|
Дагестан - Грозный - Магас - Эльбрус - Пятигорск - Майкоп - Крым (Гурзуф - Бахчисарай - Тарханкут - Белогорск - Керчь)
Аннотация
Как провести отпуск с маленькими детьми, совместив посещение достопримечательностей и отдых на море. Интересные места Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Крыма.
Подготовка
Для начала представляю нашу большую семью: я — Михаил, моя супруга — Юлия, старший ребёнок Арсений 14 лет и двойняшки Дарина и Ярослав — по 5 лет. И наша большая машина — Toyota Verso 2009 года рождения.
Как водится, подготовка к поездке занимает чуть ли не на порядок больше времени, чем сама поездка.
2020 год пришлось пропустить — новое слово «COVID-19».
Пропускать отпуск ещё и в этом году — было просто недопустимо.
К традиционной проверке и подготовке машины (замена масел, фильтров), добавились нежданные ремонты: датчик коленвала, блок Valmatic, топливный насос и дозаправка кондиционера.
Итак, машину подготовили, план поездки свёрстан, бюджет определён, отели забронированы — можно собираться и ехать. Но! Приходит известие, что наш старший сын получил путёвку на 7-ую смену в Артек. Фактически на те же самые дни, что мы и планировали наше путешествие.
Начинаем менять планы. На неделю сдвигаем отпуск, всё перебронируем и решаем первую часть ехать без него (проезжаем по Кавказу, переезжаем в Гурзуф в Крыму), а потом забираем его в Артеке и продолжаем отпуск все вместе.
Итак, в путь.
Часть 1. Перипетии дорог
1-й день. Суббота 19 июня 2021. Новоуральск — Ивантеевка (Саратовская область)
Дни перед отпуском выдались суматошные, поэтому в ночь перед поездкой решили немного подольше поспать — выехали только в 7 часов утра.
До выезда на М5 в районе Кропачева ничего примечательного. А вот М5 нынче удивила. Между Симом и Ашой идёт активная работа по реконструкции дороги — похоже, скоро будет многополоска с разделительной полосой. К счастью, никаких пробок и светофоров.
Зато, как выехали в Оренбургскую область, сразу встали в пробки. Ремонтируют два участка. На светофорах потеряли часа 2 времени.
В районе Северного съезжаем с М5 на Бугуруслан и идём до самарской объездной.
По плану ночёвка в мотеле «Оазис» в Ивантеевке (оценка отелей — в конце отчёта). Прибыли в 1-м часу ночи.
Итоги 1-го дня: проехали 1132 км, время в пути почти 18 часов (остановки только на заправках).
2-й день. Воскресенье 20 июня 2019. Ивантеевка — Элиста
Во многих отчётах дорогу через Пугачёв на Саратов хают за её состояние. Соглашусь, что дорога далеко не идеальная — неровная, много выбоин. А нынче добавились ещё и колеи, и наплывы асфальта. Но у неё всё же есть один плюс — низкий трафик, особенно утром. Поэтому на ровных участках вполне можно быстро ехать.
На объездной вокруг Саратова тоже ремонты — тоже делают многополосную дорогу с разделительной полосой. Но темпы работ заметно медленнее, чем на М5.
С приближением к Волгограду начинает припекать — 35-36 градусов жары. И, как водится, после Дубовки пробка — ремонт моста. И на тебе! В пробке — загорается лампочка перегрева мотора. По отсутствию характерного звука, понимаю, что вентилятор на радиаторе не работает. Пока стоим в пробке ищу в интернете какие в Волгограде есть работающие автомастерские. С третьей попытки нашёл мастерскую, уточняю наличие электрика — подтверждают, что есть и даже работает. Включаю печку на полную температуру, открываю окна и в таком режиме едем.
Приезжаем по адресу — оказывается, электрик у них сегодня не работает. Спрашиваю, куда ещё можно обратиться? Их клиент, слышавший наш разговор, подсказывает другой адрес. Едем туда — опять нет ни электрика, ни диагноста. Спрашиваю у таксиста — даёт другой адрес — едем туда. Опять куча автомастерских, но опять безрезультатно. И так несколько адресов. На все эти поиски потеряли часа полтора. В конце концов, заезжаем в кафе и решаем ехать дальше в Элисту, искать мастерскую там (тем более, что завтра будет понедельник, должны будут работать).
С работающей печкой проезжаем Волгоград, а дальше, по дороге в Элисту, набегающего потока воздуха вполне хватало, чтобы охладить двигатель, да и температура на улице стала падать.
Ну, и, традиционно, опять попали в ремонты, но за счёт небольшого трафика потеряли всего минут 20-30.
В Элисту приехали опять под ночь. Детей заносили в гостиницу уже спящими.
В гостинице по новостям узнаём, что Ялту и Гурзуф затопило. Часа два пытаемся дозвониться до старшего ребёнка. Узнаём, что их лагерь от дождей не пострадал, но другие всё же задело. Начинаем думать — стоит ли вообще ехать в Крым отдыхать?
Итоги 2-го дня: проехали 1016 км, время в пути 15,5 часов (с учётом остановки в кафе и мотаний по Волгограду).
3-й день. Понедельник 21 июня 2021. Элиста — Грозный
Утром прошу администратора гостиницы подсказать хорошие автомастерские. Она через своего директора узнаёт — даёт мне два адреса. Еду в первый — оказалось, что ещё закрыт. Еду во второй — уже полно машин. Плачу 10 рублей за въезд на территорию, спрашиваю электрика, меня отсылают к диагносту. Дождался своей очереди.
Молодой парень, очень толковый. Прогнал по тестеру — очень удивился, что в системе нет ни одной ошибки (говорит, что обычно у всех машин по несколько штук висят). Прозвонил все цепи, всё проверил. В итоге оказалось, что из блока управления вентилятором выскочил разъём с проводом, идущий на вентилятор. Вероятно, задели, когда снимали-ставили аккумулятор, плюс растрясли по дороге Самара — Саратов. Цена вопроса 515 рублей и 2 часа времени.
Можно двигаться дальше.
Кстати, пока делали нашу машину, подошло ещё 3-4 человека — и тоже у всех проблемы с вентилятором и кондиционером. Жара, пекло…
Понимаем, что от графика отстали безнадёжно, решаем спокойно перекусить в кафешке (оценка кафе и столовых в конце отчёта) и двигаться дальше.
По плану нам нужно было попасть в Дагестан, а затем в Чечню. Уходим на Яшкуль. До Яшкуля пейзажи за окном особо не удивляли (ездили по Калмыкии в 2019 году). Разве что несколько раз встретили прямо посреди полей буддийскую мантру:
Обычно пишут «ом мани падме хум», а тут чуть иначе.
А вот километров через 10-20 после Яшкуля пейзаж стал совсем другим — по сути настоящая пустыня — даже травинки нет никакой. Как в этих условиях живут люди, а тем более содержат скот — для нас осталось загадкой.
Типичное поселение в калмыкской степи (большой загон не далеко от дороги и земляная дорога к нему).
А дальше ещё интересней — мы попали в настоящую песчаную бурю. Мало того, что ветер страшенный, так он с песком. Вплоть до самого Дагестана ехали в настоящей пескоструйке.
Видимость метров 50 не больше — дальше двух машин не видно.
Такими темпами, думаю, лет через 5-10 не будет никакой степи — а будет настоящая песчаная пустыня.
Особое внимание уделили проезду перекрёстка на выезде из Комсомольского — в прошлый раз нас останавливали на посту за наезд на сплошную. В этот раз тоже остановили. Разговорчивый сержант — проверил документы, поинтересовался почему супруга за рулём, когда обычно за рулём мужчина и всё такое, и отпустил.
Через несколько километров — блок-пост. Останавливают всех подряд, проверяют документы, проводят осмотр багажника:
«Вежливый сотрудник»: Что везёте?
Мы: Личные вещи, продукты.
«Вежливый сотрудник»: А что в этом чемоданчике?
Мы: Небулайзер — делать ингаляции.
«Вежливый сотрудник»: А это что?
Мы: Мультиварка.
«Вежливый сотрудник»: Ясно.
Отдаёт документы.
Мы: Нам можно ехать?
«Вежливый сотрудник»: Да, езжайте.
