|
Первая мысль о поездке возникла в октябре 2007 года после поездки на Алтай. Захотелось посетить места, где мы жили с 1975 по 1980 год. Отец тогда был в командировке, строил медно-молибденовый комбинат, ну а я ходил в детский сад.
Для того чтобы сразу посмотреть как можно больше, решено было поехать по кругу Новосибирск – Ташанта – Улангом – Улан-Батор – Кяхта – Иркутск – Новосибирск. Начался сбор информации о Монголии. Оказалось, что на самом деле ее не так уж и много. Был перерыт весь Интернет. Основная информация добыта из сайта baikal.irkutsk.ru. У создателя этого сайта Сергея Волкова был приобретен путеводитель по Монголии, а также карты Монголии, подготовленные для работы в OZI EXPLORER. Учитывая возможность возникновения проблем и необходимости возвращения, было принято решение ехать в обратном направлении, то есть первоначально заходить в Монголию через восток и двигаться по Монголии в западном направлении. Визы в Монголию получили через одно из турагентств Новосибирска через 2 недели после сдачи документов, по 3 000 рублей за визу. Срок действия визы 3 месяца. Время пребывания не более 25 дней.
Машина
Выбирая машину, были учтены следующие факторы: вместительность, экономичность, дешевизна, достаточная проходимость, более-менее свежий год выпуска. В результате выбор был остановлен на NISSAN X-TRAIL. Такой автомобиль 2002 года выпуска нашелся у хорошего знакомого и был приобретен буквально за пару недель до выезда.
Особая подготовка не проводилась. Если честно, даже не проверили давление в колесах :(. Кстати, колеса стандартные, размерность 205х65 R16, степень износа 70 %. Для обеспечения автономности поездки был снят задний ряд сидений, панель багажника, запасное колесо и пенопластовые вставки около запаски. За передними сидениями на уровне верха спинок была сооружена «кровать» в ширину всего салона.
Сооружение производилось следующим образом:
― два дополнительных запасных колеса (205х75 R15) установлены стоя за спинками передних сидений, основная запаска ― лежа в распор между одним из колес и ребром багажника;
― к крышкам задних стоек прикреплен поперечный брусок, другой положен на запасные колеса, бруски жестко соединены между собой тремя продольными брусками;
― в свободное пространство между продольными брусками уложены 25 мм доски длиной по 1,6 м, которые могли бы пригодиться в случае возникновения каких-либо проблем;
― доски закреплены на резинках только к переднему поперечному бруску (раздвинув доски у заднего бруска, можно попасть в холодильник или коробку с едой).
Под такую «кровать» положили:
― на основную запаску – домкрат, балонник, масло и прочую мелочевку;
― с противоположной стороны – коробку с посудой;
― со стороны багажника – коробку с провиантом и автохолодильник, который удачно подключился в соответствующий «прикуриватель»;
― в середину – все остальное, нечасто используемое.
На крыше машины разместили багажный бокс для хранения палатки, спальников, раскладных стола и стульев.
Кроме этого, с собой взяли лебедку, насос, масло моторное 1 л, тормозную жидкость, герметики различные, кувалду, набор ключей, канистру, топор, лопату, тент, спиннинг, бинокль, болотные сапоги, газовую плиту, комплект посуды, и другие мелочи.
Установили защиту двигателя. Вот, пожалуй, и вся подготовка автомобиля.
Ориентирование
Как известно, в Монголии дорог нет – одни направления. А уж указателей этих направлений нет и подавно. Передвигаться по Монголии без GPS и карт, наверно, можно, но тогда в день максимальный пробег, думаю, будет не более 150 км. Асфальт только в нескольких направлениях от Улан-Батора и не далее 300 км, иногда встречается отсыпанная дорога, все остальное – просто колея в поле. Мы использовали карту дорог Монголии 1:3 000 000, приобретенную в Улан-Баторском ЦУМе, для определения основных населенных пунктов и мест заправки. Для точного ориентирования у нас были топографические карты масштабом 1:500 000, подготовленные к работе с OZI Explorer (спасибо Сергею Волкову) и КПК ASUS MyРal 636. Даже несмотря на это, один раз мы все-таки блуданули лишних 60 км.
