Один день в Улагане

14.06.2023 | 10804 просмотра

Предлагаю уважаемым читателям отчёт о короткой поездке в село Улаган (Республика Алтай). Итак, неожиданно возникла необходимость съездить в Улаган. Окно возможностей открылось со 2 по 4 июня 2023 года, и мы этим окном воспользовались. В дороге останавливались мало, только в значимых для нас местах. Первым таким местом будем считать бесплатный туалет после села Долина свободы, перед границей с Республикой Алтай.

Весьма рекомендую, Дамы и Господа, следуя мимо, посетить это место, поскольку дальше таких удобств будет мало — рядом с дорогой, чистая сантехника, раковина для мытья рук.

Ходом прошли Семинский и Онгудай, задержались на Чике-Тамане, поскольку с нами был человек, дальше Чемала нигде не бывавший. Сделали несколько фото со всем известных ракурсов:

«Старый» Чике-Таман:

В 11 км от Чике-Тамана есть село Купчегень на берегу реки Большой Ильгумень. Река эта велика только названием, но предоставляет путешественникам пологий берег, тень деревьев и чистую проточную воду. Там мы и расположились на обед.

Неспешно перекусив под журчание Б. Ильгуменя, мы двинулись дальше, в сторону Акташа.

Миновали село Иня, слияние Чуи и Катуни оставили на обратный путь. Проезжая через село Чибит, как всегда, обратили внимание на замок, который построил себе хозяин Черкизовских курятников.

Почему нет, если есть возможность? Через ограду замка даже река протекает, если не ошибаюсь. Своя река — это же здорово?

В Акташе дамы посетили то, что называют гейзерным озером. Я не пошёл, поскольку был там два раза, из которых второй был лишним. Больше всего в этой природной достопримечательности мне нравится гать через болото до озера.

После озера заехали в магазин продуктовый сети Мария-Ра, а потом двинулись вверх по улице с новеньким, только что уложенным асфальтом, в сторону Улагана. Приятная неожиданность — дорогу до Улагана капитально ремонтируют и уже достаточно много участков подняли и закатали асфальтом. Следующей остановкой были известные многим любителям выложить фото в запрещённую соцсеть, Красные ворота.

Сквозняк в Красных воротах дует лютый, за воротами лежит снег, слева от дороги беснуется река Чибитка.

После недолгой фотосессии дамы поиграли в снежки и мы поехали дальше. Где-то дорога была закатана в ровный асфальт, а где-то напоминала стиральную доску.

Следующая остановка была у озера Чейбеккёль, которое, к нашему удивлению, было покрыто льдом:

Где-то в районе этого озера мы встретили сломавшуюся машину местных жителей, возле которой ходили дама и двое парней. Поскольку мы были основательно загружены, двигатель нашей машины дохловатый, взять на буксир их не смогли, но забрали одного человека до Улагана. Кстати, перед Улаганом оставшиеся нас догнали, поскольку сумели завести свою машину.

Итак, ехали мы в Улаган, любуясь окрестными видами. Весна ещё не полностью вступила здесь в свои права, озёра были покрыты льдом, а в русле реки встречались весьма толстые снежные поля:

Инсталляция:

Выглядит, с учётом качества дорожного покрытия, как предупреждение водителям.

Базу мы нашли сами, располагается она в 6 км перед Улаганом. «Тихий бор» — рекомендую: и лес есть, и тишина есть, и река Кубадру неподалёку.

По утрам поют птички, в домиках (3000 руб. сутки) есть печки, дрова бесплатно. Что ещё? Баня (1000 руб./час), общая столовая с газовой плитой и набором посуды, мангал… Wi-fi и свет, когда работает генератор. Из минусов — база новая, непонятно с горячей водой, в нашем домике не доделана душевая. И, пожалуй, всё. Хотя участок обнесён забором, иногда заходят кони, которых выгоняет хозяйка базы Татьяна (лёгкий и приятный в общении человек). Совершенно определённо могу сказать, что, когда всё доведут до ума, получится очень хорошая база в исключительно удачном месте! Я протопил печь, помылись, поели и легли спать. Где-то в этой суете незаметно прошла деловая встреча, и мы определились с планами на завтра. Домики:

Хозблок (кухня, столовая):

Есть газовая четырёхконфорочная плита и необходимый набор посуды и столовых приборов.

Надо сказать, что Улаган располагается в довольно широкой долине, окруженной невысокими возвышенностями. Соответственно, светает рано и темнеет поздно. Утро 03 июня встретило нас лёгким морозом (-5), я встал, затопил печь, позавтракали, и в 8 утра за нами заехал Азамат со своей супругой Татьяной, чтобы свозить на перевал Кату-Ярык.

Дорога до Кату-Ярыка весьма живописна и проходит возле знаменитых Пазырыкских курганов. Поскольку Азамат торопился, качественных фото сделать удалось мало, не взыщите:

Кату-Ярык:

Долина Челушмана:

Строительство новой дороги:

Сделав фото со всех попсовых мест над Кату-Ярыком, мы около 12 часов дня вернулись в «Тихий Бор». Следует сказать, что в эти дни, 2-4 июня, в Улагане в урочище Межелик проводился межрегиональный фестиваль культуры и спорта в память известного спортсмена В.Б. Челчушева, на который мы поехали сразу после возвращения с Кату-Ярыка.

Урочище Межелик, находится перед Улаганом, и представляет собой очень обширную равнину, обнесённую со стороны дороги невысоким забором из досок. На территории есть несколько аилов, коновязи и сцена. Вдали расположен ипподром с трибунами и полем для кок-бору (о нём позже).

Ипподром ближе к правому верхнему углу.

Попав на Межелик, мы прошлись по торговым рядам, чтобы посмотреть продукцию национальных мастеров. Однако национальные мастера были представлены в этом великом множестве всего тремя-четырьмя палатками с головными уборами. В остальном — обычный ширпотреб, от резиновых тапок до соломенных шляпок:

Время было обеденное, и, миновав палатки с вещами, мы попали в обжорный ряд. Услуги общепита предоставляло множество балаганов, юрт и палаток. На многочисленных мангалах призывно шкворчали шашлыки, тут и там в больших казанах готовился плов. Для мусульман в этом ряду нашёлся шатёр с халяльной пищей.

Мы остановили свой выбор на шатре, где готовили боозы:

Подкрепившись, отправились в ту сторону, где проводились состязания. Ближе всего к нам были соревнования лучников:

Среди лучников немало девушек:

Очень скромная воительница любезно разрешила нам её сфотографировать.

Пока дамы смотрели, как лучники показывают своё искусство, я пошёл на соревнования борцов. Боролись по правилам национальной борьбы куреш:

Болельщики азартно поддерживали своих борцов, в то время как те проявляли чудеса ловкости.

Затем я нашёл своих дам, и мы пошли на кимчи — соревнования людей, искусно владеющих плетью:

Бабки нужно сбивать строго по одной в любом порядке, побеждает тот, кто сделал это быстрее:

Перед началом упражнения и после завершения нужно щёлкнуть плетью. За всем внимательно следят судья, зрители и другие участники.

Над Межеликом мы заметили некую возвышенность, на которой тоже что-то происходило. Поднявшись, мы увидели, что в полном разгаре соревнования народных сказителей:

Никогда не слышал вживую. Впечатляет, скажу я вам! Горловое пение — поразительный дар!

Было уже около 15 часов дня, солнце припекало, и мы, прикупив съестного в обжорном ряду, отправились на базу. У дам на вечер была намечена деловая встреча, а я хотел отдохнуть перед вечерними соревнованиями по кок-бору (дословно переводится как серый волк).

После 18 часов я немного поколесил по своим делам по Улагану и поехал в Межелик. Посмотрел финальные схватки борцов, а затем отправился через поле на ипподром, где должны были начаться соревнования по кок-бору. Трибуны были полны народа, на другой стороне поля построились команды. Затем команды развернутым строем приблизились к трибунам, где торжественно поклялись соблюдать правила игры:

Первыми играли команды ветеранов Улагана и сборная Усть-Кана. Суть игры состоит в том, чтобы, сидя на коне, поднять тушу барана с земли и закинуть в казан противника. Соответственно, все защищают свои казаны от этой участи. У игрового поля есть границы, за правилами зорко следят судьи. Судьи, естественно, на конях. Есть ещё разные частности, но, кому интересно, почитайте правила.

Если присмотреться,то видно, как всадник, приблизившийся к казану, держит тушу барана:

Фото не ахти, делал на телефон. Да и снимать было особо некогда, болел за ветеранов Улагана. Телевизионщики и фотографы снимали игру, без труда найдёте качественное видео и фото.

Кок-бору оказалась очень азартной игрой! Трибуны яростно болеют — свистят, кричат, топают! Накал страстей как на футбольном матче! Над полем клубы пыли, всадники яростно, но в пределах правил, сражаются за барана, под ногами у коней крутится невесть откуда взявшаяся собака!

К сожалению, конца соревнований ждать времени у меня не было, и я уехал на базу, а на следующий день рано утром мы покинули Улаган.

Что можно сказать в заключение? Туристический потенциал у Улагана определённо есть, но хозяевам баз нужно работать над уровнем оказываемых услуг. Про себя могу сказать, что получил огромное удовольствие от посещения фестиваля и общения с людьми!

Майма
О том, что в начале июня за Чике-Таманом до сих пор снег местами, и лёд на некоторых водоемах узнал впервые .

Улаганский тракт удивительное направление. Такого больше нет. А спуск в долину вообще не забываем. А какие там базы, сервис и т.д. вообще не важно. https://travel.drom.ru/84540/
"Такого уровня сервиса за 3000 руб. в сутки мы не ожидали…."
Мы на юге снимали комнату за 2000 рублей в сутки с душем, туалетом, кондиционером, холодильником....без щелей в полу.
И после этого они хотят, чтобы туристы на Алтай ехали. Ну-ну...
Ну знаете, у них тама даже санузел какой-то был, а нам, правда в 2018г, на базе "каменные грибы", что в долине Чулымшана, за эти же деньги 3000 р предлагали фанерный домик 23 м, 2 нары голые, из удобств окно, и в таком же стиле ..."не хотите, ну и х** с вами, идите отсюда, не мешайте, у меня тут очередь..."

Позавчера наблюдал сам ледовые поля между Кош Агачем и Ташантой.

Спрос рождает предложение.
Удобства там стоят дороже 3000 в сутки. Факт.

Зато, почти гарантия, что вас не застрелит вместе с детьми какой-нибудь пьяный алтаец, как это было в 2005 году, когда вы будете ночевать в палатке.

Новый Дагестанец
Вероятность, что вас зарежет столовым ножом какой-нибудь пьяный отдыхающий на базе, которому вы сделаете замечания за слишком громкие вопли ночью, нам мой взгляд выше, чем вероятность описанной вами ситуации.

Алтай и сервис это не совместимые понятия.
Если практически в любом городе за 3тыс можно снять не плохую квартиру со всеми удобствами, то на алтае в лучшем случае отдельный летний домик с краватью и светом. Хотя совсем за другие деньги можно найти и "люкс"
Новый Дагестанец
В 2005 году на Семинском перевале семью Омских журналистов застрелил пьяный русский парнишка

Не в 2005ом, а в 2006ом. И не на Семинском, а в Туекте. И не русский, а алтайский парнишка. А в остальном всё верно.

filatich
Убийство совершил Руслан Кулиш. Называть его алтайским парнишкой можно только в географическом смысле, на вид он типичный европеоид. Из всех его трёх подельников(Чичиеков, Трынов и Ерохин), представитель коренных народов, судя по всему-один. Фото Кулиша и история его жизни здесь: https://vk.com/topic-40427869_...

filatich
Преступление территориально было совершено на Семинском перевале. А вот убийца сам с Туэкты. А про национальность уже написал автор. Если убийство совершено на Алтае, это не означает, что его совершил «пьяный алтаец».

Новый Дагестанец
Там был не пьяный алтаец, а русский парнишка, вроде как наркоман марихуанщик, зовут Руслана Кулиша. Жил в смешанном селе Туекта. Можете загуглить.

rock140
Смотрю уже пояснили человеку. Извиняюсь.
Иван
Что удивляться плохому сервису то, кто вам что должен, или обязан....Не устраивает, скатертью дорога, вас туда никто силком не тянул. Было время, в Улагане и других отдалённых районах республики и туристы пропадали. У приятеля с Шебалино регулярно в машине дырки появлялись, хотя он сам алтаец. Спрашиваешь откуда дырки, он говорит что в Улаган ездил, или ещё куда-нибудь, с местными поспорил о чём-то, компромисс не нашёл. То есть это обычное явление, и никого не удивляет.
Иван
К сожалению, это не первое нападение на туристов в Улаганском районе. Буквально год назад в районе села Язула глубокой ночью на лагерь туристов напали люди на конях, вооруженные огнестрельным оружием. В лагере находились водники из Рязани, Кемерово и Москвы, проводившие спортивный сплав по реке Чулышман. В течение двух часов спортсмены отбивались от четверых пьяных отморозков, которые требовали пять тысяч рублей, спирт, тушенку, веревки. После того, как туристы отказались выполнить требования разбойников, последние решили взять лагерь штурмом. На все предложения о переговорах конники не реагировали. Нападавшие скрылись лишь на рассвете, испугавшись, что при дневном свете их смогут запомнить, а потом и опознать. В результате осмотра места нападения были найдены гильзы от мелкашки и от АКМ калибра 5,45.

Вот таких приключений пруд пруди...

@JIeKcEu*
Но природа невероятная.
вы же не будете отрицать что для того чтобы обеспечить удобства ( коим является элементарно унитаз) когда ближайший "городской" водопровод в сотнях километров - задача нетривиальная. как и 220 вольт.
Майма
filatich
Позавчера наблюдал сам ледовые поля между Кош Агачем и Ташантой.
Фотки есть? Как то не верится! Сам на следующей неделе в ту сторону собираюсь, в планах было купание в местных водоемах, теперь, я так понимаю, на это можно не надеяться???

Иван
Иван, если почитать что пишут в VK- группе "Инцидент Новосибирск" , то поневоле задумаешься- стоит ли ехать через Новосибирск или обогнуть его по широкой дуге. Кол-во тяжких и особо тяжких преступлений на 10т. населения в Н-ской области и республике Алтай не так уж сильно отличается по данным 2022г. -30 против 36,5. И это при том, что материальное благополучие населения в Н-ской области и республике Алтай несравнимы(27-е и 83-е места). Вот вам ссылки: по преступности https://ria.ru/20221031/reytin... и по доходам https://riarating.ru/infografi... Проблема есть, но вовсе не в таких размерах, как вы стремитесь представить.
Иван
Я ничего не стремлюсь представить,а говорю лишь о том, что мне поведали местные жители, а говорят они о том, что в отдалённые районы без лишней надобности лучше не ездить, так как там живут горцы, и правила жития бытия у них очень своеобразные.Сейчас конечно стало потише, чем 15-20 лет назад, но тем не менее. Ваши претензии на сервис выглядят смешно.Сам я облазил весь Горный Алтай ещё в нулевых, если что.
Иван
Вы думаете что статистика отражает всю реальность?Так вы ошибаетесь, многие люди не пишут заявление, если что. Тем более, если конфликт был, но разрешён сравнительно малой кровью, без выстрелов и т.д.
Z-C
Иван
именно. был почти во всех районах республики и ответственно могу заявить, что останавливаться дикарями где-либо кроме берегов катуни лучше не стоит. Улаган, Кош-Агач, Усть-Кан, Усть-Кокса очень много случаев грабежей.

У меня отец купался в Чибитке три дня назад. Но он любит свежеталую воду)

Вот нашел одну. Это Ташанта три дня назад.

Stunner
Если бы речь шла только о совсем отдаленных местах и упиралась только в свет и воду вопросов бы не было. Дело в сорее в отношении.
Да и если даже взять манжерок или весь чемальский тракт, самые популярные места где есть свет и вода и "цивилизация" рядом. Там всё тоже самое

Сообщений: 2068
Конечно не надеятся, в Горном вообще надеятся на купание летом опрометчиво.
Хотя в Красноярске, в Енисее же купаются моржи, а водичка хорошо если +7.
Тут как говорится всё индивидуально.
П.С.
Ледники в июне в таких местах не редкость. Там кстати посмотрите ещё и реки из берегов повыходили.

почему же?! при желании совместимые

Название реки всё-таки стоит исправить, глаз режет. Она называется не Челушман, как написал автор, а Чулышман.

А насчет снега в июне - при подъеме на Акташский ретранслятор в конце мая-начале июня невозможно проехать к самому ретранслятору, дорога забита снегом и льдом.

ИRiо
почему же?! при желании совместимые
Я имел в виду пляжников)
А так то да, где есть вода, купаться можно)

На Алтае
У меня отец купался в Чибитке три дня назад. Но он любит свежеталую воду)
В Чулышмане вода во второй половине лета очень тёплая. Ну и соответственно на ЮБТО. На пляже Аи народу всё лето, в т.ч. и маленькие дети. Никто не мёрзнет. Да и Катунь в августе вполне теплая, естественно, место для купания выбирать надо, где течение небольшое.

И после этого они хотят, чтобы туристы на Алтай ехали. Ну-ну...
а куда они дентуся, ТурЫсты эти?!...
вон оно че
году в 2016-м, с малышней тогда, на выходные поехали впервые на местные озера, Завъяловские, что недалеко от с.Светлое... Чтоб все было нормально, забронировали из дома еще номер в коттедже, с питанием, типа, все включено. Все включено наутро субботы оказалось завтраком из пары пожаренных яиц и пакетиковым чаем с кусочком хлеба каждому! Завтрак по прейскуранту базы отдыха проходил за 200 рублей...

RT
Иван
В конце 80 работал в СовавтоБийск. Ездил туда. Там вообще советской власти не было ) . Конные алтайцы с ружьями могли ограбить в любой момент. Так же как и монголы воровали по ночам с машин всё, что можно. Если заночуешь с Цаган- Нууре. Черти- они и есть черти

Интересный рассказ
сочувствующий
@JIeKcEu*
Но природа невероятная.
ну не правда же. В Чемале очень приличные базы с хорошим сервисом за эти деньги. А вот в районе Акташа жадные местные без сервиса халупу за 5тр сдают без удобств

Нам до Северного Кавказа ближе.

Именно поэтому я на Алтае ночую у друзей, их друзей, родственников- плачу, естественно, но живу в стационарном доме в относительно нормальных условиях.

вон оно че
Что-то дорого, по тем временам. Неделю назад на ОРМЗ, что около завода Кока кола, сейчас добрый, в кафе яичницу из двух яиц, две сосиски и средних размеров котлету и компот за две сотни брал

RT
Хз, черти наверно есть везде. В Бангкоке, в Сиам парке, в очереди, на вопрос к супруге обернулся впереди стоящий азиат и радостно сказал- что он тоже русский, только Монгол, -), а услышав что мы из Новосибирска, признал в нас земляков, ибо учился и работал в шахте в Киселёвске-). На предложение перейти на английский попросил погулять с ним и поговорить по русски. Так что тут всё не так просто.

Дом за три снимал в середине августа 22 года
И после этого они хотят, чтобы туристы на Алтай ехали. Ну-ну...
Ваша аргументация вроде того, что "дилеры хотят продать машину с накруткой в 100500 за коврики?! Ну-ну..."

Так тут совершенно обратная причинно-следственная связь.
Машин меньше чем покупателей.
А туристов на Алтае больше, чем какого бы то ни было нормального сервиса.

И поток растет. В пример загрузка местного аэропорта. Рейсов после коронавируса/сво все больше и больше и больше.... А пробки на федеральной трассе с каждым летом все длиннее.

Алтайское
В прошлом году провели 2 дня на берегу Кубарды....В 35 градусную жару ее ледяная вода была спасением. Отдыхали после Инегеня, Кату-Ярыка в тишине и прохладе. Было супер!

bob
Чем дальше от цивилизации тем хуже или дороже.
В чемале дела обстоят по лучше, но не то к чему привык городской житель.
А вообще это повсеместно такая ситуация на "курортах"

tutoleg
Ну если для Вас на ЮБТО , Чулышмане и Катуни вода тёплая, то Вы - очень сильно закалённый человек!)

На Алтае
filatich
Думаю, что вы там просто в конце июля, августе, просто не были. Вода действительно тёплая, даже для детей. Это про Чулышман и ЮБТО. В Катуни, конечно, пободрей. Ну, а про Аю, думаю и вы не сомневаетесь.

Новый Дагестанец
Зато может порезать или избить оскорбленный чем нибудь до глубины души трезвый дагестанец, как это происходит с завидной периодичностью.
бат2
дорого не то слово! НО это такой местный сервис, если че... И да то Завъялово - это Алтайский край

тем более непорядок

tutoleg
Был много много раз. И желания купаться там не было совсем. По колено зайдёшь и ноги сводит. Какое там купание? Можно конечно обмакнуться и выйти. И всё.
Ая, это да. Озеро маленькое и прогревается немного. Но, с оговорками. Сидеть в в воде там никогда не получается. Бодрит сильно. На берегу можно просидеть день, с несколькими заходами в воду. Освежиться можно, но что бы прямо купаться....

