|
Шел февраль. После поездки на новогодние праздники в Питер душа снова настоятельно требовала собираться в дорогу. Очередной отпуск в этом году был запланирован между праздниками в феврале и марте. Долго решаю, куда бы поехать. Открытый шенген всем своим видом уговаривает прокатиться по городам Италии от Венеции и до Неаполя. Хорошая была бы практика по английскому языку… Да и цены на авиабилеты и электрички в это время года не выглядели столь недоступными. Но как говорится, мы предполагаем… и итальянским каникулам не суждено было сбыться. По крайней мере в этот раз. Очередной проект на работе заставляет меня отменить отпуск и перенести его на неопределенное время. Поэтому, когда в марте поступил вопрос от друзей: «Мы тут в Пятигорск на майские собираемся. Ты с нами?», я ответил: «А как же!!! Я за любой кипишь, кроме голодовки!!! С отпуском я что-нибудь решу».
Постепенно идея поехать в Пятигорск стала обрастать подробностями, достопримечательностями и превратилась в маршрут по Кавказским минеральным водам. Но я был бы не я, если бы в этой поездке не появился экстраординарный момент. И таким моментом стал Эльбрус. Признаться, я никогда не был в горах выше 3000 метров, а тут целых 5642 метра! Высочайшая вершина Европы!
Что интересно, хотелось, скорее, не покорить вершину, а испытать на себе высоту. Автопутешественники, кто попадал на высоты свыше 4000 метров на перевалах Тянь-Шаня и Памира, описывали воздействие высоты на организм по-разному, одни буквально «умирали» от усталости, головных болей, тошноты, упадка сил, другие вполне нормально переносили нехватку кислорода и высоту, третьих начинало «глючить». Мне всегда было интересно, что же это за болезнь такая — горняшка.
С другой стороны, хорошим примером служил главный доменщик НЛМК Иван Курунов, который в свои 70 лет покорил вершину Эльбруса. С ума сойти!!! Как тут не решиться на такую авантюру?! Но чтобы она не окончилась печально, надо взвесить все риски (а это, благодаря НЛМК, мы умеем делать как никто другой), изучить вопрос подъема на вершину во всех подробностях.
Вопрос с подъемом в составе организованной группы с профессиональным инструктором отпал в процессе — неудобные для меня даты, которые не попадали в небольшой отпуск, не очень привлекательная цена. В интернете встречаются рассказы о самостоятельных одиночных восхождениях или в составе малых групп, из которых видно, что не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Также встречаются и отчеты МЧС, согласно которым на Эльбрусе ежегодно погибают альпинисты и восходители. Эти рассказы, отчеты и послужили отличным материалом для теоретической подготовки, определения критериев СТОП (погода, самочувствие, наличие на маршруте серьезных трещин в леднике, ограниченная видимость), необходимой экипировки, выбора маршрута. В плане практической подготовки были скорректированы занятия в зале с бóльшим упором на тренировку ног. Попытки уговорить нескольких друзей принять участие в этой авантюре успехов не имели, значит, поднимаюсь один.
И вот, на носу уже майские праздники, автомобиль подготовлен, заменены все имеющие видимые или ощутимые дефекты детали (кардан, тормозные колодки, тормозные цилиндры, ремень генератора, реактивные тяги), оформлен отпуск.
И вот, воскресным утром в 10 часов экипажи 2 авто (Chevrolet Niva и Mitsubishi Lancer) выезжают по направлению Кавказских гор. Трасса М-4, как всегда, ничем не удивляет, пробки сразу за Воронежем и у Лосево и, как всегда, на ровном месте. Отмечаю, что с момента моей последней поездки сильно похужело качество дорожного полотна в Ростовской области, настолько, что ехать в правой полосе решительно невозможно, даже фуры идут в левой, а обгонять их приходится справа.
Поскольку я уже давно пришел к выводу, что ездить ночью и без отдыха достаточно небезопасно, заезжаем на ночевку в станицу Кущевскую, в заранее забронированную гостиницу. Очень приличное заведение — чистота, порядок, даже завтрак пообещали (включен в стоимость).
