Дорогами Горного Алтая 2021. Софийский (Аккольский) ледник. Часть первая

21.07.2021 | 10274 просмотра

Добрый день, уважаемые Дамы и Господа! Представляю Вашему вниманию описание нашей поездки на Софийский (Аккольский) ледник в Кош-Агачском районе республики Алтай в июле этого года. Предыстория поездки такая — еще зимой узнали о существовании и относительной доступности ледника, после чего решили включить его в программу посещений на лето.

Лето, как и предсказывали, настало. Сборы ускорил усиливающийся ковид и опасения того, что Кош-Агачский район закроют для посещений, как в прошлом году. Прогноз погоды благоприятствовал, срочных дел на работе не было, стало быть собираемся и едем!

Состав участников: 1) душа нашей компании — Макс на УАЗ Патриот (механика,бензин\газ) и я, 2) Дмитрий, его супруга и их сын на Паджеро 3 (автомат, бензин\газ).

Выехали 5 июля в разное время, встретились на газовой заправке в Онгудае. Решили двигаться, пока хватит терпения. Акташ миновали уже в темноте, терпение закончилось на подступах к Кураю. Есть там приметный холм, справа от дороги, но найти его в кромешной тьме та еще задача! На счастье, у Макса при себе имелся ручной фонарь мощности необыкновенной, и холм был найден! Забрались на холм, встали на довольно обширной площадке. Наскоро перекусили и отключились. Утро порадовало прекрасными видами Северо-Чуйского хребта:

Скорее всего, это гора Актру, возвышающаяся над одноименной долиной.

Предгорья.

Как вам вид?

Курайская степь:

Наша стоянка:

Вместе с солнцем нас радостно приветствовала мошка… Подгоняемые ею, мы позавтракали, резво свернули стоянку и двинулись дальше в Кош-Агач на газовую заправку. Заправились и вернулись к селу Ортолык, проехали через него, набрали воды и двинулись в с. Бельтир.

Ортолык, за ним Чуйский тракт. Вид со стороны родника:

Родник:

Родник довольно скорбный. Вода, вытекающая из него, образует небольшое озерцо. Запах с озера не вызывает желания посетить это место повторно. Так как выбора особого не было, впереди нас ждала неопределенность, и лучше уж такая вода, чем совсем никакой.

Далее нас ждал отрезок пыльной, частично асфальтированной дороги. Неожиданно она закончилась, и мы въехали в Бельтир. В 2003 году неподалеку располагался эпицентр землетрясения, Бельтир изрядно пострадал. После построили село Новый Бельтир, неподалеку от Кош-Агача, и переселили туда жителей. Но люди потихоньку возвращаются в родные места.

Стадион в Бельтире:

Вообще, Бельтир довольно унылое, на первый взгляд, место. Хотя жизнь теплится, люди живут.

Дорога вьется змейкой через степь с редкой растительностью. Прошу обратить внимание вот на что: крайне не советую передвигаться здесь вне накатанных дорог. Дело вот в чем: что для нас степь, то для теленгитов — пастбище. Обратив внимание на то, насколько редкая и низкорослая здесь трава, вы поймете ярость теленгитов, когда они видят мчащихся по пастбищу туристов. Поскольку скотоводство в здешних местах издревле основной и часто единственный источник дохода, то к пастбищам в частности и к природе вообще местные относятся крайне бережно. Добавлю, что теленгиты это один из древних воинственных тюркских народов, проживающий в этих местах около двух тысяч лет. В общем, имейте в виду, что их мировосприятие отличается от вашего. Есть еще кое-какие моменты, но они перегрузят статью.

Едем через горные пастбища. Высота около 2500 метров, ветер довольно свежий:

Суровые места, не правда ли? А теленгиты живут здесь столетиями... И еще умудряются скот выращивать.

Едем прямо, с дорог не сворачиваем. Справа горы, камни и трава, слева то же самое.

Долина реки Аккол, вытекающей прямо из (из-под?) Софийского (Аккольского ледника):

Внизу можно разглядеть одинокую кошару.

Дорога ведет нас все выше и выше, вьется среди камней и травы. В логах лежит снег, дует очень свежий ветерок. Вдали одинокие всадники пасут свои стада. Остановились размяться, заодно переоделись — шорты заменили на штаны, а поверх футболок накинули теплые кофты.

