|
Так уж вышло, что чаще всего за границей я бываю в Монголии, хотя много где еще был. Возможно, потому что эта страна к нам ближе всего и попасть туда просто: уже несколько лет для поездок туда не требуется виз.
Я впервые здесь оказался в 1990 году, когда с группой ребят из Братска поехали на мотоциклах ИЖ из сибирского города в пустыню Гоби. С подробностями этого эпохального путешествия можно ознакомиться здесь.
С тех пор я еще не раз приезжал в эту очень необычную страну и практически всю её объездил, о чем тут в подробностях рассказывал. Пару лет назад друзья, которые ни разу на автомобиле не выезжали за границу, попросили сопроводить их в Монголию на зимнюю рыбалку. Сразу не получилось, но в этом году звезды этому способствовали. И на исходе зимы, как только на озере Хубсугул намертво встал полутораметровый лед, мы отправились в путь.
Экспедиция состояла из двух автомобилей: нашего, всем уже хорошо известного Прадика с прежним экипажем в составе меня и моей жены Елены и наших друзей из Братска Сергея и Татьяны на Лексусе. Предполагалось, что с нами в путь отправится еще один заядлый рыбак на своем Патриоте последней модели и в самой полной комплектации, но у него на 25 тысячах пробега порвало ремень ГРМ (упс!), и он посчитал за лучшее никуда за пределы России на этом автомобиле не выезжать.
Прежде чем отправиться в дорогу, мой штурман озаботилась тем, что забронировала два 2-местных номера с удобствами на российско-монгольской турбазе в поселке Ханх, носящей название с претензией «Край Земли». Гостиница была знакомой, и все вышло недорого.
Но, как выяснилось, реальность отличалась от обещаний, как по уровню услуг, так и по цене. В итоге нам пришлось доплачивать, видимо за то, что в гостинице не работала даже сантехника.
Я попытаюсь получить объяснение этому удивительному факту у ее российских владельцев и при возможности расскажу об этом в комментариях, но не стал бы рекомендовать этот сервис другим туристам, тем более что в округе есть еще несколько туристических баз с более низкими ценами на подобные услуги.
Но давайте по порядку. От Иркутска до монгольского поселка Ханх около 400 километров. Основная сложность заключается в перевале между Иркутском и Култуком. В непогоду здесь образуются пробки из фур. Но если этот 70-километровый участок удается преодолеть, то дальнейшая дорога проблем не вызывает, хотя попадаются гравийные разрывы, где и сейчас ведутся работы.
Вообще, просто поездка по Тункинской долине в любое время года может доставить массу удовольствий. А если вы еще немного подготовитесь к ней, дав себе труд, что-то почитать о долине, то откроете для себя новый мир.
На погранпереходе в Мондах мы оказались первыми и единственными в очереди, что и сказалось на скорости пересечения рубежа с двух сторон, а затем и в обратную сторону.
На монгольской стороне обнаружились качественные изменения: большая часть дороги, где когда-то мы посадили на брюхо нашу старую «Мериву», покрыта асфальтом. Возможно, в этом году закроют вопрос целиком. В самом Ханхе две улицы тоже заасфальтировали!
В отеле нас ждал первый нежданчик, о котором уже упомянул — не работала сантехника, якобы потому, что были сильные морозы, но к концу дня вопрос обещали решить.
Не решили ни в этот, ни в следующий…
О чем нас, собственно, и предупредили наши новые знакомые из Ангарска, приезжающие сюда каждый год на рыбалку.
— До тепла сантехника здесь не заработает, — уверенно сказали они. — Не хотят они с обогревом труб заморачиваться. А вы лучше следите за тем, чтобы дополнительных расходов не включили в счет.
И как в воду смотрели — по тысяче рублей на человека нам за проживание накинули, вроде как российские партнеры неправильно что-то нам посчитали.
Изменило ли это как-то мое отношение к Монголии? Нет. Страна мне нравится. Она очень самобытная, мало на что похожая. Сюда за ее естественностью устремляется много народа, особенно европейцев. Но на этом берегу Хубсугула россияне — основная масса, поскольку погранпереход работает только на сопредельные страны.
В поселке мы оказались в середине дня. Можно было сразу отправляться на рыбалку, но решили показать друзьям местные достопримечательности. А для человека, впервые оказавшегося в этих местах, все представляет интерес. И национальная одежда монголов, в которой здесь многие ходят, и средства передвижения, основным из которых даже зимой является мотоцикл.
Конечно, заглянули в магазины, которые напоминают советские сельпо. Их особенностью является то, что они бивалютные, то есть продают товар и за тугрики, и за рубли.
И цены выставляются, соответственно, в двух вариантах. Однако выбор небольшой и основной интерес у приезжих рыбаков, понятно, вызывает алкогольная группа товаров. Неплохое пиво стоит примерно так же, как и российское, а вот более крепкие напитки ценятся дороже. Но специалисты утверждают, что монгольская водка, особенно с портретом Чингизхана, а также марки «Соёмбо» превосходит даже российские премиум сорта.