Мы: А регистрироваться не надо? В прошлый раз нас записывали.
«Вежливый сотрудник»: Не нужно, (и с улыбкой) берите свою мультиварку и счастливого вам пути.
Что ж, едем дальше. Вернее — до следующего поста.
В Дагестане в селе Кочубей встал на первом светофоре. Возле заправки стоит машина ДПС. Вижу, выходит гаишник. Юля успевает сказать — «по твою душу». Действительно, только проезжаю перекрёсток — машет палочкой. Останавливаюсь, выхожу.
Гаишник представляется и показывает мне на сетку, которую я установил (признаюсь, моя вина — поленился закрепить её под номер — поэтому по сути она была над номером). Но это ещё ладно, от сильного ветра, часть сетки сорвало из‑под капота и она упала на номер. Получилось чуть ли не двойной слой сетки поверх номера.
Показывает мне в своём планшете пункт КоАП (часть вторая статьи 12.2: штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до 1 до 3 месяцев).
Гаишник: Пройдёмте к патрульной машине.
Я: А если я устраню всё на месте?
Гаишник: Это само собой, что устраните. Можете сейчас устранить, а можете после оформления.
Я: Так зачем оформлять, если я сейчас устраню?
Гаишник: Устраняйте и подходите, я пока буду оформлять.
Я: Что, без штрафа совсем нельзя? Может, просто предупреждение?
Гаишник: Забыл Вас предупредить, что все наши разговоры записываются.
Я: Хорошо, пусть записываются. Я не собираюсь предлагать Вам взятку.
Гаишник: Я прекрасно понимаю, зачем Вы установили сетку. Но ведь нарушение есть? Есть. Меня потом проверят по записи. Как я буду объяснять, что вначале остановил, а потом отпустил Вас с зафиксированным нарушением?
Я: Почти 3 тысячи проехал, ни на одном посту вопросов не было.
Гаишник: Вот и хорошо, устраняйте и подходите.
Достаю отвёртку, перезакрепляю сетку. Подхожу к гаишнику. Он смотрит на меня удивлёнными глазами.
Гаишник: Михаил Александрович, пробил Вас по базе — у Вас нет ни одного штрафа?!
Я: Да, не было. Зато теперь будет.
Гаишник (смотрит в мои права): О, так у Вас в правах сказано, что Вы должны ездить в очках или линзах?! А где они.
Я: Очки — в машине лежат. Снял.
Гаишник: Но когда я Вас остановил, их ведь на Вас не было?
Их действительно не было. При зрении 0,8-0,9 не понимаю, зачем нужны очки. Каждый раз с «теплотой» вспоминаю окулиста, которая в заключении написала, что нужно водить в очках (спустя несколько месяцев проходил комиссию у другого окулиста — он очень удивился, что мне выписали очки). Почти как у юристов: два врача — три мнения.
Я: Ну, хорошо давайте до кучи ещё и на это штраф выпишите. Можем пойти посмотреть к машине, ещё какое-нибудь нарушение найти. Давайте, всё по полной! Итак все планы уже нарушены, а ещё 400 км ехать.
Гаишник: А куда едете?
Я: Ночевать будем в Грозном.
Гаишник: Так до него ведь не 400 км?!
Я: Нам ещё нужно на бархан успеть и каньон посмотреть.
В это время Юля с детьми подходит к нам и спрашивает у гаишника, где можно сходить с детьми в туалет. Гаишник показывает в сторону заправки. Они уходят.
Гаишник: О, у Вас двое детей!?
Я: Нет, трое — третий в лагере, едем его забирать.
Гаишник: Странно это видеть — из России к нам с тремя детьми.
Я: Почему странно?
Гаишник: Обычно москвичи приезжают — один ребёнок и собачка.
Я: Ну, Москва — это ещё не вся Россия.
Гаишник (улыбается): Да, верно.
Гаишник: Михаил Александрович, сможете ли Вы оплатить штраф в размере 250 рублей? Это не обременит Ваш семейный бюджет?
Я: Нет, не обременит.
Гаишник: Я оформлю Вам штраф 500 рублей, в течение 20 дней сможете оплатить 50%. Вы же понимаете, я не могу быть добрым для всех. Если Вас не накажу, меня начальство накажет.
Я: Конечно. Понимаю.
Гаишник: Вот видите, у меня же нет цели Вас строго наказать?
Чувствую, что ситуация выправляется в мою сторону. Вывожу разговор в более неформальное русло.
Я: А что у вас такое происходит — в 2019 году проезжали — никакого ветра, а нынче мало того, что ветер, так ещё и пыльная буря.
Гаишник: Сами удивляемся — последние 2 года такая напасть.
Я: Скоро тут одна пустыня будет.
Гаишник: Да, похоже на то.
Даёт мне протокол, расписываюсь. Зная, что в Дагестане не всем заправкам стоит доверять, спрашиваю его, в какой из трёх заправок (ближайшие к нам) можно заправиться. Показывает рукой на заправку на другой стороне дороги (Укойл), рассказывает, как проехать, чтобы не нарушить разметку.
В общем, расстались почти друзьями.
Ну, и для завершения темы песчаной бури и бесконечного ветра, в качестве подтверждения, что это всё достаточно серьёзно, отмечу два последствия:
Продолжаем путь.
Планировали успеть попасть на бархан Сарыкум, прокладываем путь до него. Навигатор ведёт в объезд Хасавюрта. Едем по каким-то окраинам, непонятным улицам. Выехали на трассу «Кавказ» за Хасавюртом. Через некоторое время начинает темнеть — понимаем, что не успеем, разворачиваемся и едем в гостиницу в Грозном.
После блок-поста на границе Дагестана-Чечни дорога сразу же из двухполоски превращается в шикарную магистраль: три полосы в каждом направлении, разделительная полоса с отбойником, шумоизоляция по правой стороне и освещение вдоль всей дороги.
Дорога после въезда в Чечню со стороны Дагестана.
Дальше больше — въезжаем в Аргун — всё подсвечено.
Собственно, и сам ночной Грозный оставляет приятные впечатления.
Ночной Грозный нам немного напомнил Астану (Нур-Султан) — такие же широкие дороги, разноцветная подсветка зданий.
Мечеть «Сердце Чечни» в ночных огнях.
Шар на круговом перекрёстке при въезде в Грозный.
Вот так прошёл наш третий день в пути. Можно отдохнуть.
Дальше нас ждут республики Северного Кавказа.
Пока дети и Юля спали, сидел до 2 часов ночи в интернете и перебронировал все отели. Из‑за поломки потеряли почти день. Сделал ревизию всех дальнейших планов.
Чуть не забыл одну интересную деталь. Включил телевизор — были местные каналы. Приятно поразило, что показывают сюжеты о местных традициях, чеченских спортсменах, о семейных ценностях. Никакой чернухи, пошлятины, крови и алкоголя.
Итоги 3-го дня: проехали 570 км, время в пути 9 часов (с учётом всех остановок).
Часть 2. Северный Кавказ — это…, это…, это страшно интересно!
4-й день. Вторник 22 июня 2021. Грозный — Дагестан — Владикавказ
Утро началось с шикарного завтрака. Администратор гостиницы спросила у каждого ребёнка, что бы он хотел — и им приготовили каждому своё — одному омлет, другому яичницу. А нам домашний сулугуни, блинчики, кашка. М-м-м.
Едем кататься по Грозному. Много наслышаны о нём. Город, действительно, выглядит очень современно и красиво.
Центральная площадь — контрастной плиткой выложена карта республики.
Тот самый знак на том самом проспекте.
Мечеть «Сердце Чечни» — 3-е место в России по величине.
А сувениры продаются сами — без продавца.
Недалеко от мечети — парк цветов.
Очень приятный и красивый — много различных композиций (к каждому цветку подведен шланг с поливом)
Весьма символично — башни прошлого и башни настоящего.
Везде идеальный порядок, даже во дворах обычных жилых домов.
Не могу не остановиться на теме портретов Владимира Путина, Рамзана Кадырова и Ахмата Кадырова — они действительно на каждом здании.
А есть ли такое здание в Грозном, где нет портретов?
