Мурманск — Териберка, или 130 километров впечатлений

18.06.2015 | 87627 просмотров

Это не рассказ о длинном и многодневном путешествии, а всего лишь небольшая история об увлекательной однодневной поездке из города-героя Мурманска в село Териберку, к «маленькому краю земли» на берегу сурового Баренцева моря. На мой взгляд, это потрясающее место, посещение которого, наверное, никого не оставит равнодушным, как, впрочем, и дорога, ведущая туда.

Но для начала пару слов о том, как все начиналось. Жена моя родом из Мурманска, и мы давно собирались посетить этот дивный заполярный край. Еще, будучи школьником, я неоднократно бывал в Хибинах и не понаслышке знал о красотах тамошних мест. Но вот как-то не сходилось и не срасталось у нас эту затею осуществить, и, как это часто бывает, мы уже и думать об этом перестали, как вдруг обстоятельства сложились благоприятным для нас образом, и мы решили не упускать этой возможности.

Я не буду рассказывать о двухдневном марш-броске из Москвы в Мурманск, благо отзывов об этом маршруте в интернете достаточно, а сразу перейду к главной теме этого повествования.

Да. Чуть не забыл обозначить одну маленькую, но существенную техническую деталь. Все тяготы дорог из Москвы и до Москвы, включая все пункты назначения и локальные вылазки (в сумме это около 5600 км) с нами разделил наш надежный друг и товарищ 2010 года выпуска Opel Astra H Sedan Z 1.6 XER, в очередной раз проявив себя с лучшей стороны.

Итак, Териберка — село в Кольском районе Мурманской области. Центр одноимённого сельского поселения. Расположено на Мурманском берегу Кольского полуострова в устье одноимённой реки, при впадении её в губу Териберскую Баренцева моря (см. Википедию). Некогда Териберка славилась своими акульими и тресковыми промыслами, судоремонтными мастерскими, двумя молочно-товарными фермами и много чем еще, в общем, жизнь здесь била ключом. Вот мы и отправились посмотреть, что осталось от всего этого былого благополучия сегодня.

Схема маршрута.

Если вы соберетесь посетить Териберку на автомобиле, то, скорее всего, ваш маршрут будет выглядеть так, как на приведенном выше обрезке карты. Расстояние от Мурманска до Териберки 130 километров, из них 90 километров это местами подразбитая, местами залатанная асфальтовая дорога, а остальные 40 километров (на карте обозначены красным цветом) укатанная грунтовка «Стиральная доска».

Дорогу (все 130 км) в полной мере и во всех смыслах можно считать романтической, но при этом надо помнить, что романтика таит в себе разного рода опасности, и вот одна из них это отсутствие АЗС и магазинов на протяжении всего пути из пункта А в пункт Б. Так что первое, о чем нужно помнить, отправляясь к берегу Баренцева моря, так это о заправке бака вашей машины под горловину. Увы! Это вам не баварская Romantische Straße. А для тех, кто решит отправиться в эти края зимой, полезно еще будет знать, что связь с большой землей может прерываться из-за обильных снегопадов.

Серебрянка.

Ну, поехали! 8 сентября, Мурманск, погода пасмурная. Прогноз обещал дождь во второй половине дня, но ждать в море погоды, у нас не было времени, и после полудня мы покинули город и взяли курс на Териберку. Встали на трассу, которую местные жители зовут «Серебрянка», и если ехать по ней долго-долго, не сворачивая, можно добраться до Серебрянской ГЭС (отсюда и название дороги). До Серебрянской ГЭС мы, конечно, не поехали, а свернули немного раньше, но до этого момента мы еще доберемся, вернее, докатим по ходу повествования.

Ехали мы не спеша и любовались красками заполярной осени. А краски здесь совершенно необыкновенные, словами трудно передать. Периодически мы останавливались, чтобы запечатлеть особо понравившиеся нам места.

Буквально в нескольких километрах от города начали попадаться вот такие живописные речки и небольшие озера. Ну как мимо-то проехать?

Местами на обочинах встречались хаотично припаркованные машины грибников. Здесь если не каждый, то через одного уж точно и грибник, и рыбак, и охотник. Край такой. Как говорится, бытие определяет сознание!

