Томск — Иссык-Куль в палатках семьей

Томск — Иссык-Куль в палатках семьей

10.06.2016 | 53718 просмотров

 

Путешествие по маршруту: Томск — ст. Тисуль (Кемеровская область) — р. Бердь (Новосибирская область) — Новосибирское водохранилище (южная оконечность, граница Новосибирской обл. и Алтайского Края) — оз. Яровое (Алтайский край) — Павлодар — Баянаул (Павлодарская область) — Караганда — оз. Балхаш (северная оконечность) — оз. Балхаш (южная оконечность) — Бишкек — Иссык-Куль (Бостери) — Алма-Ата — Томск.

В качестве предисловия.

Однажды, пересекая границу с Казахстаном на Карасукском таможенном посту, разговорились с попутчиками. Оказалось, возвращаются они из отпуска домой в Россию. От самого Иссык-Куля. Оказывается, ездят туда из России купаться и отдыхать. Пообщались мы с ними и разъехались в разные стороны. Через несколько лет тот таможенный разговор вспомнился во время выбора маршрута очередного путешествия. Хакасия за 4 года изъезжена вдоль и поперек. Осмотрены пещеры, писаницы, музеи, реки, провалы, и, конечно же, озера (всех и не сосчитать). А вот куда еще поехать в отпуск из Западной Сибири? Да так, чтобы и покупаться, и позагорать, и фруктов покушать, и в срок отпуска уложиться, и поездка была не утомительной, а очень даже наоборот разнообразной. И все это семьей, с тремя детьми. Ну, конечно же, в Крым! (шутка). Конечно же, на Иссык-Куль, сказали мы себе и отправились в путешествие!

День первый. 27 июля 2015 г. Как всегда, перед отпуском забираем детей из деревни. Едем в Кемеровскую область. По дороге на Мариинск, 20-километровый участок грунтовой дороги, плетемся. Участочек разросся. Теперь убитая грунтовка-гравийка уже около 30-35 км. Кемеровские власти упорно не замечают эту дорогу между Большой песчанкой и Тюменево. Машины у всех сейчас ремонтопригодны, так что проедут! Пока ползем по бездорожью, расскажу о нашем стальном коне. Машина Toyota Estima Hybrid (AHR-20), 2008 год. Полный привод за счет заднего моста, полностью электрического. Посадочных мест — 8 (с водителем). Третий ряд сидений убирается в пол, что дает возможность уложить побольше ненужных нужностей. Но, мы для переездов между контрольными точками третий ряд не убираем. Планируется, что там будут отдыхать дети. Объем бензинового двигателя — 2,4 л, что дает 150 коняшек. Плюс два электромотора. Вес авто около 2 тонн. Поворачивающийся во время рулежки ксенон, правильнорульность, трехзонность климата, 9 подушек безопасности и другое, все перечислять не будем. Когда-нибудь сделаю отзыв на этот минивенчик. А пока о подготовке к путешествию. Собственно, готовиться к нему начали за год до старта. После возвращения из отпуска по Хакасии. Тем более, что машинка скучать не давала. Заменил батарею (https://forums.drom.ru/hybrid-eco-cars/t1152220449.html), блок ABS (https://forums.drom.ru/hybrid-eco-cars/t1152222761.html), летнюю резину (установлена бесшумная Vredestein), антифризы в обоих контурах, масло в обеих трансмиссиях, тормозную жидкость, подушку заднего редуктора (https://forums.drom.ru/hybrid-eco-cars/t1152238962.html), естественно, воздушный и салонный фильтры, масло ДВС с фильтром, свечки. Проведена балансировка, сделана диагностика ходовой части, по результатам которой отправились под замену задние сайлент-блоки и втулки стабилизаторов. Все это делалось еще и потому, что машина вот только пришла из Японии. А там, видимо, не думали, что автомобиль когда-нибудь соберется ехать в далекую Киргизию. Для будущих автомобильных путешествий куплены и установлены поперечины с багажным боксом на крышу, защита картера двигателя (естественно, не родная), радар-детектор. Все расходы за год по подготовке и ремонту далеко перевалили за 350 тысяч рублей. Подключаю провода для навигатора под торпеду, антирадар и видеорегистратор к плафону под обшивкой потолка. Теперь ничего не болтается. Запасаемся предохранителями, запасным зимним колесом и в путь.

А вот уже и подъезжаем к станции Тисуль, Тяжинского района. Оценка дорожного покрытия до Мариинска твердая «3» из-за участка с грунтово-гравийным покрытием. И Читу уже с Владивостоком соединили, а эти несчастные 30 км все никак не асфальтируются. Федеральная дорога на «5».