Ехать осталось недолго, поэтому предлагаю несколько фото местной природы:

На переднем плане, скорее всего, жертвенник местным духам. Поскольку для местных это важное место, то лучше держаться от него на некотором расстоянии, чтобы не было причин для трений.

Трава здесь пахнет как-то совершенно по-особенному, не как у нас на равнине. Еле различимый, но необыкновенно приятный запах, растворенный в холодном воздухе плоскогорья.

Осталось совсем немного. Дорога идет к весьма крутому спуску в долину, более крутому и небезопасному, чем Кату-Ярык. На фото над моим левым плечом, озера Акколь(с белой водой) и прозрачное-Караколь. Дорога к леднику ведет как раз между ними.

Осторожно, не спеша, спускаемся в долину. Дорога в одну полосу, разъехаться негде. Видим перед собой небольшой домик пастухов. Можно проехать мимо домика, дорога накатана, но мы решили дать небольшой круг по долине и объехали домик по широкой дуге мимо могильных курганов. Обочину дороги местные выложили камнями разной величины, чтобы не было возможности у туристов съехать с дороги и кататься по пастбищам. На мой взгляд, вполне разумно.

В долине климат мягче, чем на плоскогорье, растительность уже другая, хотя деревья и кусты отсутствуют.

Пересекаем несколько ручьев и едем дальше. Справа и слева от дороги каменистые пастбища и горы. Скот весь наверху.

Местные в это время занимались какой-то странной беготней по ручью с лопатами. Загадка разрешилась на обратном пути: они отводили воду от ручьев на дорогу, чтобы ее размыло. Любое другое объяснение не подходит. Ехали к леднику по грунтовке, возвращались уже по воде, которая бодренько бежит на дорогу по довольно длинным каналам. М-да, времени и сил на это положено было немало. Более удобный путь проходит по берегу озера Акколь, берега которого состоят из чрезвычайно мелкого белого песка. Но мы ехали между озерами — там дорога так себе, но кататься по «пляжу» на автомобилях для нас неприемлемо.

Дальше цветовая палитра местности стала изобиловать новыми красками. Можно сказать, радовать глаз, уставший от кажущегося однообразия степей и горных пастбищ.

Впереди нас ждал подарок в виде закрытого шлагбаума с двумя взаимоисключающими табличками. Первая призывала передвигаться только по дорогам, не рвать траву и ягоды, не бросать мусор. Вторая предупреждала, что территория частная, проезд и проход запрещен. Таблички, конечно, фуфловые, но шлагбаум настоящий. Подумали встать на стоянку перед шлагбаумом, но место там так себе. Справа от шлагбаума некогда стоял забор из рабицы. К нашему приезду он лежал на земле и через него была накатана дорога. Поэтому мы решили принять во внимание первую табличку и начхать на вторую. Двигаясь по дороге, мы пересекли ручей. Скорее всего это река Верхний Тураоюк, по крайней мере по утверждению программы OsmAnd. Справа от брода расположена поляна для стоянок с бочкой для мусора. Там мы и встали.

Эта река или ручей имеет целый каскад водопадов. Нам стало интересно, откуда она берет начало, и мы, конечно, полезли в гору по левому берегу ручья. Правый положе, по нему и ходят разумные люди, но он зарос кустами, и мы двинули левому, попутно фотографируя и фотографируясь. В русле ручья, как в русле реки Аккол, лежит снег. Вода ледяная, очень чистая. Вокруг ручья заросли кустов и редкие деревья. Деревьев там вообще мало. Поэтому местные отапливаются кизяками, которые сушат возле домов, воздвигая из них кто стены, кто пирамиды. Скотский помет, из которого делают кизяки, на пастбищах в долине собирают в большие кучи и сушат на солнце. Добыча топлива, как и жизнь в этих местах, непростое дело. Все это, естественно, накладывает отпечаток на восприятие мира живущими здесь людьми. Поэтому уважаемым путешественникам крайне не советую рубить здесь деревья, кусты и вообще вести себя как гости, а не как завоеватели. Мы в такие места возим дрова с собой, благо объемный багажник Патриота это позволяет. А мусор собираем в большие пакеты и потом выкидываем в предназначенных для этого местах. Хорошо бы все так делали. Иначе выходит так: приедут обычные люди отдохнуть, а местное население относится к ним враждебно. Скорее всего, причина в том, что неистовая нечисть, вырвавшаяся из душных каменных склепов, устроила дикий шабаш, оставив после себя горы мусора и прочие отходы жизнедеятельности. И так много раз.