Утро началось в 7 часов с криков и топота чьих-то детей по коридору. Веселенькое начало дня. А ведь хотелось еще как минимум часик поспать. Через час шумное семейство, наконец, уехало, а нам пора вставать, тем более, что за окном вовсю светит теплое южное солнце. Приятно удивил завтрак — нам нажарили огромную тарелку блинов с мясом и сметаной.
А на улице действительно тепло! Свитер безжалостно поменян на футболку, и мы снова трогаемся в путь.
По дороге Краснодарский край радует обилием зелени, по которой мы уже соскучились за зиму, и просто бархатными полями. Я бы назвал их изумрудными, но, боюсь, изумруд не дотягивает до такой насыщенности зеленого цвета!!!
Примерно за сотню километров до Пятигорска на горизонте показывается одна гора. Следом вырастают еще четыре. А вот и Пятигорск, подумал я. Жалко, что еду в машине один, без штурмана, фотографировать такую красоту некому…
По приезде в Пятигорск очень огорчил гостевой дом, в котором у нас были забронированы номера — нам просто отказали в заселении, сославшись на какие-то неполадки с Букингом. Т.е. администраторы заселили все номера, но продолжали принимать заявки на бронирование с Букинга. В срочном порядке ищем свободные места в гостиницах и гостевых домах, съемных квартирах, но на нашу большую компанию есть подходящие места только за городом. Ну что же, едем заселяться и отдыхать с дороги. Платим пока за одну ночь и так же через Букинг находим и бронируем со следующего дня освободившийся двухкомнатный номер в отеле «Бештау» в центре города на остальную часть отпуска. Жизнь налаживается.
После разбора инцидента совместно с администрацией Букинга, хочу порекомендовать читателям, кто вдруг попадет в подобную ситуацию, следующее:
- сразу звоните в службу поддержки Букинга, Вам помогут найти место размещения за те же деньги (если стоимость будет выше, разницу компенсируют за счет провинившегося отеля), это избавит Вас от хлопот по самостоятельному поиску;
- если Вы самостоятельно нашли место размещения — сохраняйте чеки, Букинг также готов компенсировать Вам разницу.
С утра, после плотного завтрака, выдвигаемся в курортную часть Пятигорска. Оставляем машины в одном из переулков в районе военного санатория и дальше идем пешком.
Ну куда же без фоточки искателя приключений.
По пути встречаем первую галерею с источником минеральной воды.
Заходим, пробуем. На вкус, как слабая минералка, а аромат… Как будто настаивали неделю на тухлых яйцах )) Наша шлакопереработка с ее сероводородом просто нервно курит в сторонке )) Неспешно добираемся до канатной дороги на гору Машук.
Канатка открывается в 10 утра, поэтому гуляем вдоль расположенных рядом санаториев и наведываемся в галереи с различной минералкой, горячей и холодной, «ароматной» и не очень.
Источник №7.
Пока гуляли, увидели на горизонте вершину Эльбруса. Её невозможно не узнать. Это вечные ледники и похожа она на два горба верблюда. Моему восторгу не было предела. Правда, фотоаппараты не дотягивают до качественных фотографий такого далекого объекта.
Отстояв очередь на подъемник, садимся в вагончик и поднимаемся на вершину Машука. Перепад высот где-то метров 400, но какие виды открываются оттуда!!! Великолепие!!! Пятигорск как на ладони, все горы вокруг видно. Там же встретили земляка с Липецкой области, пообщались, он лет 30 назад на НЛМК работал.
Спустившись с горы, пообедали в кафешке неплохим лагманом, затем поехали в отель заселяться.
Там пришлось немного подождать, пока готовили наш номер. В эти дни просто огромный поток туристов, персонал не справляется. Но стоит заметить, что за ожидание персонал отеля предложил нам напитки на выбор, плюс в номер принесли дополнительно минералки. Молодцы, дорожат своей репутацией.
Переодевшись, вызываем такси и едем осматривать достопримечательности дальше.
Первая точка — это знаменитый Провал. Он представляет из себя небольшое озерцо с горячей водой внутри скалы. Смотровая площадка находится практически у воды и ограждена сеткой, очень много посетителей. Вода в озерце достаточно грязная, на поверхности какой-то белый налет, листья… Сфотографироваться с памятником Остапу Бендеру без других туристов в кадре — занятие не для слабонервных.
