|
Привет, меня зовут Илья il_in. Однажды супруга по приколу присылает мне фотографию витрины турагентства:
Я ее отправляю своему корешку из Москвы, и через 15 минут мы уже решаем, что на 23 февраля мы с ним вдвоем стартуем в Грозный, но без турагентов, дикарями. Пятница, 19 февраля. Мишаня прилетает в Краснодар, мы едем пить пиво ко мне на хату. Под кальян приятно сидим до 2 ночи. Утро, старт в нашу путь-дорожку. Поскольку пиво в Краснодаре и в Адыгее отличное, с утра никаких последствий, едем, как огурчики, до Пятигорска. По пути догоняем снежную тучу, поэтому Эльбрус мы там не увидели. Зато свет, когда тучи только начинались был интересным для фотографии.
На этом фото видно, как буднично водители Камазов моют свои машины в термальном источнике.
Еще мы сходили в провал и в одноименное кафе, которое оказалось прямо-таки очень неплохим.
Провал как акт современного искусства.
Выезжаем из Пятигорска, когда уже стемнело. Смотрим на букинге, где будем ночевать, Грозный решаем отложить на следующий день, а пока едем во Владикавказ. Там очень приятная гостиница за какие-то смешные деньги. Что-то вроде 2000 за полулюкс на двоих с завтраком. Вечером, сидя в гостиничном баре, где уже закрылась кухня, пьем принесенное с собой осетинское пиво, курим кальян на грейпфруте и заказываем шаурму с доставкой, т.к. в столице Осетии после 11 вечера поесть негде. Реально, все кафешки, что нам попадались по пути, работали до 23 часов. Зато молодой осетин-хипста, работающий в баре, говорит, что рядом есть очень красивые горные места, не посетить которые просто грешно, раз мы здесь оказались. Место называется Фиагдон. С утра решаем ехать.
Утром выглядываем из окошка гостиницы и почти теряем дар речи от изумления: настолько прекрасны окружающие городок горы! Стартуем в их сторону. Дальше вся наша дорога постоянно представляла собой остановки в поисках крутых кадров. И их там, таки, было!
Доезжаем до какого-то села (как позже оказалось – Дзаурикау) и видим офигенную родовую башню на горе, еще пара мгновений и замечаем тропу к ней, поднимаемся. Наверху ветер, полная тишина, рядом с тобой птицы и древние камни, из которых построена башня. Оглядываем раскинувшиеся виды. Мать честная! Башен десятки вокруг! На разных высотах, в разном состоянии. Возле некоторых есть вполне современного вида дома с машинами и с хозяйством, а некоторые, как наша, заброшенные. Но они все очень мощное впечатление производят.
Уже стоя на горе, замечаем дорогу, которая хотя и без твердого покрытия, но выглядит довольно-таки ровной и уходит куда-то на горный перевал влево. Смотрим по карте: дорога ведет в Кармадон. Это то самое место, где ледник Колка стал вечным пристанищем Сергея Бодрова и его съемочной группы в 2003 году. Кроме них там погибло около сотни человек в тот день. Решаем заехать, почтить память.
Но оказывается, что наша выбранная дорога идет мимо ГЭС и только достраивается, в одном месте Ниссан застревает. После непродолжительных попыток, удается машину вызволить из грязевой ванны. Навстречу спускается Нива с местными номерами, с удивлением смотрят из нее люди на двух оголтелых на низком Кубике. Не все участки новой дороги плохие. Иногда, несмотря на отсутствие асфальта, можно без каких-либо последствий топить по грейдеру 60 км/ч. На одном из таких участков к нам спускается с неба рыжий здоровый орел и, видимо, из любопытства, какое-то время следует параллельным курсом на высоте буквально десятка метров, такое ощущение, что он красуется перед нами.
Говорят, что это какое-то очень знаменитое древнее осетинское кладбище.
Наверное, самый дикий серпантин в моей жизни.
Разок нырнули в грязь, но методом раскачки вперед-назад выбрались самостоятельно. Так выглядел Кубик после нырка.
Долго ли, коротко ли спускаемся в Кобан. Идем в кафе обедать. Там спрашиваем про дорогу в Кармадон. Оказывается, что та дикая, по которой мы спустились, ведет в Кармадон, но поворот мы где-то пропустили. И еще местные смотрят на нас с удивлением: как вы там проехали? Сегодня же все тает, камни с гор падают! (Они действительно падали). Выясняем заодно у них, что есть и более цивилизованный путь в Кармадон и, пообедав, выезжаем.
Впечатления от «более цивильной» дороги — сумасшедшие! На пути встретили тоннель без твердого покрытия и с капающей с потолка водой, как будто из фильмов про Афганистан.
Еще переезжали узкий-узкий стальной мост через глубокое ущелье. Было настолько не по себе, что даже не стали фотографировать на нем машину. В Кармадон добрались, когда солнце освещало только верхушки гор. Какая-то военная часть, наполовину заброшенная. Яндекс карты упорно гнут про Кармадон, 2GIS показывает на другой стороне ущелья. Переезжаем на другую сторону. Темная чаша из гор вокруг пустынного села, не видно ничего, тучи закрыли луну. На все село светилось буквально 3 лампочки на большом удалении друг от друга. Но указатель в селе говорит о том, что это Саниба. И тут фары выхватывают внизу дом, у которого осталась одна половина, а вторая, словно отрезанная ножом и где-то теперь очень далеко и глубоко от этого дома. Становится понятно, что мы на месте. Ледник Колка приблизительно раз в сто лет сходит через узкое ущелье, полностью меняет рельеф нижележащей долины и губит множество людей. Сохранились свидетельства о его позапрошлом сходе. Тогда все было не менее жутко. Ночь, горы, никого. Немного мистическое место, это чувствуется. И чувствуется, что надо ехать отсюда.