Итак, выезд из Новосибирска был запланирован на воскресенье 8 июня 2008 года.
08.06.08
Выехали в 11 часов. Все российские города проезжали, используя навигационную программу Навителл в КПК, очень удобно. Заблудились только в Красноярске поздно вечером. Стоим у светофора, справа подъезжает «Марк II» с шашечками на крыше. Диалог с водителем:
― Как выехать из города в сторону Иркутска?
― Аааа, мммм, вы лучше у таксистов спросите.
Дорога до Красноярска хорошая, а вот между Красноярском и Иркутском много участков плохой дороги и бездорожья.
Радует только то, что практически везде ведется ремонт.
Встретили группу итальянских туристов-пенсионеров на автокемпингах, машин десять. Едут по маршруту Италия-Россия-Монголия-Казахстан-Россия-Крым-Италия.
Останавливаться в первую ночь нигде не стали, спали по очереди в машине.
09.06.08
Вечером в понедельник были в Слюдянке. Байкал появился неожиданно.
И сразу появились лотки с омулем – холодного и горячего копчения, соленым и еще каким-то. Взяли рыбки с пивом и отметили встречу с Байкалом. Ночевать остановились в гостинице в Слюдянке (250 рублей с человека без удобств). Всего за два дня и одну ночь проехали 2 018 км. Заправлялись 7 раз, в общей сложности 200 литров. То есть расход около 10 литров на сотню.
10.06.08
Заехали на Теплые озера. Ответвление направо перед мостом через речку Снежная. По дороге к ним в лесу встречаются гигантские тополя.
Обхватить ствол могут только три человека. Пожарили шашлыки у живописной реки с видом на горы. Через два часа, еще на асфальте, пробили переднее колесо. Пока заметили, его изжевало в хлам. Поставили запаску. Немного переживали, как себя поведут остальные колеса по бездорожью Монголии.
Улан-Удэ прошли мимо и к вечеру были в Кяхте на таможне. В Кяхте нашли гостиницу, но чтобы утром пораньше перейти границу, переночевать решили у таможни.
За день проехали 620 км, заправили 70 литров.
У ворот таможни уже стояло несколько микроавтобусов «Ссан-Енг». Таможенный переход в Кяхте возможен только в автомобиле. Из Улан-Удэ маршрутками привозят пассажиров к границе, а дальше на монгольских маршрутках переход границы и доставка до Улан-Батора (стоит это 750 рублей).
11.06.08
Граница работает с 9 часов. Пускать начали в 9:30. Переход занял меньше 2-х часов. Проблем никаких не было. На монгольской стороне заплатили 600 рублей за страховку, 250 рублей за сан. обработку (проехали по луже :)) и еще за что-то 50 рублей.
На монгольской стороне поменяли рубли по 48 тугриков за рубль. Как потом оказалось, это самый выгодный курс. В Улан-Баторе максимальный курс нашли 47,9, в Эрдэнэте 47,3. В других городах вообще рубли не меняют, только доллары. Кстати, считать удобнее так: от суммы в тугриках отнимаем два ноля и умножаем на 2, получаются рубли. Сотовая связь (у нас был МТС) была еще примерно 15 км. Хорошая погода +28. Через 70 км пост. Плата за проезд со всех машин по 500 тугров (11 рублей). Такие посты по всей Монголии перед каждым крупным городом. Заправки есть на въезде в каждый населенный пункт. 92-й бензин 1 250 тугриков (26 рублей). 95-й даже в Улан-Баторе редкость.
Поехали в Эрдэнэт, где мы жили во время командировки отца. Дорога – хороший асфальт, а вокруг рыжие сопки и очень мало травы.
В Дархане одна запоминающаяся достопримечательность на холме – белая статуя Будды, сидящего лицом на восток.
По дороге остановились пообедать в придорожном кафе. На стене висит большое меню, из понятных слов только – гуляш, Lipton, кофе.