Это вам не Москва, где до ближайшего леса вы будете часами толкаться в беспробудных пробках, здесь пришел с работы, усадил семью в машину и через 20 минут ты уже в лесу. Красота!

Придорожный каменно-водный пейзаж.

Попутный сбор грибов тоже входил в наши планы, вернее в планы моей жены, а я являлся неотъемлемой частью этой программы. Нам хотелось отъехать подальше от города, где машин поменьше и грибов побольше, но чем дальше мы отъезжали, тем быстрее лесистая тундра превращалась в кустарничковую, и надежда набрать грибов стала быстро покидать нас. Мы, жители мегаполиса, по наивности своей думали, что грибы растут только в лесу. Откуда нам было знать, что грибы здесь повсюду, а особенно их много в каменистой тундре (как мы убедились позже). Но до этого еще надо было доехать во всех смыслах.

Проскочили поворот с указателем «Североморск 3» (справа по ходу движения) и километров через пять сделали очередной привал.

Дары осени.

Бросили несколько грибов в ведерко, съели по горсти ягод, запечатлели окружающие нас виды и снова в путь к заветной цели.

Северный край.

Мы катились все дальше и дальше, а пейзажи становились все суровее и суровее, тучи темнее и темнее, почти исчезли попутные и встречные машины, и возникло ощущение того, что мы одни в этом безлюдном пустынном краю. Но, как оказалось, это лишь иллюзия. Навстречу нам на большой скорости промчались три военных КАМАЗа повышенной проходимости, а значит, край уже не безлюдный.

Осенняя дорога.

На фотографии выше можно разглядеть светоотражающие прутья (не подобрал лучшего слова). На ровных участках дороги они встречаются достаточно часто и, видимо, для того, чтобы в дни метелей и вьюг путники не сбились с пути.

Дальше старались ехать без остановок, но борьба с соблазном остановиться казалась уже невыносимой пыткой, особенно когда сквозь облака стало пробиваться солнце, пейзажи по обеим сторонам дороги стали более красочными, и мы, уже немного приунывшие от серого неба, повеселели.

Вот так, созерцая по сторонам эту красоту (иногда, конечно, поглядывая на дорогу), мы докатились до заветного указателя.

До Териберки 42 километра.

Перед последним отрезком пути.

Ну, вот и все, прощай асфальтовая дорога! Здесь начинается самый интересный отрезок пути, тот самый, который на схеме маршрута обозначен красным цветом. Укатанная грунтовка, по которой нам трястись 42 километра до цели, но, я вам скажу, это стоит того. Пейзажи на протяжении этого отрезка пути не просто красивые, а я бы сказал нереально-фантастические. Это даже трудно передать словами, возможно, это сочетание времени года, времени суток, света, цвета, состояния и настроения, но за свою немалую автомобильную жизнь более красивой дороги я не видал. Создавалось полное ощущение того, что мы попали на другую планету и единственное, что возвращало нас в реальность это ЛЭП и радиомачты, разбросанные на сопках.

Заполярный «автобан» и необъятные просторы тундры.

Первые минут 15минут после съезда на грунтовку мы катили со скоростью не более 30 км/ч, контраст с асфальтом чувствовался ощутимо, но постепенно мы привыкли к вибрации и прибавили ходу. Нашим взорам открывались необъятные просторы каменистой тундры с множество мелких заводей, ручьев и озер и все это в сочетании с осенними красками выглядело, мягко говоря, обалденно!

Теперь самое время вспомнить про грибы. Если и есть на земле грибной рай, то находится он именно здесь. Здесь их было такое количество, что они стали заметны прямо из машины. Ради такого дела бросили якорь. Вышли из машины, кругом полное безмолвие и тишина.

Сентябрь в заполярье.

Кто-то пошел собирать грибы, а кто-то осенние открытки. И того и другого здесь навалом и всем хватит. Порадовал и тот факт, что по курсу нашего движения, а двигались мы на север, маячил большой просвет, а это давало нам шанс увидеть Териберку, освещенную мягким вечерним светом.

И действительно, по мере нашего приближения к морю погода начала налаживаться. От пейзажей уже было невозможно оторвать глаза, время бежало и не думало останавливаться, а до финиша оставалось еще 20 километров пути. Волевым усилием мы решили покончить с грибами и фотографиями и двигаться к цели без остановки.

