|
Подробная нитка маршрута:
г. Иркутск — п. Тальяны — п. Торы — п. Монды — п. Ханх (Монголия) — п. Рэнчинлхумбэ (Монголия) — п. Хатгал (Монголия) — п. Ханх (Монголия) - п. Монды — г. Иркутск
Почему именно вокруг озера Хубсугул?
Год назад мы уже были в Монголии, прошли вдоль восточного берега Хубсугула. Суровая природа и чистейшее озеро пленили наши сердца. К тому же остался неразгаданным западный берег, где, говорят, нет дорог, много бродов и перевалы.
Значит, мы обязательно должны там оказаться!
Начала формироваться команда смельчаков. В интернете перечитаны все отчеты о поездках вокруг озера. Скачан трек на навигатор.
Подготовили мотоциклы:
Чем ближе дата выезда, тем меньшее количество участников оставалось.
В итоге в путешествие отправились:
День 1
Дата 13.09.2019 г.
Маршрут дня г. Иркутск — п. Шаманка
Протяжённость 70 км.
Чистое ходовое время 3 часа.
Накануне метеорологи предсказали сильное ухудшение погоды, заморозки и снег. Чтобы иметь запас по времени, решили выехать из Иркутска не 14 сентября, а в обед 13-го.
Дождались Андрея из школы, заправили полные баки, канистры и в 16 часов отправились в путь.
Это незабываемое ощущение начала Путешествия!
За спиной остаются первые пройденные метры, а впереди несколько тысяч километров неизвестности и приключений!
Задачей первого дня было выбраться из города и уехать как можно дальше.
Сразу же свернули с асфальта и нырнули на лесную дорогу с обилием кочек, ям и грязи.
Лесом доехали до поселка Олха, тропками и колеями до Большого Луга, потом лесной дорогой с лужами добрались до поселка Моты, оттуда на пароме переправились через Иркут до деревни Шаманка. Начинает темнеть. Принимаем решение отъехать как можно дальше от Шаманки и на берегу одноименной реки разбить лагерь.
За сегодня проехали всего 70 км. Но это были километры восторга и предвкушения.
Когда пришло время укладываться, взошла луна, большая, яркая, красивая. Стало видно все даже без фонарика: поле в тумане, лес за рекой, деревья. Полный штиль, а рядом журчит Шаманка.
Луна, Шаманка, пятница 13-го!
День 2
Дата 14.09.2019 г.
Маршрут дня п. Шаманка — п. Торы
Протяжённость 180 км
Чистое ходовое время 7 часов.
Сегодня задача добраться до границы с Монголией. Всего каких-то 350 км.
Ночь была прохладной. На мотоциклах иней и корочка льда, значит, были заморозки. Спасибо синоптикам, что напугали нас и мы взяли много теплых вещей.
Утро, чай, каша, сборы и мы опять в пути.
Первый участок — это лесовозная дорога от Шаманки до Тальян через деревню Савватеевку.
Дорога по лесным меркам отличная, с лужами, немного грязи, но сложностей никаких.
Из происшествий — прокол камеры заднего колеса у Павла и немного заблудились в окрестностях Савватеевки, но спасибо Павлу и его навигатору, быстро нашли верный путь и много времени не потеряли.
Поселок Тальяны средний по величине. Есть главная площадь, с сельсоветом и двумя магазинами, где можно найти практически все.
Так как почти с самого утра шел дождь, то до поселка мы доехали мокрые и замерзшие.
Прямо на главной площади завели примус, вскипятили чай, приготовили обед. В магазине купили сухие носки и крепкие пакеты.
Эндуристы знают, что не существует таких мотобот, в которых, проезжая броды или лужи, а уж тем более в дождь, можно сохранить ноги сухими.
Но есть хитрость. Надеваем сухие носки, засовываем ноги в пакеты и всю эту конструкцию в мотоботы. Какое-то время ноги остаются сухими даже в мокрых ботинках.
Согретые и сытые и двинулись дальше.
Впереди нас ждет один из сложнейших местных маршрутов, перевал Тальяны — Торы.