Но самое важное — ни в одном магазине, ни на одном рекламном плакате — нет даже намёка на алкоголь. Продажа алкоголя ограничена по всей республике.
Выезжаем из Грозного — едем через Гудермес, Аргун. Признаюсь честно, у меня и у Юли эти названия до этой поездки неизменно вызывали неприятные ассоциации с чеченской войной. И как хорошо, что теперь, когда мы сами увидели все эти места — старые ассоциации затираются, и вместо них сейчас вспоминаются красивые города с современными домами и мечетями, чистые дороги и тротуары, широкие проспекты и цветочные клумбы…
Чечня и Грозный оставили самые приятные впечатления. Современная столица, прекрасные дороги, а главное — у нас не возникло никакого чувства опасности или тревоги.
Многие считают мечеть в Аргуне одной из самых красивых — пожалуй, соглашусь.
Последние километры отличной дороги.
И мы въезжаем в Дагестан.
Очередной контраст — выехали из Чечни в Дагестан — началась привычная двухполоска.
Вдоль дороги много продавцов. Продают свои фрукты, ягоды. Купили абрикосов и черешни. Никакого сравнения с магазинными. Свежайшие, сладкие, сочные, вкусные.
Хасавюрт — обычный день, обычная дорога.
Следующим пункт нашей поездки — село Дубки и Сулакский каньон. С трассы «Кавказ» перед Кизилюртом сворачиваем на юг и едем в горы.
Между прочим, «Дагестан» в переводе с тюркского означает «страна гор».
Недалеко от перевала на площадке установлены качели. Можно качаться почти над пропастью. Мы не стали рисковать — и не зря. Уже дома, случайно, по новостям увидели, что одна пара сорвалась на этих качелях вниз.
На смотровой площадке (рядом с качелями).
Проезжаем через Дубки, возле смотровой каньона оставляем машину и идём наслаждаться видами.
А смотреть действительно есть на что — вид сверху потрясает своей глубиной. Где-то далеко-далеко внизу в воздухе парят орлы, а ещё ниже бегут воды реки Сулак.
Сулакский каньон — глубина достигает 1920 метров, протяжённость 53 километра.
Каньон — второй по глубине каньон мира, на 63 метра глубже Большого каньона в США.
Вдалеке виднеется Чиркейское водохранилище с ГЭС.
Виды — от которых захватывает дух.
Можно спускаться вниз и кататься на катерах по реке Сулак.
А само название села Дубки не случайное — рядом действительно рощица из небольших дубков
После каньона заходим в столовую «Дубки». Скажу одно — чуду с тыквой и домашним творогом и зеленью, которые мы попробовали там — не сравняться ни с чем — изумительно вкусные, свежие — оторваться невозможно.
Возвращаемся на трассу «Кавказ» и двигаемся в сторону Махачкалы. Наш следующий пункт — бархан Сарыкум.
Уже на подъезде к нему создаётся ощущение чего-то необычного. На фоне гор, среди зелёных полей и лесочков раскинулась огромная гора жёлтого песка. Название Сарыкум действительно переводится как «Жёлтый песок».
Как он образовался здесь — среди гор и зелени — достоверно не знают даже учёные.
До самого бархана нужно потрястись ещё километров 5-10 по песчаной гребёнке.
Стоянка платная — 100 рублей с машины. Цена входного билета 128 рублей со взрослого.
262 метра — самый высокий одиночный бархан в Евразии и второй по величине в мире.
Для подъёма наверх оборудована тропинка. Везде предупреждения о запрете выходить за её пределы. С одной стороны — бархан является природным заповедником и необходимо охранять всех его обитателей, с другой стороны — личная безопасность — среди обитателей водятся ядовитые — скорпионы и самая большая ядовитая змея России — гюрза.
«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей»
Всего на бархане более тысячи видов животных, есть и летучие мыши и черепахи, есть даже волки и лисы.
Вдоль дорожки на бархан есть плакаты с животными, а также следами, которые они оставляют.
Нам по дороге встретились только ящерицы — все пронумерованные. Размеры — 20-25 см. Были слышны крики, что кто-то видел змей. Думаю, если есть время — можно понаблюдать и заметить много кого.
Круглоголовая ящерица №115 — вот и живи теперь с номером на спине.
Наверху оборудована площадка, которая частично занесена песком. Подниматься на самый большой гребень запрещено — но рядом есть прекрасное место, где можно и просто посидеть и побегать по песку.
Самые активные, конечно, дети.
А где ещё можно так — разбежаться и на животе скатиться по песку?
А виды действительно нереальные — ощущения, что ты где-то в настоящей песочной пустыне, а не в центре Дагестана.
Один из гребней, куда можно подойти.
Набегавшись и набесившись вдоволь, стали спускаться. Дети убежали вниз, Юля пошла их догонять, а я наткнулся на группу из 3 человек, видимо, биологов, которые ловили ящериц. Два молодых (скорее всего, студенты), а третий — мужчина неопределённого возраста — весьма колоритный персонаж — взлохмаченные во все стороны волосы и такая же всклокоченная борода.
Я не удержался спросил:
Я: А зачем вы нумеруете ящерок?
Биолог (очень строго, даже не поднимая глаз): Может, мы будем работать, а не разговоры вести?!
Вот так — наука прежде всего!
Уже внизу, на кассе, повторил свой вопрос. Оказалось, что все животные, которые живут на бархане, занесены в красную книгу. Больше нигде не обитают, кроме как здесь. Тут за ними ведётся строжайший учёт и контроль.
Вряд ли, конечно, вдоль тропинки можно увидеть много кого, но не это главное. Сейчас, дома, просматривая наши фотографии на бархане, мы продолжаем испытывать невероятный восторг — место просто фантастическое и незабываемое.
На сегодня наша культурная программа закончена — едем в гостиницу во Владикавказ. Приезд опять в ночь. Традиционно уже для этой поездки.
Перед Владикавказом блок пост — останавливают все машины с неместными номерами. Провели осмотр машины, меня отправили на регистрацию.
«Вежливый сотрудник»: Куда едете?
Я: В Крым.
«Вежливый сотрудник»: В Осетию будете заезжать?
Я: Нет, сегодня ночуем во Владикавказе, а завтра в Магас.
«Вежливый сотрудник»: Счастливого пути.
Оказалось, что 20 июня на Транскаме (дорога в южную Осетию) произошли сильные дожди и сошёл сель — дорогу закрыли.
Интересный момент. При заселении в гостиницу, пока заносил вещи, мимо гостиницы промчалось, наверно, машин 5-6 полицейских с мигалками — кого-то ловили. Спрашиваю у администратора:
Я: У Вас всегда так — полицейские?
Администратор: Ну, да.
Я: Почему? Что-то серьёзное случилось?
Администратор: Не знаю. А у вас разве не так?
Я: Нет, у нас так не гоняют.
Что сказать — Кавказ, горячая кровь…
Итоги 4-го дня: проехали 451 км, время в пути 13 часов (с учётом всех остановок).
5-й день. Среда 23 июня 2021. Владикавказ — Магас — горная Ингушетия — Нальчик
Утро порадовало чудесным видом из окна.
Вид на горы из окна гостиницы.
Но, если честно, то Владикавказ оставил скорее отрицательные эмоции. После Чечни, где по сути сухой закон, да и в Дагестане мы не видели рекламы алкоголя, во Владикавказе же рекламные плакаты с алкоголем смотрят на тебя с каждой стороны и с каждого столба. Теперь понятно, почему у них толпы полицейских устраивают ночные погони.
Ну, а мы едем в Ингушению. И первое место остановки — самая молодая в России (да и, наверное, в мире) столица — Магас. Численность всего 13 тысяч человек.
Традиционные ворота на въезде (но никаких портретов).
Город солнца (Магас в переводе с ингушского) оставил очень приятное впечатление. Широкие дороги, зелень, чистота.
В очередной раз учудил навигатор — чтобы попасть в горную часть Ингушетии с башенными комплексами, проложил дорогу через Владикавказ. Знаю, что можно напрямую из Магаса. Для верности решил спросить у полицейских, которые стояли возле Башни согласия. Подхожу к полицейскому УАЗику — один стоит возле, другие внутри.