Попытались объяснить официантке что хотим, но безрезультатно. Одна из посетительниц, знающая русский язык, видя наши мучения, помогла нам в переводе, и нам удалось заказать салат, лапшу с бараниной, гуляш, чай, кофе, всего 5 400 тугров (110 рублей). Порции очень большие. Гарнир ко вторым блюдам отдельно не заказывается. В тарелку кладется небольшими порциями гречка, рис, картофельное пюре, капуста.
На каждом перевале в Монголии есть сложенное из камней Обо. Всякий, здесь проезжающий, добавляет свой камень или какую-то вещь в дар местным духам.
От границы до Эрдэнэта 310 км. По впечатлениям отца, город сильно вырос и изменился (конечно, ведь прошло 30 лет).
Прогулялись по двору, где жили – ничего не вспомнил :(. Поехали искать гостиницу. В центральной было дороговато. Нашли в 5-м микрорайоне, 30 000 тугров за номер (600 рублей). Еле договорились с администратором (по-русски никак). Машину поставили на платной стоянке (1 000 тугриков) на заднем дворе. На улице познакомились с двумя монголами. Оба хорошо говорят по-русски. «За знакомство» посидели с пивом в кафе на первом этаже гостиницы. Пили неплохое монгольское пиво «Боргио». Познакомились. Один из них работает в администрации Эрдэнэта в отделе по связям с Россией, а второй – имя Ганбат – коммерсант из Улан-Батора. Жена Ганбата русская, бурятка. Хорошо посидели. Ганбат пригласил к себе в гости в Улан-Баторе.
12.06.08
Всю ночь шел дождь. Утром +7. В 11 часов поехали в Улан-Батор. В 80 км от Эрдэнэта свернули влево (49°12’57’’ 104°59’06’’) к монастырю Амарбаясгалант (49°28’37’’ 105°05’05’’). Дальше 35 км по грунтовке без указателей, но чтобы не заблудиться, достаточно ехать по самой укатанной дороге.
Монастырь действующий, достаточно большой и красивый. На всей территории никого нет, кроме двух монголят и молящихся (или учащихся?) молодых монахов в одном из зданий.
На обратной дороге от монастыря до трассы решили немного срезать… Зря. Дорога, которая должна была (судя по карте 1980 года) вывести к трассе на несколько километров дальше первоначального поворота, оказалась длинней на 20 км, сложнее в проезде – ехали по руслу реки, да еще и тяжелой в ориентировании.
Там и пообедали. Съели первую банку тушенки. Всю дорогу было облачно, а незадолго до Улан-Батора заморосил дождь. Температура опускалась до +2. Кстати, вся дорога на высоте более 1 100 метров над уровнем моря, поэтому ехали практически в тучах. Дождь не успевал разогнаться :).
В столицу въехали, когда уже стемнело. Остановились в гостинице «Нова» (40 000 тугриков за номер). Хорошая гостиница, две кровати, душ, телевизор, мини-бар, утром завтрак в номер, машина на территории за гостиницей. За день проехали 450 км.
13.06.08
Этот день посвятили осмотру Улан-Батора. Передвигались на такси. Неофициальные таксисты берут по 500 тугриков за 1 км, по счетчику дневного пробега. Такси в основном «Хёндай Акцент». В целом автопарк Монголии не сильно разнообразен. Много джипов, в основном все рамные или на мостах (LC, Pajero, Patrol, Pajero Mini). «Паркетников» практически нет. Много корейцев – седанов. Микроавтобусы «Ссан-Енг». Японцев не много, свежих немцев еще меньше. Большинство джипов с багажниками на крыше и с внедорожной подготовкой. У владельца гостиницы, в которой мы остановились, LC-200 на механике!
Первым местом был монастырь Гандан. В одном из его храмов находится 26-метровая позолоченная статуя бога Джанрайсэга, очень впечатлило.
Затем посетили Музей естественной истории, который известен своими полными скелетами динозавров, и исторический музей. Прогулялись по центральной площади. Вокруг строят высотные дома.
Зашли в ЦУМ – современный торговый центр, очень напоминает, в том числе и внутри, Новосибирский ЦУМ, только 5 этажей.
Дороги в Улан-Баторе не очень хорошие, следов недавнего ремонта не видно. Больших магазинов типа «Эльдорадо», «Мегаса» и подобных не увидел. В целом город напоминает Новосибирск конца 90-х годов. Пообедали в русском кафе-бистро. У ЦУМа взяли такси до кашемировой фабрики, там есть фирменный магазин. Не скажу, что большой выбор, но цены не маленькие, да и нам, мужикам, ничего не приглянулось. Про цены запомнил только, что плед около 5 000 рублей. Оттуда поехали на мемориальный комплекс Зайсан. Построенный к 50-летию событий на реке Халхин-Гол. С него видно весь город как на ладони.
А это частный сектор.
14.06.08
Отправились на своей машине в национальный парк Тэрэлч, что в 80-ти километрах от Улан-Батора на восток. Ехать нужно было через весь Улан-Батор. По дороге заехали на местный авторынок. Нашли колесо вместо порванного 205*65 R16 «Бриджстоун», практически новое, за 43 000 тугриков (900 рублей), и взяли баночку жидкости для повышения октанового числа. Шиномонтаж недалеко от рынка, 1 000 тугриков (20 рублей) без балансировки. Балансировку вообще нигде не видел.
Кстати, о передвижении по Улан-Батору за рулем своего автомобиля. Во многих статьях про Монголию и на границе нас пугали местные водители, что в Улан-Баторе очень неспокойное движение, и легко можно попасть в аварию. На самом деле движение в столице попроще, чем в Новосибирске. Местные водители ездят, по-моему, очень плохо. У нас ездят также нагло, но обдуманно. Там движение сумбурное, не отличается логикой, со своими особенностями. Как и во многих азиатских странах, очень много сигналят, причем практически бессмысленно. В центре города на больших перекрестках стоят регулировщики движения. Гаишников в том виде, как у нас, не видел ни разу. Радаров и эвакуаторов в Монголии нет. На перекрестках с круговым движением порядок проезда знаками не обозначен, правило помехи справа не действует. Как потом сказал один из местных жителей, порядок движения определен «устной» договоренностью. Порядок примерно такой же, как если бы это был обычный перекресток без кругового движения. То есть, если ты въезжаешь в круг с главной дороги, то преимущество у тебя, если с второстепенной, то должен уступить тем, кто едет по кругу. При перестроении из ряда в ряд тебя, скорее всего, не пропустят. Но один раз меня все-таки сзади едущий джип пропустил. А на следующем светофоре остановился рядом, водитель опустил стекло и на чисто русском сказал: «Привет, земляк». В общем, если вы не паритесь в езде по Новосибирску, то и в Улан-Баторе проблем не будет.
Как уже писалось, с указателями направлений в Монголии беда. На выезде из города один указатель, на котором стрелками показаны съезды в города, но когда они будут, непонятно. Километров пятьдесят мы ехали по «бетонке» – дороге, выложенной бетонными плитами, потом свернули налево на асфальтовую дорогу. Через 10 км спустились в красивую долину реки. Сразу за серпантином на спуске стоит шлагбаум – сбор дорожного налога 500 тугриков и сбор за въезд в национальный парк. Въезд в парк для иностранцев 3 000 тугров за человека (65 рублей), для местного населения 300 тугров. Асфальтированная дорога проходит через весь парк по живописной долине. Известность национальному парку Тэрэлч принесли огромные каменные изваяния (оригинальные формы выветривания гранита). Живописные слоистые горы и одна из достопримечательностей Монголии – гора-черепаха. Чуть дальше турбаза с чучелами динозавров в натуральную величину, как в Новосибирском зоопарке.
На обратном пути заехали в «гуанз», где одна из официанток говорит по-русски. Удалось заказать нечто среднее между щами и солянкой, по-монгольски – кимчитэй шол. Очень много, горячо и вкусно, рекомендую. Там же купили две булки свежего хлеба. Хорошо поели на 4 900 тугриков (100 рублей). За день проехали 155 км.