Водно-болотные угодья.

Но легко сказать, да трудно сделать. За каждым новым поворотом открывался вид лучше прежнего.

Краски осенней тундры.

В таком месте, как говорится, грех не тормознуть. С этой сопки открывается потрясающий вид, тундра как на ладони. Вот это просторы!!!

Для нас, жителей большого мегаполиса, такие картины, как прозрение, ведь большую часть времени мы смотрим на стоп-огни впереди стоящей машины, из окон домов в окна дома напротив, в смартфоны, мониторы, планшеты, а здесь……. глаза просто ОТДЫХАЮТ!!!

Другая планета.

Пока мы любовались открывающимися видами, с нами поравнялся автомобиль, из которого вышли три джентльмена. Ребята возвращались из Териберки, один из них оказался французским тележурналистом по имени Николас, который в преддверии парижской премьеры фильма «Левиафан» готовил о нем статью. И вот решил сам, что называется, подышать эти воздухом, окунуться в эту атмосферу и остался очень доволен.

Левиафан? Звягинцев? Снимал фильм в Териберке? Тогда мы не придали этому никакого значения, тем более мы не большие поклонники этого режиссёра, но любопытство они наше подогрели, однозначно. А чем закончилась вся история с изрядно нашумевшим «Левиафаном» теперь-то уж всем известно.

Распрощавшись с нашими случайными встречными, мы прыгнули в машину и поехали дальше. На сей раз уже без остановок.

Заоконные пейзажи.

Что там, за поворотом?

Есть участки дороги более ровные, есть менее ровные. Есть участки, где камешков побольше и чтоб они не слишком сильно долбили по колесным аркам, днищу и «по ушам», скорость приходится сбрасывать, а если еще и по сторонам глазеть (а по-другому у нас не получалось), время в пути увеличивается. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться, все равно конец будет, конечно, в хорошем смысле!

Выкатились на финишную прямую, с которой нам открылся замечательный вид на териберский берег Баренцева моря.

Териберский берег.

Место, откуда сделан этот снимок, обозначено на схеме красной стрелкой «Въезд». Если на развилке взять левее через пригорок, попадешь в Лодейное, а направо через мост в Териберку. В 1957 году Лодейное вошло в состав Териберки, а для местных жителей, как оно было Лодейным, так и осталось.

Подъехали к воде, покинули борт и... тишь и благодать. Полный штиль. Так тихо, что отчетливо были слышны голоса ребят на том берегу.

Вечерний штиль.

Далее медленно двинулись в сторону Лодейного, и вот то место, возле которого нельзя не остановиться. Остатки причала и остовы (скелеты) сгнивших судов.

Скелеты кораблей.

Если сказать в двух словах, то эта картина очень точно характеризует то состояние, в котором сейчас находится поселок. Разруха на фоне сказочных по своей красоте мест, да простят меня местные жители.

Печальный причал.

Перевалились через пригорок и спустились в Лодейное. На въезде не менее гнетущая картина.

Вид на Лодейное.

Разруха здесь, мягко говоря, нешуточная. Полуразрушенные дома, местами с провалившейся кровлей, сгнившие причалы и отсутствие людей на улице — все это создает ощущение брошенного поселения.

Без комментариев.

Что здесь скажешь, остатки былого благополучия. Поселок медленно и верно умирает, печально, но факт. А сколько таких поселков, сколько таких «Териберок» и «Лодейных» разбросано по матушке России? Ответ очевиден.

Если приглядеться к этой фотографии, на дальнем плане можно различить цветные корпуса рыбзавода компании ООО «СиФудРус», основанного в 2005 году. Основным видом деятельности является производство и реализация замороженных рыбных продуктов. В поселке безработица, лишь малая часть жителей поселка работает на данном предприятии. Тоска.
Поехали в сторону «старой» Териберки.

Остановка запрещена.

Вечерняя Териберка.

На том берегу почти все то же самое, хрен редьки не слаще. Такие же полуразрушенные брошенные дома, сгнившие лодки, груды ржавого металлолома… вот если есть на Земле забытые Богом места, то Териберка точно одно из этих мест.