Я: Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я ведь могу проехать к Вовнушкам прямо из Магаса? А то у меня навигатор предлагает ехать через Владикавказ?
1-й полицейский: Да, можно.
Я: Не подскажете, как лучше выехать?
1-й полицейский: Сейчас узнаем.
Подводит меня к Уазику и обращается другому.
2-й полицейский (оглядывая меня и видя, что я в шортах, полушутливым тоном с характерным кавказским акцентом): Вай, как можно, в шортах? Тут же женщины ходят!
Я: Прошу прощения, виноват, с дороги.
Начинает объяснять мне на руках, как проехать. Другой не выдерживает, вмешивается.
3-й полицейский: Есть листочек, я лучше нарисую.
Несу листок, тот начинает мне рисовать и объяснять, как проехать.
2-й полицейский: Вы сами-то откуда?
Я: С Урала.
2-й полицейский: Далеко приехали. Много видели?
Я: Да. Дагестан, Чечню. Теперь хотим Ингушетию посмотреть. Вовнушки.
2-й полицейский: Обязательно. Там красиво.
Я: А, дорога туда хорошая? Проедем?
2-й полицейский: Да, хорошая. Такая же, как здесь (показывает рукой вниз на дорогу).
Я: Спасибо! У Вас очень красивый город! Очень приятно в нём побывать!
2-й полицейский: Да, красивый и очень чистый!
Выезжаем из Магаса по нарисованной схеме.
Ингушетия продолжает удивлять — проезжая через населённые пункты вдоль дороги, не встретили ни одного заброшенного, полуразрушенного или старого дома. Все дома новые, кирпичные, часто в 2 этажа. В большинстве своём, окна выходят внутрь. Территория огорожена кирпичным забором с железными воротами с кованной решёткой. Внутри мощёный плиткой дворик с деревьями и кустами. У многих по две машины.
Но больше всего удивила сама дорога. Красивые горы, ровный асфальт, вдоль течёт горная река и минимум трафика.
Лично по нам, так мы бы отдали ей звание самая живописная дорога России.
Горная дорога — опасность обвалов есть всегда.
Всё время хотели встретить вживую — но увидели только таких.
Единственное, что напоминает о том, что ты находишься в неспокойном районе — блок-посты.
Первый блок-пост — перед селом Алхасты, второй — за 2 километра до своротки на Вовнушки.
На первом блок-посту молодой парень полицейский просит мои права и документы на машину, относит в помещение для проверки. Пока проверяют, возвращается.
Полицейский: В Вовнушки едете?
Я: Да, туда. Как дорога?
Полицейский: Дорога хорошая и места там красивые. Я, правда, там не был.
Я: Как так?
Полицейский: Да, сколько лет здесь служу, всё собираюсь съездить, да не получается.
Я: Прям как «сапожник без сапог»…
Юля: А, безопасно у вас?
Полицейский: Всё тихо, спокойно. Не переживайте.
…
На втором блокпосту военные — проверяют паспорта.
Всё достаточно быстро, корректно и предельно вежливо.
Дорога идёт по ущелью вдоль реки Асса. Очень живописно.
Чем ближе к югу, тем чаще появляются развалины башен.
Если приглядеться, то башни там везде.
Территория парка перегорожена шлагбаумом. Въезд платный — 150 рублей с человека (за детей не платили). Дорога грунтовая, но проезжабельная в любое время и на любом транспорте.
Первое, что встречается по пути — храм Тхаба-Ерды (IX-XII вв. н.э.) Считается, что это один из самых древних христианских храмов на территории России.
Барельефы напоминают храмы Армении и Грузии. Вероятно, что грузины пришли в эти места и стали распространять христианство.
Напротив храма, в горах, располагается военная база.
Вид с Тхаба-Ерды на военную базу.
Несколько километров по грунтовой дороге и перед тобой открывается величественная картина. Вырастающие из скал башни. Всего башен 3 — одна на одной скале, две других на другой.
Считается, что раньше между ними был натянут подвесной мост.
Вот оно — одно из семи чудес России — башенный комплекс Вовнушки (ударение на первый слог).
Я попытался подняться к башням. К восточной башне просто так не подняться, а к 2 западным есть тропинки как снизу, так и сверху. Но даже при этом с трудом понимаешь, как первые обитатели строили эти сооружения.
В переводе Вовнушки означает «место боевых башен».
Сущность строений Вовнушки — культ камня. Массивные башни возведены без фундамента, прямо на сланцевых скалах. Нижние камни размером больше человеческого роста обеспечивают устойчивость конструкции.
Место достаточно популярное — постоянно кто-нибудь да приезжает. А вдоль реки все места, удобные для отдыха, почти заняты. Но нам повезло найти небольшую полянку с выходом к реке.
Горы, чистейший воздух, аромат трав, прохлада реки и невероятные сооружения — разве можно забыть такой пикник?!
По мне, так вполне заслуженно Вовнушки получили звание одного из семи чудес России. Потрясающие строения, потрясающее место, потрясающая атмосфера.
Перекусив, двигаемся дальше.
Недалеко расположено село Эгикал с самым большим количеством башен.
На территории замкового комплекса Эгикал более 100 памятников горной архитектуры.
К селу ведёт дорога, можно проехать и походить среди башен.
Эгикал — до 1944 года здесь жили люди, а теперь запустение.
Начинаем подъём на Цей-Лоамский перевал (высота 2100 м). В одном месте стоит знак — крутой подъём на протяжении 7 км.
«И горы встают у него на пути»…
Едем медленно — наслаждаемся видами.
Повезло с погодой — чистое небо.
Подъём затяжной и достаточно тяжёлый для двигателя, а тем, кто спускается, — и для тормозов.
Где-то на Цей-Лоамском перевале.
Ближе к вершине Цей-Лоамского перевала встретили пасущихся коров и… почувствовали запах гари. Меня бросило в холодный пот. Не хватало ещё сгореть здесь. Пахло из сопел обдува. Судя по запаху — плавился пластик. Выключаю вентилятор обдува и потихоньку доезжаю до перевала. Останавливаюсь, глушу машину — вроде ни дыма, ни огня. Идём смотреть виды с перевала.
Смотровая площадка на перевале — на горизонте в правой стороне видится белая верхушка Казбека (высота 5033 м).
Многие пишут, что Казбек можно увидеть либо рано утром, либо вечером. Будучи в Грузии, нам не повезло — были сплошные облака. А здесь — в Ингушетии — днём ни облачка.
Вот мы тебя и увидели — Казбек!
Цей-Лоамский перевал — ещё одно место, где хочется просто остановить время и созерцать невероятные виды вокруг…
На смотровой встречаем мотоциклиста, судя по номерам — из Москвы. Буквально час назад видели его возле башен Вовнушки. Не удерживаюсь и спрашиваю:
Я: Прям из Москвы едете?
Мотоциклист: Почти.
Я: Как, одному-то не страшно?
Мотоциклист: Нет, нормально.
Ещё раз проверяю двигатель, салон — никаких запахов. Садимся, едем дальше. Забегая вперёд, скажу — на протяжении всей нашей поездки больше никаких запахов не было, даже в более жаркие дни. Никаких отказов вентилятора и ещё чего-то также не было. Поэтому, в чём была причина — большой вопрос — либо сам вентилятор, либо воздуховоды. Не знаю.
Начинаем спуск по серпантину вниз.
Перед выездом на дорогу Владикавказ — Верхний Ларс очередной пост. Останавливают. Протягиваю документы.
«Вежливый сотрудник»: Через нас заезжали?
Я: Нет, через Магас ехали.
«Вежливый сотрудник»: Хорошо, проезжайте.
…
Сказать, что Горная Ингушетия — невероятное место, это не сказать ничего. И какие бы я не использовал сейчас прилагательные — это не опишет и десятой доли тех эмоций, которые мы там испытали.
…
Во Владикавказе уходим на Алагир. И двигаемся по Транскаму. Захотелось посмотреть памятник Уастырджи — кавказский аналог Георгия Победоносца.
Согласно осетинского эпоса, Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Он также посредник между Богом и людьми, среди людей появляется в виде нищего старика. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе.
А рядом — Ардонское ущелье.
Возвращаемся в Алагир и уходим на Нальчик.