За этой каменной чашей собирается ледник Колка.
Выезжаем в Грозный. Едем быстро. Справа в ночи появляется какой-то Колизей, затем еще какое-то странное сооружение с яркой подсветкой. Таких встреч происходит еще несколько. Представьте: абсолютная темнота, изредка тусклый свет окошка маленького жилого дома и тут: ба-бах – какая-нибудь огромная яркая светящаяся громада! Оказывается, это пока еще не Чечня, а Ингушетия. Постепенно приближаемся к Грозному. На каждом пересечении границ кавказских республик стоят блокпосты. Везде примерно один и тот порядок: выходишь из машины, проходишь мимо людей с автоматами в вагончик, где слева от тебя стойка за стеклом, за которой сидят в ряд пять-шесть сотрудников. Они берут твой паспорт, что-то записывают в компьютер, говорят: «Счастливого пути». Иногда смотрят в багажник, но без фанатизма. Сильное впечатление оставила распечатка формата А4 с 12 фотографиями боевиков, из которых большая часть была перечеркнута крест-накрест синей ручкой с пометкой: «Убит».
Наконец-то въезжаем на территорию Чечни. Сразу меняется качество дороги: оно становится лучше. Сама дорога при этом остается двуполосной: по одной полосе в каждом направлении. При этом слева и справа обочины шириной по полтора метра и все фуры едут по обочине, а те, кому надо быстрее, их спокойно обгоняют. В Ингушетии и в Карачаево-Черкессии такая же дорога, но только в Чечне фуры почему-то прижимаются и пропускают. Забавно наблюдать, как после блокпоста на выезде из Чечни фуры перестраиваются влево, и обочина остается, так сказать, неосвоенной.
За разговорами довольно-таки споро долетаем до Грозного. Заезжаем в нашу гостиницу, берем треногу и едем фотографировать мечеть Сердце Чечни и Грозный-сити. В реальности эти сооружения небольшие. В Москве есть мечеть больше размером, а Грозный-сити — это примерно 4 башни этажей по 25. Но мечеть очень гармоничная и с приятной симметрией, а поскольку рядом нет никаких крупных объектов, то и сити кажется настоящими небоскребами.
Дальше едем на улицу, которая состоит из шашлычных. На ней в ряд стоит штук 10 шашлычных, причем довольно больших. Одновременно жарятся десятки килограмм мяса и аромат стоит просто умопомрачительный. Мы кое-как находим место, чтобы припарковать Кубик и направляемся в кафе с многообещающим названием «Шашлык мощный сочный». Шашлык действительно хорош, ценник гуманный: за вертел баранины отдаем по 300 рублей. Алкоголя в продаже нет, но на вискарь, который мы привезли с собой, смотрят нейтрально, выдают стаканы. Так и сидим, кайфуем и отдыхаем каждой компанией в отдельной комнате с дверью и окнами наружу.
Договорились с водителем Улубием, что он нам окажет услугу «трезвый водитель» и довезет нас на нашем Кубике до гостиницы. Договорились за 250 рублей. Первое, что сделал Улубий — пристегнулся и пояснил, что «Рамзан всем сказал пристегиваться». Потом минут за 5 мы доехали до гостиницы, и я протянул ему три сотни и сказал, что сдачу не надо, а он сказал, что раз договорились на 250, то договор надо соблюдать и отдал мне 50 сдачи. Вот такая Чеченская строгость в соблюдении своего слова.
Что еще запомнилось? Затупил на кольце на площади Минутка: два ряда, я в правом, но мне дальше по кольцу налево. Притормаживаю, включаю левый поворот и … моментально в левом ряду немного позади меня останавливается «Приора» с бородатым улыбающимся водителем и, моргнув дальним светом, приглашает в свой ряд. При этом за ту пару секунд, что я тупил в правом ряду, никто сзади не стал мне сигналить, не было ни капли негатива. Представляю количество гудков, затупи я так в Краснодаре. Вообще, весь народ в Грозном ходит на расслабоне. Напоминает праздных горожан в какой-нибудь день города. Очень много мужиков охраняют повсюду покой с автоматами, причем, судя по их виду, далеко не бутафорскими. Машины бросают открытыми, все очень спокойно, неспешно и как-то легко, что ли.
На следующий день с утреца сходили в Беркат, это такой огромный рынок, где закупается весь Грозный. Он не похож на привычные рынки хотя бы тем, что в девять продавцы еще лениво бредут на свои точки и только к 10 там что-то открывается. Потом еще раз прокатились по центру, посмотрели на все достопримечательности при свете дня и, перекусив в местном аналоге KFC, выехали в сторону дома.
Действующие лица: Миха в синей куртке, я в красной.
Поездка получилась веселой и бесшабашной. Как с попсовыми, так и с нетуристическими развлекухами. Ни разу не пожалел о том, как оно сложилось. Езжайте на Кавказ, ничего не бойтесь — там красота и все не так, как у вас дома. Спасибо за внимание ))