Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Поездка на двух машинах в Карелию

Поездка на двух машинах в Карелию

24.11.2021 | 6904 просмотра

Добрый день, любители автопутешествий!

Несмотря на то, что в последнее время, по моим наблюдениям, интерес к автомобильным путешествиям снизился (и это вполне предсказуемо из-за повторяемости маршрутов и отсутствия заграничных поездок), я всё-таки решил написать о своей поездке и о сопровождающих её впечатлениях. Поездка состоялась в конце августа — начале сентября 2021 года. Планирование её, а, точнее, мечты о таком маршруте и его составление, началось ещё зимой. А осуществить её планировалось после завершения летних хлопот по дому и ухода в долгожданный отпуск. Об этом маршруте, сроках и целях были проинформированы друзья, и они были приглашены составить нам компанию. Некоторые согласились, поэтому редактирование маршрута и сроков происходило уже с учётом их возможностей по времени начала и продолжительности поездки.

Первоначально план состоял из трёх этапов со сроком путешествия 24-26 дней. Первый — старинные города России с посещением Смоленской, Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Второй — Карелия с обязательным объездом Ладоги и Онеги. Третий — Среднее Поволжье. Причём целенаправленно исключались большие магистрали и платные дороги. В итоге, после всех согласований с друзьями, время поездки ограничилось двумя неделями, маршрут сократился в 2 раза и стал пролегать по федеральным трассам.

Итак, компания — 3 супружеские пары на двух машинах: трёхлетняя Ниссан Мурано (дв. 3,5 л) и трёхлетняя Хёндай Крета с пробегом 90 и 30 тыс. км соответственно. Загрузка — походные стулья, стол, палатка, всё для приготовления пищи и пр.

Маршрут: Волгодонск, Москва, С-Петербург, Сортавала, Петрозаводск, Медвежьегорск, Повенец и обратно через Великий Новгород, Москву в Волгодонск. Условились не заезжать в столицы, не мучить себя продолжительными перегонами (не более 1000 км в день), преобладающее время движения — светлое время суток, скорость — в пределах нештрафуемого порога, главное в поездке — это положительные эмоции и впечатления от увиденного.

Выехали утром 26 августа. Волгодонск — Морозовск — Тацинская — выезд на М4. Качество дороги хорошее. До Морозовска — похуже. На Е40 (Волгоградская трасса) — значительно лучше. Разметка традиционно на этом участке отличная. Камер фиксации скорости очень мало. Первая двухчасовая остановка в Каменск-Шахтинском. Там по ходу движения располагается парк «Патриот» с достаточно внушительной экспозицией вооружения и техники, как времён Великой Отечественной войны и предвоенного периода, так и послевоенного. Выставленные образцы заслуживают внимания, и я лично получил удовольствие от посещения парка, встретив там довольно редкие и необычные экземпляры. Правда, окраска и роспись некоторых под Гжель и Хохлому вызвала удивление. Но что ж, о вкусах не спорят.

Даже утром количество посетителей в парке очень внушительное. Стоянки у парка, правда, нет. Но посетители активно используют небольшую территорию рядом расположенного пустыря.


Красивый выставочный образец БМП-1с экскурсантом.


Даже не разобрал, что это такое, хотя позиционируется как кабелеукладчик.

Приятно видеть, что парк-музей совершенствуется и пополняет экспонаты. Посещение его — бесплатно.

На противоположной стороне дороги располагается ещё один музей, частный. Экспозиция того музея уникальна, многочисленна и разнообразна. Посвящена стране, давно ушедшей с мировой арены. Да вот прохода на противоположную сторону дороги нет. Так что посетить его практически невозможно из-за плотного потока машин. Ну что ж, заедем туда на обратном пути.

Двигаемся дальше по М4 в сторону Москвы. Что-то сказать хорошее об этой трассе на территории Ростовской области язык не поворачивается. Постоянная гребёнка, жёсткая гребёнка, да такая, что грузовики просто по правой полосе не едут. Весь транспорт пытается двигаться по левой полосе. Желающие обогнать съезжают в правую полосу и совершают обгон. Съезды с дороги имеются, но в первую очередь на многочисленные ярмарки, где продаются арбузы и дыни. Все лесополосы вблизи этих съездов загажены и замусорены. Удивляет, что люди, останавливаясь поесть, попить, просто размяться, не в состоянии убрать за собой пакеты, бутылки и мусор. Хотя нет. Уже не удивляет. Кроме этого, возмущает отношение властей области к такому положению дел. В какую бы сторону ты не поехал в Ростовской области, лесополосы превращены в мусорные свалки, где даже строительный мусор вываливают. Печально. Когда-то наши предки эти самые лесополосы высаживали. Вручную. Ходили пешком на эти работы. А дети в период каникул и выходных дней трудились на посадке деревьев. Видимо, что-то сломалось в нашем нынешнем поколении.

Ну ладно, а то отвлёкся от темы.

Весь участок М4 от Ростова до Воронежской области бесплатный. Пока бесплатный. Но изменения видны, правда, пока только в сторону изменения статуса. Примечательно ещё, что в Ростовской области бензин дороже, чем в той же Воронежской на 1,5-2 рубля в зависимости от сетевой принадлежности заправки. Да и сами заправки в основном убогие, без туалетов и магазинчиков.

Воронежская, Липецкая и Тульская область. Участки М4 в хорошем и отличном состоянии. Оно и понятно — платные. Стоит отметить знаменитый, наверное, на весь мир участок у Лосево. Объезд уже существует достаточно давно. Но инфраструктура для транзитного транспорта в Лосево создана мощная, и многие, а скорее всего большая часть его, едет всё-таки по старому участку, бесплатному. К чести строителей, проектировщиков объезда и эксплуатирующей организации надо сказать, что созданные там по 4 площадки отдыха на каждой стороне движения приблизительно через каждые 15 км — самые лучшие в нашей державе (хотя, может быть, есть и получше, но я пока не встречал). Площадки разделены для грузового и легкового транспорта, есть до 10 беседок на каждой, позволяющих попить и поесть. Оборудованы отличные детские площадки с горками и снарядами для упражнений. Туалеты стационарные с холодной и горячей водой по 2 мужских и женских. И всё это содержится в чистоте. И всё это бесплатно, ибо входит в стоимость проезда. Мдааа. Удивительно. Совсем рядом от Ростова.


Чаепитие на одной из стоянок.

В Воронежской области встретили несколько серьёзно реконструируемых участков на М4. Все они оборудованы двухрядными и двуполосными дублёрами. Да, они Уже, да они не так выровнены, разметка не сильно суперовая, да ограничение скорости. Но!!! Поток идёт, пробок нет. О Боже!!! Когда Ты заберёшь реверсивные светофоры в Ростовской области!!!

Стемнело, и мы остановились на ночёвку в придорожном отеле в Тульской области в пос. Липки. Останавливаться там можно только в случае крайней необходимости. Номера (все три) грязные с неопрятным бельём. Работающее 24 часа кафе и расположенные под номерами туалетные комнаты при отсутствии какой-либо изоляции не позволяют оценить размещение в нём как-то положительно.

Прошли за день 990 км.

С утра стартанули дальше. До МКАД. В итоге до столицы на 12 пунктах взимания платы проезд составил 1890 руб. Напомню, что всеми любимый «Автодор» ликвидировал скидки на транспондер, ночной, выходной тарифы и последовательный при многократном проезде.

Наше ошибочное решение проехать вокруг Москвы по бесплатному МКАД из-за ремонта на ней нескольких полос стоило нам четырёх часов до выезда на платную автотрассу М11 «Нева». Эта платная дорога на Питер была выбрана для того, чтобы оценить самому целесообразность её использования для себя лично, ибо отзывов много и все они противоречивые. Оценка получилась какая-то двоякая. От МКАД до Твери мне показалась, что плата 1020 руб. за 80 км слишком завышена. Да и заканчивается этот платный участок перед Тверью весьма замысловатой загогулиной. От Твери и до Питера дорога стОит своих денег: 1800 за почти 500 км. Трафик на всей трассе очень маленький. Грузовиков практически нет. Но надо быть внимательным к заправке авто и поведению водителей в левой полосе. Внимание к заправке обусловлено тем, что АЗС на трассе нет. Нет от слова совсем. Изредка встречаются какие-то модульные, не внушающие доверия заправки. Но посетителей на них нет. Вопрос внимательности актуален из-за отсутствия на трассе камер контроля скорости. Из-за этого на ней достаточно большое количество лётчиков, идущих под или далеко за 200. Так что, если ты идёшь около 130, это ещё не гарантирует, что слева от тебя не пронесется вихрь. Мне, к сожалению, пришлось ещё увидеть и гонки машин, которые пытались доказать друг другу превосходство своей марки.

