, я еду около 110 км/час, он меня обгонит и сбрасывает скорость до 70-80, приходится его обгонять, он меня догоняет, обгонит и опять картина повторяется. И так раз 8-10, пока он не свернул с трассы.
А в остальном дорога Челябинск — Уфа просто сказка, у меня был неописуемый восторг, когда я проезжал по ней. Те, кто ругают эту дорогу, не ездили по ней в конце 80-х, вот тогда точно был капец полный, а сейчас проехать через Уральские хребты — одно удовольствие. Да, я согласен, что дорога не в идеальном состоянии, есть небольшие участки, где «стиральная доска», много мест, где запрещён обгон. А чего вы хотите? Это все-таки горы!
Особая благодарность — дорожникам, за двойные знаки «Обгон запрещён» и конца зоны запрета. Предлагаю данный способ установки знаков сделать обязательным на всей территории России!
Пришлось постоять и в пробке, не помню, какой был посёлок, да и название речки тоже не зафиксировал, но на фотографии видно встречную колонну, ожидающую очереди на проезд через мост. Надо сказать, что вопреки моим ожиданиям мы простояли недолго, около 30 минут.
Поворот на город Аша, это уже практически граница с Башкирией. Хоть я и сам живу в городе металлургов, но с большим уважением отношусь к старым городам на Урале, образовавшимся вокруг металлургических заводов, если дочитаете моё повествование до конца, то поймёте, почему.
Немного не доезжая до Уфы, мы остановились на привал на живописном берегу реки Сим. Вода в реке чистая и освежающая, дно — из мелких камушков. Райское место. По соседству с нами расположились омичи на двух изделиях АвтоВАЗа и свердловчане, на трёх джипах. Уезжать не хотелось, в общей сложности остановка затянулась почти на два часа, пока пообедали, пока я изучил карту Самары, пока покупались восемь раз, в общем, время пролетело незаметно.
Проезжая по Башкирии уже наблюдаются южные пейзажи, пирамидальные тополя.
Подъезжая к Самаре было очень тяжело, стемнело и навстречу двигался бесконечный сплошной поток машин. Кроме этого, разметка на трассе в некоторых местах практически отсутствует, в некоторых местах её вообще нет, а по темноте без разметки очень трудно ориентироваться, ни обочину не видно, ни середину проезжей части. В общем, тащился не спеша за фурами, 80-90 км/час. Обгон — почти нереальное событие по такой дороге, да и качество асфальта далеко не идеальное, так же продавлен как и под Ишимом.
В Самару мы прибыли в 23:30 по местному времени. За день проехали 1 267 км. При этом у нас получились сутки продолжительностью 26 часов, так как в Кургане разница с Москвой +2 часа, а в Самаре время московское.
Жара в городе стаяла невыносимая, естественно, мы поехали на самую главную городскую достопримечательность — набережную Волги. В Самаре мы задержались на четыре дня, накупались в Волге от души!
Говорят, что этим летом многие самарцы ночевали на пляже, так как в квартирах невозможно было находиться. Мы, конечно, не ночевали, но уходили с берега только в полной темноте, когда зной начинал немного отступать.
Погостив у родственников, мы выдвинулись в дальнейший путь рано утром, около 5:00 11 августа. За этот день нам необходимо было доехать до Черноголовки в Московской области, именно она и являлась конечным пунктом нашего маршрута, в Москве нам делать особо было нечего.
Поехали по маршруту Самара — Тольятти — Сызрань — Пенза — Рязань — Коломна — Бронницы — Электросталь — Ногинск — Черноголовка.
В Рязанской области шли ремонты дорог, а в остальном затруднений в пути не было. В Пензе пришлось отгонять предприимчивых пацанов, которые хотели за мои деньги измазать мне своими тряпками абсолютно чистое лобовое стекло, пока я стоял на светофоре. По трассе от Пензы до Рязани видели горевший на дороге прицеп от фуры, голова стояла на безопасном расстоянии. В прицепе был то ли картон, то ли панели какие-то, но полыхало очень сильно. Насмотрелись по дороге и на сгоревшие леса, особенно их много в Московской области. Зрелище удручающее, но водители как бросали сигареты на ходу из машин, так и продолжали бросать, особенно хорошо это заметно в темноте. Обидно и стыдно за нас самих, никакие горести и напасти нас не учат элементарному порядку.
В Рязанской области остановились на берегу водохранилища, покупались, пообедали и без остановок поехали до Черноголовки. На место прибыли в 23:00, от Самары за этот день проехали 1 295 км.
Культурная программа посещения Московской области состояла из посещения музея ВВС в Монино и много другого, но здесь я об этом писать не буду.
Тут наконец-то наша семья собралась в полном составе, приехал с юга сын, 5,5 лет от роду. Дальше мы путешествовали уже втроём.
1 сентября было очень холодно и сыро, не прекращаясь лил дождь. Настроение было под стать погоде, тем более, что нам на следующий день нужно было уже выезжать в обратный путь.