Чуть ниже Провала, там, где труба с озерца выходит вниз по склону, людьми организованы так называемые «Бесстыжие ванны». Народ плещется — оздоравливается. Да, подцепить в таких «оздоровительных» ваннах какой-нибудь грибок как нечего делать.
Альпинистам, я думаю, понравится точка Чертовы ворота. Это высокие скальные выступы, расположенные ниже Провала за одним из санаториев. Оттуда также открываются неплохие виды на город.
По пути к беседке Эолова арфа и Гроту Лермонтова нам попадаются еще одни «Бесстыжие ванны».
Время еще есть, поэтому идем к парку Цветник, где стоит памятник Кисе Воробьянинову. Из парка поднимаемся к очередной смотровой площадке Китайская беседка, отметившись по пути около Грота Дианы.
Вдоволь нагулявшись, отправляемся в шашлычную неподалеку от отеля. Тут со всей ответственностью могу заявить, что в Пятигорске шашлык готовить не умеют. Уже во втором заведении заказываем шашлык, а он даже на тройку не тянет, а сравнивать мне, поверьте, есть с чем. Но надо отдать должное — осетинские пироги в Пятигорске обалденные. Вот что точно стоит здесь заказывать!!!
На утро по плану выезд в Кисловодск. Ехать недалеко, берем одну машину. Ура!!! Сегодня я пассажир, значит, могу попить пивка. По дороге снова встречаем на горизонте Эльбрус!!!
В Кисловодске все достопримечательности сосредоточены в Курортном парке. Но это не просто парк, а Парк с большой буквы!!!Буйство зелени и красок!!! Фонтаны!!!И это еще розы в Долине роз не зацвели!!! Фото говорят сами за себя, с поправкой на то, что фотография все равно не передает ту атмосферу.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа… )))
В парке расположена Нарзанная галерея. Тут Вам и горячие, и холодные сульфатные, доломитные и смешанные нарзаны на любой вкус. Мне больше всего пришелся по вкусу холодный сульфатный. И самое главное — эта минеральная вода не имеет специфичного запаха.
Пока ходили по парку, незаметно подкрался голод. Подкрепиться решили почему-то хинкалями. Забиваем запрос в поисковик, находим в 200 метрах небольшую хинкальную. Заведение на первый взгляд невзрачное, но вкуснейшие хинкали, хачапури по-имеретински и грузинская музыка окунули нас в атмосферу Грузии. Ностальгия!!! Большое спасибо за это хозяину заведения!
На обратном пути решаем заскочить в Ессентуки, прогуляться по парку и испить тамошней водички. Парк оказался маленьким и не таким интересным, как в Кисловодске. В нем две галереи с минералкой Ессентуки 4 и 17.
Остается еще один запланированный день на прогулки по Пятигорску. Поскольку мы почти все уже успели посмотреть, то с утра не спешим. Сегодня выдвигаемся на другую сторону горы Машук, к месту дуэли Лермонтова. Несмотря на утренние часы солнце уже припекает. Место дуэли расположено в лесу на склоне горы (у самого ее подножия). Место довольно отдаленное от курортной части города (если идти пешком). Интересно, почему было решено стреляться именно там? После каждой поездки у меня постоянно возникают вопросы к истории.
Следом мы решаем подняться на смотровую площадку Ворота солнца (другое название Ворота любви). Очень красивое место, опять же с видом на Эльбрус. Впрочем, фото говорят сами за себя…
Как назло, никто из нас не взял с собой ничего попить, а купить в этом районе просто негде. Поэтому решаем спуститься с горы на другую ее сторону, где находятся канатная дорога и источники. Вот теперь, с жажды, пятигорская минералка гораздо вкуснее. После посетили местный рынок, закупились восточными сладостями, пообедали в кафешке (в этот раз шашлык был вкуснее), сходили в еще один парк, а уже вечером встретились с друзьями, которые также были в Пятигорске, пропустили по паре кружек пива.