На трассе Кавказ — очередные посты. Останавливали на каждом. На одном спросили, везём ли мы спиртосодержащее, на другом даже документы не стали смотреть — заглянули в салон и багажник и отпустили.
Впервые за всё наше путешествие в гостиницу приехали засветло.
Бронировали апартаменты — двухкомнатная квартира в центре города на ул. Пушкина. Рядом магазины, кафе.
После заселения иду покупать чего-нибудь из местной кухни — пироги, хычины. Захотелось попробовать местного пива. В ближайших магазинах нет. Стоит компания — 4 здоровых мужика. Подхожу.
Я: Здравствуйте! Не подскажите, где можно у вас купить местного пива?
Мужики: Нашёл у кого спросить. Сами не пьём и тебе не советуем!
Во, как! Какова вероятность, что вы, уважаемые читатели, сможете найти в своём городе компанию из четырёх человек, которые вообще не пьют?! А в Нальчике есть!
Вечером связываемся с хозяйкой нашего жилья в Гурзуфе. Узнаём, что у них всё нормально, последствия дождей почти убрали, море чистое, купаются. После этого успокаиваемся, отменять Крым не будем.
Кстати, «Нальчик» в переводе с тюркского означает «небольшая подкова», «подковка».
Итоги 5-го дня: проехали 320 км, время в пути 9,5 часов (с учётом всех остановок).
6-й день. Четверг 24 июня 2021. Нальчик — Эльбрус — Пятигорск
Завтракаем и выезжаем. Сегодня нас ждут горы. Вернее — самая большая гора в России — Эльбрус.
Проезжали мимо — видим стоят фоткаются, ну, мы не удержались и тоже сфоткали.
В районе Баксана уходим на юг на Эльбрус.
Считается, что трасса А158 одна из красивейших в России.
Трасса А158: Баксан — Эльбрус.
Если честно, то после увиденной накануне дороги по горной Ингушетии, А158 не впечатлила никак и ничем. Тут дело на любителя — кому как.
Чем ближе к Эльбрусу — тем больше гор со снежными шапками вокруг.
Ставим машину на стоянку (100 рублей) и идём к подъёмникам. Покупаем билеты сразу на все подъёмники.
Обязательно взять с собой очки и тёплую одежду, желательно непромокаемую обувь.
У Юли и детей небольшое волнение перед подъёмом.
Эльбрус (5642 метра) — высочайшая вершина России, Кавказа, а также Европы. На карачаево-балкарском языке гора называется «Минги-тау», что приблизительно можно перевести на русский язык, как «напоминающая тысячу гор». Современное название «Эльбрус» по разным версиям произошло либо от иранского «Айтибарес» — «высокая гора», либо из зендского (зенды — одно из племён Ирана) «эльбурс» — «блестящий». Среди других названий Эльбруса можно выделить тюркское «Джинпадишах» — «повелитель духов», абхазское «Орфи‑туб» — «гора блаженных», грузинское «Ял-буз» — «снежная грива».
На горе Эльбрус более 20 ледников, которые дают начало истокам трёх рек: Баксан, Малка и Кубань.
Со всех сторон стекает талая вода.
Последнее извержение Эльбруса произошло 1500 лет назад, но он до сих пор не считается потухшим вулканом. Он периодически даёт о себе знать. Его дыхание проявляется в виде выделения сернистых и хлористых газов и паров воды.
Старая канатная дорога тоже действует.
Конец июня, жара, а мы ходим по снегу — чувства непередаваемые.
А ещё и снежки можно покидать.
Температура воздуха около 5-7 градусов выше нуля.
Вот мы и добрались до 3847 метров — наш семейный рекорд.
Гора Эльбрус упоминается в мифах Древней Греции. Ведь именно к этой горе бог Зевс приковал Прометея за то, что он подарил людям огонь.
Поначалу высота особо не ощущается. Но дальше, даже при небольшой физической нагрузке, начинаешь понимать, что с тобой что-то происходит — появляется какая-то заторможенность, вялость. Ярик — так и вовсе после прогулки спуск вниз провёл в лежачем положении.
Подниматься тяжело, но спускаться, оказывается, ещё тяжелее.
Незабываемое впечатление — подняться на Эльбрус. Пусть не на самую вершину. Всё равно. Ощущения, что все горы вокруг находятся ниже тебя, а земли не видно вовсе. Орлы, летающие где-то там, далеко внизу, и ослепительно белый снег…
Теперь я, наверное, понимаю, что двигает альпинистами — подняться выше облаков, выше других гор, выше всех и всего…
Где-то очень близко с крышей мира…
Обедаем в кафе в Терскопе и двигаемся дальше — в Пятигорск.
И опять радуем себя — приезжаем в гостевой дом засветло.
Хороший, тихий район, можно было бы хорошо выспаться. Но! Посреди ночи услышали, как из дома на соседней улице доносилась громкая и быстрая речь. Спорили подвыпившие граждане. О чём спорили было не разобрать, но один из них упорно доказывал всем:
— Я мужик! Я мужик! Я мужик!
…
Вот так! А говорят, перевелись мужики. Врут.
Итоги 6-го дня: проехали 290 км, время в пути 9,5 часов (с учётом всех остановок).
7-й день. Пятница 25 июня 2021. Пятигорск — Адыгея — Майкоп
Нам показалось, что Пятигорск буквально пронизан духом города-курорта.
Тут всё создано для прогулок и неспешного времяпрепровождения. Пансионаты, пешеходные дорожки со скамейками, беседки, и кажется, что время замерло в этих местах.
Едем к знаменитому озеру Провал. Говорят, там Остап Бендер собрал 15 рублей на капитальный ремонт.
В действительности же проход в озеро абсолютно бесплатный, как и во времена Остапа. И народу, желающего посмотреть озеро, кроме нас никого не было.
Очередная афера Великого комбинатора.
А вот само озеро я бы охарактеризовал как мутно бело-голубой кисель с характерным запахом сероводорода.
Повсюду живут голуби — нужно быть аккуратными.
А вот площадка перед проходом в озеро просто располагает к отдыху. Вид на Пятигорск, скамейки и звучащие из громкоговорителей стихи Лермонтова.
Буквально тут же «бесстыжие ванны». Народ толпится, ждёт своей очереди залезть в какую-нибудь большую каверну с тёплой минеральной водой.
Вот и мы чуть-чуть оздоровились.
Надо будет приехать ещё — погулять по паркам Пятигорска.
На главный символ Пятигорска — гору Машук — решили не подниматься, дабы не смазать впечатления после вчерашнего Эльбруса. Поехали на место дуэли М.Ю. Лермонтова.
Обелиск на месте дуэли. Все орлы смотрят назад.
Как оказалось, место достаточно популярное.
Везде красивые клумбы, дорожки, скамейки.
Вообще, с точки зрения отдыха — Пятигорск, пожалуй, очень удобное место. Всё достаточно близко и рядом — Эльбрус, Домбай, Кисловодск, МинВоды.
А наш путь лежит дальше — сегодня мы переезжаем в Адыгею.
Маленькая республика, которую постоянно проезжаем, когда едем на юг. Но так ни разу в ней и не были. Кстати, в республике всего два города — Майкоп и Адыгейск.
Большинство мест, где мы были в этой поездке, выбирались с учётом того, чтобы было интересно и нам — взрослым, и детям. Так и тут — Хаджохская теснина. Красивое и интересное место для нас и небольшой зоопарк для детей.
Буквально за 15 километров до села Каменномостский начался сильный дождь. Решаем переждать дождь в кафе рядом со входом в теснину.
Дождь то заканчивался, то вновь начинался. Мы уже было решились пойти, но на входе в теснину встретили выходящих женщин, которые отговорили нас — мол, в дождь и после дождя в теснине делать нечего.
Ладно, думаем, заедем завтра с утра.
Едем чуть дальше за село посмотреть Девичий камень.
Место интересное, но, сравнивая с фотографиями, которые есть интернете, понимаешь, что камень изрядно зарос кустами и выглядит не так интересно.
Дорога огибает девичий камень с двух сторон.
Неожиданно дождь кончился, и мы решаем вернуться в теснину.