Вернемся к рассказу. На фото ниже — долина реки Аккол, трое наших спутников у ручья, а совсем внизу можно разглядеть машины на стоянке:

Гора справа, нам как раз на ее вершину.

Слева в теснине беснуется ручей.

Водопады:

Фотографии, конечно, не передают всей красоты!

Неутомимо лезем наверх.

На фото Макс. Смотрит вниз, оценивает насколько мы поднялись относительно стоянки.

На фото выше виден самый верхний каскад водопадов. Другого снимка, к сожалению, нет.

Здесь мы поняли, что по берегу не подняться без риска свернуть себе шею. И мы просто полезли в гору. Подъем был весьма крут, изобиловал огромными сурчиными норами и злобноколючими кустами. Горные палки остались внизу, думали, все будет проще — ан нет!

То , что мы приняли за вершину, оказалось вовсе не вершиной, подниматься еще порядочно, но хотя бы видно к чему стремимся. Внизу ручей, который ниже становится водопадом. В русле ручья порядочно снега. Вдали по руслу — небольшой ледничок, через который протекает ручей.

Река внизу — Аккол:

С этого места непонятно, где берет начало ручей. Решили пройти дальше и подняться выше.

Сзади Макса морена (каменная осыпь, которую оставляет, отступая, ледник), из-под которой вытекает ручей. Он остался запускать дрон, а я пошел выше, чтобы посмотреть, что за мореной:

Если кому-то придется бродить в этих местах — смотрите под ноги. Сурки роют широкие норы, ногу сломать секундное дело.

Шел я в гору не спеша, прогулочным шагом, благо склон был некрутой. От Макса отдалился настолько,  что почти потерял его из вида… А вот морена, за которую я хотел заглянуть, приближалась неохотно. Дело было к вечеру, темнеет в горах быстро, и решил я оставить попытку найти исток водопада. Пока раздумывал, сделал фото представителя местной живности:

Сделать снимок было непросто. Какое-то время я притворялся то ли камнем, то ли древесным стволом. Наконец сурок потерял бдительность, и мне удалось поймать его в объектив. Слава 60-кратному оптическому зуму!

Река-ручей, как показал дрон, вытекает из весьма живописного озера, которое с помощью дрона запечатлел Макс, пока я снимал сурка. Вот оно:

Спустился я к Максу и двинули мы вниз. Не спеша, размеренно, глядя по сторонам и под ноги. Спустились к уже много раз упомянутому ручью, перешли по камням на другой берег и пошли вдоль ручья вниз.

Впереди небольшой ледничок, сквозь который протекает ручей:

Берег заболоченный, идти лучше ближе к ручью.

Ледничок крупным планом:

Мысль походить по леднику отвергли. Опасно.

Хотя вру, чуть-чуть походили:

Не делайте так, это опасно. Лететь вниз далеко и очень больно.

Лететь, если что, туда:

Прекрасный вид, не правда ли?

Тот же вид, но со стороны стоянки. Виднеется чей-то домик.

Спустившись правым берегом ручья, мы немало удивили наших спутников. Кратко рассказав свои приключения, стали готовить ужин. Следующий день обещал быть насыщенным. Повествование становится излишне затянутым, поэтому правильно будет прерваться и считать часть 1 законченной. Если уважаемый издатель сочтет ее достойной внимания, то часть 2 не замедлит появиться. Уважаемый читатели, пишите вопросы, выражайте мнения и суждения, буду отвечать по мере возможности.

Первые три фото класс! А где фото Софийского ледника?
filatich
Первые три фото класс! А где фото Софийского ледника?
Спасибо, но фото удались случайно, это заслуга фотоаппарата. Фотограф я так себе. Сам Софийский ледник увидите во второй части, она уже в редакции Дрома.
a2a

Каргаскок
Продолжайте, про Горный Алтай всегда познавательно поглазеть и почитать да
Да

a2a
Продолжайте, про Горный Алтай всегда познавательно поглазеть и почитать да
Спасибо, будем продолжать по мере возможностей.

А вот и продолжение про отпуск...

В это же время были на Актру.
audi,vidi,sile...

Удивило, что все бензоколонки лукойл франшиза.
Плохие дороги отчасти благо. Дают заработать местным и ограничивают туристопоток. Товарищ был неделю назад в долине Чулышмана-обрывки пакетов, окурки. Теряется красота места.

Discus_27
В это же время были на Актру.
На Актру были в прошлом году. Авантюра была еще та, конечно. К Перевалке подъехали в темноте. Брод промеривали с фонарем. В какой-то колее сели на брюхо, чудом сорвались. Поднялись наверх, не зная дороги, уже в 0.30. Макс-водитель от Бога, на Патриоте творит чудеса. Прошлогоднее фото Малого Актру прилагаю.

Начало интересное, ждём продолжения. Тоже на днях вернулись с Алтая, были там в это же время, отчёт в процессе. Только я не понял, откуда ездили-то? И в тексте не упомянули, и номера машин закрашиваете. )) Обычно москвичи в своих рассказах не указывают стартовую точку, подразумевая, что других городов в России нет. Но Вы вроде где-то поближе живёте, не в столице.

alaska70
Ждал вопроса про точку выезда и про номера. Еще Вы можете заметить, что на всех опубликованных фото люди в темных очках.))) Замеченное Вами не ухудшает рассказ и потому вполне можно без этого обойтись. Вы можете не разделять мое мнение и я признаю Ваше на это право.

О как! Сколько тумана и секретности, Джеймсы Бонды прямо. )) Ладно люди, номера машин или города (бывают всякие ЗАТО и города с цифрами), но даже область или край нельзя озвучить? )

Это трудно понять по такой фотографии, которую сделал:
Фотограф я так себе

бывалый578
Сколько там стоит газ на АГЗС?
Не обращал на стоимость газа внимание. Рассчитывался хозяин авто, после поездки я внёс свою долю общих расходов без выделения топлива отдельно. Можете в дубльгисе найти их да узнать.

alaska70
При всем уважении, я уже ответил на Ваш вопрос.

Это Куркурек. Актру левее

Yuta
Это трудно понять по такой фотографии, которую сделал:
Фотограф я так себе
Скорее всего так и есть. Не хватает опыта.
Что это было?!

avante22

Это Куркурек. Актру левее
Судя по всему Вы правы.

Да мусора немного
А вот состояние дорог сильно на транспорте сказывается. Брали на прокат машину, 4 года всего, но состояние ужас. Особенно по ходовой.

Юг Сибири
Да мусора немного
если с москвой сравнивать дороги,то может и по хуже)))
а с другими регионами ,то очень даже ничего)))

бывалый578
Сколько там стоит газ на АГЗС?
в РА обычно газойловские заправки - актуальные цены на сайте есть, я по ним ориентировался)
jeorge
Описания дороги нет. Можно понять, что ехать надо через Ортолык на Бельтир, и дальше "по дороге". Надеюсь она одна. Чтобы понять причем тут стадион в Бельтире - надо погуглить, что это ориентир.
Зачем местные спускали воду на дорогу? Насколько сложные броды? По каким ориентирам двигаться? Зачем автор закатывал штанины? Так много вопросов и так мало ответов.
Спуск в долину "более крутой и опасный, чем Кату-ярык", обещал быть потрясающим приключением, но не удостоился даже фотографии.
Фото шикарные, дают понять, что надо съездить. Но текст практическую ценность отчёта сводит к минимуму.

jeorge
Автор явно торопился, так как слишком много времени уделил затиранию номеров на машинах и описание пришлось скомкать. Описания дороги нет. Можно понять, что ехать надо через Ортолык на Бельтир, и дальше...
Смею заверить, что автор совершенно не торопился. Описание не должно утомлять читателя. Необходимые пояснения готов дать в комментариях. Дорога от Ортолыка, стоящего на Чуйском тракте до Бельтира только одна. Улица, по которой следуем через Бельтир тоже одна, прямая как стрела, проходит мимо стадиона-в связи с этим он и был упомянут. Местные пускают воду на дорогу, чтобы она стала непроездной-связано это с обстоятельствами, которые требуют отдельной объемной статьи. Бродов сложных нет. Двигаться нужно предварительно изучив карту местности, мы пользовались навигатором OsmAnd. Из ориентиров только озера Караколь(прозрачное) и Акколь(белое) -ехать между ними, в статье это есть.. Автор штаны не закатывал, закатывал Макс-он сейчас едет через Тыву, связи нет, так что спросить не могу зачем штаны закатал. Фото спуска в долину делались из салона и получились отвратные. Отвратным фото не место в статье. Остановиться не было возможности так как за нами ехали три машины с туристами. Если есть вопросы-задавайте, отвечу развернуто, для того комментарии и есть.