Как положительный факт, стоит отметить наличие площадок отдыха. Но их состояние далеко от тех, что вблизи Лосево на М4. Они оборудованы приблизительно через 40 км. Так же, как и там, есть попытка отделить грузовой и легковой транспорт. Есть скудненькие беседочки. Но вместо нормальных гигиенических зон — модульные. Вполне нормальное явление для этих модулей отсутствие воды и наличие очередей. Не продуманный объект и плохо содержащийся.

Проезжая Питер, в котором я в далёких восьмидесятых прожил целых 3 года, получил огромное удовольствие от состояния дорог, освещения улиц и подсветки зданий. Но, напомню, посещение его не входит в наши планы, поэтому, полюбовавшись, двигаем дальше, на север.

Задержка на МКАДе, достаточно частые остановки на площадках отдыха привели к тому, что план на день немного был недовыполнен, и, хотя проехали 1120 км, пришлось остановиться на ночь в Лахденпохье. Поскитавшись по абсолютно тёмному посёлку и убедившись, что все гостиницы и постоялые дворы заняты, мы были вынуждены разместиться на пристани в пришвартованном в качестве гостиницы «Адмирале Кузнецове».


Теплоход «Адмирал Кузнецов» — гостиница у причала.

По словам знающих людей, сей корабль строился в Финляндии, где в качестве утеплителя (а заодно и звукоизоляционного материала) использовалась, как бы правильней выразиться, продукция коневодства. С годами герметичность переборок стала хуже. Поэтому запах в каютах… Ну не совсем…

Утешительным призом стало утро. Солнечное, яркое, тёплое. По набережной с рассвета прогуливаются, ходят с палками скандинавскими, бегают люди. Вот и мы решили прогуляться тоже, совмещая прогулку с фотосессией.

Едем дальше. Нас ждёт Сортавала.

При движении к ней встречаем несколько ремонтируемых участков. Как же этот ремонт отличается от ростовского!!! Всё-таки ещё раз сделаю отступление на эту тему. Здесь, в Карелии, ремонтируемый участок не более 200 метров. Полотно старое вполне пригодно к проезду. Интервал работы реверсивного светофора не более 2-х минут. Везде идут работы. Пробок нет и объезжать их желающих тоже нет. В Ростовской области всё масштабней. Вздыбливают дорогу на участке 5-6 км по ширине всей проезжей части. Берут в ремонт 1,5-2 км и ставят реверсивный светофор с интервалом работы 5 мин через 15. И вот воровливый хомячок (это КАМАЗ с 20-тонным прицепом на крюке, заполненный зерном до отказа и везущий его, как правило, в порт для отправки на экспорт) пытается эти 2 км проползти, заехав на последней минуте зелёного сигнала. Состояние полотна с ямами, выбоинами и опасной обочиной ни технически, ни теоретически не позволяет ему успеть до зелёного сигнала светофора для встречного транспорта. И вот бедолаги, стоявшие около часа в ожидании счастья просклизнуть это место, с матюками стоят, дожидаются проезда этого хомячка ещё пару минут. А тут «здрасьте»: опять красный. Так ещё и работничков на объекте нетути. И это из года в год. С завидным постоянством. Эхххх, власть!

В Сортавала с помощью букинга сняли дом на Южном переулке (35 тыс. руб. за три ночи на шестерых). Размещение в целом вполне приличное. Всё необходимое есть.


Дом на пер. Южном.

После размещения отправились на ознакомление с достопримечательностями. Сразу же хочу оговориться, что в статье далеко не всё буду выкладывать из мест посещения, так как интересных памятников и различных достопримечательностей очень много. И практически все они достойны внимания. Да и рассказывать и описывать их, используя материал Википедии, не имеет смысла. Только наиболее запомнившееся, весомое и личные впечатления.

В первый день нахождения в Сортавала взяли экскурсию на катере по Сортавальскому архипелагу, или по шхерам (2500 руб./чел). Надо сказать, что в это время сезона предложений на неё было более, чем достаточно. Владелец, он же капитан, он же экскурсовод провёл с нами полных 3 часа. Многое рассказал и пояснил. Прошли достаточно большое количество проток (проливов) и, судя по количеству проходящих навстречу нам и идущих за нами катеров, этот маршрут отработан и интенсивно используется. Подошли к наиболее интересным местам. Природа там просто великолепна. И здорово, что там к ней, природе, относятся с уважением и вниманием. Высадились на одном из островов. Честно говоря, на этом острове останавливаются практически все экскурсанты, пользующиеся услугами данных катеров. И, на мой взгляд, это правильно, так как состояние маршрута прогулки по острову желает быть лучшим. Поэтому нет смысла все острова приводить в аналогичное состояние.

С большой завистью смотрел на немногочисленные биваки, стоянки, лагеря на берегу некоторых островов. Где-то есть лодка для связи с «материком». Где-то — нет, и видно, что туристов туда забрасывают арендованные лодочники. Но зависть и уважение вызывают эти отдыхающие, которые могут себе позволить прожить в этом райском месте несколько дней или недель, отрешившись от сотовых телефонов и сомнительных благ цивилизации.


Как и везде, где бы я ни был, домик Путина (домик губернатора или домик Абрамовича).


Снятый нами катерок для поездки по шхерам.

После прогулки по шхерам состоялась прогулка по самому посёлку.

Наиболее запоминающимися объектами я бы назвал Никольскую церковь, Ратушу и памятный крест.

Никольская церковь построена финнами в том виде, насколько они понимали внешний вид православного храма. То есть в лютеранском стиле. Впечатляет тот факт, что впоследствии, при капитальном строительстве домов на нынешней Карельской улице, в доме, который по плану строился перед этим собором, была сделана арка в несколько этажей для того, чтобы церковь была видна с улицы, и был к ней с улицы свободный и комфортный доступ.


Дом с аркой для прохода к церкви.

Здание ратуши я отметил лишь потому, что на него, к сожалению, у местных властей денег нет на реставрацию и восстановление первоначального облика. Здание красиво само по себе. И там вполне могли бы разместиться объекты, выставки или музейные экспонаты, что для туристического города было бы весьма кстати.

Вызывает уважение и памятник погибшим в 1939-1944 годах воинам-финнам, по крайней мере отношение к нему со стороны власти. И надпись, которая выбита на граните тоже вызывает уважение. Мы не уподобились некоторым «цивилизованным» и «развитым» странам в стремлении стереть не совсем приятные для нас исторические события, переписать историю или уничтожить памятник (Кстати, подобное уважительное отношение Россия демонстрирует и в Калининградской области. Смог в мае этого года убедиться, проехав исторические места в Прейсиш-Эйлау, Фридланд и Тильзит).


Памятник на месте захоронения финских солдат.

Рядом памятная табличка о снесённом когда-то соборе.

Следующий день был посвящён Валааму.

Святыня русского православия, территория с богатейшей историей и средоточие знаменитых людей-патриотов всегда вызывала и вызывает интерес многих. Мы не исключение. Поэтому второй день был всецело посвящён этому острову и этому монастырю. Забегая вперёд, скажу, что одного дня для достаточного (специально это слово употребил вместо слова ПОЛНОГО) ознакомления с историей, архитектурой, музейными, культурными и церковными ценностями, посещения всех соборов, скитов и просто интересных мест явно мало. Если бы была возможность провести там дня 3-4, я с удовольствием там остался бы на это время. А так просто осознаёшь тот факт, что не был в музее, в большинстве соборов, не обошёл юг острова и природный парк. Ну что ж. Видимо, есть причина вернуться.

Поездка на Валаам осуществляется на «Метеоре» ещё советской постройки. И билеты продаются на него туда и назад с возвращением в этот же день. Стоимость проезда 2400 руб. (туда-обратно). Для тех, кто хочет посвятить острову несколько дней, всё-таки лучше самому, без помощи турагенств, мониторить другой способ добраться туда и обратно (владельцы катеров этот способ приветствуют) и возможность проживания там. Это не составляет большого труда, было бы желание.

У нас получился выезд первым и возвращение последним «Метеором» на 19 часов, правда, с другой бухты. И так. Всё по порядку.

По старой своей привычке, вне зависимости от рабочих дней, выходных или отпускных лично у меня утренний подъём ещё до восхода Солнца. Утренний чай с лимоном, завтрак в компании с друзьями и общий выезд на причал.

Первый «Метеор» стартует в 10 часов. За билетами на него практически всегда очередь. С учётом того, что экскурсионные автобусы бронируют билеты заранее, свободному туристу надо поторопиться, чтобы не идти вторым или третьим рейсом. Ещё раз напомню, что билеты действительны на день продажи. Поэтому второй и последующие рейсы сокращают время посещения острова. Прибывают «Метеоры», как правило, утром в Монастырскую бухту. Все круизные теплоходы прибывают в Большую Никоновскую бухту. Туда же приходит и вечерний «Метеор» из Сортавалы. Пассажиры круизных теплоходов оттуда перевозятся малыми судами опять-таки в Монастырскую. Практически 99% экскурсий ограничиваются Спасо-Преображенским собором монастыря, близ расположенными строениями и Никольским скитом. Продолжительность такой экскурсии около 2,5-3 часов. Поэтому отправление назад в обед для подавляющего числа посетителей это нормальное явление. Если открыть карту и посмотреть на остров, то можно убедиться, что это не составляет и десятой доли того, что следовало бы посмотреть.