Как оказалось, очень правильное решение — во-первых, ночью и утром опять был дождь, и мы бы так же не смогли посмотреть, а во-вторых, мы попали в момент, когда стали кормить животных, а это всегда интересно.
Собственно, сама территория теснины не такая большая — всё можно осмотреть за 20-30 минут.
Есть свой небольшой зоопарк: совы, лисы, волки, медведи. Вроде как есть ещё и косули, но мы до них так и не дошли.
При нас кормили медведя Афанасия. Килограмма 3-4 мяса и три буханки белого хлеба. Хлеб съел вначале, потом стал есть мясо.
А мы идём дальше — особых указателей в теснине нет, но протоптаны тропинки — не заблудишься. Можно даже спуститься к самой реке Белая.
Виды потрясают не только формой, но растительностью.
Рядом со входом в теснину продают адыгейский сыр. Попробовали — пришли в восторг. Купили, но довезти до дома так и не смогли — испортился. Обидно.
А ещё рядом с тесниной есть музей стоянка древнего человека. Правда всё оказалось закрыто, работает или нет — неизвестно.
Где-то здесь жили древние люди.
Вот и ещё один день нашего путешествия закончился.
Заселяемся в Майкопе — с адыгейского название города переводится как «долина цветущих яблок».
Завтра нас ждёт Крым и Чёрное море.
Итоги 7-го дня: проехали 408 км, время в пути 9,5 часов (с учётом всех остановок).
Часть 3. Крым. Чёрное море и кое-что ещё
8-й день. Суббота 26 июня 2021. Майкоп — Гурзуф
Дождливое утро в Майкопе. Хмурый день в Тамани. И дождь в Крыму.
С удивлением увидели, что в Тамани всерьёз взялись за дороги — полным ходом идут работы по реконструкции дороги для подъезда к крымскому мосту — скоро будут в районе Джигинки.
Предполагая, что на обратном пути времени не будет — заезжаем в станицу Вышестеблиевскую и посёлок Виноградный — закупить вина по заводским ценам, а также местных фруктов и свежей картошечки.
В районе Тамани две лукойловских заправки — обе битком. Бензин в Крыму дороже, поэтому заправляются и выезжающие в Крым и возвращающиеся из него.
Ну, а дальше мост, а перед ним — сплошной контроль всех машин с неместными номерами. Заглядывают в салон, багажник, капот. Взрослые пассажиры проходят через здание. Зачем всё это нужно, мы так и не поняли. Всё формально. У нас даже багажник на крыше не проверили.
Ну а дальше трасса Таврида до самого Симферополя. А потом уходим на перевал на Алушту и далее до Гурзуфа.
Итоги 8-го дня: проехали 683 км, время в пути 13,5 часов (с учётом всех остановок).
9-11-й дни. Гурзуф — город кошек
В один из дней, по пути к морю с Дариной насчитали 49 кошек, потом сбились и даже не пытались их считать.
Но у нас главная цель — забрать старшего сына Арсения из Артека.
В первый же день взяли катамаран и поплыли в сторону Артека. Заходить в акваторию лагеря категорически нельзя. Поэтому встали, где можно, и стали вызванивать его по телефону. Дозвонились. И даже помахали друг другу руками.
Где-то там, на смотровой площадке Артека, стоит наш старший сын и машет нам рукой.
А потом поплавали в чистой и тёплой воде.
В принципе, можно и купаться у берега, но нужно уходить подальше (в обратную сторону от Артека). Там вода тоже достаточно чистая и народу не так много.
Пролетели дни, пора забирать Арсения.
Ждём Арсения возле КПП Артека.
Ну, наконец-то — вся семья в сборе.
Следующие полтора дня только и были разговоры об Артеке.
Ну, и конечно же, чистое море напротив Артека.
И самый узнаваемый символ Артека — Аю-Даг.
Итоги 9-11-го дней: проехали 0 км.
12-й день. Среда 30 июня 2021. Гурзуф — Бахчисарай — Гурзуф
А наша Верса уже застоялась. Наконец-то, сегодня у нас долгожданная поездка в Бахчисарай. Давно хотел там побывать.
Не доезжая Бахчисарая, уходим на Тургеневку. Там самые большие лавандовые поля в Крыму. Раньше были бесплатными — теперь нужно заплатить за вход. Но оно того стоит.
Единственный минус — жара. Температура за 30 — хочется в тенёчек.
Но всё равно впечатлений масса. А какой запах!!
Едем в Бахчисарай, обедаем и двигаемся в парк миниатюр.
Для детей сделаны скульптуры почти из всех известных мультиков.
Каждый найдёт своих любимых персонажей.
Где-то из параллельной вселенной.
В парке есть аттракционы. Часть бесплатных, часть платных.
А дальше идёт небольшой зоопарк.
Нам показалось, что животным достаточно тесно — вольеры маленькие.
В вольер с козами, овцами и свиньями можно зайти и покормить животных. Но через некоторое время животные начинают наглеть и толкают не только себе подобных, но и детей и взрослых. Спасаем детей и ретируемся из вольера.
Спасение детей от наглых попрошаек.
В этом же парке установлены макеты наиболее известных строений Крыма.
Крепость в Судаке в миниатюре.
В целом парк оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны — вроде интересно, всего много. Но это как раз и начинает напрягать. Дети начинают бегать от одного развлечения к другому. В результате ещё больше устают.
По нам, так уж лучше миниатюры так миниатюры; зоопарк так зоопарк.
Между прочим, в Алуште есть подобный парк, только без зоопарка. И если между ними выбирать, то однозначно парк в Бахчисарае будет в выигрыше — он и больше по территории и более ухоженный, по моему мнению.
Хотели попасть ещё и в Ханский дворец. Оказалось, что он частично на реконструкции, да и время уже близилось к закрытию. Проезжаем мимо.
Проезжаем дальше — до Успенского пещерного монастыря.
Часть построек прямо вырастают из скалы.
Или наоборот — уходят в скалы.
Прогулялись до пещерного города Чуфут-Кале.
Тропинка, по которой можно немного срезать путь.
Пещерных городов в Крыму много. Каждый из них уникален по-своему. Чуфут-Кале один из самых известных и хорошо сохранившихся.
Итоги 12-го дня: проехали 238 км, время в пути 10,5 часов (с учётом всех остановок).
13-15-й дни. Гурзуф
Море, море и ничего кроме моря.
Возвращаясь к безопасности на Кавказе. В один из дней в Крыму в новостях прочитали, что в Кабардино-Балкарии в Баксанском районе ввели режим КТО (контртеррористической операции). Всего неделю назад мы там проезжали. Вот так.
Ну, и несколько слов об отдыхе в Крыму.
Бензин: заправлялся на TES и ATAN. Цена за литр 95-го: 52-88/52-90. Никаких последствий для двигателя не заметил.
Продукты: большинство продуктов завезены из Краснодарского края. Цены примерно такие же.
Фрукты: за исключением персиков и абрикосов, всё привозное — Краснодар, Дагестан, Азербайджан.
Водоснабжение: после дождей, тем более с такими последствиями, местные жители воду из-под крана не пьют, даже кипячёную — только бутилированную.
Море: опять же, после дождей, в течение 2-3-х дней вода очень мутная (особенно в районах устьев рек).
16-й день. Воскресенье 04 июля 2021. Гурзуф — мыс Тарханкут — Белогорск
Выезжаем из Гурзуфа. Но наш отдых продолжается. Сегодня мы поедем на самую западную точку полуострова — мыс Тарханкут.
Ровно в 10:30 зарядил страшенный ливень. От самого Гурзуфа до Евпатории ехали под дождём. В дождь, да и несколько дней позже, на море делать нечего.
Погода в Крыму, как оказалось, непредсказуема. Ни один из сайтов прогнозов погоды не смог предсказать. Погода, но, можно сказать, только день в день.
Озеро с огромным количеством лебедей перед Евпаторией.
Не знаю, что на нас больше повлияло, либо хмурая погода, которая не позволила оценить те места, либо какая-то общая неухоженность. Решаем на Тарханкуте не задерживаться. Пару фотографий и едем назад.
По пути заезжаем на косу Беляус.
Коса Беляус — километры песчаных пляжей.
Купаться не стали — после дождей прохладно, хотя вода достаточно тёплая.