Наконец настал один из самых ожидаемых мной дней отпуска. Мы едем на Эльбрус. Как я уже говорил, никогда прежде я не поднимался в горы так высоко.
Дорога к Эльбрусу проходит через живописное Баксанское ущелье, вдоль реки Баксан.
Ближе к поляне Азау дорога резко забирает вверх, и машина еле тянет даже на третьей передаче. В Терсколе регистрируюсь в отряде МЧС. На поляне Азау в Альпиндустрии беру в аренду недостающую экипировку (кошки, ледоруб, страховочную систему). Настойчиво предлагают еще альпинистские ботинки и теплую куртку, но я отказываюсь, рассчитываю, что моей экипировки и зимних трекинговых ботинок будет достаточно.
Оставляем машины на платных парковках и идем на подъемник. Стоит отметить, что здесь работает две линии подъемников. Одна старая, с большим вагончиком, но там стоячие места и идет она до станции «Старый Кругозор» (3000 м) и далее только до станции «Мир» (3500 м). Стоит разовый подъем/спуск 500 рублей. Есть также более современный подъемник с маленькими кабинками на 6 (или 8) сидячих мест. Эта линия канатки идет параллельно старой, только вагончики идут на чуть более низкой высоте относительно поверхности склона горы. Но еще один плюс этой линии в том, что на ней можно подняться со станции «Мир» до станции «Гара-Баши» (3800 м)!!! Со станции «Гара-Баши» идет вниз горнолыжная трасса, поэтому новый подъемник использует большое количество лыжников. Также с «Мира» на «Бочки» раньше ходил кресельный подъемник, но в момент нашей поездки он не работал (а может быть, совсем прекратил работу с вводом в эксплуатацию новой линии).
Поскольку мы воспользовались старой канаткой, путь наш окончился на станции «Мир».
Пофотографировались там и решили подняться выше, но касса на новый подъемник на этой отметке не работала, надо ехать вниз за билетами. Совещаемся и один из нашей компании отправляется вниз. Минут через 30 он отзванивается и сообщает, что билеты уже не продают, так как мы уже не успеем подняться и спуститься вниз до закрытия подъемника. Что делать!!! Мне же еще наверх, до приюта «Бочки» нужно успеть, а возвращаться вниз в мои планы не входило. Охрана на подъемнике за наличный расчет отказывается пропускать. Но тут на выручку неожиданно приходит незнакомая женщина, которая отдает мне свой ски-пасс. Спасибо ей Большое!!! От денег она отказывается. А я, оставив ребят, поднимаюсь выше в горы один. Здесь наши пути расходятся. Все едут домой, а я остаюсь в горах.
От подъемника спускаюсь чуть ниже, к ближайшим Бочкам, плачу 1000 рублей за сутки пребывания, а там посмотрим.
Бочки представляют из себя огромные бочки/цистерны, оборудованные для проживания. Условия аскетичные, но жить можно. Сама бочка поделена на 3 комнаты. Вход в нее посередине в общую комнату, в которой стоит длинный стол, 2 лавки вдоль него, в углу маленький стол с газовой плиткой. По обе стороны от общей комнаты находятся комнаты для ночевки, оборудованные электрообогревателями, общим лежаком (на 5-6 персон), вешалками для одежды. На лежаке есть матрацы, подушки, одеяла, но туристы, как правило, пользуются своими спальниками.
Оставив вещи, беру трекинговые палки, маленький рюкзак и иду осматривать окрестности. Высота дает о себе знать — начинает болеть голова. До темноты еще далеко, поэтому решаю для разминки подняться до «Приюта 11», точки, расположенной на высоте 4050 метров. Это остатки высокогорного приюта для восходителей, который по неосторожности туристов сгорел еще в советские времена. Сейчас рядом с ним ставят палатки.
В реальности склоны Эльбруса отличаются от фотографий в интернете. Уклоны, порой, очень крутые. Буксуя, забираюсь все выше и выше. Очень здорово помогают трекинговые палки. Я сегодня использую их первый раз в жизни. Благодаря палкам часть нагрузки при подъеме берут на себя руки. Меньше чем за час я забрался на целевую отметку. Но забраться это еще полбеды, нужно еще и спуститься. Вот тут-то кошки бы очень пригодились, но они остались в бочке. Осторожно, бочком, но все-таки спускаюсь к ночлегу. Головная боль усиливается, аппетита нет. Вот она — горняшка, пришла, родимая, подумал я.