15.06.08
Утро было солнечное. В этот день был запланирован отъезд из Улан-Батора в сторону Хархорина. Но сначала заехали в гости к Ганбату. Поели домашних мант, выпили за встречу. Проводили нас до выезда из города. Одним из города выехать тоже, наверно, было бы тяжело – указателей нет. Погода начала ухудшаться. До Хархорина дорога асфальтирована, но на участке от Улан-Батора до города Лун ведется ремонт. Ехали по грунтовке вдоль насыпи. Периодически появлялись небольшие песчаные смерчики.
Через 75 км попали в пыльную бурю. Пришлось остановиться и заглушить двигатель, чтобы не хапнуть песка. Видимость не более 10 метров. Через 10 минут все успокоилось. Но позже снова была буря, но уже с дождем.
К вечеру распогодилось, и на небе не стало ни одного облачка. В одном месте фотографировали стаю беркутов.
В 270 км от Улан-Батора (47°20’13’’ 103°41’15’’) небольшие песчаные барханы. Живописное место, туристическая база. Пока гуляли по пескам, к нам подъехал монгол на лошади, с удовольствием позировал.
По-моему, все монголы очень любят фотографироваться.
Ночевать остановились на туристической базе «Mongon Mod», один километр от развилки на Хужирт и Хархорин (12 000 тугриков за человека). На базе несколько войлочных юрт, одно деревянное здание в форме юрты под ресторан и кирпичное под душ и туалеты. База расположена на холме и открыта всем ветрам.
Рядом не видно ни одного дерева. Пейзаж не впечатляет. Директор базы говорит по-русски. Было холодно, всего +7°. Сразу же пришла молодая монголка, принесла термос с горячей водой и затопила печку. Она должна была прийти еще в 3 часа и в 6 часов, чтобы мы не замерзли. В юрте кроме печки-буржуйки, стоящей в центре, есть еще две кровати, два деревянных кресла, столик. Зеркало и вешалки висят прямо на стене. Матрас на кровати большой, но очень твердый, а подушка маленькая и набита не перьями или пухом, а маленькими шариками.
За день проехали 360 км.
16.06.08
Проснулся в 4 часа ночи от холода. Девочка, похоже, приходила и пыталась затопить печку, но она не разгорелась. Пришлось топить самому. Завтракали в ресторане – сосиска, вареное яйцо, чай, кофе, хлеб, масло, повидло. По 3 000 тугриков на каждого.
В 9:25 выехали на водопад на реке Орхон. Где он находится, точно мы не знали. На карте он не обозначен. Директор базы нарисовал примерную схему, типа «здесь прямо, здесь прямо, а за мостом налево». Но главное написал, как это место звучит по-монгольски, чтобы спрашивать дорогу у местных ― Хурхэрээ. А спрашивать пришлось очень часто. Монголы очень охотно общаются, но понять, что они объясняют, практически невозможно. Легковых машин стало меньше, больше мотоциклов. Мотоциклы китайские. На мотоцикле обычно едет вся семья: папа, мама и посередине ребенок. По дороге встречаются живописные места.
Базальтовое плато, похоже, вулканического происхождения. Очень красивое место на изгибе реки Орхон. Река течет где-то далеко внизу (46°53’28’’ 102°22’45’’).
Как и во всех примечательных местах и на перевалах все ближайшие деревья и столбики увешаны синими ленточками. Дальше – 30 км по дороге, усыпанной камнями. В 16:30 подъехали к водопаду (46°47’09’’ 101°57’28’’). Водопад сразу не видно, но огорожено место стоянки автомобилей, и висит плакат. Машин и людей нет. Пошли по тропинке. Начали появляться сомнения. И они подтвердились :(. Водопад, поток падающей с высоты 24 метров воды которого должен быть шириной 12 метров, ………пересох.
Пересох совсем. Судя по рельефу близлежащей местности, река, образующая водопад, не высокогорного происхождения, а дождевого. А начало лета в этом году было очень засушливое. В общем, жаль…. На базу вернулись в 23:40, проехали 245 км.