Места красивые, и действительно не попсовые, Но вот насколько труднодоступные? По крайней мере нет в комментариях покорителей бездорожья на пузотёрках, как в моем последнем рассказе где описана поездка на ретранслятор Акташа https://travel.drom.ru/84540/
jeorge
Не видел такого, видел, что в джазаторе на туристов практически молятся, а на Марсе перерыли дорогу канавой, но только затем, чтобы через эту канаву туристов за дополнительные деньги на уазике перевозить.
jeorge
Гугл пишет, кстати, что озеро не Караколь а Каракуль, А по запросу Караколь выдает другое озеро в Чемальском районе

jeorge
Вот про местных очень интересно. Можно даже ради такого отельную статью запилить. Потому, что могут просто дорогу перерыть, или ручьями перегородить, а могут и лопатой по башке дать. Или не могут? Не...
Отдельная статья на эту тему будет слишком уж непрофильной для Дрома. Собственно там переплелось неумение(или нежелание) использовать турпоток для личной выгоды, явная угроза традиционному способу хозяйствования( пастбища скудные, а по ним люди шастают) и воскресшее учение Чета Челпанова(интернет вам в помощь) в виде движения Ак-Тян(интернет вам в помощь). Вот с представителем Ак-Тян я, скорее всего общался, о чем упомяну в конце второй части.

jeorge
Я спросил название у местного и записал как расслышал. Тем более -куль и -коль =озеро. Если на карте Каракуль, то пусть будет Каракуль.

Если Вы не хотите светить номера машины, то не проще ли сфотать машину так, чтобы не пришлось потом заморачиваться с редактированием фото?! (фото ниже как пример). И почему же люди в очках должны вызывать какие-то вопросы?! По моему разумению, люди носят солнцезащитные очки именно для этих целей- для защиты глаз от солнца. Если же людям по долгу службы не положено публиковать личные фото в открытых источниках, то, по моему опять же разумению, не стоит тогда и добавлять фото этих людей в рассказ совсем (в очках ли или без оных). На дроме есть подобные отчеты-без фото участников путешествия.

Мне тоже интересно-зачем закатывать штаны, оставаясь при этом в носках и в обуви?! ))) может какой-то ритуал?!

Lindu
Меня приводит в удивление внимание уважаемых читателей Дрома к столь второстепенным вещам, как вырезанный номер. Про номера: бываем в местах, нахождение в которых регламентируется разными правилами, которые мы неосознанно можем нарушить. Естественно, что если на фото есть номер ,то идентифицировать нас будет делом простым. Поэтому в целях профилактики чекрыжу номера. В силу жизненного опыта я стараюсь не распространять о себе и своих спутниках лишних сведений без нужды.Заверяю Вас, что гораздо легче вырезать номер, нежели выбирать место с которого сделать фото. Ваше разумение касательно очков совершенно верное. Просто мои спутники в данный момент утюжат Тыву в местах, где нет сотовой связи. Соответственно я технически не могу спросить у них разрешения на печать их фото с различимыми лицами, тем более там ребенок. На мой взгляд это совершенно обычное дело и упоминать тут дела службы и прочее излишне. Как говаривал Уильям наш Оккам- "Не следует преумножать сущности без необходимости". Как думаете, можно ли считать мои доводы разумными, а объяснения исчерпывающими?)))))

Lindu
Если наберется не менее 50 плюсанувших Вашему желанию, то я обязательно выясню этот вопрос и сообщу!))))
Дмитрий Попов
Ну вот, прочитав данный опус сразу видно что люди непосредственно соприкоснулись с культурой теленгитов)))
pyssikat
Про теленгитов это да... Видно что автор с ними пообщался непосредственно. Дело в том что в районе этой конечной полянки, за порванной сеткой рабицей обитает самый агрессивный теленгит всего Горного Алтая. Любое общение с тем персонажем способно испортить картину восприятия природных красот.

PS Если с этим теленгитом по какой либо причине общий язык не найден то высок риск того что по пути назад (выезде из этого тупичка) он откроет по вам стрельбу из карабина, очень неприятное событие особенно если с вами дети.

PPS Полиция из Кош-Агача в курсе этого всего но отмораживаются ссылаясь на то что не могут найти у него карабин, а в приватных беседах во всем винят экологов из Москвы которые приезжают встречаются с этими аборигенами и поют им песни про то что они хранители этих древних земель, совершенно не задумываясь над тем что эти хранители воспринимают все буквально и начинают хранить свои заповедные земли от туристов, кто с лопатой в руках, а кто и с карабином... Грустновато как-то от таких тенденций.

pyssikat
На самом деле упоминания о какой-то повышенной опасности, исходящей от коренного населения верны только частично, с учетом обстоятельств. Разность мировосприятий имеет место быть. Поэтому, представляется весьма нелишним, гостям этих прекрасных мест, понимать чем дышит местное население. Такое понимание помогает разрулить непонятные ситуации простыми словами. Байки про тлетворное влияние экологов всего лишь байки.

Что за обстоятельства, которые требуют отдельной объёмной статьи?

Неоднозначный рассказ. Вроде б и кратко, но как то не информативно. Но в любом случае спасибо за труд, что автор нашел время написать.

filatich
Что за обстоятельства, которые требуют отдельной объёмной статьи?
Для того, чтобы понять зачем местные делают то, что делают надо понять их образ мыслей. Это невозможно сделать без экскурсов в их историю, например про роль теле в возвышении рода Ашина, или в мифологию для понимания некоторых нюансов их религиозных представлений, проецируемых на взаимоотношения в обществе. Такие, казалось бы далекие от жизни вопросы, имеют самое прямое влияние на происходящее. Не говоря уже о учении Чета Челпанова и его современных последователях. Подобная статья к тематике Дрома имеет такое же отношение, какое лунное затмение имеет к механическим свойствам чугуна.

Yazhek
Иногда бывает, что комментарии читать интереснее, чем статью. Возможно это тот самый случай. Чего на ваш взгляд не хватает в статье?

Михаил424
до озера Аккуль неск лет назад вполне себе проезжала королла. но там есть нюанс-местами очень острый скальник ,и как повезет. дромовцы вот ездили на филдере года 3 назад. сейчас наверное все хуже намного.

ну почему же? очень интересно узнать об этом

Удивило, что все бензоколонки лукойл франшиза.
Можно по Чуйскому тракту кататься. Идеальное покрытие и красот хватает. Бензоколонки Расул и Ника в основном.

так я по нему и ездил.
Там вообще скучно, толпы народа и никакой природы

так я по нему и ездил.
Там вообще скучно, толпы народа и никакой природы
Ну вам москвичам не угодишь то скучно то дорог нет.

В этом, ага

NIKSPRINT
ну почему же? очень интересно узнать об этом
Для этого и упомянуты темы, которые нужно пролистать в интернете. Пара часов и много чего полезного узнаете.

Это когда перерыли? В этом году? Я в том году ездил осенью.
Две недели назад вовсю рыли. Результаты рытья можно будет узнать у тех, кто съездил после нас.

Подробностей, маршрутов, мелочей в деталях. Слишком укрупненно получилось. Но это мой взгляд)

Yazhek
То, что интересно одним, может быть совершенно не интересно другим. Предугадать все невозможно. Так что за интересующими вас подробностями добро пожаловать в комментарии!)

В том то и дело, что очень много вопросов потом возникает, и смысл рассказа тогда если все в комментариях. Можно тогда было написать только заголовок, а все обсудить в комментариях. Но опять же я спорить не буду, это мое мнение, я его выразил. И еще раз скажу спасибо за сам отзыв, потому как какой бы он ни был, мы всегда черпаем от туда какую то информацию

Yazhek
В любом случае обоснованное недовольство моими статьями поможет улучшить их качество. Но согласиться не с вами могу-нельзя объять необъятное, и так разбил на две части. Попеняю вам на то, что посетовав на скудность описания, вы так и не спросили ничего по поездке.))))
driver45
Северск
ждём вторую чать!

driver45
ждём вторую чать!
Уже часа два висит на Дроме.

red00s
Мы в конце июля были на Софийском, по долине реки Чаган и реки Аккол доехали до конца где типа стоянка (кемпинг) и жёлтая бочка.
На Дастере проезжаемо, по горе что то не рискнули ехать, инфы про эту дорогу не видел.
А на сам ледник сходили часов за 6, вышли в обед, тропа сложнее чем на тот же Учар.

red00s
я так понял вы по горе ехали между двумя долинами, потом спустилась к реке Аккол. Как там спуски и подъемы, сильно крутые?, Мы в конце июля были на Софийском, по долине реки Чаган и реки Аккол доехали...
Да, ехали по горе.

15720611
Ездил на этот ледник в 2020 году. В одну машину (неподготовленный Прадо 120). Ехал по долине. Ощущение не однозначное, дикие места, хотя навигатор весь в тропах. Не доехал до ледника километров 3 - 4. Кругом крупные камни и грязь. Лебедки нет, из растительности какой-то кустарник, до ближайшего жилья километров 15 (и то это дом пастуха). Связи нет (ни телефон, попробовал рацию на аварийных волнах - тишина). До ледника дошли пешком. Красиво.
Нашел фото

Нашел фото
На фото дорога к другому леднику, Талдуринскому.

NIKSPRINT
Это дорога которую автор назвал круче чем Кату-ярык. . Да и филдер и двенашка проехали без особых проблем. Вот про острый скальник верно сказано. штаны снимали наверное для проверки глубины брода. Но красиво конечно там.

red00s
Там на двенашке свободно проехать можно. И на Филдере.

Серенький 13
Вы невнимательны. С Кату-Ярык сравнивался спуск в долину.

Камень-на-Оби
Кстати про то что алтайцы вам дорогу затопили. Есть другая версия. Вы сами в тех краях были .О наверное обратили внимание что дома старинной постройки стоят без крыш.. А почему?. Да потому что там дождей почти не бывает. Вот они и поливают таким образом чтобы урожай травы увеличить.

jeorge
Обычная алтайская дорога,немного камней,бродов и подъёмов со спусками. В 2019 второй раз там был. Ледник красив,стОит сходить.
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Скажите пожалуйста,есть мечта побывать в горном Алтае,на кроссовере переднем приводе там делать не чего?нужны более серьезные джипы)?

Серенький 13
Я был там не так давно, дома стояли уже с крышами, даже сторожки на кошарах. Недостатка воды нет: бежит река, многочисленные ручьи и водопады. Про то, что там дождей не бывает это вы откуда взяли если не секрет?

Сергей Сильный
Сергей, ей-богу, ну вы троллите!))) Проедете везде, где вам позволит проехать ваша машина. Хоть до монгольской границы. Единственно, что посоветую не пробовать подниматься на кроссовере на Актру дальше Перевалки.)

Камень-на-Оби
Это сейчас не необходимость а мода. А раньше было так.

Камень-на-Оби
Прирусловый вал сложен песком и галькой, поэтому сразу после спада половодья растительность вала лишается связи с фунтовыми водами. Летом здесь даже могут создаваться условия недостатка воды для растений. Под травянистой растительностью прируслового вала формируются слаборазвитые дерновые почвы, которые не достигают равновесного состояния с факторами почвообразования.
В Чуйской котловине (Кош-Агач) при годовой норме осадков 110мм за период 2—1-2005 гг. выпало в среднем 99 мм, что меньше нормы на 11 мм – на холодный период приходится 7.9 мм, теплый 2.7 мм.
Для примера Барнаул
Среднегодовое количество осадков составляет 433 мм, во время тёплого сезона (апрель — октябрь) выпадает 65 % от общего их числа. Среднее количество дней с выпадением осадков составляет 220, из них 129 приходится на теплый сезон.

Серенький 13
Уважаемый Собеседник, пожалуйста обратите внимание, что речь идет о совершенно определенном месте в довольно узкой долине, через которую протекает река. Ко всему прочему имеются многочисленные ручьи и ручейки стекающие с крутых склонов гор. Там скорее переизбыток воды , чем ее недостаток. Хотя до Кош-Агача рукой подать, природа отличается очень сильно. Призываю Вас изучить вопрос, посмотреть фото, а не заниматься процессом , который называется "ctrlCctrlV". Как только там побываете сразу поймете о чем я.

Там не всегда масса ручейков...Очень часто они пересохшие.

Боtанег
Там не всегда масса ручейков...Очень часто они пересохшие.
Там- это где? Не могли бы вы уточнить? Разговор идёт про совершенно определённое место.

Камень-на-Оби
Могу вас огорчить. Я там был. Нет там переизбытка воды. На фото видно в низине лежит заготовленное сено. А в 100 метрах в стороне голый песок .

Серенький 13
Огорчить меня вы не можете. На вашем фото есть река. При ее наличии о нехватке воды говорить странно. То, что в 100 метрах от покоса голый песок говорит только о том, что на голом песке мало что растет. Вы брали пробу почвы на покосе? Сомневаюсь. Поскольку в этой долине были мы оба, но пришли к противоположным выводам и твердо стоим на своем, наше общение стало напоминать препирательство. Предлагаю на этом завершить спор и дать пыли улечься. Те, кто поедут после нас, думаю напишут какая там обстановка.