После того, как были налажены товарно-денежные отношения с аборигенами, решено было прокатиться по побережью. Заглянули на местное священное место — обо. И мы там были в одиночестве, если не считать огромного ворона, издающего колокольные звуки.
Кстати, с этой точки открывается потрясающая панорама на замерзший Хубсугул. На противоположном берегу, к слову, обитает необычная народность, занимающаяся оленеводством. По льду к ним возят туристов. И в этот раз на нашей базе была группа фотографов, приехавших специально для этого.
Конечно, не хватает в это время гусей и лебедей, которые прилетают сюда во множестве. Но тут уж ничего не поделать. Зато много экзотического скота.
Знакомство наших друзей с поселком и окрестностями затянулось до вечера. Но зато можно было считать эту часть программы полностью исчерпанной.
Утром следующего дня нас ожидало то дело, ради которого мы сюда и прибыли — рыбалка.
Вообще-то, я рыбак никудышний. Может, терпения не хватает… Но с Хубсугулом у меня связаны самые сильные впечатления. Как уже сказал, на закате СССР мне довелось с группой мотоциклистов пройти путь из Сибири до Гоби. Выходили мы на родину через Хубсугул. Нам сказали, что на ИЖах мы посуху озеро не обойдем. Позже я одолел этот маршрут на внедорожнике, и возможно, мы действительно не смогли бы преодолеть метровые броды через многочисленные реки на мотоциклах. Тогда мы поверили в это без доказательств и решили пройти препятствие на пароме. Это был большой буксир советской постройки (есть он и сейчас), но тогда ходил он по воле его капитана. То есть, не регулярно, а по надобности. Чтобы не пропустить этот момент, мы разбили палаточный лагерь недалеко от причала. И так прожили несколько дней. Однажды я решился прогуляться по берегу. Вечерело! В воде было набросано много коряг. И в один момент мне показалось, что они шевелятся. Присмотрелся — это были налимы!
Мы ехали в пустыню, поэтому удочек с собой не взяли. Решили вопрос со свойственной русским сметкой: вырубили жердь, вбили в нее пару гвоздей и с этой снастью вытащили на берег несколько метровых рыбин. Одну разрубили топором и сварили уху. Других пытались отдать монголам, но их категорически никто не хотел брать. Откуда нам было знать, что монголы в те времена рыбу почти не ели. С большим трудом мы оприходовали улов.
Вот такое у меня было яркое, но немного бессмысленное рыбацкое счастье…
В этот раз все было по-другому. Во-первых, мы обзавелись лицензией на ловлю рыбы. Она именная и вот так выглядит. Стоит 500 рублей.
Присоседились к уже упомянутым ангарчанам, которые провели нас по льду Хубсугула на 10 километров к своему заповедному местечку.
Погода была такая: безветренно, но пасмурно. Я вытянул первого, но самого мелкого хариуса (говорят, что в этом месте клюет и ленок, но посмотреть на него не довелось).
Дальше удача больше улыбалась нашим женщинам, хотя ангарчане впрямую спрашивали: зачем мы их взяли с собой. А вот за тем!
Случился со мной на рыбалке один косячок. Пока я бегал от лунки к лунке, мою беззаботно оставленную удочку шустрый хариус утащил под лед. И мне её было очень жаль, хотя это была не моя собственность. Однако сквозь полуметровый лед отчетливо просматривалась оранжевая катушка. Вы представляете насколько здесь чистая вода! Дальше все просто: забурились над удочкой и она всплыла. Правда, рыбка с крючка успешно сошла.
Наловив рыбы на хорошую уху или жареху, начали задумываться о возвращении в гостиницу.
Но нам предстояло пройти еще одно испытание. Неожиданно налетевший сильный ветер отправил в путешествие по льду Хубсугула наш скарб, простецки выставленный у лунок. В полет ушли стол, все, что было на нем, и вдобавок стулья.
В погоне за шмурдяком с некоторых сорвало и шапки, которые удалось догнать только через километр от места базирования, причем, на авто.
Безвозвратные потери: стакан (один). И, казалось, очки. Но последние, к счастью, позже обнаружились в автомобиле на заднем сидении.
Возвращались мы к месту проживания взбодренные и рыбалкой, и беготней по льду.
Пойманную рыбу нам поджарили, икру посолили… Просто для информации: рыбу вывозить из Монголии запрещено. Так что приходится употреблять ее на месте.
Вечер выдался томным в уже знакомой компании ангарчан, особенно после того, как выяснилось, что среди них оказался милицейский полковник, которого я с утра простецки окликнул:
— Рыбачок?
— Рыбачок, — ответил он.
И даже осмотрел наши снасти на предмет соответствия местным условиям.
На обратном пути мы притормаживали в Тункинской долине то здесь, то там, и даже остановились в курортном местечке Аршан на ночевку.
О долине я довольно подробно уже рассказывал тут.
Повторяться не стану.
Просто добавлю немного свежих фото.
Февраль-март 2018 г.