Такой пароходик перевозит пассажиров круизного судна в Монастырскую бухту и обратно.

Мы пошли немного другим путём. Прошли обычный экскурсионный маршрут, пообедали в кафешке у причала и пошли пешком до Большой Никоновской бухты по Главной монастырской дороге (это около 6 км), посещая по пути скиты и прочие достопримечательности. Прогулка удалась на славу. Погода была в этот день очень комфортной. И открывающиеся красивые виды, беседки на маршруте, скиты и просто чудесная природа позволили получить огромное удовольствие. По дороге собрали грибочков на ужин. В нашей степной зоне этот продукт не очень распространён, поэтому у некоторых членов нашей команды приготовленный вечером ужин с грибами вызвал опасения.

Надо сказать, что пешком, кроме нас и ещё трёх небольших групп по 2-4 человека, по этой дороге никто не шёл. Некоторые группы проезжали на открытых экскурсионных электромобилях. Ну, а монахи или служители культа — на дорогих внедорожниках.

Красоты острова-монастыря описывать не буду. Просто несколько фотографий и небольшие пояснения.


Колокольня собора.


Алтарь храма.


Яхта «Паллада».

Яхта Патриарха Всея Руси пришвартована к пирсу вблизи Никольского скита. Это её порт приписки. Стоимость около 10 лет назад составляла 4000000 евро.        


Один из скитов, который не посетили. Но водой подойти можно.


Круизный т\х у причала в Большой Никоновской бухте (к слову, один из лучших у нас на речных круизах).

В целом посещение Валаама вызвало много положительных эмоций. Хотел бы ещё туда приехать? Однозначно да. Только немного другим образом для более тщательного ознакомления.

На следующий день после обычного утреннего моциона мы направились на железнодорожный вокзал. Цель — приобрести билеты на Рускеальский экспресс и проводить московский поезд, который идёт на час раньше туда же. На московском примечательного ничего нет, кроме того, что от Сортавала он идёт под паровозной тягой. Перед своей поездкой интересно постоять у паровоза, проследить начало его движения, выбивающиеся клубы пара и услышать незабываемый гудок перед началом движения. И с ностальгией отметить про себя, мол, очень жаль, что не осилили здесь восстановить и использовать знаменитую зелёную ФДшку. Когда-то под ней скорые ходили. Ну, а местный поезд — это шедевр современности. Отделанные под старинный интерьер вагоны, одетые в соответствующую форму проводники… В общем, самые яркие впечатления дня — это Рускеальский экспресс. После посадки в вагон только и делаешь, что успеваешь крутить головой и восхищаться. В поезде есть несколько классов вагонов. Один из них даже со столиками и оплаченной сервировкой стола. Но знающие люди нам посоветовали, как можно раньше садиться в свой вагон и бежать в вагон-ресторан занимать столики. В этот вагон места не продаются, но усевшись там, можно доехать в этом вагоне до конца.

Успел… Успел занять три столика с креслами. Поездка там — незабываема. Не только шикарный интерьер, отличная мебель и хорошее вино создают соответствующее настроение. На первом месте — живая музыка, старинные вальсы и романсы в исполнении профессионального музыканта на чудесном фортепьяно.

После прибытия на конечную станцию целесообразно пройти в голову состава и лицезреть разворот паровоза на поворотной карусели. Каюсь, этот момент был упущен. Только издалека пришлось смотреть на этот процесс.


Просто поезд.

В конце позапрошлого века проводники в масках — нормальное явление.


И интерьеры вагона-ресторана были приятней.


Паровозная карусель.

Собственно, парк Рускеала вполне интересен. Погулять есть где, есть, что посмотреть. Основной достопримечательностью является, конечно же, мраморный карьер. Там можно поплавать в лодке, можно на платформе под мотором. Можно, впрочем, и не плавать, а просто обойти карьер и полюбоваться чистотой и прозрачностью воды. Можно на тросе пролететь над карьером и получить удовольствие и выброс адреналина. Есть там различные выставки, отдельные экспозиции и вездесущие лотошники со всякой белибердой. Пообедать можно на различный вкус и кошелёк. В общем, посещаемое туристическое место. И приятно, что оно совершенствуется. Хотя вход платный, и, по моим ощущениям, неприлично платный. Видимо поэтому и дорожки делаются, и стройка идёт.

Если есть время, желание и бодрость духа, можно в окрестностях парка и недалеко от него бесплатно пройти самостоятельный квест по рядом расположенным заброшенным рудникам, фабрикам и другой промышленной инфраструктуре. Это интересно, познавательно, ну и не всегда безопасно. Не описываю эти вещи. Можно прогуглить этот вопрос самостоятельно.

Мы же берём два извозчика и едем в сторону Сортавала через знаменитые водопады. Эти Рускеальские водопады находятся на реке Тохмайоки примерно в 10 км от горного парка. Красивое, хорошо оборудованное, чистое и интенсивно посещаемое место. Вход не смертельно платный. Есть льготы. Восхищает цвет воды, это цвет отработанного машинного масла, или скорее негазированной пепси-колы. В общем, что-то около этого. Обойти все водопады не спеша получится минут за 30-40. Извозчики на это время и ориентируются, то есть спокойно ожидают своих пассажиров.

Резные деревянные скульптуры будут интересны детям и их родителям. Родители от некоторых произведений поднимут себе настроение надолго.


Деревянные скульптурки для поднятия настроения взрослым.

Недалеко от этих мест, да и на самом водопаде, снимался знаменитый фильм «А зори здесь тихие».

После возвращения в Сортавалу, уже на своих машинах, выдвинулись на ещё одно знаменитое и многими почитаемое место к горе Пассонвуори.

Взобраться на неё достаточно просто. Но открывающиеся красоты, ущелья, скалы, обрывы, буйная и разнообразная растительность делают этот процесс достаточно продолжительным. Лучшим заходом на тропу считается место у моста через реку Китенйоки. Отсюда большая часть тропы оборудована канатными ограждениями.

Открывающиеся отсюда виды завораживают и искупают те трудности, которые доставляет подъём. Традиционные для этих мест гравитационные пирамидки призывают и самому поучаствовать в их возведении. Ну, а если повезёт, то можно увидеть отсюда возвращающийся по длинной насыпной дамбе Рускеальский экспресс.

Такими вот местами и событиями был наполнен третий день в Сортавала.

В целом посетить этот город интересно и полезно. Есть, что посмотреть, есть, чему удивиться. Наибольшие впечатления — это, конечно же, Валаам, архипелаг и великолепный поезд до Рускеала.

Следующим нашим остановочным пунктом на три дня был Петрозаводск. Расстояние в 270 км прошли за 8 часов. Дорога очень хорошая. Окружающие её леса постоянно манят остановиться, прогуляться и подышать чистым воздухом. А торгующие вёдрами белых грибов местные жители вселяют проезжающим несбыточную надежду найти грибы самостоятельно. Леса и обочины дорог чистые и ухоженные. Нет даже намёка на хамство по отношению к природе со стороны проезжающих. Карелия, спасибо тебе за это.

В ходе этой небольшой поездки сделали три заранее запланированные остановки. Первая — у финской электростанции Ляскеля в одноимённом населённом пункте.

Впечатляющее место. Особенно, если заранее познакомиться с её историей.

Вторая остановка была тоже в очень интересном историческом месте, хотя для этого пришлось сделать небольшой крюк в сторону Питкяранта.


Водопад Койриноя.

История строительства на этом месте лесопильного завода, последующей его продажи, пожаров, бунтов и побегов крепостных, строительства оловоплавильного завода, вкладываемые при этом баснословные деньги и полученный результат с государственным и даже европейским признанием, последующий упадок и продажа за бесценок. В общем, фильм об этом строительстве, о судьбах знати, купечества и крепостных людей, о взаимоотношениях финской и имперской власти получился бы просто великолепный. Здесь же были и верфи. Строились корабли. Но… Пока по телевизору смотрим наше мыло про ментов или морских дьяволов.

Кстати, в этих местах стоит просто пожить, отдохнуть и просто насладиться спокойствием и величием здешней природы. Инфраструктура, по моему мнению, приобрела достойный вид.

И третье место, куда мы заехали по пути в Петрозаводск, стала одна из лучших деревень Карелии.

Прошлись по деревне. Осмотрели некоторые объекты в ней. В частности, банька по-чёрному была открыта, так называемый летний клуб. Но нас там не ждали, хотя и особого удивления наше появление ни у кого не вызвало. На такие поездки всё-таки интересней ехать с организованной экскурсией, когда всё открыто и подготовлено к посещению. А так… В общем побывали. Двигаемся далее в Петрозаводск.