Максимальная высота на перевале 1645 метров.
Дорога не асфальт. Глина и камни, смоченные дождем. Часто встречаются глубокие мутные лужи.
Груженые мотоциклы едут без особых проблем, мощности хватает. Были, конечно, и падения, но команда у нас сплоченная, друг другу помогаем, никто не отрывается от коллектива, едем дружно.
Вскоре начались подъемы. Сначала простые с хорошей дорогой, потом все сложнее и сложнее. Чем выше подымались, тем больше камней и тем больше камни. Приходится подыматься в гору, маневрируя между камнями.
Дождь уступил место снегу. Настоящему, холодному снегу с ветром. Руки предательски замерзли и стало тяжело точно управлять газом и сцеплением.
А дорога все выше и выше, камни все коварнее, подъемы тяжелее. Силы уже не те. В итоге до базы Орингол практически доползли. От гарцевания в стойке на заднем колесе, с криками «Йо-хо», не осталось и следа. Спрятались в домике от пронизывающего ветра и липкого снега. Немного погрелись.
До границы мы сегодня точно уже не успеем. До Тор еще крутой подъем и затяжной спуск. А на улице метель и стемнеет через три часа.
Посовещались и решили все же ехать дальше, пока темнота нас не остановит.
Сразу за базой начинается самый крутой, самый затяжной и самый каменистый подъем.
Камни большие, скользкие. Мотоциклы груженые, неповоротливые. Единственное, что утешает, это понимание, что подъем не может длиться вечно. Но он продолжался и продолжался. Мы ползли и ползли.
Пальцы замерзли так, что я не мог нащупать кнопку включения видеокамеры, поэтому кадров штурма перевала практически нет.
Но вот подъем сменился равниной, а потом и вовсе начался пологий спуск. Снег кончился. И стало заметно теплее!
Появилась надежда выбраться из леса и все же добраться до Тункинской долины засветло.
Ожившие пальцы, интересный спуск с крутыми поворотами стали приносить удовольствие. Дорога становилась все лучше и лучше.
Через какое-то время выехали на поляну с ухоженными добротными домиками. Это охотобаза на реке Шара-Жалге. Задерживаться не стали, а понеслись дальше вниз, поближе к теплу и ночевке.
Неожиданно спуск закончился, лес расступился, и мы, как корабли в тихую гавань, выплыли в Тункинскую долину. Солнце уже почти скрылось за горами, и перед нами предстал величественный закат.
Вокруг красота, от земли веет теплом, грунтовка практически идеально ровная, бензин весело плещется в баке. Что еще нужно для счастья?
Место для ночевки нашел мотоцикл Павла. Он просто опять спустил заднее колесо, как раз рядышком с чистейшей студеной речкой. Тут же, немного отъехав от дороги, в небольшом леске мы и разбили лагерь.
День выдался трудным. Перевал, лужи, болота, камни, снег, броды.
Но мы живы, здоровы и готовы дальше ехать в сторону загадочной Монголии.
День 3
Дата 15.09.2019 г.
Маршрут дня п. Торы — п. Ханх (Монголия)
Протяжённость 210 км
Чистое ходовое время 7 часов.
Спалось хорошо. Снился перевал, камни и снег.
Утром еще раз убедились в каком замечательном месте мы остановились.
Даже уезжать не хотелось. Поэтому мы все делали не спеша, качественно.
Заклеили камеру CRF-ке, смазали всем цепи после вчерашних луж и болот, плотно позавтракали, просушили одежду.
В очередной раз модернизировали крепление багажа.
Стартанули почти в 11. Вышли на проселочную дорогу, которая идет параллельно трассе и начался кайф.
Дорога просто сказка! Вокруг сплошное очарование гор и полей.
Появилось солнышко, и стало тепло жить. Так и докатили до Кырена. Там заправились, отдали камеру заклеиваться в шиномонтаж, а сами перекусили.
До Монд просто долетели. Асфальт ровный, машин почти нет.
На границе оказались, как и планировали, в 16 часов. Переход занял полтора часа. Ничего интересного, обычная процедура.