Из Черноголовки выехали 2 сентября в 6:00, дождь не переставал. Маршрут на этот день был такой: Владимир — Суздаль — Иваново — Юрьевец, дальше двигаться в сторону Нижнего Новгорода и Казани, сколько сможем проехать.
Горьковское шоссе — очень перегруженная трасса, да ещё и светофоров на ней навалом, дорога проходит через населённые пункты, не разгонишься. По три полосы в каждую сторону, а толку абсолютно никакого.
Во Владимир заезжать не стали, сразу свернули на Суздаль и с облегчением вздохнули, погода улучшилась и дорога стала свободная. В Суздаль приехали в начале десятого, поставили машину и пошли гулять.
Погуляли мы по городу около трех часов, впечатление, конечно, не передать никакими фотографиями. Я раньше такого вообще никогда не видел.
При выезде из Суздаля, я поехал на север, на карте города именно туда было показано направление на Иваново. Не переживайте, дорога там есть, только как бы это по мягче сказать…— интуристов по ней не возят. Расстояние в 500 метров я преодолевал около 15 минут, самое обидное, что впереди видно трассу, как по ней резво едут машинки, а доехать до неё я не могу. Совет от меня, если доведётся ехать из Суздаля в Иваново, сворачивайте в центре Суздаля на Кидекшу, там нормальный выезд.
В Иваново нет ни одного указателя на Вичугу и Кинешму, куда мне надо было дальше ехать, хорошо, помогли отзывчивые местные жители. Зато в Иваново меня остановили ДПСники, похоже от скуки, да и глаза у инспектора округлились, когда он увидел регион 42.
Наконец-то мы в Юрьевце!
Тихий провинциальный городок, с которым волна исторических потрясений обошлась очень неласково. Ещё в конце XIX века он был крупным купеческим городом, очень много церквей и монастырей, порт на Волге. Всё окончательно рухнуло в 50 годах XX века, когда началось строительство Горьковского водохранилища. Монастыри и часть церквей, находящихся в пойме Волги были сровнены с землёй и затоплены, теперь над этим местом плещутся волны Большой Волги.
Самая высокая на Волге колокольня, высота 64 метра.
Дом-музей Андрея Тарковского, здесь он жил.
Посетив местный художественно-исторический музей и полюбовавшись видами Волги и города с холмов, мы отправились в сторону Нижнего Новгорода. Дороги в Ивановской области везде в хорошем состоянии, а самое главное — не загруженные.
Загруженность трассы стала ощущаться только в районе Балахны, дальше мы уже ехали в сплошном потоке, обошли Нижний Новгород и направились в сторону Чебоксар. Проехав километров 100 от Нижнего Новгорода, стало темнеть и, подъезжая к границе Чувашии, с нами произошло небольшое происшествие, которое могло иметь весьма неприятные последствия.
Дорога была довольно пустынная, я стал приближаться к фуре, едущей в попутном направлении со мной, от неё валил очень сильный дым, я ещё подумал, что она горит, но огня не было видно. И в тот момент, когда я её догнал и приготовился обгонять, мне вдруг стало плохо видно через лобовое стекло, показалась, что какая-то сажа осела на стекле. Включаю дворники — они размазывают чёрную жижу и я уже не вижу вообще ничего. Начинаю тормозить, включил аварийку и, глядя только в боковое стекло, сориентировался, где обочина и потихоньку съехал с дороги. Беру фонарь, выхожу — картина маслом, вернее в масле, вся машина. Обтекает... Эта фура, чтоб её водятлу каждый день штрафы выписывали, выплюнула на нас всё масло из картера и уковыляла, пока я тряпками лобовик да фары протирал.
Проехав ещё около 20 км, нашли мотель, очень даже приличный, двухместный номер, но разместились мы все втроём. Стоимость 800 руб. + стоянка 60 руб. Душ, туалет, телевизор, всё в номере. Проехали мы за этот день 840 км. Неплохо, учитывая продолжительные остановки.
На следующий день, 3 сентября, я встал пораньше, погнал машину на автомойку, хорошо, что там всё в одном комплексе находится. Бесконтактной помыли, протёрли и от масла не осталось и следа, можно ехать дальше. Выехали в 8 утра, шёл дождь, и к вечеру были уже в районе Уфы. Дорога от Чебоксар до Уфы ничем особенно примечательна не была, погода плохая, и мы почти не останавливались. Проехав Уфу, не смогли потом найти место на ночлег, всё кругом было занято, и дешёвое и дорогое, пришлось спать всем втроём в машине на стоянке возле придорожных торговцев. Проехали за этот день 1 100 км.
Ничего, часа четыре я поспал, потом затекли ноги и, не дожидаясь рассвета, двинулись дальше.