Забронированные апартаменты на трое суток (30 тыс. руб.) в центре Петрозаводска на Фридриха Энгельса 11 нас ждали с нетерпением. Хозяйка ознакомила с квартирой и уехала. Оценка за размещение, чистоту и качество вполне «отлично». Стоянка машин около дома.

Сразу в этот же день пошли знакомиться с городом и достопримечательностями. Город очень понравился. Чистый, опрятный, уважающий себя и приезжих. Автомобильное движение и поведение водителей вызывают уважение. Никто из водителей не демонстрирует своё превосходство, не сигналит бестолку и не расталкивает пешеходов. Общественный транспорт на высоте. Поразил на набережной огромный тренажёрный комплекс под открытым небом. И ребята, занимающиеся на нём.

Целью этого вечера был поиск места, откуда отходит «Метеор» в Кижи. Выяснилось, что расстояние от наших апартаментов позволяет пешком за 20 минут спокойной ходьбы быть на пристани.

  
Реконструкция футбольного поля.

Центр города вполне туристический. Все дома хотя и отнюдь не современной постройки, но фасады их качественно и интересно выкрашены. Тротуары и пешеходные зоны чистые. На стенах домов огромное количество памятных табличек и мемориальных досок, посвящённых памяти великих сынов Отечества, проживавших здесь в далёкие и не очень времена. Даже не пытаюсь перечислять все фамилии.

Реконструированная не так уж и давно набережная (естественно, с помощью богатой финансовой организации) очень достойно украшает туристическую часть города. Есть на ней и памятник Петру, и туристические прибамбасы, и реклама финансовой организации, стилизованная под памятник, и очень спорные американские подарки с рахитичными персонажами (я считаю, что их можно бы и вернуть авторам). В общем, прогуляться там — одно удовольствие.

Прогулявшись ещё и по ночному городу, могу заверить, что ночной Петрозаводск даже более красивый, чем дневной. Хорошая подсветка старинных зданий и хорошее освещение самих улиц, работающие кафе и рестораны позволяют, при желании, неплохо провести время.

Утром отправляемся на причал для покупки билетов и посещения знаменитого ансамбля Кижи. Стоимость поездки на «Метеоре» с носа стоит 3600. В эту стоимость не входит посещение музея и отдельных платных мест.

Надо сказать, что поездка совпала с 1 сентября, Днём Знаний и началом осени. Это наложило свой отпечаток на посещение острова. Дело в том, что осенью отправляется туда один «Метеор» в 11 часов, вместо двух летних, и время пребывания на острове осенью составляет всего лишь ТРИ часа. «Метеор» находится в Кижах у причала и ждёт своих пассажиров. Летом время пребывания на острове 4 часа. Кроме этого «Метеора» в этот же день ещё шла «Комета». Но время в пути её на 15-20 минут больше, чем у «Метеора», и мы выбрали первый вариант. Кроме того, в этот день знаний многие школы проводили первый день занятий в виде экскурсии на остров. И многочисленные школьники в сопровождении многочисленных учителей и многочисленных представителей родительских комитетов дополнительными «Кометами» устремились на экскурсию. С удивлением, по прибытии к причалу острова, мы увидели ещё пять пришвартованных круизных лайнеров. Так что в этот день посещение этого памятника деревянного зодчества было, наверное, рекордным по количеству людей.

Справедливости ради надо сказать, что все теплоходы пришли утром и уже к 13 часам все пассажиры вернулись на них. В течении полутора часов пароходы снялись с якоря и ушли. Два из них мы потом вечером ещё встретили в порту Петрозаводска. А «Кометы» со школьниками и сопровождающими их лицами пришли на 2 часа позже наших экскурсий. Так что к чести организаторов удалось избежать пробок, давки и пересечения всех групп.

Несколько слов по поводу посещения самого музея под открытым небом.

Если давать оценку, то получится дохлая троечка.

Продолжительность посещения в три часа явно мало для того, чтобы увидеть большинство экспозиций. Да и летних четыре, скорее всего, не сильно меняют ситуацию. Для осмотра экскурсоводами представляется только малая часть острова, на ней расположены основные деревянные сооружения. Большая часть острова открыта для посещения, но времени людям там пройтись просто не хватает. И даже возможность взять на прокат велосипед не спасает положения дел. На острове в практически не посещаемой части на постоянной основе живут только научные сотрудники. На пожарном судне у спецпричала рядом с основными постройками дежурят сотрудники МЧС. Все остальные работники — экскурсоводы, кассиры, контролёры и прочие — приезжают на работу утром на водном транспорте и вечером возвращаются. Так что каким-либо образом остаться и самостоятельно погулять, и насладиться музеем под открытым небом, скорее всего, не получится. Как и покупаться.

Что не понравилось. Малая продолжительность посещения. Излишняя заорганизованность. Относительная дороговизна поездки и посещения (вход на остров с экскурсионным обслуживанием 600 руб., посещение колокольни 300 и собора 600). Стремление экскурсовода группу провести таким образом, чтобы времени на самостоятельное посещение чего-либо просто не осталось.

А в целом результатами поездки мы остались удовлетворены. Побывать в Кижах, посмотреть эти шедевры деревянного зодчества, прикоснуться к истории — дорогого стоит. Оставив экскурсовода после часа хождения вместе с ним, мы смогли самостоятельно посетить храмы, музей, подняться на колокольню и пройтись спокойно и осмотреть основные экспонаты, вернуться к наиболее интересным местам, поговорить со служителями. И бегом на борт своего «Метеора».

Хочется ли вернуться туда ещё раз? В отличие от Валаама, скорее нет, чем да.

А теперь несколько фотографий и пояснения к ним.


Дорога к храму. Но экскурсии проводят по деревянному тротуару.


Кижский погост.


Без комментариев.


Уход экскурсионного теплохода.


А это уходит теплоход «В. И. Ленин». В следующем году он, якобы, на ремонте.

По возвращении в Петрозаводск день знаний сыграл с нами ещё одну злую шутку. В этот день из-за соскучившихся друг по другу одноклассников, счастливых родителей, которые своих первоклашек отдали в школу, мест в кафе и ресторанах не осталось. Так что мы своей компанией долго блукали в поисках заведения, где и нам можно было бы достойно пообедать и отметить удачную поездку.

Следующий день в столице Карелии был автомобильным. В этот день, выехав пораньше, мы проехали в общей сложности 380 км по маршруту Петрозаводск, Медвежьегорск, Повенец и обратно с посещением Сандормоха.

Главным местом посещения был Повенец. Уж очень нам хотелось побывать на Беломоро-Балтийском канале, посмотреть на посёлки у шлюзов, сами шлюзы и мосты на них.

Историю проектирования и строительства канала рассказывать не буду. Скажу лишь несколько слов. Канал был проложен точно по просеке, которую будущий Император с помощью местных крестьян прорубил практически за два месяца, протащил там известные всем корабли, которые сыграли решающую роль в разгроме шведов в Шлиссельбурге, взятии этой крепости в 1702 году и основании в следующем году Санкт-Петербурга. Впоследствии эта просека и дорога получила в простонародье название «Осударева дорога». А в двадцатом веке в течение двух лет был построен этот канал. Вдаваться в оценки происходивших там событий тоже не буду: каждый понимает историю и оценивает исторические события сам, в силу своих знаний, убеждений и воспитания. Мы же там просто хотели побывать, увидеть, поговорить о тех временах, умыться той водой и восхититься теми событиями и поступками (включая и трагические, но и героические, периода Великой Отечественной), которые там совершали наши предки.

Дорога по указанному маршруту хорошая, чистая с добротной разметкой. Встречается много торговцев грибами и ягодой. Цены вполне приемлемы. Так что мы себе не отказали в удовольствии поужинать впоследствии грибами, которые купили по дороге. Ведёрко белых уступают за 800 руб. Но продавцы торговаться не сильно склонны, видимо есть спрос на товар.

Вновь обратил внимание на слишком редкие АЗС. И почему-то на «РосНефти» в Медвежьегорске оплата картой или оплата с привязкой через Яндекс-Навигатор не работает. Может быть в тот день, когда я проезжал. Но факт остаётся фактом.

Повенец встретил нас хмурой погодой с дождём. Но дождь быстро прошёл, тучи рассеялись, и погода позволила погулять нам вдоль канала, зайти на мост, посетить церковь и рядом расположенные памятники.


Наша команда в наиболее удалённой точке маршрута. Памятник и церковь Николая Чудотворца.



Поворотно-разводной мост у второго шлюза. Виден дугообразный металлический стык.


Автор опуса на фоне шлюза.

Возвращались через Сандормох.