И вот мы в Монголии. Стране ветров, полей и яков. Наверняка в этой стране еще есть много интересного, но пока мы видели только поля, яков и сильный ветер.
От границы до монгольского поселка Ханх всего 22 километра превосходного асфальта.
В самом поселке есть много магазинов, кафе, пункты обмена валюты, а также пограничная застава.
Так как мы планируем посетить северо-западную часть Хубсугула, которая является приграничной зоной, то нам обязательно нужны пропуска от пограничников.
Попытались получить пропуски самостоятельно, но оказалось, их дают исключительно монголам, русским могут дать разрешение только под поручительство местного уважаемого человека.
На наше счастье, Павел знал такого человека. Это Баяр, хозяин турбазы «Охота Тур».
Туда мы и направились. Договорились с Баяром, что завтра с самого утра поедем за пропусками, а сегодня он нас радушно разместил в теплой чистой юрте, затопил баню и накормил вкусным сытным ужином.
Пока баня грелась, поковыряли мотоциклы, Павлу почистили сальники вилки, Андрей поменял колодки.
А после бани был душистый чай и разговоры о том, что нас ждет впереди.
Мы в Монголии!
Приключение уже началось!
День 4
Дата 16.09.2019 г.
Маршрут дня п. Ханх — Дархатская котловина
Протяжённость 120 км
Чистое ходовое время 8 часов.
Утро в юрте божественно!
Встали с новыми силами и с отличным настроением.
Поймали хозяина турбазы Баяра, и под его ответственность на заставе нам дали разрешение на проезд приграничной территории. Баяр попросил отнестись к закону со всей серьезностью, с дороги не съезжать, границу не пересекать.
Разрешение абсолютно бесплатное.
Проживание в юрте нам обошлось всего в 350 рублей с человека, ужин из 3 поз и чебурека 150 рублей.
Баня еще по 200 рублей.
Воодушевленные наличием пропуска, мы решили подкрепиться. Нашли кафешку, заказали завтрак. Пока готовили еду, в соседнем доме обменяли рубли на тугрики, заправили баки и все емкости. Следующая АЗС только в Хатгале.
В отличие от еды, бензин в Монголии дорогой. Обычный 92-й стоит примерно 56 рублей за литр.
Когда вернулись с заправки, в кафе нас ждало испытание. Порции у монголов просто огромные! И практически все из сочного мяса. Не доесть невозможно — очень вкусно. Поэтому из-за стола мы буквально выкатились. На мотоциклы еле заползли.
Но на полный желудок любой перевал не страшен!
Поэтому мы завелись и под свист местной детворы полетели покорять Хубсухул.
Сначала дорога идет вдоль озера. Нормальная такая грунтовка. С лужами, бродами, немного грязи — все как мы любим.
Потом дорога уходит вправо от озера, и мы едем вдоль шумной реки Ikh Khooroo gol.
Надеюсь, нам не нужно будет проходить ее вброд, так как река довольно быстрая и глубокая, а дно усеяно громадными валунами.
Через некоторое время стало ощущаться, что мы медленно, но верно набираем высоту.
Стоит обернуться назад и перед глазами является красота нетронутой монгольской природы. Никаких следов деятельности человека. Даже дорога еле читается. Только голубая нить реки, желтая долина и ярко-белые вершины гор. Это уже свежий снег. На нашем перевале, наверное, уже тоже лежит снег. Как мы его будем преодолевать? Время покажет.
А пока тепло, солнышко греет, и мы едем.
В отчетах много читали про коварные болота, которые засасывают мгновенно всех, кто рискнет в них сунуться. Но мы их даже не заметили. Легкие мотоциклы позволяют проскакивать ходом многие препятствия.
Особенно вездеходностью отличился Андрей на своей XR250. Мощный мотор, зубастая резина творят чудеса. Андрей внаглую штурмует крутой подъем, разрывает в клочья любую болотину, ловко скачет по камням и ухабам.
А вот я на Serow на выходе с болотного поля немного застрял, не хватило хода проскочить, зарылся и сел на пузо. Но дружеская помощь, верная рука попутчика — и все, мотоцикл на свободе, на твердом грунте.