17.06.08
Посчитали наличные тугрики. Все плохо. Хватает только на бензин до границы. Мало поменяли. Движемся дальше на запад. Хороший солнечный денек. В 16 км от базы город Хархорин. Когда-то на этом месте стоял Каракорум, столица Монгольской империи в 13 веке. Посетили монастырь Эрдэнэ-Зуу. Монастырь огорожен стеной с 108 субурганами. Пообедали позами в палатке напротив монастыря (по 300 тугриков за 1 штуку).
На заправке залили полный бак и канистру.
В городке Цэцэрлэг пытались поменять рубли. Нашли банк, на табло написан обменный курс. Протягиваю рубли кассирше. Она долго их вертит, подзывает другого кассира, что-то обсуждают и отдают. Типа, менять не будем. Такая же ситуация и в другом банке. Меняют только доллары. В общем, поменять рубли можно только в Улан-Баторе, Эрдэнэте и приграничных городах.
Дорога идет на высоте 2 000 км над уровнем моря. Живописный каньон (48°06’23’’ 100°17’48’’).
Ближе к вечеру начали искать место для ночевки. У дороги увидели небольшой указатель к турбазе «Бадмараг» (48°07’01’’ 99°56’23’’). Так как тугриков мало, пытались договориться об оплате рублями. В конце концов, используя английский язык, договорились о ночевке за 800 рублей. Если бы платили тугриками, было бы в два раза дешевле.
Хорошая база, в живописном месте. Так же, как и на предыдущей базе, стоят юрты, только территория ухожена, стоят скамейки, фонари. Плохо, что турбазу не видно с дороги, указатель можно легко проскочить. Кроме нас, больше никого не было. Наверно, не сезон. Цены в меню ресторана (сразу перевожу в рубли): салат от 40 до 100 рублей, первое от 60 до 100, второе от 60 до 140, пиво 45 рублей.
За день проехали 307 километров.
18.06.08
Утром сделали запись в книгу отзывов. С июня 2007 нет ни одной на русском. Провожать нас вышел весь обслуживающий персонал. Побрызгали молоком на колеса – на добрую дорогу.
Начал дорожать бензин ― 1 300 тугриков. В поселках вокруг каждого дома высокий плотный деревянный забор. При этом в радиусе сотни километров деревьев, а тем более леса не видно.
Следующая цель – озеро Тэрхийн Цагаан Нуур. Территория вокруг озера выделена в особо охраняемую. Въезд (48°09’45’’ 99°53’20’’) платный по 3 000 тугриков с человека. Через 10 км от моста потухший вулкан Хорго (48°11’12’’ 99°51’51’’). Около его южного склона – поле застывшей лавы. Высота вулкана более 200 метров. Глубина кратера 100 метров. Поднялись наверх. Очень впечатляющее зрелище.
Подъехали к озеру. Около озера несколько туристических баз, есть огороженная парковка для машин и постановки палаток. Машину облепили тучи насекомых. Как наши комары, только крупнее и не кусают. Погода стала портиться. Познакомились с парнем из Чехии. Вместе с женой на велосипедах путешествуют по Монголии. Помогли ему ключом на 6. После чего он со словами: «В 45 году вы спасли нашу страну от немцев, а в 2008 вы спасли мое путешествие» преподнес нам бутылку водки и пачку сигарет. Переждали дождь и поехали рыбачить. Только успокоились волны, сразу поймали щуку 70 см, которую пожарили и съели вместе с чехами и монголом, хозяином соседнего кафе, под эту же водочку.
Сидели, разговаривали до позднего вечера. Интересная ситуация – чех и монгол общаются между собой на неплохом русском. Ночевали в машине. Проехали за день только 40 км.
19.06.08
Движемся дальше на запад.
Периодически едем по отсыпанной дороге. Бензин дорожает до 1 450 тугриков за литр 92-го. Ландшафт становится более зеленым, встречается больше деревьев, но больших лесов нет. Перевал Саланготын, высота 2 555 над уровнем моря. Горная речка, лед и много зелени.
В одном из поселков остановила местная полиция. Проверили документы. Единственный раз в Монголии.
Ночевали в машине среди сопок. Проехали 386 км. Это за целый день практически без остановок.
20.06.08
Выехали в 8:20.
Плохо сориентировались, в результате заблудились и проехали лишних 60 км. В районе города Баянтэс очень красивые горы и долины.
За 4 часа навстречу попалась только одна машина. Едем вдоль песков Боорег-Делийн-Элс. Увидели мираж. Как будто где-то выше горизонта стоит большое зеркало.
В очередном поселке на заправке не оказалось 92-го бензина. Заправка на ручном насосе. Вылили в бак 92-й из канистры и залили в канистру 80-го по 1 200 тугриков.
Началась мелкая проникающая пыль. Вроде и вентиляция в режиме рециркуляции, но пыль все равно проникает в машину. Подъехали к соленому озеру Увс-Нуур. Самое крупное озеро в Монголии, 70 на 80 км. На берегу специфический запах соленой воды. Покупались, пробовали рыбачить. На ужин пожарили картошки. Ночевали на озере. Высота над уровнем моря 760 м.
За день проехали 395 км.
21.06.08
Последний день в Монголии. Рано утром приехали в Улангом. Город большой, наверно, можно было бы поменять рубли. Ждать открытия банков не стали. Заправились 92-м на последние тугрики. Бензин еще дороже, по 1 480 тугриков (30 рублей). По прикидкам только-только должно хватить до границы. Через 80 км очень живописный перевал Улан-дава, высота 1 971 м над уровнем моря. Стало больше зелени.
Еще через 100 километров началось каменное море. Точнее дно давно высохшего моря или озера, сплошь из гладких булыжников. Скорость не больше 30 км/ч. Трясет нещадно. Протяженность около 40 км.
Едем по укатанной колее. Что самое интересное, здесь, да и в большинстве других случаев, дорога абсолютно совпадает с указанной на карте выпуска 1972 года. Судя по карте, скоро надо будет пересечь реку. Проехали один ручей и вдруг подъехали к достаточно крупной реке с быстрым течением и глубиной до метра. А по карте в этом месте указан брод. Следы въезда в воду действительно есть, но на нашей машине это непреодолимое препятствие. Стали появляться плохие мысли. Тугриков нет, бензина мало. Хорошо хоть взяли с собой монгольской водки. Решили поехать ниже по течению к населенным местам. Через некоторое время дорога снова пошла к берегу. Свернули. Нашли неплохой брод под углом по течению, глубиной по колено.
Через 345 км от ночной стоянки подъехали к границе. На каком-то посту перед таможней остановили. Проезд 6 000 тугриков. Говорю монголу: «Денег нет». А он, типа «давай рублями». Я ему: «И рублей нет». В общем, пропустили бесплатно. Подъехали к монгольской таможне. Кроме нас, машин нет. Суббота, время 17:10. На воротах объявление «Воскресение – выходной». Думаем: «Не успели». Но нас пустили, и мы прошли таможню за 20 минут. Заехали на нейтральную территорию. Через 10 км забор и наша граница. Подходит пограничник. Просит документы и со словами: «Позвоню на таможню, пустят вас или нет», уходит. Через пять минут подходит: «Проезжайте». Сразу за забором начался Асфальт. Еще 20 км до российской таможни. Нашу таможню проходили 30 минут, тоже были единственные.
21.06.08
18:09. Все! Мы сделали это! Мы дома! По Монголии проехали 3 080 километров.
P.S. Сейчас, по истечении какого-то времени снова тянет туда. Хотя первоначально было чувство легкого разочарования и мысли о том, что поездка не оправдала всех ожиданий: скудная растительность, мало зелени, разбитые дороги, пересохший водопад, отсутствие особых приключений и проблем. Просто будничное передвижение по бездорожью. Может быть, не хватило компании или гида. Но просматривая фотографии сейчас, понимаю… было интересно. В Монголию поеду еще – это точно, но в августе. И в Гоби…..