|
Маршрут на 4 дня.
Я живу на Южном Урале и слышал термин «горнозаводская цивилизация». У меня возник вопрос: а что это такое? Я вспомнил свои поездки в город Кыштым и в горный поселок Пороги и задумался о том, какой он, горный завод?
Горный завод ставился так: среди двух гор или скал перегораживали плотиной речку, образовывался пруд, в плотине делали водоводы, по водоводам бежала вода на водобойные колёса, которые через разного рода шестеренки управляли водяным молотом и разными механизмами завода. Вокруг завода образовывалось поселение, которое работало на заводе, образовывались побочные предприятия, например, по переработке леса. Как только завод начинал приносить большие прибыли, строили церкви и храмы, искали святых покровителей данной местности. Всё и вся жизнь была сконцентрирована на заводе и благодаря заводу и была эта жизнь. Рабочий работал на заводе, а женам что делать? Заводы Урала дали своим работникам огороды, в то время Россия знала только поля и сады. Да и в советское время огороды были от заводов.
Схема для всех городов одна. В центре — пруд. Под плотиной — завод. Через плотину идёт главная улица. На выезде с плотины — площадь, где стоят храм, контора завода, дом заводчика, лавки купцов. Вокруг — дома служащих.
Кыштым — это типичный пример горнозаводской цивилизации, горный завод, пруд, храмы, и по мере значимости места: усадьба и парк на берегу пруда, сад с фонтаном — так называемая «южная» резиденции Демидовых.
Электростанция в поселке Пороги в районе Сатки — это, пожалуй, самый наглядный пример горного завода, точнее «идея», вместо водобойных колёс, вода вращает турбины генератора, который вырабатывает электроэнергию для завода. Возведен завод в 1910 году.
От тех славных времен остались в культурном понимании храмы и церкви, небольшие заводы превратились в руины, а крупные заводы перестроились и стали металлургическими комбинатами. Вот по «останкам» этой цивилизации, в культурном понимании, и совершили данное путешествие в Свердловскую область.
Первая точка путешествия Невьянск: В 1699 году по приказу Петра I заложили Невьянский завод, один из первых металлургических заводов на Урале, а в 1702 году государственные власти отдали завод Никите Демидову даром, точнее, чтоб тот делал для армии пушки и ружья по государственной цене.
Подъезжая к Невьянску, заметил, что всё в округе перекопано и во многих местах работают золотопромывательные машины.
У города уникальное местоположение. Богатство этих мест обеспечило не только снабжение страны железом и чугуном. В этих краях оказались очень богатые золотые и серебряные руды. Положение города позволяло местным жителям искать золото, не отходя особо далеко от места своего поселения. Власти здесь безуспешно ловили неуловимых фальшивомонетчиков и вольных разбойников.
Невьянская башня. Её называют наклонной, Башню строил Акинфий Демидов, но ещё до кончины батюшки Никиты. По легенде в подвалах работали мастера Акинфия, плавили серебро и чеканили монеты, когда власти направили в Невьянск комиссию из неподкупных ревизоров, Акинфий безжалостно уничтожил все следы своего преступления: приказал открыть подземные шлюзы и затопить подвал вместе с людьми. От этого злодеяния она и покосилась.
Спасо-Преображенский собор, заложен в 1824 году, построен на средства заводчиков Яковлевых.
Далее едем в старинное село Быньги. Оно недалеко от Невьянска, былой Быньговский завод, основанный Акинфием Демидовым в 1716 году. Завод закрылся в 1863 году, а село стало добывать золото.
В самом селе много богатых (того времени) домов.
В 1769 году Демидовы продали Быньги Яковлеву. Вот его имя и получил храм. Яковлевский храм при Быньговском заводе. По поводу храма есть легенда. После того как владелец железного завода Савва Яковлев умер, его дети начали спорить по поводу наследства отца. И один из сыновей — Петр Саввич Яковлев публично пообещал перед Богом и людьми, что если он станет владельцем Невьянских производств, то построит здесь чудесный храм. Чудо сбылось, и Петр сделал, как и сказал. По его распоряжению в Быньгах был отстроен феноменальный «чугунный храм», в структуре которого использовались все знания о железе, чугуне и железобетоне того времени.
Патриоты:
Третий пункт остановки, да и ночевки был дом отдыха Актай.
В 1879 году на берегу реки Актай, тут стали останавливаться на отдых паломники, следующие в Верхотурье. Тут же находится живоносный источник, вода которого считается целебной. В 1888 году над источником была построена деревянная часовня, в 1928 году всю православную деятельность закрыли, разместили пионерлагерь, в годы Великой отечественной войны тут был военный госпиталь.
Приехали в первом часу ночи, пришла женщина, открыла калитку, дала ключи, нет, не от комнаты, а от корпуса. Интересна была ночевка, в целом корпусе кроме нас не было ни души. Да и соседние корпуса были закрыты. Час ночи, пол деревянный, два этажа, место незнакомое, а что там дальше?.. Дом старый, с фонариком по скрипящим ступеням поднялись на второй этаж, уух, неизведанное в темноте всегда интригует и волнует, потом на утро, здание как здание, ничего особенного. Утром место оказалось красивое.
Закрыв калитку едем в Верхотурье.
Основан Верхотурье в 1597 году. Есть тут два монастыря, женский и мужской.
Свято-Николаевский мужской монастырь. Был основан в 1604 году.
Крестовоздвиженский храм был построен к 300-летию дома Романовых.
Надвратная Симеоно-Аннинская церковь монастыря:
В Игуменском корпусе расположен музей, в нем можно заказать экскурсию, конечно, мы на неё пошли, экскурсовод очень интересно рассказала, кто такой Симеон Верхотурский и историю города. Среди «туристов» были одни и те же восклицания: надо же, в глуши построили такие храмы, городок небольшой, а церквей очень много, значит, тут что-то есть, ооооочень святое место, поэтому паломники сюда и шли, и возводились храмы. Одна женщина так совсем заохала и ахала… Да, место святое, а в действительности как было-то.
В России на вес золота ценилась пушнина, добывать ее нужно было в Сибири. А путь в Сибирь шел только через Средний Урал. На Южном Урале тогда господствовали кочевники. Средний Урал — это был суровый край, мало обжитый русским людом. Основные поселения были при монастырях. Духовенство на Урале было воинствующим: за крепкими стенами монастырей прятались русские люди от набегов инородцев, часть монахов носила оружие и воевала. Также монастыри служили центрами образования, были ответственны за налаживание контактов пришлых русских людей с инородцами (так называли коренное население Среднего Урала). Вокруг монастырей образовывались поселения, грады, проходили ярмарки.
Через место, где сейчас расположен град Верхотурье, проходила старая Бабиновская дорога. Она имела очень важное значение тогда — единственная дорога, соединяющая Европейскую часть России с Азии, благодаря ей, начала активно осваиваться Сибирь. Вот на этой дороге в Верхотурье была поставлена таможня, а через город шли все сибирские товары. Строительство других дорог было запрещено. На пушнину существовала особая государственная монополия: все сделки по ее продаже между русскими и манси могли заключаться только на гостином дворе в Верхотурье. Тем самым тогда это был один из богатейших городов России. Роскошь храмовых ансамблей Верхотурья оплачена поборами на Сибирском тракте.
На Урале есть признанный церковью святой покровитель — Симеон Верхотурский. Люди, жившие в суровых условиях холодных зим, неплодородных почв, трудящиеся на уральских рудниках и заводах, остро нуждались в своем заступнике перед Богом, знающем все их горести и печали.
Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл бо́льшую часть жизни, скрывая свое происхождение. В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием и, чтобы не получать платы, оставлял одежду недошитой и уходил из села. Проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного. Праведный Симеон явил собою новый тип святости — «опрощения».
Свято-Покровский женский монастырь. Действующий женский монастырь, основан в 1621 году.
Двор монастыря освещается лампами, питающимися от солнечных батарей.
Верхотурский Кремль. Первые постройки кремля относятся к 1598 г. Верхотурский каменный кремль представлял собой огромную усадьбу, дома воеводы, по периметру обнесенную крепостными стенами.