Кстати, мост соединяющий Териберку с Лодейным построили только в конце 1980-х годов, а до этого люди перебирались, друг к другу в гости по воде на пирогах и каноэ местного производства.

Мост.

Взгляд с точки зрения травы.

К сожалению, время наше вышло, и нам пора в город. Делаем пару контрольных снимков и покидаем «место преступления». По-другому увиденное назвать трудно. Первое время едем молча, да и мысли в голову лезут не радостные. Стараемся ехать без остановок, хочется до темноты съехать с грунтовки и проскочить подразбитую часть асфальтовой дороги, а там уже можно и по темноте не спеша докатить.

Издалека замечаю человеческий силуэт в светоотражающем жилете на противоположной стороне дороги. Останавливаемся. Оказывается, в тундре тоже можно встретить сотрудников ДПС. Ребята к дежурству подготовились по полной программе и даже готовы работать в условиях неблагоприятной радиационной обстановки.

Соблюдайте скоростной режим.

Инспектор в машине.

Вот уж действительно, есть у нас люди с обостренным чувством юмора, заставили нас, посмеялись мы от души!

Была еще одна техническая остановка, во время которой удалось сделать несколько кадров.

Гляжу в тебя, как в зеркало…

Спокойная зеркальная гладь. Не знаю, чем это объяснить, но тундра, подобно магниту, притягивает не на шутку, а в осеннем наряде особенно. Необозримые просторы, сопки, реки, озера, красота, которую можно созерцать часами.

«Стиралка» закончилась, и мы вырулили на твердое покрытие. До дома еще 90 километров. Может, сейчас дорогу уже отремонтировали, но не далеко от того места, где грунтовка вливается в асфальт (в сторону Мурманска) были небольшие повреждения дорожного покрытия. Я понимаю, что после грунтовки-трясучки, почувствовав твердое покрытие, вам захочется утопить педаль вашего любимого болида в пол, но не спешите этого делать.

Поврежденный участок дорожного полотна.

Лишние пару или тройку часов побыть в тундре, конечно, хорошо, если это было запланировано. В противном случае придется ждать помощь и кормить комаров.

По прямой.

Преодолели разбитые участки дороги, а тут и небо стало хмуриться, и дождик стал накрапывать, и мы прибавили ходу. В Мурманск въехали затемно, уставшие, но довольные, почистили грибы и уснули без задних ног.

Урожай.

Но на этом моя история с Териберкой не закончилась. Не знаю уж, почему она так врезалась мне в душу, но спустя пару дней я снова посетил ее, правда, на этот раз уже в одиночестве.

Напоследок этого длинного и скучного повествования хочу сказать, что люди здесь замечательные, не потерявшие чувства юмора посреди такого упадка и разрухи. Это уже само по себе подвиг. Мне удалось лично убедиться в этом, поговорив с некоторыми из них.

Если вы когда-нибудь будете в этих местах, обязательно посетите Териберку. Эти места, как впрочем и дорога, ведущая к ним, не оставят вас равнодушным.

P.S. Спасибо всем, кто дочитал этот текст до конца. Прошу прощения за качество фотографий (снятых преимущественно на телефон), грамматические ошибки, несвязный текст и за неточности (если есть таковые) в описании здешних мест.

Хороших всем дорог и увлекательных путешествий!

Холодно...

Ах севера... ностальгия ))
Honda Orthia, EL3 B20B 4WD Богиня
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
Мои отзывы: Skoda Rapid 2015, Skoda Octavia 2010

Все прямо как в фильме Левиафан.
Просто очень красиво...

Плато Путорана
Спасибо за отзыв! В прошлом году был и сам в этих краях. Точнее в Оленегорске, Ревде и далее 10-ти дневная "экскурсия" по Ловозерским тундрам)). Природа там, конечно, уникальная. Я был в самом начале августа.. Теперь же, хочу попасть в эти места и в сентябре. Глядя на ваши фото.. красота осенняя там необыкновенная. И на счет людей полностью согласен с автором. Простые, доброжелательные и хорошие люди. Иных мы там и не встречали. Несмотря на жизненную неустроенность и отсутствие работы и приличных зарплат, люди не растеряли чувства собственного достоинства.
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Очень красиво, природа как будто даже Исландию чем-то напоминает. Убрать старые дома, добавить лифтованых крузеров и вулкан на заднем плане - и не отличить!))