Зато дети набегались вдоволь.
В солнечную погоду место, должно быть, очень классное. Особенно для детей.
Для любителей древностей — рядом с селом Громово находится греко-скифское городище.
Всё что осталось от построек IV в. д.н.э. — I в. н.э.
Ночевать останавливаемся в городе Белогорск.
Итоги 16-го дня: проехали 513 км, время в пути 8,5 часов (с учётом всех остановок).
17-й день. Понедельник 05 июля 2021. Белогорск — парк Тайган — Керчь
Цель сегодняшнего дня — парк Тайган.
Посещение Тайгана — что называется обязательный пункт при поездке в Крым с детьми.
Вход в парк через сувенирный магазин. Уйти и не купить что-то для детей — практически нереально.
Описывать всех животных бесполезно — слишком их много.
По дорогам бегает и летает живность.
Но вот истинное удовольствие мы получили от кормления животных.
Очень общительные и забавные обезьянки капуцины.
Очаровательные носухи (семейство енотовых).
Любитель позировать — орангутанг.
Где ещё можно будет покормить настоящего индийского слона?
К верблюдам все боятся подходить — думают, что они будут плеваться. Враки — плевалась шимпанзе.
Нам повезло, что мы приехали в парк утром — не так много было народу, да и не жарко. Когда мы уезжали — вся стоянка и прилегающие дороги были битком заставлены машинами. А главное, животные уже стали отказываться от еды — наелись от первых посетителей.
Рядом с Белогорском — знаменитая Белая скала. Место съёмок «Человек с бульвара Капуцинов», «Деловые люди», «Вооружён и очень опасен» и многих других.
Не доезжая до Керчи, уходим на Марьевку — очень хочется побывать на Кояшском розовом озере.
Попутно и навстречу много машин с неместными номерами — понимаем, что место достаточно популярное. Но, как у нас водится, попасть к нему можно лишь в хорошую погоду или на вездеходе.
После дождей вся земляная дорога превратилась в сплошную кашу. Все легковушки доезжают до холмика, буксуют, кто-то налетает на камни в траве, пробивают колёса и разворачиваются ни с чем.
До розового озера не доехали километров 5.
Едем в Керчь и опять попадаем в ливень. Похоже, погода решила досрочно закончить наш отдых в Крыму.
На окраине Керчи встали — я пытаюсь найти по Bookingу какое-либо жильё, не получается — либо конские цены, либо не совсем подходящее для нас.
Нахожу подходящие варианты на Суточно.ру. Но всё оказалось мудрёнее. Связь с владельцем жилья появляется только после того, как будет внесён аванс на самом сайте. Собственно, этот аванс уходит в доход Суточно.ру, а владелец получает остальное. При этом, если аванс не приходит в течение какого-то времени (1 час или около того), бронирование отменяется. У нас возникла ситуация, когда денег, внесённых на депозит сайта, нет, телефон с мобильным банком разрядился — т.е. аванс заплатить не можем, а связаться с владельцем не даёт сайт. Патовая ситуация. Случайным образом находим выход, как связаться с владельцем жилья, и напрямую (минуя Суточно.ру) решаем вопрос с жильём. Как говорится, на любую хитрую гайку всегда найдётся свой болт.
Итоги 17-го дня: проехали 208 км, время в пути 4,5 часов (с учётом всех остановок).
18-й день. Вторник 06 июля 2021. Керчь
Под утро дождь прекратился. Можем ехать осматривать Город-герой Керчь.
Для начала — османская крепость Еникале, что в переводе означает «Новая крепость».
Наиболее сохранилась в прибрежной части — ворота, бастионы, стены.
Но внутрь крепости вход запрещён — угроза обвала.
Дата основания крепости — 1699 год.
Следующий пункт — Митридатская лестница — один из символов города. Народу и машин очень много, но удаётся найти место на Театральной улице.
Судя по всему, лестница недавно была отреставрирована.
Готовимся покорять 432 ступени.
Наверху смотровая площадка, обелиск Славы и скамья с видом на мост.
К скамейке всегда очередь из желающих сфотографироваться — долго не посидишь.
На противоположном склоне расположился комплекс Древний город Пантикапей.
Вернее, всё, что от него осталось.
Дата основания города — конец VII века до н.э.
Целых построек нет — одни развалины.
Спускаемся с лестницы, едем в Аджимушкай смотреть Царский курган.
Царский курган это древняя гробница 4 века до н.э.
Интересное архитектурное решение.
Недалеко расположен музей обороны Аджимушкайских каменоломен. Детей до 6 лет не пускают. А экскурсия по самим каменоломням длится около часа. Поэтому решаем с Арсением сходить в музей оружия, который находится рядом с каменоломнями. Думаю, для школьников должно быть интересно — там собрано оружие и вещи, найденные в каменоломнях.
Вход в Аджимушкайские каменоломни.
Недалеко от каменоломен есть долина грязевых вулканов. Никаких указателей нет, поэтому поначалу мы заплутали и нежданно-негаданно для себя выехали на берег Азовского моря.
На Азове, как обычно, песочный пляж, тёплая вода, мелкая прибрежная часть и очень сильный ветер.
Конечно, мы не могли отказать детям в желании искупаться.
Опять бескрайние пустынные пляжи.
Покупавшись вдоволь, продолжаем поиски вулканов. С 4-й попытки находим нужную дорогу. В одном месте видим — стоят 3-4 машины. Оказалось, что они не решились ехать через ухабистый участок возле озерца. Мы проехали — никаких проблем.
Тот самый участок — в дождь на легковушке точно не проехать.
Сами вулканы небольшие — как сопки. У каждого своё название.
Расположены в охраняемом природном заказнике Осовинская степь.
Вблизи, действительно, похожи на вулканы. Причём действующие — в кратере бурлит грязь и небольшими потоками стекает по склонам сопок.
А вот сопка Вернадского молчала — зато рядом была большая идеально круглая булькающая лужа.
Застывшая и высохшая грязь приобретает причудливые формы.
Как можно быть рядом с грязью и не испачкаться?!
Вот такой насыщенный выдался у нас 18-й день путешествия.
Итоги 18-го дня: проехали 70 км, время в пути 8,5 часов (с учётом всех остановок).
Часть 4. Дорога домой
19-20-е дни. 07-08 июля 2021. Керчь — Дубовка — Октябрьский
Настала пора возвращаться домой.
Первый и второй день возвращения ничего особенного — всё те же ремонты‑пробки за Волгоградом и в Оренбургской области.
В Отрадном на круговом остановили ДПС — инспектору показалось, что дети были не пристёгнуты. Проверил документы — отпустил.
Мотели бронировали на ходу — по фактическому времени и километражу.
Итоги 19-20-го дней: проехали 2090 км.
21-й день. Пятница 09 июля 2021. Октябрьский — Новоуральск
Последний день нашего путешествия.
Решаем опять изменить наши планы и ехать не сразу домой, а заехать в село моих предков — Нижнеиргинское.
Обычно, в середине июля мы приезжаем собирать ягоды. Нынче тоже планировали вечером пособирать.
Увы. Ранняя весна, жаркий июнь — ягода отошла.
Просто погуляли, посмотрели на пруд и поехали домой.
Нижнеиргинское в лучах вечернего солнца.
Итоги 21-го дня: проехали 801 км, время в пути 14,5 часов (с учётом всех остановок).
В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот и завершилось наше путешествие по республикам Северного Кавказа и Крыму. Не всё прошло, как задумывали, но всё равно у нас остались самые приятные впечатления и яркие эмоции.
И хоть у нас были проблемы с машиной, она всё равно справилась и с этими трудностями.
Ну, а Кавказ — он прекрасен. Манящая вышина заснеженных гор, неукротимый нрав рек и руины древних построек. Простые, но безумно вкусные блюда и радушные и отзывчивые люди.
Хочется возвращаться туда вновь и вновь.
Там, на Кавказе, действительно страшно, страшно интересно!
Республики Северного Кавказа — привет вам!
Мы дома, но нам уже снова хочется вернуться!!!
ИТОГИ
Всего проехали 8848 км.
Бензина истрачено 780 литров.
Средний расход составил 8,8 литров на 100 км.
