|
Добрый день, всем читателям дрома!
Сезон 2020 года выдался довольно сложным по многим аспектам, в том числе в плане возможности путешествовать. Тем не менее, на семейном совете весной мы договорились не расстраиваться из-за сорвавшейся поездки в Грузию и постараться «выжать» все, что возможно, из этого непонятного сезона. В марте мы успели побывать в Дивеево (ещё до его закрытия и скандальных визитов туда звёзд всея Руси). На майские праздники пробирались грунтовками, в объезд кордонов, проверяющих QR коды, на реки и озера области, очень пригодилась купленная специально для этого навесная лебедка. Летом главная ставка была сделана на дары природы. Теперь морозилка забита черникой, брусникой и клюквой, собранными в лесах нашей и соседних областей. Так же летом удалось вырваться и в полноценный отпуск — 2 недели мы обкатывали новые байдарки на волнах Ладожского озера.
Несмотря на то, что все эти поездки были на автомобиле, полноценными автопутешествиями их назвать нельзя, поэтому писать о них на страницах дрома я не стал. А вот об осенней поездке в Крым готов рассказать уважаемым читателям, любителям автомобилей и путешествий.
Неожиданные каникулы в школе (закрыли на карантин за неделю до общепринятых дат) случайно совпали с моей возможностью вырваться с работы. Таким шансом грех было не воспользоваться, и мы однозначно решили ехать. Куда? Это уже второстепенный вопрос.
После выложенного мной отчёта о прошлогодней поездке за Полярный круг в адрес нашей семьи посыпались обвинения в том, что мы лишаем детей моря (хотя, на мой взгляд, Баренцево и Белое — моря ничуть не хуже Азовского и Черного). Но все же родительская совесть «дрогнула», и мы решили ехать на юг. На этом договорились планирование и закончить. В голове крутились варианты: Геленджик, Абхазия, Крым, горы Архыза и Домбая… Все нравится, все интересно, но за неделю всего не охватить, да и погода осенью не так стабильна, как летом.
«Будь как будет!» — сказали мы. И стали закидывать в багажник привычный набор вещей: палатку, тент, спальники, складной стол, газовую плиту, котелки, вещи походные и «цивильные». Никакой продуктовой раскладки не делали — просто сложили в коробку все, что оставалось дома. Концептуально для себя решили: стараемся минимизировать контакты с людьми, живём в палатке (максимум несколько раз в гостиницах), по ресторанам не шикуем, походы в музеи ограничиваем. В остальном — как получится. Честно говоря, ехать «туда, не знаю куда» — для меня было чистой воды авантюрой и экспериментом. Жена давно говорит, что не надо планировать каждую мелочь, но я обычно стараюсь все продумать досконально, изучить достопримечательности по дороге, запланировать места ночёвок, составить график движения, записать полезные контакты и т.д. Однако при этом стал замечать за собой жуткую раздражительность при малейшем отклонении от плана, а также поймал себя на мысли, что удовольствие получаю только от результата, а не от самого процесса и из-за этого часто готов «проламывать стены» лишь бы достигнуть поставленной (запланированной) цели, даже если в этом нет никакого смысла и желания... На работе эти качества помогают, а вот на отдыхе стали откровенно мешать. Поэтому себя я настраивал на попытку «переформатировать» свое отношение к отдыху. Хотелось сконцентрироваться на ощущениях от поездки, общения с детьми и созерцания природы.
Прежде чем начать сам рассказ, добавлю пару слов о технической составляющей:
Мы — семья из 4 человек (я, жена, дочь 9 лет, сын 3 года).
Автомобиль — Mitsubishi Pajero sport 2018 г.в., дизель, АКПП, в стоке, пробег чуть меньше 65000 км. Из внедорожных игрушек — навесная лебедка, но ее я в этот раз брать не стал, дабы не искушала.
Итак, день 1 (17 октября)
Ещё с вечера заправлен полный бак и загружены основные вещи, поэтому утром только обязательные ритуалы: чай в термосы, кофе в себя, мусор из дома, детям — планшет, в навигатор — точку. Ориентир на сегодня — Ростов-на-Дону. Его так или иначе нужно проезжать, куда бы нас ни понесло из предварительных вариантов.
Выехали в 7 утра. Через пару часов первая дозаправка на АЗС в Дивеево. В части маршрута я полностью доверился навигатору — пусть ведёт как знает. Участок дороги Шацк — Моршанск известен многим автомобилистам своей убитостью, но Паджерик спокойно проглатывает все кочки, участок ничуть не страшнее, чем дороги в наших районах. После Тамбова навигатор решил срезать до М4 какими-то второстепенными дорогами. Хорошо запомнил, что через Хреновое ездить хреново...
Двигаемся без обеда, на бутербродах и чае. Один раз останавливаемся побегать в поле. К сумеркам выскочили на М4. Платные участки решили не объезжать — не такие уж они и дорогие, хоть и бесят тем, что фактически просто поставили терминалы на федеральной трассе.
Часов в 9 вечера начали смотреть места для ночёвки и тут же удача: «Экодомики перед Ростовом» — отличный вариант в пандемию. Отдельные домики, все, что надо для ночёвки в дороге, есть. В кафе недорого и можно забрать поднос в свой домик, что мы и сделали.
Проехали за день 1150 км. Для меня это рекорд в один руль с детьми на борту!
2 день (18 октября)
Утром подъем в 6, завтрак в 7. На время отпуска мы договорились вставать пораньше, т.к. световой день короток. Лучше спать ложиться пораньше.
Около 8 утра мы уже на трассе. Куда едем, наконец, определились — хотим переехать Крымский мост и засветло найти место для ночёвки в палатке.
До поворота с М4 почти летим, даже около Ростова пронесло без пробки. Дальше едется не так быстро, трасса довольно загруженная, да еще и навигатор периодически заводит в населенные пункты, вместо объездной дороги. Обедаем в Славянске-на-Кубани в КФС. Вредно, дорого, но быстро. Около 3 часов пересекаем Крымский мост. Ура! Отпуск можно считать начавшимся!
Раньше мы несколько раз были в Крыму, но без машины. Поэтому общее представление о географии и основных достопримечательностях уже имели. Ну, а в части дорог — привычно доверились навигатору. Он не подвёл, а вот антирадар пока к камерам на трассе «Таврида» не приучен. В результате под одну из мобильных засад я пролетел со скоростью 144... Ещё один нюанс, которым нас встретил Крым — полное отсутствие российских операторов связи. Это оказалось неожиданностью, но тратить время на поиски местной сим карты в Керчи не хотелось — нужно было засветло найти место для лагеря. Мы двинулись в сторону Генеральских пляжей.
До п. Курортное ведёт пыльный грейдер. Первым делом заезжает на мыс Зюк — поздороваться с морем и осмотреться. Первый взгляд в сторону Генеральских пляжей просто потрясает. Местность очень напоминает берега Баренцева моря на полуостровах Средний и Рыбачий. Могли ли мы предположить, что, поехав на юг, встретим так любимые нами северные пейзажи!
Пока не стемнело, отправляемся вдоль побережья на запад. Осматривает озеро Чокракское и за ним начинаем осматривать бухту за бухтой на предмет ночёвки. Хотим, чтобы можно было подъехать почти к воде, ровную площадку под палатку не на песке, чтобы не было других людей (это в октябре не проблема, хотя отдельные машины встречаются), чтобы спуск был не вертикальным (если начнется дождь выехать по крутому глиняному склону будет почти невозможно), ну и чтобы на спуске не стояло знака «проезд на авто- мото- транспорте запрещен» — вообще-то это заказник. Спустя 40-50 минут разведки бухту, удовлетворяющую всем нашим хотелкам, нашли — встаём!
Ночевка на Генеральских пляжах.
Ставим палатку, готовим ужин. Дети быстро уснули, а мы с женой ещё долго сидели и вслушивались в ночной прибой. Начало отпуска положено, про завтра решили думать завтра...
За день проехали около 600 км.
3 день (19 октября)
Утро встретило не идеальной, но в целом неплохой погодой. На горизонте ходили тучи, но дождя не было, а это для нас было главное, чтобы без приключений выехать с Генеральских пляжей. Встали мы ещё до рассвета — часов в 5 утра. Пока готовили завтрак и варили кофе, рассвело. Не спеша подняли детей, прогулялись по соседним горкам, свернули лагерь и поехали вдоль моря в сторону пос. Золотое. По дороге заглядываем почти в каждую бухту. Я периодически купаюсь, остальные ещё не решаются. Не верят мне на слово, что к воде быстро привыкаешь и совсем не мерзнешь.
Несколько раз останавливались на местах древних городищ. Видны следы раскопок, под ногами с лёгкостью можно набрать старинных глиняных черепков.
В целом вдоль всего Караларского заказника (Генеральские пляжи находятся на его территории) идёт относительно несложная грунтовка «рокада». В большинство бухт от нее есть ответвления, вот там-то и начинается основной внедорожный драйв — крутые спуски и подъемы, промоины, большие камни, обрывы. Одним словом — супер! С точки зрения законности проезда там на автомобиле я так до конца и не разобрался. В начале вроде как были таблички с указанием только пешеходных маршрутов, затем появились таблички и для автотуристов. Местами стоят запрещающие знаки для авто/мото техники, в основном перед самыми крутыми спусками в бухты. Под такие знаки старались не ездить. Но сильно расстраивает одно — несмотря на все запреты, люди тут ездят и под знаки, и просто без дорог. Везде полно следов пребывания бескультурного человека: ржавые мангалы, мусорные пакеты, бутылки... Даже среди древних руин. Как же так? Ведь вроде бы люди отдыхать приезжают, а не гоблины...
В одной из бухт заметили небольшую крепость. В принципе, я знал о ее существовании, но точно не знал, где она находится. Уникально строение в первую очередь тем, что быть его тут не должно. Не разрешено по уставу заказника возводить тут никаких строений, кроме объектов культуры. Вот в эту категорию крепость и попала, как декорация к фильму «Скиф». После съёмок строения решили сохранить (правда, пока решали, часть из них местные гоблины успели уничтожить). Теперь крепость охраняется, а сторож проводит путникам небольшие экскурсии внутри.
Так пляж за пляжем, бухта за бухтой, подъем за спуском мы добрались до пос. Золотое. Можно было продолжить путешествие вдоль Азовского моря, но мы решили выходить на «Тавриду» и двигаться вглубь полуострова. Нам, вдруг, захотелось побывать в Бахчисарае.
По дороге рассматривали вариант заехать в парк львов «Тайган», но небо затянуло тучами и начался ливень. А, как потом выяснилось, парк еще и был закрыт на карантин.
В поисках заправки свернули в Симферополь. Заодно решили несколько бытовых вопросов: купили местную симку, газ для плиты, свежих фруктов и горячих пирожков на обед.
Из-за небольших пробок и плутания по узким улочкам города, куда нас упорно заводил навигатор, в Бахчисарай мы приехали поздновато. Засветло успели проехаться по городу, понять, что он нам определенно нравится, но на большее времени явно не хватало — надо было определяться с ночёвкой. В попытках найти кемпинг мы объездили полгорода и в какой-то момент обратили внимание на стоящие над городом каменные сфинксы, освещенные лучами закатного солнца. А там, наверху, гуляли люди – значит, и мы можем туда добраться! Пара минут изучения карты, и мы уже мчим по грунтовкам среди стройных рядов молодых крымских сосен. Выехать к сфинксам удалось без проблем, найти удобную поляну для палатки тоже. Даже беседка со столиком нашлась. Около нее и встали.
За день проехали около 280 км из которых примерно 50 по грунтовкам.
Ночной Бахчисарай «под ногами».
4 день (20 октября)
Что может быть прекраснее утра в горах!? Даже если оно начинается в 6 утра...
Вечером мы любовались на ночные огни города под ногами, а сегодня смотрим, как город просыпается. Магический голос муэдзина призывает на утренний намаз, по дороге проезжают редкие автомобили, над кофейнями и чайханами появляются еле заметные дымки. Вскоре и здесь, на горе, появляются первые путники, совершающие утренний променад. Мы в это время пьем кофе, фотографируемся на сфинксах, собираем крупные шишки для новогодних поделок.
Около 9 утра спускаемся в город. В первую очередь спешим в Ханский дворец. Утром народа на экскурсии не много, да и большая ее часть проходит по улице, поэтому позволяем себе нарушить правило самоизоляции. Особенно нас впечатлил огромный плющ, селящийся по заборам и стенам зданий. А Бахчисарайский фонтан я представлял себе несколько иначе, ожидал увидеть что-то более грандиозное по размерам. Не смотря на то что большая часть дворца была закрыта на ремонт, в целом экскурсия оказалась довольно интересной и не очень утомительной даже для детей.
После дворца мы прогулялись по узким улочкам восточного города и забрели в небольшое уютное кафе. Нам кофе в турках, детям горячий шоколад с зефирками — все остались очень довольны.
Следующей точкой нашего знакомства с Бахчисараем стал парк миниатюр, мультипарк и зоопарк в одном флаконе. Времени на это место нужно закладывать 2-3 часа минимум. Парк миниатюр — теперь уже довольно распространенное явление, встречается во многих городах, но в целом посмотреть уменьшенные крымские достопримечательности и для себя отметить то, что мы еще не видели, было интересно. Мультипарк — это огромное количество ростовых фигурок героев мультфильмов, как наших, так и «диснеевских». Тут есть герои мультиков нашего детства, и самых современных. Ребятня была в восторге. Сын носился от фигурки к фигурке, обнимался с ними, восхищался каждому узнанному герою. Я, к своему стыду, вспомнил не всех персонажей советских мультфильмов, наверное, надо восполнить этот пробел. Про зоопарк рассказать особенно нечего — один из множества небольших зоопарков. Животные в небольших вольерах. Кормить специальным кормом можно. На мой взгляд — безопасность «на нуле». Чтобы не допустить контакта с когтями и зубами питомцев за детьми приходилось следить ежесекундно. Но даже при этом без небольших царапин от лап енотов, рук обезьян и когтей сурикатов не обошлось.
Время подходило к позднему обеду. Решили забежать в кафе с уличной верандой. Почти во всех кафе на выбор европейская или восточная посадка за столы. По улице стоят зазывалы, убеждающие, что именно их заведение самое лучшее во всем городе. Мы заглянули в кафе «Алие», которое порекомендовал экскурсовод во дворце. Судя по тому, как официант нас расспрашивал, кто нам порекомендовал зайти именно к ним, тут тоже была своя заинтересованность. Кафе нам понравилось, все свежее, вкусное, с присущим восточным колоритом. С другими заведениями в городе не сравнивали, но рекомендовать готовы.
Оставшуюся часть светового дня решили посвятить разведке Успенского пещерного монастыря и пещерного города Чуфут-Кале. По времени мы понимали, что на экскурсию сегодня уже точно не успеваем, но после сытного обеда размяться, «пробежав» пару километров в гору и обратно, было необходимо. Монастырь нам очень понравился, необычно и сурово. Успели даже зайти в один из доступных для туристов храмов и послушать перезвон колоколен, расположенных на разных сторонах ущелья. К воротам Чуфут-Кале поднялись аккурат к закату и вдоволь нафоткались красивых видов в вечерних солнечных лучах. Спускались уже в сумерках, а, чтобы пощекотать себе нервы, еще и заглянули на старое мусульманское кладбище, расположенное на крутых склонах ущелья.
Поняв, что мы не нагулялись по Бахчисараю, решили вновь переночевать на горе у сфинксов. Наше место у беседки было занято одиноким туристом, поэтому решили не мешать ему и разбить лагерь метрах в 500, на не менее живописной полянке среди сосен.
За день проехали какое-то символическое количество километров.
Сосновая роща на вершине горы.
5 день (21 октября)
Как обычно, ранний подъем, кофе, и мы спешим к новым впечатлениям. Через Успенский монастырь по уже знакомой нам тропе поднимаемся к пещерному городу Чуфут-Кале. Около 9 утра мы уже внутри. Гуляем без экскурсии в своем ритме. Ходить на экскурсии по утрам — это здорово, кроме нас еще почти никого не было. Можно спокойно гулять по улочкам древнего поселения и представлять, как жилось тут людям много столетий назад.
Вдоволь нагулявшись и налюбовавшись видами, спустились через монастырь к машине. Заодно пополнили запасы воды в роднике и купили целый пакет монастырской выпечки. Кстати, парковаться не обязательно в самом низу перед началом подъема — можно заехать практически к самому входу в монастырь. Парковка вроде как бесплатная, но охраняющий вход казак внушительных размеров настоятельно просит всех припарковавшихся внести пожертвование на нужды монастыря. Обычно меня сильно раздражает такой подход, но в данном случае сопротивляться и спорить не стал, т.к. ящик для пожертвований действительно был опечатан монастырской печатью.
Дальнейший маршрут мы проложили к еще одному пещерному городу Качи-Кальон, который располагается недалеко от с. Предущельное. Ехать туда совсем не далеко. Парковка просто на обочине. Вверх идет тропинка, обустроенная лестницей из старых покрышек. Эта лестница поднимается выше пещерного города и приводит к Скиту Святой Анастасии или, как его еще называют, Бисерному храму. Тоже очень интересное место, достойное посещения. Но мы сначала пошли в пещерный город. В начале тропы стоит касса и охранник, плата символическая. Тропа почти не обустроенная, двигаться местами нужно очень осторожно, особенно в 4-м гроте. Качи-Кальон впечатляет масштабами гротов и аскетичностью быта живших тут людей.
Прогулявшись до последнего доступного грота, мы вернулись на лестницу из покрышек, но не через кассу, а верхней тропой. Теоретически тут можно и входить, не платя на кассе, но это не наш метод. Поднимаемся к храму. Сын начинает капризничать, его утомили хождения по горам, поэтому долго не задерживаемся — быстро осматриваем и посещаем пещерный храм (он маленький), ставим свечи, заходим в церковную лавку. Возьмите на заметку — там продается восхитительный монастырский квас! Чувствуется, что Бисерный храм начинают раскручивать как достопримечательность, вокруг ведется глобальное строительство и благоустройство территории. Скорее всего, будут строить большой храм. Очень хотелось бы побывать тут раньше, до всех этих работ, а потом еще раз лет через 5 для сравнения. На последнее у нас есть все шансы, будем планировать.
Вечереет, поэтому мы спускаемся к машине. О месте ночевки еще не думали, есть много вариантов. Для начала проехали вверх по ущелью, с дороги посмотрели еще на два пещерных города Кыз-Кермен и Тепе-Кермен.
На вершине горы виден пещерный город.
Подниматься на них мы не планировали — просто посмотреть на будущее. Затем попробовали подняться по грунтовке в горы. Там на старой карте были отмечены лавандовые поля. Видимо, карта была очень старой, т.к. вместо лаванды мы увидели только заросли кустарников, жаль… Полянки для ночевки были, но мне они не понравились. Я поставил в навигаторе точку в районе с. Охотничье на Ай-Петринской яйле. Ехать довольно далеко, с подъемом по серпантину, но зато место мне знакомое — смогу найти в темноте и вид оттуда открывается просто восхитительный. Но, как говорится, человек предполагает… Доехав до с. Танковое, мы уперлись в дорожный плакат: «Обвал! Проезд Бахчисарай — Ялта закрыт». Значит, вновь придется импровизировать, как мы, в общем-то, и задумывали. Повернули на Красный Мак, доехали до села Хаджа-Сала. Тут есть отмеченный в навигаторе туристический приют Мангупский. На деле это оказалась огороженная территория почти без удобств, где предлагали за 750 рублей поставить палатку на волейбольной площадке или за 1400 переночевать в рваной брезентовой палатке на ватных матрасах… Даже перспектива рано утром сбегать еще в один пещерный город Мангуп-Кале не смогла перебороть внутреннюю жабу… Когда-нибудь сюда мы еще вернемся, а сейчас двигаемся дальше в сторону Балаклавы. По дороге несколько раз пробуем свернуть к точкам, отмеченным на карте, как «место массового отдыха» или «стоянка для лагеря». Все перекрыто! Видимо, за последние несколько лет все-таки в Крыму многое поменялось — практически каждый съезд с трассы закрыт шлагбаумом или воротами.
Супруга берет в свои руки навигатор, включает чутье и командует: «Сворачиваем с трассы туда!». «Почему туда?» — спрашиваю. «Не знаю, потому что хочется туда»… Сворачиваем. Затем сворачиваем еще раз на какую-то грунтовку и вскоре приезжаем к замечательной полянке с беседкой, очагом и ровной площадкой для палатки. Нам большего и не надо! Встаем, разбиваем лагерь, готовим ужин. Дети уснули еще в дороге, а мы с женой, потягивая глинтвейн, долго обсуждаем, почему именно так сложился этот день и что было бы, если бы у меня был четкий план, который не удалось реализовать ни при каких обстоятельствах…
За день проехали всего лишь около 60 км.
6 день (22 октября)
Утром ещё раз осматриваем место, в котором остановились — удивительно приятная стоянка и совсем недалеко от трассы.
Быстро собираемся, завтракаем и мчим к перевалу Байдарские ворота. Очень красивое место с прекрасной обзорной площадкой и видом на горы, море и храм одновременно. Впечатляюще, всем рекомендую проехаться этой дорогой!
Вид с перевала Байдарские ворота.
Спускаемся к храму. Парковка стихийная на обочине серпантина, всюду объявления «следите за машинами, воруют». Даже сейчас, осенним утром довольно много народа. Страшно представить, какие толпы тут бывают летом. Осматриваем храм внутри и снаружи, проходим по смотровой площадке, пытаемся определить, где тут могла быть крепость, но никаких следов на первый взгляд не заметно.
Далее по серпантину спускаемся ещё ниже. На Севастопольском шоссе тоже обвал, видимо, дождь в понедельник тут был серьезный. Едем ещё ниже — в Форос. По узким улочкам спускаемся почти к самому морю, в бухту, примеченную нами ещё с перевала. Парковки практически свободны, на одной из них у самого пляжа даже стоит на приколе жилой автодом. Погода сегодня очень жаркая, почти летняя. Бортовой компьютер после часовой парковки показал аж +34 градуса. Т.е. реально было градусов 25. Вода в море на удивление теплая — примерно +21-22. Сын купаться отказался, испугался волн, а мы втроём с удовольствием плескались в мягких волнах прибоя.
Сначала кроме нас на пляже больше вообще никого не было, затем пришла погреться на осеннем солнце пожилая пара. Вскоре организмы заявили, что пришло время обеда, и мы засобиралась в дальнейшую дорогу.
Едем в сторону Ялты, с трассы сворачиваем в пос. Кацивелли и проезжаем через Голубой залив в наш любимый Симеиз. Обожаем этот городок, то ли за обилие зелени, то ли за тихую умиротворённость, то ли за контингент отдыхающих здесь (если что, я о скалолазах). Приятно смотреть, как по улицам идут молодые стройные ребята, обвешанные веревками и позвякивающие карабинами. В сторону горы идут сосредоточенные и молчаливые, в обратную сторону — веселые и переполненные свежими впечатлениями. Мы не имеем никакого отношения к скалолазной тусовке, но туристический и спортивный мир нам очень близок (сами мы так же сосредоточенно ходим в спасжилетах, с веслами и «морковками»).
На обед забегаем в одно из кафе близ городского парка. Рекомендовать не буду — понравилось не все, но и антирекламу тоже делать не буду т.к. кое-что все же понравилось. )))
Затем спускаемся через парк к морю. Тут народа на пляже побольше, но купаются единицы. Неужели правда холодно? Вода примерно +20, нам самое то! Сын снова в воду не заходит, кидается камушками. Мы не заставляем, пусть сам захочет.
«Побалакавшись» около часа, идём к машине. Рядом с парковкой закупаем свежие овощи и фрукты и выезжаем в путь. В навигаторе забита точка — село Рыбачье. Это довольно далеко — между Алуштой и Судаком. Мы немного представляем местность в этих местах — ходили пешком 6,5 лет назад. Тогда очень хорошо запомнилась горная стоянка Чигинитра и спуск от нее к морю через виноградники. Так же нам запомнилось, что в горах были следы автомобилей — почему бы не попробовать подняться туда.
До Рыбачьего едем почти без остановок — ненадолго тормозим для покупки свежего инжира на обочине, да некоторое время толкаемся в пробках около Ялты. Закат застаёт нас в Малореченском — это не очень хорошо, в горах придется ездить в темноте.
Вскоре сворачиваем с трассы на одну из узких улочек Рыбачьего и по памяти выезжаем к виноградникам. Далее идёт практически одна грунтовка в сторону плато Караби-Яйла. К моему удивлению, навстречу попалось несколько машин, но останавливаться и расспрашивать что да как было некогда. Уже в полной темноте проезжаем первое озеро, двигаемся ко второму «квадратному». Буквально в нескольких сотнях метров до него упираемся в крутой подъем с большими камнями. В темноте рисковать не хочется — разворачиваемся искать объезд. Где-то я пропустил накатанную дорожку и метров сто ехал по зарослям шиповника, мысленно прося прощения у машины за скребущие по бортам колючие ветки (как ни странно серьезных царапин не осталось, а полировку я в любом случае планировал делать в этом году). Вот и второе озеро, на всякий случай осматриваем берег на предмет поляны для ночёвки. Встать можно, но мы пробуем подняться еще выше. До Чигинитры напрямую всего 2 километра. Вскоре начинается крутой подъем, а за ним очень крутой подъем. Дорога средне-каменистая и узкая. Развернуться уже негде — только вперёд. Это меня сильно смущает. Лебедки, если что, нет, да и как, если что, менять колесо на таком уклоне, не понятно... С такими мыслями продолжаю ползти в гору. Вскоре замечаю небольшой карман между деревьями, в котором теоретически можно развернуться, а сразу за ним два огромных валуна на пути. Останавливаюсь осмотреться. Машина на ручнике, под колеса — противооткатные камни. Иначе ползет вниз по «сыпухе». Прошёлся вверх. Препятствие объехать можно, но что там впереди? Задним ходом на спуске обратный маневр не получится. Долго думаю и сообщаю жене свое решение: «Пробуем развернуться, ночуем у озера». «Фух, слава Богу», — отвечает она.)))
У озера быстро ставим палатку и готовим ужин. Ночью не видно ни гор, ни долины, но зато какие звёзды и звездопад! Наконец-то мне удалось переключиться и насладиться моментом... Уходить в палатку не хотелось, но холод намекал, что теплый спальник лучше звёзд, а завтра снова надо рано вставать.
За день проехали примерно 145 км, из них около 10 по грунтовкам.
7 день (23 октября)
У меня сегодня особенно ранний подъем, еще до рассвета. Нужно приготовить завтрак, да не простой, а праздничный. Сегодня годовщина нашей свадьбы и отметить ее в путешествии — особое удовольствие. К завтраку достаю тщательно спрятанный семейный подарок, приобретенный в Бахчисарае — кофейный сервиз на двоих. Пусть он будет приятным воспоминанием о нашей спонтанной поездке и «якорем» в хороших воспоминаниях.
Виды вокруг умопомрачительные — над нами возвышаются стены Караби-яйлы, виден подъем на перевал Чигинитра-богаз. Под нами — широкая долина с ровными рядами виноградников. Листва играет золотистыми красками, а многочисленные кусты шиповника обильно усыпаны красными ягодами. Все это отражается в водах небольшого озера и освещается теплыми лучами хоть и осеннего, но все-же южного солнца. Ароматный свежесваренный кофе только добавляет прелести в это восхитительное утро. Ради таких моментов и стоит жить!