Броды тоже особых проблем не доставили.
Неужели будет так все просто?
Наверняка впереди нас ждет нечто сложное, ведь не зря эту дорогу называют непроходимой.
По ней действительно мало и редко ездят. Мы даже несколько раз терялись и съезжали с маршрута. Но трек и навигатор Павла нас постоянно возвращал на путь истинный.
А путь этот становился все сложнее и сложнее. Подъем уже виден и чувствуется. Становится много крупных камней. Река исчезла из вида. Мы начинаем штурм перевала!
Едем по ущелью. Слева горы, справа горы, впереди горы. Появился жесткий, пронизывающий ветер.
Дорога перестала быть прямой, постоянно виляет, огибает множество болот, холмы, груды камней.
Как бы тяжело ни было, красота вокруг не давала нам унывать. Стоит только оторвать взгляд от колеи, как душа начинает петь. Я не знаю, что там особо красивого, но каждый трудный пройденный километр стоит того, чтобы увидеть эти места своими глазами.
И вот началось самое жесткое — дорога, которая состоит из множества огромных острых камней. Объезжать их смысла нет, обрулишь один — уткнешься в другой. Руль постоянно пытается вырваться из рук, из-за чего держать его приходится со всей силы. Мышцы начали забиваться, а подъем становится все круче и круче.
Вот и снег появился по сторонам. Но совсем немного. Видимо, монгольские духи нам благоволят. Погода хорошая, мороза, обещанного людьми, нет, со снегопадом тоже обманули. А мы и не против.
Выбившись из сил, решаем отдохнуть. Нашли небольшую полянку, более-менее ровную. Остановились. И замечаем, что это место выделяется среди других. По краям дороги много пирамидок, следы и ощущается, что тут все время останавливаются. Оглянулись по сторонам, оказывается, мы на самой вершине перевала, так как дальше дорога уверенно идет вниз!
Ура! Перевал взят! Навигатор показывает высоту 2400 метров.
Уж дальше будет проще. Вниз это вам не вверх… Как бы ни так! Если до этого дорога была усеяна камнями, то сейчас на дороге лежит полуметровый слой камней различной величины. И они все «живые», мы даже не едем, а плывем по этой каменной реке. Останавливаться нельзя, так как переднее колесо тут же упрется в очередной камень и мотоцикл дальше не поедет, только вытаскивать с помощью товарища. Ехать можно только ходом, виртуозно держа баланс груженого мотоцикла. Через какое-то время, дорога стала петлять серпантином. Приходилось проявлять магию, иначе никак, чтобы и не потерять скорость и вписаться в поворот. Слева отвесные скалы, справа пропасть. В какой-то момент усталость и страх перед падением отступает назад и появляется азарт. Ты уже, при виде очередного валуна, не злишься на эту жуткую дорогу, а начинаешь с увлечением искать самую выгодную траекторию. Из мучения дорога превратилась в увлечение!
Перевал понял, что нас не сломить, сдался, и дорога превратилась в отличную грунтовку с лихими поворотами. Кайф! Появились силы полюбоваться на природу
С этой стороны перевала ущелье совсем узкое и гораздо больше деревьев.
Минут через тридцать мы окончательно спустились, и дорога повела нас через плотный лес из лиственницы и кедра.
На дороге пачками валяются распотрошенные кем-то кедровые шишки. Наверное, белки хулиганят.
Павел сообщил, глядя в навигатор, что скоро будут минеральные источники, местный Аршан.
Так как время уже шесть вечера, то может на Аршане и разобьем лагерь.
И действительно, справа появились маленькие домики. Пошли смотреть, что там.
А там сеть избушек с ямами, наполненными минеральной проточной водой. Вот только температура воды градусов 20, не больше, еле теплая. Источники явно не термальные. А жаль. Принять горячую ванну было бы весьма кстати.
Решили ехать дальше, пока есть время, дорога и солнце.
По обочинам дороги стали попадаться огромные кучи шелухи кедровой шишки. Здесь явно добывают кедровый орех.
Вскоре мы получили этому подтверждение. Группа молодых монголов на лошадях везли мешки с шишками. Чуть дальше повстречали еще двоих на мотоцикле и тоже с мешками.
Тем временем дорога превратилась в накатанную трассу. Местами проглядывались плотно уложенные бревна, поперек полотна. Когда-то это была важная дорога, раз ее выложили бревнами.
Едем и балдеем. Мягкий грунт, отличный зацеп, интересные повороты. Лучшего и не пожелаешь.
И вдруг, лес расступается, впереди небольшой холмик, заскакиваем на него, и перед нами открывается Дархатская котловина.
Я потерял дар речи. Просто остановился и смотрел. Настолько это было неожиданно, потрясающе и величественно! Солнце уже собирается садиться, долина уже в тени, но заснеженные горы светятся ярко-ярко, кажется, будто это вовсе не вершины, а светят фонари вдоль степи.
Просто красиво.
Справа появилась река. На ее берегу мы и заночуем. Проехались еще с час, нашли хорошее место для ночлега и разбили лагерь.
Сухих дров на берегу реки много, вода чистейшая, земля ровная. Что еще нужно путнику?
Конечно, кружка горячего чая, чашка вкусной каши и разговоры у костра!
До поздней ночи, несмотря на усталость, делились друг с другом впечатлениями о сегодняшнем дне.
Именно за этими впечатлениями мы и ехали сюда!
День 5
Дата 17.09.2019 г.
Маршрут дня Дархатская котловина — п. Хатгал
Протяжённость 150 км
Чистое ходовое время 8 часов.
Ночь была морозная. Тент на палатке покрылся корочкой льда. Вся трава в инее.
Встало солнце, и случилось волшебство.
Иней на траве стал не просто таять, а превращаться прямо на глазах в плотный белый туман.
Всю долину покрыло белым пушистым одеялом. Это было сказочно!
Туман исчез так же быстро, как и появился.
Много времени на завтрак тратить не стали, так как в сорока километрах от нас находится поселок районного значения Рэнчинлхумбэ. Едем туда, там и перекусим.
Ехать пришлось довольно долго. Перевалов не было, камни отсутствовали. Дорога степная, ровная, шикарная, вокруг пейзажи непередаваемые и… броды. Много бродов, очень много бродов! Через ручьи, речки, реки. Ноги давно уже мокрые, мотоциклы чистые, а броды не прекращаются. Хорошо нам повезло: вода низкая. Попади сюда в сезон дождей, можно надолго залипнуть на берегу разбушевавшейся реки.
Но карма у нас хорошая, мотоциклы надежные, скил уже успели прокачать.
Сорок километров преодолели часа за два. Как раз к обеду увидели вдалеке то самое Рэнчинлхумбэ. Оказывается, поселок довольно большой. Имеется заправка, но бензина мы припасли достаточно. А самое главное, тут есть кафе! Прямо на центральной улице.
Еда просто вкуснейшая. Огромные чебуреки, настоящий монгольский чай с молоком и любимый нами цуйван. Цуйван — это сочная, ароматная домашняя лапша, овощи и много-много мяса.
Покинув гостеприимный поселок, выехали на оживленную дорогу.
Местные монголы передвигаются в основном на мотоциклах китайского производства.
Легкие, простые 125-кубовые, замена нашим Минскам. На мотоцикле ездят целыми семьями. Муж, молодая жена, ребенок между ними спит, на багажнике пара баулов со всевозможными вещами. Едут, улыбаются, руками машут. А как они преодолевают препятствия! Вот у кого нужно брать уроки эндуро! Любой брод проходят без подготовки, играючи. По болотам скачут как по асфальту, на камни вообще внимание не обращают!
А вот автомобили в основном российские. Много УАЗов, Зилов, 66-х.
Иногда попадаются монголы на лошадях. Самые гордые. Смотрят свысока, приветственные жесты сдержаны и небрежны.
Чем дальше ехали, тем меньше стало людей и начала портиться дорога. Сначала множество бродов, а потом дорога просто исчезла, а трек повел нас по руслу огромной пересохшей реки.
Ехать по мелкой гальке то еще удовольствие. Заднее колесо постоянно виляет в разные стороны, переднее норовит подломиться. Газ сбрасывать нельзя, иначе мотоцикл зароется. Приходится держать темп и равновесие. Снова появляется драйв и азарт! Особенно это заметно по Андрею. Он часто вырывается вперед, специально ищет повороты, чтобы пройти с заносом, прыгает через ухабы, с кучей брызг преодолевает броды. Мы с Павлом не отстаем.
В таком ритме чуть не пролетели стадо с диковинными животными. Губастые, с копытами и двумя горбами. Фантастика, это же верблюды! Много верблюдов. Кто лежит, кто стоит, кто жует.
Подъехали ближе, какие же они огромные! Высотой под два метра! Смотрят подозрительно и вот-вот плюнут. Решили не рисковать и понеслись дальше!
Вскоре мы опять выехали на грунтовую дорогу с колеями и стали плавно спускаться.
Вдалеке виднелась полоска леса и что-то ярко синее. Привет, Хубсугул! Мы едем к тебе!
Когда есть цель, путь всегда короче. К озеру спустились быстро. Казалось бы, озеро да озеро, вода да вода… но мы реально соскучились! Даже остановились на берегу… поздороваться.
Дальше дорога идет по побережью. Хорошая твердая грунтовка. Несколько несложных перевалов и болота. Неожиданные полоски болотистой почвы. Объехать эти участки невозможно, приходится искать места поплотнее и штурмовать. Андрей на своем XR со злющей широкой резиной носился по этим болотам, подымая фонтаны черных брызг. Павел аккуратно, не торопясь, с сознанием дела искал фарватер и уверенно преодолевал неприятную жижу.
Я пер напролом. Один раз не получилось. Увяз так, что мотоцикл стоял ровно без посторонней помощи. Да так влип, что сдвинуть даже втроем не смогли. Пришлось брать на помощь большую жердь и рычагом вытаскивать бедного Serow из болота. Опять я рад, что нас команда. Иначе, одному пришлось бы возиться часа два-три.
Вскоре стали попадаться турбазы. Но так как не сезон, то все закрыты. Решили попытать удачу и ехать, пока не найдем готовую нас принять. Минут через сорок нашли домики, у которых был припаркован автомобиль.
На турбазе просто жили сторожа, но они без лишних слов, мы их все равно не понимаем, накормили обычной домашней монгольской едой и указали на домик, где можно заночевать.
Нам достался сколоченный из тонких досок летний шалашик с печкой в углу. Пока огонь горит в печи — тепло, только погас, становится холодно, как на улице. Пришлось всю ночь бегать топить печку. Но это все же лучше, чем в палатке.
День 6
Дата 18.09.2019 г.
Маршрут дня п. Хатгал — Булнайские горячие источники
Протяжённость 150 км
Чистое ходовое время 7 часов.
На сегодня в планах доехать до Хатгала, подкрепиться, заправиться и попробовать найти Булнайские горячие источники. Почему найти? Потому что трек до них есть, но вот отчеты о посещении этих мест всегда сопровождаются неопределенностью. Кто-то пишет, что дороги нет, кто пугает жутким бездорожьем, кто рассказывает о глубоких непреодолимых бродах.
Но нам не впервой ехать туда, где по словам очевидцев, ни пройти, ни проехать. Карма у нас хорошая, глядишь, и на этот раз все получится.
Хатгал нас встретил ветром и отсутствием людей. В поселке тихо и пустынно. Заправки и магазины работают, а вот открытое кафе нашли всего одно. Там и перекусили. Вкусно, сытно и недорого. Как обычно это бывает в Монголии.
Больше в Хатгале дел у нас нет, поэтому едем по знакомой по прошлогоднему путешествию дороге в Ханх.
Видно, что за трассой следят. Это уже не направление, а полноценный грейдер. Едем быстро и уверенно, поглядывая время от времени в навигатор, чтобы не пропустить отворот на горячие источники.
На развилке нет ни знака, ни указателя. Полагаемся всецело на навигатор и едем по почти заросшей колее. Вокруг ни души, но зато какая природа! Гладкие холмы, покрытые зеленью, островки леса, мирные ручейки с прохладной водой. Душа поет, мотор жужжит, солнце светит. Красота!
На берегу безымянной речушки остановились перекусить. И даже не из-за того, что проголодались, а для того, чтобы посмотреть на красоту, запомнить и поделиться впечатлениями друг с другом.
Потом мы опять ехали. Забирались на холмы, смотрели сверху на фантастические виды, спускались к речкам-ручейкам, пили вкусную воду и снова вверх-вниз, вверх-вниз.
С очередной высоты заметили внизу постройки, навигатор сообщил, что это и есть Булнайские источники.
Спустились.
Источники огорожены забором, но доступ свободен, калитки не заперты.
Установлено штук пятнадцать домиков, внутри которых ямы наполненные, на этот раз, горячей водой.
За территорией следят, есть смотрители и девушка, собирающая небольшие деньги за посещение.
Метрах в пятистах маленькая деревенька. Местные жители сюда ходят погреться, постирать в вытекающей теплой воде и просто пообщаться. Для этого имеются лавочки и навес.
Мы не стали терять время, нашли место для ночевки, недалеко от источников и побежали греть кости в целебных водах.
Сюда действительно стоило ехать! После шести дней тряски, бродов и холода, забитых рук, онемевших плеч и тяжелых ног, нам просто необходимы были эти SPA-сательные водные процедуры.
Красные, распаренные, довольные вернулись в свой лагерь, развели костер, приготовили ужин и предались воспоминаниям о сегодняшнем дне.
Сегодня была самая красивая дорога за все путешествие. И самая простая. Ни единого брода, ни болотца! Первый раз за все время к вечеру мы остались сухими и чистыми! Волшебство!
Не менее волшебным было место ночевки. Лагерь мы разбили на настоящем острове, образованном рекой, которая сначала разделяется на два рукава, а потом опять соединяется. Справа, слева журчит река, в небе миллионы звезд, тишина и тепло от костра. Всю жизнь бы тут сидел. Но у меня есть мотоцикл, поэтому я путешествую!
День 7
Дата 19.09.2019 г.
Маршрут дня Булнайские горячие источники — п. Ханх
Протяжённость 140 км
Чистое ходовое время 7 часов.
Утро было немного грустным. Сегодня мы вернемся в исходную точку путешествия вокруг Хубсугула, в поселок Ханх, а значит, заканчиваются наши приключения.
Нужно всего лишь вернуться на трассу Хатгал-Ханх и проехать по нормальной дороге 120 километров.
Возвращаться вчерашней дорогой не спортивно, поэтому поехали другим маршрутом.
Сначала все было хорошо. Красивые виды, ровная грунтовка. Потом виды стали пропадать, потому что приходилось все время смотреть на дорогу, вернее то, что от нее осталось и искать хоть кусочек сухой поверхности. Мы незаметно, но верно, по чуть-чуть заехали в огромную болотину! Местами дорога вообще исчезала в высокой траве, приходилось ехать по навигатору.
Была даже мысль повернуть обратно, но в самый последний момент увидели лесок, значит есть шанс, что там болото закончится. Будем прорываться. И когда до твердой почвы осталось совсем немного, путь нам преградила река. Именно та, у берегов которой мы сегодня ночевали. Придется штурмовать ее вброд.
Это был один из самых сложных бродов в этой поездке.
Огромные скользкие валуны на дне, сильное течение, глубина больше полуметра и крутые берега. Переправлялись вдумчиво и аккуратно, своим ходом. Ноги промочили все без исключения, но, к счастью, никто не упал и мотоцикл не утопил.
Все-таки хорошие у нас мотоциклы!
Глубокие броды, топкие болота, каменные реки, крутые перевалы… все им нипочем. Они верно случат и надежно делают свое дело, остальное зависит только от нас.
Мы в свою очередь тоже стараемся.
И едем дальше.
На пути временами попадалось еще болото, но не такое страшное, или после брода мы уже ничего не боялись. На очередном таком спецучастке повстречали монгола на мотоцикле, который с ходу пытался преодолеть грязную вязкую лужу, но ему что-то мешало. Подъехали, поздоровались. Монгол жестами показал, что у него не работает лапка переключения КПП, поэтому ему приходится ехать по этому жуткому бездорожью на 2-й передаче. Бедняга.
Осмотр показал, что на болту, который крепит лапку, съело резьбу. Достали инструменты, нашли подходящий болт, заменили. Все заработало как надо! Пока чинились, пытались узнать, долго еще будет плохая дорога. На что местный байкер ответил, что нас ждут 3 участка уровня пи**ец (именно это слово он и сказал, и очень был доволен, увидев, что мы его прекрасно поняли) и 5 участков полегче, типа полупи**ец.
Поблагодарили за ценную информацию и разъехались.
Монгол не обманул. Именно столько сложностей нас и ожидало.
В итоге до основной трассы мы прорывались около трех часов.
По грунтовке районного масштаба ехало легко и быстро. Дорога сухая, ровная, через реки перекинуты мосты.
Хотели даже ехать без остановки, чтобы успеть сегодня перейти границу, но в районе обеда выехали на песчаный берег Хубсугула. И Хубсугул нам сказал, что мы глупцы, если торопимся жить и пройти свой путь. Мы его послушали и успокоились. Остановились, поставили мотоциклы на подножки, завели примус, сняли мотоботы и грязную верхнюю одежду, умылись хрустальной водой из озера.
Действительно, куда мы торопимся? В город? Быстрее окунуться в суету?
Ну уж нет. Мы лучше проведем еще несколько умиротворенных часов на берегу мудрого Хубсугула.
В Ханхе были часов в шесть вечера.
Заселились в ту же юрту на турбазе «Охота Тур».
Вот и все. Мы вернулись в исходную точку.
Мы проехали по неизведанной и противоречивой дороге.
Мы проехали вокруг большого монгольского озера Хубсугул!
День 8
Дата 20.09.2019 г.
Маршрут дня п. Ханх — г. Иркутск
Протяжённость 400 км
Чистое ходовое время 8 часов.
В Иркутск возвращались мы по асфальту через Култукский тракт. И в последний день погода улыбалась нам ярким солнышком. А еще, по возвращении, мы застали золотую осень в Тункинской долине. Безумно красиво. Останавливались три раза, чтобы сделать фотографии, но разве они передадут такое волшебство…
Дорога знакомая, почти родная. Многие повороты уже известны наизусть, поэтому никаких сюрпризов не было.
Четыреста километров пролетели легко.
Часов в восемь вечера пыльные, но целые и довольные, в Иркутске мы закрывали гараж, в котором отдыхали три мотоцикла. Пока они отдыхают, мы будем усиленно думать, куда же нам еще отправиться в путешествие.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Осенью в Монголии тепло, а главное сухо. Реки маловодные, нет дождей.
Но туристический сезон окончен, поэтому не работает большинство турбаз и кафе. Ночами заморозки. Возможны снегопады. Одеваться необходимо соответственно.
2. Основные дороги в Монголии с каждым годом становятся лучше. В Ханхе, Хатгале и Рэнчинлхумбэ имеются АЗС. Самое качественное топливо в Хатгале.
Шиномонтаж и СТО отсутствуют, или мы не нашли. Максимум есть сварка электродами.
3. Рубли на тугрики можно обменять в Ханхе и Хатгале. Как в банке, так и у простых монголов. В Ханхе практически везде можно расплатиться рублями.
В большинстве магазинов и на заправках принимают банковские карты.
4. Для поездки вокруг Хубсугула подойдет мотоцикл типа эндуро. Желательно легкий. Особой подготовки техники не требуется.
5. Сотовая связь работает только в поселках и только монгольские операторы. Wi-Fi есть в кафе и на турбазах, но не на всех и скорость передачи данных не высокая.
Видеофильм о поездке
Часть1
Часть2