РАСХОДЫ:
Проживание: ~ 53000 рублей (20 ночей).
Бензин: ~ 37000 рублей.
Продукты и питание в кафе: ~ 50000 рублей.
Прочее (входные билеты, сувениры, подарки, штрафы): ~ 38000 рублей.
Всего около 180 тыс. рублей (в среднем 8500 рублей в день на семью из 5 человек).
Приложения:
ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ДОРОГ (по состоянию на время поездки):
М5 между Симом и Ашой — строительство новой дороги.
М5 в Оренбургской области — ремонт отдельных участков со светофорами.
От Чапаевска до Энгельса — наряду с отремонтированными участками, есть участки с возможной скоростью движения не более 60 км/ч.
От Волгограда до Элисты — хороший асфальт, ремонт отдельных участков со светофорами.
От Элисты до границы с Дагестаном — есть участок с неровностями. Песчаная буря, постоянный встречный или боковой ветер.
Дагестан — в большинстве все дороги с хорошим асфальтом, но проезд до достопримечательностей — гравий или песочно-земляная дорога.
Дороги в Чечне — фактически автомагистраль вдоль всей республики. В сторону Владикавказа много строящихся участков.
Дороги в Ингушетии — везде хороший асфальт. Проезд до достопримечательностей — гравий или песочно-земляная дорога.
Тамань — активное строительство подъездной дороги к крымскому мосту — трасса с разделительной полосой — работы приближаются к Джигинке.
Крым — трасса Таврида почти дошла до Севастополя (осталось около 50-70 км). Южнобережное шоссе — мелкие неровности, заплатки. Остальные дороги с разной степенью разрушений. Проезд до достопримечательностей (вне населённых пунктов) — песочно-земляная дорога, в период дождей непроезжабельна.
ОЦЕНКА ГОСТИНИЦ:
№ | Место | Название | Описание номера | Цена за 1 ночь на всех | Плюсы | Минусы | Общий вывод |
1 | Ивантеевка | Мотель «Оазис» | 4-местный с двуярусной кроватью, чайник, ванна, туалет | 2 200 | - своё круглосуточное кафе; | - тесновато; | Переночевать одну ночь и не более |
2 | Элиста | Мини Отель «Альфа» | Трёхместный номер, ванна, туалет, чайник, холодильник в общем коридоре на 3 номера | 2 400 | - своя закрытая парковка; - тихий район; - рядом есть кафе, магазины; - отзывчивый персонал; - много розеток; |
- | Вполне достойно |
3 | Грозный | Гостиница «Раяна» | 3-местный (полулюкс), холодильник, чайник, ванна, туалет | 2 500 с завтраком | - очень отзывчивый и приятный персонал; - исключительно вкусный и сытный завтрак; - большая парковка; - шаговая близость ТЦ «Лента», можно хорошо закупиться в дорогу |
- окна номера выходили во внутренний дворик; | Очень достойно |
4 | Владикавказ | Гостиница «Пролесок» | 5-местный номер, холодильник, чайник, ванна, туалет, сауна | 2 520 с завтраком | - номер для большой компании; | - сломанная кровать; - на улице до полночи музыка и шумела молодёжь; - номер хоть и большой, но не уютный; - небольшой завтрак (каша или омлет на выбор); |
Переночевать одну ночь и не более |
5 | Нальчик | Квартира на Пушкина | 2-комнатная квартира с двуспальными диваном и кроватью | 2 400 | - в квартире всё есть, и при этом нет никакого намёка на личные вещи прежних хозяев; - в шаговой доступности магазины, кафе; - парковка у дома; |
- | Очень достойно |
6 | Пятигорск | Гостевой дом «Турист» | 3-местный номер, чайник, ванная, туалет. Отдельная кухня на несколько номеров |
2 100 | - своя закрытая территория; | - маловато розеток; | Вполне достойно |
7 | Майкоп | Гостиница «Biba Apartments» | 3-местный номер, кухонная зона (холодильник, газовая плита, чайник), ванная, туалет | 3 200 с завтраком | - добротные апартаменты; - очень вкусный и сытный завтрак; |
- практически нет посуды (при том, что в номере есть своя кухня с плитой); | Очень достойно |
8 | Белогорск | Гостиница «Ак-кая» | 4-местный номер, холодильник, чайник, ванная, туалет | 3 500 | - рядом парк Тайган (не более 5 км); | - неадекватно завышена цена; | достойно |
8 | Дубовка | Отель «Магнолия» | 4-местный номер, чайник, ванная, туалет | 1 900 | - близость магазинов вокруг, в том числе круглосуточных; | - мало розеток; - отсутствие холодильника; |
Переночевать одну ночь и не более |
10 | Октябрьский | Гостиница «Акият» | 4-местный номер, чайник, ванная, туалет | 1 800 | - просторный номер; | - полночи на улице лаяли собаки; - завтрак лучше заказывать минут за 30 (готовит персонально и один человек); |
достойно |
Примечание: все указанные гостиницы, апартаменты найдены на Booking, подробности, актуальные цены и фото на соответствующем сайте.
ОЦЕНКА КАФЕ, СТОЛОВЫХ:
№ | Город | Название | Чек на 1 человека | Плюсы | Минусы | Общий вывод |
1 | Волгоград | Конфетки-Бараночки | ~250 рублей | - большой выбор готовых блюд; - можно сразу упаковать с собой в дорогу; |
- наши дети не стали есть ни одно из заказанных блюд — качество за последние 5 лет заметно упало | |
2 | Элиста, Калмыкия | Семейное кафе «Ричи» | ~300 рублей | - есть детская игровая зона; | - время ожидания 15-20 минут; - в наличии было 50% блюд из меню; |
|
3 | Дубки, Дагестан | Столовая «Дубки» | ~250 рублей | - исключительно вкусные чуду!; - есть раздача с готовыми блюдами, но что‑то нужно ждать; |
- некоторые блюда наши дети отказались есть — были островаты; - |
|
4 | Приэльбрусье | Кафе при гостинице «Салам» | ~350 рублей | - время ожидания не более 10-15 минут; | - | |
5 | Каменномостский, Адыгея | Кафе возле теснины | ~370 рублей | - есть беседки на улице; - время ожидания не более 10-15 минут; |
- в самом кафе может быть накурено; | |
6
|
Бахчисарай, Крым | Столовая «Bistro» | ~200 рублей | - исключительно вкусно; - большой выбор готовых блюд; - есть национальные блюда; - можно покупать навынос; |
- некоторые блюда под заказ (чебуреки с собой пришлось жать около 25 минут); | лучшая в поездке по качеству и цене |
7 | Гурзуф, Крым | Кафе «Сомелье» | 250 рублей за 100 г барабульки | - очень вкусная барабулька (покупали только её, навынос), в других кафе её просто не было. | - время ожидания 20-25 минут; | |
8 | Оленевка, Тарханкут | Кафе «Happy» | ~400 рублей | - время ожидания не более 10-15 минут. | - жареная барабулька оказалась не такая вкусная, как в Гурзуфе; | |
9 | Белогорск, парк Тайган | Кафе на территории парка | ~350 рублей | - все цены кратны 50 рублям; - принимают только наличные; - сравнительно дороговато. |
||
10 | Керчь | Столовая-кафе «Кузя» | ~250 рублей | - всё очень вкусно; - большой выбор готовых блюд; - есть интересные блюда; - есть замороженные полуфабрикаты; - недалеко от центра (Митридатской лестницы); |
- | Очень достойно |
11 | Отрадный | Столовая «Городок» | ~200 рублей | - все блюда адаптированы для детей; | - работает до 19-00 | |
12< | Красноуфимск | Столовая «Уральские пельмени» | ~ | - действительно вкусные пельмени; - время ожидания 10-15 минут. |
- ужасно грязный туалет; |
Примечание: по результатам питания в данных кафе/столовых ни у кого из нас проблем со здоровьем не возникло.
Всё изложенное выше является личной оценкой автора, сформированной в конкретный момент времени, по результатам конкретных событий.
Надеюсь, что отчёт будет полезен для тех, кто так и не может решиться сделать своё большое путешествие. Поверьте, это того стоит.
Спасибо всем, кто дочитал мой отчёт до конца.
С уважением, Михаил.