С трудом заталкиваю в себя ужин, выпиваю таблетку от головы и ложусь спать. Но выспаться ночью не удается: голова болит, подушка неудобная, в голову лезут мысли «и что мне дома не сидится-то»…
В очередной раз перевернувшись с боку на бок, я увидел, что на улице уже светло. Телефон показал 5 утра. Попробовал поспать дальше — ни в какую. Принял еще одну таблетку от головы и решил встать. Умылся, походил, позавтракал чаем со сгущенкой и шоколадкой — вроде полегчало. Сидеть дальше в бочке скучно, надо идти, поэтому одеваюсь потеплее (ведь все твердили — замерзнешь, пальцы отморозишь и т.п.), беру кошки, палки, маленький рюкзак с фотиком и чаем и отправляюсь в путь. Вернее, минут 10 сижу перед вагончиком, одевая на ботинки кошки (очень интересные приспособления, мне понравились). Идти в кошках по подмороженной снежной каше и льду заметно легче, чем просто в ботинках, ноги почти не скользят.
Итак, подъем. Вокруг никого, ни вверху, ни внизу. Все либо еще спят, либо давно ушли вперед, подумал я. Вокруг тишина, взошедшее солнце красиво раскрашивает заснеженные вершины гор… Фантастика!!! И это все так близко, что прямо дух захватывает!!! Здесь, в полном одиночестве на склоне огромной горы ощущаешь себя песчинкой в огромном мироздании.
Подъем на отметку 4000 м идет не тяжело, но при этом ощущаю, что я зря тепло оделся. Решаю на отметке «Приют 11» снять флиску и убираю ее в рюкзак. Там же догоняю двух только вышедших на подъем ребят, которые еле ползут. Говорят, что они вчера на 3800 м пришли пешком. Где они там тропу нашли?
Иду выше. Вернее, как иду, десяток-другой метров и стою, восстанавливаю дыхание. Затем еще бросок, до камушка, до впадинки. Как говорится — дорогу осилит идущий. Да, южный склон Эльбруса на фотографиях выглядит не таким крутым, как есть на самом деле. Действительно, и на моих фотографиях крутизна склона не чувствуется. Хотя периодически встречаются чуть более пологие участки, на которых получается отдыхать.
К отметке 4300 м я уже весь мокрый, хоть выжимай, поэтому стягиваю с себя верхнюю часть термухи и привязываю ее к лямке рюкзака подсушить. Шапка отправляется в карман куртки. «Замерзнешь, говорили они…» — улыбнуло. Достаю заранее припасенную футболку (как знал). Теперь совсем другое дело! Куртка нараспашку, рюкзак на одно плечо, чтобы спина проветривалась, так можно шагать дальше…
Примерно на 4500 м, у подножия скал Пастухова, встречаю одну за другой две группы, спускающиеся вниз. Интересуюсь:
— С вершины идете?
— Нет, мы до ратрака только дошли (прим. брошеный ратрак, начало Косой полки, примерно 5100м). Дальше молоко, ничего не видно, руководитель сказал идем назад.
— Буду надеяться, что пока я дойду развиднеется…
— Удачи!
— Спасибо!
Да… Вершина в облаке... Если уж группа с руководителем (который, скорее всего, опытный восходитель) не пошла в молоко, значит, нужно быть повнимательнее. Потихоньку догоняю еще одну группу, которая штурмует скалы Пастухова, но не в обход, а напрямую. Я же обхожу их слева. Подъем на скалы дается нелегко, причем не столько физически (хотя уклон там довольно большой), сколько психологически, т.к. ближе к верхней части тропы сильный уклон вниз не только назад, но и влево. Постоянно наклоняюсь вправо, боясь потерять равновесие. Кажется даже, что порой кружится голова. А падение на крутом склоне равносильно самоубийству: зацепиться не за что и, если не суметь остановиться, то поехать вниз по склону, набирая скорость и разбиться о камни, как нечего делать. Как я спускаться буду?