Сандормох — это место, которое никого не оставит равнодушным. Я там не снимал ни фото, ни видео. Только плакат на площадке для автотранспорта. По этому месту можно долго ходить среди крестов, импровизированных надгробий, просто табличек, списков (часто даже семейных в пять-шесть родственников) или фотографий, закреплённых прямо на деревьях, всматриваться в лица ушедших людей, читать их судьбы. Мороз по коже. Единственное, что меня покоробило там, причём очень сильно, это стремление некоторых ныне уже стран, республик, организаций, объединений и прочих заработать дешёвый политический капитал на этом народном горе путём установления помпезных памятников в большинстве случаев с двусмысленными надписями.

В Медвежьегорске хотели посетить оставшиеся сооружения укрепрайона, но начавшийся ливень и неважная дорога с глубокими промоинами заставили нас отказаться от этой затеи и ограничиться обедом.

Многочисленные упоминания и положительные отзывы (в том числе и на этом сайте) про кафе «Едем@Едим» повернули нас в это заведение. Подтверждаю, что поесть там можно недорого и качественно.


Это уже покупные грибочки.

Расстались утречком с гостеприимным Петрозаводском и направили свои стопы в сторону Великого Новгорода. Нас там за те же 30 тыс. руб. ждали очередные апартаменты, но уже в новом микрорайоне, а не в центре. Надо сказать, что букинг в этот раз немного подвёл. Качество жилья и его функциональность, чистота и насыщенность практически всем необходимым были вне всяких похвал. Но вот только оно не приспособлено для проживания шестерых взрослых. Для четверых — очень здорово. Но не для шестерых. Так что пришлось некоторые проблемы решать уже на ходу.

Поездка в обратную сторону до Москвы через В. Новгород была спланирована специально, где это возможно, по бесплатным участкам. Планировали посетить ряд объектов по пути, но пришлось из-за недостатка времени ограничиться только Старой Ладогой. Но зато в ней мы провели много времени, очень тщательно прошлись по местному музею и Староладожской крепости, посетили Олегову могилу, знаменитый Свято-Успенский монастырь.

Старая Ладога — один из самых древних городов России. Подчёркиваю: России. Не РФ, не СССР, не Российской империи, а именно России. Утратила статус города в 1703 году, когда Пётр основал вместе с Петербургом и Новую Ладогу. В Новой Ладоге построили верфи и начали строить флот, собрав, естественно, со всей округи, в том числе и Ладоги (так в те времена назывался город) людей. Из-за уменьшения численности населения у Ладоги забрали герб, установили статус села и переименовали в Старую Ладогу. Вот так и закончилась история тысячелетнего города.

Торговал город в древности со многими странами, но наибольших успехов достиг в торговле с арабским миром. В местном музее много артефактов достойных внимания, включая продукцию низкотемпературного производства стекла. За одну бусинку в те времена в арабском мире можно было раба купить. Так что город неплохо зарабатывал производством и торговлей.


Артефакты стекольного производства и ювелирные изделия в музее.

 Сама крепость активно и качественно восстанавливается. Руинированы остались только ворота со стороны реки.

Свято-Успенский женский монастырь знаменит тем, что туда после развратного поведения в Суздальском монастыре и после показательной казни причастных к этому безобразию лиц, на строгое послушание перевели первую жену Ивана Грозного — Евдокию Лопухину. Туда же в монашество сдали и прабабушку А. С. Пушкина усилиями его прадедушки — знаменитого арапа Петра Великого. В общем, место, заслуживающее внимания. После рассказа нашему путешествующему коллективу о сих событиях наши жёны присмирели и до конца дня вели себя очень скромно. Посещение монастыря пошло им явно на пользу.

Пообедав в кафе «Древняя Ладога» (рекомендую), мы пешочком прошли к рядом расположенным памятникам и поехали к Олеговой могиле.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Так вот, свидетельствую: холм есть, брег Волхова тоже есть. Виды оттуда на Старую Ладогу просто потрясающие. Побывать там просто интересно. Заодно и вспомнить «Песнь о Вещем Олеге». Кстати, и попировать там тоже можно.

Дорога из Петрозаводска через Пряжа, Олонец, Лодейное Поле, Волхов вполне хорошая. Далее через Кириши до выезда на М10 «Россия» — весьма удовлетворительная. Ну и М10 до Великого Новгорода — отличная.

Приехав к новому месту проживания, разместились и баиньки.

С утра поехали в центр города. Удивительно, но в центре города есть очень много бесплатных парковок и на них более половины свободных мест. То есть остановиться без угрозы эвакуации или штрафа вполне возможно и этот процесс не требует никаких нечеловеческих усилий.

Оставив машины, целый день посвятили достопримечательностям Великого Новгорода. Лично для меня очень важно было посмотреть памятник «Тысячелетие России». Я стремился к нему из-за того, что по достоверной информации он закрывается в следующем году на реставрацию. Кроме этого, планируется к закрытию на реставрацию в ближайшее время и Ярославово дворище. Уж не знаю, правда ли это. Но если это так, то многое в Великом Новгороде будет недоступно на продолжительный срок.

В общем, день в этом историческом городе удался на все 100. Прошли весь Кремль полностью. Интересно, что разные экскурсоводы рассказывают разные вещи, иной раз противоречащие друг другу, про один и тот же памятник архитектуры или экспонат. Я специально простоял около знаменитых ворот Софийского собора и прослушал об этом шедевре четырёх экскурсоводов. Ни один из них не повторил утверждения предыдущих, и никто не сообщил даже приблизительно ту версию, которую знаю я, и, естественно, моя версия для меня наиболее правдоподобна. Сделал вывод, что очень многое в таких экскурсиях зависит именно от грамотности и порядочности экскурсовода. Самый лучший из них, на мой взгляд, ходит в старинном камзоле, в треуголке и старинных сапожках. Проводит экскурсии он в основном с детьми и молодёжью. Респект этому человеку.

Погуляли мы и по правому берегу Волхова и по центру города. От прогулки по воде в этот день все дружно отказались, так как на суше интереснее, и все интересные места, демонстрируемые с пароходика, мы планировали к посещению на следующий день.

Поесть в центре и попить кофе можно во многих местах и практически все, которые мы посетили, заслуживают высокой оценки. В интернете многие говорят, что очередей в кафе и рестораны нет. Согласен. Любое место общепита вполне доступно.

Во время прогулки закрыты для посещения были два участка крепостной стены, находящиеся в ремонте. Правый берег Волхова от Кремлёвского моста и вниз тоже закрыт, реконструируется набережная, и, судя по всему, делается очень качественно. Большая часть старинных храмов в центре города находятся в ожидании реконструкции или на консервации. Мне кажется, что всех их восстановить просто невозможною из-за огромного их количества.

Удивил ремонт Аркады Гостиного двора. Недавно отремонтирована, но так её, бедную, повело, что смотреть тошно. В старые времена этих мастеров точно на дыбу вздёрнули бы или в смолу поплавать опустили.


Памятник, на котором не нашлось места Ивану Грозному. Сильно постарались Романовы.


Образец исторического сооружения в ожидании реставрации.


В сентябре экскурсионные судёнышки уже не сильно пользуются спросом.

В общем, красоты и достопримечательности Великого Новгорода впечатляют. Уважение и почитание вызывают эти церкви, часовни и другие сооружения, на которых таблички свидетельствуют о том, что данная постройка относится к двенадцатому-тринадцатому-четырнадцатому векам.

Мне показалось, что одного полного дня вполне достаточно, чтобы познакомится с этим городом, с его историей и достопримечательностями. Хотя… Далеко не всё пройдено, далеко не всё познано. Кто-то, возможно, найдёт себе занятие там и на неделю.

Следующий день наш прошёл в окрестностях города. Из всего многообразия вариантов мы выбрали посещение Рюрикова городища, Юрьевского монастыря и Перынского скита.

Посещение всех этих мест планировалось, готовилось, и было осуществлено самостоятельно без экскурсионного обслуживания. Историю этих мест мы немного знаем, немного вспомнили с помощью многочисленных сайтов и статей на них, и немного освежили эти знания непосредственно перед поездкой.

Рюриково городище. Посещение его лично для меня было очень интересно, но осадочек остался от разницы между ожидаемым и увиденным. Построенный в конце 18-го — начале 19-го веков Сиверсов канал, по всей видимости, нанёс этому месту невосполнимый урон. Попытки современников построить что-то похожее на городище ни к чему не привели. Башни есть, ограда крепостная, якобы, тоже есть, строения внутрикрепостные тоже присутствуют. Но внутри — болото, камыш и дорожки из досок по болоту и воде. Идти туда внутрь — это подвиг совершить. Видимо, в не совсем удачном месте нынешние ваятели построили это городище. Итого из всех достопримечательностей: церковь (которая к Рюрику не имеет никакого отношения), площадка с историческими фотографиями и разъяснениями к ним и памятный камень. Дорога подъездная — убожество. Оставив машины, прошлись метров 500, обошли и вернулись назад. СтОит посещать это место? Да, стОит!!! И причин для этого более, чем достаточно. Особенно для русского или для тех, кто себя таковым считает.


Памятный камень на месте Рюрикова городища. В правом верхнем углу видны купола храмов Юрьева монастыря.

Напротив этого городища, на другом берегу реки, буквально в полутора километрах по прямой расположен Юрьев монастырь. Монастырь с богатейшей историей (основан ещё в 1030 году Ярославом Мудрым), со старинными храмами и не всегда и не для всех доступными фресками двенадцатого века. Едем туда. Вокруг по дороге получается около 30 км.

Сегодняшнее состояние монастыря вполне хорошее. Но… Задевает тот факт, что практически все храмы, где идёт служба, это конкретные новоделы. Зайди в любом городе в любой, даже третьестепенный храм, и ты увидишь всё то же самое, что и в соборах Юрьева монастыря. Хотя шведская оккупация, полнейшее и варварское разорение 20-х годов прошлого века, Великая Отечественная война — всё это способствовало уничтожению всего ценного для нашей истории. Исключение из числа новоделов составляет Георгиевский собор. В нём, конечно же, есть, что посмотреть, и много что можно узнать и увидеть, хотя на первый взгляд роспись и состояние внутреннего убранства вызывают оторопь.

Бродя как-то по соборам Парижа, восхищаясь четырёхсот- и пятисотлетними витражами, которые сохранились в этих храмах, глядя на старинные иконы, меня покоробила мысль сопровождавшего нас экскурсовода. Суть этой мысли заключается в том, что Париж всегда и во всех войнах сдавался на милость победителя исключительно с целью сохранения своих исторических и культурных ценностей. Вот так. Ни больше, ни меньше. И никаких угрызений совести за Москву, Смоленск 1812 года (Почему мы в 1814 не сожгли Париж? Не знаю.). Никаких слов благодарности лёгшему в землю русскому экспедиционному корпусу за спасение Парижа в 1916-м, Красной Армии и СССР за 1945. Просто так: сдавались и всё. А потом в периоды оккупации и после освобождения наслаждались своими культурными ценностями и своим величием. Видимо эта безнаказанность и движет дальше к необдуманным поступкам. Ладно.., Закончу отступление от темы.


Георгиевский собор с башней для уединённых молитв.


Вид на внутренне убранство Георгиевского собора с хоров и княжеского балкона.

Нам повезло. Удалось за дополнительную плату и с благословления настоятеля организовать экскурсию в княжескую башню, которая служила фамильной церковью князей, и где пока ещё остались фрески двенадцатого века. Она, эта башня, ещё называется башней для уединённых молитв, башней уединённой монашеской службы и т. д. По дороге туда, а точнее по стенам на винтовой лестнице, можно увидеть и надписи древних правителей прямо по штукатурке, и выцарапанные там великими мира сего (в те времена великими) изображения своих родовых гербов. Да и много ещё чего интересного. Поначалу вид фресок в этой башне вызывает улыбку и недоумение своей примитивностью и ветхим состоянием, ну почти как детские рисунки. Но не даром говорится, что всё великое видно с расстояния (или издалека). Поэтому потом только, со временем, прочитав на эту тему много исторической литературы начинаешь понимать суть, ценность и величие увиденного.


Вид из княжеской башни.


Фрески внутри княжеской башни.


Собор Георгиевский строился по приказу князя Мстислава, который сидел в то время в Киеве. А присматривал за строительством его сын — Всеволод. Естественно, сын готовился к княжению и стремился к этому. На стене выцарапан герб Всеволода, говорят знающие люди, что собственноручно.

Побродив по монастырю, зайдя во все храмы, увидев служителя, подъехавшего к братскому корпусу на крутой вольве (именно это и бросается в глаза, особенно после Валаама), мы поехали к Перынскому скиту.

Честно говоря, причиной посещения этого места были поиски языческого капища. Хотелось побывать и увидеть место, которое характеризует ещё дохристианскую Русь или просто побывать на этом месте. Великий князь Владимир Святославович повелел дяде поставить деревянный идол Перуну, затем после крещения его (идол) срубили и кинули в Волхов, а капища засыпали. Затем там был монастырь, который сами новгородцы и сожгли при приближении Дмитрия Донского. Затем церковь. Затем опять монастырь. Во время советской власти ничего, а может быть склад какой. Не знаю. Но в настоящее время там скит.

Следов капища мы не нашли. Просто прогулялись по великолепному и тщательно сохраняемому парку. В этом парке огромное количество птиц. Разнообразие деревьев и кустарника. По дороге можно обнаружить следы старых снесённых строений. Скорее всего это остатки строений монастыря. Рядом со скитом на берегу Волхова оборудован пляж, а табличка убеждает приехавших обходить территорию скита при посещении пляжа. Вот как-то так. Если кому наскучит городская суета, хождение по объектам культурного наследия и возникнет желание просто отдохнуть наедине с природой, парк у Перынского скита именно та территория, которая вам нужна.

Возвратились к вечеру в Великий Новгород, хорошенько поужинав, вернулись к месту проживания и стали готовиться к дороге домой.

С утра выехали по М10 «Россия» в сторону Москвы.

Эта трасса мне показалась ничем не хуже, чем М11. Даже лучше. Грузовиков, длинномеров на этой дороге значительно больше. Легковушек тоже достаточно. И если сравнивать с нашей поездкой десятидневной давности в сторону Питера по «Неве», то здесь трафик раза в три-четыре плотнее. Но если там практически никого, то есть в поле зрения вперёд и в зеркала заднего вида ты видишь не более 3-4 машин, то здесь иногда даже попадаешь в плотный поток машин. На М10 постоянно чередуются одно- и двуполосные участки. Это позволяет спокойно ехать и обгонять медленно двигающийся транспорт. Именно на однополосных участках иногда из-за тихоходов образуется поток машин. Камер контроля скорости достаточно много и это сдерживает многих от непростительных поступков. В отличие от М11 здесь придорожная инфраструктура хорошо развита и присутствует достаточное количество АЗС. Хотя видел и много брошенных заправок. Не выдерживают они конкуренции с сетевиками. Время движения до Москвы было на 1,5 часа больше, чем по М11.

Мне лично М10 больше понравилась. Не из-за денег, а из-за жизни, которая здесь присутствует. Ну, а каждый сам для себя определяет маршрут. Безопасность, оживлённость, 1,5 часа, 2800 руб., стоянки или населённые пункты. Наличие или отсутствие АЗС. Да много чего ещё.

Интересен ещё один факт. При движении по М11 не видел ни одного указателя на съезд на бесплатную М10. И наоборот, при движении по М10 постоянно и назойливо зазывают на М11, причём указатели стоят таким образом, что ты начинаешь сомневаться, а есть ли дальше движение вперёд по твоей дороге.

Грешно было бы не проехать по рекламируемой и недавно открытой ЦКАД. Специально был выбран маршрут по этой платной магистрали. Сразу скажу, что трафик при подъезде к Москве был настолько плотным, а въезд на ЦКАД настолько безобразно и невидимо обозначен, что даже при скорости около 80 я не заметил его для проезда более короткой до М4 (160 км против хода часовой стрелки) дугой. Не стали елозить на трассе для исправления ошибки, повернули на более длинную дугу (200 км). Положительные эмоции от проезда присутствуют:

  • два часа и ты на М4;
  • бесконтактная безостановочная система оплаты проезда на любой скорости;
  • качество полотна;
  • малый трафик;
  • отсутствие камер контроля скорости.

В силу большого количества съездов и въездов на это кольцо перед всеми полосами торможения и после всех полос разгона стоят рамки бесконтактной оплаты, Платоны и камеры наблюдения в бессчетном количестве. Напрягает, если честно. Стоимость проезда составила около 640 руб., при этом непонятные уменьшения стоимости проезда (которые отобразил мой транспондер со знаком «минус») на восьми камерах составили в общем около 75 рублей.

Дальше двигались дотемна и заночевали под Ельцом в неприметном и некачественном придорожном отельчике.

При въезде в нашу родную Ростовскую область нас приветствовали привычные уже всем ухабы, гребёнка, ямы, мусор на обочинах М4, невнятные и неспешные ремонты участков дороги, неухоженные сетевые заправки с более дорогим бензином.


На одном из мест отдыха при отсутствии стоянок на М4.

Ну, а на платных участках в этот раз от ЦКАДа мы оставили 1830 руб.

К обеду следующего дня припарковались у Отель-Музея СССР в Каменск-Шахтинске.

Неоднократно бывал здесь, и всегда получал огромное удовольствие от просмотра экспозиций ретроавтомобилей, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, велосипедов, всевозможных советских моделей радиоприёмников, магнитофонов, фотоаппаратов, телевизоров, фотоувеличителей, монет, грамот, знамён и пр. пр. пр.

Напомню, музей частный: льгот нет. Расположен по ходу движения на юг. С него проход в парк «Патриот» на противоположную сторону не предусмотрен. Видимо, это правильно. И ещё один нюанс: выезд с его стоянки чересчур заумный, через правый поворот и последующий разворот через прерывистую для последующего выезда на М4 в южном направлении. Хитроумным помогут вылечиться от недуга бдительные сотрудники ГИБДД, которые рядом иногда работают (или подрабатывают).

Закупив хороших сладких арбузов и дынь, мы к вечеру 7 сентября вернулись в родные пенаты.

И в завершении немного статистики.

Общий пробег — 5230 км.

Средний расход бензина (95-й) — 8,6 л.

Время за рулём — 70 часов 10 минут.

Штрафы — 1 (превышение 20-40) в районе Медвежьегорска.

Общие расходы на семью — 93 тыс. руб.

Вот и всё. Всем хороших дорог и интересных путешествий.


Дром

Комментарии

6392510
Сальск
Точно Крета?)
21
3
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 34
Так вот где теперь бороздит просторы вселенной бывший красноярский теплоход "АНТОН ЧЕХОВ".......
 
5
Ответить
     
Ку ба цк
Сообщений: 91634
Прочитал
Я не злой! Просто я такой добрый, что аж зло берёт!!!
8
1
Ответить
  
Москва
Сообщений: 275
Рассказ хороший, спасибо! Но "... на строгое послушание перевели первую жену Ивана Грозного — Евдокию Лопухину ..." ?! Это первая жена Петра I. Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева. Поправьте для себя.
10
1
Ответить
  
Москва
Сообщений: 275
И сам тоже хорош ... Захарьина-Юрьева.
9
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Ivanyc1
Рассказ хороший, спасибо! Но "... на строгое послушание перевели первую жену Ивана Грозного — Евдокию Лопухину ..." ?! Это первая жена Петра I. Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева. Поправьте для себя.
Совершенно верно. Полностью согласен. Маханул
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011
6
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
КУ ба
Прочитал
Молодец
6
2
Ответить
   
Сургут
Сообщений: 700
На Кижи лучше добираться из Заонежья. Мы, из Великой Губы наняли лодочника, цена 3 000, независимо от количества пассажиров и ждёт сколько времени вам надо. Поездка хорошая, но и затраты на такое небольшое путешествие, большое.
Suzuki Grand Vitara;МКПП; бензин, 2л.
Мой отзыв: Suzuki Grand Vitara 2010
4
1
Ответить
     
Ку ба цк
Сообщений: 91634
ПППаааавввеееллл
Молодец
просто мы тоже гоняли летом по этим местам. но у нас более тежелый маршрут вышел.
вот тема, там много конечно флуда, но по диагонали читнуть можно.
https://forums.drom.ru/travel/...
Я не злой! Просто я такой добрый, что аж зло берёт!!!
2
1
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4971
Хороший получился отчет.
Красивые виды, замечательные люди. Слог приятен и легко читается.
Благодарю.
На youtube - Sanych NSK
https://www.youtube.com/channel/UCNANvVXRmOsF6M792PnW0bg
12
1
Ответить
ТаняМ
Томск
С большим удовольствием прочитала, по первоначальным строкам подумала, что едут молодежные семейные пары, но очень приятно удивилась, увидев ваши фотографии! Да какие же вы молодцы! Какое счастье собрать единомышленников и совершить такое путешествие. Автору за описание событий и фотографии большое уважение. Просто молодцы!!!
17
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4971
Я на тему отчета, еще вот тут высказался.
https://forums.drom.ru/travel/...
На youtube - Sanych NSK
https://www.youtube.com/channel/UCNANvVXRmOsF6M792PnW0bg
1
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4971
КУ ба
просто мы тоже гоняли летом по этим местам. но у нас более тежелый маршрут вышел.
вот тема, там много конечно флуда, но по диагонали читнуть можно.
https://forums.drom.ru/travel/...
Ребята отдыхать ездили. А Вы как обычно, с чем то боролись и что то опять преодолевали.
На youtube - Sanych NSK
https://www.youtube.com/channel/UCNANvVXRmOsF6M792PnW0bg
7
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
mr-sanych
Я на тему отчета, еще вот тут высказался.
https://forums.drom.ru/travel/...
Там на форуме обсуждение: 2 пары и 5 человек (не у Вас, а у оппонента). Если почитать вначале рассказа, - там обозначены 3 пары на двух машинах. Путём несложных математических вычислений можно вычислить, что один из путешественников фотографирует. А если проявить смекалку и наблюдательность, - то можно даже определить кто автор фото.
6
 
Ответить
   
Сообщений: 30
ТаняМ
С большим удовольствием прочитала, по первоначальным строкам подумала, что едут молодежные семейные пары, но очень приятно удивилась, увидев ваши фотографии! Да какие же вы молодцы! Какое счастье собрать...
О да, единомышленники в кругу общения - это редкость! Может и у нас к такому возрасту они появятся, хотелось бы).
5
 
Ответить
23243022
В Сортавале есть исторический парк "Патриот".надо было заглянуть. А так рассказ очень хороший и красочный.
3
1
Ответить
игорь
Санкт-Петербург
С М11 нет съездов на М10?На знаки смотрели?
1
7
Ответить
    
Сообщений: 1383
Очень интересное и познавательное путешествие. Отличное описание.
По поводу сожжениия Москвы , над этим сломано уже столько копий. Русские утверждают что Москва сожжена французами , французы утверждают что Москва сожжена русскими по приказу градоначальника Ростопчина.
4
1
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Саня 67
Очень интересное и познавательное путешествие. Отличное описание.
По поводу сожжениия Москвы , над этим сломано уже столько копий. Русские утверждают что Москва сожжена французами , французы утверждают что Москва сожжена русскими по приказу градоначальника Ростопчина.
Недавно перечитал четвёртый раз (почему-то получается в разном возрасте, через десятилетие перечитывать) "Войну и мир". В общем-то сомнений нет в том, что сожгли жители. Французы просто добавили огня, хотя за это их строго наказывали. Об этом в книге и говорится, и не верить автору оснований нет.
Но сомнений нет и в том, что жители не сожгли бы город в случае, если бы французы не пришли с войной. А точнее объединённая Европа под руководством Наполеона не пришла бы с войной. Так что карать надо было бы ещё тогда, всех оккупантов, а французов в большей степени, глядишь - и многое поменялось бы для России в истории в лучшую сторону.
Весной проехал Калининградскую область вдоль и поперёк. Но поскольку это было на арендуемой машине, - то не описывал поездку.
Исторические места, исторические события и отношение к ним со стороны государства просто удивляют. Если в двух словах, то в 1805, 1807 годах мы про...., всё что имели, начиная от славы русского оружия и заканчивая территориями.А последующие три отказа Императора России отдать сестёр замуж за Наполеона и ожидаемая его (Наполеона) женитьба на австрийской принцессе, ( а это родство вывело Австрию из союза с нами),привело к этой Отечественной войне. Жаль, что это событие и последующая победа не предотвратили последующих негативных событий. Такова моя точка зрения. Поэтому в таком ключе в рассказе и звучит.
3
2
Ответить
  
Орел
Сообщений: 398
ПППаааавввеееллл
Недавно перечитал четвёртый раз (почему-то получается в разном возрасте, через десятилетие перечитывать) "Войну и мир". В общем-то сомнений нет в том, что сожгли жители. Французы просто добавили...
Добрый вечер, Павел!
Я вам в личные сообщения сообщение отправил, если не затруднит посмотрите.
1
1
Ответить
    
Сообщений: 1383
ПППаааавввеееллл
Недавно перечитал четвёртый раз (почему-то получается в разном возрасте, через десятилетие перечитывать) "Войну и мир". В общем-то сомнений нет в том, что сожгли жители. Французы просто добавили...
Политика , батенька , Политика . До прихода в Россию Франции пришлось биться также с объединёнными силами Пруссии и России и Австрийцами в придачу. Аустерлиц и Фридланд тому мрачные свидетели . Объединённые армии русских,австрийцев и пруссаков были расколочены в пух и прах. А в Россию Наполеон никак не хотел. Всячески хотел иметь императора Александра 1 как союзника. Но всё сложилось другим образом. Так что не всё в жизни так просто. Чему в принципе и мы нынче свидетели.
 