Каменный Свято-Троицкий собор, был заложен по царскому указу в 1703 году на месте деревянного.
За небольшую плату получили ключи от входа на колокольню и поднялись по винтовой лестнице на башню…
…с которой открывается вид на весь город:
После посещения монастырей прошлись по городу:
Подвесной мост:
Типовые господские дома для служащих заводов:
Следующий пункт остановки и ночевки — Нижняя тура, гостиница «Центральная». По дороге заметил, что это более северный край, чем Челябинская область, деревья не раскидистые, худенькие, жмутся друг к другу, листва желтая, кое-где облетает, тогда как у нас все зелено. Переночевав, двигаемся дальше в Нижний Тагил.
Могучий Нижнетагильский завод заложен в 1725 году — главный козырь в колоде Демидовых, чудо-оружие и палочка-выручалочка. Что интересно, Демидовы редко бывали на своих заводах. А на деньги с этих же заводов, владельцы кутили и куражились, состязались с державами и царями, сорили деньгами в гостях, а дома на Урале скупились для своих на копейку.
Насмотревшись безжизненных механизмов, едем дальше.
Демидовы построили два завода по переработке руды: Нижнесинячихинский — построенный ниже по течению реки в марте 1727 года, и Верхнесинячихинский — в верхнем течении реки, построенный в 1769 году. В Нижняя Синячиха завода не осталось, на месте только табличка исчезнувшего завода.
Следующий пункт остановки — Село Нижняя Синячиха, основанное еще в 1680 году. Здесь был построен железоделательный завод. Сейчас о нем может напомнить разве что сохранившееся здание заводоуправления. А вот на деньги заводовладельцев было построено и осталось для нас:
Спасо-Преображенский храм. Выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому вы не найдете больше нигде на Урале. Строительство храма началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева.
Здесь можно посмотреть музей деревянного зодчества. Тут собраны дома и экспонаты деревень и сел среднего Урала, которых уже не существует.
Спасская часовня. Часовня XIX века изначально была построена в селе Юрты, стоявшем в давние времена на Бабиновской дороге. По легенде часовня была возведена в знак благодарности состоятельным купцом, которого исцелил от тяжелой болезни знахарь из села Юрты.
Часовня-ротонда XIX века была привезена из села Останино.
Чирики бегут:
Посмотрев всё то, что можно посмотреть, поехали дальше — Верхняя-Синячиха. По дороге можно посмотреть строящийся женский монастырь. В самой Верхней-Синячихе долго останавливаться не стали и поехали спать в гостиницу в Алапаевске. Гостиница была еще тех советских интерьеров, комната с обоями года так семидесятого, кровати того же года, и умывальник тут же, железный. Душ вообще мечта эксгибициониста. Отдельный на этаж. Дверь наполовину из прозрачного стекла и пластика, причем стекло оно снизу, и такое большое, что видно не стопы, не колени, а пятую точку.
Переночевав, пошли на осмотр города. В Алапаевске работал горный инженер Илья Чайковский, отец Петра Чайковского, главное его дело инженера стало строительство и спуск на Каму железного парохода «Астрабад». Тут в городе находится музей Петра Чайковского.
Побродив, поехали в заключительную точку кольца — село Арамашево, основанное в 1631 году.
В 1800 году поселенцы построили каменный храм. Скала, на ней стоит храм, называют Церковный. Его высота 42 метра. Встретили женщину, которая провела экскурсию, рассказывала, как в 1929 году разрушали храм, долго не могли скинуть колокол с колокольни. Пригнав подводу с тремя лошадьми, колокол несколько раз дернули, и он упал. Покатился вниз по скале, но зацепился за выступ, как будто не хотел уходить, его поддернули баграми, после колокол медленно покатился вниз и упал в реку. Как ни странно, его до сих пор не могут найти, приглашали водолазов, но найти колокол так и не удалось. Рассказала, что из храма идет подземный ход к берегу реки, чтоб во время набегов кочевников жители могли спрятаться. Сейчас ход засыпан.
Посидев на берегу реки, поехали в сторону дома.
P. S. Все дороги для легкового автомобиля «проезжабельны».