Ну вот, скалы позади, стало чуточку полегче. После скал склон стал совсем открытым, и небольшой ветерок стал заметно ощущаться. Особенно во время остановок становилось очень зябко, что даже пришлось застегнуть куртку и достать шапку.
Поднимаюсь еще немного выше, до начала тумана (облако так и не ушло), отмечаюсь на важной для меня отметке 5000 м по GPS альтиметру и поворачиваю назад. На сегодня это круто!!!
По самочувствию можно подниматься выше, особого дискомфорта пока не ощущается. Но для подъема на вершину нужно вставать глубокой ночью, либо подниматься до скал Пастухова на ратраке или снегоходе (что совсем не спортивно). Делать это нужно для того, чтобы успеть достичь вершины до 13:00. Не успел — поворачивай назад. Опять же, идти в облаке, в одиночку, наверное, не совсем умная идея.
С такими мыслями я и спускаюсь вниз. Если подъем это еще полбеды, то спуск оказался для меня проблемой. Удивительно, но на спуске идет большая нагрузка на пальцы ног. Реально больно! Может, трекинговые ботинки не совсем подходящие для таких целей? Не знаю. Думал, пока дойду — сломаю себе пальцы. На особо крутых участках спускался боком, настроив палки подлиннее. Где позволяла ширина тропы шел зигзагом. Пока спускался, минут на 10 пошел снег и видимость упала до сотни метров. Интересные впечатления…
К Бочкам я спустился к часу дня. Что делать дальше? Ждать завтра для подъема на вершину? Но, судя по прогнозу, завтра тоже облачно, а с послезавтра резкое ухудшение погоды. Жаль. Решаю не ждать у горы погоды (уж очень скучно на Бочках), а возвращаться в Пятигорск ночевать и дальше домой.
Собираю вещи, забираю с собой мусор из вагончика в освободившемся от еды пакете и иду на спуск, попутно ругая себя за тяжелый рюкзак. В следующий раз нужно более ответственно подходить к его сбору. На поляне Азау забираю с парковки машину, сдаю снаряжение и переодеваюсь, наконец, в легкую одежду и обувь. Как же классно! Правда, лицо все горит, похоже, спалил его на солнце ко всем чертям. Одни белые следы от очков. И еще жестко хочется пить (с самого спуска). Еще один плюс в пользу путешествий на машине — открываю багажник, достаю оттуда 5-литровую бутыль с вкуснейшей артезианской липецкой водой… Какой же кайф.
С телефона забронировал себе номер в гостинице в Пятигорске, отзвонился в МЧС, прихватил с собой до какой-то деревни охранника со стоянки (попросил подвезти) и поехал назад. Даже начавшийся дождь не помешал мне наслаждаться красотами Баксанского ущелья. Все-таки в горах есть какая-то магическая сила притяжения…
Наутро, позавтракав в гостинице, выдвинулся в сторону дома. Дорога ложилась под колеса легко и спокойно, но несколько скучно, даже на остановках поговорить особо не с кем (((
Видимо, чтобы скрасить мой досуг, банковская карта перестала работать с терминалами на заправках, а налички не так много, до дома явно не хватит даже на заправку, не говоря уже о платных участках М4. Банкомат банка Открытие на Лукойле тоже отписал мне … большой привет. Весело! Но я это уже проходил, только в январе менял карту по такой же причине, поэтому ищу банкомат Сбера, он поможет. И действительно, сберовский банкомат справился со строптивой картой, выдав мне наличку.
Часиков в 9 вечера почувствовал, что устаю, поэтому заправившись на Роснефти в районе Павловска, там же на территории АЗС паркуюсь в сторонку, откидываю спинку сиденья, беру подушку и отправляюсь в царство Морфея. Проснулся я полдвенадцатого ночи, трафик на трассе заметно поредел, поэтому я за 3 часа спокойно доехал до Липецка.
Кстати, пакет с мусором с Эльбруса доехал со мной до дома, и утром я «побаловал» мусорный контейнер высокогорным мусором, тщательно собранным руками в горах Кавказа. ))
И как обычно, для тех, кого интересует статистика по такого рода поездкам: