Калужская область. Поездка памяти

23.06.2020 | 3352 просмотра

Доброго времени суток, уважаемые читатели.

Решил поделиться результатами своей поездки. В год 75-летнего юбилея Победы мой рассказ, я думаю, будет актуален, познавателен и, надеюсь, поучителен. Она, поездка, была непродолжительной, попутной, но, тем не менее, важной для меня. Важной из-за того, что связана с моей судьбой. Важной из-за того, что я отдал дань памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны родственникам. Важной потому, что я выполнил обещание, данное моему дедушке, человеку, прожившему сложную и тяжелую жизнь, прошедшему эту войну в должности разведчика взвода пешей разведки стрелкового полка и закончивший её в Прибалтике в звании ефрейтора, а это говорит о многом.

Все мы — люди разные. Совершенно по-разному воспринимаем одни и те же события. И это нормально. Но есть вещи, которые нас объединяют. Я думаю, что в первую очередь — это наша общая история. И не важно, как мы относимся к тем или иным историческим событиям. Важно, что это наша история, нам её не изменить, нам учиться на этих исторических уроках и извлекать из этих уроков пользу для себя, для наших детей и внуков.

Целью поездки было село Никитское Ульяновского района Калужской области (в годы войны этот район входил в состав Орловской области) и посещение в этом селе братской могилы павших в 1942 году воинов.

Благодаря открытым архивам Министерства Обороны для поиска родственников я нашёл всех своих, узнал кто и где погиб и похоронен. Одним из моих двоюродных дедов, отдавший жизнь в боях с фашистами, был Ромашов Афанасий Давыдович, командир стрелковой роты, старший лейтенант, член ВКП(б), погибший 14 августа 1942 года в районе села Никитское. Очень печально было узнать, что в Книге Памяти Калужской области он числится как Романов. Да и на месте захоронения так же. Даже, связавшись с администрацией области, не удалось восстановить истину, хотя все архивные документы говорят о том, что погиб там Ромашов. Понимаю… Спешка… Надо было успеть к 70-летию и отрапортовать. Но не прощаю составителей Книги Памяти Калужской области и кураторов этого проекта.

Говорить, что я тщательно и серьёзно готовился к этой поездке — значит покривить душой. Да, я знал, что обязательно туда приеду. Но когда и при каких обстоятельствах не ведал. Естественно, прочитал всё об этом месте. О тех боях, которые вела 350-я стрелковая дивизия и её 1178 стрелковый полк, в котором дед воевал. Естественно, что наряду с посещением мест боёв спланировал посещение и других рядом расположенных исторических мест.

Итак, июль 2019 года. Я, зная, что в августе буду возвращаться на своей машине из Москвы домой в Ростов-на-Дону, специально заехал на родину предков в станицу Кастырскую Константиновского района Ростовской области. Там, на подворье предков, где выросли все Ромашовы, набрал земли и положил в машину. В июле же связался с администрацией сельского поселения Волосово-Дудино, куда входит село Никитское, и рассказал о времени и цели моей поездки.

В конце августа 2019 года, возвращаясь с супругой домой из Москвы, поехали к намеченной цели. Рассказывать о дороге Москва — Калуга смысла нет. Отличная и современная трасса с развитой дорожной инфраструктурой. Сама Калуга произвела очень хорошее впечатление. Город с богатой историей, внимательно и скрупулёзно следящий за её сохранностью. Город с большим количеством знаменитостей. В общем, для его посещения одного дня мало…

Отправившись в сторону Никитского, позвонил главе сельского поселения Волосово-Дудино Фирсовой Александре Николаевне и договорился с ней о времени и месте встречи. Сразу хочу сказать, что без её помощи найти братскую могилу мне не удалось бы или, если бы я её всё-таки отыскал, то мне потребовалось бы очень много времени, терпения и настойчивости. Александра Николаевна, и как человек, и как глава заслуживает самой высокой оценки и слов благодарности.

Дорога в село Ульяново из Калуги очень хорошая. Расстояние до Никитского около 100 км. Несмотря на то, что это дорога регионального значения, её качество вызывает только положительные эмоции, Ростовской области очень далеко до такого качества региональных дорог. Единственное, что напрягает при поездке, это достаточно крутые и закрытые повороты в населённых пунктах. Но зато это компенсируется большим количеством торговых столиков, усыпанных фруктами для продажи. Яблоки в августе там — объедение.

В установленном месте утром встретились с Александрой Николаевной. Она приехала на УАЗ-469 с водителем. Я предложил ей продолжить путь на моей машине, но она отказалась, пояснив, что кроме как на УАЗике мы не проедем к цели нашего маршрута. И действительно, нашу машину пришлось оставить на одной из ферм в селе. Пересев в машину главы, разговорились.

Рокадная дорога в с. Никитское. Впереди машина главы сельского поселения.

Накопав в интернете информацию о селе, о районе, печально было всё видеть в реальности и слышать. Само село Никитское когда-то было достаточно большое и богатое. Было две церкви. Зажиточных крестьян и знати было около 30 дворов. Но ныне из более чем 130 дворов жилыми считаются от 8 до 15 дворов в зависимости от времени года. Остальные дома и дворы брошены. Кровли попроваливались. Всё заросло бурьяном.

К полям в этом районе присматривается и активно скупает знаменитый «Мираторг» не менее знаменитых братьев Линник, которые, как всем известно, не являются родственниками Д.А. Медведева. Хотя в силу заброшенности этих самых полей, может быть, это и не самый худший вариант. Не арендует, а именно скупает — подчёркиваю. А это значит, что поступления денег в качестве арендной платы в бюджет района и поселка не будет. Значит, так и будут сидеть на дотационной игле. Честь и хвала Александре Николаевне за то, что работает и живёт там в этих условиях.

Само сельское поселение Волосово-Дудино включает в себя 21 село и деревни, из которых только 8 жилых. И вот Никитское одно из жилых.

Едем к братской могиле.

Дорога к братской могиле, которая находится на окраине села (точнее не дорога, а бездорожье), ведёт полем, заросшим травой в человеческий рост. И впрямь, проехать можно только на советской технике. Своё отношение к этому воинскому захоронению не буду выражать. Каждый сам видит и сам оценивает. В силу своего понимания тех событий, воспитанности и патриотизма. Пирамидка деревянная, оббита железом, покрашена и увенчана звездой. В 2 ряда кирпичей холмик 2,5 на 2 метра. Мдааа… 106 воинов, отдавших жизни. 86 в списке.

Братская могила.

Видимо, к моему приезду траву вокруг могилы покосили и территорию облагородили. Ограду и две стелы со списком захороненных там бойцов установили к 70-летию Победы. Причём ограду изготавливали, доставляли и устанавливали ребята из Ростовской области. Вот так. Видимо, не было возможности кому-то из местных выиграть тендер. А к моему приезду список дополнили и фамилией Ромашов А.Д. (на фото она справа внизу чуть меньшими буквами).

Высыпав на холмик землю, повязав полотенце, установив букетик цветов и помолчав, мы с супругой поблагодарили от чистого сердца главу поселения, вернулись к своей машине и расстались. Действительно, в условиях крайне скудного бюджета, даже то, что она делает для памяти погибших советских воинов, является трудовым подвигом.

Помянули.

Несколько слов о 350-й стрелковой дивизии. У неё славная история. Москву обороняла, В Орловской оборонительной операции принимала участие. Завершала войну под Берлином и Прагу брала. Лучше почитать о ней, об этой дивизии, в специализированных источниках. Но именно в том краю, который я посетил, она потерпела страшнейший разгром и вместе с остатками 387 и 346 дивизий попала в окружение. Осталось в живых и вышло из окружения около 140 человек, да и те сразу же вошли в сформированный сводный отряд и вновь пошли в бой. Три танковых дивизии вермахта наносили удар по соединениям 16-й Армии. Именно в этом оборонительном сражении и погиб мой двоюродный дед. Из маршевого списка более 50 офицеров, которые шли на пополнение 350-й дивизии в июне1942 года все погибли с августа по ноябрь. Только один старший лейтенант (фамилию не упоминаю по этическим соображениям) в должности батальонного адъютанта провоевал до ноября 43-го. Я об этом говорю, потому что в недавней статье «Поле памяти: подвиг и трагедия» автор, я надеюсь, что близкий мне по духу и отношению к истории человек, далеко не у всех читателей нашёл понимание и поддержку со своими умозаключениями и выводами. Именно поэтому я свой рассказ и решил написать, и именно поэтому не столь популярное вступление у меня получилось.

После Никитского мы продолжили наш маршрут. На очереди старинный город — Козельск.

Специально именно в Козельск вряд ли кто сподобится поехать. Но уж если наш путь проходит рядом — грех не посетить. Козельск — один из стариннейших городов нашего Отечества. На целый год старше Москвы. История города полна различных исторических событий. Хан Батый не мог 7 недель взять город, потерял там около 10 тыс. своего войска и своих троих сыновей. Именно поэтому он назвал Козельск «Злым городом». После взятия Батыем Козельска город был сожжен дотла, а все жители его вырезаны. На месте захоронения защитников Козельска впоследствии установили знаменитый козельский каменный крест, история которого восходит до пятого века, до вятичей.

В самом городе очень чисто и уютно. Дороги ровные, без заплаток, с хорошей и внятной разметкой. Остановки для посещения памятных мест имеются и вполне доступны для приезжих. Памятники, парки и общественные места содержатся в очень хорошем состоянии. В общем, Козельск мне понравился: есть что посмотреть, есть возможность расширить свой кругозор.

И в завершение этого дня, который к тому же совпал с одним из самых почитаемых православных праздников — днём успения Богородицы, мы посетили один из самых известных в России монастырей — Оптину пустынь. Что-либо говорить об этой обители не имеет смысла — в интернете можно почерпнуть много информации. А история монастыря достаточно интересна и многообразна. Несколько слов о впечатлении. В этот день там было очень многолюдно. Приехало несколько десятков автобусов с паломниками и огромное количество легковых автомобилей. Несмотря на такое количество людей, везде было чисто и опрятно. Снаружи имеется достаточное число мест, где можно покушать. А огромная стоянка позволяет спокойно разместиться всем транспортным средствам. Внутри монастыря все храмы на момент посещения работали, ничто не находилось на реставрации или ремонте. В целом монастырь убранством и чистотой понравился. Несколько фотографий оттуда.

Вечером того же дня через Тулу мы вышли на М4 и заночевали под Воронежем в мотеле. Утром стартанули в сторону Ростова-на-Дону с обязательной остановкой в Каменск-Шахтинске. Там решили посетить знаменитый музей автомотостарины. Эта обязательность была вызвана тем, что достаточно часто проезжая в сторону Москвы, или возвращаясь оттуда домой, никогда нет времени на посещение этого музея из-за дефицита времени. А количество положительных отзывов о нём постоянно растёт. Экспозиция музея большая, включает в себя практически все автомобили советского периода. Большое количество мотоциклов и мотороллеров, мопедов и велосипедов. А ночёвка под Воронежем позволила утром приехать и спокойно обойти всю экспозицию. В музее тёплые чувства вызывают и выставочные образцы магнитофонов, радиоприёмников, телевизоров и прочей электронной чудо техники из 50х-90х годов. Выставка быта крестьянских семей прошлого века, казачьих куреней. В общем, мы получили огромное удовольствие от этой остановки и посещения музея.

Выставлять на форуме экспозицию бессмысленно. Она огромна и разнообразна. Советую найти время и своими глазами увидеть. И напротив этого музея через дорогу создаётся ещё один. Не разбирался о его направленности, но фотографию фасада размещаю.

Вот такое небольшое трёхдневное возвращение из Москвы домой получилось. Благо нахождение в отпуске позволило свободно распоряжаться своим временем.

P.S. Для тех, кто вдруг неосторожно подумал, что освещение первой части поездки для меня случайная и одномоментная акция, размещаю фотографию баннера, который я с семьёй разместил в городе Волгодонске, при въезде в старую часть города, к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в честь своих воевавших родственников. В фундаменте я разместил погибших, ибо они и лежат в фундаменте Победы.

Всем удачи на дорогах, хороших путешествий, здоровья и крепкой памяти.

Николай
Какая увлекательная поездка.

Низкий поклон Вам за память! Честь и слава павшим!

Спасибо, познавательно.
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

На плакате "75 Победа!" все стрелки наступлений ведут на восток.
Это точно наша армия наступает?

35igor
На плакате "75 Победа!" все стрелки наступлений ведут на восток.
Это точно наша армия наступает?
Как удалось идентифицировать, что все стрелки - направлены на восток?
Ребята, хорош ругаться! Жизнь и так тяжёлая!

Слепым хоть ссы в глаза - не увидят никаких достижений. После ельцинских времён много что поменялось. Научились выращивать свою жрачку, вышли на первое место по экспорту зерна, дороги строятся (например трасса Лена, кольцевая в Питере), мост в Крым построили несмотря на вопли таких как ты экспердов что дорого и невозможно, страна расплатилась со всеми долгами, включая царские. Армию подняли, чтобы никакие шавки даже думать не могли сунуться к нам и чтобы не повторился тот ужас. Хочешь хайтека ? Читай не Дром, а Хабр. Там такие технологии обсуждаются про которые ты не слышал.
Мало свободы ? Попробовал бы ты в Америке написать слово негр, а тут обсираете президента и страну без последствий. Как по мне - многовато вам либерстне дали свободы, вы потеряли все рамки приличия.
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902

PS: это я для TonY60 написал, который даже название своего города не может написать грамотно. Свинья везде грязь найдёт.

Кстати да, про пособия я как-то упустил. У меня сосед примерно с такой же философией, трое детей - уже многодетная семья. Три квартиры в Москве, но как-то хитро оформили, что ещё и малообеспеченной семьёй являются. Парковки ему бесплатные, налоги на жильё и транспортный - возвращают, кружки для детей треть от обычной цены, питание в школе - бесплатное. Итого по моим расчётам в год набегает около 300-500 тысяч. Но он ругает власть, говорит - это ещё мало платят, должны больше т.к. они мол для страны рожают детей. Вот только сына он от армии отмажет, и в ПТУ они тоже не пойдут и не станут работягами на вахтах, чтобы поднимать страну, а выучатся они в институтах (конечно же - бесплатно) и станут очередными менеджерами. И точно так же будут бухтеть, что у нас нет перемен и что мало платят пособий.

Более того, многодетной семьёй они будут являться пока самые младшие не станут совершеннолетними ! А в СССР было - 5 несовершеннолетних детей, как только старший повзрослел - теряется этот статус. Вот так плохо мы сейчас живём.
chnav
А благополучие и пособия с философией этих скотов никак не связаны. Вот он чирикает мне в личку:

Антон 16:29

пишу я, сранима мусорская, то, что я хочу писать. И я буду писать все, что мне захочется)
Ну сколько можно уже патриотической лабуды то сочинять! Очнитесь, мы в настоящем живём, оглянитесь вокруг.

chnav
Так это твой сосед так живёт. Умеет обманывать, вот и живёт. Всех, теперь, под это равнять?

Хайфа
А.В-ич
Дружище, да онО про себя и написало) Тож из племени ольговичей, небось)
убежденный космополит
не где небыл не чево нивидел не чево незнаю езьдю тока по асвальту

Если внимательно почитать, а не пробежать глазами через строку, - то можно увидеть, что лабуда далеко не патриотическая. Скорее критически-пессимистическая. Написана для достаточно узкого круга читателей, для тех, кто немного знаком с историей вообще и историей Великой Отечественной войны в частности. Для кого память о предках - не пустой звук.
Да, и статья немного противостоит бесконечному трёпу по зомбоящику о неимоверных успехах всегда, везде и во всём. Но и она (статья) не является истиной в последней инстанции ибо каждый видит успехи по-своему в силу своей образованности, культуры и воспитания. Каждый читатель сам волен, что ему читать, а что пропустить. Печалит свара в комментариях, в которых злоба людская перехлёстывает планку людскую.
Извините, но многие комментарии почищу.
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011

Северск
Пишем и писать будем, и читать будем, за что автору большой спасибо и низкий поклон, и Бессмертный Полк будет во все времена.
Чтобы потом о нас наши дети и наши внуки помнили.
О тех, кто на Чеченской земле погиб. И Афгане.
И о тебе помнили...
Очень интересно, спасибо
Согласен
Интересно, спасибо

Уважаю. Молодцы.

Спасибо за интересный рассказ и жизненную позицию! Возможно, Вам будет интересен мой рассказ о поездке по следам предков: https://travel.drom.ru/73631/

ArmoRnn
Извиняюсь, увидел Ваш комментарий в моем отчете.