Итог 1 дня — 300 км.


А может, ну его, это путешествие, давайте отдыхать в домике в деревне.


А зачем тогда скарб неделю укладывали?

День второй путешествия. 29 июля. Забрав детей, через день после приезда выезжаем из ст. Тисуль. Когда-то это была ничего себе станция. Со всей инфраструктурой, леспромхозом, больницей. А теперь, конечно, и работы нет, и люди разъезжаются. Даже ж/д переезд ликвидировали. Зато какие там отличные грибы!

Ура! Вот он и начался. Отпуск! Доезжаем до Мариинска и, конечно же, к воде. Кормим собачек на р. Кия, нежимся на солнышке. Гуляем по городу.


— Мам, можно собаку взять домой? — А она хорошо кушает? — Да, просто замечательно. — Тогда нельзя.


Мариинская сторожевая башня.


Мариинский сторожевой металл-профиль.


На стоянке у кафе перед Новосибирском, гроза идет.

План на второй день добраться до Новосибирска. У нас там давно замечено местечко на берегу реки Бердь с ее тихой и спокойной, ближе к устью, водой. Всегда думал, что это часть Обского водохранилища, но на картах обозначена как река. Река со стоячей водой.

Новосибирское живописное место, с илистым дном просто создано для отдыха с палаткой. Как до сих пор сохранился этот оазис среди наступающих кирпичных особняков, непонятно. Но, видимо, недолго там купаться людям. Ставим палатку, разворачиваем залежавшиеся за год спальники.

Итог второго дня 450 км. Оценка дорожного покрытия «5-».


Жить хорошо!


Пап, а это точно четыре звезды, all inclusive?


Это во много раз лучше!


И, главное, красИвее!

Люблю культурный отдых на природе.

Третий день. 30 июля. Купаемся, загораем, отдыхаем. Ближе к обеду в путь. Проехать с детьми Новосибирск и не побывать в зоопарке — преступление. Едем по пробкам через весь город. Показываю в кассе зоопарка паспорт, который подтверждает нашу многодетную льготу. Под недобрые ворчания кассирши, мол, много Вас таких, хххалллявщиков оплачиваю всего один билет — за себя. Все остальные члены семьи проходят бесплатно. Про новосибирский зоопарк уже много хорошего написано, поэтому просто фото.

Зверрариум

Мутуализм — форма облигатного взаимовыгодного сожительства организмов двух и более видов.

Наглядное изображение экологической пирамиды.


Я злой и страшный серый тирекс.

Ну-ка, рычи, кто из нас динозавр?

Мармозетки без газетки

Мармозетка на сетке.

А теперь прокати меня, большааааая черепаха.


Бурый капуцин (не монах).


Огненный гомрай — она же птица-носорог.


Тукан большой — крупнейший тукан из всех туканистых туканов.


Агути оливковый — та же морская свинка, только после лабораторных экспериментов с электрическим током.


Овцебык — и сострить-то даже нечего.


Тигрица с лигрятами.


Симба (папа лигрят).


Пума, горный лев, кугуар.


Кто свое здоровье любит, грязь кому невмоготу — наблюдайте, чтобы в клетке соблюдали чистоту.


Бемби.


Медведица дерет когти и наблюдает за своим суженным, пока тот ныряет туда-сюда.


В кафе, почему-то, оказалось кладбище диких животных.

 
И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот, когда рядом вот это вот.


Еще одну порцию стекловаты и до Умки недалеко!


Смешные и непоседливые суррикаты всегда собирают много детишек вокруг вольера. Подозрительность им свойственна — всегда на стороже стоит дозорный.


А меня точно на drome покажут?


Выставка скворечников, или рай дуплогнездников.


Сестры.


Почти дендрарий.

Среди богатой фауны зоопарка, конечно, хорошо, но надо ехать. Ведь сегодня планируем добраться до озера Ярового с его лечебной и соленой водой. Выбираемся из города ближе к четырем дня. Но вечер приходит раньше, чем ожидали. По дороге решаем заночевать на новосибирском водохранилище. Пять лет назад в поездке до Павлодара останавливались где-то здесь на берегу с молодым сосняком и красивым пейзажем Обского моря. Вот бы и сейчас найти это место. Километры пролетают, жена командует на очередном свертке «давай сюда», и попадаем как раз на наше место. До сих пор не верю, что так вот можно ткнуть пальцем и приехать, куда надо. Теперь советую любимой играть в лотерею, это у нее неплохо получается. Жалко, что казино запретили. Могли обогатиться.