Ночевка на «квадратном» озере.
Неспешно собираемся и выезжаем вниз по долине. Можно было попробовать по светлому подняться вверх и пешком подняться на плато, но на это нужен целый день, а его у нас уже не остается. Проезжая через виноградники, периодически останавливаемся и собираем отдельные кисточки разных сортов, оставленные при сборе урожая. Осень в Крыму хороша еще и тем, что урожай винограда уже снят, охрану убирают, шлагбаумы открывают и можно легко «поживиться» спелыми и бесплатными гроздьями. Храниться, конечно, он, скорее всего, не будет, многие кисточки уже подсыхают, превращаясь в изюм, поэтому собирать много никакого смысла нет, да и долго это. Мы набрали небольшой тазик, которого хватило в качестве перекуса на всю обратную дорогу до дома.
Остатки урожая достаются птицам или случайным туристам.
Выехав в Рыбачье, паркуемся и отправляемся на пляж. Кроме нас почти никого нет: одинокий сап-серфер разминается, показывая всем своим видом, какой он крутой (правда, на какую публику он работал, нам осталось не понятным), да чуть позже с гор спустилась группа пеших туристов.
Мы купаемся вдоволь. Даже сын, наконец-то, осмелел и начал плескаться в волнах прибоя. На обед заказываем в ближайшем кафе «Алладин» чебуреки и пиццу. Категорически не рекомендую! К вкусовым качествам претензий нет, но время отдачи чебурека более часа… Думаю, что просто я чем-то не понравился «мальчику» на кухне и он намеренно затягивал наш заказ. Временем мы располагали, поэтому я не стал портить настроение ни сотрудникам кафе, ни себе, но больше туда ни ногой.
Около двух часов дня силой заставляем себя вылезти из воды и продолжить путь. Едем в Судак. В первую очередь нам нужна АЗС, на участке от Алушты до Судака с ними большая проблема. Затем я заезжаю в цветочный магазин, с которым заранее договорился о подготовке букета. Узнав заранее, супруга была бы против лишних трат, но сюрприз удался! Правда, всю оставшуюся дорогу ей пришлось держать цветы на руках, т.к. ставить в багажник такую красоту было жалко, а дети на заднем сиденье их обязательно бы все «снюхали». Потом заезжаем на городской рынок. На наш взгляд, покупать сувениры лучше не в сувенирных лавках, а на рынках. Тут и цены дешевле и выбор больше. Да и колорита восточного базара нам очень не хватало в этой поездке. Загружаем в багажник трофеи: пару желтых арбузов, кучу восточных сладостей, мешочек грецких орехов и еще всякой ерунды по мелочи. Так же в багажник отправляется ящик крымского вина, но его, конечно, брали не на рынке, а в фирменном магазине. Можно ехать дальше!
Розовый букет на розовую свадьбу.
Где ночевать, мы так и не определись. С одной стороны, можно и в палатке, но найти уединенное место так, чтобы утром можно было пораньше выехать в обратный путь, сложновато, а ночевать «абы как» у дороги точно не хотелось. С другой стороны, в честь праздника можно себе позволить и отель, но желательно у самого моря и чтобы поменьше народа… В интернете нашлось несколько вариантов эллингов в пос. Орджоникидзе и в Феодосии, на первый взгляд, то, что нам надо. Телефонные трубки почти никто не берет, а до кого удается дозвониться, отвечают, что уже не сезон и гостей не принимают. Пробуем заехать в пару мест — результат тот же. Да и общий вид эллингов в Орджоникидзе наводит сплошное уныние. Обидно, т.к. уже темнеет, а дети настроились на сон в кровати с белой простыней. Изучаем географию Феодосии и забиваем в навигаторе адрес: Черноморская набережная. Там отмечена целая куча небольших отелей и пляж в шаговой доступности. По дороге очень впечатлила «последняя гора», за которой неожиданно открывается бескрайняя степь Керченского полуострова.
Вскоре въезжаем в город. Феодосия с «заднего входа» представляется не самым гостеприимным местом — обшарпанные панельные дома, грязь, разруха. Но ближе к центру становится намного уютнее: много зелени, красивая архитектура. Такое мнение о городе сложилось по результатам однократного проезда по нему в темное время суток. В следующий раз обязательно уделим Феодосии больше времени, но на этот раз единственная задача — переночевать тут.
На Черноморской набережной действительно много небольших отелей, но большинство из них уже закрыты до следующего сезона. Мы проехались по всей улице, развернулись и припарковались у первого приглянувшегося на первый взгляд отеля. «Отель на Черноморской» оказался попаданием в точку с первого раза! Тихо, уютно, не очень дорого. Небольшой номер с балконом и видом на море, вход, конечно, не отдельный, но хотя бы минуя ресепшен. Во дворе бассейн с теплой водой, в котором почти никто не купается и игровая площадка для детей. На первом этаже уютное кафе. Конечно, не отдельный эллинг, но очень близко к тому, что мы искали. Останавливаемся тут.
Вечером дочь (под моим присмотром) опробовала бассейн, сын дорвался до мультиков по телевизору. Отметить наш семейный праздник удалось в практически пустом кафе, а затем посидеть вдвоем с женой с бокалами крымского вина и гроздью винограда на балконе.
Всего за день проехали 120 км.
8 день (24 октября)
Утром встаем с рассветом, собираем вещи и бежим купаться в море. С перерывом на завтрак плещемся часов до 9 утра. Редкие посетители пляжа в эти утренние часы смотрят на нас (особенно на детей) как на моржей или как на отморозков. Вода, действительно, холоднее, чем на ЮБК, но все еще вполне комфортна для купания.
Прощаемся с морем перед обратной дорогой.
Около 10 утра выезжаем в обратный путь. Выходим на трассу «Таврида», быстро добираемся до Крымского моста. Теперь я осторожен и строго соблюдаю скоростной режим, большие штрафы в семейный бюджет не входят.
После моста начинаются стихийные рынки на обочинах: арбузы, дыни, мед, орехи, масло и т.д. Мы несколько раз останавливаемся и заполняем свободное место багажника гостинцами. Одних только арбузов привезли 6 разных сортов. Все дешевле чем на рынке, но качество так себе...
Обедаем на зелёной стоянке где-то в районе станицы Брюховецкой, затем едем практически без остановок. Хотелось добраться поближе к Воронежу, но сил хватило только до Богучар. После Ростова начался дождь, и ехать стало не комфортно (как потом оказалось, ещё и одна фара перегорела, а я думал, что грязью залепляет). Гостиницу нашли через букинг, отдельный вход, небольшой номер. Для ночёвки в дороге большего не требуется.
За день удалось проехать ровно половину пути до дома — 900 км.
9 день (25 октября)
Встали рано, заправили термосы горячим чаем и поехали. Рекомендованное хозяином гостиницы кафе желания там завтракать не вызвало, поэтому летим до поворота с трассы и завтракаем на АЗС в Боброве.
Дальше навигатор ведёт нас через г. Анна какими-то второстепенными дорогами на Тамбовскую трассу и далее уже привычным путем через Моршанск — Шацк — Дивеево — Арзамас. Обедаем в придорожном кафе в д. Каверино — сытно, по-домашнему вкусно. Сразу после обеда срабатывает датчик TPMS (система контроля давления в шинах). Осмотр никаких проблем не показывает, но решаю заехать в ближайший шиномонтаж. Добираемся до Сасово, ищем АЗС и «шинку». Вы что-нибудь знаете о Сасово? Мои познания об этом городке ограничивались мультиком от небезызвестной студии «антимульт». К сожалению, в реальности все примерно так и есть... Работающую заправку нам найти вообще не удалось, а открытый шиномонтаж попался тогда, когда я уже решил плюнуть на это дело. Причем люди в некоторых сервисах были, но настолько пьяные, что не то чтобы работать, даже ходить не могли. Спасибо парням из единственного работающего шиномонтажа — немного исправили впечатление. Бесплатно подровняли давление в шинах и убедились, что прокола нет. Вместе с ними пошутили на тему того, что если имеешь систему TPMS, то ещё не известно, кто кого имеет))) и поехали дальше.
До дома добрались около десяти вечера. Если бы не потеря времени в Сасово и перегоревшая фара — можно было бы и быстрее, но, как говорят, «тише едешь — дальше будешь».
За день проехали вновь 900 км.
Общий километраж поездки составил 4165 км.
По результатам поездки могу сказать, что, несмотря на кажущуюся абсурдность ехать на столь далёкое расстояние на такой короткий срок (фактически из 9 дней отпуска 4 дня дороги), результат превзошел все мои ожидания. В первую очередь, произошла полная перезагрузка и отрыв от ежедневной рутины, на работу я вернулся свежим, как огурчик. Во-вторых, даже такого небольшого срока хватило, чтобы наполниться новыми впечатлениями и начать планировать будущие поездки. В-третьих, эксперимент с полным отсутствием плана сделал свое дело — лично мне удалось получить кайф от моментов и эмоций, а ожидаемый результат удалось достичь без строгого плана и лишних нервов.
Спасибо, если дочитали мой отчёт до конца, и, надеюсь, до новых встреч!