От Челябинска на этот раз мы повернули на Екатеринбург. По атласу трасса Екатеринбург — Челябинск на всём протяжении с разделительной полосой, а на деле разделительная полоса идёт около 40 км от Челябинска и 30 км перед Екатерин… Свердловском, в общем.
С трассы Екатеринбург — Нижний Тагил в районе Верхнейвинска хорошо видно скалы, которые называются Семь Братьев.
Привычный для меня заезд в Нижний Тагил через Николо-Павловское был закрыт, поэтому пришлось заезжать со стороны Черноисточинска, карты города у меня с собой не было, но доехали до центра, а дальше уже пошли знакомые места.
Вот мы и в Нижнем Тагиле. Вид на старый Демидовский завод с Лисьей горы, в советское время этот завод носил имя Куйбышева.
Завод хоть и не работает, но его не разбирают, может когда-нибудь сделают музей.
Остатки волочильного стана, привод на который был от водяной мельницы.
Проехав ещё около 30 км, мы попали в Вехнюю Салду, это ещё один пункт нашего путешествия, где мы останавливаемся. Отдых в течении трех дней, встреча со школьными друзьями, прогулки по Верхней и Нижней Салде. Хотелось остаться подольше, но уже время поджимает, скоро на работу.
В Нижней Салде хотели сходить в музей, но он не работал по непонятным нам причинам, пришлось просто погулять по городу.
На берегу Нижнесалдинского пруда.
В парке на лодочках, бесплатно!
Нижнесалдинская достопримечательность — храм.
Местные обычаи непонятны и беспощадны.
В Верхней Салде фонтан «Данила-мастер с каменным цветком». Раньше у него струя била из цветка, было намного красивее.
Погостив в Салде, 7 сентября двинулись в направление Кургана, опять в деревню Савино. По пути заехали ещё раз в Нижний Тагил и погуляли по городу.
Памятник Т-34, такую модификацию в виде памятника я видел только здесь, башня маленькая и пушка совсем не серьёзная.
Первый паровоз братьев Черепановых.
Выставка старинных заводских механизмов.
Ножницы для резки листового металла.
Проехать мимо столицы Демидовых, города Невьянска мы никак не могли.
Вот она, жемчужина Урала, наклонная башня Демидовых. Повторяю ещё раз, она НАКЛОННАЯ, а не падающая. Уловили разницу?
Рядом с башней музей. Сходили, просветились, прониклись духом старины Урала и впитали богатство традиций и истории этих мест. Послушали, как бьют часы на башне, очень мелодичный звон. В саму башню не пошли, как-то кусается цена — 600 руб. за двух человек.
Когда мы выезжали из Невьянска начался дождь и не прекращался до самой ночи.
Погостив ещё один день в деревне, 9 сентября мы выехали в сторону Новокузнецка, но только немного по другой дороге. От деревни мы повернули не в сторону Кургана, а на Шадринск, потом Исетское-Ялуторовск, дальше по трассе на Ишим. Дорога через Ялуторовск вполне нормальная и мало загруженная, так что, пока в Бердюжье идёт ремонт, по этой трассе вполне можно объехать. Далее уже знакомая дорога на Омск. Проехав Омск, уже в темноте налетел на железяку, лежавшую на дороге и сразу за ней чуть не врезался в лежащий посреди проезжей части тормозной барабан от фуры. Остановился, начал осматривать повреждения. Дно пробито в трех местах по левой стороне кузова, но жизненно важные органы автомобиля не задеты, колёса целые, тормозные и топливные трубопроводы в порядке. Сходил, убрал с дороги столь опасные предметы, железяка, на которую я налетел, оказалась частью тормозного барабана. Впереди меня стояла фура на обочине, тоже как и я, с аварийкой. Оказывается, она на полном ходу налетела на тормозной барабан и отколола от него кусок, который мне и достался. Эту ночь мы провели в каком-то кафе, там сдавались комнаты по 600 руб., все удобства во дворе, хозяева очень не русской национальности. Рано утром сорвались и скорей домой. Вечером 10 сентября были в Новокузнецке.
Теперь посчитаем, во что обошлась поездка:
Проехали 9 780 км.
На топливо израсходовали 11 620 руб. (бензин только 92-й).
Средний расход — 5,75 л/100 км. По трассе получалось строго 5 литров.
Средняя цена бензина — 20,63 руб./литр.
Самый дорогой бензин, который я заправлял, был в Юрьевце — 22,70, самый дешёвый в Башкирии — 19,80.
Обратная дорога с учётом такого непрямого маршрута вышла на 500 км длиннее.
Расходы на ночёвки — 1 500 руб.
Штрафы — 0 руб., в чём помог радар-детектор, он хоть и старый, куплен ещё во второй половине 90-х годов, но реагирует чётко. От треног раза 3-4 спас точно.
Ремонт кузова 2 500 руб. вместе с материалами, включая ремонт пассажирского кресла, у которого оказалось оторвано крепление к полу. Больше ничего ремонтировать не пришлось, машина в порядке.