Камень-на-Оби
Почвы там песчаные . И грунтовые воды не поднимаются до корней растительности. Я это вам и без химического анализа скажу. Поскольку окончил сельхоз институт.

Серенький 13
Предложение поверить вам на слово выглядит забавно. И почвоведческую экспертизу вы предоставить не можете. Посему второй раз предлагаю закончить спор.

Камень-на-Оби
Нас в институте учили. Я не знаю в какой области вы специалист. Но если вы в ней без проведения анализов и экспертиз разобраться не можете грош цена вашим знаниям.

Серенький 13
Так я не знаю училась ли учетная запись Серенький 13 в институте. Являетесь ли вы специалистом хоть в какой-то области? Кто знает... А те, кто могут разобраться без анализов и экспертиз, называются ясновидящими. Не верю я в ясновидящих и прочие мистические силы неподвластные законам физики.

Вы же пишете про дорогу к Софийскому леднику,её автомобильную часть,или я что-то путаю?
Првторюсь,был там в засушливый год,всего одна лужа на дороге присутствовала. Был и в более богатый на осадки,тогда множество ручьёв через дорогу бежало. А где речка размывала дорогу,обочина бала выложена крупными камнями и мешками со щебнем. Неужели это приезжие сделали?
Так что ваши теории беспочвенны.

jeorge
были там в 19-м году. Сетка рабица правее шлагбаума уже лежала, но дорога через нее еще не была накатана. Только подъехали к шлагбауму, тут же нарисовались два молодых "теленгита" на замученном иже, с ружьем, ключом от шлагбаума, и требованием "по двести рублей с человека за проход или проезд". Аргументация "вам какая разница сколько человек в одной машине" ни к чему не привела. 200 рублей с человека и все, "мой земля от той гора до той гора". Денег не дали, развернулись и уехали.

Думаю, вполне можно от местных получить заряд дроби в лицо, и пропасть без вести... машину камнями заложат, и никто никогда не найдет... места глухие, связи нет...
Мы с чебурашкой, который ищет друзей, хотим служить в артиллерии...
Мой отзыв: Nissan AD 2002

Камень-на-Оби
Не хотел бы я иметь дело с таким специалистом как вы. Чему же вас тогда учили если вы без эксперта даже в своей работе разобраться не можете. Я специально был в тех краях. на днях если хотите скину видео как там занимаются орошением сенокосов.

Серенький 13
Уважаемый собеседник, наше с вами общение напоминает разговор двух глухих. Своим сообщением я сказал, что глупо верить в то, что учётная запись Серенький говорит о себе, не имея документальных подтверждений профессиональной компетенции. Замечу, что я никоим образом не предлагаю вам свои профессиональные услуги. То бишь вы отказываетесь иметь со мной дело, хотя вам никто этого не предлагал. Я не пойму зачем вы мне вообще пишете? Имейте свое мнение, у вас есть на это полное право, но зачем весь этот флуд, не понимаю. Мы с вами не сошлись во мнениях-это нормально, такое бывает. Успокойтесь уже.

Я и не расстроился.

Я и не расстроился.
Да и хорошо! У меня и в мыслях не было вас расстроить. Просто для меня загадка зачем вы все это пишете? Тема обсуждения уже по сути дела покрылась пылью, спорить с вами и убеждать вас ни в чем не собираюсь, мнение ваше для меня совершенно ничего не значит. Всего вам наилучшего!

Камень-на-Оби
Если мое мнение для вас ничего не значит. Спросите у местных.Они вам выскажут свое мнение. Но у них тоде не будет заключения специалиста с анализами.

Серенький 13
Спасибо Вам за участие в обсуждении нашего скромного путешествия! Возможно кому-то пригодятся Ваши советы.

Михаил424
пару лет назад поднимался на Акташский ретранслятор на Прадо, передо мной ехал Патриот, который после нескольких неудачных попыток развернулся и поехал обратно, за мной ехала Импреза 4WD которую я встретил на вершине буквально через 20 мин, так что все зависит от прокладки

Нормальный отчет.

А всеж то человек что написал про орошение - прав. На спутнике видны многочисленные рукотворные каналы от речушек в тех местах. Я ещё удивился. А тут подтверждение.