Под ровный строй атакующих комаров ставим палатку в лесу. Места для палаток здесь все обжитые. Дрова для костра легкий дефицит. Но для газовой плитки дрова не нужны. Готовим ужин. Отдыхаем.

Итоги дня: купание в р. Бердь, поход в новосибирский зоопарк, пройдено около 250 км. Дорожное покрытие «4 балла».

Координаты ночевки: с.ш. 540 4,229/ в.д. 810 20,072/


Дрова здесь дефицит.


Новосибирское водохранилище.


Обжитой берег.


А этот рулон обоев куда клеить будем?


Пока вас дождешься, ночь придет.


И все-таки это рай.

День четвертый. 31 июля. С утра готовим завтрак, собираемся. Конечно, перед выездом купаемся. Дно здесь особенное. Неудачно наступил — провалился по щиколотку в глину. Излюбленное место рыбаков. Здесь и далее жалел, что не взял с собой спиннинг. Накупавшись, выезжаем. Сегодня предстоит первая на нашем пути граница. Поскольку до Ярового вчера мы не доехали, решаем пропустить этот пункт в нашей туристической программе. Забегая наперед, скажу, что озеро мы все-таки посетили, на обратном пути. Держим путь на Кулунду. В Крутихе проскочили сверток. Поняли это, лишь доехав до Камня-на-Оби. Каменный город довольно серый, ярких красок замечено не было. Дороги в городе — разбитые полностью. Пообщавшись с местными жителями, решаем не возвращаться. Расстояние получится даже короче, чем если бы свернули в Крутихе и поехали через Славгород. Примерно после десятого удара о защиту двигателя жалеем, что не вернулись. Асфальт, конечно, практически везде, но колейность, выбойность и пр. неудовольствия скучать не позволяют. Скорость выше 70 км/ч держать не получается. Оценка дороге Камень-на-Оби — Кулунда «3-». Обедаем в злаковом поле и готовимся к границе.

В прошлую поездку в мой родной город Павлодар пересекали границу через Карасукский переход. Когда заезжали в сторону Казахстана, на Российской стороне границы проторчали 1 час 45 минут на солнцепеке под 40 градусов. Казахские таможенники под шутки и прибаутки волокиту не разводили, на фотографирования и досмотр ушло 15 минут. В этот раз все примерно так же. Российская сторона ждет, пока очередь за шлагбаумом поднакопится машин 10-15 и только тогда запускает сразу по 4-5 автомобилей. Для чего это делается, не понимаю. Ведь водители и пассажиры сразу из нескольких машин начинают толкаться в очереди в окошко для постановки печатей. Может, таким образом снижается амортизация шарниров шлагбаума? Вроде бы и очередь двигается быстро, и отношение на «кулундинском» переходе к людям более человечное, чем на Карасукском, а все равно, Российскую сторону прошли лишь за 1 час. Дальше перед Казахстанским шлагбаумом получаем чистый белый листочек бумажки размером 3х4 см. На листочек тут же пограничник ставит печать. Впопыхах забросил листочек в машине, когда до него дошло дело пришлось возвращаться и искать в остальных бумагах. Как оказалось, он очень важен, без него с территории погранперехода казахи не выпустят. Взрослые, пока в очереди, заполняют въездную карточку. Фотографируемся. Покидаем пограничную заставу. Все те же 15 минут. Почему так происходит? Казахи за 15 минут оформляют, а на нашей границе всегда потеря времени. Страховался, по совету ребят из очереди, перед границей. Стоимость на 10 дней — 450 рублей. Наклеил стикер «rus». Вроде бы и отменили необходимость в наклейке, а вроде бы и повод гаишникам давать не охота. Если не к чему будет придраться — придерется к отсутствию к государственной принадлежности на автомобиле.

Нас ждет Павлодар. До боли знакомые места проносятся за окном. Вот заросли ирги, которую мы в детстве поедали во время остановки из пионерского лагеря. А вот родные кукурузные поля. Ностальгия ностальгией, а про ПДД забывать никак нельзя, ведь суммы штрафов в Казахстане по российским меркам сумасшедшие. Движение по дорогам, не имеющим разделительную полосу, на момент написания данного отчета, разрешено со скоростью не более 100 км/ч, с полосой разделительной — не более 110 км/ч. Правда, действующих дорог с разделительной полосой в Казахстане я так и не встретил. Автомагистралей тоже не видел (на них разрешенная скорость не более 140 км/ч). В Павлодар подъезжаем уже к 9 вечера. Дорога от Кулунды до Павлодара на твердую «4».

Друзья, знакомые все давно уехали. Поэтому едем на излюбленное палаточное место павлодарцев — «Иртышские зори». В темноте ставим палатку, вчерашние обские комары кажутся детской шалостью.

Координаты ночевки: с.ш. 520 12,111/ в.д. 760 54,753/

Итоги дня: купание в Обском море, пройдено около 350 км.


Китайско-казахско-российская река — Иртыш.


Иртыш — самый главный левый приток Оби.


Длина Иртыша 4248 км.


Пляж трансформеров.


А тут клещи есть?


Красоты иртышских зорь.


Красоты иртышских зорь с авто.

День пятый. 1 августа. Как всегда, с утра купаемся, пляж песчаный, очень приятный. По дороге на пляж встретили живого зайца, который не ожидал увидеть кого-то в столь ранний час и лениво вперевалочку прогуливался, увидев людей, отправился восвояси. На самом пляже раскачивалась после ночных бдений компания из человек десяти с тремя автомобилями. Одна из машин капитально закопалась задним мостом, у второй сел аккумулятор, у третьей спустило колесо. Знатно ночью отдохнули ребята. Насоса у них не было, обратились ко мне, чтобы оживить хотя бы один автомобиль, но и я не смог им помочь. При попытке подкачать выяснилось, что мой компрессор не работает. Пришлось срочно устранять эту неприятность в Павлодаре. Цены на запчасти оказались весьма и весьма кусачими: по сравнению с томскими процентов на 20-40 дороже. Хотя, может быть, это попался такой дорогой магазин. Еще одна особенность Павлодара — обеды в магазинах. Не те обеды, когда люди приходят и кушают. А когда все продавцы уходят, чтобы покушать. В России вряд ли кто-то помнит эти времена, когда на двери булочной или хозяйственного красовалась надпись «обед». У нас в РФ только чиновники, да государевы служащие позволяют себе обедать в их тяжелое рабочее время. В Казахстане же, все как положено: обед с 2 до 3 соблюдается неукоснительно, не важно, магазин запчастей или продуктовый. Кроме компрессора в Павлодаре у нас еще одна проблема — поменять денежку. Нет, конечно, это не проблема в рабочий день. А вот в субботу банки не работают. Едем на ж/д вокзал. Почти везде вокруг вокзала курс 1 рубль — 3 тенге. В самом вокзале самый выгодный обменный пункт 3,08 тенге за рубль. Меняем там 14 тыс. руб. Получаем на 1,1 тыс. с лишним тенге больше, чем при конвертации в других «обменниках». Напротив автовокзала обнаружили хорошее бистро со скромными ценами. Обедаем там впятером, как раз на эти 1,1 тыс. тенге и в путь. Сегодня цель доехать до Баянаула. С самого раннего детства слушал истории родителей, о том, как они там отдыхали. Но никогда не задумывался, где это и что это такое, с лаконичным названием «Баянаул». И вот озвучил папе свои планы на поездку, он и говорит: «А зачем тебе этот Иссык-Куль, едь до Баянаула». Одно другому не мешает, подумали мы и включили Баянаул отдельным пунктом с ночевкой в программу путешествия, и не пожалели ни разу. Тем более, что он как раз на полпути до Караганды.

Дорога Павлодар — Караганда ремонтируется. Причем такое впечатление, что ремонтируются все 400 километров одновременно, и пока вся дорога не будет сделана, движение по новым участкам не откроют. Во всяком случае, первые 30-40 километров от Павлодара едем по параллельной гравийке, хотя новый асфальт уже уложен и ждет раскраски. Естественно, знаки ограничения скорости 20-40 км/ч. Дальше бульдозер, прокладывающий объездную дорогу, видимо, сломался, поэтому знаки разрешили ехать по асфальту. Но ремонтные работы в разной степени готовности проводятся до самой Караганды. Через 40 километров сверток на Майкаин и Баянаул. Дорога до Баянаула — постепенно убиваемый проезжий асфальт. Оценка «3+».


На юга!


На Баянаул!


Такие родные и знакомые ковыльные поля.

По дороге встречаются фигуры орлов, верблюдов, барсов и др. животных. Километров за 15 до Баянаула все останавливаются на роднике, набирают воду. Видимо целебная. Мы тоже не стали исключением.

 
Родник там.


Каменный верблюд, не успевший дойти до родника.


Каменный барс, слишком долго ожидавший добычу.


Вот они, баянаульские горы.

Баянаул — живописнейшее место, с совершенно диковинной природой. Человек, попавший сюда, первое время глазеет, раскрыв рот. С 1985 года местная курортная местность объявлена национальным парком. Жемчужина парка — озеро Жасыбай с прохладной, но совершенно