Красноярский острог
И после этого они хотят, чтобы туристы на Алтай ехали. Ну-ну...
Кто такие "они" - не знаю, но увеличение количества "наезжающих" Горному уже ни к чему - иначе он из первозданного, с нетронутой природой места превратится в затоптанный, кишащий народом юг. В 2022 году на Горном Алтае побывало 2.5 миллиона туристов и этого, считаю, достаточно, чтобы не превращать шикарнейший край в проходной двор. ИМХО
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

bob
Без удобств 2,5тыщи халупа стоит в Акташе, зачем сочинять? Удобства кстати в соседнем здании, а не на улице.
DENDREAMER
на сколько мест?

Камень-на-Оби
В середине июня в районе Черги черемуха цвела. Запоздало лето в горный

И после этого они хотят, чтобы туристы на Алтай ехали. Ну-ну...
Наоборот чем меньше приедет людей. тем меньше вреда для природы. Я бы вообще запретил строить базы дальше Чемала.

Иван
У меня товарищ коммерцией занимался. в 90 годы. Так вот в Улаган машину отправляли только с вооруженной охраной.

Камень-на-Оби
Думаете лед не успеет растаять.

У меня отец купался в Чибитке три дня назад. Но он любит свежеталую воду)
А у меня товарищ купается только там где на водоеме плавает лед.

bob
Знаю где расценки уже лет 5 не меняются. За место в домике берут всего 200 руб с человека. И печка есть.

Вникли
Поддерживаю.Особенно когда приезжают москвичи. Прислугу они с собой не берут. А сами за собой убирать не приучены.

Z-C
Остановились на ночлег возле реки.Вечером приехали местные. И на лошади совершенно бесплатно дали прокатиться. И выпить предлагали. И дали нам снасть для ловли хариуса. И не просто на вечер. А с условием что мы на обратном пути оставим ее в условленном месте. И это было в 90 годы..

Иван
Я не знаю их правила жития бытия. Но не нужно с ними говорить как с людьми второго сорта. И они к вам потянутся. Пригласят за свой стол как гостя.

на сколько мест?

Серенький 13
Как по мне, лучше вообще не делать сервис, чем делать сервис г@венный.
Люди приезжают отдыхать а их встречает такое. В итоге недовольны все.
А отвечать фразой "за вами очередь, других найдем" однажды перестанет работать, потому что "других" просто уже не останется. И тогда встанет большой вопрос, что все эти "бизнесмены" и "бизнесвумены" будут делать.

Камень-на-Оби
Как по мне, лучше вообще не делать сервис, чем делать сервис г@венный. Люди приезжают отдыхать а их встречает такое. В итоге недовольны все. А отвечать фразой "за вами очередь, других найдем"...
Идет агрессивная реклама Горного Алтая. Потому что в него вложился сбербанк. Крупный бизнес. По отчету тур компаний. Самый дорогой индивидуальный тур.за прошлый год был именно по Горному Алтаю. Волт поэтому с каждым годом людей будет все больше и больше. Что для природы не самый лучший вариант.

Серенький 13
Ну попробуй, поговори. Я думаю что те туристы, которые пропадали там, тоже сначала хотели поговорить.
Серенький 13
мы говорим о ночлеге в палатке с печкой или в благоустроенном красивом доме с душем и туалетом?

bob
Душа и туалета там нет .Света тоже..

Иван
Говорить можно по разному. К нам местные приехали вечером. дали лошадку покататься. Дали снасть кораблик для ловли хариуса. и не на вечер. А на поездку с условием что мы на обратном пути ее оставим в условленном месте. И все это без всяких условий и денег.

Иван
Я с Алтайцами 5 лет вместе учился. Даже в одной комнате жил. Не было никаких проблем

Серенький 13
Алтайцы разные бывают,одни выросли в Горно-Алтайске, а другие в Улагане!

Иван
Алтайцы разные бывают,одни выросли в Горно-Алтайске, а другие в Улагане!
Вот с которыми я в одной комнате жил с Улагана и были. В 90 годы даже местные если в улаган машину с товаром отправляли вооруженную охрану с машиной посылали. Сейчас такого там уже нету. Вон почитай отчеты тех кто на велосипедах путешествует. У них излюбленный маршрут. Артыбаш Улаган. Тюнгур. Они на ночевки то в чистом поле останавливаются.

Город на Амуре
Надо было остановиться на базе у Михалыча, там где машины на столбах, место колоритное и хозяин тоже! В 21 году с друзьями на мотоциклах проехали весь Алтай до Ташанты, и обратно через Кату Ярык до Телецкого, жили в палатках по берегам рек ну и на всяких базах ночевали, ни разу местные слова плохого не сказали!