Сообщений: 1941
Фото просто супер! Кадры с ДПС и инспектором хоть сейчас в русскую версию бешеного макса)))природа очень красивая,а вот сам поселок постапокалиптичный какой то.
Ваз 2109 2004г был
Тойота корола 2000 была
Лансер х 2009г есть

Тисуль
Неплохое путешествие! ДПСники порадовали))))
TA01W 1993год, 3D, Federal Couragia 31'' .
Мой отзыв: http://reviews.drom.ru/suzuki/escudo/91878/
Мой отзыв: Suzuki Escudo 1993

какой контраст, северный край и редкое в тех краях солнце, краски просто огонь

Russia
Сообщений: 2083
Классно! Глянуть бы самому те места.
Всё, что происходит - к лучшему!
Наверное....

На севере рождаются и воспитываются правильные люди, меньше в них "желчи".
KaizerSoza
мда, угрюмая тоска накатывает сама собой, глядя на убогие человеческие постройки на фоне такой природы

Набережные Челны
Хороший отчет, хорошая поездочка была. Фоты, кстати, хороши. Разруха в отдаленных уголках, конечно, печальна. Природа великолепна!

Спасибо за рассказ, молодцы, что съездили. Хочу вставить свои "5 копеек", как коренная мурманчанка могу сделать это более-менее объективно.
Разрушение Териберки - дело отчасти властей. Раньше там был судоремонтный завод, который растащили по кускам, и теперь российские суда чинят в Киркенесе!!! Это ли не позор?
Ужесточили лов рыбы, - простым смертным рыбу ловить нельзя! И это уничтожило целые династии рыбаков, которые всю жизнь жили у моря. Раздали квоты крупным рыбным фирмам, как следствие - закрылся завод по переработке рыбы (кстати, на нем работала героиня Лядовой в Левиафане).
Кстати, скоро в Териберке пройдет фестиваль московский под лозунгом "возрождение", поговаривают, что москвичи будут строить там завод по переработке краба.
Вот такие дела.... Я не любитель обсуждать здесь власть, и даже в своих отчетах стараюсь не касаться этих тем, но Териберка - часть моей северной Родины...Обидно
Но стоит сказать, что и люди во многом там бардак разводят, была там две недели назад - кругом помойки, мусор везде, бездомные животные, у каждого во дворе хлама навалено. Вот что это, скажите, русский менталитет?
Софья с Севера:
Конечно, менталитет, плюс пофигизм, но всё не от хорошей жизни

Фото поселка впечетляют.Вот оно медвепутное провление,При СССР такого скотства не было
" Поселок медленно и верно умирает, печально, но факт. А сколько таких поселков, сколько таких «Териберок» и «Лодейных» разбросано по матушке России? Ответ очевиден"

так и есть -живут только областные и краевые центры, а маленькие города и деревни умирают вконец. Зато крымнаш, ... мать!

Фотографии просто супер.Природа у нас в стране очень красивая всё есть. Но человек живёт чуть лучше Собаки(Собаку кормит человек).
Сова, открывай! Медведь пришёл.
Wh-Censor
Подольск
А там до заброшенной артбатареи к северо-западу от поселка (мыс Долгий) на машине доехать реально?

класс

Отлично! Но грустно от такой обстановки...

Город Красных Фонарей
Спасибо за отзыв. Сам на Севере вырос. Фото нормальные кстати, не прибедняйтесь)
В действительности всё иначе, чем на самом деле...

DC
Конечно, менталитет, плюс пофигизм, но всё не от хорошей жизни
люди сами свою жизнь строят. или сами отказываются это делать, в данном случае.
Мой отзыв: Skoda Rapid 2011

Rotmestr:
При СеСеРэ и снег белее был и сахар слаще. :)

"Напоследок этого длинного и скучного повествования..."

В сравнении с тем, что здесь частенько вываливают в последнее время, это шедевр литературного творчества на РУССКОМ языке и Шишкин с Айвазовским в одном флаконе по части фотографий.

Благовещенск ДВ
Так так оно и было.
Спаси............ мою нетрезвую душу

Тверь
Обязательно там побываю, спасибо за отчет!

skyrood:
люди сами свою жизнь строят. или сами отказываются это делать, в данном случае.
Не всегда, наверное, всё-таки, бывают обстоятельства посильнее желаний

Благовещенск ДВ
И сиськи больше
Сиски были вооще - по крайней мере натуральные!
Спаси............ мою нетрезвую душу

Калининград
ельцинско-путинский север

RE Amemiya:
ельцинско-путинский север
Горбачевский

Красота неописуемая!!! Подскажите какая средняя скорость была на участке 40 км грунтовки до конечного пункта назначения и как подвеска опеля выдержала? И от Москвы до Мурманска каким маршрутом добирались? Планирую поездку туда в ближайшее время.

slavas
«При социализме» корабли в бухте стояли в три борта — Териберка была богатейшим на Мурмане селом. Два рыболовецких колхоза и два рыбзавода, три агрофермы, оленье стадо в две тысячи голов, звероферма по разведению американской норки, судоремонтные мастерские, стадион, дом культуры, больница, поликлиника, амбулатория… Пик цивилизации стал началом конца — возведенная в 80-е плотина териберкских ГЭС уничтожила семужье стадо. Потихоньку ушел флот, перевели стада на юг колхозники… Теперь от былой жизни лишь названия улиц — такие же, как в Мурманске, — Комсомольская, Кооперативная, даже Кольский проспект. Стоят на них заколоченные здания.

— У нас тут у дома забор упал, говорю мужикам на лавочке: починили бы. А они мне: «Вот Путин приедет, пусть он и чинит», — с усмешкой повествует Раиса Чебатурина, мурманский театральный художник. В Териберку она уже который год приезжает на этюды, живет здесь месяцами в добровольном отшельничестве. Местные к ней поначалу относились как к диковинке, но и не обижали. Потом стали за помощью приходить. Полиции, «скорой» и пожарной тут нет, поэтому по всякой нужде звонят ей.

Касли
75% сел в стране в таком аховом состоянии и не только на севере, но и в других местах. свернешь с федералки и кругом поля заросшие лесом. разрушенные фермы и умирающие совхозы. люди либо угрюмые. либо выпившие. умирают и села и деревни. как то так...

Как для жителя юга странное зрелище что заборов нигде нет.

Обнинск
Отлично.
Вспомнил нашу поездку на Рыбачий в 2009г
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Пипец.Своё гробят,зато рот на чужие территории разевают, простите домой возвращают.

Всё прям как в Левиофане!
И главное запомните - МЫ ВСЕ ТАМ БУДЕМ!!!!

Rio где Janeiro
красиво и печально...
"Leave me alone, I know what I'm doing" © Kimi Raikkonen
"No plan is the best plan!" © Bud Moseley

Седьмая столица...
Места замечательные. Жаль лишь, что все приходит в разруху... На окраинах страны это стало обычным явлением, сам неоднократно видел аналогичные пейзажи запустения и разрушения...
Памятники надо ставить жителям таких мест - за их упорство и надежду на лучшую жизнь!
...-...-...-Legaсy'91-Impreza'98-RAV4'03
Хочу ёжика... С желудком литра на 2...

Novosibirsk
"А чем закончилась вся история с изрядно нашумевшим «Левиафаном» теперь-то уж всем известно."

- ага, известно: 1 приз канского фестиваля, победитель в двух номинациях русской ники, номинант на оскар, первое место в золотом глобусе, 4 приза от русского золотого орла.
При СеСеРэ и снег белее был и сахар слаще. :)
не имеешь представления о том, что говоришь. при СССР огромная куча котельных в стране работала на угле - снег никак не мог быть белее.

Виктой:
Неплохое путешествие! ДПСники порадовали))))
Вот к чему приводит отсутствие кормовой базы у гайцов, а если победим коррупцию то такая же судьба ждёт чиновников. Оно нам надо?
А отчёт замечательный, атмосфера передана на все сто, сужу по Левиафану...

крымов
Спасибо, ВАМ и вашему учителю русского языка и литературы. Нам понравилось.

Санкт-Петебрург
Отличный отчет, вот вроде проехал человек 260 километров, а сколько всего успел рассказать и показать. Здорово!

Повезло нам конечно жить в стране с такой разнообразной природой, не повезло нам жить в стране, где люди порой к этой природе и друг другу относятся наплевательски.

PS: И чего возмущался народ по поводу "Левиофана", не пойму? Атмосферу передали же.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Славянск-на-Кубани
"Прошу прощения за качество фотографий (снятых преимущественно на телефон), грамматические ошибки, несвязный текст" - не скромничайте !!!
А отчёт замечательный, атмосфера передана на все сто, сужу по Левиафану...
toptishka:
Полностью согласен.

Огромное спасибо!!!! У меня ностальгические слезы на глазах! В Териберке были мои лучшие годы юности ,1962 год мне было 17 лет,я проходил практику матросом на рыболовецком сейнере и конечно был влюблен в местную девушку.Еще раз спасибо!!!!

Тверь
появилось лютое желание посетить сии места
- Ты суслика видишь?
-Неет...
-И я не вижу. А он есть

Максим
Спасибо, очень хочу посетить эти места. С Вашим отчетом желание только усилилось. Добра Вам и ровных дорог!

Северобайкальск
Мой отзыв: Subaru Impreza 2007

Пейзажи красивые,хорошая поездка.

Во всем винить власть проще всего. Много встречал людей, которые знают как правильно управлять страной, регионом, городом, а у самого дома полный бардак и разруха. Надо начинать с себя. Кто сейчас готов в колхозе за трудодни работать с 5 утра до 10 вечера, поднимите руку? Времена меняются, люди тоже.
За отчет 5+. Удачи на дорогах.

Полюбовался Вашими фотографиями.

AleksM87:
Как для жителя юга странное зрелище что заборов нигде нет.
А что там за заборами хранить, мусор?

ZAKE86
Сестра ездила туда не так давно-забытый край...
Россия сегодня, так сказать.

Северная природа красива и неповторима...
...бывал,видел..)...мечтаю ещё хотя бы разик)) там побывать...)

Спасибо за отчёт!

Внебрачный сын октября:
Просто очень красиво...
Спасибо! Рад, что понравилось!

Север8877:
Спасибо! Обязательно отправляйтесь туда сентябрем, не пожалеете. Вокруг Мурманска масса красивейших мест. Очень мне пригляделся участок от Мурманска до Мончегорска. От Кандалакши и до Мурманска я ехал в темное время суток, и разглядеть можно было только дорогу в свете фар. А вот обратно ехал утром и столько открыток разглядел. В общем, поезжайте и на месте разберетесь.

Михаил424:
Спасибо! Вулканы и круизеры нарисуем )))

Софья с Севера:
Спасибо! Тему Вы подняли очень серьезную. По правде сказать, я в менталитете мало что понимаю, а особенно в русском, если так можно выразиться, но в том, что человек сам творец своего счастья убежден твердо. Один мой знакомый рекомендует «любителям Европы» начать строить ее у себя на садовом участке, в квартире, подъезде и не ждать, что кто-то это сделает за него. Чем больше будет ухоженных домов, тем страна в целом будет более ухоженная. Ну а власть…. она делает то, что ей народ позволяет делать.

Wh-Censor:
К сожалению, не отвечу на Ваш вопрос. Я проехал все Лодейное и попытался выехать за его пределы, но уже к концу поселка ямы были такие, что я побоялся за машину. Мне же на ней еще в Москву надо было вернуться. Если у Вас не вездеход проще ее оставить в поселке и прогуляться пешком.

М.Ю.:
За комментарий спасибо! Прибедняться не буду!)

"Напоследо к этого длинного и скучного повествования..."
Спасибо Вам за комментарий, но до шедевров, Шишкина и Айвазовского еще очень и очень....... далеко))

KosZJ:
Обязательно там побываю, спасибо за отчет!
Побывайте обязательно! Рад, что понравилось!

dmitri33:
Рад, что понравилось!
Про среднюю скорость не скажу, не вычислял. Там есть редкие места, где и 60 можно идти, но в основном 30-40. Как говориться, по силе вибрации сориентируетесь)).
Подвеска все отлично перенесла, никаких нареканий.
Ехали Москва-Ярославль-Вологда-Вытег ра-Пудож(ночевка) -Медвежьегорск – далее там одна дорога. Мне этот путь больше нравится, покрасивее он, покороче на 100 км (чем через Ленинградку), да и машин поменьше (по моему ощущению). Будут вопросы – обращайтесь. Чего смогу, то подскажу!

slavas:
Долго он ехать будет)))

крымов:
Спасибо, ВАМ и вашему учителю русского языка и литературы. Нам понравилось.
Вам, спасибо! Рад, что понравилось!

федор фортуна:
Спасибо! Рад, что Вам понравилось!

суб351:
появилось лютое желание посетить сии места
Осталось только осуществить желание!)

Dima sbk:
Очень красивые фото. На что фотографировали?
Процентов 90 фотографий в отзыве сняты на телефон LG G2 mini, оставшиеся на Fujifilm X-Series. Спасибо за комментарий!

Falko711:
За отчет 5+. Удачи на дорогах.
Согласен на 100%. Начинать надо с себя.

Dima sbk:
Очень красивые фото. На что фотографировали?
На LG G2 mini снято большинство фото, остатки на fujifilm m-series. Спасибо за комментарий!

))) И ЧАЩЕ )))

svm6053:
Сиски были вооще - по крайней мере натуральные!
Можно подумать есть разница! Они или есть, или нет и не говорите, что важна натуральность, не лгите себе...

nikitafomin

nikitafomin:
Отличные фото, напомнило FALLOUT2

Места классные. А разруха она в головах.

вот это красотища)) спасибо )

Катуар, заМКАДыш
Только проехавшись в тех местах (пусть и в третьей декаде сентября) начинаешь немножко понимать чем же манят настоящие северА русскую душу...
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Спасибо за отчёт! Прочитал с удовольствием от начала до конца!

зимой приезжай а край описал здорово

г. Раменское (Раменский район)
Только что вернулись из Мурманска. Июль 16 года. Были и в Териберке. Впечатления просто зашкаливают. Дорога описана точно и интересно. Особенно верно, что хочется фотографировать буквально всё !! Мы ездили за Териберку, на мыс, на водопад. На внедорожниках доезжают прямо до берега.

Пишу по свежим мыслям. 2016.08.08. Мотель Мельница, на окружной. Только приехали Тери́берки.
Ощущения не передать. Все должны увидеть. Смутило сначала расстояние, и если бы знали, что треть дороги - по грунтовке - может бы и не поехали... Но узнав - что это - единственная в России дорога на океан, Северный и ледовитый - осознали и это - просто восторг! Езжайте и сами посмотрите - океан - водопад и просто природу - нигде больше такого не увидите! Мы были в европах и много где еще - но здесь - нужно просто быть и смотреть! Просто восторг!

Был там тоже этим летом.
Кладбище рядом с морем и песчаный пляж.
Сел на скамейку на берегу и вот она .......вечность и миг.Одно рядом с другим и ты сидишь между этим явлением.И вроде путь в вечность тебе заказан,а за спиной тебя тоже ждет миг.
Ну и плюс еще картину наблюдал,три старушки сидели на скамейке и разговаривали о чем то своем.Возможно уже и мужей своих похоронили,дети в города подались ,а они остались одни.

scandic
Йошкар-Ола
Прекрасно написанный отчёт, замечательные фотографии, завораживающий пейзаж. "Забытое" место, разруха, но КАКАЯ КРАСОТА! Манит русский север, манит... суровость Кольского полуострова, тундра, Баренцево море...

Разруха и запустение в Териберке 2017 год https://www.youtube.com/watch?v=iNzqCMe-K_g

Отличный отчёт. Пейзажи севера очень впечатляют

Viziter
Пару дней назад был там) дорога - жесть.
Смогли проехать не с первого раза, дорогу перекрывает гаи.
Высоту снега видно на фото)

nikitafomin
Отличные фото, напомнило FALLOUT2
Так это кому что не хватает - кому-то "танчиков" на мониторе возле дивана с холодильником, кому-то ниппелей в поездке, кому-то сала на закуску ;) :) Из поездки в конце сентября 2015