2
Ответить
  
Петербург
Сообщений: 399
Прекрасное путешествие! Молодцы! Но очень странно было прочесть про "нет заправок" на трассе Нева. Их там много теперь. А почему по ЦКАДу не поехали вокруг Москвы а поперлись на МКАД? МКАД это адъ и израиль! А по свеженькому ЦКАДу (восточное полукольцо) - просто курорт какой-то.
А вот вам ещё подсказка про платку М11 Нева: грабёж там происходит на участке Солнечногорск - МКАД.Пототму что там не Росавтодор, а какая то мутная контора. За несчастные 60 км 800 кажется рублей. Поэтому съезжаем (заезжаем) на платку в Солнечногорске а оттуда (туда) по Ленинградке. И всё. И конечно разрыв в Твери не особо приятен но вполне.
А, ещё: заедьте в Торжок. Того стоит.
Приятных путешествий!
C уважением,
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
3
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Саня 67
Политика , батенька , Политика . До прихода в Россию Франции пришлось биться также с объединёнными силами Пруссии и России и Австрийцами в придачу. Аустерлиц и Фридланд тому мрачные свидетели . Объединённые...
Спасибо за комментарий. Но хочу Вас заверить, что историю, особенно французско-русских взаимоотношений я знаю неплохо.Особенно начала 19-го века. В рассказе этот вопрос затронут вскользь.
Не так давно был в Париже, видел как там относятся к своей истории.Их победы 1805, 1807,1812 годов там отображены на стелах у могилы Наполеона, на памятниках его маршалам (несмотря на то, что они были казнены), на стенах Триумфальной арки и т.д.
И Бородино мною пройдено неоднократно. Вопросов по его содержанию и строительству памятников очень много.Ноябрьская 1812г. переправа через Березину запечатлена тремя памятниками на том месте. Был там. С сыном. Смотрел. Проникся.
1807 год - трагедия Прейсиш-Эйлау, Фридланд. Трагический и позорный договор в Тильзите в том же году. Обошёл эти места. Ход событий, причины их возникновения знаю достаточно хорошо. Печаль вызывает их содержание в настоящее время.Особенно поставленные нашим солдатам немцами и стоящие ныне со срубленным орлом и закрытой надписью на немецком языке.
Был в Болеславце (Польша) на месте, где скончался Кутузов.
Так что ... А в общем спасибо
4
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
PeterC
Прекрасное путешествие! Молодцы! Но очень странно было прочесть про "нет заправок" на трассе Нева. Их там много теперь. А почему по ЦКАДу не поехали вокруг Москвы а поперлись на МКАД? МКАД это...
Спасибо за отзыв.
По поводу заправок. Я их не обнаружил кроме нескольких модульных, приблизительно таких же, как в Крыму на Тавриде недавно стояли. Может не внимательно смотрел, прозевал
По ЦКАДу я проехал, возвращаясь назад. В обзоре это отражено.
Про Торжок - отдельное спасибо. В планах есть. В тех краях я зацепил немного интересных мест возвращаясь на машине из поездки по Прибалтике в январе 2019г.
1
1
Ответить
андрей
Краснодар
Интересно, познавательно! Но, есть огромное но! В очередной раз убеждаюсь, что путешествовать по России очень дорогое удовольствие((
8
 
Ответить
  
Сообщений: 13
6392510
Точно Крета?)
ix25 , ix35 кто их там разбирает эти хюндаи? На фото вместе с мурано , однозначно, туссан. :-) Может автор хотел легко потролить своих попутчиков?
2
 
Ответить
  
Тюмень
Сообщений: 262
Ну ничего так прогулочка нормальная, и познавательно, только на мой взгляд политики многовато.
2
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Ivanyc1
И сам тоже хорош ... Захарьина-Юрьева.
И если быть уж до конца точным - жена Грозного была Анастасия Захарьина-Кошкина, дочь покойного окольничего Романа Юрьевича и племянница боярина Михаила Юрьевича из ближайшего окружения великого князя Василия (отца Ивана)
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 275
ПППаааавввеееллл
И если быть уж до конца точным - жена Грозного была Анастасия Захарьина-Кошкина, дочь покойного окольничего Романа Юрьевича и племянница боярина Михаила Юрьевича из ближайшего окружения великого князя Василия (отца Ивана)
В данном случае не вижу оснований для возражений....
1
 
Ответить
   
Нижний Новгород
Сообщений: 23367
"Памятник, на котором не нашлось места Ивану Грозному. Сильно постарались Романовы."

Не надо передёргивать.
Ивану места не нашлось потому, что новгородцы и в середине 19 века помнили как тот вырезал население города. Его почитали в Новгороде как Гитлера. Романовы тут не при чём.

"Почему мы в 1814 не сожгли Париж? Не знаю"
Ну, можно было и сжечь, благо опыт имелся - Москву сожгли не французы, а русские диверсионные группы, которых французы как раз расстреливали.
Учите историю не по телевизору.
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)
1
1
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Gambit
"Памятник, на котором не нашлось места Ивану Грозному. Сильно постарались Романовы." Не надо передёргивать. Ивану места не нашлось потому, что новгородцы и в середине 19 века помнили как...
Уважаемый Гамбит! Я историю выучил, давно выучил, - ещё в то время, когда телевизоров было очень мало и они далеко не у всех были. А сейчас просто повторяю.её (историю), причём не по ВИКИ, а по книгам.
25 ноября я уже на вопрос сожжения Москвы ответил. Если читали - то видели ответ. Повторяться особо не буду. Но уверяю Вас, что если бы Евросоюз под руководством Наполеона не пришёл к Москве, сжигая попутно города и сёла, то никто бы Москву не жёг. Точно так же никто бы не взрывал мосты и не уничтожал инфраструктуру при вторичном приходе Евросоюза под руководством Гитлера в мою страну.
По поводу памятника могу ответить Вам, что его ставил не Новгород и не по случаю юбилея Новгорода. А ставила Россия по случаю тысячелетия России. И все персонажи, увековеченные там, обсуждались комиссионно и утверждались Императором.Так же, как и их расположение, группирование по направлениям деятельности и позы.Первый раз я об этом узнал ещё в далёком 1986 году при посещении Новгородского Кремля. Последний раз слышал от экскурсовода - в сентябре этого года.
Но спорить с Вами не буду. У каждого своя история в зависимости от знаний, убеждений и воспитания. Об этом, правда немного в другой форме, говорит в Введении в "Истории..." Карамзин.
2
 
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Gambit
"Памятник, на котором не нашлось места Ивану Грозному. Сильно постарались Романовы." Не надо передёргивать. Ивану места не нашлось потому, что новгородцы и в середине 19 века помнили как...
Да, ещё. Попробуйте найти (ибо хорошие книги издаются малыми тиражами) и прочитать "Войну и мир Ивана Грозногo" Александра Тюрина. Очень интересный и правдивый автор - патриот России, хотя с 1996 года в Германии работает и живёт. Многое изменится в Вашем восприятии того времени. Особенно убеждения о жестокости, кровожадности, тирании и пр.пр.пр. Единственный царь в истории России, к которому на коленях пришли и умоляли вернуться на царство
1
1
Ответить
   
Нижний Новгород
Сообщений: 23367
ПППаааавввеееллл
Уважаемый Гамбит! Я историю выучил, давно выучил, - ещё в то время, когда телевизоров было очень мало и они далеко не у всех были. А сейчас просто повторяю.её (историю), причём не по ВИКИ, а по книгам....
Я точно говорю, абсолютно, что вы ретранслируете зомбоящик, на что точно указывает сама лексика вроде "Евросоюз под руководством Наполеона". Каждый телезритель отрицает факт своего образования по телеящику.
Вопросы типа "почему французы не спалили Париж,выгоняя русскую армию?", вам уместнее задавать самим французам.

Далее, вы совершенно напрасно провели время в Великом Новгороде, если не знаете то,что известно любому грамотному новгородцу. Именно новгородцы выступили категорически против увековечивания Ивана 4 в Новгороде,чему не стали противиться в комиссии, т.к. даже церковь плохо относилась к Ивану Васильевичу. А почему они так думали - вы можете самостоятельно узнать в той же Википедии или хорошенько расспросив экскурсовода. Какую бойню он там учинил опричниками - в лучших монгольских традициях.
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)
 
1
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Даже спорить не буду. Последний абзац о том, что каждый понимает историю... и далее по тексту.
1
 
Ответить
   
Нижний Новгород
Сообщений: 23367
ПППаааавввеееллл
Да, ещё. Попробуйте найти (ибо хорошие книги издаются малыми тиражами) и прочитать "Войну и мир Ивана Грозногo" Александра Тюрина. Очень интересный и правдивый автор - патриот России, хотя с...
Нормальные люди изучают историю по трудам историков, а не "патриотов", которые известны предвзятостью и фантазёрством.
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)
 
2
Ответить
     
автор
Ростов-на-Дону
Сообщений: 117
Gambit
Нормальные люди изучают историю по трудам историков, а не "патриотов", которые известны предвзятостью и фантазёрством.
Судя по количеству комментариев у вас, видимо, вообще нет возможности что-либо изучать как в нормальном, так и ненормальном виде. Видимо, вы - бескомпромиссный всеобъемлющий комментатор, а,скорее всего, проплаченный троль из числа сторонников Э. Родзинского, который иб Иване Грозном знает только из работ Курбского и его последующих трансляторов
3
1
Ответить
   
Екатеринбург
Сообщений: 30
отличное путешествие, читается легко, спасибо за рассказ
Prius A, NC700X, ОКА
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие